Категория: Бланки/Образцы
Ст. 21 ЗРК О медиации от 28 января 2011 года № 401-IV
1. В случае взаимного согласия сторон о разрешении спора (конфликта) путем медиации составляется договор о медиации, оформленный в письменной форме.
2. Существенными условиями договора о медиации являются:
1) дата, время и место составления договора о медиации;
2) наименование сторон спора (конфликта), фамилии и инициалы, должности их представителей с указанием полномочий;
3) предмет спора (конфликта);
4) сведения о медиаторе (медиаторах), который (которые) выбран (выбраны) сторонами медиации;
5) условия, порядок и размер расходов, связанных с проведением медиации, а в случае осуществления медиации на профессиональной основе - выплаты вознаграждения медиатору (медиаторам) за проведение медиации;
6) язык проведения медиации;
7) обязательство сторон о конфиденциальности проведения медиации и последствия неисполнения такого обязательства;
8) основания и объем ответственности медиатора, участвующего в урегулировании спора (конфликта) сторон медиации, за действия (бездействие), повлекшие убытки (ущерб) для сторон медиации;
9) реквизиты сторон (данные, удостоверяющие личность, место жительства, контактные телефоны);
10) срок проведения медиации;
11) порядок проведения медиации.
3. Соглашением сторон могут быть установлены дополнительные требования к медиаторам.
4. Стороны могут договориться о том, что условия, порядок и размер выплаты сторонами медиации вознаграждения медиатору за проведение медиации устанавливаются в порядке (регламентом), утвержденном организациями медиаторов.
В настоящее время в стране приняты и действуют Законы «О третейских судах» и «О медиации». Ущерб афффтомобилю, указанному в п. Так как вред причинен преступлением, гражданский истец при предъявлении гражданского иска освобождается от уплаты государственной пошлины. В рассмотрении дела участвуют человек, привлекаемый к административной ответственности, потерпевший, их представители, защитник, прокурор, а также другие лица, интересов которых может касаться дело. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает дела по ходатайствам, протестам Генерального Прокурора Республики Казахстан на вступившие в силу судебные акты местных и других судов в составе не менее пяти судей. Права и обязанности истца. К примеру: Если Вы имеете право на получение гражданства Казахстана, а должностное лицо препятствует этому. В случае возбуждения уголовного дела Вы будете признаны потерпевшим. Возрос уровень доверия казахстанцев к судам.
Медиативное рассмотрение спора должно быть завершено в течение 60 рабочих дней. Определением суда утверждено мировое соглашение. Как правило, дела о взыскании задолженности рассматриваются в течение 2-3-х заседаний. По кассационным жалобе, протесту суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность постановления и определения суда апелляционной инстанции по имеющимся в деле материалам в пределах доводов жалобы, протеста. Межрайонными суды называются потому, что обслуживают граждан всех районов города или области. При необходимости по взаимному решению сторон срок проведения медиации может быть продлен до тридцати календарных дней, но не более шестидесяти календарных дней в совокупности. В эти же сроки постановление может быть опротестовано прокурором.
Вы можете либо сами разборчиво написать его от руки или попросить кого-либо написать за вас. Ситуация, которая может произойти с каждым. Для того чтобы суд мог принять исковое заявление и возбудить гражданское дело, Вы обязаны выполнить ряд требований закона к содержанию и форме искового заявления. Кроме того, Вам, как потерпевшему, должны возместить расходы, связанные с участием в предварительном следствии, суде, и расходы на представителя. Административные суды рассматривают ряд дел в отношении должностных лиц, нарушающих права людей. Ассоциация союз медиаторов вправе разрабатывать и утверждать Кодекс профессиональной этики медиаторов. Соответствующее требование истца должно быть указано в иске. После рассмотрения они принимают решения или определения по гражданским делам, приговоры или постановления - по уголовным.
