Руководства, Инструкции, Бланки

образец оформление методички img-1

образец оформление методички

Рейтинг: 4.8/5.0 (1815 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по теме: Как правильно оформить методическую разработку

Методическая разработка по теме:
Как правильно оформить методическую разработку.

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы программы;
  • разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
  • разработку общей методики преподавания дисциплин;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;
  • методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;

Схема методической разработки может включать:

  • название разработки;
  • сведения об авторе;
  • цель;
  • перечень используемого оборудования и материалов;
  • описание хода проведения мероприятия;
  • методические советы по его организации и подведению итогов;
  • список использованной литературы;
  • приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки)

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки;
  • внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».
  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

В аннотации (рецензии) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна (1 страница).

Во введении (пояснительной записке) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования (1-2 страницы).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Общие требования к оформлению методической разработки

  • Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  • Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • название;
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название города;
  • год разработки.

На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов;
  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод.рекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О. должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  • дать советы по решению:
  • организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
  • финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
  • кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Общие требования к оформлению методических рекомендаций

  • Общий объем методических рекомендаций (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ).
  • Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:

  • введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу студентов, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
  • теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
  • практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
  • дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.

Структура методического пособия:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

Структура пособия (разработка)

  1. Титульный лист
  2. Рецензия
  3. Содержание
  4. Пояснительная записка
  5. Стандарт
  6. Памятка для студентов

( если методическое пособие для студентов)

(если методическое пособие для преподавателей)

  1. Граф-логические структуры
  2. Работа
  3. Тестовые задания
  4. Эталоны ответов
  5. Глоссарий
  6. Литература

Другие статьи

ПРИМЕР оформления методичек

/ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / ПРИМЕР оформления методичек

Работы 48 и 48р

ОПЫТ ФРАНКА И ГЕРЦА

Цель работы: подтверждение боровской теории строения водородоподобных атомов

Приборы и принадлежности:

Вариант лабораторной установки 1. тиратрон с трансформатором, звуковой генератор, электронный осциллограф.

Вариант лабораторной установки 2. Трёхэлектродная лампа ПМИ-2 на штативе, измерительное устройство, электронный осциллограф (или аналого-цифровой преобразователь с компьютером).

Введение

В истории создания современной теории строения атома важное значение имели опыты по рассеянию альфа-частиц тонкими металлическими фольгами, на основе которых Резерфордом была предложена планетарная модель атома. Однако классическая теория этой модели оказалась не в состоянии объяснить установленные к тому времени закономерности излучения атомов. Выход из создавшегося затруднения был предложен Бором, отказавшимся от применения к атому законов классической электродинамики.

Опираясь на идею о квантах, высказанную Планком при объяснении закономерностей теплового излучения, Бор развил квантовую теорию строения атома, которая применима к атому водорода и к так называемой водородоподобной системе, состоящей из ядра с зарядомZe и одного электрона, вращающегося вокруг ядра. Такую систему называют также изоэлектронной водороду. Примерами подобных систем являются ионы Не + ,Li ++ и др.

В основе теории Бора лежат следующие постулаты.

Первый постулат Бора (постулат стационарных состояний):существуют некоторые стационарные состояния атома, находясь в которых он не излучает энергии. В этих состояниях атомные системы обладают энергиями, образующими дискретный ряд:E1 ,E2. Еn. Такие состояния характеризуются устойчивостью; всякое изменение энергии в результате поглощения или испускания электромагнитного излучения (а также в результате соударения) может происходить только при скачкообразном переходе системы из одного состояния в другое.

