Руководства, Инструкции, Бланки

график работы учителей школы образец img-1

график работы учителей школы образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1871 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья на тему: Рабочее время учителя

Статья на тему:
Рабочее время учителя
Предварительный просмотр:

Рабочее время учителя

Работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени. Конституция РФ, ст. 37 · Какова продолжительность рабочей недели учителя? · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая? · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день? · Какое допустимое количество "окон" в расписании? Что делать, если их много? · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение? · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни? · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)? · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.
Рабочее время - это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности»[1]. Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем - не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов. Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе[2] и в законе «Об образовании»[3]. Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.
Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен[4]. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку[5]. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением.[6] Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.[7]
В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени. Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» - абсолютно незаконно.

Основная правовая коллизия
Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени[8] лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».
Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.
Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, - это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.
Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.
Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.
Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.
Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Для учителей 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов, так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.
«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника. Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно. Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю[9].

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.
Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:
«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».
Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени. Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.
Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам[10], средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей. Во время каникул - требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия). Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты
По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.
№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.
Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.
Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу[11] с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы[12]. Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы[13]. Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.
Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)
Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты: · Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор. · Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю[14]. · Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).
В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты: · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета · расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).
К сожалению, все это меры могут действовать только на уровне конкретной школы. Махинации с рабочим временем будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее само нынешнее деление на нормированную и ненормированную части. Подобное Постановление для профессорско-преподавательского состава вузов уже существует[15]. Но это уже проблема общероссийская, решаемая только при наличии мощного учительского движения.

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

[1] Ст. 91 ТК РФ
[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ
[3] Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».
[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.
[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
[6] Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.
[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее - постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

[9] пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
[10]
[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа
Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
[12] Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»
[13] Ст. 152 ТК РФ.
[14].
[15] Письмо Минобразования России от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15


Прочитано: 14210 раз

Другие статьи

График работы учителя в школе образец - Полезная информация

График работы учителя в школе образец

Материал по теме: Образцы документации педагога-психолога скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе Скачать: Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Школа за свой счет обеспечивает Педагога необходимыми учебниками, учебными пособиями, учебно-методической и методической литературой, техническими средствами обучения, классной документацией, канцелярскими принадлежностями и расходуемыми материалами. Мы будем рады встрече с вами! Я могу успешно справляться со следующими занятиями: содействовать самосовершенствованию и повышению квалификации; помогать людям выявлять их проблемы, потребности и находить решения; оказывать влияние; привлекать талантливых людей или хороших руководителей; выступать публично перед большим или небольшим собранием; создавать эффективную рекламу и проводить рекламные кампании; организовывать и проводить учебные курсы; создавать обстановку, способствующую обучению; убеждать других людей; влиять на тех, кто принимает решения; разрабатывать систематический подход к установке целей, создавать гармонические отношения и условия для эффективной деятельности; устанавливать приоритетные задачи в условиях противоречивых требований; распределять скудные финансовые средства; осуществлять проекты вовремя и в рамках бюджета; привлекать постоянных клиентов; справляться с разными задачами и обязанностями одновременно и эффективно; организовывать разных людей в функционирующую рабочую группу. Указать курсы, уроки, факультативы по психологии. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: - анализ и планирование деятельности; - курсы повышения квалификации; - анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; - участие в научно-практических семинарах, конференциях; - посещение совещаний и методических объединений; - оформление кабинета и др. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал. Закончился праздник долгими громкими аплодисментами, юных артистов не отпускали со сцены. Здесь также должны быть перечислены все направления психокоррекционной работы, которая проводилась с ребенком, ее продолжительность и результат.

