Руководства, Инструкции, Бланки

руководство сюжетно ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте img-1

руководство сюжетно ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте

Рейтинг: 4.9/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста»

Елена Сенюшкина
Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка 3

I. Цели и задачи развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном

II. Руководство сюжетно-ролевой игрой в младшем дошкольном возрасте 8

III. Ожидаемые результаты 12

IV. Методы и формы организации деятельности 13

V. Система знаний и система деятельности 17

VI. Календарно –тематическое планирование 19

VII. Разработка воспитательного мероприятия 21

Список используемой литературы 23

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.

Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей. относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников ).

Ведь сюжетно-ролевая игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми. развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни. обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей .

Немаловажным для развития сюжетно -ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка - в игровых уголках. ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приёмы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. п. то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. К прямым приёмам руководства относятся. ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей. разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре. поведение играющих. Однако нельзя забывать, что основное условие использования этих приёмов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею. формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства .

I. Цели и задачи развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры. которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте .

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность. в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому. что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольникасо сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе. дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться. играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

Таким образом, основной цельюразвития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей ;

• Развитие познавательных способностей;

• Развитие творческого воображения;

• Развитие творческого мышления;

• Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельностив младшем дошкольном возрасте - это :

• Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

• Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

• Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .

Публикации по теме:

Зимние фантазии (фотоотчёт) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ромашка» Фото отчет конкурса зимние постройки Тема.

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Другие статьи

Методическое пособие «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте»

Методическое пособие «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте»

1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста

1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

2. Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр.

2.1. Примерное планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

2.2 Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте

Список используемой литературы

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".

Все выше сказанное определяет актуальность развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно- ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны - это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра - это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.

Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно-ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

В сюжете раскрывается содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.

Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у младших дошкольников

Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у младших дошкольников Фрагмент текста работы

привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос формирования игровых умений у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что игровые умения у младших дошкольников будут формироваться успешнее, если воспитатель будет знать особенности развития игры у детей в младшем дошкольном возрасте, возрастные и индивидуальные особенности детей группы, составит комплекс мероприятий по развитию игровых навыков и будет проводить работу систематически, планомерно и в сотрудничестве с родителями и сотрудниками ДОУ.

В первой части исследования мы рассмотрели научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста, проанализировали разделы программ воспитания и обучения дошкольников, посвященные игре и развитию игровых умений у детей 3-4 лет, выделили ведущую роль взрослого в играх младших дошкольников, рассмотрели разнообразие подходов к организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей и формированию у них игровых умений.

Во второй практической части исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что уровень развития игровых навыков у большинства детей 2ой младшей группы ниже среднего, т.е. многие дети совсем не умели играть.

Анализ психолого-педагогических исследований и результатов констатирующего эксперимента позволил нам разработать проект формирующего эксперимента. В соответствии с целью формирующего эксперимента в проект вошло:

1. создание необходимой игровой среды в группе;

2. комплекс мероприятий, включающих разнообразные формы работы, направленный на развитие игровых умений у младших дошкольников;

3. были составлены рекомендации для педагогов и родителей по руководству сюжетно-ролевой игрой детей.

Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента в конце учебного года был проведен повторный контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей группы произошли значительные изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, дети стали брать на себя разнообразные роли, выполнять логичные ролевые действия, широко использовать атрибуты и предметы-заместители, появилась ролевая речь

Похожие материалы Информация о работе

Консультация для воспитателей «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте»

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

Игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки т.п. Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетнымиигрушками воспитатель переходит к показу игры, включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом.

Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре 1-2 малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.).

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предметами и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием дл появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».

Игра повторяется, естественно, привлекая внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена твоя дочка заболела? Веди ее в больницу; Я доктор. Полечу ее». Процедура «лечения» может повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу.

Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай, как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто хочет быть доктором? Вася! Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».

Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале 2-3 детей, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир ездит в ней; врач лечит больного, а парикмахер стрижет маму и т.п. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада является:

1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль: мамы, врача, шофера и т.п. Это дает возможность объединить несколько детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направленно также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновение сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Педразвитие - публикация педагога на тему Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении дошкольников младшего возраста с социальной действительностью

1
Сообщение из опыта работы на тему

«Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении дошкольников

младшего возраста с социальной действительностью».

