Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке проведения служебного расследования img-1

инструкция о порядке проведения служебного расследования

Рейтинг: 4.5/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке проведения служебного расследования по фактам незаконного получения и разглашения сведений, составляющих банковскую, коммерческую

Инструкция о порядке проведения служебного расследования по фактам незаконного получения и разглашения сведений, составляющих банковскую, коммерческую и служебную тайну, нарушения порядка конфиденциального делопроизводства Инструкция о порядке проведения служебного расследования по фактам незаконного получения и разглашения сведений, составляющих банковскую, коммерческую и служебную тайну, нарушения порядка конфиденциального делопроизводства 1. Общие положения

1.1. Служебное расследование по фактам незаконного получения и разглашения сведений, составляющих банковскую, коммерческую и служебную тайну, нарушений порядка конфиденциального делопроизводства, установленного в Компании, является разновидностью внутриорганизационной деятельности. Оно проводится с целью выяснения обстоятельств происшедшего, установления вины конкретных лиц, размера причиненного ущерба, выявления причин и условий, способствовавших изучаемому событию, и применения превентивных профилактических мер в дальнейшем.

1.2. Служебное расследование представляет собой процесс гласного сбора и документирования информации, относящейся к событию и получаемой путем опроса сотрудников Компании и других лиц (с их согласия), располагающих ею, ознакомления с документами, осмотра служебных помещений, предметов, участков местности, а также оценки этой информации, подготовки выводов и предложений.

2. Назначение служебного расследования

2.1. Основанием для проведения служебного расследования (разбирательства) являются ставшие известными руководителю Компании сведения о фактах причинения ущерба Компании либо нарушениях внутренних правил Компании, могущих повлечь причинение ущерба. Такие сведения могут содержаться в служебных записках руководителей подразделений, сообщениях правоохранительных органов, иных государственных, а также негосударственных структур и частных лиц.

2.2. Разбирательство назначается руководителем, наделенным правом издания приказов, после получения сведений о событии путем дачи письменного указания либо издания приказа о назначении группы сотрудников (комиссии во главе с председателем) для выполнения этой работы.

2.3. Председателем комиссии разрабатывается план проведения разбирательства, распределяются направления работы, изучаются законодательные и другие нормативные акты по вопросам, подлежащим выяснению.

2.4. Руководитель, назначивший разбирательство, дает указание о направлении и объеме изучения события.

2.5. Сотрудники, на которых возложено проведение разбирательства, могут освобождаться от исполнения функциональных постоянных обязанностей на период разбирательства.

2.6. Сотрудники не могут участвовать в проведении разбирательства, если они прямо или косвенно заинтересованы в его результатах.

3. Проведение разбирательства

3.1. В ходе разбирательства устанавливаются:

3.1.1. Действительно ли имело место событие.

3.1.2. Обстоятельства (где, когда), при которых оно произошло.

3.1.3. Наличие отрицательных последствий события, характер и размер ущерба.

3.1.4. Причинная связь между проступком (действиями, бездействием) конкретного лица (лиц) и результатом события.

3.1.5. Причины и условия, способствовавшие событию (совершению проступка).

3.1.6. Наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность виновного лица.

3.2. Разбирательство проводится в срок до 30 дней. В случае необходимости срок разбирательства может быть продлен руководителем, назначившим разбирательство, по мотивированному обращению председателя комиссии.

3.3. Сотрудники, которым поручено проведение разбирательства, подотчетны руководителю, назначившему разбирательство, и председателю комиссии.

3.4. Сотрудники, которым поручено проведение разбирательства, обязаны:

3.4.1. Соблюдать предусмотренные законом права и интересы лиц - участников разбирательства.

3.4.2. Делать выводы по результатам работы комиссии только на основании фактических данных, полученных в результате разбирательства и закрепленных документально.

3.4.3. Своевременно докладывать руководителю, назначившему разбирательство, о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствовавших совершению проступка (правонарушения).

