Руководства, Инструкции, Бланки

положение об оценке персонала образец img-1

положение об оценке персонала образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Аттестация от - А - до - Я

1500 статей о HR Аттестация от «А» до «Я»

«Аттестовать нельзя оценивать» — над дилеммой, где поставить знак препинания, часто ломает голову менеджер по персоналу… Даже если он хорошо понимает разницу между аттестацией и оценкой, перед ним возникает серия других непростых вопросов: «С чего начать?», «Как осуществить?», «Как учесть все юридические тонкости?», «Как не вызвать «бунт на корабле»?», «Что делать с полученной информацией?». И самый главный в этом ряду вопрос, с которого всегда следует начинать, — «Для чего мы это делаем?»

Ловушки понятий

Для многих менеджеров по персоналу оценка и аттестация — вещи совершенно равноценные, между тем это не так. Для начала нужно четко разграничить эти два понятия.

Оценка деятельности персонала — это анализ эффективности работника на данном рабочем месте за определенный период времени, проверка соответствия стандартам выполнения работы согласно заданным критериям. Результаты оценки важны для определения «зон ближайшего развития», а также получения ориентиров для дальнейшего управления достижениями персонала. Этот процесс может быть как формализованным (процедуры закреплены в документах), так и неформализованным (например, на собрании подразделения организации руководитель в устной форме оценивает работу определенного подразделения или каждого работника в отдельности). Оценка может осуществляться регулярно или периодически. в зависимости от конкретных задач компании. Процесс оценки регулируется нормативными актами предприятия (например, Положением об оценке персонала).

Аттестация персонала — это процедура систематической формализованной оценки соответствия уровня труда, качеств и потенциала личности сотрудников требованиям выполняемой работы. Аттестация позволяет получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений. Порядок проведения аттестации регулируется государственными нормативными актами, в том числе КЗоТ Украины. То есть, подчеркнем, он формализован государством, причем достаточно подробно, для того чтобы, например, если работник не согласен с выводами аттестационной комиссии, он мог оспорить результаты (и последствия!) аттестации в суде.

Алгоритм действий при проведении как процедуры оценки, так и аттестации представлен на рисунке .

Алгоритм действий при проведении оценки персонала

В зависимости от целей и задач компании при оценке персонала используются разные методы, поэтому аттестация может быть частным элементом общей процедуры оценки персонала — так же, как и оценка может быть элементом аттестации.

При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что, как только менеджер назвал процедуру оценки термином «аттестация». он автоматически распространил на нее действие государственных нормативных актов — со всеми юридическими последствиями.

Как свидетельствует практика, собственники и топ-менеджеры довольно часто забывают о том, что аттестация на предприятии (независимо от формы собственности) должна проводиться в соответствии с требованиями законодательства Украины, установленными именно для этой процедуры. Например, следует учитывать, что согласно действующим нормативно-правовым актам, от аттестации освобождаются:

  • сотрудники, проработавшие на данной должности менее года;
  • молодые специалисты в период обязательной работы по направлению после окончания учебного заведения и при условии, что их подготовка осуществлялась по госзаказу;
  • молодые специалисты, которые на основании договора между ними и предприятием были направлены последним на обучение;
  • беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до года;
  • женщины, находившиеся в отпуске в связи с беременностью и родами и по уходу за ребенком до трех лет (они проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу).

Чтобы результаты аттестации были легитимными, должно быть разработано и введено в действие приказом по предприятию Положение об аттестации персонала. По закону периодичность проведения аттестации — один раз в три-пять лет. Выполнение норм о периодичности и категориях списков аттестуемых является обязательным условием законности проведения аттестации.

Цель аттестации должна рассматриваться, в том числе, как возможность реализовать потребности персонала в карьерном росте. Аттестация может помочь:

  • предоставить для всех работников организации равные условия карьерного роста;
  • определить соответствие работника занимаемой должности и (при необходимости) направить его на дополнительное профобучение;
  • использовать каждого работника в соответствии с его специальностью и квалификацией;
  • определить те «зоны развития» человека (качества и навыки), которые следует совершенствовать;
  • по результатам аттестации присвоить сотрудникам разряды (грейды), которые могут влиять на размер зарплаты в пределах должностей одного уровня;
  • обеспечить возможности для ротации кадров, освобождения работника от занимаемой должности, а также перевода на более (менее) квалифицированную работу.

Предметами оценки сотрудника в ходе аттестации могут быть:

  • качество выполнения должностных обязанностей;
  • особенности поведения;
  • эффективность деятельности сотрудника/подразделения;
  • уровень достижения поставленных бизнес-целей;
  • уровень компетентности;
  • прочее.

Процедура аттестации является стрессом для всего коллектива. Одно только извещение о ней уже вызывает нервные разговоры в коридорах и в «курилке». В ожидании резких критических замечаний, понижения в должности или даже увольнения человек может стать невнимательным, снизить темп работы, «запрограммировать» себя на ошибки. Поэтому, сообщая сотрудникам о плановой аттестации, необходимо разъяснить задачи ее проведения, акцентировать внимание людей на цели аттестации — возможности объективно оценить соответствие профессионализма сотрудника требованиям рабочего места .

