Руководства, Инструкции, Бланки

сбор образцов для сравнительного исследования в орд img-1

сбор образцов для сравнительного исследования в орд

Рейтинг: 4.2/5.0 (1921 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

MKA - РОСАР

Адвокат по уголовным делам

СБОР ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбор образцов для сравнительного исс ледования - это оперативно-розыс кное мер оприятие, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объекта последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Оно может проводиться, как гласно, так и негласно.

Данное мероприятие в рамках уголовного дела предусм отрено ст. 202 УПК РФ. строго регламентировано и нередко применяется в следственной практике.

Тактика сбора образцов для сравнительного исследова ния в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:

- добровольного согласия лица, располагающего необходимыми образцами;

- возможностью легального отбора образцов.

Поскольку законом не ограничен перечень собираемых образцов, к ним могут быть отнесены любые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела, другие объекты и предметы, могущие иметь отношение к интересующему оперативного работника событию.

В случае необходимости сохранения факта сбора образцов в тайне от окружающих, в том числе от п роверяемых лиц, используют негласные. либо зашифрованные формы их получения.

Поскольку полученные образцы могут быть в дальн ейшем использованы в качестве источников вещественных доказательств. тактиче ски грамотным является привлечение к их отбору соответствующего специалиста. В этом случае специалист оказывает консультационные услуги, сообщ ая, с помощью каких технических средств наиболее целесообразно изымать конкретные объекты, как их упаковывать, чтобы не нарушить их целостность, не повредить сле

ды, имеющиеся на их поверхности, в какое экспертное учреждение направить данные образцы для исследования.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан. унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреж дений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Результаты сбора образцов для сравнительного исследования оформляется справкой оперативного работника, к которому при необходимости прилагаются результаты проведенных специальных исследований.

В других случаях, при отсутствии опасности утраты изъятым образцом своих свойств и качеств, предпочтительнее его направлять следователю, судье в неизмененном виде для последующего исследования в соответствии с уголовн о - процессуальным законом.

Адвокат по уголовным делам напоминает, что действия работников правоохранительных органов по сбору образцов для сравнительного исследования, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы вышестоя щему должностному лицу, прокурору или в суд.

Результаты сбора образцов для сравнительного исследования, при условии их надлежащего оформления могут быть положе ны в основу принятия решения о возбуждении уголовного дела. а также проведения конкретных следственных дей ствий, например, таких как осмотр. опознание, выемка. обыск. производство экспертизы.

Несоблюдение процессуальных норм при проведении опе ративно-розыскного мероприятия м ожет привести к признанию доказательства недопустимым.

Адвокат вправе участвовать при проведении любых гласных оперативно-розыскных мероприятий. На практике встречаются случаи, когда сотрудники органов, осуществляющих операти вно-розыскную деятельность, не допускают адвокатов к проведению оперативно-розыскных мероприятий, мотивируя это тем, что адвокат, якобы нужен только после возбуждения уголовного дела. Такое утверждение, как полагает адвокат по уголовным делам, является нарушением конституционных прав и интересов гражданина. Оно нарушает закон прямого действия – ч. 1 ст. 48 Конст итуции Российской Федерации о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи ».

Данное обстоятельство подробно описано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Р СФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова": «П о буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации. право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от призна ния задержанным и подозреваемым. если управомоченным и органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод ил и доставление в органы дозн ания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также каки е-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность ».

Адвокат по уголовным делам даст юридическим и физическим лицам полезны й совет и окажет квалифицированную юридическую помощь по различным вопросам, связанным с оперативн о-розыскными действиями, в том числе требованиями, предъявляемыми к сбору образцов для сравнительного исследования, и оформлению его результатов, порядку обжалования в случае нарушения требований Закона, прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Своевременное обращение к адвокату по уголовным делам позволит избежать нарушения прав человека и будет способствовать соблюдению процессуальных прав гражданина.

Другие статьи

Сбор образцов для сравнительного исследования в орд - Знакомим с информацией

Сбор образцов для сравнительного исследования в орд

Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" запретил гражданам, занимающимся частной детективной деятельностью, осуществлять какие-либо оперативно - розыскные мероприятия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных правоохранительных органов. Результаты изучения материалов судебной практики, опросов слушателей Института повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ в целом показывают одни и те же упущения в деятельности сотрудников оперативно-розыскных подразделений, которые либо недооцениваются следователями, руководителями следственных органов, надзирающими прокурорами, а потом и государственными обвинителями, либо вообще остаются вне поля их зрения. Процедура полиграфного опроса предусмотрена Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 28 декабря 1994 г. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Достаточно скоро после введения в действие УПК РФ 2001 г. При проведении мероприятия могут привлекаться эксперты и лица, обладающие соответствующими специальными познаниями, а также применяться технические средства — измерительные, оптические, сравнительные инструменты и приборы. Проверочные закупки проводятся зашифрованно, т. Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку о том, что данное мероприятие проводится в соответствии с п. Белореченске, а также полученную при его проведении видеозапись, протокол осмотра места происшествия и другие доказательства. Оперативно - розыскные мероприятия. Однако их переход к следователю должен быть осуществлен только прямым процессуальным путем - посредством производства выемки, обыска, проверки показаний на месте. Вывод: Проверяя сообщение о преступлении законодатель дал, в общем-то, совсем немного прав.