Второйпостулат Бора (правило частот) устанавливает, чтопри переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается один фотон.Излучение происходит при переходе атома из состояния с большей энергией в состояние с меньшей энергией (при переходе электрона с орбиты, удаленной от ядра, на более близкую к ядру орбиту). Напротив,поглощение фотона сопровождается переходом атома в состояние с большей энергией. Этому соответствует переход электрона на более удаленную от ядра орбиту. Изменение энергии атома, связанное с излучением или поглощением фотона, пропорционально частоте ? .Если?E – изменение энергии атома в результате этих процессов, то

Правило частот Бора может быть записано иначе. Если Еn иЕm – энергия атома в двух стационарных состояниях с номерамиn иm соответственно, то

Третий постулат Бора (правило квантования орбит) утверждает, чтов стационарном состоянии атома электрон, двигаясь по круговой орбите, должен иметь квантованные значения момента импульса, удовлетворяющие условию

Здесь m – масса, ? – скорость электрона, r – радиус его орбиты, h ? 6,62?10 ? 34 Дж?с – постоянная Планка * .

Постулаты Бора резко противоречат требованиям классической электродинамики. Так, например, по первому постулату атомы не излучают энергию, несмотря на то, что входящие в атомы электроны движутся с ускорением (центростремительным), частоты фотонов ? . испускаемых атомами, согласно третьему постулату не имеют ничего общего с частотами обращения электронов вокруг ядер, а второй постулат вообще невозможно интерпретировать в рамках классической физики.

Постулаты Бора нашли непосредственное подтверждение в опытах Франка и Герца по изучению столкновений электронов, ускоряемых электрическим полем, с атомами инертных газов и паров металлов. Эти элементы использовались потому, что их атомы не проявляют склонности к захвату электронов и образованию отрицательных ионов.

В опытах Франка и Герца было обнаружено, что электроны могут испытывать с атомами столкновения двух типов:

– упругие столкновения, при которых электрон отскакивает от атома без потери энергии и лишь меняет направление движения;

– неупругие столкновения, при которых электрон отдает большую часть своей кинетической энергии (или даже всю энергию) атому, и, следовательно, резко уменьшает свою скорость; при этом атом переходит в возбужденное состояние.

Упругие столкновения имеют место, когда кинетическая энергия электронов меньше разности энергий основного Е (n ???1) и первого возбужденного состоянияЕ (n ???2) атома: в этом случае электроны практически не передают атомам энергии. Если же кинетическая энергия электронов становится равнойЕ (n ???2)Е (n ???1), то электроны испытывают неупругие столкновения, в результате которых атом переходит в первое возбужденное состояние.

Из этого состояния атом через некоторое, очень короткое время (около 10 ? 7 с), переходит в основное состояние, испуская фотон с энергиейh?1 ?Е (n ???2) – Е (n ???1), совпадающей с энергиейeU1 ,которой обладал электрон перед неупругим столкновением с атомом. В соответствии с этим потенциалU1 называется первым критическим потенциалом возбуждения, или резонансным потенциалом, а частота?1 – резонансной частотой.

Если электронам сообщить достаточно большую энергию, то при неупругих столкновениях они могут перевести атом во второе (n ???3), третье (n ???4) и более высокие возбужденные состояния с энергиями, соответствующими более высоким энергетическим уровням атома. При этом выполняются соотношения:

Соответственно потенциал UII называется вторым потенциалом возбуждения,UIII – третьим потенциалом возбуждения и т. д.

Таким образом, атом либо вообще не поглощает энергию (испытывая упругое соударение с электроном), либо поглощает ее, но в количестве, равном разности энергий двух стационарных состояний.

Опыты Франка и Герца послужили непосредственным обоснованием постулатов Бора о дискретности стационарных состояний атомов. Они позволили установить для ряда атомов значения энергии, необходимые для перевода атома из одного устойчивого состояния в другое. Полученные из этих опытов длины волн излучения некоторых газов, приводимые в табл. 1,с большой степенью точности совпадают с данными спектроскопических измерений.

Метод измерения и описание аппаратуры

Определение второго, третьего и следующих потенциалов возбуждения представляет значительную экспериментальную трудность и требует применения специальной аппаратуры. Первый же, резонансный потенциал можно определить с помощью простого устройства, представляющего собой трёхэлектродную лампу, заполненную парами металла или инертным газом. Для доказательства существования неупругих соударений и определения значения потенциала, при котором они наблюдаются, удобно использовать метод задерживающего поля. Электрическая схема соответствующей установки представлена на рис. 1.

