Руководства, Инструкции, Бланки

методика руководства сюжетно ролевой игрой в разных возрастных группах img-1

методика руководства сюжетно ролевой игрой в разных возрастных группах

Рейтинг: 4.5/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Консультация по окружающему миру на тему: руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

Консультация по окружающему миру на тему:
руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основная источник с-р игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основная особенность с-р игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.

Основные особенности с-р игры:

  • Соблюдение правил.
  • Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  • В с-р игре идет эмоциональное развитие.
  • В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
  • В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
  • Развитие речи.
  • Игры на бытовые сюжеты ( дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)
  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
  • Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)
  • Игры на темы литературных произведений, КИНО, телепередач .
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

Характер игровых действий

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

В младших группах игрушки для с-р игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.

В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.

  • Косвенное руководство:
  • Обогащение знаний детей о жизни
  • Обновление игровых материалов
  • Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.
  • Прямые приемы руководства:
  • Ролевое участие в игре
  • Разъяснение
  • Участие в распределении ролей
  • Совет по ходу игры
  • Предложение новой темы игры

Методика применения с-р игры.

  1. выбор игры (кратковременная или длительная)
  2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
  3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
  4. создание воображаемой ситуации.
  5. распределение ролей.
  6. начало игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
  7. сохранение игровой ситуации
  8. завершение игры.

Кассир, контролер, водитель автобуса, артисты, зрители

  • Домик для семьи
  • Болезнь ребенка
  • День рождения
  • Братья и сестрички
  • Детский сад
  • Мамы и папы
  • Бабушки и дедушки
  • Папа – шофер
  • Скорая помощь и т.д.
  • Банный день
  • Изготовление атрибутов /мыльницы, доски для стирки/
  • Грязная одежда
  • Прачечная
  • После Дня рождения
  • Игра с игрушечным автобусом. Оборудование остановки.
  • На работу и в детский сад
  • В зоопарк и театр
  • К доктору
  • В магазин
  • Контролер
  • Милиционер-регулировщик
  • Обыгрывание игрушечных автомобилей
  • Отвезти продукты в детский сад
  • Перевозка мебели
  • Покатаем кукол
  • На дачу
  • Пожарная машина
  • Скорая помощь
  • Бензозаправка
  • Мойка
  • Детский сад
  • Диспетчер и стройка
  • Игра с игрушечным пароходом
  • Построить пристань, покатать на пароходе кукол.
  • Изготовление атрибутов (билеты, деньги, продукты, подзорная труба)
  • Отплытие
  • У врача
  • Повар
  • Спасение утопающих
  • Парикмахер
  • Встреча с рыбаками
  • Возвращение домой
  • Изготовление атрибутов к игре (печенье, булки, игрушки и т.д.)
  • Оформление витрины
  • Продуктовый магазин
  • Книжный магазин
  • Кондитерский
  • Магазин игрушек
  • Овощи-фрукты
  • Магазин одежды
  • Подготовка к Дню рождения
  • Строительство аэропорта (взлетная полоса, ангар, самолеты)
  • Конструирование бумажных самолетов и запуск их на прогулке
  • Покупка билетов
  • Ожидание рейса
  • Посадка
  • Взлет
  • Пассажиру плохо
  • Обед
  • Полет
  • Приземление и встреча
  • Игры с куклами бибабо, обучение приемам игры с куклой .
  • Изготовление игровых атрибутов (билеты, деньги)
  • Едем в театр
  • Программа и репертуар, афиши
  • Спектакль
  • Антракт
  • Буфет
  • Аплодисменты.
  • формирование положительных взаимоотношений между детьми

Воспитание уважения к труду прачки, бережного отношения к вещам.

Знакомство с правилами поведения в автобусе. Воспитание уважения к труду водителя и кондуктора.

Экскурсовод, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др.