Если специалист выполняет более широкий круг работ, чем предусмотрено должностной инструкцией, может быть пересмотрена оплата труда (увеличена на 10–30%), с учетом более высокой квалификации или больших объемов выработки. Если же выявлены недостающие компетенции, человеку целесообразно предложить пройти программу обучения. Ни о каких «репрессиях» не может идти речи! Результаты аттестации помогают увидеть возможности должностного роста, увеличения оплаты труда, это отличный шанс дать импульс для продвижения сотрудника по карьерной лестнице.

Аттестация для собственника бизнеса — еще и возможность управления достижениями. При грамотной организации сотрудники могут целенаправленно готовиться к этому событию в течение всего года: оценить свою работу за определенный срок, составить перечень успешно завершенных работ, список неудач и мер по возможному их устранению.

В соответствии с планом проведения аттестации на предприятии в первую очередь издается приказ по предприятию о проведении аттестации (не позднее, чем за полтора-два месяца до ее начала), в котором должны быть отражены следующие вопросы:

  • состав аттестационной комиссии (пять-семь человек, в т. ч. председатель);
  • сроки проведения аттестации;
  • график проведения аттестации с указанием фамилий участников;
  • сроки подготовки отзывов (характеристик) на аттестуемый персонал;
  • сроки подготовки заключений по результатам аттестации;
  • перечень лиц, ответственных за общий контроль исполнения приказа.

После этого разрабатываются и утверждаются: Положение об аттестации персонала. списочный состав аттестуемых, график проведения аттестации, аттестационные листы, листы оценки сотрудника, а также — критерии оценки должностей.

«Положение об аттестации персонала» — нормативный документ, целью разработки которого является установление единых требований к периодичности, процедуре, методике проведения аттестации всего персонала, а также к содержанию, порядку разработки, утверждения методик аттестации.

Выбор показателей (критериев) для аттестации зависит от ее целей и выдвигаемых к ней требований. Основными критериями являются:

  • объем работы;
  • качество работы;
  • поведение на рабочем месте и отношения с другими сотрудниками;
  • дисциплинированность;
  • обладание способностями и ЗУН, необходимыми для данной должности;
  • инициативность, стремление взять на себя большую ответственность;
  • обладание способностями ЗУН, которые выходят за рамки требований к занимаемой должности.

Примерный перечень требований к руководителю подразделения компании приведен в таблице 1 .

Табл. 1. Примерный перечень требований к руководителю подразделения компании

Практика проведения аттестации в торговой компании

Рассмотрим основные процедурные этапы аттестации, проводившейся специалистами консалтингового центра под непосредственным руководством автора статьи.

1. Предварительный этап. Презентация со стороны эйчаров всей процедуры аттестации для руководства компании: описание технологии и обоснование необходимых затрат.

2. Разработка «Положения об аттестации персонала». Формализация стандартов, методов, правил деятельности в рамках процедуры аттестации. Разработка аттестационных карточек на каждого работника, подлежащего аттестации.

Для апробирования предложенной процедуры в компании был запущен пилотный проект аттестации в отделе управления персоналом, проверены и доработаны все этапы внедряемой методики. Также на первом этапе была введена процедура формирования аттестационного отчета сотрудника — документа, который служба персонала стала использовать как инструмент оценки, а не формальный отчетный документ. При составлении отчета была предусмотрена возможность описания максимального количества факторов, касающихся рабочего поведения сотрудника.

Основные разделы аттестационного отчета включают:

  • общие сведения о сотруднике (Ф.И.О. должность, стаж работы в компании, сведения о поощрениях/взысканиях и пр.);
  • оценка деловых качеств (процедура самооценки по предложенным критериям);
  • значимые достижения за период со времени проведения последней аттестации;
  • цели (один из основных разделов, позволяющий оценить, достигнуты ли поставленные цели и соответствуют ли они целям бизнеса);
  • обучение и развитие (программы, в соответствии с которыми сотрудник проходил обучение);
  • дополнительные вопросы;
  • заключение (общие выводы со стороны всех оценивающих);
  • дополнительная информация (перечень лиц, принимавших участие в оценке сотрудника).

Как показывает опыт использования аттестационного отчета, при относительно небольших временных затратах на подготовку данный документ позволил уже на первых этапах проведения внутренней оценки персонала сформировать объективное мнение о сотрудниках. Это удобный инструмент внутренней аттестации: полученная с его помощью информация используется на всех этапах оценки и аттестации персонала.

3. Формирование графика проведения аттестации. В Положении фиксировались временные рамки для проведения аттестации руководителей, специалистов, продавцов и работников, отвечавших за складское хозяйство.

Критерии оценки должностей (дифференцированно для каждой из них) приведены в таблице 2 .

Табл. 2. Критерии оценки должностей

Оценка личностных качеств, в том числе для планирования индивидуального развития сотрудников. Проводится при отборе

Критерии оценки делились на две большие группы:

  1. Общеорганизационные, корпоративные — они одинаковы для всех сотрудников (например, качество, своевременность, полнота выполнения обязанностей, инициативность, ответственность и пр.).
  2. Критерии для оценки определенного рабочего места/вида деятельности. Эта группа критериев, относящихся к профессиональной компетентности. закреплялась в отдельных документах — методиках аттестации. разработанных для каждой отдельной должности. При их разработке проводились консультации с директорами, начальниками подразделений, ведущими специалистами. В некоторых случаях применялась методика «фотография рабочего дня сотрудника».

