Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция социального работника на дому по 442 фз img-1

должностная инструкция социального работника на дому по 442 фз

Рейтинг: 5.0/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Муниципальное учреждение Мышкинского муниципального района «Мышкинский комплексный центр социального обслуживания населения»

Положение об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 3

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МУ ММР МЦСО
от 12.01.2015г. №1/2ОД

ПОЛОЖЕНИЕ
об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 3 муниципального учреждения Мышкинского муниципального района «Мышкинский комплексный центр социального обслуживания населения»

1. Общие положения

1.1. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов №3 (далее - отделение) является структурным подразделением муниципального учреждения «Мышкинский комплексный центр социального обслуживания населения»
(далее - Поставщик).
1.2. Отделение осуществляет свою деятельность в соответствии с:
- Федеральным законом от 28.12.2013г. № 442-ФЗ. «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 года № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 года № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 года № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2013г. № 792 «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»;
- законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»
- законом Ярославской области от 15.10.2014 года № 50-з «О внесении изменений в Закон Ярославской « Социальный кодекс Ярославской области» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ярославской области;
- постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2014г. № 1335-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг и признании утратившим силу постановления Администрации области от 04.04.2005г. № 46-а»;
- постановлением Администрации области от 26.12.2005 года № 215-а «О нормативах и нормах обеспечения в организациях социального обслуживания Ярославской области»;
- постановлением Правительства Ярославской области от 08.10.2014 года № 988-п «О перечне обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, для признания его нуждающимся в социальном обслуживании»;
- приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 28.11.2014 года № 60-14 «Об утверждении Порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания Ярославской области»;
- иными нормативно-правовыми актами РФ;
- Уставом учреждения и настоящим Положением.
1.3. Отделение создается на основании приказа директора учреждения по согласованию с учредителем бюджетного учреждения.

1.4. Заведующий отделением и другие работники назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора учреждения.
1.5. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность заведующего отделением и других работников отделения регламентируются инструкциями и должностными обязанностями, утвержденными директором учреждения.
1.6. Наименование должностей отделения соответствует наименованию должностей в нормативах численности работников государственных учреждений, утвержденных постановлением Администрации области от 26.12.2005 №215-а «О нормативах и нормах обеспечения в организациях социального обслуживания Ярославской области». Норматив численности работников отделения определён, согласно Приложения к настоящему Положению.
1.7. Отделение в своей деятельности подчиняется директору учреждения и заместителю директора учреждения, курирующему работу отделения.

2. Задачи отделения

2.1. Предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании социальных услуг на дому, направленных на улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг при сохранении пребывания в привычной благоприятной среде - месте пребывания.

3. Организация деятельности отделения

3.1. Отделение оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-трудовые, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов гражданам, признанным нуждающимися в форме социального обслуживания на дому.
3.2. Социальные услуги в отделении предоставляются в соответствии со стандартами предоставления социальных услуг.
3.3. Социальные услуги в отделении предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату.
3.4. Социальные услуги в отделении предоставляются бесплатно:
-несовершеннолетним детям;
-лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
-если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, не превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленного в Ярославской области для основных социально-демографических групп населения.
3.5. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между поставщиком и получателем социальных услуг.
3.6. Должности социальных работников вводятся из расчёта обслуживания одним социальным работником:
- не менее чем на 8 обслуживаемых лиц, проживающих в городском секторе, имеющем коммунально-бытовое устройство;
- не менее чем на 4 обслуживаемых лица, проживающих в сельской местности и городском секторе, не имеющих коммунально-бытовое устройство;
3.7. Периодичность предоставления социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в форме социального обслуживания на дому - до 3 раз в неделю.