Педагог имеет право: 3. Школа имеет право: 3. Оплата труда, другие условия материального обеспечения труда Педагога 4. В соответствии с настоящим договором устанавливаются следующие условия оплаты труда Педагога: 4. В случае использования Педагогом своего права на аттестацию на соответствующую квалификационную категорию и получения ее в результате успешного прохождения аттестации администрация Школы обязана в течение месяца издать приказ о присвоении Педагогу квалификационной категории и установлении Педагогу на срок действия категории уровня оплаты труда по соответствующему разряду ЕТС. Оплата труда Педагога в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения; 4. Если замещение продолжалось свыше двух месяцев, оплата труда Педагога производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в порядке, предусмотренном п. Педагогу в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере одного минимального размера оплаты труда. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит. Школа в установленном порядке перечисляет в соответствующие фонды страховые взносы по социальному и медицинскому страхованию, а также пенсионные взносы. В случаях и порядке, установленных соответствующими нормативными актами, Школа выплачивает Педагогу пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет иные пособия, на которые Педагог имеет право. Помещение для занятий и оборудование должны соответствовать правилам и нормам охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарным нормам. Школа за свой счет обеспечивает Педагога необходимыми учебниками, учебными пособиями, учебно-методической и методической литературой, техническими средствами обучения, классной документацией, канцелярскими принадлежностями и расходуемыми материалами. Рабочее время и время отдыха 6. Рабочее время учитывается в астрономических часах - один час равен 60 минутам: короткие перерывы переменыпредусмотренные между уроками занятиямиявляются рабочим временем Педагога. Расписание занятий составляется Школой исходя из педагогической целесообразности, соблюдения санитарно- гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя. Выполнение трудовых обязанностей, помимо проведения учебных занятий, осуществляется Педагогом. Педагогу предоставляется один свободный от занятий день в неделю для методической работы и повышения квалификации, если предоставление такого дня возможно, исходя из объема учебной нагрузки Педагога и количества классов, в которых он преподает, без ущемления законных интересов других педагогов Школы. Учебная нагрузка на новый учебный год объем преподавательской работы с распределением по классам группам устанавливается Школой до ухода Педагога в очередной отпуск с соблюдением следующих условий: 6. Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем Педагога. В эти периоды Педагог привлекается Школой к педагогической, организационной и методической работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки Педагога до начала каникул. График работы Педагога в каникулы утверждается приказом директора Школы. Педагогу предоставляется в летний период ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в установленном порядке. Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска допускаются только с согласия работника. Замена отпуска денежной компенсацией допускается только при увольнении Педагога. Педагог пользуется правом на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок разрешения споров 7. Школа несет ответственность: 7. Выплата неустойки не освобождает Школу от соблюдения условий труда и своих обязанностей, предусмотренных настоящим договором; 7. Дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и увольнения налагаются приказом директора Школы в порядке и сроки, установленные трудовым законодательством и законодательством об образовании, после ознакомления Педагога с предъявленными претензиями истребования от него письменных объяснений; 7. Возмещение ущерба производится по приказу директора Школы путем удержания из заработной платы Педагога при соблюдении сроков и размеров удержаний, установленных трудовым законодательством; 7. Возмещение ущерба производится в порядке, предусмотренном п. Возмещение производится в порядке, предусмотренном п. Основания прекращения действия договора 9. Настоящий трудовой договор контракт может быть расторгнут: 9. Передача Школы из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия настоящего договора. При смене учредителя-собственника Школы, а равно реорганизации учредителя слиянии, присоединении, разделении, преобразовании трудовые отношения, с согласия Педагога, продолжаются; прекращение в этих случаях настоящего договора по инициативе администрации возможно только при сокращении численности работников. Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 9. Не допускается увольнение Педагога по инициативе администрации Школы в период временной нетрудоспособности кроме увольнения по пункту 9. При прекращении настоящего договора по основаниям, указанным в пунктах 9. Расторжение настоящего трудового договора осуществляется с соблюдением процедуры и гарантий, установленных трудовым законодательством. Настоящий договор составлен в двух подлинных экземплярах, по одному для каждой из сторон, и является основанием для издания приказа о приеме Педагога на работу в Школу. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть совершены только в письменной форме путем подписания сторонами дополнительного соглашения. Адреса и реквизиты сторон: 10.

График работы учителей школы образец

2.3 Определение содержания и объемов работы для должности учителя a) Материалы исследований по изучению структуры затрат фактического рабочего времени учителей

Для получения объективной картины затрат фактического рабочего времени учителей разных предметов, имеющих различную нагрузку, было проведено выборочное обследование фактической структуры рабочего времени учителей в регионах Российской Федерации.

