Руководства, Инструкции, Бланки

Маршрутный Лист Для Похода Образец img-1

Маршрутный Лист Для Похода Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1700 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Подготовка к походу

Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Прежде чем отправиться в поход, нужно к нему хорошо подготовиться.

С комплектования группы и начинается эта подготовка. От того, кто будет в ее составе, какова физическая подготовка и туристский опыт участников похода, какие задачи они ставят, каким временем и средствами располагают, зависит самое главное - выбор маршрута похода.

Естественно желание открыть что-то новое, пройти еще не пройденное. Страна наша настолько обширна, в ней столько замечательных уголков, что интересных маршрутов, открытий для себя хватит на всю жизнь.

Маршрут пройти легче, когда он хорошо продуман и изучен. Тогда будет больше времени, сил для ознакомления с интересными местами и конечно же повысится безопасность похода и сведется до минимума вероятность изменения или непрохождения маршрута. Группам начинающих туристов и тем, кто впервые направляется в тот или иной район, следует воспользоваться одним из эталонных маршрутов. Эти маршруты наиболее логичны и интересны, знакомят с достопримечательностями и включают характерные для данного района препятствия. Консультацию по маршруту можно получить в туристском клубе, в МКК. Там же следует ознакомиться с отчетами о походах других туристских групп.

При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др.

Все подготовительные работы должны вестись организованно и планомерно. Для этого составляется план, распределяются обязанности среди членов группы.

Исходя из продолжительности и сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Завхоз группы составляет списки продуктов, намечает, где их лучше закупать, решает вопрос упаковки. Полученные данные о маршруте, снаряжении и продовольствии позволяют определить общий вес груза, вес рюкзаков на подходах и на основном маршруте, составить смету расходов.

Нужно, чтобы все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для этого за 2-3 месяца до похода следует организовать совместные тренировочные занятия, во время которых туристы совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного дня, туристские слеты и соревнования.

В совместных походах выходного дня отрабатываются способы передвижения, преодоления планируемых на маршруте естественных препятствий, приемы коллективной страховки и самостраховки, проверяется и дорабатывается снаряжение. Специально создаваемые большие нагрузки в этих походах дают возможность выявить и сравнить физическое состояние и подготовку отдельных участников.

Совместные тренировки, организация ночлегов способствуют психологической «приработке» членов группы. Нужно стремиться, чтобы уже в процессе подготовки группа стала единым слаженным коллективом, готовым совместными усилиями успешно решать поставленные задачи.

Отработке технических приемов и проверке снаряжения помогают соревнования по технике разных видов туризма. Участвовать в них полезно, но не стоит, конечно, увлекаться только ими, забывая о самом главном в туризме - о путешествиях. Соревнования придуманы туристами. Сначала они проводились в рамках туристских слетов, были весьма просты. В их программу входили: установка палатки, разжигание костра, переправа по бревну через речку или овраг и т. п. С ростом технической оснащенности в большинстве видов туризма соревнования стали проводиться самостоятельно. И в этом не было бы ничего плохого, если бы эти соревнования не стали ставить на один уровень с туристскими походами, а то и подменять их. Особенно заметно это стало проявляться у водных и горных туристов. Не следует забывать, что такие соревнования носят проверочный характер, и служат для определения технической подготовленности туристов к предстоящим походам. В них сравниваются достижения спортсменов не комплексно, а по отдельным показателям, но ведь одной технической подготовленности недостаточно для прохождения сложного похода.

Если группа занимается в туристской секции коллектива физкультуры предприятия, учреждения, учебного заведения, ДФСО, то эти организации должны создавать условия для физической, технической и теоретической подготовки туристов, обеспечивать их по возможности необходимым снаряжением.

Все члены группы должны пройти медицинский осмотр не ранее чем за месяц до начала похода и получить разрешение врача на участие в походах I-III категорий сложности, а для участия в походах IV-VI категорий сложности - заключение врачебно-физкультурного диспансера или физкультурного врача.

