Руководства, Инструкции, Бланки

методика руководства изодеятельностью img-1

методика руководства изодеятельностью

Рейтинг: 4.5/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Вопросы к экзамену по дисциплине «Методика развития детского изобразительного творчества в доу» - Вопросы к экзамену

по дисциплине «Методика развития детского изобразительного творчества в ДОУ»

Формы организации изобразительной деятельности дошкольников, их своеобразие.

Игровые приемы обучения на занятиях по изодеятельности в разных возрастных группах.

Структура занятия по изодеятельности.

Требования к проведению занятий по изодеятельности в ДОУ, подготовка воспитателя к занятию.

Своеобразие руководства самостоятельной изобразительной деятельностью. Оснащение уголка ИЗО в группе.

Своеобразие проведения анализа детских работ в разных возрастных группах.

Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями предметным, сюжетным и декоративным рисованием в старшем дошкольном возрасте.

Скульптурный способ лепки (примеры из разных возрастных групп).

Конструктивный способ лепки (примеры из разных возрастных групп).

Комбинированный способ лепки (примеры из разных возрастных групп).

Лепка животных в разных возрастных группах.

Лепка фигуры человека в разных возрастных группах.

Лепка посуды в разных возрастных группах.

Задачи, содержание и методика руководства рисованием во 2 младшей группе.

Рисование в первой младшей группе.

Задачи, содержание и методика руководства декоративным рисованием средней группе.

Задачи, содержание и методика руководства предметным рисованием средней группе.

Лепка в средней группе ДОУ.

Обучение изображению предметов с натуры в старшем дошкольном возрасте.

Обучение изображению узоров по мотивам народных росписей в старшем дошкольном возрасте.

Сюжетное рисование в группе старшего дошкольного возраста.

Декоративная лепка в группах старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изодеятельности.

Задачи, содержание и методика руководства лепкой в 1 младшей группе.

Основные методы и приемы руководства изодеятельностью школьников.

Сюжетная лепка в группах детей старшего дошкольного возраста.

Лепка с натуры и по представлению в группах старшего дошкольного возраста.

Предметная аппликация во 2 младшей группе.

Декоративная аппликация во 2 младшей группе.

Задачи, содержание и руководство аппликацией в средней группе.

Декоративная аппликация в старшем дошкольном возрасте.

Обучение предметной аппликации детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетная аппликация в группах старшего дошкольного возраста.

Приемы вырезывания по программе средней группы.

Приемы вырезывания по программе старшей и подготовительной групп.

Демонстрация способов рисования и закрашивания геометрических форм во 2 младшей и средней группах ДОУ.

Конструирование во 2 младшей группе.

Конструирование в средней группе.

Конструирование в старшей группе.

Конструирование в подготовительной группе.

Разработать план занятия по аппликации на тему «Коврик для куклы» (средняя группа).

Разработать план занятия на тему «Неваляшка» (аппликация в средней группе).

Составить план занятия по лепке в средней группе на тему «Уточка».

Составить план занятия по декоративному рисованию на тему «Дорожка для дымковского оленя» (средняя группа).

Составить план занятия на тему «Кошка с котятами» по сюжетной лепке в старшей группе.

Составить план занятия на тему «Зимний пейзаж» по аппликации с использованием метода обрывания бумаги в подготовительной группе.

Планирование работы по изодеятельности (по разделам программы, темам занятий, видам ИЗО).

Составить сетку занятий по изодеятельности в старшей группе на месяц.

Использование нетрадиционных материалов и техник изображения на занятиях по изодеятельности.

Наглядные методы и приемы руководства изодеятельностью дошкольников.

Похожие работы: Рабочая программа учебной дисциплины «Методикаразвитиядетскогоизобразительноготворчества» Специальность

развития содержания сюжетных композиций. Культура педагогического труда на занятиях поизобразительной деятельности и конструированию. Вопросы к экзаменуподисциплине. «Методикаразвитиядетскогоизобразительноготворчества».

Программа дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методикаразвитиядетскогоизобразительноготворчества 1 Вопросы к экзаменуподисциплине «Экономика»

Вопросы к экзамену

Методика руководства развитием художественно-творческой деятельности. Изобразительное искусство детей в ДОУ и школе. Система развитиядетскогоизобразительноготворчества в Японии. Система развитиядетскогоизобразительноготворчества.

Рабочая программа дисциплины «методикаразвитиядетской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704 Методика преподавания начального курса математики История Москвы

методикаразвитиядетскогоизобразительноготворчества Учебно-методический комплекс 2009-2010 Преподаватель Родина Н.Н. Рабочая программа дисциплины «Методикаразвитиядетскогоизобразительноготворчества».

