Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция 07-294 от 02.03.2010

Рейтинг: 4.6/5.0 (1845 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Письмо Минфина России от N 03-04-05

Письмо Минфина России от 14.03.2012 N 03-04-05/7-294

При определении размера имущественного вычета налогоплательщик не может включить в расходы на приобретение жилого дома и (или) земельного участка сумму процентов, уплаченную за предоставление рассрочки платежа.

Вопрос: Физлицо (соинвестор) заключило договор соинвестирования для приобретения жилого дома и земельного участка. Соинвестор уплачивает инвестиционный взнос в порядке и размере, предусмотренных договором. Первоначальный взнос составляет 30% от суммы, указанной в договоре. Оставшуюся сумму соинвестор уплачивает с рассрочкой платежа под 15% годовых. Стоимость приобретаемых объектов без учета процентов, уплаченных за предоставление рассрочки, составляет более 2 млн руб.

Включаются ли расходы в виде сумм процентов, уплаченных соинвестором за предоставление рассрочки платежа, в фактические расходы для целей получения имущественного налогового вычета по НДФЛ в размере 2 млн руб. или данные расходы не ограничиваются пределом в 2 млн руб.?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 марта 2012 г. N 03-04-05/7-294

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации, в частности, жилого дома, земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Согласно "абз. 17 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по вышеуказанным целевым займам (кредитам).

При этом имущественный налоговый вычет в части расходов на уплату процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным налогоплательщиком на приобретение жилого дома, по которому предоставляется имущественный налоговый вычет, не ограничен каким-либо пределом.

Кроме того, в фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:

расходы на разработку проектной и сметной документации;

расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;

расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;

расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

Данный перечень является исчерпывающим.

Расходы, понесенные налогоплательщиком в виде уплаченных сумм процентов за предоставление рассрочки платежа, в перечне расходов не поименованы, в связи с чем оснований для включения данных расходов в фактически произведенные налогоплательщиком расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома, земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом, не имеется.

и таможенно-тарифной политики

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса ). Однако в НК также говориться, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

Другие статьи

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от N 13391

Законодательная база Российской Федерации

Амосова С.М. Андреевой Т.К. Витрянского В.В. Вышняк Н.Г. Горячевой Ю.Ю. Завьяловой Т.В. Иванниковой Н.П. Исайчева В.Н. Козловой О.А. Маковской А.А. Першутова А.Г. Сарбаша С.В. Слесарева В.Л. Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление муниципального учреждения " Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А65-7624/2008-СГ3-14/13 Арбитражного суда Республики Татарстан.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - муниципального учреждения " Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (истца) - Кошлева И.Н.;

от общества с ограниченной ответственностью " Аптека 36,6" (ответчика) - Залялиев И.А.;

от Зубаревой К.М. (третьего лица) - Колесников Т.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю. а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Муниципальное учреждение " Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью " Аптека 36,6" (далее - общество) об изъятии нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Казань, ул. К. Маркса, д. 46, и взыскании 61 133 рублей 64 копеек неосновательного обогащения.

В обоснование иска комитет указал на то, что спорные подвальные помещения, расположенные в жилом многоквартирном доме дореволюционной постройки, относятся к муниципальной собственности, заняты обществом незаконно и подлежат истребованию на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В подтверждение своих доводов комитет ссылался на то, что указанные помещения предназначались и использовались в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома. С 1997 года их по договору аренды занимало закрытое акционерное общество " Интек плюс" (далее - общество " Интек плюс", арендатор). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2007 по делу N А65-24798/2006-СГ-2-24 договор аренды был расторгнут, помещения у арендатора изъяты. В процессе исполнения этого решения судебным приставом-исполнителем установлено, что помещения по акту приема-передачи от 01.12.2006 переданы арендатором обществу, используются последним, закрыты и находятся под охраной, о чем составлен акт обследования от 27.10.2007.

Возражая против иска, общество ссылалось на то, что помещения являются техническим подвалом, в них проходят обслуживающие дом коммуникации, в связи с чем они являются общей долевой собственностью домовладельцев на основании статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Общество, будучи одним из домовладельцев, по поручению последних приняло спорные помещения от арендатора по акту приема-передачи от 01.12.2006. Затем на основании решения общего собрания домовладельцев (протокол от 17.08.2007 N 2) оно получило эти же помещения в безвозмездное пользование по договору от 24.08.2007 и выполнило в них ремонтные работы, в том числе по полной замене инженерных коммуникаций.