Как уже говорилось, любой поход начинается с проверки в МКК. Но пусть это не пугает любителей путешествий. Заполняя походные документы, защищая маршрут перед членами МКК - опытными туристами, - получаешь новые сведения и рекомендации о районе похода, советы по подбору снаряжения и продуктов, по действиям в сложной обстановке. Если поход готовился основательно, если все заранее продумано, изучено, собрано (а только так и должно быть), затруднений с оформлением маршрутных документов не будет.

Документом, дающим право на проведение спортивных туристских походов I-VI категорий сложности, а также некатегорийных походов, включающих элементы походов II-VI категорий сложности, является маршрутная книжка установленного образца. Маршрутную книжку можно получить в маршрутно-квалификационной комиссии но месту жительства или работы. Два экземпляра книжки следует правильно заполнить, приложить к ним справки о туристском опыте членов группы, медицинские справки, картографический материал, описания и но возможности фотографии сложных участков маршрута, перечни специального снаряжения и средств оказания доврачебной помощи. Все должно быть собрано заранее в процессе подготовки к походу.

С документами нужно обратиться в ту же МКК. Если она не имеет полномочий на рассмотрение похода данной категории сложности, заявочные документы с ее предварительным заключением направляются организацией, при которой она работает, в вышестоящую МКК.

МКК дает заключение о возможности совершения группой заявленного похода. В маршрутную книжку вносятся особые указания и рекомендации группе, записываются место ее регистрации перед выходом на маршрут в соответствующих КОС и КСО, установленные контрольные сроки.

На основании положительного заключения МКК руководителю группы выдается пронумерованная маршрутная книжка и заполненный бланк сообщения в КСС, заверенные подписью и штампом МКК. Но на этом контакты МКК с группой не заканчиваются.

Важнейшим мероприятием, позволяющим оказать группе в случае необходимости помощь, является организация контроля за прохождением ею маршрута в установленные сроки. Этот контроль осуществляют не только КСС, расположенные в районе похода, но и МКК. Контрольный срок считается нарушенным, если телеграмма не отправлена группой в течение контрольных суток. После этого начинаются поисковые работы. Поэтому одинаково плохи слишком жесткие сроки, которые заставляют группу сокращать маршрут, двигаться в вечернее, а то и в ночное время, пренебрегать на сложных участках страховкой, и слишком растянутые сроки, могущие привести к тому, что группа, потерпевшая аварию, не сможет получить своевременную помощь.

В соответствии с Правилами письменное сообщение в КСС установленной формы должно быть отправлено не позднее чем за 10 дней до выезда группы к месту начала маршрута. Даже одно это обстоятельство, помимо других (устранение замечаний, при необходимости проверка группы на местности и др.), требует представления заявочных документов в МКК за 1-1,5 месяца до начала похода. Однако если группа с хорошо подготовленными документами пришла в полномочную МКК, например, за две недели, ее заявку следует рассмотреть и все оформить. МКК призваны работать оперативно, а республиканские, краевые, областные и особенно зональные к тому же не должны закрываться на каникулы.

Если перед самым отъездом в поход появилась необходимость внести изменения в маршрут или состав группы, это необходимо согласовать с МКК и сообщить КСС.

Туристские группы, планирующие проведение похода на территории заповедника или погранзоны, должны заблаговременно оформить на это разрешение в установи ленном порядке. Но вменять проверку наличия такого разрешения МКК не следует. МКК должна предупредить группу о том, что ее маршрут частично или полностью проходит по этим территориям с ограниченным доступом.

Все перечисленные вопросы по подготовке группы к походу и оформлению маршрутных документов входят в основном в обязанности руководителя похода.

Другие статьи

Игра-путешествие по станциям «Веселый рюкзачок» для дошкольников старшего возраста в походе

Игра-путешествие по станциям «Веселый рюкзачок» для дошкольников старшего возраста в походе

Татьяна Шилова
Игра-путешествие по станциям «Веселый рюкзачок» для дошкольников старшего возраста в походе

Предварительная работа с детьми :- показать и объяснить детям, как и чем правильно обработать ранку, как правильно наложить бинт, использовать лейкопластырь, а так же рассказать о кровоостанавливающих растениях ;

-выучить походную песню ;

-повторить загадки о природе, о лесе, животных, растениях и т. д. ;

-познакомить детей с лекарственными растениями;

-выбрать и разучить подвижную игру, в которую можно играть группой ;

- повторить правила поведения в лесу и безопасности на дороге во время пути.

