Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция 131-и с изменениями img-1

инструкция 131-и с изменениями

Рейтинг: 4.4/5.0 (1833 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция Банка России от N 131-И - О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением - (с

Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением" (с изменениями и дополнениями)

Устанавливается порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением (ДЗРЗ) и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением в головных расчетно-кассовых центрах, расчетно-кассовых центрах и кассовых центрах территориальных учреждений Банка России, и кредитных организациях (головных офисах, филиалах, внутренних структурных подразделениях), осуществляющих банковские операции с денежной наличностью.

Радиационному контролю подлежат денежные знаки при их приеме в учреждения Банка России и в кредитные организации, при проведении ревизий и проверок, при приведении денежных знаков с радиоактивным загрязнением в состояние неплатежеспособности или измельчении банкнот без возможности восстановления первоначального вида, а также погашенные и (или) уничтоженные денежные знаки с радиоактивным загрязнением, сдаваемые в организации, аккредитованные на измерение ионизирующих излучений и имеющие лицензию на долговременное хранение радиоактивных отходов.

Учреждения Банка России и кредитные организации обязаны принимать ДЗРЗ при осуществлении банковских операций. Выдача денежных знаков с радиоактивным загрязнением учреждениями Банка России и кредитными организациями запрещается. На банковские счета клиентов зачисляются суммы только платежеспособных ДЗРЗ. Принятые кредитными организациями от клиентов денежные знаки иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением, подлежащие уничтожению, зачислению на банковский счет клиента, приему на инкассо или обмену не подлежат.

Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2007 г.

Регистрационный N 10846

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования в "Вестнике Банка России"

Текст инструкции опубликован в "Вестнике Банка России" от 23 января 2008 г. N 3

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 15 августа 2012 г. N 2865-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Другие статьи

Инструкция 131 и цб рф

  • положение об отделении
  • Гостиные
  • Прихожие
  • Спальни
  • Столы и стулья
  • образец спецификации товара
  • Мягкая мебель
  • Светильники
  • Мебель для ванной
  • Картины
  • Дизайн-мебель
  • Фонтаны
  • Рельефные панели
  • Матрасы и решетки
  • Спецпредложения
  • Новинки

TEAM 7 - производит мебель из натурального дерева, а также здоровую, гибкую, высокопрочную обстановку современного дизайна для дома, офиса и публичных зданий, в полной гармонии с природой. Мебель из натурального дерева TEAM 7 проектируется и производится в Австрии из древесины твердых пород, поставляемой из рекомендованных лесных плантаций. Сайт компании на русском языке www.team7.at/ru/home

HARTMANN - более 100 лет работы в инновационном производстве мебели, Hartmann сегодня является одним из ведущих производителей мебели из цельной древесины.
  • Главная / / Инструкция 131 и цб рф | Просмотров: 34691 | #37991
  • Лицензирование деятельности и финансовое оздоровление.

    Операции с наличной иностранной валютой и чеками Глава 4.Реестр операций с наличной валютой и чеками Приложение 2.Председатель Центрального банка Российской Федерации С. В Реестре операций с наличной валютой и чеками указываются в графе 1 - порядковый номер проводимой операции в Реестре операций с наличной валютой и чеками ; в графе 2 - время совершения операции в часах и минутах время заполнения строки Реестра операций с наличной валютой и чеками; в графе 3 - код вида операции в соответствии с Классификатором видов операций с наличной иностранной валютой и чеками, приведенным в приложении 2 к настоящей Инструкции ; в графе 4 - курс иностранной валюты кросс-курс, используемый при осуществлении операции.

    При приеме на инкассо денежных знаков иностранных государств группы иностранных государств или чеков кассовый работник составляет в двух экземплярах квитанцию по форме, приведенной в приложении 4 к настоящей Инструкции. Покупка чеков за наличную иностранную валюту. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.

    Общие положения 1.1. При осуществлении операции с использованием платежной карты данная графа может заполняться, если кассовый работник располагает информацией о номере банковского счета, открытого для осуществления операций с использованием платежной карты ; в графе 14 - признак осуществления операции физическим лицом, являющимся представителем другого физического лица и действующим от его имени по доверенности. 9, ст.

    Сумма в валюте Российской Федерации рассчитывается по курсу полученной от инкассирующего банка иностранной валюты, установленному уполномоченным банком филиалом на дату выплаты указанной суммы физическому лицу либо на дату ее зачисления на банковский счет физического лица.

    • Их использование применение регламентировано положением ЦБ РФ. требованиям к данным приборам, указанным инструкцией 131-И ЦБ России.
    • Центробанк разработал проект указания Об организации работы с денежными. загрязнением в кредитных организациях на территории РФ. При этом инструкция ЦБ № 131-И от 2007 года, которая сейчас.
    • Центральный банк Российской Федерации. в соответствии с Инструкцией Банка России от 4 декабря 2007 года N 131-И "О порядке.
    • С изм. внесенными Приказом ГТК РФ от N 1347. Применять Инструкцию о порядке применения таможенными органами. валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. 28.

    Данная графа не заполняется в случаях, когда при осуществлении операции не используется курс иностранной валюты кросс-курс, а также при осуществлении операции с использованием платежной карты ; в графе 5 - код <*> наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации, принятой кассовым работником от физического лица ; <*> Цифровой код валюты указывается в соответствии с Общероссийским классификатором валют. Общие положения Глава 2.

