Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в доу по фгос образец img-1

индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в доу по фгос образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1875 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Картотека на тему: Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Картотека на тему:
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.

1. Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:

Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.

Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.

На основании изучения документации выявляют детей «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:

*Вредные привычки родителей.

*Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.

2. Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Обращается внимание на:

3. Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. Составляется индивидуальный план развития.

4. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду.

5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.

Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ присутствует заинтересованность в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс сопровождения, т.к. именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка. Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной. мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

определённые организационные формы обучения;

определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.

Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:

общие сведения о ребёнке.

психолого-педагогическое обследование, которое включает:

внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев. готовность руки к овладению письмом).

состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

состояние игровой деятельности.

состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик

Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе).

Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-

Индивидуальный подбор педагогических технологий.

Систематический контроль и корректировка.

Наметили целиработы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не имеет формальный характер. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

формирование элементов учебной деятельности;

формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе.

Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:

· Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

· Реализация специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые не противоречат основным направлениям образовательной работы по вышеуказанным программам, совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:

· Обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического образования, предусмотренного Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

· Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.

· Использование современных развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.

· Предоставление воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание личностно-ориентированной образовательной среды.

· Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников педагогического процесса.

· Построение воспитательно-образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.

· Обеспечение благоприятного психологического климата, развитие совершенствование предметно - развивающей среды.

Таким образом . в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание; активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принципы, за.

Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа остаются в группах общеобразовательно.

Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элементарных математических представлений

Индивидуальный образовательный коррекционный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальны.

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ.

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э.

Другие статьи

Индивидуально образовательный маршрут ребенка в доу образец - Наш выбор

Индивидуально образовательный маршрут ребенка в доу образец

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой Индивидуальный маршрут развития дошкольника образец. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Систематический контроль и корректировка. Но в ФГОС выделяется раздел «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования». В основном педагогические коллективы придерживаются именно этой формы. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил из семьи, из другого ДОУ. были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом Цель данного этапа — выявление причин трудностей ребенка. Принцип мультидисциплинарности, когда для помощи ребенку необходимы согласованные действия различных специалистов. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С. А также отметить, какие трудности есть у ребенка при освоении программного материала, в общении с детьми и взрослыми, и проанализировать сферу интересов ребенка.

Пример составления индивидуального образовательного маршрута « МБ ДОУ «Детский сад № 252»

Одним из вариантов, способствующих реализации образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут дошкольника. Для примера вы можете использовать информацию из Приложения 3. Образовательный маршрут включает основные направления: - организация движения развитие общей и мелкой моторики ; - развитие навыков культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных ; - формирование деятельности манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования ; - развитие речи формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций ; - формирование представлений об окружающем предметном мире и социальных отношениях ; - формирование представлений о пространстве, времени и количестве. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины на начало и конец сопровождения ». При разработке индивидуального маршрута дошкольника опираемся на следующие принципы: 1. Наблюдения включает в себя: целенаправленность, систематичность, комплексностьНаблюдения предполагает выполнение определённых требовании:.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание 4. Содержание выполненного изображения в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации. Изучения этих отличий и особенностей является основой для построения Индивидуального образовательного маршрута ИОМ. Индивидуальный подход, сохранение самоценности дошкольного детства является приоритетным направлением образовательного процесса. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Дидактическая игра «Незнайка в школе» Учить решать примеры на сложение и вычитание числа 1 в пределах 10.

То есть они являются результатом индивидуальной жизни в большей мере, чем плодом планомерного педагогического воздействия. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка воспитанника в образовании и обучении.

Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка; - принцип опоры на детскую субкультуру. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. Учитель проверяет, все ли выполнили задание, и задаёт вопрос по содержанию задания. Их выполнение способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности ученика в процессе обучения. Полезно один день в неделю дать отдых от напряжённой учебной работы.

См. также

Консультация – рекомендация для учителей-дефектологов «Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возр

Консультация – рекомендация для учителей-дефектологов «Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида»

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной. мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

определённые организационные формы обучения;

определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:

общие сведения о ребёнке.

психолого-педагогическое обследование, которое включает:

внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев. готовность руки к овладению письмом).

состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

состояние игровой деятельности.

состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик

Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе).

Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-

Индивидуальный подбор педагогических технологий.

Систематический контроль и корректировка.

Наметили целиработы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не имеет формальный характер. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»(Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» ( С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

формирование элементов учебной деятельности;

формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования )динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе.