Мировое соглашение в гражданском процессе | Суд города АстаныСпециализированные межрайонные экономические суды рассматривают споры между юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Большинство лиц, считающих, что их права кем-то нарушены, обращаются за защитой в правоохранительные органы и суды. Стороны медиации вправе: 1 добровольно выбирать медиатора медиаторов ; 2 отказаться от медиатора заявить отвод ; 3 в любой момент отказаться от участия в проведении медиации; 4 участвовать в проведении медиации лично или через представителей, полномочия которых основаны на доверенности, оформленной в установленном законом порядке; 5 при неисполнении или ненадлежащем исполнении соглашения об урегулировании спора конфликта обратиться в суд или орган, ведущий уголовный процесс, в производстве которого находится дело, в связи с которым осуществлялась медиация, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Жалобы, протесты подаются приносятся через суд, вынесший решение, постановление ст. Непрофессиональным медиаторам возмещаются расходы, понесенные ими в связи с проведением медиации, указанные в подп. Справка о приписке, домовая книга копия справка с паспортного стола 4. Пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан по основаниям, указанным в части третьей статьи 384 настоящего Кодекса, рассматривает дела по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан или протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан на постановления Верховного Суда Республики Казахстан.
Какие права есть у истца?
Также, судья Айгуль Тагажаева разъяснила, что суд принимает все меры для примирения сторон, кроме того как заключается мировое соглашение о форме и содержании мирового соглашения. По отношению к СМЭС вышестоящими являются городские суды Астаны, Алматы, областные суды. Большинство лиц, считающих, что их права кем-то нарушены, обращаются за защитой в правоохранительные органы и суды. Для этого Вам необходимо написать исковое заявление. Рассмотрение дела, как и в суде первой инстанции, осуществляется единолично судьей областного и приравненного к нему суда ст. Принудительное исполнение решения суда осуществляется следующим образом: по истечению 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, исполнительный лист и копия решения суда предоставляются судебному исполнителю 1. Медиация - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе, для достижения определенных целей.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Республике Казахстан, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.
Глава 1. Общие положения1. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.
2. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.
3. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган.
4. Процедура медиации не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 15.01.2014 г. №164-V ЗРК. 03.07.2014 г. №227-V ЗРК )
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате медиации;
2) медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона;
3) ассоциация (союз) медиаторов - организация, создаваемая в целях координации деятельности организаций медиаторов, а также для защиты их прав и законных интересов;
4) организации медиаторов - некоммерческие организации, создаваемые для объединения медиаторов на добровольной основе для достижения ими общих целей по развитию медиации, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
5) медиация - процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон;
6) стороны медиации - субъекты отношений, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, участвующие в процедуре медиации;
7) договор о медиации - письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором в целях разрешения спора (конфликта) до начала медиации;
8) участники медиации - медиатор и стороны медиации.
Целями медиации являются:
1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
2) снижение уровня конфликтности сторон.
Медиация проводится на основе принципов:
2) равноправия сторон медиации;
3) независимости и беспристрастности медиатора;
4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;
1. Условием участия в процедуре медиации является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации.
2. Стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии.
3. В ходе медиации стороны вправе по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, увеличить или уменьшить размер требований или отказаться от спора (конфликта).
4. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения как предусмотренного законом, так и не предусмотренного законом, не нарушающего права и охраняемые законом интересы сторон и третьих лиц.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31.10.2015 г. №378-V ЗРК )
Полный текст документа доступен только авторизованным пользователям!
Казахстанский центр медиации в лице ______ (Медиатор)
_________________(стороны в алфавитном порядке)
Соглашаются с ниже следующим:
1.1. Медиатор, проконсультировавшись со Сторонами и их представителями, будет в установленном порядке выполнять следующие действия:
• посещать встречи с любой Стороной (всеми Сторонами) до проведения медиации, если Стороны посчитают необходимым и изъявят желание или если Медиатор решит, что это необходимо и Стороны согласятся;
• изучать перед началом Медиации документы представленные сторонами;
• председательствовать во время Медиации и определять ее процедуру;
• при необходимости запрашивать/привлекать независимых консультантов;
• при необходимости принимать участие в подготовке соглашения/ний нацеленного/ных на решение проблемы.