Основными критериями при определении соответствия занимаемой должности служили:

  • Результаты деятельности, достигнутые сотрудником при выполнении своих должностных обязанностей. Количественные и качественные показатели эффективности выполнения всех компонентов деятельности (функций). Данные показатели были описаны в методиках аттестации, специально разработанных для каждой конкретной должности.
  • Уровень развития корпоративной и профессиональной компетентности работника. Под компетентностью подразумевалось наличие необходимых знаний (как результат обучения), умений и навыков, приобретенных в ходе практической деятельности.

Корпоративная компетентность включает в себя:

  • знание и выполнение требований политики в области качества;
  • знание организационной структуры компании (взаимосвязи подразделений, руководство компании, основные функции подразделений);
  • знание документов, регламентирующих деятельность предприятия и всех сотрудников компании;
  • техническую компетентность: владение ПК на уровне пользователя (Word. Excel. OutlookExpress. интернет), знание английского языка (и других рабочих иностранных языков).

Чтобы выявить объективные критерии оценки деятельности, к их разработке привлекались сотрудники, занимающие соответствующие должности. После этого методика корректировалась и согласовывалась с начальником отдела управления персоналом и начальником подразделения (если аттестуемый был ниже его по должности). Утверждал методику директор соответствующего направления.

При проведении аттестации в зависимости от должностей и оцениваемого критерия применялись методы, указанные в таблице 3 :

Табл. 3. Методы аттестации

Аттестуемому предлагается пройти профессиональный тест. Используется для диагностики качеств личности, уровня интеллектуального развития и т. д. (как дополнительный метод подтверждения результатов экспертной оценки)

По результатам оценки выносились заключения. По результатам аттестации все работники распределялись на четыре группы :

  1. соответствующие занимаемой должности и зачисленные в резерв на выдвижение (3–7%);
  2. соответствующие занимаемой должности (70%);
  3. соответствующие занимаемой должности не в полной мере (20%);
  4. не соответствующие занимаемой должности (2%).

Для специалистов, имеющих потенциал профессионального роста, но не реализовавших его в полной мере (третья группа), в нашей компании было организовано дополнительное обучение. Сотрудников, оказавшихся в четвертой группе, понизили в должности (некоторым предложили уволиться).

Результаты аттестации каждого работника заносятся в аттестационный лист. который хранится в личном деле сотрудника на протяжении всего периода его работы в компании. По итогам аттестации департамент персонала также готовит отчет для топ-менеджеров. В целом руководство компании увидело в аттестации инструмент управления персоналом, благодаря которому удалось:

  • внедрить мониторинг уровня развития профессиональных и деловых качеств сотрудников;
  • построить эффективную систему обучения;
  • сформировать кадровый резерв (что было очень актуально, так как в компании открывается много новых проектов);
  • повысить мотивацию и лояльность сотрудников к компании.

Применение поэтапной оценки дает возможность получать наиболее полную картину о профессиональных и личностных качествах сотрудников. При этом некоторые этапы и процедуры предполагают «перекрестную» оценку, что позволяет добиться максимальной объективности.

Другие статьи

Положение об оценке персонала - Образец документа

Положение об оценке персонала

Оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач предприятия с целью принятия решений, позволяющих увеличить производительность труда сотрудников, внести необходимые изменения в организационную структуру, бизнес процессы, технологические процедуры, должностные инструкции и мотивационную среду.

1.1. Оценка готовности сотрудника самостоятельно выполнять обязанности после окончания испытательного срока.

1.2. Оценка эффективности достижения сотрудником поставленных целей и выполнение задач по итогам года.

1.3. Оценка выполнения сотрудником функциональных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, бизнес процессами.

1.4. Уточнение должностных обязанностей, корректировка бизнес процессов и инструкций.

1.5. Оценка эффективности системы мотивации специалиста и ее корректировка.

1.6. Определение потребности обучения сотрудников.

1.7. Планирование и реализация карьеры сотрудников.

1.8. Оценка обучаемости сотрудников.

1.9. Оценка коммуникативности.

2. Основные задачи оценки персонала:

2.1. Мотивация персонала на достижение целей компании, повышение эффективности работы и производительности труда.

2.2. Активизация знаний и навыков персонала высшего и среднего звена в области совершенствования бизнес процессов и технологических процедур управления.

2.3. Повышение компетенции сотрудников, особенно менеджеров высшего и среднего звена.

2.4. Мотивация персонала на изучение потребительских свойств услуг, реализуемых в компании.

3. Порядок и сроки проведения оценки персонала:

3.1. Ежегодно в последнюю неделю октября в компании будет издаваться приказ с объявлением состава комиссий и сроков проведения оценки. Примерные сроки оценки персонала - ноябрь-декабрь каждого года.

3.2. Аттестационные комиссииI уровня создаются для аттестации начальников отделов и особо ценных для компании сотрудников.

В состав аттестационной комиссииI уровня входят:

- Представители независимой компании, проводящей первичную оценку

3.3. Оценочная комиссияII уровня создается для оценки заместителей начальников отделов, а так же лиц, приравненных к ним. В состав комиссийII уровня ходят:

- начальник отдела кадров (или специалист отдела кадров

- непосредственный руководитель сотрудника

- руководитель/руководители смежного подразделения.

3.4. Оценочная комиссияIII уровня создается для оценки рядовых сотрудников Компании. В ее состав сводят:

- Представитель службы персонала

- Руководители смежных служб

3.5. Периодичность проведения оценки персонала:

- Вновь принятые на работу сотрудники - по окончании испытательного срока.