Другие статьи

Методика ИЗО

/ Методика ИЗО

16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображения.

Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления.Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет . Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции.Одна из важных задач обучения ИЗО искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами . С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки, которые включают правильное использование материалов и оборудования. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. Таким образом, задачи обучения ИЗО деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

17. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Под методами обучения изодеятельности понимают систему действий психолога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания определенного программой дошкольного образования.

Прием обучения – отдельная деталь, составная часть метода.

Методы и приемы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Например, показ нового способа изображения – метод, а показ знакомого способа изображения – прием.

Традиционно, все методы и приемы делятся на:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (беседа, объяснение);

- практические (упражнения, выполнения).

В ИЗО используют такую классификацию методов, предложенную Лернером и Скаткиным :

1 информационно-рецентивные (наглядно-иллюстративный);

2 репродуктивный (повторение копирование способа действия);

3 исследовательский (анализ и изучение какого-либо объекта живой или неживой природы) и эвристические методы (самостоятельное открытие какого-либо явления, сделанного ребенком);

4 метод проблемного содержания (не используется в дошкольном возрасте, а только с 10-12 лет).

18. Формы организации изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей:

«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

19. Особенности детского изобразительного творчества.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л.С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий. Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать(при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов.Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке.

Третья стадия - индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания.

Признаки детского изобразительного творчества:

1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно.

2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели –его увлекает сам процесс.

3. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием длится до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место словесному искусству, интересу к тексту.

4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга.

20. Этапы творческой изобразительной деятельности.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

21. Характеристика способностей к изобразительной деятельности.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

-создание художественного образа;

-использование цвета, колорита как выразительного средства;

-композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);

-изобразительная грамотность - это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

22. Педагогические условия формирования изобразительного творчества дошкольников.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет.Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства.

Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому»

По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности

23. Особенности детского рисунка как продукта художественного творчества.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества:

-дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества;

-процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата - это вторая особенность детского творчества;

-ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам - это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

24. Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет.Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства.

Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому»

По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности

23. Особенности детского рисунка как продукта художественного творчества.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества:

-дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества;

-процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата - это вторая особенность детского творчества;

-ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам - это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

26. Психологические особенности детского рисунка.

Очень часто детские рисунки сравнивают с произведениями искусства первобытных народов. Первобытное искусство также берет свои объекты из среды воспоминаний. Изображение человека и животных предшествует в первобытном искусстве так же, как и в рисунках детей, всяким другим изображениям: здесь отдельный человек, когда он изображается изолированно, даже в весьма совершенной стадии развития, всегда изображается en face(лицом), животное же в профиль, это обусловливается тем, что в воспоминаниях о человеке над всякими человеческими образами господствует воспоминание о переднем виде человека; наоборот животные представляются нашему взгляду чаще всего в профиль, то есть в положение при котором яснее всего видна их общая форма. Кроме всех этих детских черт, рисунки дикаря не всегда, но в отдельных случаях, напоминают детские рисунки еще одною важною особенностью, а именно схематичностью, то есть изображением форм посредством простейших линий и контуров, совершенно независимо от действительных соотношений, а так же изображением мест соединения предметов знаками, носящими скорее характер символов памяти, чем воспроизведения предметов. Ребенок хочет первым долгом выразить то, что кидается ему в глаза в рисуемом объекте, что притягивает его интерес. Однако намерение сделать свою картину как можно более похожей на действительность едва заметно. Точно так же ребенок почти не поддается тому заблуждение, что его картина, похожа на действительность.

27. Характеристика обобщенных способов создания изображения детьми дошкольного возраста.

Широко использована интеграции разных видов художественно-творческой деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, художественно-речевой.На занятиях используются различные изобразительные материалы, нетрадиционные техники изображения, технические средства обучения, приемы релаксации, музыкально-пластической импровизации и др.

Опыт показывает, что одно из более важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы: интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора изобразительных материалов и еще многие факторы.

Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными способами создания изображения, которые позволяют ребенку воплощать любое задуманное им изображение. Усвоив их, дети легко их применяют для создания любых изображений.

Важно давать детям как можно больше разных техник, которые позволяют находить новые средства выразительности. Широко шагнула техника – бумажная пластика, которая является синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мыслительной деятельности ребенка.