МДОУ детский сад № 18 «Рябинка»

воспитатель первой квалификационной категории

Власова Татьяна Викторовна

Введение
Современное общество требует инициативных, нравственно стойких социально адаптированных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально- личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одной из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Актуальность
Актуальность обогащения социального опыта детей определяется необходимостью изучения игровой деятельности для разработки стратегии дошкольного образования. Как показывает практика, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра рассматривается как важное средство социализации ребенка. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - «ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам». Право ребенка на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31). Поэтому темой моей работы стала
«
Сюжетно – ролевая игра как форма организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО». Цель моей работы – развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетенции детей. Для раскрытия цели я поставила следующие задачи: 1. Изучение и анализ научно – методической, нормативно – правовой литературы по ФГОС ДО. 2. Создание благоприятных условий для сюжетно – ролевой игры как формы организации социально – личностного развития дошкольников в условиях ДОО.
2 3. Разработка тематического планирования по сюжетно – ролевой игре с детьми младшего дошкольного возраста. 4. Создание базы дидактических материалов, картотеки, необходимой для работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению. 5. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.
1.Основная часть

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике
К игре ребенка дошкольного возраста выказывали свое отношение практически все авторы, работавшие в дошкольной психологии и педагогике. Известные нам
представления об игре ребенка-

дошкольника можно условно разделить на три группы.

Первая группа
рассматривает игру ребенка дошкольного возраста в отрыве от игры человека в целом. Данное направление подразумевает активное формирующее воздействие взрослого на игру детей. Теоретические основы этого направления базируются на интерпретации работ Д.Б. Эльконина. Основная идея заключалась в том, что если содержание сюжета игры ребенка соответствует моральным общественным нормам общества, то он станет их соблюдать, став взрослым.
Второе

направление
рассматривает игру как культурный вид деятельности человека, и ребенка в частности. Понятие культурной деятельности в данном контексте подразумевает следующее: ребенок приобретает навыки игры от ее носителей и преобразовывает их в соответствии со своими субъективными потребностями.
Третье

направление
рассматривает игру как проявление развития определенных психических структур у ребенка и не считает нужным вмешательство взрослого в игру детей, за исключением психотерапевтической практики. Теоретические представления этого направления основаны на работах различных авторов - Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Дж. Мида. Наиболее распространенная и традиционная для России концепция игровой деятельности ребенка дошкольного возраста построена на работах Д.Б. Эльконина. Мы рассмотрим его на примере двух авторов- P.II. Жуковской и С.Л. Новоселовой.
По

коллективная, полноценная педагогически игра.
Если предложить детям социально-ценное содержание и «нравственно-воспитывающие знания», то у детей можно сформировать абсолютно любые социальные качества.
Существует метод комплексного руководства игрой, созданный

коллективом авторов под руководством СЛ. Новоселовой. Авторы

советуют:
планомерно обогащать опыт ребенка, использовать специально обучающие игры, своевременно изменять игровую среду,
3 прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей, во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры. В 80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета игры, а на формировании способов игровой деятельности. Это направление было развернуто в 80-х годах в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры заключаются в том, что, в начале младшего дошкольного возраста взрослый «открывает» ребенку возможности использования условных, замещающих действий с игровыми предметами, в возрасте 4-5 лет основой игры служит ролевое взаимодействие, а к старшему дошкольному возрасту ребенок уже может перейти на следующий уровень - сюжетосложение, оперируя в игре целостными событиями.
2. Практическая часть