Установка во всех спорных помещениях новых труб и стояков подтверждена актом обследования от 29.09.2008, проведенным комитетом. Согласно экспертному заключению от 16.01.2009 N 127-08, составленному по результатам экспертизы, назначенной определением суда первой инстанции от 29.10.2008, данные помещения выполняют функцию технического этажа, так как в них имеются инженерные коммуникации, предназначенные для обслуживания вышерасположенных помещений дома.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество " Интек плюс", Зубарева К.М. общество с ограниченной ответственностью " Управляющая компания Вахитовского района".

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2009 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из того, что выводы экспертизы для разрешения настоящего дела правового значения не имеют. На момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005) спорные помещения имели собственника и были заняты. Поэтому право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не могло возникнуть автоматически, в судебном или ином порядке не признано. Следовательно, общество занимает помещения незаконно, получив их от неуправомоченных лиц.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 указанное решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Суд апелляционной инстанции признал, что право общей долевой собственности домовладельцев на спорные подвальные помещения, признанные экспертизой техническим этажом в связи с наличием в них инженерных коммуникаций и необходимостью обеспечить доступ к последним, возникло в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, общество получило помещение в надлежащем порядке от управомоченных лиц (домовладельцев). Комитет же обосновывал право муниципальной собственности лишь нормативными актами Республики Татарстан 1993 года, которые в декабре 2007 года признаны утратившими силу, а все квартиры, кроме одной, в данном доме приватизированы.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 16.07.2009 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения, согласившись с его доводами, оценкой обстоятельств, выводами и правильностью применения правовых норм.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций комитет просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.

Как указывает комитет, спорные подвальные помещения находятся в муниципальной собственности, являются самостоятельным объектом гражданских прав с правовым режимом, отличным от правового режима общей долевой собственности, и использовались в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома - для сдачи в аренду под нужды различных организаций. Поэтому вывод о возникновении на данные помещения в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации права общей долевой собственности домовладельцев является ошибочным.

В отзывах на заявление общество и третьи лица просят оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что следует отменить и решение суда первой инстанции, и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций по следующим основаниям.

Такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт- Петербурга согласно пункту 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность".

Следовательно, право муниципальной собственности, возникшее на указанные объекты по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, не могло быть прекращено в результате отмены Республикой Татарстан в 2007 году собственных законодательных актов.

Однако с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.

Поэтому правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.

Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.

При этом для определения правового режима названных помещений не имело и не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома.

Поскольку именно приватизация гражданами жилья являлась основанием появления в одном доме нескольких собственников и возникновения у них права общей долевой собственности на общее имущество дома, в том числе на технические этажи и подвалы, то это право в отношении каждого дома возникло только один раз - в момент приватизации первого помещения в доме.

Принятые в дальнейшем федеральные законодательные акты (включая Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 " Об основах федеральной жилищной политики", Временное положение о кондоминиуме, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 23.12.1993 N 2275, статью 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) лишь подтверждали наличие у домовладельцев уже возникшего права общей долевой собственности на общее имущество дома и уточняли его состав, но не порождали названное право заново.

При этих условиях вывод суда первой инстанции об определении режима такого имущества на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, равно как и выводы судов апелляционной и кассационной инстанций, установивших принадлежность спорных подвальных помещений к общему имуществу домовладельцев исходя из наличия в них инженерных коммуникаций, появившихся к тому же на момент рассмотрения спора в суде, являются неверными вследствие неправильного применения закона.

Для рассмотрения настоящего дела судам надлежало прежде всего выяснить, были ли спорные подвальные помещения предназначены для самостоятельного использования на момент приватизации первой квартиры в доме, и на основании установленных обстоятельств определить, относятся ли данные помещения к общему имуществу дома.

Однако в материалах дела нет доказательств, позволяющих ответить на этот вопрос, который судами не изучался и в судебных актах не отражен.

Между тем без установления того, к какому виду собственности принадлежат спорные подвальные помещения, невозможно определить правовое положение сторон по делу в возникшем между ними споре по поводу этой собственности, а также решить дело по существу заявленных требований с учетом применимых норм законодательства.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению судами при рассмотрении аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303. пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2009 по делу N А65-7624/2008-СГ3-14/13, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2009 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Письмо Минфина России № 02-03-10

Письмо Минфина России № 02-03-10/37209, Казначейства России № 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 г.