Инструктор по ФИЗо готовит. таблички с названиями станций. маршрутные листы, необходимый спортивный инвентарь для проведения игр и эстафет на природе.

Игра- путешествие по станциям проводится в лесу. в которой участвуют дети старшего дошкольного возраста. Предполагается 7станций. название которых указывается в маршрутных листах.

Задание. показать и рассказать, как правильно обработать рану (чем обработать, наложить бинт, использовать вату, лейкопластырь; вспомнить кровоостанавливающие растения. Если обрабатываем йодом, то делаем это вокруг ранки).

Задание. спеть походную песню .

Задание. проводится игра«Змея» (засекается время. Оно затем выставляется в маршрутный лист. Лучшее время – 5 баллов).

Задание :разгадать загадки о природе, о лесе, растениях, животных и т. д. ; проводится также игра на внимание «Как сорока – белобока детям кашу варила).

Задание. назвать как можно больше лекарственных трав.

Задание. выбрать любимую подвижную игру и всем вместе, дружно ее проиграть. Дети должны объяснить правила игры и ее содержание.

Задание. рассказать правила поведения в лесу.

Ход мероприятия :

Дети и взрослые (родители, воспитатели) прибывают на лесную поляну, где все уже готово к игре (определены станции. развешаны таблички). Инструктор встречает детей, приветствует всех, объявляет о предстоящем путешествии, чем нужно запастись в дорогу, дети громко произносят походные названия своих отрядов, объясняются правила игры, выдаются маршрутные листы, с которыми дети будут прибывать на станции. представляются члены жюри, встречающие «путешественников» на каждой из станций. Отряды( «Лесовичок». «Туристенок». «Следопыты». получив маршрутные листы, отправляются по станциям .

На каждой станции их встречает ведущий, который встречает отряды, задает им задание и оценивает выполнение задания.

Приложения. ст. «Игровая»

Ведущий. Здравствуйте, юные путешественники! Вы прибыли на станцию«Игровая». а значит, что мы будем с вами сейчас делать! Догадались!

Ведущая. Правильно. Вы, наверное, очень любите играть .

Ведущая. А у вас есть любимая игра ?

Ведущая. А как она называется?

Дети называют игру, а ведущая предлагает им поиграть в эту игру и объясняет правила оценки.

Ведущая. Ребята, вы сейчас должны все вместе, дружно показать мне, как вы умеете играть в вашу любимую игру. Расскажите мне правила вашей игры и как в нее играть. а я посмотрю и оценю ваше умение дружно и весело играть .

-- Все условия выполнены – 5 баллов;

- есть погрешности - 4 баллов;

- плохо знают игру, играют недружно. путаются – 3балла.

Ведущая. Здравствуйте, юные путешественники! Вы прибыли на станцию«Лекарственная». а это значит … догадайтесь, что это значит!

Дети дают предположительные ответы, например, будем говорить о лекарствах.

Ведущая. Правильно, но не о тех, которые продают в аптеке – таблетках и микстурах, а о лесных лекарственных травах.

Ребята, а почему они называются лекарственные?

Дети дают предположительные ответы.

Ведущая помогает им найти правильный ответ.

Ведущая. Ребята, а вы знаете лекарственные травы?

Ведущая. Называйте, а я буду считать. Чем больше назовете, тем лучше.

Дети называют лекарственные травы, ведущая считает. За каждый правильный ответ 1 балл. Общее количество баллов, полученных на этой станции. заносится в маршрутный лист.

Ведущая желает детям удачи в путешествии, а они направляются на другую станцию .

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Кто это прибыл на мою станцию«Загадочная» ?

Дети называют дружно свой отряд, например «Следопыты»

Ведущая. я очень люблю загадки, веселые задачки. головоломки, путаницы, потешки. Ребята, вы умеете разгадывать загадки?

Ведущая. Тогда приготовьтесь, я сейчас загадаю вам такие загадки, которые вы никогда не разгадаете! Готовы!

Ведущая загадывает загадки, за каждый правильный ответ 1 балл. Она хвалит детей за правильно разгаданные загадки.

Ведущая. Ребята, а вы очень внимательные?

