Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии img-1

инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии

Рейтинг: 4.5/5.0 (1877 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ИОТ - 005 – 2001

Электронная библиотека документов, законов, правил и стандартов ИОТ - 005 – 2001. Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных опытов
и практических занятий по химии
ИОТ - 005 – 2001

1. Общие требования безопасности

1.1 К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3 При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ;
- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором не­обходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с При­ложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: Двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнеза­щитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчаст­ного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведе­ния лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигие­ны, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подгото­вить защитные очки.
2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.
2.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность ла­бораторной посуды.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.
3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.
3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предус­мотренные данной работой.
3.4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые веще­ства без разрешения учителя (преподавателя).
3.5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех раз­ливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно уби­рать любые химреактивы запрещается.
3.6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоя­тельно неисправности запрещается.
3.7. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использова- | нием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра I работающие нагревательные приборы.
3.8. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосу­ды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагрева­ния не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.9. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а так- I же принимать пищу и напитки в кабинете химии.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламене­нии немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его ука­занию покинуть помещение.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее оскол­ки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавате­лю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и со­общить администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, при­боры, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.
5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Другие статьи

Инструкция № по охране труда при проведении лабораторных работ по химии - Инструкция - стр

Протокол №____ от «___»__________200 года _______________________

______________________________________ «___»____________200 г.

по охране трудапри проведении лабораторных работ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. К практическим работам в кабинете химии допускаются учащиеся:

> ознакомленные с настоящей инструкцией и прошедшие инструктаж по мерам техники безопасности при проведении данной работы;

> не имеющие медицинских противопоказаний к работе в химической лаборатории.

1.2. В кабинете химии разрешается проводить только те эксперименты, которые предусмотрены учебными программами.

1.3. Учащимся разрешается проведение химических опытов только с тем количеством веществ и только с такой их концентрацией, которая указана в руководстве по проведению опытов.

1.4. Учащиеся обязаны:

> проводить опыты только в тех условиях и в том порядке, которые указаны в соответствующем руководстве;

> использовать для проведения опытов приборы и посуду, которые указаны в руководстве по проведению опытов.

1.5. Доступ учащихся к местам хранения химических реактивов должен быть исключен.

1.6. Вход посторонним лицам в кабинет химии во время проведения практических занятий запрещается.

1.7. При возникновении несчастного случая учитель обязан незамедлительно обеспечить оказание первой доврачебной помощи пострадавшему. Для оказания первой помощи в кабинете химии должна находиться аптечка. О несчастном случае, происшедшем на занятии, учитель сообщает руководителю образовательного учреждения.

1.8. Требования инструкции являются обязательными для учащихся, невыполнение этих требований рассматриваются как нарушение трудовой и учебной дисциплины.

1.9. Настоящая инструкция должна быть вывешена на специальном стенде в кабинете химии.

2. ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Перед тем, как приступить к выполнению работы, учащемуся необходимо:

> ознакомиться с порядком проведения опыта и мерами безопасности при работе;

> проверить наличие и надежность посуды, приборов и других предметов, необходимых для выполнения опытов;

> освободить рабочее место от всех ненужных для работы предметов и материалов;

> расположить приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

3.1. При выполнении работы учащиеся обязаны проявлять осторожность, соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. Не допускается, чтобы ученики отвлекались сами и отвлекали других во время лабораторных работ с химическими веществами.

3.2. К выполнению задания учащиеся приступают только после разрешения учителя. При этом они могут выполнять только те действия, которые предусмотрены условием задания.

3.3. Посуда, в которой производят опыт, должна быть чистой и сухой. Учащимся разрешается брать посуду, реактивы и приборы только со своего стола. Большие химические стаканы с растворами следует брать и переносить двумя руками так, чтобы бортики стакана опирались на указательные и большие пальцы рук.

3.4. Ученики обязаны брать химические вещества для опыта только в таких количествах, которые предусмотрены методикой проведения лабораторной работы.

3.5. Перед тем, как взять реактив, необходимый для опыта, ученик должен прочитать этикетку на банке во избежание ошибки.