    В случае если в течение рабочего дня не осуществлялись операции с наличной иностранной валютой и чеками, подлежащие включению в Реестр операций с наличной валютой и чеками, кассовый работник в произвольной форме составляет справку об отсутствии в течение рабочего дня операций с наличной иностранной валютой и чеками с указанием в ней полного сокращенного фирменного наименования уполномоченного банка наименования филиала, регистрационного номера уполномоченного банка порядкового номера филиала, наименования внутреннего структурного подразделения уполномоченного банка филиала, их местонахождения адреса, подписывает указанную справку, проставляет дату ее составления и направляет ее в документы дня. ИГНАТЬЕВ Приложение 1 к Инструкции Банка России от 16 сентября 2010 года N 136-И " О порядке осуществления уполномоченными банками филиалами отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками в том числе дорожными чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" РЕЕСТР операций с наличной валютой и чеками <. содержание главы 1, пунктов 2.2, 2.4, 4.1, 4.3, 4.4, 4.8, 4.9, 4.12 - 4.15, 4.17, 4.18 настоящей Инструкции, а также иная информация, способствующая более полному осведомлению физических лиц об условиях осуществления операций с наличной иностранной валютой и чеками размещается по усмотрению уполномоченного банка филиала.

    При осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками передача физическим лицом кассовому работнику наличной иностранной валюты, наличной валюты Российской Федерации, чеков, платежных карт рассматривается как согласие физического лица с условиями осуществления операций с наличной иностранной валютой и чеками, доведенными до физического лица в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено договорами при осуществлении операций по банковскому счету, счету по вкладу физического лица. Исправления в распечатанном подтверждающем документе не допускаются. В случае осуществления операции физическим лицом без гражданства данная графа не заполняется.

    4012 и в соответствии с решением Совета директоров Банка России протокол заседания Совета директоров Банка России от 10 сентября 2010 года N 19 Банк России устанавливает порядок осуществления уполномоченными банками филиалами уполномоченных банков, включая их внутренние структурные подразделения, отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками в том числе дорожными чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте далее - чеки, операции с наличной иностранной валютой и чеками соответственно, с участием физических лиц. Уполномоченный банк филиал самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств группы иностранных государств при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками. При осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками, указанных в подпунктах 3.1.18 - 3.1.21 пункта 3.1 настоящей Инструкции, кассовый работник оформляет и выдает физическому лицу подтверждающий документ по его просьбе.

    М. Продажа чеков за счет денежных средств на банковских счетах, счетах по вкладу физических лиц в валюте Российской Федерации.

    В приказе распоряжении допускается указывать алгоритм расчета кросс-курсов иностранных валют вместо их фактических значений ; разные курсы иностранных валют для разных сумм покупаемой или продаваемой иностранной валюты. Курс иностранной валюты или кросс-курс иностранной валюты. 157; N 52, ст. 636; N 19, ст. 895; N 15, ст. 775; N 30, ст.

    Покупка чеков за наличную валюту Российской Федерации.Продажа чеков за наличную валюту Российской Федерации. При осуществлении операции физическим лицом, являющимся представителем другого физического лица и действующим от его имени по доверенности, в данной графе указываются сведения о гражданстве физического лица, выдавшего доверенность. 30; N 22, ст. 10; N 10, ст. 25; N 29, ст. 45; N 30, ст.

    Прием наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кассовый работник по окончании осуществления операции с наличной иностранной валютой и чеками обязан выдать физическому лицу документ, подтверждающий проведение операции с наличной иностранной валютой и чеками далее - подтверждающий документ, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.9, 3.1.18 - 3.1.21 пункта 3.1 настоящей Инструкции.

    В уполномоченном банке филиале, включая внутренние структурные подразделения уполномоченного банка филиала, могут осуществляться следующие виды операций с наличной иностранной валютой и чеками. Инструкции по охране труда для кухонной рабочей

    • Кассовый работник ведет единый Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной иностранной валютой и чеками, осуществляемым в течение рабочего дня, за исключением операции, указанной в подпункте 3.1.9 пункта 3.1 настоящей Инструкции.
    Уполномоченный банк филиал уполномоченного банка далее - уполномоченный банк филиал может осуществлять все или некоторые операции с наличной иностранной валютой и чеками из числа предусмотренных главой 3 настоящей Инструкции.
  • Уполномоченный банк филиал определяет перечень иностранных валют, операции с которыми осуществляются уполномоченным банком филиалом в соответствии с настоящей Инструкцией.При осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками идентификация физического лица проводится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Центробанк ослабил контроль за радиоактивными деньгами.

    Инструкция 131 и цб рф. Оценка: 93 / 100 Всего: 298 оценок.

    Prog-zone78: Дневник

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ от 4 декабря 2007 г. N 131 -И О ПОРЯДКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ.

    ПИСЬМО ЦБ РФ от 18.09.2008 N 29-15/5638 "РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 04.12.2007 N 131 -И".

    Инструкция Банка России от 04.12.2007 N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением" (с изменениями и дополнениями)

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2010 г. N 18595. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ.

    В УК РФ предлагают ввести статью за неисполнение указов президента Банкиры обратились в Центробанк с просьбой освободить их от обязанности По инструкции ЦБ № 131 -И (от 2007 года) банки обязаны.

    Устанавливается порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением (ДЗРЗ) и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением в головных расчетно-кассовых центрах, расчетно-кассовых центрах и кассовых центрах территориальных учреждений Банка России, и кредитных организациях (головных офисах, филиалах, внутренних структурных подразделениях).

    БАНК Проект. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Инструкцию Банка России от 4 декабря 2007 года № 131 -И «О порядке выявления.

    • Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131 -И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с.
    • Инструкция № 131-И ЦБ РФ разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона.

    Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П «Положение о порядке ведения Инструкция Банка России № 131 -И от 04.12.2007 «О порядке выявления.

    Соответствие метрологических характеристик дозиметров-радиометров требованиям Инструкции ЦБ РФ N131 -Иот 04.12.2007г. В Таблице 1.