При проведении мероприятия могут привлекаться эксперты и лица, обладающие соответствующими специальными познаниями, а также применяться технические средства — измерительные, оптические, сравнительные инструменты и приборы. Акт ОРМ оформляется строго со ссылками на ст. При проведении проверочной закупки могут использоваться допустимые к применению специальные технические средства для фиксации факта сделки купли - продажи, осуществления контроля за ее ходом, пометки денежных и иных средств расчета. Существует мнение, что рассматриваемые образцы могут быть получены путем производства оперативно-розыскного мероприятия "Сбор образцов для сравнительного исследования" п. При наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных аппаратов. Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, однозначен: такого права они не имеют, поскольку в этом случае происходит совмещение функций по выполнению ОРД и процессуальной деятельности в форме дознания в действиях одних и тех же лиц. Причины тому: проведение оперативно-розыскных мероприятий ОРМ при отсутствии оснований, перечисленных в п. То есть, не может быть применено без согласия владельца предметов или документов при невозбужденном уголовном деле.

В настоящем Кодексе УПК описаны только следственные действия при которых что-либо можно изъять, это выемка и обыск.

Допустимость доказательств, полученных при исследовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Уголовный процесс.

Проверочные закупки проводятся зашифрованно, т. Безусловно оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться для установления лиц или мест, у которых или где могут находиться объекты, пригодные для использования в качестве образцов для сравнительного исследования. Особенно часто это происходит по делам о преступлениях коррупционной направленности, мошенничестве, незаконном обороте наркотических средств и др. Причины тому: проведение оперативно-розыскных мероприятий ОРМ при отсутствии оснований, перечисленных в п. Поиск предметов и документов внутри шкафов, сейфов, письменных столов офиса, даже незапертых, и есть по сути обыск ст. СБОР ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сбор образцов для сравнительного исследования — ОРМ, заключающееся в обнаружении, закреплении, изъятии и сохранении предметов и веществ, а также других образцов с целью проверки, не оставлены ли лицом следы в определенном месте или на определенных объектах, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД. Данное мероприятие проводится сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другими лицами, в том числе оказывающими конфиденциальное содействие. В нем освещаются как теоретические.

Такое лицо может впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля лишь при его письменном согласии, как того требует ч. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Рассмотрим некоторые из них, в том числе уже упомянутые в юридической литературе. При проведении мероприятия могут привлекаться эксперты и лица, обладающие соответствующими специальными познаниями, а также применяться технические средства — измерительные, оптические, сравнительные инструменты и приборы. При этом представляется допустимой и запись переговоров. Результаты исследования предметов и документов, проведенного в учреждениях системы МВД, оформляются справкой, составленной лицом, производившим исследование. Статьи по предмету Уголовный процесс ДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.

Компетенция этих подразделений и порядок их работы определяются ведомственными нормативными актами. Белореченске, а также полученную при его проведении видеозапись, протокол осмотра места происшествия и другие доказательства. Статьи по предмету Уголовный процесс ДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Проверочная закупка может быть осуществлена сотрудником оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению. Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку о том, что данное мероприятие проводится в соответствии с п. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Внештатные сотрудники милиции могут привлекаться к проведению ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища.

Классификация ОРМ - Билеты к зачёту по ОРД

Билеты к зачёту по ОРД. Ответы - файл 1.doc 1.doc Классификация ОРМ.
В зависимости от возможности добывания максимально значимой информации:

  • Глубокие (оперативное внедрение);

  • Поверхностные (сбор образцов для сравнительного исследования).

По характеру и направленности:

  • Разведывательные;

  • Контрразведывательные;

  • Оперативно-поисковые;

  • Оперативно-розыскные;

  • Вспомогательные;

  • Обеспечивающие.

По длительности:

  • Кратковременные;

  • Продолжительные.

По субъекту проведения ОРМ:

  • Любыми органами из числа субъектов ОРМ;

  • Специализированными субъектами (ФСБ).

По степени ограничения прав граждан:

  • Ограничивающие конституционные права граждан;

  • Не ограничивающие конституционные права граждан.

По условиям проведения ОРМ:

  • Те, которые требуют санкционирования;

  • Те, которые не требуют санкционирования.

По степени конспирации ОРМ:

  • Гласные;

  • Негласные;

  • Смешанные.

По интенсивности использования технических средств:

  • Оперативно-технические;

  • ОРМ не имеющие оперативно-технического содержания.
Характеристика ОРМ.


Опрос – выявление лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, пропавших без вести. Опрос – это специальная беседа, которая проводится с гражданами, которым могут быть известны сведения об интересующих данных. Опрос допускается при добровольном согласии граждан, они не могут быть подвержены приводу.

Опрос может носить конфиденциальный характер, такое лицо не может быть допрошено в качестве свидетеля без его согласия. Результаты могут быть оформлены объяснением, заявлением, справкой или рапортом сотрудника, которые к материалам у/д не приобщаются.