Учителя-предметники, учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования школ различных видов (начальная школа, основная школа, полная средняя школа, гимназия), расположенных в городах с населением более 200 тыс. человек, в городах с населением менее 100 тыс. человек и сельских школ сами оценивали затраты времени на различные виды работ, связанных с их педагогической, учебно-воспитательной деятельностью.

Данные обобщены по 11 регионам: Республика Чувашия, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тверская области, Краснодарский и Хабаровский края, и представлены в таблицах № 1, № 2 и № 3 Приложения.

Анализ полученной информации показывает, что фактические затраты рабочего времени учителя составляют в среднем от 58 (сельские школы — см. Приложение табл. № 3) до 66,5 (школы в крупных городах — табл. № 1) часов в неделю.

При этом учебная (аудиторная) работа с учащимися по предмету составляет в среднем в городах 20,2 часа и на селе — 17,5 часов. По субъектам Федерации учебная нагрузка учителей оценивается от 13 до 27,5 часов в городах и от 12,8 до 25 часов на селе.

Затраты времени на подготовку к урокам, поурочное, тематическое планирование составляют от 3 до 14,5 часов, при этом следует подчеркнуть, что средние цифры по регионам тяготеют к 10 часам в неделю. Отмечается, что в начале учебного года на этот вид деятельности учителя затрачивают больше времени. Другие виды работ, связанные с подготовкой к урокам, оцениваются от 1 часа (заведование кабинетом, подготовка дидактического материала — в среднем по этим позициям - 2,3 часа) до 14 часов (проверка тетрадей — средняя цифра не превосходит 8 часов в неделю).

Повышение квалификации учителя планируется индивидуально на весь год, и занимает от 0,6 ч. до 1,49 ч (в среднем — 1,37 часа).

Индивидуальная работа с учащимися (неуспевающими, одаренными) занимает у учителей городских школ в среднем 4 часа и у учителей сельских школ в среднем — 3 часа.

Педсоветы, методические собрания, совещания, учеба (в школе) проводятся в среднем 1 раз в месяц и занимают от 1 до 1,65 часа.

Родительские собрания проводятся по 1-3 часа 1 раз в четверть или триместр.

Внеклассные мероприятия по плану работы школы проводятся 1 раз в четверть или триместр, в среднем от 1 часа до 1,45 часа в неделю.

Экскурсии и выезды с учащимися планируются нерегулярно, занимая в среднем 0,8 часов в неделю.

Оформление личных дел, выдача аттестатов, проведение выпускного бала занимает в основном 3-4 дня в конце года.

Составление отчетов для вышестоящего администратора происходит 1 раз в месяц или в четверть и занимает от 0,69 до 1,3 часа (в среднем — 0,9 ч. в неделю).

В Приложении приведены таблицы 1-3, в которых сгруппированы объёмы недельной нагрузки учителей-предметников в астрономических часах.

В зависимости от преподаваемых предметов, количество времени, затрачиваемого учителями на различные виды педагогической деятельности, несколько различно.

В таблице № 4 Приложения представлена структура среднего рабочего времени учителей математики, филологии и учителей других предметов в неделю.

Наряду с региональным исследованием рабочей группой были проведены выборочные замеры в ряде школ ЮАО г. Москвы. В Приложении в Таблице № 6 приводится сравнительный анализ полученных данных.

Рабочая группа, проанализировав фактическое распределение рабочего времени учителей по школам г. Москвы, пришла к выводу, что цифра 62 часа недельной нагрузки, полученная в результате регионального обследования, является в среднем завышенной. Причем наиболее значимое превышение связано с оценкой времени, затрачиваемого на подготовку к урокам (строка 4 Таблицы № 6 — 5.8 час/нед.) и проверку тетрадей (строка 2 Таблицы № 6 — 4.3 час/нед.). Кроме того, из расчетов по московским школам исключены часы классного руководства (оформленные, как правило, в рамках внутреннего совместительства) и повышение квалификации вне школы. С учетом этого результаты, полученные в ходе регионального исследования и в ходе выборочного обследования московских школ, могут быть признаны хорошо сопоставимыми и достаточными для обоснования новой схемы нормирования рабочего времени учителя.