При осуществлении организациями оплаты денежных обязательств, связанных с командировочными расходами либо компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов с использованием карт организации, возникает необходимость в обеспечении указанными картами каждого сотрудника организации, направляемого в командировку, а для компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов в получении наличных денег с использованием карты организации с последующей выдачей наличных денег сотруднику из кассы организации.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с поступающими обращениями организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее - организации) о правомерности перечисления денежных средств, выдаваемых под отчет, на банковские счета сотрудников организаций в целях осуществления ими с использованием банковских карт оплаты расходов, связанных с деятельностью организации, а также компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов, сообщают.

Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Банком России от 24.12.2004 N 266-П (далее - Положение N 266-П), установлен перечень операций, которые могут совершаться по банковским счетам юридических и физических лиц, открытым на основании договоров банковского счета, предусматривающих совершение операций с использованием банковских карт.

Согласно Положению N 266-П юридическое лицо через уполномоченных им физических лиц может осуществлять по банковскому счету юридического лица с использованием банковских карт операции, связанные с деятельностью юридического лица, в том числе оплату расходов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, оплату командировочных расходов, а также компенсацию сотрудникам документально подтвержденных расходов.

При этом Правилами обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2010 N 199н (далее - Правила N 199н), установлен порядок выдачи сотрудникам организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, расчетных (дебетовых) карт (далее - карты организации) для оплаты расходов, связанных с деятельностью этих организаций, со счетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в кредитных организациях на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" (далее - счет N 40116). Положения Правил N 199н в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.09.2012 N 02-03-10/3604 применяются также в отношении организаций, лицевые счета которым открыты в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Учитывая положения Правил N 199н и Положения 266-П, по мнению Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, денежные средства, выдаваемые организациями под отчет своим сотрудникам в целях осуществления операций, связанных с оплатой расходов организации по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, командировочными расходами, а также компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов, подлежат перечислению на счета N 40116 для осуществления указанных операций в соответствии с Правилами N 199н.

Вместе с тем, исходя из положений Правил N 199н, при осуществлении организациями оплаты денежных обязательств, связанных с командировочными расходами либо компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов с использованием карт организации, возникает необходимость в обеспечении указанными картами каждого сотрудника организации, направляемого в командировку, а для компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов - в получении наличных денег с использованием карты организации с последующей выдачей наличных денег сотруднику из кассы организации.

При этом согласно Положению N 266-П физическое лицо вправе осуществлять по банковскому счету физического лица с использованием банковской карты (далее - карта физического лица) операции в валюте Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение.

Учитывая изложенное, в целях минимизации наличного денежного обращения, а также принимая во внимание нецелесообразность выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, и специфику осуществления расходов, связанных с компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство считают возможным перечисление средств на банковские счета физических лиц - сотрудников организаций в целях осуществления ими с использованием карт физических лиц, выданных в рамках "зарплатных" проектов, оплаты командировочных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов.

При этом, учитывая положения статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в нормативном акте, определяющем учетную политику организации, по мнению Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, должны быть предусмотрены положения, определяющие порядок расчетов с подотчетными лицами.

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство просят финансовые органы субъектов Российской Федерации довести настоящее письмо до финансовых органов муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.

Заместитель министра финансов

Командировочные расходы, в т.ч. суточные

Расходы, понесенные в связи с оплатой чартерных рейсов, не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Кроме того, оплата проезда директора организации в период нахождения в отпуске, не связана с его трудовой деятельностью в связи с чем, такие расходы не должны учитываться для целей налогообложения.

  • 17.02.2011 Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 n 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы n Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма n Т-10а)), то их наличие и оформление определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательны
  • 28.01.2010 Командировочные расходы не учитываются в первоначальной стоимоти основного средства

  • Учет заработной платы

    Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.

    Суд считает, что инспекцией правомерно квалифицированы как прямые расходы затраты на выплату заработной платы сотрудникам, непосредственно участвующим в производственном процессе, исходя из следующего. Согласно учетной политике для целей налогообложения на 2009-2010 г.г. к прямым расходам относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательно
  • 15.08.2013

    Вывод судов о том, что по чеку серии ВЖ № 3693283 общество обоснованно снимало денежные средства на выплату заработной платы, очередность выплаты которой предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, соответствует материалам дела

  • Постановление Правительства РФ от N 111

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

    О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖЕВЫХ ПОСРЕДНИКОВ

    И БИРЖЕВЫХ БРОКЕРОВ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХ В БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ

    ДОГОВОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ

    ИНСТРУМЕНТАМИ, БАЗИСНЫМ АКТИВОМ КОТОРЫХ

    ЯВЛЯЕТСЯ БИРЖЕВОЙ ТОВАР

    В соответствии с Законом Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар (далее - Положение).