Электроны, испускаемые накалённым катодом К . ускоряются электрическим полем между катодом и сеткой С и направляются к аноду А . который в данном случае является собирающим электродом (коллектором). Между сеткой и коллектором создаётся слабое тормозящее поле. Поэтому только те электроны, которые обладают кинетической энергией, достаточной для преодоления тормозящего поля, достигнут коллектора и создадут ток, регистрируемый гальванометром Г . Если постепенно увеличивать ускоряющий потенциал с помощью потенциометра П и одновременно измерять ток с помощью гальванометра, то в результате получается вольт-амперная характеристика, изображенная на рис. 2.

Н ачальный участок этой характеристики имеет вид, обычный для вольт-амперных характеристик термоэлектронных приборов. Но при потенциалеU1 ток внезапно резко падает, а затем вновь начинает возрастать до потенциала U2. при котором вновь обнаруживается резкое падение тока и новое его возрастание до потенциала U3. Так, например, в случае, если опыт проводится в парах ртути, то тогда оказывается, что U1 ???4,1?В; U2 = 9,0 В и U3 = 13,9 В. Таким образом, вся кривая представляет собой ряд острых максимумов, отстоящих друг от друга на расстоянии, соответствующем 4,9 В.

Истолкование максимумов на вольт-амперной характеристике не представляет особых затруднений. До тех пор, пока энергия электрона не достигает eU1. он испытывает с атомами газа упругие соударения, и ток возрастает с увеличением потенциала по обычному закону. При потенциалеU1 удар становится неупругим, электрон отдает при соударении атому всю энергию. Эти электроны не попадают на коллектор, и ток резко уменьшается.

Если энергия электронов заметно превосходит eU1. то такие электроны, потеряв часть своей энергии при неупругом столкновении, сохраняют достаточный избыток энергии и потому, несмотря на наличие положительно заряженной сетки, достигают коллектора, а значит, при увеличенииU ток начинает возрастать. Если ускоряющий потенциал достаточно велик, так чтоU ?? U1. то на оставшемся пути электрон может испытать еще одно или два (в зависимости от величины U )неупругих соударения, в результате которых атом также переходит в первое возбужденное состояние. В этом и заключается причина периодического повторения максимумов.

Величина энергии eU1 характеризует атомы газа, заполняющего лампу. Меньшую энергию атомы воспринять не могут, так как при такой энергии бомбардирующих их электронов удар происходит вполне упруго; энергию жеeU1 они воспринимают полностью. Но это и означает в согласии с первым постулатом Бора, что атом рассматриваемого элемента может обладать не любыми значениями энергии, а только избранными. Для сравнения на рис.2пунктиром изображена вольт-амперная характеристика не газонаполненной, а обычной вакуумной электронной лампы.

Для выполнения настоящей работы предлагаются два варианта комплектов приборов, на которых выполняются измерения. Первый вариант обозначается как лабораторная работа № 48; второй – как лабораторная работа № 48р.

Вариант 1 (работа 48)

УСТАНОВКА НА ОСНОВЕ ГАЗОНАПОЛНЕННОГО ТИРАТРОНА ТГЗ-0,1/1,3

Для проведения опыта Франка и Герца с использованием постоянного ускоряющего напряжения необходимо применять специально изготовленные трехэлектродные лампы. Если же применять переменное ускоряющее напряжение, то можно использовать стандартные газонаполненные приборы, например, тиратроны, а вместо гальванометра применять в цепи коллектора осциллограф. Электрическая схема используемой в данном варианте работы установки имеет вид, изображенный на рис. 3. Источником переменного напряжения, приложенного между сеткойC и катодомK тиратронаT, служит звуковой генератор. Накал катода осуществляется от понижающего трансформатора.