Оформление классного руководства как внутреннего совместительства — это что-то новенькое. Есть доплата — фиксированный процент от ставки — «за выполнение дополнительных обязанностей». Причем мне не приходилось встречать учителей, стремившихся таким образом повысить свой доход — доплата совершенно неадекватна дополнительным затратам сил и времени.

Исходя из анализа фактического рабочего времени учителя, структуру его деятельности можно разложить по следующим четырем укрупненным группам:

учебная (урочная) работа в соответствии с учебным планом;

внеурочная педагогическая работа с учащимися (в т.ч. индивидуальная работа);

работа по подготовке и обеспечению учебного процесса, включая повышение квалификации;

Первые две позиции могут быть объединены термином «педагогическая работа».

урочная деятельность занимает 18 часов в неделю, или 45% всего рабочего времени;

внеурочная педагогическая деятельность — 7 часов, или 17,5%;

работа по подготовке и обеспечению учебного процесса — 10 часов, или 25%;

организационно-педагогическая деятельность — 5 часов, или 12,5% рабочего времени учителя.

b) Новая схема нормирования рабочего времени учителя

1) Экспертные разработки нормирования структуры рабочего времени учителей и проведенные обследования позволяют представить эту структуру в нижеследующем виде (см. табл. 7 ).

Схема иллюстрирует общую идею — включение е всех педагогических (воспитательных, развивающих, внеурочных, внешкольных и др.) видов работы учителя в число его служебных обязанностей и, соответственно, оплату из штатного оклада. Эта работа относительно нормируема, хотя в менее жесткой форме, чем урочная деятельность. Тем самым совершается последовательный отход от сегодняшней деформированной ситуации, когда внеурочная деятельность (в т.ч.воспитание) «не тарифицируется». Попутно устраняется отмеченная выше диспропорция в отношении учителей начальных классов.

Вопрос в том, каким образом будет «считаться» эта деятельность. Не возникнет ли в результате еще куча бумаг, фактически подменяющих реальную работу, и мероприятий, имеющих единственную цель: отработать назначенное время?

2) Следует обратить внимание на то, что администрации школы предложенной схемой предоставляется право, с учетом конкретной ситуации в школе, менять цифры фактической годовой нагрузки учителя (и, соответственно, для урочной нагрузки - привычные недельные цифры объема уроков) в большую или меньшую сторону до 20%. Урочная нагрузка учителя на штатном окладе («ставке») может варьироваться от 14 до 22 часов — без изменения зарплаты, ибо во всяком случае учитель оплачивается из расчета штатного оклада.

Не придется ли администрации сочинять бумагу-обоснование на любую «вариацию»? Особенно, при уменьшении числа урочных часов — ведь это ведет к необходимости увеличивать количество учителей (внеурочная-то деятельность никакими стандартами образования не нормируется).

При этом администрация обязана обеспечить учителя, имеющего меньший объем уроков, примерно пропорциональной занятостью во внеурочных сферах деятельности школы (кружки, занятия с отстающими, выезды на экскурсии, работа с родителями и т.д.). У учителя, имеющего в данной четверти (году, полугодии, триместре) относительно бо льшую урочную нагрузку, администрация пропорционально снимает внеурочные виды работы. Тем самым реализуется важнейшая идея балансирования общей нагрузки учителя между урочными и внеурочными видами деятельности при стремлении привести суммарную педагогическую (урочную и внеурочную) учебную нагрузку к объему 900-950 часов в год (при пересчете на учебные недели — 25 часов в неделю) В ряде случаев администрации школы дается право мотивированно снижать суммарную учебную нагрузку (пример: молодые учителя, руководители методических объединений и др. — см. ниже).

Учет внеурочной нагрузки учителя ведется не по недельному графику, а нарастающим итогом суммарно за год.

Как именно можно ухитриться всю ее подсчитать?