3.6. Не допускается:

> пробовать химические реактивы на вкус;

> брать химические вещества голыми руками. Необходимо использовать для этой цели фарфоровые ложечки, совочки и шпатели;

> при определении запаха вещества наклоняться над горлом сосуда, сильно вдыхать пары или выделяющийся газ;

> заглядывать в сосуд сверху (даже в пробирку), так как в случае возможного выброса жидкости можно получить травму;

> ссыпать высыпавшийся и сливать пролитый реактив обратно в тару к основному количеству реактива.

3.7. Разрешается насыпать реактивы только над листом бумаги и наливать жидкости над специальным противнем.

3.8. Все работы, связанные с выделением паров и газов, допускается проводить только при исправно действующей вентиляции.

3.9. Запрещается зажигать одну спиртовку от другой. Гасить спиртовку разрешается только колпачком.

3.10. При нагревании жидкостей ученик должен:

> правильно пользоваться газовой горелкой. Зажженную спичку поднести к верхнему отверстию горелки и открыть газовый кран. Следить за тем, чтобы горение было нормальным;

> держать сосуд (колбу, пробирку) отверстием от себя и не направлять его на соседей;

> не оставлять без присмотра нагреваемые жидкости;

> осторожно, не делая резких движений и прихватив полотенцем, снимать с нагревателя колбы с растворами (и с водой), нагретыми до температуры кипения;

> по окончании работ погасить горелку, закрыв с этой целью кран.

3.11. Учащийся обязан правильно проводить нагревание в пробирках растворов кислот, щелочей и других химических веществ (кроме огнеопасных) над пламенем спиртовки или газовой горелки. Нагрев слегка пробирку над пламенем горелки, дальнейшее нагревание следует вести над верхней частью пламени, не касаясь дном пробирки фитиля спиртовки или конца газовой горелки, чтобы пробирка не треснула.

3.12. Не допускается плотно закрывать пробкой сосуд с горячей жидкостью до тех пор, пока он не остыл.

3.13. перед всеми операциями с концентрированными кислотами и щелочами учащиеся обязаны надевать резиновые перчатки и защитные очки.

3.14. При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать следующие правила:

> при разбавлении концентрированных кислот водой следует осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот;

> при разбавлении концентрированных кислот, смешивании их друг с другом допускается пользоваться только тонкостенной химической или фарфоровой посудой;

> растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путем прибавления к воде небольших порций вещества при непрерывном помешивании. Кусочки щелочи при этом брать пинцетом или щипцами;

> пролитые кислоты или растворы щелочей необходимо собирать и сливать в специальное место, указанное учителем.

3.15. Во избежание ожогов полости рта и отравлений не допускается набирать растворы кислот и щелочей ртом в пипетку. Разрешается пользоваться пипетками со специальными «ловушками», а всасывание производить посредством резиновой груши.

3.16. Не допускается выливать в раковины остатки кислот, щелочей или других реактивов, а также растворов, полученных в результате опыта, сливать их в склянки, не предназначенные для этой цели.

3.17. Работу с органическими растворителями допускается производить в вытяжном шкафу, соблюдая при этом следующие правила пользования таким шкафом:

> створки вытяжного шкафа во время работы держать максимально закрытыми (опущенными), с небольшим зазором для тяги;

> открывать створки только на время обслуживания установленных в шкафу приборов или при другой необходимости на высоту, удобную для работы, но не более половины высоты оконного проема;

> поднятые створки во время работы в вытяжном шкафу закреплять с помощью имеющихся для этой цели приспособлений.

3.18. Нагревание легковоспламеняющихся и горючих органических растворителей производится только на водяной или воздушной бане. Перед началом работы с легковоспламеняющимися и горючими растворителями следует погасить все горелки и выключить электрические нагреватели с открытой спиралью, находящиеся поблизости. При работе с растворителями, связанными с нагреванием, не допускается оставлять рабочее место без присмотра.

3.19. При работе в химическом кабинете не допускается пить воду и принимать пищу. После проведения опытов учащиеся обязаны вымыть руки, так как под ногтями могут скапливаться вредные вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.

3.20. При обнаружении неисправностей в состоянии используемых приборов, установок, недоброкачественности посуды учащийся обязан немедленно прекратить работу и поставить в известность учителя.

4. ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ

По окончании работы учащийся обязан:

> собрать и сдать учителю или лаборанту посуду, приборы, оставшиеся химические реактивы;

> привести в порядок свое рабочее место.