- Вновь назначенные на должность сотрудники - по истечении 2-х месяцев с момента издания приказа о назначении.

- Принятые на постоянную работу сотрудники - один раз в год.

3.5.1. В течение года оценочные комиссии заседают для оценки специалистов, прошедших испытательный срок. Начальники отделов обязаны за две недели до окончания испытательного срока сотрудников извещать председателя комиссии о дате окончания испытательного срока.

4. Перечень документов, необходимых при проведении аттестации :

5. Аттестация сотрудника проходит в два этапа :

- Оценка профессиональных качеств сотрудника

6. Возможные выводы по результатам аттестационной оценки эффективности деятельности персонала:

6.1.Сотрудник соответствует занимаемой должности и по отношению к нему рекомендуется :

- Повысить в должности.

- Зачислить в резерв на выдвижение.

- Оставить без изменения заработной платы.

- Установить специальную надбавку к штатному окладу.

- Сохранить действующую надбавку.

- Лишить действующей надбавки.

- Выплатить разовую премию по итогам аттестационной оценки.

- Направить на обучение.

- Изменить должностные функции.

- Изменить условия премирования.

6.1.Сотрудник соответствует занимаемой должности при условии:

- Улучшения выполнения тех или иных задач или функций.

- Повышения квалификации (сроки, критерии оценки).

- Изменения должностных функций.

- Изменения условий премирования.

- Проведение повторной аттестации через два-шесть месяцев.

6.1.Сотрудник не соответствует занимаемой должности и по отношению к нему рекомендуется.

- Понижение в должности.

7. Порядок подачи апелляций:

7.1. Если сотрудник не согласен с оценкой оценочной комиссии, он подает служебную записку на имя руководителя администрации не позднее двух рабочих дней после объявления итогов.

7.1. Срок рассмотрения служебных записок - три дня, после этого выставляется итоговая оценка подтверждается либо меняется с объявлением данного решения оцениваемому.

8.Конфиденциальность оценки персонала

Результаты оценки сотрудника являются собственностью компании и не могут быть переданы третьим лицам. Доступ к этой информации имеет только сам оцениваемый сотрудник, его непосредственный и вышестоящие руководители.