Установка работает следующим образом. Переменное напряжение, приложенное между сеткой и катодом, периодически меняет энергию электронов. При этом первый полупериод лампа заперта, так как на катоде оказывается положительный потенциал. Во второй полупериод через лампу идет электронный ток. Тормозящее поле создается за счет падения напряжения на сопротивлении R (присоединенном к анодуA, являющемуся собирающим электродом) в р
езультате прохождения через него тока.

На вертикально отклоняющие пластины осциллографа подается напряжение, снятое с сопротивления R ,которое пропорционально току. На горизонтально отклоняющие пластины осциллографа подано напряжение горизонтальной развертки (рис. 4.а). При синхронности напряжения развертки и сеточного напряжения (а, следовательно, и напряжения, снимаемого с сопротивления R ), на экране наблюдаются неподвижные осциллограммы, на которых отклонение электронного луча пропорционально току в лампе. Однако, отклонение луча происходит вниз, и поэтому картина, наблюдаемая на экране осциллографа (рис.4.б)оказывается «перевернутой» по отношению к вольт-амперной характеристике, изображенной на рис.?2:минимумам этой характеристики соответствуют максимумы на экране и наоборот, максимумам?минимумы .

Картина, наблюдаемая при этом на экране осциллографа, поясняется рисунком 5.По мере повышения напряжения на сетке импульсы тока через сетку увеличиваются по амплитуде (рис. 5.а) до тех пор, пока напряжениеUС не станет равным такомуU1. при котором начнутся неупругие столкновения электронов с атомами газа, заполняющего тиратрон (рис.5.б). При дальнейшем увеличенииUС на осциллограмме тока появляется первый максимум (рис.5.в), который растет по мере приближения UС к U ?, то есть к напряжению, соответствующему первому минимуму вольт-амперной характеристики лампы (см. рис.2).Если напряжение UС продолжать увеличивать, то амплитуда импульсов тока вновь начнёт расти вплоть до напряженияUС2 = U2 (рис. 5.в), при котором электроны на пути от катода к аноду станут испытывать уже не одно, а два упругих столкновения. При ещё больших значениях UС то на экране можно наблюдать появление второго максимума осциллограммы (что соотв
етствует второму минимуму на рис.2).

При достижении резонансного потенциала в лампе наблюдается резонансное свечение, связанное с переходом атомов инертного газа с первого возбужденного уровня на основной. Резонансный потенциал удобно определять по разности напряжений, соответствующих появлению первого и второго максимумов. Зная резонансный потенциал, можно определить разность энергий двух стационарных состояний с n ? 2 и n ? 1.

и излучаемую длину волны

где е – заряд электрона,с – скорость света в вакууме. Проводя измерения, следует помнить, что амплитудное значение напряжения на сетке UС ? UГ. гдеUГ – показания вольтметра звукового генератора.

Порядок выполнения работы

1.Соберите электрическую цепь в соответствии со схемой, изображенной на рис. 4.

2.Включите трансформатор накала.

3.Включите звуковой генератор и подайте напряжение на сетку. Частота подаваемого сигнала: 200 ? 300Гц.

4.Включите осциллограф в сеть и получите изображение светящейся полосы на экране.

5.Подбирая частоту развертки, усиление и фокусировку электронного луча, добейтесь неподвижного, четкого и яркого изображения на экране осциллограммы с одним минимумом (рис.5.а – пунктирная линия, рис.5.б –сплошная линия).

6.Плавно увеличивая ускоряющее напряжение с помощью регулятора выхода звукового генератора, получите осциллограмму с двумя минимумами (рис.5.в).Уменьшите ускоряющий потенциал до тех пор, пока максимумы и минимумы не исчезнут. Этим заканчивается предварительная настройка схемы.

ВНИМАНИЕ: из-за конструктивных особенностей установки картина, наблюдаемая на экране осциллографа, является несимметричной.