Могут быть использованы технические средства фиксации, оформляются рапортом, может быть применен полиграф (утв. Приказом МВД от 28.12.1994 г.), заключение оператора полиграфа может быть передано следователю для учета в процессе доказывания. Гипноз оформляется актом судебно-психологического исследования. Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 "Об утверждении сведений, составляющих конфиденциальную информацию".

^ Наведение справок – это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности. Кроме информации конфиденциального характера: данные о коммерческой тайне (ст. 139 ГК), банковская тайна и тайна денежных вкладов (ст. 26 Закона "О банках…"), нотариальная, врачебная, журналистская тайны и др. Закон "О милиции" – получение от должностных лиц справок, копий документов. Результаты изучения документов оформляются справкой или рапортом.

^ Сбор образцов для сравнительного исследования – получение всевозможных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами для установления признаков преступной деятельности. ФЗ "Об ОРД" – нет перечня. Это могут быть:

– следы рук, ног, запах, почерк, микрочастицы, сырье, готовая продукция, предметы, изъятые из гражданского оборота.

^ Гласный сбор образцов – при добровольном согласии. Негласный сбор – могут привлекаться и специалисты. Запрещается совершать действия, угрожающие жизни, здоровью, унижающие честь и достоинство и т.д.

^ Проверочная закупка – совершение мнимой сделки, как правило, с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обман потребителей, наркотические средства, психотропные вещества). На основании постановления органа, осуществляющего ОРД. Может быть произведена оперуполномоченным (о/у) или по его поручению. Проводится как в гласно, так и в зашифрованной форме. Оформляется справкой объяснениями лиц, которые были привлечены к закупке. Могут применяться технические средства.

^ Исследование предметов и документов – это непроцессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ, проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц. Результаты. справка (в учреждениях МВД); другие документы, предусмотренные н.п.а. ведомств (другие учреждения).

Наблюдение – негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, за использованными ими транспортными средствами с целью а) выявления соучастников; б) мест хранения орудий совершения преступлений; в) похищенного имущества (наблюдение м/б физическое или электронное). Физическое наблюдение – визуально. Электронное наблюдение – применение специальных техсредств в помещениях, ТС (сотрудники спецорганов). Результаты оформляются рапортом или актом наблюдения.

^ Отождествление личности – способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающееся в непроцессуальном опознании личности по признакам внешности, голосу, запаху. Различается: Непосредственное отождествление – если лицо уже встречалось; Опосредованное – по словесному портрету, который дало лицо, ранее встречавшееся с опознаваемым. Использование фото-, видоучетов.

Запрещено.

  1. оказывать воздействие на отождествляющих;

  2. действия, исключающие в дальнейшем процессуальное опознание;

  3. привлекать граждан, если их физические и психические качества дают основания ставить под сомнение результаты.

Объектом могут быть живые лица, трупы, изъятые у преступников предметы и вещи.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и ТС (оперативный осмотр) – непроцессуальный осмотр этих служебных помещений, ТС и иных объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий, разыскивания преступников в целях получения иной информации, необходимой для решения задач ОРД. Основные виды объектов: помещения, здания (сооружения), участки местности, документы, личные вещи, животные, тело человека. Обследование может быть гласным и негласным. Допускается перемещение, копирование и создание других условий, направленных на следообразование. Результаты оформляются актом, который может быть приобщен к у/д. Сведения о применении техсредств оформляются справками, которые м/б средствами доказывания.

^ Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – способ получения информации о преступной деятельности лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ФЗ: иные сообщения – по сетям электрической и почтовой связи – ФЗ от 16.02.96 г. "О связи" – это всякая передачи сигналов, письменного текста, изображений, звуков и т.д. Почтовая связь – обработка, доставка сообщений и денежных средств. Сети – система, обеспечивающая один или несколько видов передачи информации. Ст. 23 К РФ – тайна переписки, телеграфных и иных сообщений ? их ограничение только на основании судебного решения при наличии признаков готовящегося, совершающегося и совершенного преступления. Эти мероприятия относятся к категории оперативно-технических. Проводятся ФСБ на основании постановления начальника ОВД субъекта РФ. Объекты контроля. письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы (к конкретному лицу или исходящие от конкретного лица). Максимальный срок – 6 месяцев, продление – на основании нового судебного решения. С почтовых отправлений могут сниматься копии, изъятие образцов, фотографирование.

Ст. 48 ФЗ "О НС и ПВ" – должностные лица ОВД, таможни, пограничной службы, осуществляющие контроль за перевозкой имеют право досмотра почтовых, багажных отправлений, это ОРМ ? судебного решения не требуется. Досмотр передач осужденным ? ОРМ (также не требуется судебное решение).

^ Прослушивание телефонных переговоров – негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления по абонентским линиям телефонной связи. Проводится ФСБ, иногда ОВД на основании судебного решения. Максимальный срок – 6 месяцев. Когда возникает угроза жизни, здоровью, собственности по письменному согласию заявителя может быть прослушивание на основании постановления начальника органа, осуществляющего ОРД с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов без судебного решения. Для прослушивания радиостанций судебного решения не требуется. Право прерывания телефонных переговоров, если они носят преступный характер – ст. 15 ФЗ. Сопровождается фиксацией на магнитных лентах. Фонограмма направляется следователю с сопроводительным письмом или с постановлением начальника органа, осуществляющего ОРД.

