Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ по физике img-1

инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ по физике

Рейтинг: 4.2/5.0 (1830 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике - Образование

Директор МБОУ СОШ №5,г. Азнакаево

___________ М.М. Сабитова

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроприборами;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращение с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.


3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его решения не выполнять самостоятельно никаких работ
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе горлышко сосуда не направлять на себя и на своих одноклассников.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-700С, не брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем или лаборантом.
3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
3.12. Не оставлять без надзора включенные электрические устройства и приборы.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легко воспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, который должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующий кабинетом А.А.Катов

Паспорт кабинета физики содержит:

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

Другие статьи

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ по физике

по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

ИОТ – 09 – 2012

1.Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда,
медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий,
установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
возможно воздействие на учащихся, следующих опасных и вредных производственных
факторов:

- поражение электрическим током при работе с электроустановками;

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из
стекла;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и
горючими жидкостями.

1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором
необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 4
Правил для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных
средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или
порошковым, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая
обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности
оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить
администрации учреждения.

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения
лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в
чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране
труда, привлекаются к ответственности и со всеми проводится внеплановый инструктаж
по охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы
или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и
оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении
лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять
самостоятельно никаких работ.

3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не
зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с
фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным
колпачком.

3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные
держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и
на своих товарищей.

3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-
70°С, не брать их незащищенными руками.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной
посуды, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не
прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и
механизмов.

3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.

3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжением только после
проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.

3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической
цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не
производить переключений в цепях до отключения источника тока.

3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.

3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

3.12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и
приборы.

4. Требования безопасности в аврийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не
собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и
совок.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно
сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.

4.4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить при этом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного
проводника и разобрать электрическую схему.

5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю)
оборудование и приборы, материалы и тщательно вымыть руки мылом.

Проведение лабораторных работ по физике

Проведение лабораторных работ по физике

Председатель ПК Директор МОБУ

по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
  • К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7 – го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  • Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
  • При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
  • поражение электрическим током при работе с электроприборами;
  • термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
  • возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
    • Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
    • При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
    • О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчатного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
    • В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ или лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
    • Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

  • Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
  • Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  • Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

  • Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  • При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
  • При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
  • Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60 – 70 С, не брать их незащищенными руками.
  • Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
  • Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
  • При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
  • Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем.
  • Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
  • Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
  • Не допускать предельных нагрузок измерительными приборами.
  • Не оставлять без надзора невыключенные электрические устройства и приборы.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЯХ.

  • При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появления искрения, запаха горелой изоляции и т. д. Немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
  • В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
  • При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить учителю и по его указанию покинуть помещение.
  • При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

  • Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
  • Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
  • Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

СКАЧАТЬИнструкцию по ОТ при проведении лабораторных работ по физике

Навигация по записям

Материал по физике по теме: Инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ в кабинете физики

Материал по физике по теме:
Инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ в кабинете физики

Инструкция по охране труда

для обучающихся при выполнении лабораторных работ по теме: «Механика» в кабинете физики.

Данная инструкция распространяется на всех обучающихся МОУ Большекошинской СОШ, посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:

Определение цены деления измерительного прибора

Измерение размеров малых тел.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема твердого тела.

Определение плотности твердого тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Определение центра тяжести плоской пластины.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Измерение давления твердого тела на опору.

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Выяснение условия равновесия рычага.

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

Изучение закона сохранения механической энергии.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Опасности в работе:

- острые окончания чертёжных инструментов и приборов.

Обучающиеся проходят инструктаж перед выполнением лабораторной работы, о чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда. Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены, требования санитарных норм и охраны труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Учащийся проверяет санитарное состояние рабочего места, нет ли на рабочем месте посторонних вещей.

2.2. Учащийся изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.

2.3. Не загромождают проходы портфелями и сумками.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Учащийся соблюдает дисциплину, сохраняет тишину, не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.

3.2. Без разрешения учителя учащийся не берёт приборы и другое оборудование для проведения лабораторных работ.

3.3. Учащийся поддерживает порядок на своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться только письменные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.