Сопровождениеэто не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Индивидуальное сопровождение это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.

Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

Изучаются медицинские показания( проводят мед. Работники). Берется на заметку:

Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.

Выявляют, стоит ли ребенок на на инвалидности.

На основании изучения документации выявляют детей «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:

2.Вредные привычки родителей.

3. Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.

2. Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Обращается внимание на:

1. Коммуникативное поведение.

2. Эмоциональное поведение.

3. Познавательную сферу.

4. Игровую деятельность.

3. Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. Составляется индивидуальный план развития.

4. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду.

5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.

Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ присутствует заинтересованность в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс сопровождения, т.к. именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка. Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида.

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, воспитанника МБДОУ Собинского района детский сад №4 «Колосок» п. Ставрово

1. Сведения о ребенке.

Ф.И.О. – _____.

Дата рождения – _____ г.

Дата зачисления ребенка-инвалида в МДОУ – ______ г.

Возраст ребенка-инвалида на момент зачисления – 4 года

Адрес – ______________.

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» от _________г. – врожденная патология опорно-двигательного аппарата.

2. Социальная характеристика семьи.

Девочка из неполной семьи, мать и отец в разводе, оба лишены родительских прав. Воспитанием ребенка занимается бабушка-опекун. Она уделяет достаточное внимание воспитанию и развитию девочки, поддержанию и укреплению ее здоровья. Со стороны родителей внимания и помощи к ребенку не оказывается.

Ребенок развивается в удовлетворительных условиях быта, обеспечен всем необходимым: одеждой, обувью, игрушками и т.д.

3. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида).

На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста (приложение 1) опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

4. Основные особенности развития ребенка

По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка-инвалида приблизительно соответствует 3 годам (отставание на 1 год).

Особенности моторики. малоподвижность, двигательная заторможенность, прихрамывание. Уровень общей моторики занижен: не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие. Тонкая моторика развита нормально, но затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).

Особенности развития познавательной сферы.

- внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.

- восприятие – раннее различение цветов и оттенков ( с 2 лет) и формы ( 2 года), нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к знаку (букве, цифре), форме и цвету.

- память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.

- мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения.

Нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоциональная близость с бабушкой-опекуном. Свою мать знает, но не принимает и потребности в ней не испытывает. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека

Имеющиеся знания: уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. В тоже время отмечается, что ребенок имеет определенный объем знаний по разделам «Ребенок и окружающий мир», «Сенсорное воспитание».

Уровень адаптивного поведения:

Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание в норме.

Словарный запас достаточный, но не разнообразный (используется бытовая лексика), что обусловлено кругом общения. Недоразвитие фонематического слуха.

5. Долгосрочная цель сопровождения

Включение ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников, подготовка к обучению в школе.

6. Группа сопровождения

Педагоги, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, учитель-логопед.

Научный руководитель, заведующая, старший воспитатель.

8. Использование ресурсов других учреждений.

Логопункт, детская поликлиника, школа, музыкальная школа, физкультурно-оздоровительный комплекс и другие учреждения социума.

9. Срок реализации индивидуального маршрута.

С 01.03.2008 года по 31.05.2011 года.

ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

1. выявление запросов семьи на образовательные услуги

2. комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида

3. определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

4. разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования)

5. разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

6. первичная социализация ребенка-инвалида со взрослым – педагогом

7. сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

· посещение семей, имеющих детей-инвалидов, анкетирование и опрос родителей

· обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида

педагог, музыкальный руководитель,

инструктор по физкультуре,

· составление индивидуального образовательного маршрута

· реализация индивидуальной образовательной программы

· комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи

· медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида

1этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида на дому

Основные задачи коррекционной работы:установление контакта со взрослым – педагогом, социально-эмоциональное развитие ребенка; коррекция развития личности ребенка-инвалида в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; включение бабушки-опекуна в воспитательно-образовательный процесс.

Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида

График работы воспитателя,

оказывающего образовательные услуги ребенку-инвалиду на дому.

В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.03.2006 года №246 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому», уровнем психофизического развития и степени тяжести нарушения здоровья (возраст соответствует 3 годам – 2 младшая группа) максимально допустимый объем недельной нагрузки – 4 часа в неделю (образовательная нагрузка – 1.5 часа, воспитательная нагрузка – 2,5 часа). В течение недели проводится 6 занятий (не более 15 минут).

Время посещения ребенка-инвалида