3.8. Территория обслуживания и график работы социальных работников устанавливаются заведующим отделением социального обслуживания на дому с учётом тяжести состояния обслуживаемых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, бытового обслуживания, а также учреждений органов здравоохранения.
3.9. Решение о предоставлении социальных услуг на дому принимается поставщиком социальных услуг на основании следующих документов:
- заявление о предоставлении социальных услуг,
- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг;
- документы, подтверждающие полномочия законного представителя получателя социальных услуг (при обращении за получением социальных услуг законного представителя получателя социальных услуг);
- документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания получателя социальных услуг;
- индивидуальная программа;
- документы о составе семьи (при её наличии) получателя социальных услуг, его доходах и доходах членов его семьи (при наличии), о принадлежащем ему (им) имуществе на право собственности, необходимые для определения размера среднедушевого дохода;
- заключение уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг на дому;
- справка медико-социальной экспертной комиссии об инвалидности, индивидуальная программа реабилитации инвалида (для лиц, являющихся инвалидами).
3.10. При принятии решения о предоставлении социальных услуг на дому с получателем социальных услуг заключается договор о предоставлении социальных услуг установленной формы, определяющий виды и периодичность предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны оказаны, права и обязанности сторон. Изменение и расторжение договора осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
3.11. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении социальных услуг на дому поставщиком социальных услуг являются:
- отсутствие одного или нескольких документов, указанных в пункте 3.9;
- наличие медицинских противопоказаний для получения социальных услуг на дому;
- нахождение получателя социальных услуг в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и наличие явных признаков обострения психического заболевания.
3.12. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг на дому являются:
- письменное заявление получателя социальных услуг (его законного представителя);
- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока договора о предоставлении социальных услуг;
- нарушение получателем социальных услуг условий, предусмотренных договором о социальном обслуживании;
- получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и иных органов о представлении получателем социальных услуг заведомо ложных сведений и документов;
- смерть получателя социальных услуг или ликвидация поставщика социальных услуг;
-решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
- осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы;
3.13. При отказе получателю социальных услуг от предоставляемых услуг и при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение его состояния, получателю социальных услуг или его законному представителю должны быть разъяснены последствия принятого решения. Отказ от предоставляемых получателю социальных услуг оформляется письменным заявлением получателя социальных услуг или его законного представителя, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
3.14. Поставщик социальных услуг в праве за плату предоставлять получателям социальных услуг по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги, не включённые в индивидуальную программу.

4. Права отделения

4.1. Для решения поставленных задач отделение имеет право:
- использовать информационный ресурс учреждения;
- предоставлять услуги с учётом индивидуальной программы, предоставления социальных услуг;
- взаимодействовать с другими структурными подразделениями учреждения в целях предоставления социальных услуг получателям социальных услуг;
- принимать участие в конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам современных технологий социального обслуживания.

5. Ответственность отделения

5.1. Отделение несёт ответственность за:
- обеспечение установленного порядка и качественного выполнения возложенных на него задач;
- предоставление запрашиваемой информации, отчётов по направлению деятельности отделения;
- состояние трудовой и исполнительской дисциплины, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, норм техники безопасности и противопожарной безопасности;
- своевременное и квалифицированное выполнение приказов, поручений, распоряжений директора учреждения, заместителей директора, действующих нормативно-правовых актов по направлениям деятельности отделения.
5.2. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины работники отделения несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6. Результаты деятельности отделения

6.1. Результатом деятельности отделения является полнота, своевременность, эффективность и качество предоставления гарантированной государством муниципальной услуги «Социальное обслуживание в отделениях социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов».
6.2. Итоговым результатом деятельности отделения является выполнение плановых показателей по исполнению государственной услуги «Социальное обслуживание в отделениях социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов»:
- количество получателей социальных услуг, обслуженных отделением;
- количество услуг, предоставленных отделением.

Приложение к настоящему Положению

Нормативы численности сотрудников учреждения отделения

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МУ ММР МЦСО
от 12.01.2015г. №1/2ОД

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛЕНИЕМ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

1. Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в Российской Федерации.
1.2 На должность заведующего отделением по социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет, не имеющее медицинских противопоказаний.
1.3 Заведующий отделением назначается на должность и освобождается от нее приказом директора МУ ММР «Мышкинский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - Учреждение).
1.4 Заведующий отделением подчиняется директору учреждения и заместителю руководителя учреждения, курирующего данное направление.
1.5 Заведующий отделением в своей работе руководствуется нормативно - правовыми актами и иными документами, регламентирующими процесс организации и требования к социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, основами трудового законодательства, правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, Уставом учреждения и настоящей должностной инструкцией
2. Должностные обязанности
Заведующий отделением по обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов выполняет следующие должностные обязанности:
2.1 осуществляет общее руководство и контроль за работой отделения;
2.2 выявляет и ведет учет граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
2.3 планирует свою работу в соответствии с планом работы отделения ежедневно, на неделю, месяц, квартал, год;
2.4 предоставляет отчетность в установленные сроки и в установленной форме;
2.5 осуществляет контроль за деятельностью социальных работников и качеством предоставления ими социальных услуг;
2.6 осуществляет информирование граждан по вопросам зачисления на социальное обслуживание в отделение;
2.7 организует обследование социально-бытовых условий проживания гражданина;
2.8 организует помощь гражданам в получении документов, необходимых для зачисления в отделение;
2.9 осуществляет приём документов от граждан для зачисления в отделение;
2.10 формирует на каждого получателя социальных услуг Личное дело;
2.11 организует обновление документов, являющихся основанием для социального обслуживания граждан;
2.12 рассматривает жалобы получателей социальных услуг, на качество предоставляемых отделением услуг;
2.13 оказывает помощь в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, получением установленных законодательством мер социальной поддержки;
2.14 обеспечивает представительство в суде для защиты прав и интересов обслуживаемых;
2.15 содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;
2.16 при отсутствии у умерших получателей социальных услуг родственников, организация ритуальных услуг и погребения;
2.17 выполняет отдельные поручения директора учреждения.
3. Права
Заведующий отделением имеет право:
3.1 На все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии.
3.2 Получать информацию и документы необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.3 Требовать от сотрудников соблюдения норм профессиональной этики, выполнения принятых планов, внутреннего трудового распорядка.
3.4 Участвовать в работе совещаний, на которых решаются вопросы, относящиеся к деятельности отделения.
3.5 Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.6 Контролировать работу подчинённых сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их чёткого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.
3.7 Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Ответственность
Заведующий отделением несет ответственность:
4.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей – в пределах, определённых действующим трудовым законодательством РФ.
4.2 За правонарушения, совершённые в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определённых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.3 За причинение материального ущерба учреждению – в пределах, определённых действующих трудовым и гражданским законодательством.
4.4 За несоблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда.
4.5 За несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний руководителя учреждения.
4.6 За действия и бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
4.7 За разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
4.8 За несоблюдение морально-этических требований по отношению к получателям социальных услуг. специалистам отделения и учреждения.


С должностной инструкцией ознакомлен:
________________________/______________________________/

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МУ ММР МЦСО
от 12.01.2015г. №1/2ОД

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ
ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

1.Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в Российской Федерации.
1.2 Социальный работник назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора.
1.3 Социальный работник подчиняется директору, его заместителю и непосредственно заведующему отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
1.4 В своей деятельности социальный работник руководствуется:
- Уставом Учреждения;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Правилами и нормами охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности;
- настоящей должностной инструкцией.
1.5 Основной задачей социального работника является регулярное оказание социальных услуг, гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании на дому.

2. Должностные обязанности
На социального работника по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1 Выявлять граждан, проживающих на обслуживаемом участке и посещать обслуживаемых согласно утверждённому графику (не реже 3 раз в неделю);
2.2 Предоставлять социальные услуги:
1) Покупка за счёт средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей;
2) Помощь в приготовлении пищи в случае болезни или плохого самочувствия получателя социальных услуг;
3) Кормление в случае болезни или плохого самочувствия получателя социальных услуг;
4) Оплата за счёт средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
5) Сдача за счёт средств получателя социальных услуг вещей в стирку, ремонт и обратная их доставка;
6) Покупка за счёт средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
7) Организация помощи в проведении ремонта и уборки жилых помещений;
8) Обеспечение кратковременного присмотра за детьми;
9) Отправка за счёт средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
10) Проведение оздоровительных мероприятий;
11) Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья, в том числе вызов врача;
12) Организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями;
13) Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг, а также оказанию помощи в получении юридических услуг;
14) Обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
15) Обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;
2.3 Аккуратно и своевременно вести дневник и представлять отчёт о проделанной работе;
2.4 Присутствовать на учёбах, семинарах отделения, незамедлительно прибывать по вызову заведующего отделением, участвовать во всех общих мероприятиях Учреждения.
2.5 По требованию заведующей отделением или уполномоченных представителей аппарата учреждения представлять устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением своих обязанностей.
2.6 Обеспечить в своей работе соблюдение принципов контактности и доступности для обслуживаемых граждан, гуманности, конфиденциальности, приоритетности интересов обслуживаемых граждан.
2.7 Содействовать установлению связи пожилых людей с родственниками, предприятиями, где они работали, для оказания им социальной помощи и поддержки.
2.8 Выполнять разовые поручения директора, его заместителя, заведующего отделением.