1.2. Медиатор не будет в течении срока действия данного Договора представлять с связи с данным конфликтом любым способом любую из отдельно взятых Сторон. Стороны соглашаются с тем, что Медиатор не является представителем любой из Сторон и действует каким-либо способом в интересах любой Стороны.
1.3. Медиатор проведет необходимые приготовления к Медиации, в том числе:
• завершит оформление Договора о Медиации
• обеспечит согласование со всеми сторонами принципов разделения затрат;
• организует место проведения встреч/и и даты;
• организует обмен с Обстоятельствами дела и Документами;
• организует встречи со Сторонами по отдельности или со всеми одновременно, чтобы обсудить любые вопросы или дела, связанные с Медиацией;
• будет осуществлять общее управление делами в связи с проведением Медиации.
2. Участники Медиации и обмен информацией
2.1. Стороны соглашаются с тем, что главные ведущие переговоры лица с каждой стороны будут заниматься достаточно высокое положение и обладать всеми полномочиями для самостоятельного урегулирования конфликта.
2.2. Если существуют какие-либо ограничения полномочий этих лиц, их необходимо обсудить с Медиатором до начала Медиации.
2.3. Стороны берут на себя обязательства проинформировать Медиатора до дня Медиации обо всех лицах, которые будут присутствовать в ходе Медиации от каждой из Сторон, включая представителей, консультантов и т.д.
2.4. Каждая из Сторон подготовит и отправит другой Стороне (другим Сторонам) и Медиатору достаточное количество копий следующих документов:
- краткое изложение предмета спора(обстоятельства дела);
- все документы, на которые есть ссылка в обстоятельствах дела, и другие документы, на которые Сторона, возможно, захочет сослаться в ходе Медиации.
2.5. Каждая Сторона также может предоставить Медиатору дальнейшую документацию, с которой эта Сторона хочет ознакомить Медиатора, при этом в письменной форме четко указывается, что эта документация является конфиденциальной.
2.6. Сторонам рекомендуется договориться о следующих моментах:
- максимальное количество страниц в Обстоятельствах дела;
- об общем наборе документов или максимальной длине каждого набора документов.
3.1. Место и время проведения Медиации согласуется Медиатором со Сторонами.
3.2. Медиатор обеспечивает процесс Медиации.
3.3. Стороны и Медиатор будут вести стенограмму, и другие записи только с обоюдного
согласия сторон и которые уничтожаются сразу после завершения процесса Медиации.
3.4.Если Стороны не могут разрешить конфликт посредством переговоров в ходе Медиации и если Стороны просят Медиатора, а Медиатор соглашается, Медиатор может дать Сторонам ни к чему не обязывающие рекомендации о том, как можно разрешить данный конфликт. Эти рекомендации не являются попыткой предугадать возможное решение, Медиатор лишь предлагает подходящее в данных обстоятельствах решение.
3.5.Любое решение, достигнутое в ходе Медиации, имеет обязательную силу только в том случае, если оно оформлено в письменном виде и подписано Сторонами или от Имени Сторон.
3.6.Любая Сторона может в любое время отказаться от участия в Медиации, незамедлительно проинформировать об этом решении Медиатора и других представителей. Медиация будет завершена в следующих случаях:
- заключается письменное соглашение. Разрешающее конфликт;
- Сторона отказывается участвовать в Медиации;
- Медиатор, по собственному усмотрению, объявляет о завершении Медиации или отказывается в ней участвовать.
3.7.Медиатор может также отложить проведение Медиации с тем, чтобы дать Сторонам возможность обдумать конкретные предложения, получить дальнейшую информацию или по любым другим причинам, которые, по мнению Медиатора, могут способствовать развитию процесса Медиации. Медиация будет продолжаться с согласия Сторон.
3.8.В связи с данным конфликтом, несмотря на проведение Медиации, может быть возбужден или продолжен любой судебный процесс или арбитражное разбирательство при отсутствии иных договоренностей между Сторонами или постановлением суда.
4.1.Все лица, участвующие в Медиации, обязаны сохранять конфиденциальность всей информации (представленной устно, письменно или каким-либо другим путем), полученной в ходе Медиации или в связи с ней, включая факт проведения Медиации или достигнутого решения и его конкретные условия, а также не имеют права использовать эту информацию в сопутствующих или дальнейших целях.