Положение об оценке персонала образец

2. проект положения об оценке персонала
  • 1. Приложение №1 к Приказу № __ от «__» _______ 200__ г. Утверждаю Руководитель «_____»_________________200_ г.ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ Москва 200__ г.
  • 2. Оглавление:1. Общие положения. 32. Основные определения. 33. Принципы оценки. 54. Предмет оценки. 55. Методы и методики оценки. 66. Виды оценки. 67. Разработка Корпоративной модели компетенций. 78. Процедура оценки компетенций. 89. Принятие управленческих решений по результатам оценки поКомпетенциям. 1110. Разработка Ключевых показателей эффективности. 1211. Процедура оценки достижения Ключевых показателейэффективности (КПЭ). 1312. Принятие управленческих решений по результатам оценкидостижения КПЭ. 1413. Общие управленческие решения по итогам регулярной оценки. 1514. Заключительные положения. 152
  • 3. 1. Общие положения1.1. Положение об оценке персонала Компании (далее – Положение) регламентируетпорядок проведения оценки работников Компании_____________ (далее –Общества)1.2. Оценка работников Общества направлена на следующие цели:- определениестепени соответствия профессиональных, деловых иличностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностейОбщества, а также работников Общества, требованиям предполагаемой илизанимаемой должности;- выявление потенциала и определениеперспектив продвижениядействующих работников Общества;- выявление потребностей в обучении и развитии,- поддержка управленческих решений о найме, увольнении, понижении вдолжности, изменении уровня оплаты труда, выплаты бонусов по итогамработы за отчетный период и т.д.1.3. Оценка работников проводится на основании:- Настоящего Положения;- Приказа, либо распоряжения Президента Общества;- заявки руководителя структурного подразделения Общества.1.4. Положениеразработано всоответствии стребованиямидействующегозаконодательства Российской Федерации и Положением о Департаменте поработе с персоналом.1.5. Настоящее Положение распространяется на всех работников, состоящих сОбществом в трудовых отношениях на основании трудовых и гражданско-правовых договоров (далее – Работники), а также кандидатов, участвующих вконкурсе на замещение вакантных должностей Общества.2. Основные определенияКлючевые показатели эффективности деятельности – индикаторыэффективности деятельности в конкретной должности, представленные визмеримой шкале.Описание и применение ключевых показателейэффективности деятельности регламентируется Положением о ключевыхпоказателях эффективности деятельности.3
  • 4. Компетенции – это профессиональные, деловые и личностные качестваработника,используемые им в процессе работы и проявляющиесяв видерабочего поведения.Компетенции, требуемые для работы в должностях Общества описаны вБиблиотеке компетенций. Библиотекакомпетенций регламентируетсяПоложением о корпоративной модели компетенций.Корпоративная модель компетенций – это совокупность требований кпрофессиональным,деловым иличностным качествам работников,установленная в Обществе для всех его должностей и необходимых длядостижения его целей.Метод оценки – стандартизированная процедура измерения конкретных свойств.В данном Положении регламентируется применение следующих методов оценки:Центр оценкии развития, опросник,тест,оценканепосредственногоруководителя, множественная обратная связь.Множественная обратная связь – оценка, производимая в отношенииОцениваемого несколькими различными Экспертами посредством заполненияспециально разработанного опросника. В результате применения данного методаоценки измеряется уровень согласованности самооценки Оцениваемого и оценокЭкспертов относительно заданной совокупности профессиональных, деловых илиличностных качеств Оцениваемого, входящих в компетенции корпоративноймодели.Описание должности – внутрикорпоративный документ, в котором описаныцели и задачи деятельностив данной должности, а также перечисленысоответствующие ей ключевые показатели эффективности и компетенциикорпоративной модели, с разъяснением Целевых индикаторов – описанийотдельных аспектов требуемого поведения или результата, с указаниемнеобходимого минимума их проявленияОпросник – метод оценки, представляющий собой набор утверждений,описывающихизмеряемые качества,относительно каждогоиз которыхОцениваемый выносит собственное суждение в соответствии с установленнойшкалой. Результатом применения опросника является измерение заданнойсовокупности профессиональных,деловыхили личностных качествОцениваемого, входящих в компетенции корпоративной модели.Оцениваемый – это работник Общества, либо кандидат, участвующий в конкурсена замещение вакантных должностей, в отношении которого проводится оценка.4
  • 5. Оценка – процесс применения стандартизированных процедур измерения конкретных свойств, в результате которого формируется вывод об уровне измеряемого свойства в соответствии с утвержденной шкалой измерения. В качестве измеряемых свойств могут выступать компетенции и эффективность деятельности. Оценки непосредственного руководителя – метод оценки, представляющий собой обработкунаблюдений Оцениваемогоего непосредственным руководителем с точки зрения эффективности деятельности и проявлений компетенций в течение отчетного периода, при помощи стандартизированных оценочных форм, в которых отражаются результаты измерений соответствующих компетенций и/или ключевых показателей эффективности деятельности. Тест – метод оценки, представляющий собой набор стандартизированных заданий, предназначенных для измерения конкретных свойств, результаты которого представлены в количественной шкале. Центр оценки и развития – метод оценки, представляющий собой стандартизированную процедуру измерения заданного набора компетенций в процессе выполнения Оцениваемым нескольких упражнений, имитирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности, при условии наблюдения со стороны нескольких специально обученных экспертов, в соответствии с разработанными измерительными шкалами. Эксперт – работник Общества и/или внешний консультант, привлекаемые для оценки работников Общества, либо внешних кандидатов. Эффективность деятельности – результативность, достигнутая работником за счет использования требуемых компетенций.3. Принципы оценки3.1. Оценка персонала проводится в соответствии со следующими принципами: - Соответствие стратегическим целям и задачам Компании; - Справедливость и соответствие исполняемой работе методов оценки - Системность и последовательность процесса оценки; - Стандартизированность процедур и критериев оценки; - Открытость и объективность результатов оценки.4. Предмет оценки4.1. Предметом оценки могут служить:5
