Руководства, Инструкции, Бланки

образцы актов прокурорского реагирования рф img-1

образцы актов прокурорского реагирования рф

Рейтинг: 4.8/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

Правовые средства реагирования прокурора - это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.

Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление. Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.

Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Институт экономики и права Ивана Кушнира

Видео

Другие статьи

Формы прокурорского реагирования на нарушения закона

Установив факт нарушения закона, проку­рор может совершить следующие дейст­вия.

Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит за­кону.

Протест прокурора это доку­мент, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в со­ответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельст­ва дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступле­ния, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, про­курор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протес­та. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сооб­щается прокурору в письменной форме.

Во-вторых, прокурор может внести представление должно­стному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это.

Представление прокурора это документ, представляющий собой акт прокурорского реагиро­вания на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлага­тельному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было вынесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений за­кона, их причин и условий, им способствующих. О результатах приня­тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.


В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о воз­буждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общест­венно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом.

В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголов­ных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в про­цессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоя­тельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015

Понятие и виды актов прокурорского реагирования

Рубрикатор ▼ Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором

Акт прокурорского реагирования — это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.

протест (прокурор или его заместитель его приносит — ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).Сущность протеста — указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов. Срок рассмотрения протеста — 10 дней со дня его поступления. Требования, предъявляемые к протесту: 1) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием. Структура протеста: а) вводная часть (содержит сведения об адресате, акте прокурорского реагирования и предмете опротестования и начинается с указания органа или должностного лица, возглавляющего данный орган, к которому обращается прокурор. Дается полное официальное наименование адресатов, после этого указывается название акта прокурорского реагирования: «Протест», наименование опротестованного правового акта, его дата и номер, орган или должностное лицо, издавшее данный акт; б) описательная часть (содержит изложение содержания незакнной части правового акта без каких — либо оценок. Можно излагать в прямой или косвенной речи, но точно отражать смысл правового акта); в) мотивировочная часть (дается юридическое обоснование незаконности правового акта + указание на на основания его неправомерности или его части); г) резолютивная часть (это логический вывод из всего предшествующего изложения — обычно в форме предложений прокурора о необходимости отмены или изменения незаконного правового акта или его части со ссылкой на ст. 23 ФЗ о прокуратуре); д) заключительная (это подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

представление об устранении нарушения закона (прокурор его вносит — ст. 24 ФЗ о прокуратуре). Оно обычно выносится по группе нарушений закона, по результатам проведенной проверки или несколько проверок, на основании обобщенных материалов о выявленных нарушениях закона и способствующих им обстоятельств. Такое представление должно содержать: 1) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушеням законов; 3) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура: а) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б) описательная (синтезирующая) часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности. ); в) мотивировочно — аналитическая часть (анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г) резолютивная часть (начинается словами «Прошу — безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю — рекомендации и предложения по устранению нарушений законов, требую — просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре РФ). Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей. Суть — предъявление пркоурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснения ему о возможных последствиях, если действия не будут прекращены.Структура: 1) вводная часть (название акта, дата составления, место составления); 2) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение)

заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления (ст. 23 ФЗ о прокуратуре). Такие дела (из публичных правоотношений) рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА. Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом.

мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования — в случае необходимости привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности

постановление о возбуждении дела об административном правонарушении — цель — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.

требование об изменении НПА

Общие требования к актам прокурорского реагирования:

Похожие материалы:

Политическая и социально-экономическая ситуация в Беларуси. Восстановление и развитие промышленности и транспорта. Октябрьская революция. Место коммунистической партии в общественно-политической системе БССР. Белорусское национальное движение. Создание Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ). Условия развития белорусской литературы. Особенности политической ситуации в Беларуси в межвоенный период.

Федеральный образовательный стандарт второго поколения. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности? Как будет оцениваться работа школьников?

Качество кисломолочных продуктов, как и других продуктов питания, характеризуется совокупностью свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением.

Почвенно-климатические ресурсы. Агроэкосистемы. Изменения почв, биосферы, условия загрязнения. Биогенных элементов и продуктивность земледелия в сельскохозяйственной с/х отрасле

Готовые ответы на тест. Экономическая теория. Отметить вопрос, выберите правильный ответ. Конечный продукт, потребительские расходы, ВВП страны, экстенсивный тип экономического роста. Возникновение макроэкономики, экономический рост.

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Акты прокурорского реагирования — это предусмотренные Законом о прокуратуре средства реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. На выявленные нарушения законов прокурор должен реагировать посредством актов прокурорского реагирования. Они имеют процессуальный характер, составляются в определенной законом форме.