^ Снятие информации с технических каналов связи – перехват с помощью специальных техсредств открытой незашифрованной информации, передаваемой по техническим каналам связи. На основании судебного решения проводят ОВД или ФСБ. Результаты оформляются справкой или рапортом (сотрудник ОВД, ФСБ, если принимают участие другие лица – акт).

Информация с дискет – в виде приложения к рапорту (справке) или акту. Они предоставляются следователю для использования в качестве доказательств, если в них не содержится гос. тайны.

^ Оперативное внедрение – способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников ОВД и лиц, оказывающих оперативное содействие, в криминальную среду в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Субъекты. – штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых зашифрована; – штатные оперативные работники, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; – лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД.

Ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об ОРД" – оперативные работники могут использовать документы, которые зашифровывают личность, ведомственную принадлежность, используемые ТС. Запрещается негласная работа в органах госвласти РФ, субъектов РФ и органов МСУ в деятельности зарегистрированных политических партий, общественных организаций и религиозных объединений с целью оказания влияния на характер их деятельности. Внедренные лица могут имитировать характер преступной деятельности: вынужденное причинение вреда охраняемым законом интересам безлицензионное использование НС и ПВ. Сведения о штатных негласных сотрудниках составляют гос. тайну, оглашаются на основе письменного согласия этих лиц. Внедрение оформляется рапортом. Внедренные лица в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей.

^ Контролируемая поставка – способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой и перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств. Правовая основа - Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом НС и ПВ (1988 г.). Использование этого ОРМ было закреплено в ст. 227 Таможенного кодекса 1993 г. (впервые) – возможность поставки НС и ПВ в целях пресечения их международного оборота на основании Международного договора.

Ст. 228 ТК РФ – использование этого метода и в отношении других предметов, например, орудий преступления, контрабанды товаров. Ст. 49 ФЗ "О НС и ПВ" – допускается в пределах РФ ввоз, вывоз, транзит при контроле. Проводится на основании постановления органа, осуществляющего ОРД. Все участники должны быть ознакомлены.

^ Предметы, ограниченные в обороте: – имущество, добытое преступным путем; – поддельные кредитные карты и расчетные документы ;– вооружение и военная техника, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль;– драгоценные металлы, камни, жемчуг; – радиоактивные материалы; – оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества; – наркотические средства и психотропные вещества; – сильнодействующие или ядовитые вещества; – порнографическая продукция; – поддельные документы, штампы, печати, бланки; – официальные документы и гос. награды; – оружие массового поражения.

Виды контролируемой поставки:

– внутренние (на территории РФ);

– транзитные (через территорию РФ) – в соответствии с МД-рами по инициативе правоохранительных органов иностранных государств на основании официальных запросов международного правоохранительного органа;

– внешние – в соответствии с МД-рами только с разрешения ГТК, МВД, ФСБ (должны быть согласованы с правоохранительными органами иностранных государств).

Проводится по плану, утверждаемому органами органом, инициировавшим контрольную поставку. Должно быть указано основание, цели, задачи мероприятия по документированию действий, какие силы будут задействованы, меры безопасности, предполагаемые расходы. Результаты оформляются различными документами (рапортом, справкой, объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, приходно-расходными документами).

^ Оперативный эксперимент – способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправной деятельности лиц, их противоправных намерений, обоснованно подозреваемых в подготовке совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Проводится на основании постановления руководителя органа в целях пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений.

Условия эксперимента:

  1. не должны подталкивать к совершению противоправных действий;

  2. не должны создавать опасность для жизни и здоровья участников;

  3. могут проводиться для установления лиц путем применения ловушек.

Допускается вынужденное причинение вреда охраняемым законом интересам, например, нелицензионное использование НС. Регламентируется ведомственными актами. Результаты оформляются рапортом или актом оперативного эксперимента (если участвовали другие лица или если были выявлены лица, виновные в совершении преступления). К ним могут прилагаться документы, химические вещества, тех. Средства и т.д. которые могут быть использованы в процессе доказывания (диктофоны, видео-, фотокамера и т.д.). Требования к тех. средствам: должны иметь сертификацию, подтверждающие их безопасность.

Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах - Курсовой проект

Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах

1. Сбор образцов для сравнительного исследования и исследование предметов и документов

1.1 Сбор образцов для сравнительного исследования

1.2 Исследование предметов и документов

2. Отождествление личности

3. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

4. Контроль почтовых и иных отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с каналов связи

4.1 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

4.2 Прослушивание телефонных переговоров

4.3 Снятие информации с технических каналов связи

ОРД и криминалистика наиболее близкие по теоретическому и практическому содержанию юридические науки. Они имеют одни объекты изучения - преступную деятельность различных видов и деятельность по ее раскрытию и расследованию. Много общего и в истории их развития, тактике и методике проведения следственных действий и ОРМ. И это не случайно, ибо многие исходные теоретические положения, приемы и методы ОРД сформировались в рамках криминалистики. Соответственно многие положения и рекомендации криминалистики легли в основу указанной научной дисциплины.