    Главная Правовые ресурсы Документы Инструкция Банка России от 04.12.2007 N 131-И (ред. от 15.08.2012) "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2007 N 10846) Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117), Федерального закона "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607) и устанавливает порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением (далее - ДЗРЗ) и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением в головных расчетно-кассовых центрах, расчетно-кассовых центрах и кассовых центрах территориальных учреждений Банка России, операционном управлении и отделениях Московского ГТУ Банка России, Первом операционном управлении Банка России, Головном хранилище (г. Москва) и межрегиональных хранилищах Центрального хранилища Банка России, полевых учреждениях Банка России (далее - учреждения Банка России) и кредитных организациях (головных офисах, филиалах, внутренних структурных подразделениях) (далее - кредитные организации), осуществляющих банковские операции с денежной наличностью. Глава 1. Общие положения 1.1. Радиационному контролю подлежат денежные знаки при их приеме в учреждения Банка России и в кредитные организации, при проведении ревизий и проверок, при приведении денежных знаков с радиоактивным загрязнением в состояние неплатежеспособности (далее - гашение) или измельчении банкнот без возможности восстановления первоначального вида (далее - уничтожение), а также погашенные и (или) уничтоженные денежные знаки с радиоактивным загрязнением, сдаваемые в организации, аккредитованные на измерение ионизирующих излучений и имеющие лицензию на долговременное хранение радиоактивных отходов (далее - специализированные организации). Радиационный контроль денежных знаков проводится работниками, осуществляющими операции с денежной наличностью, допущенными к нему после прохождения специальной подготовки. 1.2. Радиационный контроль, временное хранение, гашение, уничтожение и сдача в специализированные организации погашенных и (или) уничтоженных денежных знаков с радиоактивным загрязнением осуществляются в соответствии с Порядком проведения радиационного контроля, временного хранения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и в кредитных организациях, установленным в приложении 1 к настоящей Инструкции. Учет результатов измерения радиоактивного излучения денежных знаков ведется в Журнале учета радиационного контроля по форме, установленной в приложениях 2 и 3 к настоящей Инструкции. Работа с выявленными денежными знаками с радиоактивным загрязнением осуществляется в помещениях, отвечающих Требованиям к помещению для работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением, изложенным в приложении 4 к настоящей Инструкции. 1.3. Учреждения Банка России и кредитные организации обязаны принимать ДЗРЗ при осуществлении банковских операций. Выдача денежных знаков с радиоактивным загрязнением учреждениями Банка России и кредитными организациями запрещается. 1.4. Учреждения Банка России и кредитные организации организуют безопасное временное хранение денежных знаков с радиоактивным загрязнением с целью минимизации вредного воздействия ионизирующего излучения на работников. О выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением оповещаются органы и организации, указанные в пункте 9 приложения 1 к настоящей Инструкции. 1.5. На банковские счета клиентов зачисляются суммы только платежеспособных ДЗРЗ. Принятые кредитными организациями от клиентов денежные знаки иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением, подлежащие уничтожению, зачислению на банковский счет клиента, приему на инкассо или обмену не подлежат.

    Инструкция ЦБР № 131-И и дозиметры

    Главная \ Инструкция ЦБР № 131-И и дозиметры

    Инструкция ЦБР № 131-И и дозиметры

    С февраля 2008 года вступила в силу Инструкция ЦБР от 04.12.2007 № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением».

    Инструкция № 131-И ЦБ РФ разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и устанавливает порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России и денежных знаков иностранных государств с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и кредитных организациях, осуществляющих банковские операции с денежной наличностью.

    Приложение 1 Инструкции ЦБР:
    ". Выявление и контроль денежных знаков с радиоактивным загрязнением осуществляется приборами радиационного контроля, которые внесены в государственный реестр средств измерения, регистрирующими мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения в диапазоне от 0,1 мкЗв/ч (10 мкР/ч) до 0,1 мЗв/ч (10 мР/ч) с энергией фотонов от 50 кэВ до 1,25 МэВ, а также плотность потока бета-частиц в диапазоне от 10 до 500 част./см2.мин. с энергией бета-частиц от 100 кэВ до 3 МэВ (типа ИРД-02, ДРГБ-01 «ЭКО-1», СРП-88Н и др.). Приборы радиационного контроля должны иметь действующие Свидетельства о поверке средств измерения органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или других органов, имеющих право на поверку средств измерения. Методика радиационного контроля и порядок измерения контролируемых величин приведены в Руководствах по эксплуатации (Технических описаниях) используемых приборов. "

    О дозиметрах и поверки

    Требования Инструкции Банка России № 131-И к приборам

    • Регистрация в Государственном реестре средств измерения
    • Действующее свидетельство о поверке
    • Определенный вид измеряемых излучений (гамма и бета)
    • Соответствующие технические характеристики

    Наиболее популярные дозиметры, соответствующие требованиям

    Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Первичная поверка — поверка, выполняемая до ввода в эксплуатацию средства измерений или после ремонта. Периодическая поверка — поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации или на хранении, выполняемая через установленные межповерочные интервалы времени.

    О применении бытовых приборов радиационного контроля

    Письмо Исх.А-02/5-526 от 12.09.08 АРБ Председателю Центрального банка Российской Федерации Игнатьеву С.М. "О применении норм Инструкции Банка России №131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением»"
    Вопрос:
    Возможно ли использование других приборов, например бытовых индикаторов радиоактивности, имеющих действующий Сертификат Соответствия и зарегистрированных в Реестре Системы Сертификации средств измерений, (например -РАДЭКС РД 1503+), которыми в настоящее время проводится контроль радиоактивного загрязнения денежных знаков и помещений операционных касс банка?

    Президент Ассоциации Российских Банков Г.А. Тосунян


    Ответ: ПИСЬМО ЦБ РФ от 18.09.2008 N 29-15/5638


    Требования к характеристикам приборов определены в п. 3 Приложения 1 к Инструкции и согласованы с соответствующими федеральными агентствами и службой.
    Письмо Исх.№А-02/5-698 от 09.12.08. При этом необходимо отметить, что неисполнение требований Инструкции № 131-И может повлечь применение в отношении кредитных организаций мер ответственности, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Требования к помещению для работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением. Дополнительное оборудование и материалы.