3.4. Учащийся аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания, не подносит их к лицу, глазам.

3.5. При работе с приборами и оборудованием учащийся.

- не растягивает пружину динамометра;

- не допускает механических ударов;

- при скатывании металлического шарика по наклонной плоскости и желобу, останавливает шарик в конце пути и не допускает механических ударов, повреждающих поверхность стола.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

4.1. По окончании лабораторной работы учащийся приводит в порядок рабочее место, аккуратно складывает приборы и оборудование в указанном учителем порядке.

4.2. В случае обнаружения неисправности прибора, оборудования, сообщает учителю.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. При получении травмы и при возникновении чрезвычайной (аварийной) ситуации в кабинете физики, сообщает учителю и действует по указанию учителя.

Инструкция по охране труда

для обучающихся при выполнении лабораторных работ по теме: « Молекулярная физика, тепловые явления» в кабинете физики.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Данная инструкция распространяется на всех обучающихся МОУ Большекошинской СОШ, посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:

1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

4. Измерение относительной влажности воздуха.

5. Опытная проверка закона Гей-Люссака".


Опасности в работе:

- острые окончания чертёжных инструментов и приборов;

Обучающиеся проходит инструктаж перед выполнением лабораторной работой, о чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены и требования санитарных норм.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Учащийся проверяет санитарное состояние рабочего места, проверяет, нет ли на рабочем месте посторонних предметов, вещей.

2.2. Учащийся изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.

2.3. Не загромождают проходы портфелями и сумками.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Учащийся соблюдает дисциплину, сохраняет тишину; не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.

3.2. Учащийся без разрешения учителя не берёт приборы и другое оборудование для лабораторных работ.

3.3. Учащийся поддерживает порядок на своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться: только тетрадь, письменные и чертёжные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.

3.4. Учащийся аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания (треугольник, циркуль, карандаш), не подносит их к лицу, глазам.

3.5. При работе со стеклянными приборами необходимо:

- пользоваться стеклянными трубками, имеющими оплавленные края;

- использовать стеклянную посуду, приборы без трещин;

- не допускать резких изменений температуры и механических ударов;

- быть осторожным, вставляя пробки в стеклянные трубки и вынимая их;

- отверстие пробирки или шейку колбы при нагревании в них жидкостей, направлять в сторону от себя.

3.6. Не разрешается закрывать сосуд с горячей жидкостью притёртой пробкой до тех пор, пока она не остынет, брать руками приборы с горячей жидкостью.

3.7. При выполнении работ на установление теплового баланса, горячую воду следует использовать не выше 70 градусов.

3.8. Запрещается использовать ртутные термометры.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

4.1. По окончании лабораторной работы учащийся приводит в порядок рабочее место, аккуратно складывает приборы и оборудование в порядке, указанном учителем.

4.2. В случае обнаружения неисправности приборов, оборудования, сообщает учителю.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. При получении травмы и при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации в кабинете физики, сообщает учителю и действует по указанию учителя.

Инструкция по охране труда

для обучающихся при выполнении лабораторных работ по теме: « Электрические явления. Электродинамика» в кабинете физики.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Данная инструкция распространяется на всех обучающихся МОУ Большекошинской СОШ, посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:

8 класс
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

3. Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

4. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

5. Сборка электромагнита и испытание его действия.

6. Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели.

7. Изучение явления электромагнитной индукции.

8. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

10. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

11. Изучение явления электромагнитной индукции.

Опасности в работе:

- острые окончания чертёжных инструментов и приборов;

- электропроводка к рабочему месту обучающегося;

- электроприборы, электрические цепи под напряжением 36В (переменный ток).

Обучающиеся проходит инструктаж перед выполнением лабораторной работы, о чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены и требования санитарных норм.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Учащийся проверяет санитарное состояние рабочего места, нет ли на рабочем месте посторонних предметов, вещей.

2.2. Учащийся изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения,

2.3. Не загромождают проходы портфелями и сумками.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Учащийся соблюдает дисциплину, сохраняет тишину; не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.

3.2. Учащийся без разрешения учителя не берёт приборы и другое оборудование для лабораторных работ.