В уголовно-процессуальной литературе второй половины XIX в. появились первые теоретические рассуждения о месте, роли ОРД в раскрытии преступлений, поскольку дознание в этот период осуществлялось приемами и средствами уголовного сыска, ученые-процессуалисты того времени пытались разобраться в соотношении понятий дознания и сыска.

Так, А.А. Квачевский различал дознание в широком и узком смысле. В широком смысле все предварительное производство по делу, включая и оперативно-розыскные действия, направленные на обнаружение и фиксацию скрытых, тайных виновников преступления. В узком смысле - только ОРД, направленную лишь на собирание признаков преступного характера1. И.Я. Фойницкий в своих работах уделял внимание анализу методов уголовного сыска. В.К. Случевский, учитывая роль сыска в дознании, считал, что целью дознания является лишь "обнаружение преступного характера происшествия", а "дальнейшие действия по разыскиванию и обличению преступника" являются задачей следователя2. Таким образом, дознание он, по существу, сводил лишь к уголовному сыску (ОРД).

Хотя ОРД значительно древнее следственной, ее теоретико-методическая база не развивалась, а фактически ее и не было, в отличие от теоретической основы следствия. Только с рождением криминалистики появилась возможность использовать данные криминалистики в ОРД для формирования не только своего тактико-методического и технического арсенала в негласной сфере розыскной деятельности, но и определенных теоретических основ.

В контексте рассматриваемой темы я использовал мнение правоведов описывающих содержание оперативно-розыскных мероприятий.

Цель исследования - на основе научной литературы и нормативной литературы охарактеризовать, оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах.

Методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой литературы по проблеме исследования.

1. Сбор образцов для сравнительного исследования и исследование предметов и документов

1.1 Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования - это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объектов последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач ОРД.

По смыслу, вытекающему из самого наименования рассматриваемого ОРМ, оно подразумевает три составляющих: действие, предмет и цель.

Сбор образцов предполагает выполнение действий, при помощи которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц ОРО, т.е. действий, направленных на получение материалов для оперативного исследования и получения заключения специалиста. Это может быть изъятие соответствующих объектов, проведение дактилоскопирования, соскоб части вещества, отделение части предмета, приобретение (покупка, получение во временное пользование), снятие копий, фотографирование и др.

Изъятие образцов допускается в количестве, необходимом для сравнительного оперативного исследования, чтобы можно было сделать вывод о закономерности или случайности признаков, их вариативности. Образцы (пробы) должны быть надлежащего качества, выражать необходимые для целей исследования признаки объекта, от которого они получены. В отдельных случаях для целей исследования условия получения образцов должны соответствовать условиям образования сравниваемого объекта, а изъятие образцов желательно на таком же материале, что и исс?

Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение

Оперативно-розыскная деятельность
  • Сущность оперативно-розыскной деятельности
    • Оперативно-розыскная деятельность как наука
    • Методологические основы теории оперативно-розыскной деятельности
    • Оперативно-розыскная деятельность как учебная дисциплина
    • Оперативно-розыскная деятельность как разновидность правоохранительной деятельности
  • Принципы оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности
    • Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности
    • Морально-этические принципы оперативно-розыскной деятельности
  • Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
    • Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
    • Оперативно-розыскное законодательство
    • Система ведомственных подзаконных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность
  • Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
    • Права и свободы человека и гражданина как объекты защиты в сфере оперативно-розыскной деятельности
    • Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий
    • Законодательные ограничения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности
    • Защита прав и законных интересов личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий
  • СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Структура и компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности
    • Компетенция лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
    • Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений
  • Содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
    • Понятие и правовое регулирование содействия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
    • Виды и формы содействия органам, осуществляющим ОРД
    • Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
  • СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Учет как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие и виды учетов в оперативно-розыскной деятельности
    • Уровни и виды учетов в органах внутренних дел
    • Централизованные автоматизированные системы оперативно-розыскного назначения
  • Понятие и виды технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие и классификация оперативно-технических средств
    • Виды и назначение технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности
  • Иные средства, применяемые для обеспечения оперативно-розыскной деятельности
    • Направления использования служебных собак в оперативно-розыскной деятельности
    • Иные средства, применяемые для эффективности решения частных оперативно-розыскных задач
  • КОНТРОЛЬНЫЕ И НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Виды и содержание оперативно-розыскных мероприятий
    • Понятие, элементы и классификация оперативно-розыскных мероприятий
    • Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение
    • Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования
    • Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
  • Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
    • Повод и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
    • Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • Оперативно-розыскная методика выявления и раскрытия преступлений
    • Понятие и структурно-содержательные элементы оперативно-розыскной методики
    • Оперативно-розыскная характеристика преступлений как основа методических рекомендаций по раскрытию преступлений
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ТЕОРИЙ И УЧЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория документирования в оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие и значение оперативного документирования
    • Предмет и направления оперативного документирования
    • Дела оперативного учета как организационная форма документирования признаков криминальных действий
  • Теория розыскной работы
    • Розыскная работа: понятие и система
    • Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных
    • Розыск лиц, пропавших без вести
    • Особенности международного розыска по линии Интерпола
  • Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства
    • Сущность оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства
    • Особенности оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства на различных стадиях расследования преступлений
    • Криминальное противодействие уголовному судопроизводству как основание применения оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений
  • Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
    • Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности
    • Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности
    • Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • КОНТРОЛЬНЫЕ И НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Органы, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью
    • Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью
    • Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
    • Понятие, цели и содержание ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью
  • Надзор прокуратуры за исполнением законодательства
    • Понятие, содержание и виды прокурорского надзора за исполнением законодательства
    • Надзор за уголовно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием
    • Методы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД
Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение

Особенность данной группы ОРМ заключается в том, что они не требуют соответствующих санкций и решений суда и могут проводиться непосредственно сотрудниками оперативных подразделений. К числу таких ОРМ относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.

Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым мот быть известны сведения, необходимые для решения конкретных задач ОРД (например, о преступлении, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.).

Данное ОРМ допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично либо поручить его проведение сотруднику другой службы, а также лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям. Если опрос поручается иному лицу, с ним проводится детальный инструктаж.

Объектами опроса являются следующие лица: потенциально склонные к преступлениям или связанные с криминальной средой; причастные к преступлению и лица, тесно связанные с ними; располагающие информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений или скрывается ими от правоохранительных органов (очевидцы, пострадавшие, граждане, располагающие информацией в силу своего профессионального положения или имеющие контакты с криминальной средой, и др.).

Целью опроса является получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от правоохранительных органов.

Содержательная часть опроса заключается в получении информации, зафиксированной в памяти опрашиваемого лица, путем ее устного воспроизведения.

В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого могут использоваться различные виды опроса. гласный, зашифрованный, негласный, опрос с использованием полиграфа.

При гласном опросе от опрашиваемых лиц не скрывается факт его проведения и сведения, необходимые оперативному сотруднику. При его проведении четко формулируется цель беседы и необходимость получения конкретной информации.

Зашифрованный опрос предполагает использование различных приемов, скрывающих истинную цель беседы, для получения оперативно значимой информации. Такой вид опроса наиболее часто используется, когда имеется сомнение в искренности опрашиваемых лиц либо они подозреваются в причастности к противоправной деятельности, а также в связях с криминальной средой.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих самого факта опроса, а также собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники могут прогнозировать развитие беседы, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность (ст. 15 Закона об ОРД).

Результативность любого вида опроса во многом зависит от подготовки к нему, степени осведомленности о личности опрашиваемого, его психологических качествах, об отношении к преступности и подозреваемому, лояльности к правоохранительным органам. При его проведении (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД) может осуществляться организационно-техническое обеспечение путем как гласного, так и негласного использования технических средств, фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации с помощью видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических средств.

Результаты опроса оформляются рапортом или справкой должностного лица. Если опрос проводится в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением и переданы следователю. Если сведения получены конфиденциально, их использование осуществляется по требованиям секретного делопроизводства.

В справке или рапорте отражаются ход, результаты, условия проведения опроса, а также полные установочные данные опрашиваемого. В обязательном порядке необходимо отметить условия, при которых он стал очевидцем интересующего правоохранительные органы события. К справке (рапорту) могут прилагаться полученные в процессе опроса документы, предметы, схемы, аудио- и видеозаписи и др.

В соответствии с ведомственными нормативными актами опрос с согласия его участников может проводиться специалистами с использованием полиграфа.

Полиграф — это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует состояние опрашиваемого при воздействии на него словесных раздражителей (заранее подготовленных вопросов и т.п.), предъявлении видео- и фотодокументов. Применение полиграфа осуществляется с согласия опрашиваемого и, как правило, оформляется его письменным заявлением, а также рапортом или справкой должностного лица оперативного подразделения.

Опрашиваемый вправе отказаться от опроса с применением полиграфа. При этом отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступлений и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также привести к ущемлению его законных прав и свобод.

Во избежание получения необъективных результатов запрещается использование опроса на полиграфе в случаях:

  • физического и психического истощения опрашиваемого;
  • наличия у опрашиваемого лица заболевания (психического, сердечно-сосудистого, дыхательной системы);
  • регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов:
  • нахождение опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.

В других государствах проведение схожих видов опроса регламентируется оперативно-розыскным законодательством. Например, в п. «н» ч. 2 ст. 6 Закона Республики Молдова «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено такое ОРМ, как проведение беседы с подозреваемым с применением детекторов симуляции.

Субъектами опроса выступают оперативные сотрудники, а также лица, действующие по их поручению (внештатные или конфиденциальные сотрудники).

Организационно-техническое обеспечение предполагает определение места, вида опроса, контингента опрашиваемых лиц, выбор специальных технических средств, позволяющих гласно или негласно фиксировать получаемую информацию, например диктофон. При проведении опроса с помощью полиграфа составляется специальное задание, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Наведение справок — это способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения.

