Категория: Руководства
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основная источник с-р игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основная особенность с-р игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.
Основные особенности с-р игры:
Характер игровых действий
Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
В младших группах игрушки для с-р игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.
В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.
В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.
Методика применения с-р игры.
Кассир, контролер, водитель автобуса, артисты, зрители
Воспитание уважения к труду прачки, бережного отношения к вещам.
Знакомство с правилами поведения в автобусе. Воспитание уважения к труду водителя и кондуктора.
Экскурсовод, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др.
Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку
По теме: методические разработки, презентации и конспектыВ данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой.
Руководство и организация сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе.
Выступление на педсовете.
Планы развития сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
Игры бывают разные – подвижные, дидактические и ролевые, или сюжетные. Представляю вашему вниманию рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста, разработанные педагог.
Руководство и организация сюжетно -ролевой игры "Парикмахерская"
Существует много методик по организации сюжетно-ролевых игр. Используя различные методики и свой собственный опыт, я создала данное руководство, которое поможет педагогам организовать сюжетно-ролевую.
Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является.
Руководство и организация сюжетно – ролевой игры.
Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с игрой. Чем меньше ребёнок, тем больше времени должно быть дано ему на игру. Воспитателю надо заботиться о том, что бы игры детей трет.
Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»
совместная деятельность педагога с детьми.
Ребенок раннего и дошкольного возраста проходит 4 стадии в освоении игровой деятельности:
1. Ознакомительная игра.
2. Отобразительная игра.
3. Сюжетно-отобразительная игра.
4. Сюжетно-ролевая игра.
1. От простого обследования игрушки-погремушки ребенок переходит к действиям, с помощью которых он узнает специфические свойства предметов. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственно предметной деятельности.
2. Овладение игровыми действиями, как отмечала М.Н.Аксарина, происходит на основе подражания. По мере взросления, ребенок начинает имитировать действия взрослых и использовать предметы по назначению. Например, ребенок берет куклу, заглядывает ей в лицо. Рассматривает одежду, как воспитатель. Пытается прокатить машинку.
3. В дальнейшем, к 3 годам, дети, зная назначения предметов, умея действовать с ними, способны принять роль и делают это с удовольствием.
o Характерной чертой сюжетно – отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия, например, ребенок кладет куклу в кровать, укрывает. Затем снова поднимает и снова укрывает.
o Малыши сюжетно воспроизводят знакомые результативные способы действия с предметами и начинают действовать характерно для определенного лица, как мама, как доктор.
o Игровые действия детей условны по своему результату (малыш поит куклу из пустой чашки), т.е. действия ребенка становятся условные не только по результату, но и характеру выполнения.
4. На последнем этапе, играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей, что и является собственно ролевой игрой.
К 5 годам дошкольники самостоятельно организовывают сюжетно-ролевые игры: выбирают тему, создают предметно игровую среду, выполняют соответствующие игровые действия и правила поведения.
Роль воспитателя на разных стадиях развития игры.
Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия взрослых . Сюда относятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.
По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет.
В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня еще нет взаимодействия персонажей.
Если же к трём с половиной годам ребёнок всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.
Приемы формирования взаимоотношений в ср игре .
1) групповое обсуждение на занятиях ситуаций, возникающих в игре. Важно обсудить следующие вопросы:
а) равное право каждого ребенка на участие в игре, содержание и способы общения при приглашении сверстников в игру, выражение просьбы принять в игру, выражение согласия участвовать в игре, выражение отказа.
б) равное право каждого ребенка на творческое развертывание замысла, внесение предложений по развертыванию сюжетов, принятие / отклонение предложений;
в) справедливость распределения ролей …
и игрушек с учетом интересов и потребностей партнера, содержание и способы общения при выражении несогласия;
г) демократичность при выражении распоряжений, поручений, внесение предложений, выражение согласия с действиями по руководству игрой, обоснования отказа выполнять их;
д) особенности общения с незнакомым ребенком, проявления внимания к нему при распределении игрушек.
2) анализ воспитателем (в ходе индивидуальных бесед с ребенком и бесед с подгруппой) содержания и способов общения сверстников в самостоятельной игре;
3) чтение художественных произведений, в которых ярко проявляется нравственный смысл отношений между людьми;
4) показ (с использование кукольного театра и театра игрушек) инсценировок по сюжетам игр с последующим обсуждением содержания и способов общения между персонажами;
5) организация и проведение старшими дошкольниками подвижных и сюжетно-ролевых игр с малышами.
Для приобретения опыта взрослый на конкретном примере показывает как важно терпеливо разъяснять содержание игры малышам, доброжелательно приглашать малышей поиграть, понятно рассказать о ходе, давать поручение в форме совета.
Взрослый дает образцы игр действий и общения, предлагает детям воспроизвести их, разъясняет, что ведущий должен четко знать последовательность действий и характер их выполнения, а в конце доброжелательно оценить как ребенок выполнил свою роль и общался с партнером.