  • Постройка дома
  • Когда мамы нет дома
  • Гости
  • Я помогаю маме
  • Семейный праздник
  • Бабушка заболела
  • На даче
  • Детский сад
  • Утром в детском саду.
  • Осмотр врача
  • Занятие
  • Зарядка
  • Обед
  • Прогулка и т.д.
  • Изготовление атрибутов для игры (журнал, тетради, повязки для дежурных и т.д.)
  • Строительство школы, класса из конструктора.
  • Учитель – роль берет воспитатель, затем ребенок
  • Урок чтения
  • Урок математики
  • Урок физкультуры
  • Перемена
  • Дорога в школу и обратно
  • Путешествие по городу с классом.
  • Соорудить постройки (судно, причал, вокзал) из строителя по представлению и образцу.
  • Обыгрывание построек при помощи игрушек.
  • Капитан
  • Покупка билетов
  • Подготовка к путешествию.
  • Боцман и матросы
  • Кок и врач.
  • Путешествие в деревню
  • В гостях у бабушки
  • Концерт для тружеников села
  • Мы отправляемся на Север.
  • Мы едем на юг.
  • п/игра «Летчики»
  • изготовление атрибутов (пропеллер, крылья, очки)
  • подготовка самолета к полету.
  • Подготовка экипажа к полету.
  • Собираемся в дорогу.
  • Полет.
  • Стюардесса.
  • Доктор.
  • Посадка и встреча.
  • Нарисовать дом, который нужно построить.
  • Разделение детей на бригады.
  • Погрузить строительный материал на машины.
  • Привезти его на стройку.
  • Разгрузить.
  • Возводить стены дома.
  • Строительство магазина.
  • Строим дачу.
  • Строим детский сад.
  • Изготовление атрибутов к игре (таблетки, термометр, рецепты, коробочки для медикаментов и инструментов и т.д.)
  • Знакомство с игровыми способами действия с предметами.
  • Кабинет врача и приемная.
  • Регистратура.
  • Медсестра.
  • Осмотр больного.
  • Окулист.
  • Хирург.
  • Терапевт.
  • Изготовление альбома «Модели причесок и стрижек» (используя рисунки детей и вырезки из журналов)
  • Прическа для мамы
  • Папа в парикмахерской.
  • Подготовка к празднику.
  • Ждем гостей.
  • Игры с игрушками зверей.
  • Изготовление альбома «Зоопарк»
  • Устройство зоопарка (кто с кем живет, строительство вальеров, бассейна и клеток)
  • Экскурсия в зоопарк.
  • Покупка билетов.
  • Ухаживаем за животными.
  • Покормим животных.
  • Лечим животных.
  • Семья в зоопарке.

Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой.

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе.

Выступление на педсовете.

Планы развития сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

Игры бывают разные – подвижные, дидактические и ролевые, или сюжетные. Представляю вашему вниманию рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста, разработанные педагог.

Руководство и организация сюжетно -ролевой игры "Парикмахерская"

Существует много методик по организации сюжетно-ролевых игр. Используя различные методики и свой собственный опыт, я создала данное руководство, которое поможет педагогам организовать сюжетно-ролевую.

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является.

Руководство и организация сюжетно – ролевой игры.

Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с игрой. Чем меньше ребёнок, тем больше времени должно быть дано ему на игру. Воспитателю надо заботиться о том, что бы игры детей трет.

Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»

совместная деятельность педагога с детьми.

Другие статьи

Характеристика сюжетно-ролевых игр

Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Ребенок раннего и дошкольного возраста проходит 4 стадии в освоении игровой деятельности:

1. Ознакомительная игра.

2. Отобразительная игра.

3. Сюжетно-отобразительная игра.

4. Сюжетно-ролевая игра.

1. От простого обследования игрушки-погремушки ребенок переходит к действиям, с помощью которых он узнает специфические свойства предметов. Это кульминационный мо­мент развития психологического содержания игры в раннем дет­стве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственно предметной деятельности.