Объектами мероприятия являются регистрационные, бухгалтерские, кадровые документы, а также АИПС и АБД различных подразделений органов внутренних дел и информационных систем других ведомств (службы судебных приставов, страховых компаний, медицинских учреждений, налоговых служб, компаний сотовой связи, АТС и др.).

Целью наведения справок является сбор сведений о проверяемом лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности (биография, род занятий, имущественное положение, места проживания, наличие судимости и др.).

Содержательная часть мероприятия предусматривает изучение различных видов документов и направление запросов в государственные и негосударственные органы.

В зависимости от целей и условий получения информации могут быть изучены документы, касающиеся проживания, временного пребывания (гостиницы, санатории, больницы и др.), документы, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а также архивные источники. Если оперативным сотрудником в процессе наведения справок получена необходимая информация, то результаты мероприятия оформляются справкой, рапортом.

Запросы могут направляться в следующие инстанции: а) информационно-справочные отделы, располагающие учетами, картотеками, информационными банками данных; б) оперативно-розыскные органы в процессе взаимодействия и обмена оперативно-значимой информацией; в) иные учреждения, организации, предприятия (психиатрическая больница, место работы подозреваемого, жилищно-коммунальные службы, наркологический диспансер, телефонные станции, налоговые органы).

В соответствии с законодательством установлены специальные режимы сбора сведений, содержащих государственную, коммерческую, журналистскую, адвокатскую, банковскую, врачебную, нотариальную и другие виды тайн.

Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Субъектом мероприятия выступают сотрудники оперативных подразделений, другие должностные лица по их поручению либо граждане, осуществляющие содействие на гласной и негласной основе.

В соответствии с п. 4 ст. 13, п. «м» ч. 1 ст. 13 Закона об органах ФСБ сотрудники данных органов имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимую информацию для выполнения задач, входящих в компетенцию органов ФСБ.

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются справкой, рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов или копий документов и могут направляться следователю для приобщения к уголовному делу.

Сбор образцов для сравнительного исследования обнаружение и изъятие различных материальных объектов для их последующего распознания и идентификации с имеющимися в оперативном подразделении аналогами.

К собираемым образцам (пробам) относятся различные объекты: отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, почерк, следы транспортных средств, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, наркотики и др.

Все образцы, подлежащие сбору, подразделяются на два вида: 1) предметы и вещества, используемые для идентификации (отпечатки пальцев рук, голос и т.п.); 2) образцы, подлежащие самостоятельному исследованию (оружие, компьютерные программы, взрывчатые вещества, яды и др.).

Необходимые образцы могут изыматься путем проведения дактилоскопирования, соскоба части вещества, отделения части предмета, приобретения предмета, снятия копий и др. При этом объекты упаковываются и опечатываются печатью предприятия, учреждения либо к ним прикрепляется ярлык (бирка), заверенный подписью участников мероприятия.

Полиция имеет право истребовать но письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги их продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз (п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Целью мероприятия является сбор юридически значимой информации, ее последующая проверка, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более объектов. Наиболее часто это мероприятие обеспечивает проведение такого ОРМ, как исследование предметов и документов.

Оперативный сотрудник выбирает учреждение, предприятие, куда необходимо доставить полученные образцы для их исследования (экспертно-криминалистические учреждения, исследовательские институты и лаборатории, заводы-изготовители). При выборе учреждения учитываются компетенция его специалистов и возможность разрешения поставленных вопросов.

Данное мероприятие имеет определенную специфику и в ряде случаев требует соответствующего организационно-технического обеспечения с привлечением специалистов (медиков, технологов и др.), а также использованием криминалистических, медицинских, технологических и других инструментов.

Результаты сбора образцов в зависимости от специфики их получения могут оформляться актом, дактилоскопической картой, рапортом, справкой или иными официальными документами. Упакованные объекты прилагаются к данным документам.

Исследование предметов и документов — это проводимое с привлечением специалистов не процессуальное криминалистическое исследование объектов, сохранивших следы преступной деятельности или явившихся орудием совершения преступления.

На практике исследованию предметов и документов, как правило, предшествует сбор образцов для сравнительного исследования.

Объектами данного мероприятия являются: а) предметы, позволяющие идентифицировать личность (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха и т.д.); б) предметы, имеющие на себе следы преступлений (оружие, наркотики, физические носители компьютерной информации и др.).

Целями исследования являются определение принадлежности и идентификация следов противоправной деятельности; получение информации о назначении, технологии, месте изготовления, качественных характеристиках объекта; определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач ОРД.

Исследование позволяет идентифицировать изучаемые объекты — носители информации, собранные оперативным работником, получить ответы на поставленные им вопросы и использовать полученную информацию для решения оперативно-розыскных задач. Оно может быть осуществлено специалистами в области криминалистики либо в других сферах научной деятельности (химиками, товароведами, биологами, технологами и т.п.). При исследовании предметов, веществ, документов может быть получена информация об их назначении, о времени, месте изготовления, качественных характеристиках, содержании документов, принадлежности биологических объектов (крови, волос и т.п.) и иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов.

Инициатором проведения исследования является оперативный сотрудник. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД.