7.Установите частоту сигнала генератора равной 200Гц и, увеличивая ускоряющее напряжение, одновременно наблюдайте за показаниями вольтметра на панели звукового генератора.Запишите показания вольтметраU?U1при котором начинается спад вольт-амперной характеристики лампы (рис.5.б – сплошная линия максимальной амплитуды),зарисуйте полученную осциллограмму.

Увеличивайте ускоряющий потенциал до тех пор, пока амплитуда осциллограммы тока через лампу на экране осциллографа вновь не достигнет максимального значения (рис. 5.в – сплошная линия), после чегозапишите показаниявольтметраU?U2изарисуйте полученную осциллограмму. Измерения повторите три раза, данные занесите в таблицу 2.

8.Измерения, описанные в п. 7,повторите при частоте сигнала генератора, равной 250Гц (три раза) и при частоте300Гц (три раза). Данные занесите в табл. 2.

9.Исходя из полученных данных, определите по формуле(8)разность значений энергии атомов инертного газа в первом возбужденном и основном стационарном состояниях.

10.Пользуясь полученными значениямиЕ2Е1. вычислите длину волны излучения по формулам (8) – (9)и ее среднее значение?СР .

11. Рассчитайте ошибку измерения длины волны по формуле:

где N = 9 – число измерений;? ? ? коэффициент Стьюдента, значения которого можно найти в таблице, имеющейся в лаборатории (таблица приведена также в методических указаниях [4]). Величину доверительной вероятности при выборе коэффициента Стьюдента по этой таблице примите равной 0,95.

12. После округления ошибки ??и последующего округления величины?СР (до знака, соответствующего ошибке) запишите в таблицу 2 результат измерений в виде?СР ???, нм.

11.Сверив полученный результат со значениями, приведенными в табл. 1,определите, каким газом наполнен тиратрон. Данные занесите в табл. 2.

Вариант 2 (работа 48р)

УСТАНОВКА НА ОСНОВЕ ТРЁХЭЛЕКТРОДНОЙ ЛАМПЫ ПМИ-2

У становка состоит из измерительного устройства 1, объекта исследования 2 – трёхэлектродной лампы ПМИ-2, наполненной газом и помещённой в металлический кожух, и электронного осциллографа 3 (сигнал может выводиться и на персональный компьютер через аналого-цифровой преобразователь), рис. 6. Измерительное устройство формирует пилообразное напряжение амплитудой около 40?В, которое подаётся на участок катод – сетка лампы, задерживающее напряжение сетка – анод, а также переменное напряжение, мгновенное значение которого пропорционально силе анодного тока в рассматриваемый момент.

Одновременно с пилообразным напряжением, подаваемым на лампу, измерительное устройство формирует на экране осциллографа на фоне вольт-амперной характеристики узкий добавочный пик – маркер, который можно перемещать по экрану осциллографа ручками ГРУБО и ТОЧНО, расположенными на лицевой панели измерительного устройства. При наведении маркера на интересуемые точки регистрируемой картины на табло измерительного устройства отображаются значения соответствующего напряжения U. которые и следует регистрировать.

Примеры картин, наблюдаемых на экране осциллографа в процессе измерений, представлены на рис. 7.а – 7.е.

Рис. 7.а. Картина ВАХ при оптимальной развёртке по времени. В левом нижнем углу виден пик, соответствующий метке (U ?0).

Рис. 7.б. Положение метки

соответствует напряжению U ???1,9?В.

Образец оформление методички

Образец оформления диплома

Все дипломные работы (дипломные проекты) оформляются согласно ГОСТу и методическим рекомендациям, в которых присутствуют образцы оформления диплома.

Если же у вас нету методических рекомендаций по оформлению диплома, то следует обратиться к вашему научному руководителю и в срочном порядке приобрести такие методички.