Социальный работник по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов имеет право:
3.1 запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
3.2 вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;
3.3 требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

Социальный работник по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов несет ответственность за:
4.1 невыполнение или ненадлежащее выполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей;
4.2 нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности;
4.3 разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающих частную жизнь, честь, достоинство получателей социальных услуг и работников учреждения;
4.4 соблюдение качества порядка и условий предоставления услуг;
4.5 причинение материального ущерба – в пределах и порядке, предусмотренном трудовым, гражданским и уголовным законодательством РФ.


С должностной инструкцией ознакомлен:
________________________/__________________________/

Выдержка из Закона N 124-ФЗ Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Другие статьи

Какую помощь обязан оказать социальный работник

Какую помощь обязан оказать социальный работник

Мне хотелось бы оформить для себя помощь социального работника. С возрастом мне становится все труднее ухаживать за собой. Родственники тоже пожилые и даже при желании не смогут мне помочь. Пока меня выручают соседи, но я не могу постоянно просить их, например, сходить в магазин или аптеку. Объясните, какую помощь обязан оказать социальный работник своему подопечному и положена ли мне такая услуга?

Как рассказали в Комплексе социальной сферы правительства Москвы, оформить такую услугу можно в специальной комиссии районного комплексного центра или центра социального обслуживания по медицинскому заключению. Социальный работник должен приходить к своему подопечному не реже двух раз в неделю, по договоренности на постоянной основе или временно (на срок от одного до шести месяцев).

Помощь на дому вправе получить такие льготники:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним;

одинокие горожане старше 80 лет и одинокие инвалиды старше 70 лет;

инвалиды боевых действий;

одинокие и одиноко живущие горожане пожилого возраста и инвалиды, не способные самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишенные постороннего ухода, помощи и поддержки.

супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;

горожане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним;

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Обратите внимание: льготники, живущие в семьях, получают социальное (социально-медицинское) обслуживание в том случае, если домочадцы не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам (согласно закону Москвы № 34 от 9.07.08 г. «О социальном обслуживании населения города Москвы»). Например, это могут быть продолжительная болезнь (более одного месяца), инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина, частые и продолжительные командировки и другие обстоятельства.

Отказать в социальном обслуживании могут при наличии у льготника бактерио- или вирусоносительства, хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, тяжелых психических расстройств, активных форм туберкулеза, венерических или других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения (согласно Федеральному закону № 122-ФЗ от 2.08.95 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

В обязанности социального работника входят:

покупка и доставка для подопечного продуктов, горячих обедов из соседних с домом торговых предприятий, промтоваров и лекарств по его просьбе. При этом действуют такие правила разовой доставки (согласно нормам предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденным постановлением правительства РФ № 105 от 6.02.93 г.): для одного человека - не более 4 кг, для семьи из двух человек - не более 6 кг, для семьи из трех человек - не более 9 кг;

готовка еды (разогрев пищи, чистка сырых овощей, нарезка хлеба, колбасы, кипячение чайника), кормление;

помощь в ремонте и уборке квартиры;

доставка воды, топка печей, помощь в покупке топлива (для проживающих в домах без центрального отопления и (или) водоснабжения);

сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

оплата жилья и коммунальных услуг (снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы);

помощь в написании писем, а также доставка книг, покупка газет и журналов, оформление подписки на газеты и журналы;

помощь при заказе «социального такси» (специального такси по сниженному тарифу для льготников), а также в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

социально-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь (уход с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медико-социальной экспертизы, при необходимости - в госпитализации, посещение в больнице, сопровождение в лечебно-профилактические учреждения; психологическая поддержка; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение (в т. ч. льготных), а также зубопротезных и протезно-ортопедических услуг);

помощь в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, а также содействие в трудоустройстве;

правовые услуги (помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц; содействие в получении льгот, бесплатной помощи адвоката, пенсии и прочих социальных выплат, в т. ч. в оформлении документов на отказ от «социального пакета» в Пенсионном фонде РФ;

оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам;

дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому (социально-медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; кормление ослабленных больных (согласно постановлению правительства Москвы № 215-ПП от 24.03.09 г.).

Обратите внимание: перечисленные выше услуги входят в территориальный перечень гарантированных услуг, которые предоставляются бесплатно. Дополнительная помощь, оказываемая пожилым людям по их просьбе сверх перечня, предоставляется за частичную или полную плату по договору с организацией социального обслуживания.