4.2.Вся информация (предоставленная устно, письменно или каким-либо другим путем), полученная в ходе Медиации или в связи с ней, носит доверительный характер, не должна в дальнейшем использоваться с целью нанесения ущерба, в качестве доказательства или разглашаться в ходе любого текущего или будущего судебного разбирательства.
4.3.Медиатор должен в начале Медиации провести со сторонами конфиденциальную беседу и получить их ясно выраженное согласие на любое действие, связанное с разглашением или использованием конфиденциальной информации. Без предварительного ясного выраженного одобрения Медиатора Стороны не должны разглашать друг другу какую-либо информацию, предоставленную им конфиденциально.
4.4.Пункты 4.1. 4.2. 4.3. не применимы в тех случаях, когда:
- все Стороны дают согласие на разглашение, или
- Медиатор обязан разглашать информацию согласно общему закону, или
- Медиатор обоснованно полагает, что возникает серьезный риск угрозы жизни или безопасности любого человека или риск совершения любого другого преступления. Если определенная информация не будет разглашена; или
- Медиатор обоснованно предполагает, что возникнет серьезный риск уголовного преследования этого Медиатора, если определенная информация не будет разглашена
5.1.Гонорар Медиатора и другие связанные с проведением Медиации расходы делятся пополам между сторонами, если нет иных договоренностей.
5.2.Гонорар и все расходы будут детально расписаны в счет-фактуре.
5.3.Каждая сторона должна самостоятельно оплачивать собственные расходы и издержки, связанные с участием в Медиации, если Стороны не решат иначе в любого рода Договоре об урегулировании конфликта.
6.Кодекс поведения и дисциплинарное взыскание
6.1.Медиатор должен сообщить Сторонам о том, каким кодексом поведения регулируется его (ее) профессиональная деятельность. Медиатор должен предоставить Сторонам копию этого кодекса поведения или обеспечить доступ к этой информации до того, как начнется Медиация. Медиатор также должен объяснить Сторонам, какое дисциплинарное разбирательство может начать пострадавшая Сторона, в случае предполагаемого нарушения этого кодекса поведения.
6.2.Медиатор не несет ответственность перед Сторонами за любые действия или бездействия, связанное с услугами по проведению Медиации, если не было доказано, что это действие или бездействие нарушило кодекс поведения, и не было внесено окончательное решение в ходе процесса дисциплинарного разбирательства, регулирующего профессиональную деятельность Медиатора.
7.1. В конце процесса Медиатор может попросить Стороны оставить отзывы о его работе. Это делается для подтверждения сертификата о профессиональной компетенции Медиатора и в целях его профессионального развития. По просьбе Медиатора и в описанных целях Стороны оставляют свои отзывы в небольшой анкете, предоставленной им Медиатором.
8.Язык и применимое законодательство (разрешение конфликтов, юрисдикция)
8.1.Медиация будет проводится на русском языке. Любая Сторона предоставляющая документы на любом другом языке или принимающая участие в Медиации с использованием любого другого языка, должна обеспечить необходимый перевод и оборудование для перевода.
8.2.Стороны принимают на себя обязательства добросовестно, путем переговоров быстро разрешить любой спор, возникающий по причине этого договора или в связи с ним. Любая Сторона может уведомить другую Сторону/Стороны о том, сто путем переговоров решение найти не удалось и предложить урегулировать конфликт посредством \медиации в соответствии альтернативного разрешения споров/конфликтов, проводимой Центром Медиации Казахстанской Ассоциацией Независимых Директоров. При отсутствии иной договоренности Стороны выбирают Медиатора, имеющего сертификат о прохождении обучающей программы.
8.3.В случае, если посредством медиации разрешить конфликт не удается. Исключительная юрисдикция будет принадлежать ______ суду, где будут приниматься решения по любым искам конфликтам или разногласиям, которые могут возникнуть в ходе этой Медиации и в связи с ней.