3.3. Учащийся поддерживает порядок на своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться: только тетрадь, письменные и чертёжные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.

3.4. Учащийся аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания (треугольник, циркуль, карандаш), не подносит их к лицу, глазам.

3.5. Учащиеся используют источники тока напряжением не выше 42В переменного и не выше 110В постоянного тока.

3.6. Учащимся запрещается подходить к электрощиту в кабинете физики.

3.7. Учащиеся не используют оборудование, приборы, провода с открытыми токоведущими частями.

3.8. Производят сборку электрических цепей, переключение их, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.

3.9. Проверяют наличие напряжения на источнике питания и других частях электроустановки только с помощью указателя напряжения.

3.10. Следят, чтобы изоляция проводов была исправной, на концах проводов были наконечники.

3.11. При сборке электрических цепей, провода располагают аккуратно, наконечники проводов плотно зажимают клеммами.

3.12. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания, их предварительно необходимо разрядить.

3.13. По окончании работы необходимо отключить источник питания.

3.14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники питания и сообщите об этом учителю.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

4.1. По окончании лабораторной работы учащийся приводит в порядок рабочее место, аккуратно складывает приборы и оборудование в порядке, указанном учителем.

4.2. В случае обнаружения неисправности приборов, оборудования сообщает учителю.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. При получении травмы и при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации в кабинете физики, сообщает учителю и действует по указанию учителя.

Инструкция по охране труда

для обучающихся при выполнении лабораторных работ по теме: « Оптика, световые явления. Квантовая физика » в кабинете физики.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Данная инструкция распространяется на всех обучающихся МОУ Большекошинской СОШ, посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:

1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

7. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

8. Изучение треков заряженных частиц.

9. Измерение показателя преломления стекла.

10. Исследование явления дисперсии.

11. Наблюдение интерференции и дифракции.

12. Измерение длины световой волны.

13. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Опасности в работе:

- острые окончания чертёжных инструментов и приборов;

- стеклянные приборы, линзы, дифракционная решётка, призмы;

- электропроводка к рабочему месту обучающегося.
Обучающиеся проходят инструктаж перед выполнением лабораторной работы, о чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены и требования санитарных норм.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Учащийся проверяет санитарное состояние рабочего места, проверяет, нет ли на рабочем месте посторонних предметов, вещей.

2.2. Учащийся изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.

2.3. Не загромождают проходы портфелями и сумками.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Учащийся соблюдает дисциплину, сохраняет тишину; не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.

3.2. Учащийся без разрешения учителя не берёт приборы и другое оборудование для лабораторных работ.

3.3. Учащийся поддерживает порядок на своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться: только тетрадь, письменные и чертёжные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.

3.4. Учащийся аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания (треугольник, циркуль, карандаш), не подносит их к лицу, глазам.

3.5. При работе со стеклянными приборами необходимо:

- располагать линзы и призмы на безопасном расстоянии от глаз и лица;

- использовать стеклянные приборы без трещин и сколов;

- быть осторожным, вставляя стеклянные трубки с инертными газами и вынимая их.

3.6. При определении длины световой волны использовать электрическую лампочку, которая должна стоять на столе учителя. Включать и выключать лампу учащимся запрещается.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

4.1. По окончании лабораторной работы, учащийся приводит в порядок рабочее место, аккуратно складывает приборы и оборудование в порядке, указанном учителем.

4.2. В случае обнаружения неисправности приборов, оборудования, сообщает учителю.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. При получении травмы и при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации в кабинете физики сообщает учителю и действует по его указанию.

Проведение лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

Типовая инструкция по охране труда

при проведении лабораторных работ

и лабораторного практикума по физике

1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учителя (преподаватели), лаборанты, обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к работе в кабинете физики.

При приеме на работу учителя (преподаватели) и лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем каждые шесть месяцев — повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

В начале каждого учебного года с обучающимися проводят вводный инструктаж, а перед изучением каждого нового раздела проводится первичный инструктаж на рабочем месте и не реже одного раза в полугодие — повторный инструктаж. При перерыве в занятиях более чем на 30 дней, изменений условий труда, несчастных случаях проводится внеплановый инструктаж. Данные о проведении всех инструктажей фиксируются в классном или в специальном журналах.