Введение в конфигурирование в системе 1С:Предприятие 8.2. Основные объекты платформы
Истоки сюжетно-ролевой игры берут начало в младенческом возрасте.
В первом полугодии 1-го года жизни ребенка появляется ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.
Во втором полугодии 1-го года жизни появляется отобразительная игра. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия.
Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития сюжетно-отобразительной игры важно:
совместные игры взрослого и ребенка;
оформление игровой обстановки.
4. Этапы развития сюжетно-ролевой игрыД.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» выделил 4 этапа, которые проходит игра в своем развитии.
5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят основные задачи:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Для решения этих задач важны:
- постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений;
- педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов.
В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залыгина, Н.Я. Михайленко и др.). Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия (обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, внесение игрушек и создание игровой обстановки, обновления игровых материалов) и приемы прямого руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
В теории и практике также ставится вопрос об использовании комплексного метода руководства игровой деятельностью. Четыре компонента комплексного метода:
— ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;
— обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игра с воображаемыми предметами);
— организация предметно-игровой среды (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и т. д.);
— активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.
Михайленко Н.М. Короткова Т. Выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой.
1 этап — обогащение игровых действий
2 этап — развитие ролевого поведения детей в игре
3 этап — обучение сюжетосложению в игре.
В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы:
— помощь в организации взаимодействия детей в совместных играх;
—обогащение событийной стороны содержания игры;
—создание игровой среды.
Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные).
Основные требования к организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Тема. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Своеобразие и педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников.
Виды театрализованных игр.
Руководство театрализованными играми в разных возрастных группах. Оборудование театрально-игровой деятельности детей в детском саду.
Своеобразие театрализованных игр дошкольников:
строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяются текстом этого произведения;
от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;
действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;
передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;
состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.
Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:
формируют у детей чувство партнерства;
развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;
интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;
тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;
содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;
способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.
Виды театрализованных игр дошкольников:
1. Настольные театрализованные игры, куда входят:
а) настольный театр игрушек;
б) настольный театр рисунков.
2. Стендовые театрализованные игры:
в) теневой театр.
3. Игры-драматизации, включающие:
а) пальчиковый театр;
в) кукольный театр;
г) игра-драматизация с шапочками на голове;
Тематика театрализованных игр должна быть:
содержательной и разнообразной;
обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;
поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;
развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;
формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;
побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа:
I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада: в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.
Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр; б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.
В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи: углублять знакомство детей с разными ведами театрального искусства; продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо); содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.
В старших группах возможности детей возрастают. Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой; осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.
Условно театральное оборудование можно поделить на: а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);
б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;
в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);
д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;
е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.
Требования к оборудованию:
а) соответствие возрастным возможностям детей;
б) прочность, безопасность, гигиеничность;
в) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;
г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.
При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.
Тема. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Сущность режиссерской игры.
2. Возникновение режиссерской игры.
3. Особенности режиссерской игры детей разного возраста.
4. Педагогические условия развития режиссерских игр.
Своеобразие и педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Методика руководства в разных возрастных группах.
А) ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие.
Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец ; и педагоги: Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры. эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.
Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты. мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.
Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.
Тема. представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные. отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.
Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.
Для ребенка роль - это его игровая позиция. он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Всякая роль содержит свои правила поведения. взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.
Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное
Ролевая речь. это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.
Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.
- Отобразительными - копирует действия реальной жизни.
- Изобразительными - действия более свернутые, используются слова как будто.
Игровой материал. та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Предпосылки сюжетно-ролевой игры
• Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
• Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
• Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Раннее детство - особый период физиологического и психического становления ребенка. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.
Урунтаева указала предпосылки сюжетно-ролевой игры. которые складываются в раннем детстве:
- ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;
- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
- действия обобщаются и отделяются от предмета;
- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;
- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
1. Традиционный подход к руководству (Д.В.Менджерицкая, Р.С.Жуковская): Игра - деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте. В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.
2. Партнерский подход к руководству (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова) заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко. заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер. он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.
3. Комплексный подход (Е.В.Зварыгина, С.Л.Новоселова) предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. Основные компоненты этого подхода. обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей.
Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Особенности руководства сюжетно – отобразительной игрой в 1 младшей группе
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей.
Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
во 2 младшей группе (с учётом ФГТ)
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час);
- в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);
- в самостоятельной деятельности детей.
-при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.
- Включается в игру во второстепенной роли.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в средней группе (с учётом ФГТ)
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной. в малой группе ( 1 час – 1 час 10 минут);
- в ходе режимных моментов (25 - 40 минут);
- в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.
- при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.
- при обсуждении содержания игры – репликой, советом. напоминанием актуализирует их личный опыт.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в старшей и подготовительной к школе группах (с учётом ФГТ)
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной. в малой группе (1 час 40 минут);
- в ходе режимных моментов (45 – 50 минут);
- в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.
Роль педагога (в ходе игры - второстепенная)
- Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр
- Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность
- Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре
- Способствует овладению детьми более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. (Михайленко Н.Я)