2. Овладение игровыми действиями, как отмечала М.Н.Аксарина, происходит на основе подражания. По мере взросления, ребенок начинает имитировать действия взрослых и использовать предметы по назначению. Например, ребенок берет куклу, заглядывает ей в лицо. Рассматривает одежду, как воспитатель. Пытается прокатить машинку.

3. В дальнейшем, к 3 годам, дети, зная назначения предметов, умея действовать с ними, способны принять роль и делают это с удовольствием.

o Характерной чертой сюжетно – отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия, например, ребенок кладет куклу в кровать, укрывает. Затем снова поднимает и снова укрывает.

o Малыши сюжетно воспроизводят знакомые результативные способы действия с предметами и начинают действовать характерно для определенного лица, как мама, как доктор.

o Игровые действия детей условны по своему результату (малыш поит куклу из пустой чашки), т.е. действия ребенка становятся условные не только по результату, но и характеру выполнения.

4. На последнем этапе, играющие моделируют знакомые им трудовые и обществен­ные отношения людей, что и является собственно ролевой игрой.

К 5 годам дошкольники самостоятельно организовывают сюжетно-ролевые игры: выбирают тему, создают предметно игровую среду, выполняют соответствующие игровые действия и правила поведения.

Роль воспитателя на разных стадиях развития игры.

Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия взрослых . Сюда относятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет.

В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня еще нет взаимодействия персонажей.

Если же к трём с половиной годам ребёнок всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.

Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах (комплексный метод руководства игрой)

Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах (комплексный метод руководства игрой).

Приемы формирования взаимоотношений в ср игре .

1) групповое обсуждение на занятиях ситуаций, возникающих в игре. Важно обсудить следующие вопросы:

а) равное право каждого ребенка на участие в игре, содержание и способы общения при приглашении сверстников в игру, выражение просьбы принять в игру, выражение согласия участвовать в игре, выражение отказа.

б) равное право каждого ребенка на творческое развертывание замысла, внесение предложений по развертыванию сюжетов, принятие / отклонение предложений;

в) справедливость распределения ролей …
и игрушек с учетом интересов и потребностей партнера, содержание и способы общения при выражении несогласия;

г) демократичность при выражении распоряжений, поручений, внесение предложений, выражение согласия с действиями по руководству игрой, обоснования отказа выполнять их;

д) особенности общения с незнакомым ребенком, проявления внимания к нему при распределении игрушек.

2) анализ воспитателем (в ходе индивидуальных бесед с ребенком и бесед с подгруппой) содержания и способов общения сверстников в самостоятельной игре;

3) чтение художественных произведений, в которых ярко проявляется нравственный смысл отношений между людьми;

4) показ (с использование кукольного театра и театра игрушек) инсценировок по сюжетам игр с последующим обсуждением содержания и способов общения между персонажами;

5) организация и проведение старшими дошкольниками подвижных и сюжетно-ролевых игр с малышами.

Для приобретения опыта взрослый на конкретном примере показывает как важно терпеливо разъяснять содержание игры малышам, доброжелательно приглашать малышей поиграть, понятно рассказать о ходе, давать поручение в форме совета.

Взрослый дает образцы игр действий и общения, предлагает детям воспроизвести их, разъясняет, что ведущий должен четко знать последовательность действий и характер их выполнения, а в конце доброжелательно оценить как ребенок выполнил свою роль и общался с партнером.

Введение в конфигурирование в системе 1С:Предприятие 8.2. Основные объекты платформы

Методика руководства сюжетно ролевой игрой в разных возрастных группах

3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.

Истоки сюжетно-ролевой игры берут начало в младенческом возрасте.

В первом полугодии 1-го года жизни ребенка появляется ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.

Во втором полугодии 1-го года жизни появляется отобразительная игра. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия.

Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития сюжетно-отобразительной игры важно:

совместные игры взрослого и ребенка;

оформление игровой обстановки.

4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры

Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» выделил 4 этапа, которые проходит игра в своем развитии.

5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.

В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят основные задачи:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Для решения этих задач важны:

- постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений;

- педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов.