Ведущая. Сейчас проверим! (Проводит игру на внимание «Как сорока – ворона варила кашу» ). Если дети были внимательны, правильно отвечали, дополнительно 1 балл. В конце игры похвалить детей, пожелать удачи.

Приложение к станции«Загадочная»

1. Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

По деревьям любит лазать (белка)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной (еж) .

3. Хозяин лесной

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. Тётушка гуляла,

Долго плакала она,

Стала мокрой вся земля (Туча) .

5. На тонкой ножке,

Стоит богатырь под берёзкой.

Сверху шапочкой прикрыт,

Интересно, что за гриб? (Подберёзовик)

6. На полянке под листочком

Их в кувшинчик соберём

На варенье отнесём. (Земляника)

7. Шёл он лесом, шёл он полем.

Где он шёл одни следы.

Всем заметны, всем видны.

На тропинках, и дорожках.

Где шагали его ножки. (Дождик)

8. Красавица девица.

В верхнем тереме томиться

На весь мир глядит,

А на себя не велит. (Солнце)

Игра«Сорока»(игра на внимательность ). Ведущие читают текст, а дети должны хором ответить на вопросы.

Сорока - белобока задумала кашу варить,

Кашу варить, чтоб деток кормить.

На рынок собралась, да призадумалась.

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Давайте ей поможем! Отвечайте дружно хором

Парное молоко?- ДА!

Куриное яйцо?- НЕТ!

Крупа манная?- ДА!

Капуста кочанная?- НЕТ!

Соленый огурец?- НЕТ!

Мясной колодец?- НЕТ!

Сахар да соль?- ДА!

Белая фасоль?- НЕТ!

Масло топленое?- ДА!

Рыбка соленая?- НЕТ!

Лавровый лист?- НЕТ!

Китайский рис?- ДА!

Чернослив да изюм?- ДА!

Шоколадный лукум?- НЕТ!

Перец болгарский?- НЕТ!

Соус татарский?- НЕТ!

Клубничное варенье?- ДА!

Бисквитное печенье?- НЕТ!

Ведущая. Здравствуйте юные путешественники! Вы прибыли на станцию«Музыкальная». Догадайтесь, что же это значит?

Дети. Мы будем здесь петь.

Ведущая. Правильно! Конечно же петь! Интересно, а любят ли и умеют ли петь (например, «Лесовички» - здесь называется прибывшая команда?

Дети. Мы любим петь!

Ведущая. спойте – ка мне вашу походную песню. Какая песня вам нравится?

Дети поют один куплет песни с припевом.

- за дружное, красивое, правильное исполнение песни – 5 баллов;

- недружное, с ошибками – 3 балла;

- совсем плохо знают слова, мотив – 2 балла.

Заработанный детьми балл выставляется в маршрутный лист.

Ведущая. Ведущая. Здравствуйте юные путешественники! Вы прибыли на станцию«Скорая помощь». а это значит, что здесь вы должны показать свои знания и умения в том, как помочь себе или пострадавшему другу (подруге, если он (она) поранились.

Как правильно обработать ранку, если вы порезали пальчик или ободрали колено? (чем обработать. йодом, перекисью водорода, зеленкой; использовать вату, лейкопластырь, бинт; для чего накладывают лейкопластырь или бинт).

Если обрабатываем йодом, то делаем это вокруг ранки.

Если под рукой нет антисептика, то используем кровоостанавливающие растения. например подорожник, он обязательно чистый прикладываем к ранке. Дети показывают, как использовать лейкопластырь и на ноге накладывают бинт.

- все сделано правильно – 5 баллов;

- с погрешностями – 4 балла;

- с большими погрешностями – 3 балла.

Ведущая приветствует детей на своей станции и предлагает им сыграть в игру «Змея» .

Дети встают в колонну, ноги шире плеч. Стоящий впереди пролезает между ногами до конца колонны и встает в конце колонны. Второй игрок делает то же самое. Так делают все игроки до того момента, пока первый игрок вновь окажется впереди колонны. Ведущий засекает время, которое записывает в маршрутный лист. Лучшее время - 5 баллов.

2 часть похода – прогулки. подвижные игры для всех отрядов, игры – эстафеты для мальчиков и девочек.