Допустим, в классе произошло некое событие, на которое классному руководителю надо бы отреагировать немедленно. И что же он будет делать? Разумное с педагогической точки зрения действие будет экономически невыгодным, проведенное «в учет нагрузки» — запоздалым, и, в силу этого, в лучшем случае, бесполезным.

Кстати, факт, шокирующий выросших в СССР/России людей, живущих в Германии: там нормой является, что со школьником, задавшим вопрос по предмету вне официального времени занятия, Herr Lehrer просто не будет разговаривать.

При этом становятся вполне возможны и иные необходимые нововведения. Например, школа может (а) дать возможность молодым учителям иметь меньшую нагрузку (у них реально больше подготовки); (б) дать возможность опытным учителям уменьшать нагрузку за счет методической работы (и, скажем, курировать молодых педагогов), как части их функционала; учитывать в балансировании объемов рабочего времени учителей разных предметов разное время на проверку тетрадей (напр. для учителя русского языка и физкультуры) и т.д.

Ох, хорошо бы. Вот только удастся ли объяснить это бухгалтерам из ЦБ и, тем более, всяким проверкам, вроде КРУ? Кстати, реально больше подготовки может оказаться и не только у молодого учителя. Например, я в 7-х классах вел физику, а в 10-х — нет, так что, если вдруг придется взять именно 10-е, мой более чем 10-летний педстаж вряд ли поможет.

3) В фонде заработной платы должна быть предусмотрена некоторая доля (напр. 10% от общего фонда), которую школа может расходовать на привлечение сторонних совместителей (напр. на 4 часа в неделю, на 9 часов в неделю и т.д.). Тем самым обеспечивается возможность закрытия прогнозируемых «дыр» в штатном составе, что, безусловно, в ряде школ будет иметь место всегда, также и при переходе на штатно-окладную систему.

Иначе говоря, учитель либо берется в школу на оклад (как бухгалтер в школу, доцент в вуз или научный сотрудник в НИИ), либо на условиях почасовой оплаты или по совместительству. При этом оплата работы за час может быть порой и выше, чем пропорциональная оплата учителя, но при этом совместитель не имеет положенных учителю социальных льгот (удлиненный отпуск, пенсия по выслуге лет и проч.).

4) Предложенный подход предполагает сохранение фиксированных надбавок для классных руководителей, установление отдельных штатных единиц и окладов для воспитателей ГПД.

5) Концепция предусматривает планирование и оплату определенного объема организационно-педагогической деятельности (из условия расчетной величины 5 часов в течение 42 рабочих недель). Допускаются мотивированные незначительные отклонения от этой цифры, связанные с особенностями организации работы конкретного учителя. В целом же предлагается считать, что собранные в данном разделе виды деятельности являются в одинаковой мере неотъемлемой частью работы всех педагогов.

6) Концепция предлагает значительную вариативность при планировании временных затрат на подготовку и обеспечение учебного процесса. Она обусловлена как различным объемом работ по проверке письменных заданий и подготовке к урокам учителей различных специальностей, так и различной степенью включенности конкретных педагогов в методическую работу внутри школы. В ряде случае Концепция даже предусматривает увеличение доли рабочего времени, планируемого на подготовку и обеспечение учебного процесса, за счет уменьшения внеурочной учебной нагрузки (например, в случае опытных учителей — руководителей метод. объединений или молодых учителей, только начинающих работать в школе).

c) Схема-таблица рабочего времени учителя (при переходе на штатно-окладную систему) d) Годовой рабочий план учителя

Новая штатно-окладная система оплаты труда учителей предполагает реализацию новых подходов в учете их рабочего времени (аналогично тому, как это делается в вузах), из расчета на год. Главным здесь является, во-первых, балансирование между урочной и неурочной деятельность в составе педагогической работы учителя, а также балансирование между непосредственно педагогической и иными видами деятельности педагога (работа по подготовке и обеспечению учебного процесса, организационно-педагогическая деятельность). Непосредственное регулирование и взаимное балансирование всех этих видов работы учителя осуществляет администрация школы. В качестве примера приведем варианты годовых рабочих планов учителей, составленных исходя из реальной ситуации конкретной московской школы.