С вопросами можно обращаться на круглосуточную «горячую линию» Департамента социальной защиты населения Москвы - (495) 691-34-78.

Обязанности социальных работников: что нового? Вопросы и ответы

Обязанности социальных работников: что нового? Вопросы и ответы

Когда наступает глубокая старость, остается надеяться только на помощь близких. Если же человек остался один, пресловутый «стакан воды в старости» и не только ему поднесут социальные службы.

Когда наступает глубокая старость, остается надеяться только на помощь близких. Если же человек остался один, пресловутый «стакан воды в старости» и не только, ему поднесут социальные службы. В Закон о социальном обслуживании внесены изменения. Что же нового в обслуживании пожилых людей?

Двери Центров социального обслуживания открыты для всех, кто нуждается в помощи и поддержке. Только в Москве сегодня работает 122 таких центра. Пожалуй, самое главное направление их деятельности – предоставление доврачебных и социальных услуг одиноким гражданам, инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию. Предоставить социального работника могут каждому, кто нуждается в таких услуг – как на постоянной основе, так и временно (в случае тяжелой болезни или отъезда родственников).

Мне нужен социальный работник – где его получить?

Если возникла необходимость в помощи социальных служб, необходимо подать заявление в центр социального обслуживания или комиссию районного центра. Социального работника вам выдадут только по результатам медицинского заключения. Существует даже такой официальный термин «прием на нестационарное социальное обслуживание».

Кому предоставляются соцработники?

Ниже будут перечислены группы льготников, которые вправе рассчитывать на помощь социальных служб:

Достигшие пенсионного возраста граждане, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.

Несовершеннолетние, семьи с детьми и многодетные семьи, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Нестационарное социальное обслуживание вне очереди предоставляется следующим категориям льготников:

Инвалиды боевых действий, участники Великой Отечественной войны.

Одинокие граждане, которые исполнилось 80 лет.

Инвалиды, которым на момент обращения в Центр социального обслуживания исполнилось 70 лет.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, которые лишены поддержки и помощи и неспособны ухаживать за собой самостоятельно.

Существует отдельная категория льготников, обслуживание которых является первоочередным для сотрудников социальных служб. Речь идет о пострадавших в результате взрыва на АЭС гражданах, супругах погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, реабилитированных после политических репрессий лицах.

Если у льготников имеются живые родные, они получают право на услуги социальных работников только при наличии объективных причин, по которым домочадцы не могут обеспечить надлежащий уход. Например, из-за тяжелой и продолжительной болезни, инвалидности, частых и продолжительных командировок, других обстоятельств.

В каких случаях социальные службы вправе отказать льготникам?

Если обратившийся за помощью гражданин является бактерио- или вирусоносителем, страдает хроническим алкоголизмом, карантинными инфекционными заболеваниями, тяжелыми психическими расстройствами. Ему откажут в социальном обслуживании и в случае активной формы туберкулеза, при венерическом и любом другом заболевании, которое требует лечения в условиях стационара и является заразным.

Что входит в обязанности социального работника?

Посещение своего подопечного не менее двух раз в неделю.

Покупка лекарств и горячих обедов, непродовольственных товаров, их доставка на дом из расчета не более 4 кг на одного человека, не более 6 кг для семьи из двух человек, не более 9 кг для семьи из трех человек.

Приготовление пищи, горячих напитков.

Кормление подопечного, если в этом есть необходимость.

Помощь в уборке квартиры.

Помощь в доставке воды и закупке топлива.

Сдача вещей в прачечную, их обратная доставка.

Оплата коммунальных услуг (снять показания счетчика, заполнить квитанцию, внести необходимую плату).

Написание писем, доставка книг, газет и журналов.

Помощь при госпитализации, посещении театров и выставок.

Помощь в получении образования или профессии в соответствии с физическими и умственными способностями человека.

Правовые услуги, в том числе и оформление документов касаемо ритуальных услуг.

Другие дополнительные услуги.

Все перечисленные выше услуги в московских Центрах социального обслуживания предоставляются бесплатно. В случае оказания дополнительной помощи с льготника взымается частичная или полная плата за услугу в соответствии с договором организации социального обслуживания.

Что такое разовая услуга?

Если человек нуждается в социальной помощи, но не входит ни в одну из перечисленных выше категорий, он может воспользоваться специальным сектором «Мобильная социальная служба». Он существует для оказания разовых, а также дополнительных услуг, не входящих в перечень базовых.