Зав. кабинетом _____________________

С инструкцией ознакомлены:

В связи с проведением 20 ноября 2013 года «Дня.

(вместе с "Инструкциейпо организации и проведению отчетов должностных лиц. -007-96. Правила поохранетрудаприработах на телефонных станциях и. лабораторные исследования, Управление и экономика фармации, Фармацевтическая технология, Фармацевтическая химия.

труда. зарплате, себестоимости и цене продукции и т.п. А это порождало безбрежное море бюрократической отчетности и инструкций. затрудняющие контроль поохране патента, в. по изготовлению этого танка и проведения увязочных и доводочных работпри.

журналах, Минталках и химии испарились, когда. в журнал. Требуется проведение процедуры Надзор. —. трудиться на заводах и фабриках и работать. с него лабораторный халат. Ксенит. Спаркл

Колы и инструкцияпо эксплуатации (ЛиЗ в. при создании внутренней охранной.

аналитической физики и химии. кибернетики, физиологии и. работал потерпевший, изучить соответствующие инструкциипо безопасности труда. органов поохране природы о проведении мероприятий по защите. для лабораторных исследований. При загрязнении водоемов.

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии

по охране труда при проведении лабораторных опытов

и практических занятий по химии

1. Общие требования охраны труда

1.1.К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2.Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3.При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хймических веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.

1.4.Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором не­обходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с При­ложением 5 Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ. В медаптечке должна быть опись ме­дикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.5.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии дол­жен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчаст­ного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

1.7.В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок прове­дения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной ги­гиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

2.2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подгото­вить защитные очки.

2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.

2.4. Проверить исправность оборудования, приборов; целостность ла­бораторной посуды.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

3.4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые ве­щества без разрешения учителя (преподавателя).

3.5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех раз­ливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно уби­рать любые химреактивы запрещается.

3.6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоя­тельно неисправности запрещается.

3.7. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использова­нием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

3.8. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные со­суды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагрева­ния не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не на­клоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.9. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (пре­подавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органиче­ских веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.

4.3.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламене­нии немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его ука­занию покинуть помещение.

4.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее оскол­ки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5.При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавате­лю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и со­общить администрации учреждения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных опытов
и практических занятий по химии
ИОТ - 005 – 2001

1. Общие требования безопасности

1.1 К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3 При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ;
- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором не­обходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с При­ложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: Двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнеза­щитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчаст­ного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведе­ния лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигие­ны, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подгото­вить защитные очки.
2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.
2.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность ла­бораторной посуды.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.
3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.
3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предус­мотренные данной работой.
3.4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые веще­ства без разрешения учителя (преподавателя).
3.5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех раз­ливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно уби­рать любые химреактивы запрещается.
3.6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоя­тельно неисправности запрещается.
3.7. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использова- | нием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра I работающие нагревательные приборы.
3.8. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосу­ды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагрева­ния не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.9. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а так- I же принимать пищу и напитки в кабинете химии.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламене­нии немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его ука­занию покинуть помещение.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее оскол­ки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавате­лю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и со­общить администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, при­боры, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л.
5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

4. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Правилами оказания первой помощи при травмах.

5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

9. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

10. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.

11. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.

12. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

13. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

14. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

15. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

16. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).

17. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.

18. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.

19. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

20. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

21. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

22. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

23. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

24. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

25. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.

26. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.

27. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

28. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

Поделиться "Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии"

Related Posts

Проведение опытов и практических занятий по химии

Инструкция по охране труда

при проведении опытов и практических занятий по химии

1.Общие требования безопасности

1.1.К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учителя, преподаватели, лаборанты, обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к работе в кабинете (лаборатории) химии.

При приеме на работу учителя (преподавателя), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, а также первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем каждые шесть месяцев — повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

В начале каждого учебного года с обучающимися проводят вводный инструктаж, а перед изучением каждого нового раздела проводится первичный инструктаж на рабочем месте и не реже одного раза в полугодие — повторный инструктаж. При изменении условий труда, несчастном случае, перерыве в занятиях более чем на 30 дней проводится внеплановый инструктаж. Данные о проведении всех инструктажей фиксируются в классном или в специальном журналах.