  • 6. - Уровеньразвития компетенций, в соответствиис определениями, качественными и количественными показателями – целевыми индикаторами компетенций, зафиксированными в Описании должности. - Уровень эффективности деятельности, в соответствии с утвержденными Ключевыми показателями эффективности, зафиксированными в Описании должности.5. Методы и методики оценки5.1. В соответствии с целями и задачами оценки Департамент по работе с персоналом определяетцелесообразностьприменения конкретныхметодов оценки и разрабатывает, либо адаптирует методики, в рамках выбранных методов оценки.6. Виды оценки6.1. Регулярная оценка работников Общества осуществляется на постоянной основе, не реже 1 раза в год, и проводится в соответствии с критериями Компетенций и Ключевыхпоказателей эффективности, зафиксированных вдействующем Описании должности, в соответствии с процедурой, описанной в настоящем Положении.6.2. Помимо регулярной оценки, может осуществляться разовая оценка по заявке руководителя структурного подразделения, в связи с необходимостью принятия тех или иных управленческих решений в отношении работника, в частности, его перемещении, планировании карьеры, обучении, дополнительном вознаграждении. В этом случае оценка компетенций работника может также осуществляться на основании требований к перспективной должности - должности, на которую работник может быть нанят или перемещен.6.3. Оценка кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностей Общества проводится в соответствии с критериями Компетенций, зафиксированных в действующем Описании должности.6.4. Оценка кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностей Общества, по Ключевым показателям эффективности не проводится.6.5. Перечень должностей, для которых обязательна оценка кандидатов на замещение, определятся Департаментом по работе с персоналом Общества по согласованию с руководителями структурных подразделений.6.6. Методы и процедуры оценки кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностей Общества, определяются Департаментом по работе с6
  • 7. персоналом Общества (далее – ДРП), и при необходимости согласовываются с руководителями структурных подразделений.6.7. Оценка кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностейОбщества проводится работниками ДРП,владеющими соответствующими методамииметодикамиоценки, прошедшими соответствующее внутренне или внешнее обучение. При необходимости в качестве Экспертов для кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантныхдолжностей, могут выступать руководители исотрудники соответствующих структурных подразделений. В таких случаях они проходят соответствующее внутреннее обучении и участвуют в оценочных мероприятиях совместно с Экспертами из числа работников ДРП.6.8. При наличии достаточных основании, в качестве Экспертов при оценке как внешних кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностей Общества, выступают внешние консультанты.7. Разработка Корпоративной модели компетенций7.1. Корпоративная модель компетенций разрабатывается на основе анализа целей, ценностей и культуры Общества, его структуры и должностей.В процессе анализа все должности Общества оцениваются по таким параметрам,как сложность решаемых в должности задач,область и характер влияниярезультата деятельности должности на результаты Общества,особенностивзаимодействия с людьми, требования к квалификации и компетенциям,необходимым для успешной реализации поставленных перед должностью задач.7.2. Структура Корпоративной модели компетенций отражает структуру уровней должностей Общества.7.3. Требования к компетенциям для каждой должности отражаются в Описании должности.7.4. Будучи тесно связанной со стратегическими целями и корпоративной культурой Общества, Корпоративная модель компетенций эволюционирует соответственно происходящим в Обществе изменениям. Регулярный пересмотр и актуализация структуры Корпоративной модели и содержания компетенций осуществляется не реже, чем 1 раз в 3 года. При необходимости досрочных изменений их инициатором может выступать Директор ДРП.7.5. По факту возникновения в организационной структуре Общества новой должности или изменения содержания работ в существующей должности, 7
  • 8. соответствующиедополнения или изменения вносятся в Должностнуюинструкцию и Описание должности в части требований к компетенциям. 7.6. Контроль за своевременностью актуализации Корпоративной модели компетенцийосуществляет ДРП.8. Процедура оценки компетенций 8.1. Основные этапы регулярной оценки компетенций реализуются следующимобразом:8.1.1. Определение перечня компетенций, актуальных на будущий отчетныйпериод, производится руководителем на основании Описания должностиподчиненного. Подчиненный получает полную информацию об оцениваемыхкомпетенциях и их описании до начала отчетного периода.8.1.2. В качестве отчетного периода для процедуры оценки компетенцийрекомендуется 1 год.8.1.3. Также, по договоренности с работником, руководителем могут бытьопределены компетенции, необходимые для перемещения работника надругую должность и требующие развития в течение отчетного периода.8.1.4. Мониторинг рабочего поведения Оцениваемого работника осуществляетсяегоруководителем регулярнов течение всего отчетного периода.Руководителю рекомендуется фиксировать свои наблюдения в письменной,либо электронной форме, записывая наиболее яркие или характерные факты,связанные с данным работником, которые могут влиять на оценку покомпетенциям. По окончании отчетного периода руководитель инициируетпроведение оценочного собеседования.8.1.5. При подготовке к оценочному собеседованию руководитель долженпроанализировать все факты, характеризующие рабочее поведение работникаи относящиеся к требуемым для должности компетенциям, а затеминтерпретировать поведениеОцениваемогоработникавтерминахкомпетенций.8.1.6. Интерпретация поведенияНа этом этапе события, факты и инциденты, зафиксированные Экспертом,соотносятся с индикаторами, описанными для каждой компетенции вСправочнике компетенций.В том случае, если факты свидетельствуют о том, что Оцениваемыйработник регулярно демонстрирует на протяжении отчетного периода не 8