    • 1. Электропитание
    • 2. Вытяжная вентиляция
    • 3. Отопление
    • 4. Водопровод (с подачей горячей и холодной воды) или наличие воды с прибором для ее подогрева
    • 5. Телефонная связь
    • 6. Измерительная аппаратура (радиометр-дозиметр)
    • 7. Прибор проверки подлинности банкнот
    • 8. Средства индивидуальной защиты: халат, перчатки, шапочка, специальная обувь, средства защиты органов дыхания
    • 9. Рабочий стол, покрытый полиэтиленовой пленкой
    • 10. Шкафы, тумбочки и полки для хранения документации, приборов, инструментов, тары, рабочих материалов, спецодежды
    • 11. Аптечка и средства пожаротушения (огнетушители)
    • 12. Сейф
    • 13. Пинцет
    • 14. Бязь, вата
    • 15. Спирт этиловый (ректификат)
    • 16. Шпагат, шнуры для затягивания мешков
    • 17. Знаки радиационной опасности
    • 18. Тележка с удлиненными ручками и захваты (0,5 м, 1 м)
    • 19. Полиэтилен листовой толщиной 0,1-0,2 мм (50 м2)
    • 20. Моющие средства
    • 21. Уборочный инвентарь
    • 22. Сборники отходов - пластиковые пакеты или мешки

    Примечание: Дверь помещения должна закрываться на замок и иметь с наружной стороны табличку «Посторонним вход запрещен».

    Весь необходимый перечень оборудования включая дозиметры. средства защиты мы можете посмотреть и заказать на нашем сайте. Так же компания "ДЭКОМ" предлогает свои клиентам услугу - поверки СИ .

    данные взяты с сайта (cbr.ru, ru.wikipedia.org,еcorad.com)

    О некоторых вопросах работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение

    О некоторых вопросах работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение

    В настоящей статье автор попытался обобщить вопросы, связанные с выполнением требований Инструкции Банка России № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» кредитными организациями, и предложить свое видение процесса организации работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение, в кассовом подразделении кредитной организации.

    В начале февраля 2008 года вступила в силу Инструкция Банка России от 04.12.2007 № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» (далее — Инструкция № 131-И).

    Данная Инструкция разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и устанавливает порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и кредитных организациях (головных офисах, филиалах, внутренних структурных подразделениях), осуществляющих банковские операции с денежной наличностью.

    В настоящей статье рассматриваются, как правило, вопросы, по которым редакция Инструкции № 131-И либо позволяет неоднозначное их толкование, либо требует (подразумевает) более подробное определение их во внутреннем распорядительном документе кредитной организации.

    В данной статье не рассматриваются вопросы моделей дозиметров (на рынке есть модели, удовлетворяющие требованиям Инструкции № 131-И), вопросы, ответы на которые даются напрямую в тексте Инструкции № 131-И, а также вопросы бухгалтерского учета операций с радиоактивными денежными знаками как выходящие за рамки тематики журнала «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке».

    После опубликования Инструкции № 131-И у сотрудников кассовых (и не только) подразделений банков, как это часто бывает после выхода новых нормативных документов, вопросов было гораздо больше, чем ответов.

    Попытаемся сгруппировать эти вопросы.

    1. Когда и как проводить радиационный контроль денежных знаков?

    2. Какова непосредственная организация работы, в случае если дозиметр сигнализирует о повышенном радиационном фоне?

    3. Каковы порядок и место оборудования помещений для работы с радиоактивными денежными знаками, а также установка сейфов для временного хранения денежных знаков с радиоактивным загрязнением?

    4. Как проводить обучение работников кредитной организации методам контроля радиоактивного излучения и использованию средств радиационного контроля?

    5. Каковы убытки кредитной организации, связанные с выявлением денежных знаков, имеющих радиоактивное загрязнение?

    1. Когда и как проводить радиационный контроль денежных знаков

    В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции № 131-И «радиационному контролю подлежат денежные знаки при их приеме <…> в кредитные организации, при проведении ревизий и проверок, при приведении денежных знаков с радиоактивным загрязнением в состояние неплатежеспособности (далее — гашение) или измельчении банкнот без возможности восстановления первоначального вида (далее — уничтожение), а также погашенные и(или) уничтоженные денежные знаки с радиоактивным загрязнением, сдаваемые в организации, аккредитованные на измерение ионизирующих излучений и имеющие лицензию на долговременное хранение радиоактивных отходов (далее — специализированные организации)».

    1.1. Таким образом, из этого пункта следует, что у кредитной организации возникает необходимость перекрытия всех каналов поступления денежных средств в кассу в режиме реального времени (не допускается принимать без контроля в течение дня денежную наличность, а перед помещением денег в хранилище следует один раз пройтись над пачками с дозиметром).

    Следовательно, необходимо оснащать дозиметром каждое кассовое окно.

    1.2. Кроме того, в кассу может сдаваться денежная наличность клиентов или контрагентов, упакованная в инкассаторские сумки, мешки (в том числе наличная иностранная валюта, поступающая в рамках банкнотных сделок, и сумки, изъятые из автоматических сейфов), а также кассеты с денежной наличностью, изъятые из банкоматов, конструкция которых позволяет осуществлять прием денежной наличности от клиента для пополнения счетов, приема платежей и т.д.

    Учитывая, что пересчет сумок с денежной наличностью клиентов производится, как правило, не в момент их приема (а для случая вечерней кассы временной лаг может составлять несколько часов), по мнению автора, радиационный контроль необходимо проводить в момент приема сумок, мешков путем расположения дозиметра в непосредственной близости от инкассаторского шлюза или в помещении для работы с инкассаторами в порядке, предусмотренном пунктом 5 Приложения 1 к Инструкции № 131-И.