Особенности судебного процесса и исполнительного производства Юридическая фирма Халас и Партнеры - Взыскание задолженности в Казахстане. Гражданский иск предъявляется в письменной форме. Если Вы получили повестку в суд, то это значит, что кто-то считает Вас нарушившим его права или законные интересы. Имуществом может быть дом, одежда, домашнее имущество, скот, строения, зеленые насаждения - все, что необходимо человеку и его семье. Такой иск в уголовном деле именуется гражданским, а лицо, предъявившее иск - гражданским истцом. В задачу административных судов входит рассмотрение разных категорий дел, которые по характеру не считаются преступлениями, но являются нарушениями установленных требований, содержащихся в правилах, инструкциях, положениях, законах.
Постановление судьи о наложении административного взыскания Вы можете обжаловать в вышестоящем суде в течение десяти дней со дня вручения Вам копии постановления. Если же дело сложное, судья может предоставить Вам возможность дать письменные объяснения по делу, при этом разъяснив Ваши права и обязанности. Стороны уплачивают расходы, связанные с проведением медиации, в равных долях, или в долях, установленных в договоре. © Юридическая компания «Consul Garant» Все права защищены. Так вот вопрос: как все грамотно составить?
Каждый из них вправе рассматривать только те дела, которые законом отнесены к его подсудности. В случае принудительного исполнения решения суда, должник уплачивает в пользу государства если исполнением занимаются государственные судебные исполнители исполнительскую санкцию в размере 10% от взыскиваемой суммы, а если исполнением занимаются частные судебные исполнители, то им уплачиваются вознаграждения за каждое их действие, что в целом также примерно равно 10% от взыскиваемой суммы. Сроки подачи апелляционной жалобы, протеста. Содержание апелляционной жалобы, протеста Апелляционные жалоба, протест составляются в письменной форме, содержание которых должно отвечать требованиям ст. Посредством медиации согласно ст. Но это можно сделать, если хорошо знать свои права. В необходимых случаях суд может обязать лицо, подающее кассационные жалобу или протест, представить копии приложенных к жалобе или протесту письменных доказательств по числу лиц, участвующих в деле. К примеру: Если Вы имеете право на получение гражданства Казахстана, а должностное лицо препятствует этому.
О процедурах медиации в Республике Казахстан | Карагандинский областной судИстец, как основной участник процесса имеет ряд прав: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании дополнительных доказательств; давать устные и письменные объяснения суду; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного процесса вопросам, участвовать в судебных прениях. При этом взимание вступительных взносов организацией медиаторов или ассоциацией союзом медиаторов не допускается. Иначе суд может оставить Ваше заявление без движения, возвратить его для устранения недостатков. Ущерб автомобилю, указанному в п. Так вот вопрос: как все грамотно составить? В исполнительном листе указываются: основание исполнительного производства т. Приложения: Справка о размере начисленной, но не выплаченной заработной платы; Справка о ставке рефинансирования Нацбанка РК и расчет пени; Копия искового заявления; Скоросшиватель.
В рассмотрении дела участвуют человек, привлекаемый к административной ответственности, потерпевший, их представители, защитник, прокурор, а также другие лица, интересов которых может касаться дело. Срок на подачу кассационной жалобы или протеста Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение пятнадцати дней после вынесения судом апелляционного постановления и определения в окончательной форме. В Казахстане он впервые законодательно закреплен в Гражданском процессуальном кодексе Казахской ССР. Об этом говорит рост числа дел рассматриваемых в судебном порядке. В необходимых случаях суд может обязать лицо, подающее кассационные жалобу или протест, представить копии приложенных к жалобе или протесту письменных доказательств по числу лиц, участвующих в деле. При положительном решении суда производство по делу прекращается. В какой суд подавать иск за нарушения должником мирового соглашения арбитражный суд и неисполнение судебными приставами решения ейского городского суда 6 ответов далее Вопрос: в какой суд сдавать это мировое соглашение: в суд первой инстанции или в суд апелляционной инстанции?
Конфликт - одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15% его рабочего времени. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего времени.