3.4.4. В случае установления в ходе разбирательства признаков преступления, немедленно доложить об этом руководителю и по его указанию направить материалы в установленном порядке в следственные (правоохранительные) органы.

3.5. Сотрудники, которым поручено разбирательство, имеют право:

3.5.1. Приглашать для беседы сотрудников, а также других граждан (с их согласия). Получать от них письменные объяснения по фактам, имеющим отношение к предмету разбирательства.

Отказ от дачи пояснений оформляется отдельной справкой с указанием мотивов отказа.

3.5.2. С разрешения руководителя, назначившего разбирательство, знакомиться с документами организации, имеющими отношение к предмету разбирательства.

В случае необходимости приобщать указанные документы либо их копии к материалам разбирательства.

Получать в установленном порядке консультации у специалистов Компании и других структур государственной и негосударственной форм собственности по вопросам, требующим специальных познаний.

Осматривать предметы, документы, изделия, участки местности, имеющие отношение к событию.

Применять для фиксации полученной информации средства аудио-, видеозаписи по правилам уголовно-процессуального законодательства.

3.6. Приобщать к заключению о результатах разбирательства свое особое мнение в случае несогласия с процессом разбирательства или выводами по результатам работы.

4. Завершение разбирательства

4.1. По результатам разбирательства проводившие его сотрудники составляют мотивированное заключение, которое представляется руководителю, назначившему разбирательство. В заключении должны быть указаны:

4.1.1. Должности и фамилии сотрудников, проводивших разбирательство, и основание для его назначения.

4.1.2. Установочные данные лица, в отношении которого проводилось разбирательство.

4.1.3. Аргументированные ответы на вопросы, перечисленные в п. 3.1 настоящей Инструкции.

4.1.4. Предложения (в зависимости от результатов разбирательства) о применении к виновному конкретного дисциплинарного взыскания, привлечении его к материальной ответственности, мерах, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка, о прекращении разбирательства или направлении материалов разбирательства в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

4.2. Мотивированное заключение, подписанное сотрудниками, проводившими разбирательство, не требует согласования с непосредственными руководителями этих сотрудников.

4.3. Руководитель, назначивший разбирательство, изучает собранные материалы и заключение, оценивает их полноту и объективность, утверждает заключение либо возвращает с конкретными указаниями о собирании дополнительных сведений. Разбирательство считается законченным в день утверждения заключения.

Если в ходе разбирательства будут установлены признаки состава преступления, руководитель организации направляет материалы в установленном порядке в правоохранительные органы.

4.4. Руководитель, утвердивший заключение, определяет форму, в которой сотрудники, в отношении которых проводилось разбирательство, знакомятся с его материалами.

4.5. Материалы служебного разбирательства приобщаются к отдельным делам, ведущимся службой безопасности.

Другие статьи

Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебного расследования в таможенных органах Республики

Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.05.2006 N 41 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебного расследования в таможенных органах Республики Беларусь"

Документ утратил силу

В целях реализации положений Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь", Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. N 243, на основании Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. N 39, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения служебного расследования в таможенных органах Республики Беларусь.

2. Начальникам структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, начальникам таможен довести содержание настоящего постановления до сведения личного состава и обеспечить его выполнение.

3. Признать утратившими силу приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 октября 2001 г. N 417-ОД "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебного расследования в таможенных органах Республики Беларусь" и постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 27 июля 2005 г. N 49 "О внесении дополнения в приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 октября 2001 г. N 417-ОД" .

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция о порядке организации и проведения служебного расследования в таможенных органах Республики Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь. Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г. N 70, 2/953), Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. N 243 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г. N 46, 1/2630) (далее - Дисциплинарный устав).

Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения служебного расследования в таможенных органах Республики Беларусь (далее - таможенные органы).

Порядок проведения служебного расследования несчастных случаев, связанных с производством, осуществляется в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. N 30 "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. N 8, 5/13691).