1этап
(начальный
)
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение педагогической литературы по данной теме, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста 2 этап основной (формирующий) На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста игровых умений с использованием информационно- коммуникационных технологий. 3 этап Изготовление картотеки сюжетно-ролевой игры 4 этап Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре, работа с педагогами ДОУ, с родителями. Проведение сюжетно- ролевой игры с младшими дошкольниками «Прогулка по родному городу», выступление на педсовете «Актуальность сюжетно-ролевой игры в ДОУ», родительское собрание, папки – передвижки 5этап Становление опыта, оценка результатов, описание работы
2.2 Реализация работы.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, наблюдая за развитием детей, я заметила, что у них нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности, поэтому одной из задач стало - расширить знания детей о различных профессиях (создание картотек стихов загадок; создание групповых уголков сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту;
4 создание папки «Профессия моих родителей» и т.д.), углубить их интересы к сюжетно-ролевым играм, а так же научить самостоятельно развивать сюжет игры, расширяя социализацию личности ребёнка через знакомство с окружающем миром. Достичь положительного результата можно только соблюдая педагогические принципы организации игры, поэтому я играла вместе с детьми, развертывала игру таким образом, чтобы на новом возрастном этапе дети усваивали более новый способ построения игры, при формировании игровых умений ориентировала детей не только на осуществление игрового действия, но и на пояснение его смысла партнеру. С каждым возрастным этапом игры из однотемных сюжетов и одноперсонажных переходили к многоперсонажным и, затем, к многотемным. Для развития сюжета игры вносила атрибуты, которые не требовали специального обучения взятия на себя роли подсказки в ходе игры, направляла игры в нужное русло, переключала внимание на другие игровые ситуации. При подготовке к игре читали с детьми рассказы по теме, проводили целевые прогулки, рассматривали иллюстрации. В средней группе добавила конструирование из природного материала и бумаги, стала привлекать родителей. В организации предметно – игровой среды ДОУ стала применять макеты, т.к. макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас. Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д. Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук. В организации сюжетно-ролевых игр использовала такие игровые приемы, как проблемные ситуации, советы-напоминания, парные поручения, игры- импровизации («давай играть по-другому»), игры-показы для уточнения представлений ребенка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения.

Вместе с детьми играла и утром, и после дневного сна, используя знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы-заместители, прослушивали музыкальные произведения, произведения русского народного фольклора. На этом этапе важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Для того чтобы игра развивалась детям необходимо дать знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д. Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей.
5 Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т. В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игре детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр. Считаю, что сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Старалась так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникала необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. И тогда они на собственном опыте убеждались, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Изучение проблемы развития сюжетно-ролевых игр показало, что, основываясь на известном в педагогике положении о том, что ребенка побуждает к игре социальная среда, доказывает ведущую роль компетентного взрослого, умеющего встать на позицию ребенка, сотрудничать с ним, видящего смысл развертывающейся ситуации. Это настраивает ребенка на творческое отношение к жизни, на экспериментирование на основе жизненного опыта и знаний, полученных от взрослых. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. В связи с вступлением в силу нового ФГОС ДО много внимания стало уделяться созданию условий для развития игровой деятельности дошкольника: ? выполнение санитарно – гигиенических требований; ? организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты и игрушки для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям); ? мастерство педагога.
Одним из важных условий организации социально-ориентированной

семьи
, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование
6 реальной жизни. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, провела в группе анкетирование. Анализ ответов родителей помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе был оформлен стенд «Играют дети», провела и рекомендовала ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. В соответствии требованиями ФГОС ДО с помощью родителей была оборудована игровая среда в группе («Центр книги», «Центр театра», «Центр конструирования», «Центр природы», «Центр физкультуры и спорта», игровой центр), подобраны дидактические и настольные игры, созданы картотеки песенок, потешек, пословиц, загадок, имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни), подобраны мультипликационные фильмы, художественные фильмы для детей. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы
проводили

наблюдения
с детьми за работой няни, повара, врача,
организовали

целевые прогулки
, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.

Социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей для меня является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

2.3 Результативность опыта
Определение уровня развития игровой деятельности в каждой возрастной группе проводится на основе постоянных наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей и с учётом их реакции на инициативные игровые действия взрослого.
7 Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, проявление устойчивого интереса к окружающему миру. Для диагностики игровой деятельности я использовала диагностические карты и материалы, разработанные авторами программы «Детство». В первой младшей группе уже многие дети принимали игровую задачу, эмоционально откликались на игру, но диалог с воспитателем пока получался не у всех. Во второй младшей группе дети стали принимать роль на себя, но еще непродолжительно взаимодействовали со сверстниками в игре от имени героя. В целом, многие дети активно взаимодействовали со сверстниками, проявляли инициативу и предлагали новые роли. В этой группе в дальнейшем следует создать максимальные условия для новых сюжетов игр и развития их содержания.
3.Выводы
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы. На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И Жуковская, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогина, Р.А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема организации сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада.
Заключение


Детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
8 Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются социально – личностные стороны ребенка, происхо- дят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством развития дошкольников. Таким образом, игра как форма социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.