Для мальчиков – футбол, для девочек – волейбол.

Эстафеты для мальчиков :

Эстафеты для девочек :

1. «Построй муравейник» .

2. «Нарисуй солнышко» .

3. «Пронеси картошку в ложке» .

3 часть похода - прогулки. Ланч на природе.

Совместные игры. «Цепи кованые». «Бездомный Заяц». «Колдун». «Десантники и парашютисты». «Мяч - чижик». «Городки». «Волки во рву». «Метко в цель». «Шишки, желуди, орехи». «Зайчик» .

4 часть - заключительная. построение, подведение итогов игр и соревнований. Прощание с лесом, возвращение в детский сад.

Публикации по теме:

Электронная презентация «Все профессии нужны» Данная презентация поможет педагогам дошкольных учреждений в работе по ознакомлению детей с профессиями. Слайды сопровождаются стихотворениями.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Отчет о совершенном походе по форме (приложение №2) в электронной и печатной форме, маршрутная книжка (маршрутный лист для некатегорийных маршрутов) с

популяризация походного туризма;

разработка и апробация новых маршрутов;

формирование культуры оформления отчетной документации по походам.

2. Условия проведения.

Конкурс проводится в соответствии с критериями (приложение №1) в заочной форме. В зачет принимаются материалы о прохождении своевременно заявленных маршрутов походов, совершенных с 1 октября 2013г. по 30 сентября 2014 г. Заявки на участие подаются в течение года до 15 сентября 2014 г. на форум сайта www.turizmbrk.ru в разделе «Соревнования. Конкурс отчетов о походах». Отчетные материалы, оформленные в соответствии с требованиями (приложение №2) подается в срок до 10 октября 2014 г. Итоги подводятся до 1 ноября 2014 г.

3. Руководство проведением.

Общее руководство и организацию осуществляет МБОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска. Непосредственное проведение возлагается на экспертную группу, утвержденную методическим советом.

В Конкурсе принимают участие группы обучающихся, туристской общественности.

5. Подведение итогов.

Экспертной группе сдаются следующие материалы:

отчет о совершенном походе по форме (приложение №2) – в электронной и печатной форме,

маршрутная книжка (маршрутный лист для некатегорийных маршрутов) с отметками о прохождении маршрута - оригинал,

фотоотчет – в электронной форме.

Судейская коллегия оставляет за собой право потребовать дополнительные материалы, отражающие факт прохождения маршрута.

Конкурс проводится по следующим номинациям :

трехдневные, многодневные походы,

3.7. Ф.И.О. дата рождение, адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе.

3.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета (если таковой имеется).

3.9. Поход рассмотрен МКК с указанием шифра полномочий.

4. Содержание отчета.

4.1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

4.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

4.4. Изменения маршрута и их причины.

4.5. График движения.

Оформляется в виде таблицы, кратко приводя основные сведения, раскрываемые в разделе «Техническое описание прохождения группой маршрута». Обязательные графы: Дни пути. Дата. Участок пути (от - до). Протяженность в километрах или метрах. Чисто ходовое время в часах или минутах. Общее ходовое время в часах или минутах. Рекомендуемые графы: Характерные препятствия и их техническая трудность. Характеристика дорог. Метеоусловия. Краеведческие объекты.

4.6. Техническое описание прохождения группой маршрута. Основной раздел в отчете.

Описание делается на протяжении всего пути следования группы, с указанием азимутов, временных интервалов, особенностей проходимых участков, различных местных объектов и признаков, помогающих сориентироваться на местности. Техническое описание должно содержать подтверждения фактов прохождения маршрута (фотографии или ссылки на них, если фотографии включены в приложение).

Сложные участки: перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т.п. - описываются более подробно с указанием повременных интервалов их прохождения и действия группы на них. Особое внимание следует уделять описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте - приводится описание методов страховки при прохождении препятствий маршрута. Текст «Технического описания прохождения группой маршрута» необходимо «привязать» к тексту «График движения», через даты и дни пути. При описании определяющих препятствий рекомендуется оформление паспортов препятствий (Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника. ).