    При поступлении в кассу «приемных» кассет с денежной наличностью, изъятых из банкоматов, осуществляющих прием наличных денег, контроль, предусмотренный предыдущим абзацем, может и, наверное, должен проводиться, однако, учитывая различные конструкции «приемных» кассет, он может быть не всегда достаточно эффективным.

    В различных моделях банкоматов для хранения принятой наличности могут использоваться те или иные виды кассет, мешков, также на рынке начинают появляться модели с функцией рециклинга. Такие различия могут затруднить контроль уровня радиоактивного загрязнения вложенных в кассеты денежных знаков в момент их приема в кассу в соответствии с требованиями Инструкции № 131-И.

    Поэтому для обеспечения, с одной стороны, выполнения требований Инструкции № 131-И, а с другой стороны, безопасности жизни и здоровья кассовых работников целесообразно в данном случае помимо первичного входного контроля уровня радиоактивного загрязнения при приеме от работников, ответственных за обслуживание банкомата, кассет с денежной наличностью основной радиационный контроль осуществлять в момент полистного пересчета вложенных клиентами в банкомат денежных знаков (разумеется, кроме случая, когда заведующий кассой принимает изъятые из банкомата кассеты полистным пересчетом).

    Такой контроль целесообразно, по мнению автора, также осуществлять и при пересчете сумок с денежной наличностью, особенно если в кассу поступают крупногабаритные упаковки с наличностью. Автору известен случай, когда при непосредственном приеме мешка с наличной иностранной валютой дозиметр не показал каких-либо изменений в радиационном фоне, а при пересчете содержимого мешка этот же дозиметр, что называется, «запищал». Причем мешок с радиоактивной пачкой банкнот находился в кассе несколько часов.

    1.3. Также Инструкция № 131-И предписывает проводить контроль уровня радиоактивного загрязнения денежных знаков при проведении ревизий и проверок.

    Относительно ревизий данная норма представляется несколько странной — при ревизии ценностей денежная наличность, находящаяся в хранилище ценностей, должна быть сформирована и упакована в пачки и мешки согласно требованиям Положения Банка России от 09.10.2002 № 199-П (а также вступающего в силу с 1 сентября 2008 г. Положения Банка России от 24.04.2008 № 318-П).

    То есть денежная наличность уже была принята в кассу и пересчитана, и контроль уровня ее радиоактивного загрязнения был проведен на этапе приема и(или) пересчета.

    В этой связи необходимость проведения дополнительного радиационного контроля в некоторой степени непонятна. При больших объемах хранения денежной наличности (в головных офисах кредитных организаций, крупных филиалах) это может привести к увеличению времени, затрачиваемого на проведение ревизий, и, как следствие, создать предпосылки либо для формального подхода к выполнению этого требования Инструкции № 131-И, либо к нарушению процесса нормального кассового обслуживания клиентов кредитной организации (и соответственно к нарушению требований п. 8.6 Положения № 199-П).

    Данная норма у некоторых проверяющих может вызвать вопрос о подтверждении фактов проведения радиационного контроля при осуществлении ревизий ценностей. Однако пункт 8.10 Положения № 199-П, устанавливающий обязательные реквизиты актов ревизий, требований об указании в актах уровня радиоактивного излучения ревизуемой денежной наличности не содержит. Поэтому необходимость внесения изменений в типовые формы актов ревизий, по мнению автора, в данном случае может определяться кредитной организацией.

    Из текста Инструкции № 131-И невозможно также однозначно определить, при проведении каких проверок необходимо проводить радиационный контроль.

    Проверки в кассе могут быть нескольких видов:

    — проверка службой внутреннего контроля кредитной организации;

    — проверка внешним аудитором;

    — внутренняя проверка силами подразделения, в ведении которого находятся вопросы организации кассовой работы в банке (если такое подразделение есть, в зависимости от структуры банка);

    — проверка инспекционным подразделением Банка России.

    Таким образом, при проведении проверок целесообразность радиационного контроля находящихся в кассе денежных знаков может преследовать цель не столько контроля уровня радиоактивного излучения денежных знаков, сколько контроль за работой линейных сотрудников-кассиров, за выполнением ими требований нормативных актов Банка России и внутренних документов кредитной организации.

    1.4. При гашении/уничтожении денежных знаков с радиоактивным загрязнением «первую скрипку» играют входящие в комиссию по гашению/уничтожению представители специализированной организации. Соответственно контроль проводится в порядке, установленном Инструкцией № 113-И, под руководством и при самом непосредственном участии этих представителей.

    2. Непосредственная организация работы, в случае если дозиметр сигнализирует о повышенном радиационном фоне

    2.1. В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции № 131-И «порядок действий кредитной организации при обнаружении в ней денежных знаков с радиоактивным загрязнением определяется распорядительным документом кредитной организации, учитывающим требования настоящей Инструкции».

    Таким образом, мы имеем необходимость подготовки соответствующего распорядительного документа. Конечно, можно составить документ только согласно требованиям данного пункта — если «запищал» дозиметр, распределить конкретно действия тех или иных сотрудников: кто и что именно должен делать.

    Но если исходить из комплексного подхода к организации работы с денежной наличностью в кассовом подразделении, то, по мнению автора, такой документ помимо указанных выше норм должен включать весь спектр вопросов, связанных с самим фактом возможности появления в кассе радиоактивных денежных знаков и необходимостью выполнения требований нормативных актов Банка России и обеспечения безопасности жизни и здоровья кассовых работников.