    2. Признать утратившими силу:

    Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 981 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст. 3982);

    пункт 22 изменений, которые вносятся в Постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 41, ст. 3983);

    пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Комиссии по товарным биржам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 148 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1175);

    пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 760);

    пункт 2 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 807 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6168).

    3. Установить, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет полномочия по контролю и надзору в отношении биржевых посредников и биржевых брокеров.

    4. Биржевым посредникам и биржевым брокерам, заключающим в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести свою деятельность в соответствие с требованиями Положения.

    5. Установить, что лицензии на осуществление деятельности биржевых брокеров и биржевых посредников, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, выданные федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков до вступления в силу настоящего Постановления, являются действительными до окончания срока их действия.

    6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "в" пункта 4 Положения, который вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления.

    от 2 марта 2010 г. N 111

    О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖЕВЫХ ПОСРЕДНИКОВ

    И БИРЖЕВЫХ БРОКЕРОВ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХ В БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ

    ДОГОВОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ

    ИНСТРУМЕНТАМИ, БАЗИСНЫМ АКТИВОМ КОТОРЫХ

    ЯВЛЯЕТСЯ БИРЖЕВОЙ ТОВАР

    1. Настоящее Положение определяет условия и порядок выдачи, переоформления, приостановления действия и аннулирования федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков лицензий на заключение биржевыми посредниками и биржевыми брокерами в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар (далее соответственно - лицензии, производные финансовые инструменты).

    Деятельность по заключению в ходе биржевых торгов, организуемых товарной биржей, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляется только на основании лицензии.

    Лицензия выдается без ограничения срока действия и является официальным документом, разрешающим осуществление указанной в нем деятельности, а также определяет условия ее осуществления.

    2. В настоящем Положении:

    а) под биржевыми посредниками понимаются юридические лица, являющиеся брокерскими фирмами и брокерскими конторами, определенными в пунктах 2 и 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле";

    б) под биржевыми брокерами понимаются физические лица, являющиеся служащими или представителями организаций - членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица;

    в) под клиентами понимаются лица, от имени и (или) за счет которых биржевой посредник (брокер) заключает в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

    3. Соискатель лицензии на дату представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков документов для получения лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям и условиям, установленным настоящим Положением.

    Лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, предусмотренные настоящим Положением.

    4. Лицензионными требованиями и условиями являются:

    а) соблюдение законодательства Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле, включая настоящее Положение;

    б) исполнение вступивших в законную силу судебных актов по вопросам осуществления деятельности биржевого посредника (брокера);

    Подпункт "в" пункта 4 вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования (пункт 6 данного документа).

    в) наличие собственных средств у биржевого посредника в размере не менее 2 млн. рублей;

    г) наличие у соискателя лицензии (за исключением кредитных организаций) отдельного банковского счета (счетов) для операций с денежными средствами клиентов (специальный клиентский счет), на который не зачисляются собственные денежные средства соискателя лицензии (лицензиата) (за исключением случаев их возврата клиенту и (или) предоставления займа клиенту);

    д) использование соискателем лицензии (лицензиатом) денежных средств, находящихся на специальном клиентском счете (счетах), в своих интересах только в случаях, предусмотренных договором с клиентом (клиентами);

    е) наличие у биржевого посредника не менее 1 работника, в обязанности которого входит ведение внутреннего учета совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок;

    ж) наличие у биржевого посредника не менее 1 работника (контролера), в обязанности которого входит осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности биржевого посредника федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также учредительным документам и иным внутренним документам биржевого посредника. Контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений биржевого посредника. Должность контролера включается в штат работников биржевого посредника. Работа в должности контролера является основным местом работы контролера;

    з) отсутствие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти у лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа биржевого посредника, лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа биржевого посредника, а также у лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля биржевого посредника;

    и) отсутствие у биржевого брокера судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

    к) обеспечение биржевым посредником (брокером) возможности для осуществления федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков надзорных полномочий, включая проведение им проверок.