Приведем пример таких разовых услуг: доставка гражданам технических средств для их реабилитации, оказание услуг по уходу за детьми-инвалидами на дому, сопровождение детей с ограниченными возможностями в учреждения образовательного типа.

Что нового в законе о социальном обслуживании?

Впервые за всю историю законодательство предусматривает оказание социальных услуг негосударственными организациями. Уже сегодня в регионах начали формироваться реестры поставщиков, регистры получателей социальных услуг. В ближайшее время в сети Интернет ожидается появление списков организаций, предоставляющих социальные услуги.

Добавим, что в мире такая практика достаточно популярна. Например, в Европе именно частные компании берут на себя большинство оказываемых в стране социальных услуг. Их работу оплачивает государство. Аналогичная практика внедряется и в России – впервые в этом году на субсидирование строительства домов престарелых было выделено 160 млн. рублей. Если же организация работает в сфере социального обслуживания, для нее устанавливается нулевая ставка налога на получаемую прибыль.

Нормативные документы

На какие документы ссылаться при оформлении социальных услуг.

Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. вступ. в силу с 24.07.2015)

Приказ Минтруда России от 31.12.2013 N 792 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания"

Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"

Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2014 N 32430)

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ от 8 декабря 2014 г. N 995н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Приказ Минтруда России №874н от 10 ноября 2014 г. «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»

Приказ Минтруда России от 30.07.2014 N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг"

Приказ Минтруда России от 30.06.2014 N 425н "Об утверждении Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2014 N 33371)

Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35394)

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627)

Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 12-5/10/В-547 "О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №940-Н ОТ 24 НОЯБРЯ 2014 ГОДА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ"

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

1. Вопрос. Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?

Ответ. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 (далее - Правила), при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.

Пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые, по нашему мнению должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются ввиду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Данное регулирование основано на положениях пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации).

2. Вопрос. Вправе ли орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, реализовывать свои полномочия через иные органы и организации в рамках переданных им полномочий?

Ответ. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, и определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Согласно данным нормам наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Также Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает возможность передачи полномочий посредством заключения соглашения.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения доступности и оперативности реализации гражданами права на получение социальных услуг полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг могут быть переданы посредством издания соответствующего законодательного акта субъекта Российской Федерации либо путем заключения соответствующих соглашений.

По подходам, используемым субъектами Российской Федерации при осуществлении рассматриваемых правомочий, все субъекты Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся регионы, в которых в качестве уполномоченного органа определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты. К таким регионам относятся Брянская, Курская, Ульяновская, Иркутская, Магаданская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Калужская, Кировская, Орловская области, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Республика Коми, Чувашская Республика, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.

В Республике Башкортостан, Республике Адыгея, Алтайском крае, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Тверской, Ярославской, Новосибирской, Новгородской, Псковской, Волгоградской, Ростовской, Тюменской, Ленинградской, Пензенской, Курганской, Вологодской, Свердловской, Саратовской, Омской областях, г. Москва и ряде других субъектов Российской Федерации, данные полномочия будут осуществляться через подразделения территориальных органов социальной защиты населения либо органы социальной защиты населения муниципальных образований.

К третьей группе можно отнести субъекты Российской Федерации, в которых полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг распределены в зависимости от формы социального обслуживания. Например, в Ставропольском крае признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, а также составление индивидуальной программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, а признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме, социальном обслуживании на дому, на составление индивидуальной программы осуществляют государственные бюджетные и казенные учреждения социального обслуживания. Аналогичная ситуация складывается и в городе Севастополе.

В Республике Тыва, Тульской, Кемеровской областях полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании переданы также организациям социального обслуживания, подведомственным органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

3. Вопрос. В какой части в соответствии со статьей 35 Федерального закона вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг в субъекте Российской Федерации не могут быть выше размеров платы, осуществляемых получателями социальных услуг в рамках длящихся правоотношений, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, в конкретной денежной сумме (то есть не подлежать индексации) или в части предельного размера платы (процентном выражении)?

Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.

Что касается формы сохранения данного размера - конкретная денежная сумма либо предельный процент платы - это может быть определено исходя из условий, указанных в договоре с данным гражданином, который определял размер платы за получение социальных услуг на 31 декабря 2014 года.

4. Вопрос. На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?

Ответ. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

При этом в форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 года № 874н, имеется пункт 8, в котором заполняется информация о том впервые или повторно разработана данная индивидуальная программа и на какой срок.

В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.