2. Служебное расследование представляет собой деятельность должностных лиц, назначенных для его проведения приказом начальника таможенного органа, по установлению факта совершения должностным лицом таможенного органа дисциплинарного проступка, а также иных происшествий, обстоятельства наступления которых необходимо выяснить для принятия по ним законных решений.

Дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины) - противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, а также Дисциплинарного устава.

3. При незначительности совершенного дисциплинарного проступка или усматриваемой нецелесообразности проведения служебного расследования может проводиться служебная проверка по письменному поручению (в виде резолюции) начальника таможенного органа.

Проведение служебной проверки поручается должностным лицам, обладающим необходимыми знаниями и опытом по соответствующему направлению деятельности. Результат служебной проверки оформляется докладной запиской на имя начальника, ее назначившего.

При проведении служебной проверки должностные лица, проводящие проверку, пользуются правами, указанными в пункте 23 настоящей Инструкции.

4. Задачами служебного расследования являются:

установление факта и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, причин и условий, способствовавших его совершению, а также его последствий;

установление конкретного должностного лица, совершившего дисциплинарный проступок, и других причастных к его совершению лиц;

определение степени виновности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей конкретным должностным лицом;

внесение предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности должностного лица, совершившего дисциплинарный проступок, а также его прямых и непосредственных начальников;

выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

5. Служебное расследование назначается при наличии повода и достаточных оснований для его проведения.

6. Поводами для назначения служебного расследования являются:

непосредственное обнаружение факта совершенного дисциплинарного проступка;

докладные записки, заявления должностных лиц;

поручения вышестоящих начальников;

представления, предписания, сообщения правоохранительных органов, органов государственного управления, частные определения суда;

обращения граждан, юридических лиц, субъектов хозяйствования;

докладные записки должностных лиц, совершивших проступки;

сообщения в средствах массовой информации.

7. Основаниями для назначения и проведения служебного расследования являются:

факт нарушения служебной дисциплины должностным лицом;

сведения о нарушении служебной дисциплины в соответствии с Перечнем грубых нарушений порядка осуществления государственного таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, утвержденным приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 октября 1994 г. N 295-ОД (далее - ГТК) (далее - Перечень грубых нарушений);

сведения о наличии в действиях должностного лица признаков дисциплинарного проступка;

случаи сокрытия фактов нарушения служебной дисциплины либо непривлечения виновных лиц к ответственности, установленной законодательством Республики Беларусь;

сведения о наличии признаков причастности сотрудников таможенных органов к чрезвычайным происшествиям в зоне деятельности таможенных органов;

необходимость проверки сведений в отношении действий должностного лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, при обстоятельствах, указывающих на недостаточность проведенной служебной проверки;

иные случаи, определенные законодательством Республики Беларусь.

8. При наличии признаков дисциплинарного проступка, за совершение которого законодательством Республики Беларусь и Дисциплинарным уставом предусмотрено применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения, служебное расследование назначается в обязательном порядке.

9. Производство предварительного расследования по уголовному делу в отношении должностного лица не освобождает начальника таможенного органа от обязанности назначения служебного расследования для установления причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

10. Служебное расследование должно быть назначено не позднее трех рабочих дней с момента, когда начальнику таможенного органа стало известно о наличии достаточных повода и основания для его проведения.

11. Служебное расследование проводится на основании приказа начальника таможенного органа.

12. В приказе о назначении служебного расследования указываются:

повод и основание для проведения служебного расследования;

если известно должностное лицо, совершившее дисциплинарный проступок, - должность, фамилия, имя, отчество;

должность, фамилия, имя, отчество председателя и членов комиссии, уполномоченных проводить служебное расследование;

срок предоставления начальнику таможенного органа материалов служебного расследования и заключения по его результатам.

13. Срок проведения служебного расследования не должен превышать 30 календарных дней со дня издания приказа о его проведении.

Часть исключена. - Постановление ГТК от 07.04.2009 N 25.

При решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности суммарный срок проведения служебного расследования и принятия по нему решения (издания приказа) не должен превышать одного месяца с того дня, когда непосредственному начальнику стало известно о факте совершения дисциплинарного проступка подчиненными ему сотрудниками.

В случае, если основанием для назначения и проведения служебного расследования являются сведения о наличии в действиях должностных лиц признаков дисциплинарного проступка, то срок привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности исчисляется от даты ознакомления их непосредственного начальника с утвержденным заключением служебного расследования.

Если в результате служебного расследования виновные лица не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (истечение сроков привлечения и др.), срок расследования может продлеваться на 20 календарных дней при необходимости всестороннего и полного сбора сведений для выработки предложений по недопущению в дальнейшем аналогичных нарушений.

14. Служебное расследование проводится комиссией в составе не менее 3 человек. В зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка и специфики служебной деятельности должностного лица, в отношении которого проводится служебное расследование, в состав комиссии включаются должностные лица структурных подразделений ГТК Республики Беларусь или таможни, к компетенции которых относятся нарушенные нормы законодательства.

Сотрудники управления и подразделений собственной безопасности обязательно включаются в состав комиссии для проведения служебных расследований только в случаях:

нарушения служебной дисциплины в соответствии с Перечнем грубых нарушений;

иных совершенных должностными лицами таможенных органов дисциплинарных проступков, в которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;

возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов.

15. Решение о проведении служебного расследования только должностными лицами подразделений собственной безопасности или назначении председателем комиссии должностного лица подразделения собственной безопасности принимает Председатель ГТК Республики Беларусь, начальник управления собственной безопасности (далее - УСБ), а в исключительных случаях - начальник таможни по согласованию с начальником УСБ.

16. В состав комиссии по проведению служебного расследования не могут включаться должностные лица, в отношении которых назначается служебное расследование, их родственники, должностные лица, непосредственно подчиненные им по службе, их непосредственные начальники, иные причастные к дисциплинарному проступку лица.

17. Работу комиссии организует и координирует ее председатель, назначаемый начальником таможенного органа (в таможнях, как правило, из числа заместителей начальника таможни).

18. Должностные лица, проводящие служебное расследование, несут ответственность за своевременное, всестороннее, полное и объективное его проведение.

19. Начальник таможенного органа обязан обеспечить создание необходимых условий для работы комиссии, проводящей служебное расследование.

Глава 3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

20. В ходе служебного расследования в порядке, определенном настоящей Инструкцией, осуществляется гласный сбор и документальное оформление сведений, относящихся к дисциплинарному проступку, в том числе:

устанавливаются, действительно ли имел место дисциплинарный проступок, время, место, способ и иные обстоятельства его совершения;

определяется круг лиц, участвовавших, присутствовавших либо имеющих иное отношение к совершению дисциплинарного проступка, и степень их виновности;

устанавливается, какие нормы законодательства и должностных инструкций нарушены каждым из лиц, причастных к совершенному дисциплинарному проступку;

по возможности определяется характер, размер ущерба, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка.

21. Председатель комиссии, проводящей служебное расследование:

организует и координирует ее работу;

разрабатывает план проведения служебного расследования;

определяет последовательность и сроки выполнения проверочных мероприятий, ответственных исполнителей из числа членов комиссии;

контролирует исполнение настоящей Инструкции в ходе служебного расследования;

обеспечивает представление начальнику таможенного органа заключения о результатах служебного расследования с учетом установленных в пункте 13 настоящей Инструкции сроков.