  • 9. менее 50%-ти целевых индикаторов компетенции, компетенция считается продемонстрированной. В том случае, если Оцениваемый регулярно демонстрирует менее 50% целевых индикаторов, компетенция считается не продемонстрированной. 8.1.7. Определение соответствия фактических компетенций требуемым Решение о соответствии компетенций Оцениваемогоработника требуемому уровню принимается на основе Интегральной оценки компетенций. Интегральная оценка компетенцийфиксируетдолю продемонстрированных компетенций в процентном выражении. Результат оценки компетенций считается успешным, если Интегральная оценка компетенций составляет больше, чем 81%. В том случае, когда значение Интегральной оценки попадает в интервал 51–80%, результат считается удовлетворительным. В случае если Интегральная оценка меньше чем 50%, результат оценки признается неудовлетворительным. 8.1.8. Руководительформирует предварительнуюИнтегральнуюоценку компетенций Оцениваемого работника.8.2. Во время проведения оценочного собеседования руководитель и работник обсуждают результаты, достигнутые работником за период; компетенции работника включая факты, подтверждающие их наличие или отсутствие; факторы, повлиявшие на достигнутые результаты и рабочее поведение. 8.2.1. В результате собеседования руководитель и Оцениваемый должны прийти к согласиюотносительно соответствияфактических компетенций Оцениваемоготребуемомууровню и,соответственно,согласовать Интегральную оценку компетенций. 8.2.2. В процессе обсуждения руководитель должен быть конструктивен и доброжелателен, оперировать толькофактами, относящимисяк непосредственной деятельности работника.8.3. На основании результатов оценки, а также с учетом фактов, повлиявших на такой результат, руководитель,совместносподчиненным, вырабатывают корректирующие действия, направленные на улучшение результатов работы и повышение компетентности работника.8.4. Основными корректирующими действиями могут быть: 8.4.1. направление работника на обучение с целью повышения компетентности в9
  • 10. профессиональной и технической сфере; 8.4.2. направление работника на тренинги, развивающие необходимые навыки; 8.4.3. направление работника на тренинги, нацеленные на повышение егомотивации; 8.4.4. включение работника в проекты с целью приобретения им нового опыта; 8.4.5. ротация работника и организация стажировок на смежных должностях; 8.4.6. коучинг/наставничество.8.5. Также, на основании результатов оценки и с учетом желаний и стремлений работника, планируется индивидуальное развитие работника и/или его карьерный план.8.6. Результаты регулярной оценки компетенций, включая Интегральную оценку компетенций,рекомендованные корректирующиедействияиплан индивидуального развития заносятся в форму «Оценка компетенций», (которая является Приложением к Описанию должности, оригинал хранится в электронной базеДРП, а копия – у руководителя структурного подразделения.) и подписываются обеими сторонами. Предоставление в адрес ДРП заполненных форм «Оценка компетенций» осуществляется в сроки не позднее 15 декабря года, в котором осуществлялись оценочные мероприятия.8.7. В случае невозможности достичь согласия по Итоговой оценке,в качестве третьей стороны привлекается руководитель, вышестоящий по отношению к Оценивающему.8.8. Если и после этого достичь согласия не удается, руководитель Эксперт инициирует участие в оценке представителя Дирекции по работе с персоналом.8.9. Разовая оценка проводится каждый раз, когда в этом возникает производственная необходимость и данный способ оценки является наиболее эффективным.8.10. Инициатором проведения разовой оценки могут быть Руководитель Общества _________________, Директор Департамента поработе с персоналом, Руководители структурных подразделений Компании.8.11. Для проведения разовой оценки может использоваться один или несколько методов оценки.8.12. Выбор оптимального способа оценки, а также организация оценочного мероприятия осуществляется работниками ДРП.8.13. Реализация основных этапов в случае разовой оценки осуществляются следующим образом: 8.13.1. Определение перечня компетенций для оценки, а также способа оценки10
  • 11. осуществляется ДРП по согласованию с руководителем, инициирующимоценку. После определения критериев оценки определяется кандидатураЭксперта.8.13.2. Мониторинг рабочего поведения Оцениваемого работника осуществляетЭксперт в ходе оценочного мероприятия.8.13.3. Поокончании оценочного мероприятия Экспертанализируетиинтерпретирует поведение Оцениваемого, а затем дает заключение обоцененных компетенциях. Решение о соответствии принимается в отсутствиеОцениваемого.8.13.4. Результаты оценки заносятся Экспертом в соответствующие графы формы«Оценка компетенций». В случае разовой оценки согласия Оцениваемогоработника и его подпись на форме не требуются.8.13.5. Заполненные формы «Оценка компетенций» передаются в ДРП вэлектронном/бумажном виде. 8.14. Контроль за правильностью проведения оценки компетенций осуществляетсяДРП.9. Принятиеуправленческихрешений по результатам оценкипо Компетенциям 9.1. По факту проведения оценки компетенций и на основании полученныхрезультатов в отношении оцененных работников принимаются управленческиерешения в соответствии со следующими принципами. 9.2. Решение о перемещении работника на другую должность по инициативеработника принимается только в том случае, если результат оценки компетенций втекущей должности не ниже успешного, а соответствие компетенций требованиямперспективной должности – не ниже удовлетворительного. Данный принципраспространяется также на принятие решений о включении работников вкадровый резерв на руководящие должности Общества. 9.3. Решение о пересмотре уровня оплаты труда в сторону повышения может бытьпринято только в случае, если результат оценки компетенций не ниже успешного. 9.4. Решение о возможности найма кандидата на вакантную должность Обществапринимается только в том случае, если результат оценки определенных длядолжности компетенций не ниже удовлетворительного. 9.5. Решения о понижении работника в должности и увольнении его с занимаемойдолжности могут быть приняты в случаях, если результаты его регулярной оценки11