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. Особенно нравится детям лепить из цветного соленого теста. Для большей выразительности в лепке из соленого теста и глины предоставляю детям дополнительные материалы: бисер, пайётки, зубочистки, бантики, бусинки и другие. Начиная со средней группы, детей знакомят с техникой рисования акварельными карандашами. В работе с детьми использую разные изобразительные материалы: мел, угольный карандаш, тушь, восковые мелки и масляную пастель, фломастеры, гель с блестками, акварель, гуашь, акрил. Гель с блестками – для яркости и выразительности. Интересный изобразительный эффект дают создание работ с применением разных изобразительных материалов и техник.

Яркими, выразительными получаются работы, созданные акриловыми красками с помощью губки (гусеница).

Особое удовольствие доставляет детям создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всей группы. Для создания композиции дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых выполняет свою часть.

Использовала рисование на снегу цветной водой из пластиковых бутылочек.

Немаловажен также контакт с родителями и сотрудниками детского сада.

28. Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединятся в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Наибольшее влияние изобразительная деятельность и в том числе её коллективные формы, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого, совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям. На этой основе появляется способность выделять и оценивать нравственные стороны отношения человека к жизни, понимать и оценивать доброжелательное отношение к себе и другим людям. И все это положительно сказывается на становлении внутренней позиции нравственной личности, на формирование у ребенка нравственно-эстетических качеств личности.

Полноценное нравственно-эстетическое воспитание осуществляется не только путем приобщения ребенка к опыту поведения и отношений людей через содержание изобразительной деятельности, которое позволяло бы детям получить практический опыт нравственных отношений. И коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность такой опыт получить. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.п.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающие её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат её (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображений. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует тщательного продумывания организации коллективной формы создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, подбора наиболее эффективных методов и приемов руководства, т.е. правильного методического руководства этим видом работы.

Это вид художественной деятельности особенно нравится детям. Вместе с тем он содержит в себе большие потенциальные возможности духовного развития ребенка.

29. Занятие изобразительной деятельностью как форма обучения и разностороннего развития дошкольников.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Умственное воспитание. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности;

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Трудовое воспитание. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениям.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, при использовании простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц. Развитие руки ребенка очень важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Эстетическое воспитание. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога — научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Характерная черта изобразительного художественного творчества — создание выразительных изображений. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

30. Классификация характеристика занятий по изобразительной деятельности. Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.

Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

Занятия на тему, предложенную воспитателем:

• изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач.

• повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.

Цель этих занятий — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.

Изодеятельность - Реферат, страница 1

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования изобразительных
навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………………… 7

1.1. Проблема формирования изобразительных навыков у детей младшего
дошкольного возраста……………………………………………………………. 7

1.2. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Понятие игры, классификация и общая методика игры ……………………………………..…..…14

1.3. Педагогические условия, формирующие изобразительные навыки у детей

младшего дошкольного возраста……………………………………………………17

Глава П. Опытно-экспериментальная работа по формированию изобразительных навыков у младших дошкольников …………………………………………………32

2.1. Методика опытно-экспериментальной работы по формированию изобразительных навыков у младших дошкольников ………………………….…32

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования по формированию изобразительных навыков у младших дошкольников …………..39

2.3. Организация педагогических условий, направленных на формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста …….….…..46

2.4. Сравнительный анализ результатов на контролирующем этапе

исследования по формированию изобразительных навыков у младших дошкольников ……………………………………………………………………….49

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности ребенка, одним из важнейших условий которого считается появление и совершенствование его деятельности. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Она в большей степени отвечает потребности ребенка жить одной жизнью со взрослыми, то есть освоить предметный мир, понять смысл и особенности взаимодействия и отношений между людьми и, в итоге, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста -истина неоспоримая. То, что детей легче обучить «в игре» отмечают и доказывают в своих работах известные педагоги: К.Д. Ушинский[43], Е.И. Тихеева[40], Е.Н. Водовозова[8], А.П.Усова[42]. Психологические исследования, проведенные под руководством А.Н. Леонтьева [26], А.В. Запорожца [14], З.М. Богуславской[5] подтверждают, что ощущение, восприятие, память, воображение, внимание и другие психические процессы наиболее успешно развиваются в игре.

В педагогический процесс ДОУ включаются разнообразные виды игр, способствующие всестороннему развитию ребенка. Особое значение в развитии творчества детей, создании благоприятного климата в детском учреждении придается взаимосвязи изобразительной деятельности с разными видами игр, включенными в педагогический процесс детского сада, поскольку специфика и место изобразительной деятельности в иерархии других деятельностей определяется доминирующим отношением ребенка к миру и социальной ситуацией развития. Этой теме посвящены труды Н.П. Сакулиной [39], Е.А. Флериной [44]; опытно-экспериментальные исследования под руководством Г.Г. Григорьевой [12], Т.С. Комаровой [22], [23], А.И. Савенкова [38], Е.Л. Трусовой [1].