22. Председатель комиссии и ее члены, проводящие служебное расследование, обязаны:

руководствоваться требованиями законодательства Республики Беларусь и настоящей Инструкции, соблюдая при этом права и свободы граждан;

проводить служебное расследование в пределах установленных сроков;

изучить нормативные правовые акты по вопросам, подлежащим выяснению в ходе служебного расследования;

собрать все имеющиеся материалы по существу дисциплинарного проступка, провести их анализ, изучить характеризующие документы и личные дела лиц, имеющих отношение к совершенному проступку;

принимать для выяснения обстоятельств все необходимые законные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию и документальному оформлению полученных сведений;

истребовать у лиц, в отношении которых проводится служебное расследование, письменные объяснения по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

в случае отказа лиц, в отношении которых проводится служебное расследование, от дачи письменных объяснений составить акт согласно приложению 2 к настоящей Инструкции;

разъяснить лицам, в отношении которых проводится служебное расследование, их права, указанные в статье 27 Конституции Республики Беларусь ;

выработать предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности в отношении виновных лиц и мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка;

в установленный срок составить по итогам работы заключение комиссии о результатах служебного расследования и представить его для утверждения начальнику таможенного органа;

обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов служебного расследования, не разглашать до утверждения начальником таможенного органа содержание заключения о его результатах;

ознакомить под роспись на заключении (его копии) лиц, в отношении которых сделаны выводы о необходимости привлечения к ответственности, и их непосредственного начальника с заключением по результатам проведенного служебного расследования после его утверждения.

абзац исключен. - Постановление ГТК от 07.04.2009 N 25.

В случае отсутствия лиц, указанных в абзаце тринадцатом части первой настоящего пункта, по причинам командировки, отпуска, временной нетрудоспособности, нахождения в органах уголовного преследования и иным причинам ознакомление производится в день прекращения указанных причин. При отсутствии возможности ознакомления составляется акт по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. При отказе от ознакомления с заключением (подписи) составляется акт по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

23. При проведении служебного расследования должностные лица, назначенные для его проведения, имеют право:

вызывать должностных лиц таможенных органов, приглашать иных граждан (с их согласия), обладающих, по их мнению, информацией по существу проводимого служебного расследования, и получать от них на имя начальника таможенного органа, назначившего служебное расследование, письменные объяснения, документы или иную информацию, относящуюся к проводимому служебному расследованию, проводить опрос с использованием полиграфа в порядке, определенном постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 17 февраля 2009 г. N 11 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения таможенными органами Республики Беларусь опроса физических лиц с использованием полиграфа" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г. N 58, 8/20556);

фиксировать процедуру получения объяснения с помощью звуко- и видеозаписи с письменного согласия лица, от которого принимается объяснение, отметка о чем проставляется в объяснении;

знакомиться с материалами, имеющими отношение к проводимому служебному расследованию, приобщать их к материалам служебного расследования;

требовать от должностных лиц таможенных органов предоставления документов или информации, относящихся к проводимому служебному расследованию, для ознакомления или приобщения к материалам служебного расследования;

запрашивать от имени начальника таможенного органа из других организаций необходимую для проведения служебного расследования информацию.

24. Должностное лицо, в отношении которого проводится служебное расследование, имеет право:

давать письменные объяснения с изложением собственного мнения по поводу обстоятельств совершенного дисциплинарного проступка, предъявлять доказательства по существу своего объяснения;

требовать приобщения к материалам служебного расследования предоставляемых им документов и материалов, имеющих отношение к проводимому служебному расследованию;

подавать мотивированное заявление на имя начальника таможенного органа, назначившего проведение служебного расследования, об отводе председателя или членов комиссии от проведения служебного расследования с указанием причин отвода;

абзац исключен. - Постановление ГТК от 07.04.2009 N 25;

ознакомиться с материалами проведенного служебного расследования после утверждения заключения по его результатам;

в случае несогласия с решением начальника таможенного органа по итогам служебного расследования обжаловать данное решение в установленном порядке начальнику вышестоящего таможенного органа, а также в соответствии с законодательством обращаться за защитой своих прав и законных интересов в суд.

25. При проведении служебного расследования не допускается проведение процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь .

26. Источниками доказательств при проведении служебного расследования являются объяснения лиц, справки, заявления, заключения и пояснения специалистов и иные материалы.