    Такой внутренний документ должен с учетом требований Инструкции № 131-И:

    > устанавливать принципы оборудования в кредитной организации специальных помещений для работы с радиоактивными денежными знаками как в действующих кассовых подразделениях, так и во вновь открываемых (это и необходимость оборудования этих помещений в каждом отделении, это и вопросы установки сейфов для хранения радиоактивных денежных знаков (в том числе требования к сейфам), количество комплектов защитных средств, модели прибора контроля подлинности денежных знаков, установленные в специализированном помещении, вопросы бюджетирования и ответственности и т.д.);

    > урегулировать вопросы проведения обучения кассовых работников кредитной организации по вопросам методов контроля радиоактивного излучения денежных знаков, использования приборов контроля уровня радиоактивного загрязнения, а также знания требований нормативных актов Банка России по этим вопросам;

    > определять порядок бухгалтерского учета операций с радиоактивными денежными знаками в зависимости:

    — от кого поступил денежный знак (клиент, контрагент, свое подразделение),

    — от вида наличной валюты (валюта Российской Федерации, иностранная валюта),

    — от места выявления денежных знаков с радиоактивным загрязнением и

    — от необходимости их транспортировки (в случае если специализированное помещение оборудовано в другом отделении банка).

    Для многофилиальных кредитных организаций крайне желательны централизованная подготовка и утверждение такого документа головным офисом.

    В филиалах кредитных организаций, как правило, упор в основном делается на достижение финансового результата деятельности, и при отсутствии указаний «сверху» вопросы минимизации регуляторного риска начинают решаться только в преддверии или в процессе проверки Банком России. А разбираться по результатам проверки, готовить ответы на предписания по актам проверок приходится сотрудникам центральных офисов банков.

    Централизованный документ, четко регламентирующий вопросы деятельности в той или иной области, позволит линейным сотрудникам и региональным менеджерам сосредоточиться на решении поставленных перед ними задач.

    2.2. Итак, что же происходит непосредственно в кассе?

    В соответствии с пунктом 4 Приложения 1 к Инструкции № 131-И перед началом радиационного контроля денежных знаков измеряется естественный радиационный фон на рабочем месте. Для учета результатов измерений Инструкция № 131-И устанавливает типовую форму.

    В начале каждого рабочего дня кассовый работник включает дозиметр на рабочем месте и производит замер фоновых значений. При наличии в кассовом подразделении нескольких кассовых окон замер должен, по мнению автора, проводиться каждым кассовым работником, после чего заведующий кассой (а в кассовом подразделении с посменным режимом работы — кассовый работник, выполняющий функциональные обязанности заведующего кассой) заносит среднее значение показаний дозиметра в соответствующие графы таблицы раздела 1 Журнала учета радиационного контроля.

    Разумеется, можно проводить один замер одним дозиметром, но предложенный нами способ даст более объективную картину фоновых значений радиации.

    Упаковка денежных знаков или отдельная банкнота (монета) в соответствии с пунктом 7 Приложения 1 к Инструкции № 131-И считается загрязненной радиоактивными веществами, если мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения на расстоянии 3–5 мм от ее поверхности превышает 0,1 мкЗв/ч (10 мкР/ч) над уровнем фона, а плотность потока бета-частиц превышает 10 част./см2 в минуту.

    В этом случае согласно пункту 3.1 Инструкции № 131-И радиоактивный денежный знак должен быть помещен работником кредитной организации в специально выделенный сейф, после чего указанным работником составляется служебная записка, в которой указываются: дата, время и место обнаружения денежных знаков с радиоактивным загрязнением, их номинал, количество, общая сумма, реквизиты упаковки, в которой они выявлены (если она имелась), а также тип и номер прибора, которым проводились измерения, и результаты измерений.

    Здесь мы имеем два недостаточно ясно прописанных момента.

    Во-первых, кто помещает радиоактивные денежные знаки в сейф?

    С одной стороны, казалось бы, понятно, что это кассир, обнаруживший такие денежные знаки. Но с другой стороны, обнаруженные радиоактивные денежные знаки должны как-то проводиться по бухгалтерскому учету, они какое-то время будут храниться в помещениях для совершения операций с ценностями, следовательно, за них кто-то должен нести ответственность. Исходя из этого, целесообразно при выявлении кассовым работником упаковки денежных знаков или отдельных банкнот (монеты), имеющих радиоактивное загрязнение, немедленно извещать об этом заведующего кассой, который, одев средства индивидуальной защиты, с соблюдением необходимой предосторожности должен будет принять от кассового работника указанные денежные знаки под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) кассового работника.

    Таким образом, функцию помещения радиоактивных денежных знаков в сейф целесообразно возлагать на работника, выполняющего функциональные обязанности заведующего кассой, как ответственного за сохранность ценностей в данном кассовом подразделении.

    Во-вторых, в Инструкции № 131-И не указано, на чье имя направляется служебная записка и что с ней происходит в дальнейшем.

    По всей видимости, составители Инструкции № 131-И оставили это на усмотрение кредитных организаций (абз. второй п. 3.2).

    Итак, на чье имя?

    Исходя из логичного предположения, что не следует подчиненному действовать через голову своего руководителя, такая служебная записка должна составляться на имя руководителя подразделения, в состав которого входит касса. В головном офисе крупной кредитной организации это департамент или управление по организации кассовой работы, в филиале — руководитель или заместитель руководителя филиала, во внутреннем структурном подразделении (дополнительный офис, операционный офис и т.д.) — руководитель внутреннего структурного подразделения. В случае если радиоактивные денежные знаки выявлены в мелком внутреннем структурном подразделении, расположенном, к примеру, в автосалоне, или торговом центре, и это внутреннее структурное подразделение не имеет специальной штатной единицы руководителя, служебная записка должна составляться на имя руководителя подразделения, осуществляющего административное руководство и организацию работы данной кассы.

    После получения служебной записки указанные руководящие сотрудники приступают к организации дальнейшего процесса работы с радиоактивными денежными знаками согласно требованиям Инструкции № 131-И.

    Принимая во внимание предыдущий вывод о целесообразности передачи выявленных кассовым работником радиоактивных денежных знаков заведующему кассой, целесообразно данную служебную записку оформлять дополнительной подписью либо визой заведующего кассой.