  • 12. не удовлетворительные,ирезультат повторнойоценки,назначеннойдополнительно и проведенной через полгода, также не удовлетворительный. 9.6. Оценка в этих случаях проводится в формате аттестации, а решение по еерезультатам принимается Президентом Общества на основании рекомендацийаттестационной комиссии. 9.7. На основании результатов оценки и рекомендаций по корректирующим действиямформируются ресурсные планы Общества, планы обучения и развития,разрабатываются предложения по корректировке ФОТ и т.д. 9.8. Регламент принятия решений на основании оценки компетенций может такжеопределяться другими локальными нормативными актами Общества.10. Разработка Ключевых показателей эффективности 10.9. Ключевые показатели эффективности разрабатывается на основе анализастратегических целей и задач Общества, его структурных подразделений ифункциональных направлений. 10.10. В процессе анализа все должности Общества оцениваются по их отношению креализации стратегических целей; выстраивается иерархическая система целей изадач, которые определяют эффективность деятельности в данной должности;определяются количественные целевыепоказатели,которыхнеобходимодостигать для обеспечения эффективной работы. 10.11. Структура Ключевых показателей эффективности отражает иерархию целейдеятельности Общества. 10.12. Ключевые показатели эффективности для каждой должности отражаются вОписании должности. 10.13. Будучи тесно связанными со стратегическими целями Общества, Ключевыепоказатели эффективности эволюционирует соответственно происходящим вОбществе изменениям. Регулярный пересмотр и актуализация структурыКлючевых показателей эффективности осуществляется не реже, чем 1 раз в 3 года.При необходимости досрочных изменений их инициатором может выступатьДиректор ДРП. 10.14. По факту возникновения в организационной структуре Общества новойдолжности или изменения содержания работ в существующей должности,соответствующие дополненияили изменениявносятся в Должностнуюинструкцию и Описание должностив части Ключевыхпоказателейэффективности. 12
  • 13. 10.15. Контроль за своевременностьюактуализации Ключевыхпоказателейэффективности осуществляет ДРП.11. Процедура оценки достижения Ключевых показателей эффективности(КПЭ). 11.1. Оценка достижения КПЭ представляет собой часть процедуры регулярной оценкиработников Общества. 11.2. КПЭ зафиксированы в Описании должности Оцениваемого. 11.3. В качестве отчетного периода для процедуры оценки достижения КПЭрекомендуется 1 квартал. 11.4. При необходимости оценка достижения КПЭ проводится за отчетный периодпродолжительностью в 1 год. 11.5. Окончательное решение об установлении отчетного периода для оценкидостижения КПЭ принимает руководитель структурного подразделения, посогласованию с ДРП. 11.6. Руководитель,совместно с Оцениваемым подчиненным работником, до началаотчетного периода, определяет приоритетность КПЭ на данный отчетный период,при необходимости корректирует целевые значения. Результаты фиксируются вспециальной электронной базе данных, которая ведется в ДРП. 11.7. Руководитель в конце отчетного периода до начала оценочного собеседованияпроводит оценку достижения КПЭ и фиксирует ее в форме «Оценка КПЭ»(которая является Приложением к Описанию должности, оригинал хранится вэлектронной базе ДРП, а копия – у руководителя структурного подразделения.). 11.8. Оцениваемый проводит самооценку достижения КПЭ в конце отчетного периодадо начала оценочного собеседования в соответствии с вышеизложеннымиправилами и фиксирует ее в форме «Оценка КПЭ». 11.9. Интерпретация достижений по КПЭКПЭ считается достигнутым, если его целевое значение реализовано втечение отчетного периода в полном объеме.Если целевое значение КПЭ реализовано не полностью, но на уровне неменее 90% от расчетной величины, то данный КПЭ считаетсядостигнутым условно.В иных случаях КПЭ считается не достигнутым.За достижение КПЭ начисляется 1 балл.За условное достижение КПЭ начисляется 0,5 балла. 13
  • 14. За недостижение КПЭ начисляется 0 баллов. 11.9.1. Определение соответствия фактического достижения КПЭ требуемым Решение о соответствии достижения КПЭ Оцениваемого работника требуемому уровню принимается на основе Интегральной оценки достижения КПЭ. Интегральная оценка достижения КПЭ фиксирует долю достижения КПЭ, как отношение суммы баллов к количеству оцениваемых КПЭ, в процентном выражении. Результат оценки достижения КПЭсчитается успешным,если Интегральная оценка достижения КПЭ составляет больше, чем 91%. В том случае, когда значение Интегральной оценки попадает в интервал 61–91%, результат считается удовлетворительным. В случае если Интегральная оценка меньше чем 70%, результат оценки признается неудовлетворительным. 11.10. В ходе оценочного собеседования Эксперт и Оцениваемый согласуют оценкидостижения КПЭ. 11.11. В итоге формулируется Итоговая интегральная оценка достижения КПЭ. 11.12. Заполненные формы «Оценка Ключевых показателей эффективности» передаютсяв ДРП в электронном/бумажном виде.12. Принятие управленческих решений по результатам оценки достиженияКПЭ 12.1. На основании полученных результатов оценки достижения КПЭ и в отношенииоцененных работников принимаются управленческие решения в соответствии соследующими принципами. 12.2. Решение о частичной или полной выплате бонусной части вознагражденияработника по итогам отчетного периода принимается только в том случае, еслирезультат оценки достижения КПЭ не ниже удовлетворительного. 12.3. Решение о полной выплате бонусной части вознаграждения работника по итогамотчетного периода принимается только в том случае, если результат оценкидостижения КПЭ не ниже успешного. 12.4. В случае недостижения работником успешного уровня достижения КПЭ вотчетный период, по итогам оценки рекомендуется установить размер частичнойвыплатыбонуснойчасти вознагражденияпропорционально Итоговойинтегральной оценке достижения КПЭ. 14
  • 15. 12.5. В случае достижения работником результатов по нескольким значимым КПЭ,превосходящих целевыезначения для данного отчетного периода, егоруководитель может ходатайствовать об выплате дополнительного бонуса.Обоснованием ходатайства служат результаты оценки по КПЭ, зафиксированныев соответствующей форме. 12.6. Решение о пересмотре уровня оплаты труда в сторону повышения может бытьпринято только в случае, если результат оценки достижения КПЭ не нижеуспешного.13. Общие управленческие решения по итогам регулярной оценки 13.1. Решения о понижении работника в должности и увольнении его с занимаемойдолжности могут быть приняты в случаях, если результаты его регулярной оценки(по компетенциям и касательно достижения КПЭ) не удовлетворительные, ирезультат повторной оценки, назначенной дополнительно и проведенной черезполгода, также не удовлетворительный. 13.2. Оценка в этих случаях проводится в формате аттестации, и регламентируетсяПоложением об аттестации Общества, 13.3. Решение по результатам аттестации принимается Президентом Общества наосновании рекомендаций аттестационной комиссии. 13.4. На основании результатов оценки и рекомендаций по корректирующим действиямформируются ресурсные планы Общества, планы обучения и развития,разрабатываются предложения по корректировке ФОТ и т.д. 13.5. Регламент принятия решений на основании оценки компетенций может такжеопределяться другими локальными нормативными актами Общества.14. Заключительные положения 14.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в соответствии спорядком, установленным в Обществе. 15
  • related