27. Если в ходе служебного расследования выявлено наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то об этом немедленно сообщается начальнику таможенного органа для принятия решения в соответствии с действующим законодательством, а также информируется УСБ ГТК Республики Беларусь. Передача материалов в правоохранительные органы производится с письменным уведомлением УСБ ГТК Республики Беларусь.

Глава 4 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

28. По итогам служебного расследования председателем либо по его поручению одним из членов комиссии составляется заключение по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции, которое подписывают все члены комиссии, назначенной для проведения служебного расследования.

29. Заключение структурно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей, в которых указываются:

29.1. во вводной части:

повод и основание проведения служебного расследования;

дата и номер приказа о назначении служебного расследования;

должность, фамилия, имя, отчество должностных лиц, включенных в состав комиссии для проведения служебного расследования;

период, в течение которого проводилось служебное расследование;

29.2. в описательной части:

имел ли место дисциплинарный проступок, в чем он выразился;

место, время, способ и иные обстоятельства совершения проступка;

установочные данные должностных лиц, в отношении которых проведено служебное расследование (фамилия, имя и отчество, должность, место работы, персональное звание, дата поступления на работу в таможенные органы, привлекался ли ранее к дисциплинарной или иной ответственности);

круг лиц, участвовавших, присутствовавших либо имеющих иное отношение к совершению проступка;

с какой целью и по каким мотивам, умышленно или по неосторожности совершен проступок;

причины и условия, способствовавшие совершению проступка;

какими доказательствами установлены фактические данные;

29.3. в резолютивной части:

вывод о наличии в действиях (бездействии) лиц, в отношении которых проводилось служебное расследование, нарушения служебной дисциплины;

какие нормы законодательства Республики Беларусь нарушены;

по возможности характер, размер ущерба, причиненного в результате совершения проступка (если таковой имеется);

предложения о привлечении к дисциплинарной или иной ответственности виновных лиц, о применении при необходимости мер индивидуальной профилактики правонарушений;

рекомендации по организации и проведению мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка, которые до предоставления заключения на утверждение начальнику таможенного органа в обязательном порядке согласовываются с руководством структурных подразделений ГТК Республики Беларусь или таможни по направлениям деятельности;

в какие структурные подразделения таможенных органов направляются копии заключения для исполнения мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших нарушению таможенного и иного законодательства (внесения изменений в нормативные правовые акты, технологические схемы, в структуру таможенного органа (поста, отдела и т.д.) и др.);

о необходимости передачи материалов служебного расследования в правоохранительные органы.

30. При несогласии с выводами или содержанием отдельных положений заключения член комиссии, подписав заключение, приобщает к нему докладную записку на имя начальника таможенного органа, назначившего служебное расследование, в которой излагает свое особое мнение. В этом случае в заключении напротив подписи члена комиссии, несогласного с выводами комиссии, делается пометка о наличии особого мнения.

31. Заключение с материалами служебного расследования представляется председателем комиссии начальнику таможенного органа для утверждения и принятия решения по существу проведенного служебного расследования.

32. По результатам служебного расследования начальник таможенного органа принимает следующие решения:

о привлечении виновных лиц к ответственности;

о проведении комплекса мер по предупреждению дисциплинарных проступков;

о возвращении материалов для производства при необходимости дополнительного служебного расследования в пределах сроков, предусмотренных настоящей Инструкцией;

о прекращении служебного расследования в отношении невиновных лиц;

о передаче материалов в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям должностных лиц, если они содержат признаки уголовно наказуемых деяний.

33. При принятии по итогам служебного расследования решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности утвержденное заключение незамедлительно направляется председателем комиссии, проводившей служебное расследование, в кадровую службу таможенного органа для подготовки в соответствии с законодательством приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

34. Материалы служебного расследования брошюруются в дело в следующей последовательности:

заключение по результатам служебного расследования;

копия приказа (при его наличии) о привлечении к дисциплинарной ответственности по результатам служебного расследования;

копия приказа о назначении служебного расследования;

документы, содержащие сведения, послужившие поводом и основанием для проведения служебного расследования;

иные документы и материалы, имеющие отношение к проведенному служебному расследованию.