    5. Для получения лицензии на заключение биржевым посредником в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, соискатель лицензии представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков следующие заверенные в установленном порядке документы:

    а) заявление о выдаче лицензии, составленное на бланке соискателя лицензии по форме согласно приложению N 1;

    б) анкета, заполненная по форме согласно приложению N 2. Анкета также представляется на электронном магнитном носителе в формате XML;

    в) копия документа, подтверждающего назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии;

    г) копии учредительных документов соискателя лицензии со всеми зарегистрированными изменениями к ним;

    д) копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

    е) копия документа, подтверждающего постановку юридического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;

    ж) копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату (за исключением бухгалтерского баланса соискателя лицензии, осуществляющего свою деятельность менее 3 месяцев), содержащего отметку налогового органа;

    з) расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату (а для соискателя лицензии созданного после последней отчетной даты - на дату, предшествующую дате подаче заявления), составленный в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков;

    и) справка об отсутствии судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти у лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии, а также у лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля соискателя лицензии;

    к) копия правил ведения внутреннего учета совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок, утвержденных в соответствии с уставом соискателя лицензии;

    л) копия инструкции о внутреннем контроле биржевого посредника, утвержденной в соответствии с уставом соискателя лицензии;

    м) копия перечня мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении деятельности биржевого посредника, утвержденного в соответствии с уставом соискателя лицензии;

    н) копия перечня мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении деятельности биржевого посредника, утвержденного в соответствии с уставом соискателя лицензии;

    о) копия перечня мер, направленных на предупреждение манипулирования ценами на биржевых торгах биржевым посредником и его клиентами, утвержденного в соответствии с уставом соискателя лицензии;

    п) копия документа, подтверждающего наличие в штате у заявителя не менее 1 работника, в обязанности которого входит ведение внутреннего учета совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок, и не менее 1 контролера;

    р) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за выдачу лицензии.

    6. Для получения лицензии на заключение биржевым брокером в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, соискатель лицензии представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков следующие заверенные в установленном порядке документы:

    а) заявление о выдаче лицензии, составленное по форме согласно приложению N 3;

    б) анкета, заполненная по форме согласно приложению N 4. Анкета также представляется на электронном магнитном носителе в формате XML;

    в) свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя с отметкой налогового органа (для независимого брокера);

    г) рекомендация биржевого посредника, имеющего лицензию (кроме независимого брокера);

    д) документ, подтверждающий аккредитацию биржевого брокера на товарной бирже;

    е) справка об отсутствии судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти у биржевого брокера;

    ж) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за выдачу лицензии.

    7. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков:

    а) проводит проверку соответствия соискателя лицензии требованиям настоящего Положения и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность биржевых посредников (брокеров), а в случае необходимости запрашивает у него информацию, подтверждающую такое соответствие;

    б) регистрирует документы, представленные в соответствии с настоящим Положением заявителем для получения лицензии;

    в) принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии не позднее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

    8. В отдельных случаях (в зависимости от сложности и объема подлежащих проверке материалов) руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков может продлить срок принятия решения о выдаче, переоформлении или об отказе в выдаче лицензии на 10 рабочих дней, о чем сообщается заявителю.

    9. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменной форме в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения с приложением копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

    10. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

    а) наличие в документах, представленных в соответствии с настоящим Положением, недостоверной или искаженной информации;

    б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения;

    в) несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации и настоящему Положению.

    11. При представлении заявителем неполного комплекта документов и (или) документов, оформленных ненадлежащим образом, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков возвращает заявителю документы на доработку в течение 15 рабочих дней со дня их получения.

    12. Биржевой посредник (брокер) вправе обжаловать в судебном порядке решение федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков об отказе в выдаче, приостановлении действия или аннулировании лицензии.

    13. Лицензия подписывается руководителем (при его отсутствии - заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и заверяется печатью.

    14. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков ведет реестры выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

    15. Право на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, наступает со дня принятия решения о выдаче лицензии.

    16. Лицензии, выданные федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, действительны на всей территории Российской Федерации.

    17. При ликвидации и реорганизации (за исключением преобразования) юридического лица, прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная лицензия утрачивает юридическую силу.