1.2.При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии необходимо соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

обучающиеся не должны являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

обучающиеся должны входить в помещении кабинета химии только с разрешения и в присутствии учителя (преподавателя);

пребывание обучающихся в лаборантской запрещается;

запрещается входить в кабинет (лабораторию) химии с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

все действия обучающегося в кабинете (лаборатории) химии должны соответствовать правилам поведения в образовательном учреждении, указаниям учителя (преподавателя) или методикам проведения занятий.

1.3.Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета (лаборатории) химии:

повышенная температура (при пользовании спиртовками или смешивании ряда химических реактивов);

стеклянная лабораторная посуда;

высокое психофизиологическое напряжение;

длительные статические физические нагрузки.

1.4.При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии для учителя (преподавателя), лаборанта и обучающихся предусмотрено использование специальной защитной одежды: халат хлопчатобумажный, а так же средств индивидуальной защиты: фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.

1.5.Ликвидация последствий неаккуратного обращения с химическими реактивами (разливы, просыпание, воспламенение, бой стеклянной посуды и т.д.) возлагается на учителя (преподавателя) или лаборанта. Привлечение обучающихся к этим работам запрещено.

1.6.Для тушения очага возгорания помещения для занятия химией должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, закрывающимся крышкой ящиком с песком вместимостью 50 см 3. укомплектованным совком, вместимостью не менее 2 кг песка и двумя накидками из огнезащитной ткани размером 1,2*1,8 м и 0,5*0,5 м.

1.7.Разлитый водный раствор кислоты или щелочи необходимо засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

1.8.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить обучающихся из помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

1.9.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их загорании, немедленно эвакуировать обучающихся из помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

1.10.В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

1.11.При получении травм при работе в кабинете (лаборатории) химии следует оказать первую доврачебную помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

1.12.Требования к обеспечению пожаро- и взрывобезопасности должны быть в полном объеме во время инструктажа по пожарной безопасности доведены до учителя (преподавателя) и лаборантов, работающих в кабинете (лаборатории) химии.

1.13.При обнаружении любых нарушений нормального хода занятий обучающийся обязан сообщить лаборанту или учителю (преподавателю).

1.14.За невыполнение требований настоящей Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным Законодательством порядке.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1.Учитель (преподаватель) и лаборант должны явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе.

2.2.Во время подготовки к занятиям до прихода обучающихся кабинет (лаборатория) необходимо проветрить. Вентиляция должна быть выключена перед приходом обучающихся в кабинет (лабораторию).

2.3.Перед началом работы учитель (преподаватель) должен надеть спецодежду и воспользоваться средствами индивидуальной защиты.

2.4.Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

целостность мебели на рабочих местах;

исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.)

исправность оборудования и инструментов на рабочем месте в соответствии с технической документацией;

наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

укомплектованность медицинские аптечки необходимыми медикаментами.

2.5.Обучающиеся должны являться на занятия без опоздания в назначенные учителем (преподавателем) или расписанием время.

2.6.Убрать с проходов портфели и сумки.

2.7.Подготовить к выполнению лабораторного опыта или практического занятия рабочее место, убрать все лишнее.

2.8.Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

2.9.При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения и с использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.

2.10.Перед началом работы обучающийся должен проверить исправность своего рабочего места и исправность оборудования, инструмента, приспособлений.

2.11.При обнаружении неисправности до начала работы обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. До устранения неисправности к работе не приступать.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, методами нагревания, наполнения сосудов.

3.2.Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

3.3.Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

3.4.Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).

3.5.Допуск в кабинет посторонних лиц в момент проведения эксперимента может производиться только с разрешения учителя (преподава­теля).

3.6.Необходимо постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщать учителю (препода­вателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические реактивы запрещается.

3.7.Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять неисправности самостоятельно запрещается.

3.8.Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

3.9.Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки.

3.10.Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.11.Запрещается оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

4.Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1.При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель) должен собрать обучающихся и, действуя в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, вывести всех в безопасное место.

4.2.При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3.При получении обучающимися травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также его родителям.

5.Требования безопасности по окончании работы

5.1.Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.2.Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л, убрать накопившийся мусор.

5.3.Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.4.С разрешения учителя (преподавателя) спокойно покинуть помещение.