5. Вопрос. Возможно ли исключение из расчета среднедушевого дохода сумм заработной платы, полученных получателями социальных услуг, осуществляющих трудовую деятельность, находящихся на социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания?

Ответ. В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются суммы вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Данная норма распространяется на всех получателей социальных услуг, вне зависимости от формы получения ими социального обслуживания - стационарной, полустационарной либо на дому. Правила не предусматривают возможность исключения вознаграждений за труд в отношении каких-либо работников.

Введение исключений из данного правила для получателей социальных услуг, получающих социальные услуги в одной из форм социального обслуживания - стационарной, поставит их в неравное положение по отношению к получателям социальных услуг, находящимся на полустационарном социальном обслуживании или социальном облуживании на дому.

Одновременно с этим возникает вопрос об обоснованности признания таких граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, поскольку в данной форме социального обслуживания, по нашему мнению, социальные услуги должны предоставляться при условии утраты у гражданина способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности.

Кроме того, в случае признания необходимости и с учетом имеющихся полномочий, установленных статьями 31 и 32 Федерального закона, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории граждан, которые наделяются правом получения социального облуживания на бесплатной основе, а также устанавливать более льготные, в сравнении с Федеральным законом, размеры платы за предоставление социальных услуг.

6. Вопрос. Возможно ли включение в Жилищный кодекс Российской Федерации нормы о сохранении за получателями социальных услуг занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений на период их нахождения в организациях социального облуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания?

Ответ. Данный вопрос урегулирован действующим законодательством и дополнительной регламентации не требует.

Так, в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). При этом члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).

Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Кроме того, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота при осуществлении права собственности и других вещных прав. Граждане в соответствии со статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации могут иметь имущество на праве собственности, иметь иные неимущественные права, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах имущественного характера. Таким образом, гражданин вправе самостоятельно приобретать и осуществлять свои неимущественные права, за исключением случаев, когда в таких правах он был ограничен в правах или передал их осуществление другим лицам, например, по договору доверительного управления имуществом и др.

Учитывая изложенное, действующим законодательством установлено достаточное правовое регулирование, направленное на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилых помещений.

Что касается распоряжения имуществом граждан, признанных недееспособными, ограниченно недееспособными, опекунами и попечителями, то соответствующие положения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и дополнительной регламентации также не требуют.

7. Вопрос. Каким образом будут соблюдаться сроки, установленные в статье 17 Федерального закона, при наличии очереди на предоставление социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в соответствии со статьей 8 Федерального закона является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, в случае, если временно отсутствует возможность предоставить гражданину социальные услуги в определенной форме социального обслуживания, в частности, в стационарной, получателю социальных услуг может быть предложена иная форма социального обслуживания, в которой он сможет получить необходимые ему социальные услуги в зависимости от его нуждаемости.

8. Вопрос. Каким образом может быть заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) в случае, если гражданин признан недееспособным, а опекуном назначен поставщик социальных услуг?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Согласно пункту 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

При этом, как указано в статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.

Заключение договоров от имени юридического лица осуществляется лицом уполномоченным на это учредительными документами организации, а также в силу полномочия, основанного на доверенности в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что сделки в соответствии с действующим законодательством оформляются между конкретными лицами, по нашему мнению, при заключении договора на социальное обслуживание от имени поставщика социальных услуг может выступать один представитель поставщика - как исполнитель по договору, а от имени опекаемого другой представитель поставщика социальных услуг, наделенный соответствующими полномочиями.

Вместе с тем, в целях улучшения качества оказания социальных услуг, вопросы заключения договоров в отношении таких лиц могут выноситься на рассмотрение попечительного совета организации социального обслуживания и иных органов общественного контроля организации.

Также учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся осуществление надзора за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в целях улучшения качества оказания социальных услуг считаем возможным заключение трехстороннего договора с участием представителя поставщика социальных услуг, действующего как исполнитель по договору, представителем поставщика социальных услуг, действующего от имени опекаемого, органами опеки и попечительства.

9. Вопрос. Если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании одновременно в нескольких формах социального обслуживания, каким образом следует оформлять индивидуальную программу предоставления социальных услуг?