Трудовые и гражданские конфликты стали в последнее время для Казахстана перманентным явлением, набирающим силу как в масштабах, так и в численности принимающих участие.
Только за текущий год активность проявили следующие протестные группы: рабочие компании «АрселорМиттал Темиртау», «Су Курылыс», «Arctic Construction», «Казахмыс», строители дороги «Западная Европа - Западный Китай», рабочие строительной компании «Сенимди курылыс». И это далеко не полный перечень трудовых конфликтов, как в крупных, так и небольших коллективах. Как правило, требования работников предприятий стандартные: улучшение условий труда, своевременная выплата и повышение заработной платы, добросовестное исполнение действующих норм трудового и иного социального законодательства и т.д.
Данные конфликты являются следствием нерешенных проблем, копившихся на протяжении продолжительного времени, некоторые из них имеют солидную историю в несколько лет.
Так, по сообщению заместителя начальника городского департамента социальной защиты и контроля комитета по социальной защите и контроля министерства труда и социальной защиты населения Казахстана Гадилбека Карабалаева, сумма задолженности по зарплате на 23 предприятиях Алматы на конец апреля текущего года достигла порядка 500 млн. тенге.
Сложившаяся ситуация в трудовом и общественном секторе требует системного регулирования. Участники отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт мирным путем, посредством переговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий в стадию трудового спора. Для устранения причин трудовых конфликтов должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из сторон комплексно. В подобных условиях видится перспективным создание структуры, связующего звена, призванного работать на снятие конфликта, смягчение напряженности в обществе.
Летом 2011 года в Казахстане был принят закон «О медиации», который законодательно закрепил альтернативный способ урегулирования споров путем обращения конфликтующих сторон к медиатору. Таким образом, была сформирована нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации.
Само понятие медиации (от лат. гг^іагю - посредничество) подразумевает процесс разрешения конфликтов, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором, способствует выработке конфликтующими сторонами добровольного взаимовыгодного соглашения.
Закон о медиации существенно расширяет категорию правовых отношений, которые могут быть урегулированы через данный институт. Сферой применения медиации могут выступить: гражданские, трудовые корпоративные, коммерческие и другие споры, разрешение на любой стадии спора и судебного гражданского процесса и уголовного дела небольшой и средней тяжести.
Обобщая, можно выделить основные виды медиации:
На сегодня в обществе не сформировалось единое понимание сути деятельности медиаторов. Большинство населения едва знакомо с профессией медиатора и, как следствие, имеет к ней невысокий уровень доверия. Основными препятствующими факторами использования услуг медиаторов выступают:
На практике все политические игроки, имеющие прямое или косвенное отношение к урегулированию социальных конфликтов, продемонстрировали неспособность претворения мыслей в действия. В конфликтной ситуации властям остается применять только силовые методы, которые еще больше усугубляют ситуацию. Равнодушное отношение и локализация конфликта на последней стадии развития, когда люди доведены до крайнего состояния, дают выход в виде массовых выступлений и забастовок.
Медиация в качестве одного из методов разрешения конфликтов отличается, прежде всего, своим либерализмом.
Ключевая «Ахиллесова пята» медиации заключается в человеческом факторе, на котором завязан весь процесс. Учитывая, что итоговое решение принимается при согласии обеих сторон, профессиональная квалификация медиатора должна быть поставлена на высшем уровне. Конфликт должен рассматриваться с трех позиций: юридической (соответствие закону), экономической (взаимная выгода), личностной (психологическое и эмоциональное удовлетворение). Причем последняя сторона является наиболее уязвимой в силу определяющей роли человеческого фактора. Симпатия, жалость и иные чувства к любой из сторон могут привести к необъективности на пути принятия консенсуса. Кроме того, не исключается возможность использования подкупа и взяточничества любой из сторон 2].
Ситуация показывает, что профессиональных практикующих медиаторов в стране очень мало и их деятельность не на слуху, что лишний раз показывает слабое институциональное развитие данной альтернативы судебным заседаниям.
Исходя из необходимости дальнейшего совершенствования правовой системы для обеспечения максимального развития в стране института медиации, предлагается:
Таким образом, медиация может стать институтом, призванным защищать в равной степени, как интересы работника, так и работодателя, как проблемы отдельного человека (семьи), так и целых коллективов.