Описания препятствий рекомендуется вести по схемам, имеющимся в паспортах препятствий с обязательным добавлением сведений о действиях группы в конкретных условиях.

4.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

4.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте с их описанием.

4.9. Дополнительные сведения о походе.

Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов (при наличии у группы малоизвестных данных, в случае первопрохождения или по требованию МКК) перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристи­ка средств передвижения и другая характерная для данного вида маршрута полезная информация.

4.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств пере­движения.

4.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута с указанием запасных вариантов и аварийных выходов, фотографии определяющих препятствий, подтверждающие прохождение их группой, паспорта локальных препятствий, пройденных впервые.

Образец титульного листа.

о прохождении (вид маршрута ) туристского спортивного маршрута

______ категории сложности по (географический район)

совершенном группой (город, коллектив)

в период с _____ по _____ 200__ года.

Маршрутная книжка, маршрутный лист № __________

Руководитель группы ____________

Адрес, телефон, e-mail руководителя

Пример оформления титульного листа.

о прохождении двухдневного пешеходного туристского маршрута

по Брянскому району Брянской области

совершенном группой учащихся МБОУ СОШ № 1

в период с 5.10 по 6.10 2013 года.

Маршрутная книжка, маршрутный лист № _2-П2-13 ____

Иванов Иван Иванович,

ул. Брянская, д.0, кв.0

Похожие работы:

является маршрутнаякнижка (МК) установленного об-разца, длянекатегорийныхпоходов и простых путешествий - мар-шрутный лист (. (Дляотчетов -место хранения, инв. номер, автор, маршрут. к.с. № стр. ). 5. Характеристики трудности препятствия поформе.

Методические рекомендации по подготовке туристского похода с учащимися - Методические рекомендации

_______ Н.В. Грушевская

______ июля 2009 г.

Методические рекомендации по подготовке туристского похода

Туристский поход с учащимися (многодневный или однодневный), экскурсия на природу, экспедиционный маршрут, в т.ч. в рамках летнего палаточного лагеря (далее по тексту - поход), должен быть итогом четко организованной, планомерной подготовительной работы. Заблаговременное тщательное планирование тактических действий, всех мероприятий в походе, в т.ч. досуговых, является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.

В туристской практике существует определенная очередность этапов подготовки к походу.

1. Определить задачи (цели) похода. Поход может быть оздоровительным, учебным, спортивным, тренировочным, экологическим, познавательным, комбинированным (спортивные и краеведческие цели) и т.д. Главное, чтобы каждый кандидат в участники похода знал и серьезно осознавал главную цель похода, а не реализовывал в походе только свою личную цель. Например, чрезмерное увлечение личным хобби (ловить, фотографировать бабочек) может сорвать планируемый график движения группы по маршруту.

2. Определить район похода. Район похода выбирается обычно коллективно, исходя из цели похода и времени года. 1-2-х дневные походы (так называемые походы выходного дня), в т.ч. с ночлегом в полевых условиях, предпочтительнее проводить по окрестностям родного города (села, лагеря). Везде есть места для походов с учебной, познавательной, краеведческой целью. Для выбора района проведения похода следует обратиться за консультацией в ближайшую туристскую маршрутно-квалификационную комиссию (МКК).

Избегать планирования походов с учащимися в эпидемически опасных районах по клещевому энцефалиту (особенно в начале лета). Сведения об эпидемичности района похода по инфекционным заболеваниям следует получить в территориальном органе Роспотребнадзора.

3. Сформировать команду. Следует определить состав походной группы исходя из предполагаемой сложности маршрута, или наоборот, планировать сложность похода исходя из фактического туристского опыта кандидатов в поход. Комплектовать группу для похода можно и до определения цели и района путешествия. При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования, в т.ч. возрастные и по туристскому опыту, изложенные в "Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ".

Оптимальный количественный состав участников в походе, наиболее управляемый, трудоспособный, «транспортабельный» (быстрее преодолеваются сложные препятствия, проще решаются вопросы с подъездами на любом транспорте) – учащихся не менее 6 и не более 15 человек, взрослых участников – не менее двух человек (руководитель, заместитель руководителя).