1.2. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по физике необходимо соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

- обучающиеся не должны являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

- обучающиеся должны входить в помещение кабинета физике только с разрешения и в присутствии учителя (преподавателя);

- пребывание обучающихся в лаборантской запрещается;

- запрещается входить в кабинет физики с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

- все действия обучающегося в кабинете физики должны соответствовать правилам поведения в образовательном учреждении, указаниям учителя (преподавателя) или методикам проведения занятий.

1.3. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета физики:

- электрический ток при работе с электроприборами;

- повышенная температура при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- острые кромки стекла и металлов при небрежном обращении с лабораторной посудой из стекла и приборами;

- высокое психическое напряжение;

- статические физические нагрузки.

1.4. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по физике для учителя (преподавателя), лаборанта и обучающихся предусмотрено использование средств индивидуальной защиты: перчатки диэлектрические, указатель напряжения, инструмент с изолирующими ручками, коврик диэлектрический.

1.5. При обнаружении любых нарушений нормального хода занятий обучающийся обязан сообщить о них лаборанту или учителю (преподавателю).

1.6. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

1.7. При получении травм при работе в кабинете физики пострадавшему должна быть оказана первая доврачебная помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

1.8. Требования к обеспечению пожаро- и взрывобезопасности должны быть в полном объеме во время инструктажа по пожарной безопасности доведены до учителя (препо­давателя) и лаборантов, работающих в кабинете физики.

1.9. За невыполнение требований настоящей Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным законодательством порядком.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Учитель (преподаватель) и лаборант должны явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе.

2.2. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен одеть спецодежду и воспользоваться средствами индивидуальной защиты.

2.3. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

- целостность мебели на рабочих местах;

- исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.)

- исправность оборудования и инструментов на рабочем месте в соответствии с технической документацией;

- наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

- укомплектованность аптечки необходимыми медикаментами.

2.4. Обучающиеся должны являться на занятия без опоздания в назначенное учителем (преподавателем) или расписанием время.

2.5. Убрать с проходов портфели и сумки.

2.6. Подготовить к выполнению лабораторного опыта или практического занятия рабочее место, убрать все лишнее.

Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.7. Проверить целостность приборов из стекла и лабораторной посуды.

2.8. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

2.9. Перед началом работы обучающийся должен проверить исправность своего рабочего места и исправность оборудования, инструмента, приспособлений.

При обнаружении неисправности до начала работы обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. До устранения неисправности к работе не приступать.

2.10. Ремонтировать неисправное электрооборудование должен специалист, прошедший специальное обучение и имеющий вторую квалификационную группу по электробезопасности.

3.Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. Подготовленный к работе прибор, установку, собранную схему показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

3.3. Запрещается проводить самостоятельно любые эксперименты, не предусмотренные данной работой.

3.4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые приборы и оборудование без разрешения учителя ( преподавателя).

3.5. Допуск в кабинет посторонних лиц в момент проведения эксперимента может производиться только с разрешения учителя (препода­ва­теля).

3.6. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех неисправностях оборудования немедленно сообщать учителю (преподавателю) или лаборанту. Устранять неисправности самостоятельно запрещается.

3.7. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на обучающихся, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.8. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.9. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на обучающихся.

3.10. Во избежание ожогов жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60. 70°С, не брать их незащищенными руками.

3.11. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.12. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.

3.13. Запрещается оставлять без присмотра работающие электрические приборы

3.14. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов, источник тока подключать в последнюю очередь. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.

3.15. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока. Наличие напряжения в цепи проверять только приборами.

3.16. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

4.Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель) должен собрать обучающихся и действуя в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, вывести всех в безопасное место.

4.2. При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель) должен собрать обучающихся по списку, вывести в безопасное место и находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3. При получении обучающимся травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также его родителям.

5.Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.

5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.3. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.4. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподава­телю) приборы, оборудование, материалы.

5.5. Тщательно вымыть руки с мылом.

С разрешения учителя (преподавателя) спокойно покинуть помещение.