Акты прокурорского реагирования необходимы прокурору:

- для устранения нарушений закона;

- опротестования противоречащих закону правовых актов;

- принятия мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении;

- предупреждения нарушений закона.

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона закреплены в Законе о прокуратуре: протест, представление, постановление, предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест прокурора — это одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона, который приносится на правовой акт в случае его противоречия закону.

Принесение протеста прокурором нужно рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Протест приносится во всех случаях выявления актов, противоречащих закону. Большое значение имеет оформление протеста. Обязательные реквизиты протеста включают:

- точное название органа, в который приносится протест;

- конкретное название закона, которому противоречит опротестованный акт;

- обстоятельства, указывающие на его незаконность;

- четкое изложение требований прокурора;

- подпись лица, принесшего протест с указанием должности и классного чина.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания .

В случае несоответствия постановлений Правительства PФ, Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Представление прокурора — это акт прокурорского реагирования, направленный на устранение нарушений закона и их причин. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки.

Основанием для его внесения являются установленные факты нарушения закона. Представления должны быть обоснованными, стилистически грамотно оформленными и безупречны ми в правовом отношении.

Учитывая характер нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Вид постановления определяется характером нарушения закона: о возбуждении уголовного дела или о возбуждении производства об административном правонарушении.

В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:

- источники информации, которые послужили поводом для возбуждения уголовного дела;

- материалы, указывающие на признаки преступления;

- статья уголовного закона, в соответствии с которой возбуждается уголовное дело. В постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении должны быть указаны также:

- данные, которые подтверждают факт административного правонарушения;

- статья административного закона, устанавливающего ответственность за данное правонарушение;

- виновность конкретного лица в совершении административного правонарушения;

- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- размер имущественного ущерба;

- иные обстоятельства, имеющие значение.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Полномочия прокуроров и акты прокурорского реагирования

Полномочия прокуроров. предоставляемые им в целях повышения эффективности выполнения возложенных на них функций по надзору за исполнением законов и соответствием правовых актов законам позволяет предотвращать проявления беззакония в зачаточном виде.

Акты прокурорского реагирования. предусмотрены законодателем для того, чтобы прокуроры не были ограничены в своих действиях и могли принуждать в обязательном порядке соблюдать все требования законности, справедливости и чтобы в дальнейшем не допускать таковых действий.

В литературе предоставляемые прокурорам полномочия по надзору за исполнением законов и соответствием им правовых актов предлагают подразделять на две группы: первая группа - это полномочия по своевременному выявлению нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц; вторая группа включает полномочия, направленные на устранение уже выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Итак, прокурор в целях своевременного выявления нарушений законов, причин и условий нарушений, установления виновных в этом лиц вправе осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ". Прежде всего, прокурор наделяет правом по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, органов представительной (законодательной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, мест принудительного содержания, а также органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуроры обладают правом доступа к документам и материалам вышеперечисленных органов и организаций и правом проверить исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок могут рассматриваться и материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов представительной (законодательной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, мест принудительного содержания, а также органов управления коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

При этом при проведении плановых, внеплановых проверок органами прокуратуры не допускается истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место. Не допускается и возложение на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

В необходимых случаях прокурор может потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов - проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. В прокурорском надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение прокурорские работники придают выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, проверяется законность и полнота принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности. В случае бездействия органов контроля ставится вопрос об ответственности их руководителей.

Прокурор может вызвать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В целом органы прокуратуры должны максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в целях защиты интересов государства, общества и участников экономической деятельности, оперативно реагировать на выявленные факты незаконного завладения собственностью и криминальные захваты предприятий. При этом при осуществлении прокурорского надзора не допускается необоснованное вмешательство в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечение органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Предоставленные прокурорам полномочия не должны создавать препятствия для правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

В случае если нарушение уже выявлено, виновные лица установлены, прокурор наделяет полномочиями, предусмотренными ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ".

Так, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:

возбуждает производство об административном правонарушении;

требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

предостерегает о недопустимости нарушения закона;

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Прокуроры должны решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности.

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Следует отметить, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов представительной (законодательной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, мест принудительного содержания, а также органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Согласно ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение, уклонение от явки по его вызову влекут установленную законом ответственность.

Эффективная деятельность прокурорских работников строится в результате наделения полномочиями прокуроров для предотвращения нарушений в законодательстве.

Полномочия прокуроров находят свое выражение в актах прокурорского реагирования. Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие совершению нарушения, и виновных лиц, их совершивших, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц путем принятия соответствующих актов прокурорского реагирования. Прокуроры в документах прокурорского реагирования должны излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.