Руководитель похода выходного дня с учащимися должен быть не моложе 18 лет, руководитель многодневного похода – не моложе 19 лет. Руководитель и заместитель руководителя должны иметь необходимый туристский опыт, квалификацию, снаряжение, соответствующие мероприятию (полевой лагерь, поход, экскурсия); быть годным по состоянию здоровья; пройти инструктаж по мерам безопасности в походе, иметь подготовку по оказанию первой медицинской помощи.

Руководители туристских походов, экспедиций, загородных экскурсий с учащимися (в том числе в рамках летних профильных лагерей) должны иметь действующие документы о туристской подготовке, соответствующей технической сложности запланированного маршрута и виду туризма. Для проведения 1-2-х-дневного похода, не имеющего сложных технических препятствий, руководитель должен иметь туристскую подготовку не ниже начального уровня («Руководитель походов выходного дня»). Для руководства многодневными походами и экспедициями с учащимися, 1-2-х-дневными маршрутами с категорийными препятствиями - иметь звание «Инструктор детско-юношеского туризма».

Желательно, чтобы участники похода были одной возрастной группы, близки по физической подготовке и интересам, имели сходные туристские знания и навыки, опыт совместных мероприятий, соревнований, способствующих психологической совместимости в походе.

При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Постоянные обязанности (помощник руководителя, завхоз по снаряжению – ремонтный мастер, завхоз по питанию, фотограф, сан.инструктор, краеведы, казначей, метеоролог, летописец-ответственный за дневник и др.) распределяются с учетом подготовленности и склонностей учащихся. Временные (дежурные на один день) обязанности: дежурный командир, костровой, дежурные по кухне (повар), проводник (ведущий, штурман), заготовитель дров и др. – участники во время похода исполняют по очереди.

4. Изучить район путешествия. Любой поход будет интересным и познавательно полезным, если заранее собрать сведения о районе путешествия: краеведческие (интересные краеведческие объекты, памятники природы, культуры); спортивные – определить сложность перевалов, вершин, переправ и порогов на реке и других препятствий, удовлетворяющих планируемую сложность маршрута, способы их безопасного преодоления.

Не следует допускать в походах с учащимися участков первопрохождения (не имея никаких сведений о них или заведомо ранее никем не пройденных). Рекомендуется руководителю (заместителю руководителя) пройти планируемый маршрут до начала похода с учащимися.

5. Разработать маршрут. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни.

Определение стратегической схемы маршрута: маршрут линейный, кольцевой, или радиально-кольцевой.

Маршрут чертится на картах:

обзорная карта, масштаб от 1:200000 до 1:500000, с нанесением основного, запасного и аварийного вариантов маршрута похода штриховыми линиями разного цвета со стрелками, основных препятствий (перевалов, вершин, порогов), краеведческих объектов, путей подъезда (выезда) к месту старта (финиша) похода;

маршрутная карта (маршрутные ленты, схемы), масштаб 1:100000, 1:50000, где отображается топографическая ситуация местности, точки фотосъемки, места ночлегов, локальные препятствия (водопады, перевалы, переправы и т.п.), экскурсионные и др. объекты (таблица условных знаков дается на полях карты).

6. Составить календарный план похода (план-график движения). Образец прилагается (приложение 1). Копия календарного плана остается у администрации образовательного учреждения, организующего поход.

Общая продолжительность загородной экскурсии (прогулки) с учащимися должна составлять 1-4 часа, однодневного туристского похода – до 8 часов. В многодневном туристском походе продолжительность времени в пути на маршруте не должна превышать 6-7 часов в день.

7. Составить список необходимого группового, личного и специального снаряжения (приложение 2).

При подготовке снаряжения следует руководствоваться гигиеническими нормами физической нагрузки школьников в туристском походе.

8. Составить раскладку продуктов на поход (приложение 3). Трудности в организации питания в походе с учащимися заключаются в том, что дети и подростки имеют ограничения (гигиенические нормы) по физическим нагрузкам при переноске груза (приложение 4). Организация питания в походах выходного дня, а также в многодневных походах по населенной местности с развитой торговой сетью — задача простая и легко решаемая.