    Перечень сведений, указываемых в служебной записке, определен Инструкцией № 131-И. Дополнительно для внутреннего структурного подразделения можно предусмотреть в целях упорядочения документо-оборота оформление служебной записки в двух экземплярах. Один из экземпляров направляется руководителем внутреннего структурного подразделения (подразделения, осуществляющего административное руководство кассой) на имя руководителя банка или филиала (возможно и желательно информирование также службы безопасности). Второй экземпляр служебной записки хранится у руководителя внутреннего структурного подразделения (подразделения, осуществляющего административное руководство кассой) до момента окончания в этом подразделении работы с радиоактивными денежными знаками (отправка в другое подразделение, гашение/уничтожение и др.), после чего помещается вместе с другими материалами по факту выявления радиоактивных денежных знаков в отдельное дело.

    Одновременно, если денежные знаки с радиоактивным загрязнением выявлены при полистном приеме денежной наличности от клиента, на основании абзаца первого пункта 3.2 Инструкции № 131-И клиенту выдается Справка о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков. В ней в соответствующих строках и графах указываются реквизиты выявленных денежных знаков с радиоактивным загрязнением, а в случае невозможности однозначного установления этих реквизитов (например, упаковка сильно «фонит», невозможно разделить денежные знаки) на свободном поле Справки указываются отличительные реквизиты упаковки, в которой находятся указанные денежные знаки, с проставлением в свободных графах прочерков или знаков «Z».

    На основании служебной записки оформляется мемориальный ордер для зачисления сумм изъятых денежных знаков с радиоактивным загрязнением на соответствующие внебалансовые счета. В случае если денежные знаки изъяты при полистном пересчете «приемной» кассеты банкомата или выявлены в денежной наличности банка, оформляется кассовый ордер на отражение сумм номиналов радиоактивных денежных знаков по счету учета расчетов с дебиторами.

    2.3. Не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления денежных знаков с радиоактивным загрязнением, в соответствии с пунктом 3.3 Инструкции № 131-И руководитель кредитной организации должен направить в учреждение Банка России, которое осуществляет кассовое обслуживание данной кредитной организации, сообщение о выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением. При этом руководитель кредитной организации издает распорядительный документ о формировании комиссии, состоящей не менее чем из 3 человек, с включением в ее состав представителей учреждения Банка России, осуществляющего кассовое обслуживание кредитной организации, и специализированной организации.

    Согласно преамбуле к Инструкции № 131-И под кредитной организацией понимаются головной офис банка, его филиал или внутреннее структурное подразделение (у которого, кстати, не всегда есть штатный руководитель и который далеко не всегда обслуживается в учреждении Банка России).

    В этой связи при подготовке внутреннего документа в целях упорядочения вопросов с информированием о факте выявления радиоактивных денежных знаков компетентных органов целесообразно однозначно определить, кто конкретно взаимодействует в рабочем порядке со специализированной организацией и учреждением Банка России (в целях определения состава комиссии) и кто обеспечивает подготовку распорядительного документа о создании комиссии.

    Приемлемым было бы установить, что документ подписывает руководитель банка/филиала (при этом в головном банке допустимо эту функцию отдельным приказом возложить на кого-либо из руководителей среднего звена, чтобы разгрузить топменеджмент).

    Исключение могут составлять лишь значительно удаленные внутренние структурные подразделения, расположенные, к примеру, в другом регионе, если они имеют все признаки полноформатного банковского отделения. Здесь подписание документа о создании комиссии и иные вопросы взаимодействия с учреждением Банка России и специализированной организацией допустимо, по мнению автора, возлагать на руководство удаленного внутреннего структурного подразделения.

    Аналогичный подход целесообразно применять и при подготовке распорядительного документа о создании комиссии по гашению/уничтожению радиоактивных денежных знаков.

    При наличии в кредитной организации большого числа филиалов или внутренних структурных подразделений имеет смысл в распорядительном документе также определить типовые формы информационных сообщений (писем) о выявлении, уничтожении, гашении и иных действиях с выявленными денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение, направляемых клиентам, в учреждения Банка России и другие организации.

    3. Порядок и место оборудования помещений для работы с радиоактивными денежными знаками, а также установка сейфов для временного хранения денежных знаков с радиоактивным загрязнением

    После издания документа о создании комиссии по рассмотрению случая выявления радиоактивных денежных знаков указанные денежные знаки необходимо транспортировать в специализированное помещение для работы с ними.

    Здесь следует отметить, что хотя Инструкция № 131-И устанавливает требования к помещениям для работы с радиоактивными денежными знаками, она не обязывает оборудовать такие помещения в каждом кассовом подразделении.

    Учитывая это, а также то, что стоимость оборудования одного такого помещения составляет сумму, начинающуюся примерно от 50 тыс. рублей (при условии, что выбор пал на помещение в кассовом узле, где уже есть свет, телефон, вентиляция, электричество), создавать такие помещения в каждом полноформатном отделении в пределах одного региона вряд ли целесообразно. Вполне достаточно в каждое отделение поставить мини-сейф с обеспечением экранирования радиоактивного излучения.

    Учитывая небольшие размеры таких мини-сейфов (на рынке представлены модели со свинцовыми стенками 20 ґ 35 ґ 20 см при весе до 15 кг), транспортировку радиоактивных денежных знаков можно осуществлять в том числе и в этих сейфах. Документальное оформление перевозки, по сути, аналогично перевозке ценностей (мемориальные ордера, описи).

    Что касается места установки сейфа, то Инструкция № 131-И требует наличия в момент выявления радиоактивных денежных знаков специально выделенного сейфа, но не устанавливает конкретного места его установки.

    Подразумевается, что данный сейф, поскольку в нем будут храниться денежные средства, должен располагаться внутри помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями. Целесообразность этого, по мнению автора, неоспорима. Сейф может быть установлен в хранилище (при его наличии в подразделении банка) либо в любом другом помещении комплекса помещений для совершения операций с ценностями. Различия в данном случае будут только в бухгалтерском учете радиоактивных денежных знаков.