Поскольку исследование является специфическим мероприятием и требует соответствующих специальных знаний в различных областях науки, техники и ремесла, оно проводится специалистами или группами специалистов. В отдельных случаях при наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных подразделений (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализатора).

Исследования проводятся в экспертно-криминалистических службах правоохранительных органов (экспертно-криминалистические управления УВД, экспертно-криминалистические центры МВД России, лаборатории судебных экспертиз Минюста России), а также в научно-исследовательских учреждениях (НИИ, лаборатории) других министерств и ведомств.

Специализированными экспертными учреждениями ОВД могут проводиться криминалистические (отпечатки пальцев, почерк), товароведческие (качество, сортность товара), бухгалтерские, химические и другие виды исследований.

Исследование предметов и документов требует соответствующего организационно-технического обеспечения и включает в себя подготовку письменного поручения, приложение образцов, требующих исследования, и постановку эксперту квалифицированных вопросов. Проводимые исследования основаны на использовании адаптированных методик с применением криминалистических приборов, аппаратуры.

Результаты исследования, проведенного в системе МВД России, оформляются справкой, которая составляется лицом, проводившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Отождествление личности заключается в установлении и идентификации личности проверяемого по различным признакам (отпечаткам пальцев, внешности, запаховым следам и следам, оставленным на месте происшествия, и др.).

Объектами отождествления выступают прежде всего подозреваемые, разыскиваемые лица, неопознанные трупы, а также лица, представляющие оперативный интерес.

Отождествление может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, которые ранее встречались с разыскиваемым и запомнили его внешность, особые приметы. Опосредованное отождествление предполагает распознание по словесному и рисованному портрету, фотографии, фотороботу, отпечаткам пальцев, а также отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам или способу совершения преступления. Основным условием подобного отождествления является то, что его проведение, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого лица.

Данное мероприятие может проводиться: а) в естественных условиях (местах вероятного появления преступника); б) искусственно созданных условиях (например, вызов подозреваемого в правоохранительные органы).

Субъектами проведения отождествления личности выступают не только оперативные сотрудники, но и сотрудники информационных, экспертно-криминалистических служб, кинологи и другие должностные лица, привлекаемые к поиску подозреваемого лица по признакам внешности.

В процессе проведения мероприятия могут использоваться технические и иные средства, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде (информационные учеты, фото- и видеотеки, автоматизированные банки данных и др.).

Результаты отождествления оформляются рапортом оперативного сотрудника с приложением фотографий, видеозаписи сюжетов, предъявленных для опознания, а также справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах.

Отождествление личности с использованием служебно-розыскной собаки по запаховым следам осуществляется путем выбора лица по запаху его следа или вещи. Результаты такого отождествления оформляются актом применения служебной собаки, который составляет инспектор-кинолог. Этот акт имеет исключительно ориентирующее значение для целенаправленного осуществления поиска лица, совершившего преступление, или фактических данных, которые могут быть источниками доказательств.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств — это оперативный (непроцессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Указанное мероприятие в теории и практике ОРД часто называется оперативным осмотром; данный термин используется как тождественный термину «обследование».

К объектам осмотра относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения различного назначения. Под участками местности понимаются земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.

Обследование транспортных средств заключается в их осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). В целях обнаружения орудий преступления, наркотических средств, оружия и боеприпасов осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали.

Существуют различные формы обследования: гласная, зашифрованная и негласная.

Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий.

При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает истинные цели осмотра либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (сотрудник может представляться представителем жилищно-коммунального хозяйства, членом благотворительной организации и т.д.). В ходе такого обследования используются возможности скрытно носимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Из всех обозначенных видов только негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Это обусловливает проведение данного вида обследования только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД). В его проведении участвуют специализированные оперативные подразделения.

Для проведения всех видов обследования могут приглашаться специалисты, обладающие специальными познаниями и навыками отыскания и фиксации следов преступной деятельности (эксперты-криминалисты, специалисты-бухгалтеры, взрывотехники и др.).

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

  1. выявление и осмотр предметов и документов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;
  2. выявление мест хранения имущества и ценностей, приобретенных преступным путем, а также орудий совершения преступлений;
  3. сохранение выявленных предметов, документов и информации о них до их изъятия гласным путем;
  4. пометка предметов и документов специальными химическими веществами;
  5. обеспечение проведения иных предусмотренных законодательством ОРМ.

Субъектами оперативного осмотра кроме оперативных сотрудников выступают сотрудники оперативно-технических подразделений. В необходимых случаях проведение осмотра может быть поручено гражданам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение мероприятия зависит от вида объекта и формы проведения осмотра. Проведение зашифрованного и гласного осмотра требует тщательной разработки плана обследования, выбора тактических приемов, а также технических средств обнаружения и фиксации искомых предметов.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного опроса оформляются рапортом, справкой или актом, которые могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая приобщается к делам оперативно-розыскного производства.

Следует учитывать, что в Законе об ОРД нет подробного изложения вопросов, касающихся проведения оперативного осмотра. Его положения носят преимущественно декларативный и общий предписывающий характер. Подобные вопросы конкретизируются в ведомственных нормативных актах, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативного осмотра.

Потребление памяти: 0.5 Мб