В однодневные походы (без приготовления горячей пищи) можно брать: сыр, копченую колбасу, отваренное мясо, хлеб, сырые овощи, фрукты, бутерброды, яйца (сваренные вкрутую), воду, умеренно сладкие напитки (чай, кофе, компот – в термосах, пластиковых бутылках). В двухдневных и многодневных походах для приготовления горячей пищи необходимы продукты, обеспечивающие приготовление первого (суп), второго (мясное, овощное, молочное) и третьего блюд.

9. Составить и утвердить директором образовательного учреждения смету расходов на поход.

10. Получить медицинский допуск учащихся в поход школьным (лагерным) врачом.

11. Оформить документацию на поход.

Документом на многодневный поход является маршрутная книжка, выданная команде территориальной (или краевой – при КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения») туристской маршрутно-квалификационной комиссией образовательных учреждений (МКК ОУ); маршрутный лист – на поход выходного дня, выдается учреждением, организующим поход (приложение 5).

Подготовить и утвердить приказ по учреждению.

12. Составить и утвердить директором образовательного учреждения инструкциюпо обеспечению безопасности участников мероприятия. Произвести подробный инструктаж по мерам безопасности при подъездах и на маршруте под роспись каждого участника похода (экспедиции, экскурсии).

13. Решить вопросы подъезда и отъезда, закупить продукты.

14. Зарегистрировать группу в подразделении службы спасения МЧС России. Туристские группы из г. Красноярска и ближайших административных районов, сообщают о расположении палаточного лагеря (маршруте похода), контрольных сроках оперативному дежурному агентства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (ГО, ЧС и ПБ) Красноярского края письменным сообщением по форме №7 ТССР, факсом: 8(391)211-04-68. При несчастном случае или необходимости снять группу (лагерь) с учета звонить по телефону: 8(391) 211-06-92, 2908-111 (круглые сутки).

Кроме того, в администрации практически каждого города (района) края есть подразделение ГО, ЧС и ПБ, телефон - 01.

Группы, совершающие походы и организующие полевые палаточные лагеря в горах Западного Саяна (хребет Ергаки, Арадан, Борус и др.), Кузнецкого Алатау, должны регистрировать группы в Южно-Сибирском поисково-спасательном подразделении ФГУ СРПСО МЧС России. Следует направить письменное сообщение по установленной форме по почте не позднее, чем за 7 дней до похода (лагеря) (или вручить лично) по адресу: 655010, г. Абакан, пер. Северный, 1, начальнику ЮСПСП ФГУ СРПСО МЧС России Столбуну Петру Борисовичу, факсом: 8(390-2)23-41-81. При несчастном случае или необходимости снять группу (лагерь) с учета звонить по телефону: 8(390-2)23-14-61.

Составитель: Грудинова Л.А. методист КГБОУДОД ККДЮЦ

«Центр туризма и краеведения», Мастер спорта России

по спортивному туризму,

тел. раб. 2-78-42-70

Календарный план похода (образец)

Похожие работы: Методическиерекомендациипоподготовке и проведению празднования 65-летия Победы в ВОВ вмае 2010 года будет отмечаться славная дата 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1041-1945 г г.

Методическиерекомендациипоподготовке. подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне является организация туристско.

Методическиерекомендациипоподготовке и экспертизе выпускных квалификационных работ слушателей курсов базового повышения квалификации к аттестации

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендациипоподготовке и экспертизе. физкультурно-спортивной, туристско -краеведческой. по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход. по специальным формулам; 4. степень обученности учащихся (СОУ по В.М. Симонову). По.

Методическиерекомендациипоподготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

Методическиерекомендациипоподготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175 Методическиерекомендациипо выполнению письменных работ с. 191 Методическиерекомендациипо. туристских групп за нарушение правил безопасности при проведении походов.

Методика изучения карста методическиерекомендациипо изучению карста туристами и учащимися Владивосток 2000

ИЗУЧЕНИЯ КАРСТА Методическиерекомендациипо изучению карста туристами и учащимися. по родному краю получили освещение и в методической литературе, туристскиепоходы совершенно. Поэтому и подготовка должна быть двоякой. В туристском же походе. где.

Методическиерекомендациипо организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) понятие внеурочной деятельности школьников

МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И. похода. подготовка фотоотчета, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с итогами походаучащихся школы. Подготовка и участие в городском туристском.