В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залыгина, Н.Я. Михайленко и др.). Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия (обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, внесение игрушек и создание игровой обстановки, обновления игровых материалов) и приемы прямого руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

В теории и практике также ставится вопрос об использовании комплексного метода руководства игровой деятельностью. Четыре компонента комплексного метода:

— ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;

— обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, использование предметов-заменителей, игра с воображаемыми предметами);

— организация предметно-игровой среды (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и т. д.);

— активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры.

Михайленко Н.М. Короткова Т. Выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой.

1 этап — обогащение игровых действий

2 этап — развитие ролевого поведения детей в игре

3 этап — обучение сюжетосложению в игре.

В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы:

— помощь в организации взаимодействия детей в совместных играх;

—обогащение событийной стороны содержания игры;

—создание игровой среды.

Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные).

Основные требования к организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

Тема. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Своеобразие и педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников.

Виды театрализованных игр.

Руководство театрализованными играми в разных возрастных группах. Оборудование театрально-игровой деятельности детей в детском саду.

Своеобразие театрализованных игр дошкольников:

строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяются текстом этого произведения;

от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

формируют у детей чувство партнерства;

развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

а) настольный театр игрушек;

б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

в) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

а) пальчиковый театр;

в) кукольный театр;

г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Тематика театрализованных игр должна быть:

содержательной и разнообразной;

обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа:

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада: в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр; б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи: углублять знакомство детей с разными ведами театрального искусства; продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо); содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают. Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой; осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на: а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

а) соответствие возрастным возможностям детей;

б) прочность, безопасность, гигиеничность;

в) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.

Тема. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Сущность режиссерской игры.

2. Возникновение режиссерской игры.

3. Особенности режиссерской игры детей разного возраста.

4. Педагогические условия развития режиссерских игр.

Своеобразие и педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры - Страница 7

Своеобразие и педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Методика руководства в разных возрастных группах.

А) ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие.

Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец ; и педагоги: Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры. эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.

Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскры­вать роли, где развернут игру, и т. п.

Объеди­няясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, сле­дят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребен­ку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты. мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.

Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.

Тема. представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре. Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные. отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.

Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.

Для ребенка роль - это его игровая позиция. он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои правила поведения. взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное

Ролевая речь. это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.

Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.

- Отобразительными - копирует действия реальной жизни.

- Изобразительными - действия более свернутые, используются слова как будто.

Игровой материал. та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Раннее детство - особый период физиологического и психического становления ребенка. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.

Урунтаева указала предпосылки сюжетно-ролевой игры. которые складываются в раннем детстве:

- ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

- действия обобщаются и отделяются от предмета;

- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

1. Традиционный подход к руководству (Д.В.Менджерицкая, Р.С.Жуковская): Игра - деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте. В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обо­гащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.

2. Партнерский подход к руководству (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова) заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко. заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер. он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

3. Комплексный подход (Е.В.Зварыгина, С.Л.Новоселова) предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. Основные компоненты этого подхода. обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей.

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Особенности руководства сюжетно – отобразительной игрой в 1 младшей группе

- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе

- в ходе режимных моментов

- в самостоятельной деятельности детей.

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
во 2 младшей группе (с учётом ФГТ)

- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час);

- в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);

- в самостоятельной деятельности детей.

-при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.

- Включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в средней группе (с учётом ФГТ)

- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной. в малой группе ( 1 час – 1 час 10 минут);

- в ходе режимных моментов (25 - 40 минут);

- в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.

- при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

- при обсуждении содержания игры – репликой, советом. напоминанием актуализирует их личный опыт.

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в старшей и подготовительной к школе группах (с учётом ФГТ)

- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной. в малой группе (1 час 40 минут);

- в ходе режимных моментов (45 – 50 минут);

- в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

Роль педагога (в ходе игры - второстепенная)

- Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр

- Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность

- Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

- Способствует овладению детьми более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. (Михайленко Н.Я)