    18. При реорганизации в форме преобразования, изменении наименования юридического лица, места его нахождения, паспортных данных биржевого брокера, места его жительства биржевой посредник (брокер) обязан в течение 15 рабочих дней со дня наступления соответствующего события представить в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков следующие заверенные в установленном порядке документы для переоформления лицензии:

    а) заявление о переоформлении лицензии, составленное по форме согласно приложению N 5 (для биржевого посредника) или N 6 (для биржевого брокера) с указанием причины переоформления;

    б) копия документа, подтверждающего назначение на должность лица, занимающего должность (исполняющего функции) единоличного исполнительного органа биржевого посредника (для биржевого посредника);

    в) копия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;

    г) копии учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями к ним (для биржевого посредника);

    д) копия документа, удостоверяющего личность (для биржевого брокера);

    е) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты лицензиатом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за переоформление лицензии.

    19. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков принимает решение о переоформлении лицензии в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения.

    20. Обо всех изменениях, внесенных в документы, представленные для получения лицензии в соответствии с подпунктами "г" - "е", "и" - "н" пункта 5, "в" и "д" пункта 6 настоящего Положения, биржевой посредник (брокер) в течение 15 рабочих дней после их принятия должен сообщить в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков и представить копии новых документов, а в отношении документов, предусмотренных подпунктами "к" - "н" пункта 5 настоящего Положения - заверенные в установленном порядке копии изменений и новую редакцию указанных документов. При несоответствии внесенных изменений нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность биржевых посредников (брокеров), федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в месячный срок направляет биржевому посреднику (брокеру) предписание о приведении документов в соответствие с указанными нормативными правовыми документами.

    В случае изменения почтового адреса, телефона, факса, адреса электронной почты или переизбрания (продления полномочий) лица, занимающего должность (исполняющего функции) единоличного исполнительного органа, биржевой посредник (брокер) обязан в письменной форме проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о таких изменениях в течение 15 рабочих дней со дня их возникновения с приложением (в случае изменений, касающихся единоличного исполнительного органа) подтверждающих документов, заверенных в установленном порядке.

    21. В случае утери или порчи бланка лицензии биржевой посредник (брокер) подает в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заявление о выдаче дубликата лицензии.

    В случае утери бланка лицензии к указанному заявлению прилагаются объяснения по факту утери бланка лицензии, подписанные руководителем или иным уполномоченным лицом товарной биржи и заверенные оттиском печати товарной биржи, а также документ, подтверждающий факт хищения (утраты), выданный уполномоченными органами Российской Федерации в установленном порядке.

    В случае порчи бланка лицензии к указанному заявлению прилагается испорченный бланк лицензии для погашения.

    22. Биржевой посредник (брокер) отражает в бухгалтерской отчетности договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, с дифференциацией их на договоры, совершенные за собственный счет или за счет и от имени клиентов, а также ведет раздельный учет операций по каждому клиенту с указанием размера средств, полученных от него.

    23. Биржевой посредник (брокер) ежегодно в течение 6 месяцев со дня окончания финансового года представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков сведения о договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, заключенных биржевым посредником (брокером) за отчетный период, представляемые по форме согласно приложению N 7, и сведения об открытии и использовании специальных клиентских счетов, представляемые по форме согласно приложению N 8.

    Вместе с указанными сведениями биржевой посредник представляет расчет собственных средств на отчетную дату, а в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации его деятельность подлежит обязательному аудиту, - также заверенную в установленном порядке копию аудиторского заключения.

    В случае если деятельность биржевого посредника в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит обязательному аудиту, биржевой посредник вместе с представлением сведений информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

    Указанные сведения представляются на электронном магнитном носителе в формате XML с сопроводительным письмом, подтверждающим достоверность сведений, содержащихся на этом носителе.

    24. В случае непредставления биржевым посредником (брокером) документов, указанных в пункте 23 настоящего Положения, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков направляет биржевому посреднику (брокеру) предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее - предписание).

    Биржевой посредник (брокер) после получения предписания обязан проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в срок, указанный в предписании, об устранении отмеченных в нем нарушений.

    25. При неисполнении биржевым посредником (брокером) в установленный срок предписания федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков принимает решение о приостановлении действия лицензии.

    26. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков приостанавливает на срок до 3 месяцев действие лицензии в случае:

    а) нарушения лицензиатом требований законодательства Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле, включая настоящее Положение;

    б) введения в отношении лицензиата процедуры банкротства.

    27. Действие лицензии может быть возобновлено в случае устранения лицензиатом причин, повлекших приостановление ее действия, и представления лицензиатом в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков соответствующего отчета и документов, подтверждающих устранение нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.

    Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков принимает решение о возобновлении действия лицензии либо об отказе в возобновлении ее действия в течение 15 рабочих дней со дня получения отчета и документов, подтверждающих устранение нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.

    Лицензия считается возобновленной после принятия федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков соответствующего решения.

    28. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков аннулирует лицензию в случае:

    а) подачи лицензиатом соответствующего заявления;

    б) неустранения лицензиатом нарушений, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено;

    в) неоднократного (в течение 1 года) неисполнения в установленный срок лицензиатом предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков;

    г) неоднократного (в течение 1 года) нарушения лицензиатом требований законодательства Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле, включая настоящее Положение;

    д) признания банкротом.

    29. Лицензия утрачивает силу в случае ликвидации или реорганизации (за исключением преобразования) юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

    30. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии направляет уведомление о принятии соответствующего решения биржевому посреднику (брокеру) с приложением копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, и информирует об этом налоговые органы Российской Федерации.

    31. Контроль за соблюдением предусмотренных лицензией условий заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков в соответствии с Законом Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле".

    32. Руководители и должностные лица федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    к Положению о лицензировании

    деятельности биржевых посредников

    и биржевых брокеров, заключающих

    в биржевой торговле договоры,

    являющиеся производными финансовыми

    инструментами, базисным активом

    которых является биржевой товар

    Исх. N ____________________ ________________________________

    от "__" ___________ 20__ г. (указывается наименование

    в области финансовых рынков)

    о выдаче лицензии на заключение биржевым посредником

    в биржевой торговле договоров, являющихся производными

    финансовыми инструментами, базисным активом которых

    является биржевой товар

    (полное наименование заявителя на русском языке в соответствии

    с учредительными документами)

    (дата государственной регистрации; государственный регистрационный номер;

    орган, осуществивший государственную регистрацию лицензиата;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    код причины постановки на учет)

    (основной государственный регистрационный номер; дата присвоения

    основного государственного регистрационного номера; наименование органа,

    присвоившего основной государственный регистрационный номер)

    (почтовый адрес заявителя)

    (должность, ф.и.о. лица, занимающего должность (исполняющего функции)

    единоличного исполнительного органа)

    (телефон, факс, адрес электронной почты)

    (номер расчетного счета, наименование обслуживающего банка)

    просит выдать лицензию на заключение биржевым посредником в биржевой

    торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами,

    базисным активом которых является биржевой товар.

    К настоящему заявлению прилагаются следующие документы:

    (наименование документа) (количество

    (наименование документа) (количество

    (должность, ф.и.о. лица, занимающего должность (подпись)

    (исполняющего функции) единоличного

    исполнительного органа соискателя лицензии)

    в биржевой торговле договоры,

    являющиеся производными финансовыми

    инструментами, базисным активом

    которых является биржевой товар

    1. Фамилия, имя, отчество биржевого брокера ___________________________

    2. Сведения об адресах и контактных телефонах биржевого брокера:

    место жительства ______________________________________________________

    почтовый адрес ________________________________________________________

    фактический адрес _____________________________________________________

    номер телефона ________________________________________________________

    номер факса ___________________________________________________________

    адрес электронной почты ______________________________________________.

    3. Сведения о государственной регистрации биржевого брокера в качестве

    дата государственной регистрации ______________________________________

    регистрационный номер _________________________________________________

    наименование органа, осуществившего государственную регистрацию _______

    4. Сведения о постановке на налоговый учет:

    Наименование и номер налогового органа, осуществившего постановку

    биржевого брокера на налоговый учет _______________________________________

    5. Коды общероссийских классификаторов:

    СООГУ (ОКОГУ) _________________________________________________________

    СОАТО (ОКАТО) _________________________________________________________

    6. Сведения о всех счетах, открытых в банке (банках):

    полное наименование банка _____________________________________________

    местонахождение банка _________________________________________________

    тип счета (расчетный, текущий, валютный и т.п.) _______________________

    номер счета __________________________________________________________.

    7. Виды деятельности, на осуществление которых у биржевого брокера

    имеются лицензии (с указанием даты выдачи и срока действия лицензии, ее

    номера, а также государственного органа, выдавшего лицензию):

    Достоверность информации, содержащейся в настоящей анкете, подтверждаю.

    Дата составления настоящей анкеты _____________________________________

    Соискатель лицензии _________________ ____________________