Статьи 23-25, 25.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" предусматривают в качестве средств прокурорского реагирования:

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении,

предостережение о недопустимости нарушения закона.

Какие же существуют акты прокурорского реагирования и каким образом они применяются прокурорами?

В правовой литературе выделяют общие акты, которые характерны для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры, и специфические акты прокурорского реагирования. применяемые в отдельных отраслях прокурорского надзора. К общим актам прокурорского реагирования, как правило, относятся протест прокурора, представление об устранении нарушений законов. К специфическим актам прокурорского реагирования можно отнести дачу заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.

Основным средством прокурорского реагирования является протест. Протест прокурора представляет собой правовой документ, выносимый должностными лицами органов прокуратуры, направленный на отмену незаконного акта. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям к его содержанию и форме. Наименование акта должно соответствовать Федеральному закону "О прокуратуре РФ". В протесте должны содержаться наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие (бездействие); содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица), нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин; дата принесения протеста.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Прокурор, принесший протест, обладает правом отозвать протест до его рассмотрения.

При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты следует руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, а в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд. Так, согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (в ред. от 23 декабря 2009 г.), прокуроры обязаны безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд. При этом прокурорские работники должны добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

При необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса в Конституционный Суд РФ, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37, п. 1, 4 ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2010 г.) (далее - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации") и согласованный с Главным управлением либо управлением Генеральной прокуратуры РФ в федеральном округе, направляется в Генеральную прокуратуру РФ. При этом непосредственному обращению в Генеральную прокуратуру РФ с проектом соответствующего запроса должна предшествовать попытка урегулирования ситуации в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта РФ с высшим должностным лицом субъекта РФ и региональным парламентом (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.).

В соответствии со ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если он полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются в тот же срок, но судьей единолично.

В гражданском процессе прокурор в соответствии со своей компетенцией вправе в порядке ст. 251 ГПК РФ обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которым нарушаются права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом РФ - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием прокурора, обратившегося в суд с заявлением.

Прокуроры должны обеспечивать надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных, муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих закону.

Представление об устранении нарушений закона - это документ, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. В процессуальном законодательстве под представлением прокурора понимается акт реагирования прокурора на судебное решение.

Представление в отличие от протеста подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. По смыслу положений Федерального закона "О прокуратуре", а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение соответствующих органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору должно быть сообщено о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Так, прокуроры, выявив причины и условия, способствующие нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, используют такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В случае длительного непринятия представительным (законодательным) органом субъекта РФ предусмотренных федеральным законодательством нормативных правовых актов прокурорские работники вносят представления об устранении нарушений закона, предложения об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов на основании ст. 9 Федерального закона "О прокуратуре РФ" либо используют имеющееся у прокуроров право законодательной инициативы, в первую очередь в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.

При внесении представлений и протестов в каждом случае прокуратурой решается вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении. Органы прокуратуры обязаны контролировать фактическое устранение нарушений законов и принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Положениями ст. 28.4 КоАП РФ перечислен ряд составов административных правонарушений, по которым прокурор прямо уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Однако при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Как правило, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении должно содержать сведения о дате и месте его составления, должность, фамилия и инициалы прокурорского работника, вынесшего его, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурором выносится мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

Еще одной формой прокурорского реагирования является предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Предостережение прокурора должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При внесении актов прокурорского реагирования прокурорские работники должны оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, поскольку акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Следует иметь в виду, что акты реагирования вносятся прокурорами субъектов РФ не непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, а представляются в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры РФ (проект акта и копии документов, подтверждающих его обоснованность), поскольку надзор за деятельностью федеральных органов исполнительной власти осуществляется Генеральной прокуратурой РФ. В Генеральную прокуратуру РФ направляются также копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в средствах массовой информации. Генеральная прокуратура Российской Федерации информируется и о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов и соответствием им издаваемых актов органов власти и организаций, прокуратура обеспечивает профилактическую направленность прокурорского надзора. Прокурорские работники должны стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления, шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Для этого ими систематически проверяются исполнение законов о занятости населения, борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Прокурорские работники должны стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления, шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивается исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности. В связи с чем прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обязаны обеспечивать должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь, создавать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников. В этих же целях Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства и Главная военная прокуратура призваны осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения; систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению; оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью; наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы, установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур; совместно с Академией Генеральной прокуратуры РФ разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

Автор: Ласкина Н.В.