Материалы служебного расследования нумеруются постранично, по ним составляется опись, которую заверяет председатель комиссии, проводившей служебное расследование.

35. Дела служебных расследований передаются в подразделение собственной безопасности таможенного органа, где подлежат учету по журналу согласно приложению 6 к настоящей Инструкции и хранению в течение трех лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

При уничтожении дел служебных расследований из них извлекаются заключение и приказ по результатам служебного расследования, которые хранятся в отдельном переходящем деле до минования надобности.

36 - 37. Исключены. - Постановление ГТК от 07.04.2009 N 25.

Приложение 1
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебного расследования
в таможенных органах
Республики Беларусь

Приложение 2
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебного расследования
в таможенных органах
Республики Беларусь

Приложение 3
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебного расследования
в таможенных органах
Республики Беларусь

Приложение 4
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебного расследования
в таможенных органах
Республики Беларусь

Приложение 5
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебного расследования
в таможенных органах
Республики Беларусь

Приложение 6
к Инструкции о порядке
организации и проведения
служебного расследования
в таможенных органах
Республики Беларусь

Порядок проведения служебного расследования

Порядок проведения служебного расследования

88. Служебное расследование проводится в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершения проступка, выявления причин и условий, способствовавших его совершению, установления виновных и обеспечения принципа неотвратимости наказания либо исключения необоснованного привлечения военнослужащего к ответственности.

89. Основаниями для проведения служебного расследования могут являться:

1) рапорты, заявления, жалобы и письма;

2) факты правонарушений и происшествий;

3) результаты ревизий;

4) результаты проверки учебной, боевой и служебно-боевой деятельности воинской части;

5) сообщения органов дознания, следствия и суда;

6) сообщения должностных лиц, организаций и средств массовой информации;

7) материалы дел, поступившие от уполномоченных органов для решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях.

90. Служебное расследование назначается приказом командира воинской части и проводится уполномоченным должностным лицом в срок не более пятнадцати календарных дней. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен лицом, назначившим проведение служебного расследования, на срок не более десяти календарных дней.

91. Служебные расследования проводятся в отношении:

1) военнослужащих по контракту рядового и сержантского (старшинского) составов, совершивших серьезные проступки;

2) младших офицеров, совершивших значительные и серьезные проступки;

3) старших офицеров и выше, совершивших проступки.

В других случаях при совершении военнослужащим проступка с него истребуется письменное объяснение. Если в письменном объяснении военнослужащий согласен с фактом совершения им проступка, командир (начальник) имеет право наложить соответствующее взыскание без проведения служебного расследования.

В указанных выше случаях или, если военнослужащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, командиром в срок не позднее двух суток со дня обнаружения проступка должно быть назначено служебное расследование в порядке, определенном настоящим Уставом.

92. Для проведения служебного расследования приказом командира части назначается должностное лицо, по воинскому званию и занимаемой должности равное или выше воинского звания и должности военнослужащего, совершившего проступок (далее - должностное лицо).

В необходимых случаях на время проведения служебного расследования командир может освободить должностное лицо от исполнения его функциональных обязанностей, о чем указывает в приказе.

93. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот проступок, в отношении которого установлена его вина.

94. Виновным в совершении проступка признается военнослужащий, совершивший противоправные действия (проявивший бездействие) умышлено или по неосторожности.

95. Проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий, его совершивший, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал или сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично.

96. Проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий, его совершивший, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

97. Служебное расследование может быть приостановлено приказом командира воинской части в случаях:

1) самовольного оставления военнослужащим расположения части или места службы;

2) пребывания военнослужащего в отпуске, служебной командировке;

3) тяжелого заболевания военнослужащего, удостоверенного в установленном законом порядке;

4) проведения медицинской экспертизы, требующей продолжительного времени;

5) в других случаях, препятствующих служебному расследованию.