Ответ. По нашему мнению, гражданин может быть признан нуждающимся только в одной из форм социального обслуживания. Так, в соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 159н, при ее заполнении гражданин указывает форму социального обслуживания, в которой ему необходимо получение социальных услуг.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления (статья 15 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Минтруда России от 30 июля 2014 г. № 500н, при определении индивидуальной потребности рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона исходя из потребности гражданина в социальных услугах составляется индивидуальная программа, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденная приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. № 874н, также содержит возможность указания конкретной формы социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых в данной форме.

Таким образом, при определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг уполномоченный орган субъекта Российской Федерации должен определить в какой форме социального обслуживания нуждается гражданин.

10. Вопрос. При оказании социальных услуг ребенку, кто при заключении договора будет являться получателем социальных услуг: ребенок, один из родителей, вся семья?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Таким образом, если индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана в отношении ребенка, то он будет являться получателем социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг.

Вместе с тем, если нуждающимся в получении социальных услуг будет признан не только ребенок, но и один из родителей (вся семья), индивидуальная программа составляется на каждого из них.

11. Вопрос. Вправе ли уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, не обладающий информацией о доходах заявителя (если он самостоятельно не заявил о них при подаче заявления о предоставлении социальных услуг) обращаться с межведомственными запросами в налоговые и иные органы с целью получения такой информации?

Ответ. В соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 159н, гражданин при подаче такого заявления указывает сведения о доходе, учитываемые для расчета величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг и ставит свою подпись под формулировкой "Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю".

Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение документов и информации может осуществляется, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу.

Согласно пункту 3 статьи 7.1 указанного выше Федерального закона, предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в рамках осуществления межведомственного взаимодействия в налоговые и иные органы, которые обладают информацией о доходах заявителя с целью их уточнения.

12. Вопрос. Кем должны утверждаться тарифы на социальные услуги: уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или поставщиками социальных услуг?

Ответ. Согласно пункту 11 статьи 8 Федерального закона установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательным актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.

Таким образом, соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определяется порядок, включая орган (организацию), утверждения тарифов на социальные услуги, входящие в вышеуказанный перечень социальных услуг.

13. Вопрос. Имеют ли право на бесплатное социальное обслуживание во всех формах социального обслуживания лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно, в том числе лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (статья 31 Федерального закона). Правовое положение указанных лиц регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этой статьей 2 данного Закона Российской Федерации установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют специальный статус и иные акты применяются в отношении данных категорий граждан в части, не противоречащей Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1.

Поскольку в Федеральном законе не предусмотрено право бесплатного предоставления социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оснований для его предоставления не имеется.

Одновременно обращаем внимание, что реализуя полномочия, установленные частью 3 статьи 31 Федерального закона, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, включая лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

14. Вопрос. Как предоставлять социальные услуги несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении, а также семьям, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществлять социальную реабилитацию этих лиц, оказывать им необходимую помощь, по основаниям указанным в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если в рамках Федерального закона № 442-ФЗ установлено предоставление социального обслуживания на основании договора?

Ответ. В статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Статья 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ содержит основания проведения индивидуальной профилактической работы.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Таким образом, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определены специальные правила предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определяет специальный механизм обращения за получением социальных услуг в отношении конкретных категорий несовершеннолетних детей, что само по себе не противоречит положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

При поступлении таких детей в организации социального обслуживания на них также составляется программа предоставления социальных услуг и договор о предоставлении социальных услуг.

Короткая ссылка на новость: http://informatio.ru/

04.10.2016 / Общество
Минтруд России разработал законопроект, предлагающий перенести срок окончания действующих тарифов в фонды социального страхования с конца 2018 года на конец 2019 года и не изменять порядок взаимодействия страхователей с ФСС России до 1 января 2021 года

04.10.2016 / Общество
Указом президента России Владимира Путина Федеральная служба войск национальной гвардии РФ внесена в список ведомств, которым разрешается использовать спецсигналы на служебном автотранспорте

04.10.2016 / Общество
В рамках круглого стола "Чем станет курортный сбор для отдыхающих?" сенатор от Алтайского края, профессор Михаил Щетинин высказал мнение, что курортный сбор должен быть разовой платой, не превышающей 100 руб

03.10.2016 / Тарифы и ЖКХ
Граждане, получившие жилые помещения из жилищного фонда Москвы до 22 сентября 2016 года, имеют право приобрести их в собственность либо получить в безвозмездное пользование или заключить договор их найма

03.10.2016 / Тарифы и ЖКХ
Повышение тарифов в 2017 году на холодное и горячее водоснабжение будет едва заметным для лиц, пользующихся счетчиками