В методичках, как правило, представлены требования к содержанию диплома, в которые входят:

  1. Объем дипломной работы
  2. Глубина исследования темы в целом
  3. Последовательность изложения темы
  4. Количество и состав приложений, иллюстраций, рисунков

Кроме того, представлены сведения, определяющие оформление текста дипломной работы, а именно:

  1. Общие технические требования (формат и тип бумаги, тип и размер шрифта, размер интервалом, границ, полей, колонтитулов и пр.)
  2. Особенности оформления каждой главы дипломной работы
  3. Особенности оформления заголовков в дипломной работе
  4. Особенности оформления приложений и иллюстрации
Какие разделы входят в диплом?

Титульный лист – это первый и обязательный элемент в оформлении дипломной работы. На титульном листе не проставляется нумерация страницы, однако нумерация дипломной работы начинается именно с титульного листа. В нем указывается название учебного заведения, тема дипломной работы, фамилия и имя студента, фамилия и имя научного руководителя, место и год защиты дипломного проекта. Титульный лист оформляется по образцу, который с легкостью можно получить или у научного руководителя, или на вашей кафедре.

Образец оформления оглавления – важная и неотъемлемая часть в написании дипломной работы. В нем указывается структура диплома со всей нумерацией. Очень важно, чтобы оглавление было автоматически, так как дипломный проект за время написания подвергается множеству корректировок и не всегда удается вспомнить про нумерацию, которая ни в коем случае не должна сбиваться. Это облегчит работу, в первую очередь, вам.

Во введении по образцу дается краткая характеристика дипломной работы, её актуальность. цели и задачи исследования. Важно, что введение излагается без разбивки на подпункты, в виде цельного текста, который делится на абзацы.

В основной части излагается теория выбранной проблематики. Приводятся мнения ученых разных времен, которые занимались изучением выбранном вами темы дипломной работы. Результаты ваших выводов следует иллюстрировать графиками, таблицами, схемами, для того, чтобы показать, что вы не только легко и полно владеете материалом, но и можете вычленить главное и систематизировать нужный материал. Все иллюстрации вашей дипломной работы должны быть выполнены в едином стиле, иметь порядковый номер и пояснительную записку.

Наименование глав и заголовков записываются строчной буквой с нового абзаца и выделяются полужирным шрифтом. Если наименование состоит из двух или более предложений, то их между собой разделяют точкой.

Третья и заключительная часть дипломной работы – это заключение. Заключение так же как и введение излагается в виде цельного текста, без разбивки на параграфы. Важно что заключение не должно повторять содержания основной части и введения.

В список литературы, представленный в конце дипломной работы входят вся используемая литературы: книги, научные труды, статьи, исследования, монография, электронные ресурсы. Вся библиография должна быть учтена и четко систематизирована. Систематизация библиографических ресурсов происходит или в алфавитном порядке, или в смысловом. В начале в любом случае указывается нормативная юридическая база, если такая имеется в вашей дипломной работе.

Образец оформления диплома в помощь студенту

Все страницы дипломной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами внизу страницы по центру. В сплошную нумерацию включаются все составляющие части дипломной работы.

В просторах интернета вы с легкостью можете найти образцы оформления дипломных работ, и их будет множество. Но всё-таки не стоит слепо доверять Интернету. Чтобы скачать дипломную работы или найти как её оформить, вы должны сами знать правила оформления дипломной работы, утвержденные государственным стандартом.

Много раз стоит проверить свою дипломную работу на грамотность, ведь она тоже влияет на правильное оформление диплома. Грамотность дипломной работы должна соответствовать правилам современного русского языка. Дипломная работа должна иметь смысловую законченность, целостность и аргументированность каждой страницы вашего научного труда. Нельзя нарушать логичность построения дипломной работы. Все заголовки должны быть взаимосвязаны и отвечать на общие проблемы.

И только тогда ваш дипломный проект станет образцом оформления дипломной работы. Добиться этого не так уж и сложно, так что дерзайте, а мы поможем вам своими профессиональными советами. Удивите не только своего научного руководителя, но и себя.