Все: и педагоги, и психологи, и воспитатели ДОУ, и родители солидарны в том, что у дошкольников ярко выражен интерес к игре. Однако использование

игр и игровых упражнений в изобразительной деятельности не всегда дает хороший обучающий эффект. Это происходит из-за следующих типичных ошибок педагогов ДОУ:

1. Придумывая игровой прием на занятии по изобразительной деятельности,
педагог ориентируется только на интерес детей к игре, но не учитывает
опыт детей.

2. Игровой прием носит характер развлекательного момента, абсолютно
бесполезного для выполнения конкретных задач, поставленных на занятии.

3. Игровой прием перегружен атрибутикой и игровыми действиями.

4. Педагог недостаточно эмоционален и артистичен.

Систематические ошибки приводят к потере у дошкольников интереса к таким занятиям, а у воспитателей возникает впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности, неправильное убеждение, что дети «переросли» игру.

Эти ошибки появляются вследствие недостаточной теоретической и практической подготовленности педагогов ДОУ.

Таким образом, для современной педагогической науки становится актуальной следующая проблема. при каких условиях игры и игровые приемы обеспечивают эффективное формирование изобразительных навыков у младших дошкольников.

Проблема определила цель нашего исследования: теоретико-методологическое и опытно-экспериментальное обследование роли игры и игровых приемов как ведущего фактора в формировании изобразительных навыков у младших дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в детском саду.

Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование изобразительных навыков у младших дошкольников посредством использования игр и игровых упражнений. В соответствии с поставленной целью

необходимо решить ряд задач :

1. Рассмотреть понятие «игра», «игровые приемы», «изобразительный навык» применительно в младшем дошкольном возрасте.

2. Выявить значение занятий с использованием игр и игровых приемов, направленных на формирование изобразительных навыков у младших дошкольников.

3. Определить и на основе анализа психолого-педагогической литературы и экспериментально проверить педагогические условия, необходимые для
формирования изобразительных навыков у младших дошкольников.

В основу исследования положена гипотеза. согласно которой формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисунке будет успешно, если:

- педагог проводит занятия по изобразительной деятельности, используя игры и игровые упражнения;

- при подборе игр и игровых упражнений учтены психо-физиологические особенности изобразительной деятельности у младших дошкольников;

- при их подборе учтены дидактические принципы обучения;

- их использование соответствуют педагогическим нормам и требованиям.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используются следующие методы:

- теоретический уровень исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта педагогов, оформление выводов, составление библиографии;

- эмпирический уровень исследования: наблюдение, анализ продуктов деятельности;

- экспериментальный уровень: математическая обработка полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование игр и игровых упражнений для формирования изобразительных навыков у младших дошкольников в детском саду должно соответствовать дидактическим принципам, лежащим в основе современной теории дошкольного обучения.

2. При отборе игр педагог должен учитывать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, знания младших дошкольников об окружающем мире, их интересы и игровой опыт, задачи руководства изобразительной деятельностью и развития творчества.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы показать, что изложенная в ней методика применения игровых приемов может быть эффективно использована для руководства изобразительной деятельностью детей младшего дошкольного возраста. Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у младших дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы ее проявления. Данное исследование дает педагогам и воспитателям ДОУ инструмент отбора и использования игр и игровых упражнений для формирования изобразительных навыков у младших дошкольников.

Данное исследование организовано как научно-практическое, то есть оно включает теоретическую и опытно-экспериментальную части.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы. Дана психологическая характеристика особенностей формирования изобразительных навыков у младших дошкольников; перечислены общие задачи по изобразительной деятельности для младшей группы детского сада; рассмотрены

формы организации и методы обучения детей младшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с применением игр и игровых упражнений; сформулированы основные принципы, которым должен соответствовать игровой прием для формирования изобразительных навыков у младших дошкольников; дана подробная характеристика основных групп сюжетно-игровых ситуаций на занятиях по изобразительной деятельности.

Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа, в которой мы показали, что представленный комплекс игр и игровых упражнений оказал положительное влияние на формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Источником исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, психолого-педагогическая литература по данной проблеме, публикации в периодической печати, материалы Интернета, личный опыт работы над проблемой.

База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 101» МО г. Уссурийск и Уссурийский район.

В дипломной работе использован 53 источника.

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования изобразительных

навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Проблема формирования изобразительных навыков у детей