98. Служебное расследование возобновляется приказом командира воинской части, если отсутствуют основания для его приостановления.

99. В ходе служебного расследования устанавливаются:

1) содержание и характер проступка, время, место, способ и другие обстоятельства его совершения;

2) наличие и характер вредных последствий проступка;

3) размер причиненного вреда;

4) лицо, совершившее проступок;

5) обстоятельства, исключающие, смягчающие или отягчающие ответственность военнослужащего;

6) причины и условия, способствовавшие совершению проступка;

7) данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего проступок;

8) вина военнослужащего в совершении проступка, наличие умысла или неосторожности и мотивы совершения проступка;

9) другие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения о привлечении военнослужащего к ответственности.

100. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

1) раскаяние военнослужащего, совершившего проступок;

2) добровольное сообщение военнослужащим о совершении им проступка командиру (начальнику);

3) предотвращение военнослужащим, совершившим проступок, вредных последствий проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение проступка при сложившихся тяжелых личных или семейных обстоятельствах;

5) совершение проступка в результате принуждения;

6) совершение проступка при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или команды.

Командир (начальник), применяющий к военнослужащему взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

101. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

2) повторное совершение такого же проступка, если за первый проступок к военнослужащему уже применялось взыскание и оно в установленном порядке не снято;

3) совершение проступка группой;

4) вовлечение подчиненного в совершение проступка;

5) совершение проступка по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды;

6) совершение проступка из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другой проступок или облегчить его совершение;

7) совершение проступка путем воздействия на должностное лицо или его близких в связи с выполнением им возложенных на него обязанностей;

8) совершение проступка на боевом дежурстве, боевой службе, в суточном наряде, при выполнении боевой задачи, а также при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;

9) совершение проступка в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.

Другие обстоятельства, не упомянутые в настоящем Уставе, не могут быть признаны отягчающими дисциплинарную ответственность.

102. В ходе служебного расследования должностное лицо, которому поручено его проведение, имеет право:

1) получать письменное объяснение военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также от других лиц;

2) собирать материалы, подтверждающие виновность военнослужащего в совершении проступка;

3) знакомиться с соответствующими документами, в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебного расследования;

4) получать заключения, пояснения и консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;

5) выезжать на место, где был совершен проступок.

103. Военнослужащие воинской части обязаны оказывать содействие должностному лицу, назначенному для проведения служебного расследования, и несут персональную ответственность за достоверность представленных сведении.

104. Сведения о совершении военнослужащим проступка, подтверждающие либо опровергающие факт его совершения, могут быть в любой форме (обращения граждан и военнослужащих; рапорты командиров (начальников) и других военнослужащих; акты прокурорского реагирования; материалы о проступках, направленных комиссиями по борьбе с коррупцией; служебные и иные материалы).

105. Если в ходе служебного расследования выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир (начальник) немедленно докладывает непосредственному начальнику и информирует правоохранительные органы.

106. По окончании служебного расследования должностное лицо докладывает командиру (начальнику), назначившему расследование, о выявленных недостатках, нарушениях законности, приказов, инструкций, причинах и условиях, способствовавших совершению проступка, с выводами и предложениями по их устранению. Командир (начальник) обязан довести материалы служебного расследования до военнослужащего, в отношении которого оно проводилось, под роспись.

107. Материалы служебного расследования в отношении военнослужащих, подлежащих по основаниям закона в соответствии с Правилами прохождения воинской службы увольнению с воинской службы по отрицательным мотивам, а также лиц, не согласных с выводами и предложениями служебного расследования, командир (начальник) обязан направить на рассмотрение дисциплинарной комиссии.

108. Отказ военнослужащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не приостанавливает проведение служебного расследования. В этом случае военнослужащий заслушивается на дисциплинарной комиссии.