События прошлого года на западе Казахстана подталкивают Казахстан обратить пристальное внимание на построение новой системы отношений работодатель - трудовой коллектив для эффективного предупреждения и урегулирование конфликтов в сфере труда.
Трудовой конфликт, по сути, является одним из ярких видов социального конфликта. Однако рождается он на почве столкновений в области трудовых правоотношений. И порой включает в себя столкновение интересов.
Так, например, разгорался конфликт в Жана-озене: рабочие сначала потребовали улучшения условий труда, затем - повышения заработной платы. Позднее эти все переросло в забастовку, которой затем был придан политический окрас. Но, по сути, любой трудовой конфликт может регулироваться, как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и не правовыми средствами.
Трудовой конфликт влияет на баланс интересов в отдельно взятом коллективе. С одной стороны, спор работников с работодателем, переросший в конфликт, усиливает конфронтацию, с другой - повышает сплоченность трудовых масс.
А значит, необходимо прилагать максимальные усилия для предотвращения перерастания трудовых споров в конфликты. Ведь всегда в коллективах будут недовольные уровнем заработной платы. Работодатель всегда будет ставить вопрос о том, что это должно быть поэтапное решение вопроса. Тем не менее, точки соприкосновения, точки решения этого вопроса как раз лежат в вопросах мирного урегулирования, не доводя до конфликтов, в том числе и до предупредительных забастовок. Хотя, стоит помнить о том, что вследствие объективно неравноправных позиций работника и работодателя, баланс интересов в сфере труда возможен только при наличии прав работников на коллективную защиту своих интересов. В том числе путем забастовки, как крайней меры разрешения коллективного трудового спора. Вместе с тем система предупреждения и урегулирования конфликтов должна обеспечить максимально объективное их рассмотрение.
В этом вопросе ключевая роль отводится взаимоотношениям работодателей и профсоюзов. Поскольку ни одно предприятие, ни один рабочий коллектив не может постоянно находится в состоянии «войны», то профсоюз несет такую же ответственность, как и работодатель, за ситуацию, которая складывается.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня профсоюзы не всегда играют достаточную роль в трудовых спорах. Отчасти это вызвано низким уровнем охвата коллективным договорами (работник-профсоюз-работодатель) в организациях. Порой же трехсторонние коллективные договоры хоть и заключены, но не выполняются. Наиболее яркий пример слабости позиций профсоюзов - перманентные забастовки по всему Казахстану в период острой фазы экономического кризиса 2008-2010 годов.
Отечественные парламентарии не раз говорили о важности усиления роли профсоюзов, как важнейшего звена в урегулировании всех споров, возникающих между работников и работодателем. В Казахстане много профессиональных конфликтов. И ими должна заниматься Федерация профсоюзов, должны заниматься местные власти. Необходимо усилить работу Федерации профсоюзов, которая сегодня де-юре существует, но де-факто такие конфликты решить не может. Трудовые споры должны решаться в законном трудовом поле на местах, а не выходить на площадь. Партия «Ак жол» накануне последних парламентских выборов заявляла: «В свое время партия «Ак жол» внесла предложение, чтобы в коллективные договоры, независимо от формы собственности предприятия, были внесены пункты, касающиеся оплаты труда работников. Причем должен устанавливаться коридор между максимальной и минимальной оплатой труда» .
Кстати, совсем недавно партия «?ділет» и Конфедерация труда Казахстана выступили с совместным заявлением, в котором отмечается, что «профсоюзное строительство в Казахстане не соответствует современным требованиям социально-экономической модернизации». «Трудовые споры, происходящие на предприятиях металлургии и строительства и других добывающих отраслей, вызывают серьезную озабоченность в силу их широкого распространения по всему Казахстану, - говориться в заявлении. - Рост и динамика трудовых конфликтов, отсутствие реального влияния профсоюзов на профилактику и предупреждение трудовых споров, создание нормальных и безопасных условий труда для наемных работников свидетельствуют о необходимости скорейшей институциональной и структурной модернизации профсоюзов и изменения политики государства в этой сфере на условиях и в соответствии со статьей 5 Конституции Республики Казахстан» [3].
К этому стоит добавить и отмечающуюся экспертами недостаточность полномочий трехсторонних комиссий для оказания реального воздействия на развитие социально-трудовых отношений. Это очень важный вопрос, поскольку работник имеет право, минуя выборный профсоюзный орган, обратиться в суд после рассмотрения конфликта в комиссии по трудовым спорам.
С другой стороны, отмечается порой и недобросовестное отношение партнеров к реализации взаимных обязательств и договоренностей, как со стороны работников, так и со стороны работодателей.
Однако стоит отметить, что в последнее время в казахстанское законодательство о труде были внесены изменения, ужесточающие ответственность всех сторон: как работников и профсоюзов, так и работодателей за непринятие адекватных мер по недопущению трудовых конфликтов. Были приняты поправки в Трудовой кодекс РК, регламентирующие взаимодействие органов внутреннего контроля предприятий и совмест ных комиссий по охране труда, упрощающие процедуры выдвижения требований работников к работодателям, в том числе в целях досудебного решения возникающих проблем, а также повышающие ответственность за несоблюдение норм и правил участия в забастовках. А в целях обеспечения трудовых прав работников и недопущения социального напряжения в трудовых коллективах и обществе проводится мониторинг задолженности предприятий по заработной плате и принимаются меры по ее погашению.
В настоящее время вопрос важности перевода процесса урегулирования трудовых споров исключительно в юридическое русло весьма важен. Принцип максимального учета интересов всех субъектов трудовых отношений как метод предупреждения трудовых споров является сегодня основополагающим в сфере труда.
Фамилия автора: Д.О. Садвакасов
Любые споры или конфликты приводят стороны в первую очередь к эмоциональным и душевным потерям. Из-за обид или разногласий одна из сторон идет в суд и при этом затрачивает деньги на составление искового заявления, оплату за участие в суде своему представителю или адвокату, за государственную пошлину (к примеру при разделе имущества супругов) и т.п. Но в ходе судебного процесса, эти стороны, бывшими когда то близким друг другу людьми (супруги, родственники или подруга, друг) становятся по разные стороны "баррикад" и начинают " боевые действия". Атаки и защиты в такой "войне" при вынесении решения в чью то пользу, не приведут стороны к сохранению спокойных взаимоотношений между ними. Однако имеется возможность решить конфликт без суда.
В цивилизованных странах давно применяется способ урегулирования конфликтов или споров через медиатора, то есть независимого посредника, помощь которого заключается в поиске альтернативных условий в разрешении конфликта самими сторонами. Практика медиации показывает, что большая часть споров не доходят до суда или прекращаются в суде благодаря помощи профессиональных медиаторов.
С 5 августа 2011 года в Казахстане действует закон Республики Казахстан "о медиации".
Медиация (от лат. Мediare - посредничать, анг. Mediation - посредничество) - это конфиденциальная процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.
Медиатор - это не защитник, не судья, не обвинитель, не арбитр, не консультант, не советчик и не переносчик информаций, а есть независимое, нейтральное и беспристрастное физическое лицо, выбираемое сторонами спора, который помогает сторонам самим найти решение в ходе обсуждения их конфликта.
· Разрешение конфликта без суда на добровольной и равноправной основе самими сторонами с экономией времени, денег, эмоциональных сил и энергии.
· Конфликт рассматривается строго конфиденциально.
· Решение принимается только самими сторонами с учетом удовлетворения интересов каждого участника спора.
Целями медиации являются:
1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
2) снижение уровня конфликтности сторон.
Где применяется медиация?
Процедура медиации не применяется:
Область применения медиации:
Что делает медиатор?
Адвокат, имеющий сертификат профессионального медиатора Айтжанова Гульнара Серговна
Если Вы заинтересованы разрешить спор через профессионального медиатора, то вы можете направить заявку о проведении медиации с кратким содержанием спора (конфликта) на адрес: solei10@mail.ru