    Если в составе подразделения банка оборудовано специализированное помещение для работы с радиоактивными денежными знаками, то в соответствии с требованиями Инструкции № 131-И в его состав уже должен входить сейф. В этом случае вопрос расположения сейфа отпадает сам собой.

    Что же касается места расположения самого специализированного помещения, то некоторые территориальные учреждения Банка России в своих информационных материалах по вопросам применения Инструкции № 131-И указывают на необходимость оборудования специализированных помещений в составе комплекса помещений для совершения операций с ценностями.

    Хотя это и не предусмотрено прямо Инструкцией № 131-И, автор склонен согласиться с подобной позицией, особенно при проектировании новых отделений банков.

    В действующих отделениях под специализированные помещения приходится выделять те площади, которые есть в наличии.

    При этом автор не видит необходимости определения данных конкретных помещений в качестве специализированных каким-либо распорядительным документом кредитной организации, поскольку, во-первых, это не предусмотрено Инструкцией № 131-И, а во-вторых, виды помещений для совершения операций с ценностями четко определены Приложением 1 к Положению Банка России № 199-П.

    4. Обучение работников кредитной организации методам контроля радиоактивного излучения и использованию средств радиационного контроля

    В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции № 131-И радиационный контроль денежных знаков проводится работниками, осуществляющими операции с денежной наличностью, допущенными к нему после прохождения специальной подготовки.

    При этом указанной Инструкцией не устанавливается каких-либо требований по порядку и срокам прохождения этой подготовки, программе подготовки, порядку оформления результатов подготовки, а также не определено, кто может и(или) должен проводить учебу с кассовыми работниками кредитных организаций.

    В настоящее время ряд территориальных учреждений Банка России направляют в адрес кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, информационные письма, разъяснения по порядку применения Инструкции № 131-И.

    В частности, в этих разъяснениях содержатся указания (правда, рекомендательного характера) на конкретные организации, предоставляющие в каждом конкретном регионе образовательные услуги (различные учебные центры, курсы повышения квалификации и т.д.).

    По мнению автора, подобные информационные материалы, не являющиеся по своей сути ни нормативными актами Банка России, ни официальными разъяснениями Банка России, могут носить исключительно информационный характер, а банки в своей деятельности должны руководствоваться в первую очередь требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а во вторую очередь — требованиями бизнеса.

    На основании требований Инструкции № 131-И кредитная организация, по мнению автора, в своем внутреннем распорядительном документе вправе определить, что специальная подготовка кассовых работников кредитной организации по вопросам методов контроля радиоактивного излучения денежных знаков, использования приборов контроля уровня радиоактивного загрязнения, а также знания требований нормативных актов Банка России по этим вопросам может проводиться:

    — либо силами самой кредитной организации или иного образовательного учреждения, отобранного кредитной организацией на конкурсной основе, с выдачей кассовому работнику документа, подтверждающего прохождение обучения;

    — либо с оформлением факта прохождения специальной подготовки иным способом, определенным внутренним распорядительным документом кредитной организации (например, регистрация сведений о проведенной подготовке в специальном журнале с проставлением росписей кассовых работников).

    5. Убытки кредитной организации, связанные с выявлением денежных знаков, имеющих радиоактивное загрязнение

    Из Инструкции № 131-И, а также из текста Правил учета и списания денежных знаков с радиоактивным загрязнением, утвержденных Банком России 17 июня 1994 года (документ официально не отменен, следовательно, по мнению автора, может применяться в части, не противоречащей Инструкции № 131-И), следует, что в случае признания денежных знаков Банка России подлинными и платежными, но подлежащими гашению/уничтожению Банк России как структура, ответственная за организацию наличного денежного обращения в стране, осуществляет возмещение кредитной организации сумм погашенных/уничтоженных денежных знаков.

    Также, хотя Инструкция № 131-И (п. 1.3) и обязывает кредитные организации принимать радиоактивные денежные знаки Банка России при осуществлении банковских операций и запрещает выдавать денежные знаки с радиоактивным загрязнением (следует понимать также и наличную иностранную валюту) из своих касс, обязательное зачисление сумм радиоактивных денежных знаков на соответствующие счета клиентов или возврат клиенту предусматриваются только после признания денежных знаков Банка России платежеспособными или денежных знаков иностранных государств (группы государств) подлинными и утратившими радиоактивное загрязнение.

    То есть до рассмотрения комиссией случая выявления радиоактивных денежных знаков суммы их на счета клиентов не зачисляются, а в случае признания их поддельными, неплатежными или подлежащими гашению/уничтожению (для наличной иностранной валюты) требования об обязательном отражении сумм таких денежных знаков по счетам (банковские счета, вклады, депозиты или транзитные счета по переводам денежных средств без открытия банковского счета) Инструкция № 131-И не содержит.

    Таким образом, в случае выявления денежных знаков с радиоактивным загрязнением, признанных впоследствии неплатежными или поддельными, а также при необходимости гашения/уничтожения радиоактивных денежных знаков иностранных государств (группы государств), если эти денежные знаки были изъяты у клиента, финансовые потери несет клиент.

    Кредитная организация несет финансовые потери лишь в том случае, если радиоактивное излучение исходит от денежных знаков иностранных государств (группы государств), уже принятых от клиентов, пересчитанных, сформированных и упакованных в пачки, корешки, мешки (т.е. если на этапе приема их в кассу не был обеспечен необходимый уровень радиационного контроля, то это просчет кредитной организации, за который она несет убытки).

    Также на убытки кредитной организации придется отнести суммы радиоактивных денежных знаков иностранных государств (группы государств), вложенных клиентами в банкоматы, осуществляющие прием денежной наличности, поскольку при разгрузке приемной кассеты банкомата практически невозможно определить, от какого клиента поступила та или иная банкнота. Это, к сожалению, объективный фактор, который может быть минимизирован, наверное, только путем оснащения банкоматов, работающих на прием наличности, датчиками радиационного контроля, но пока подобные модели банкоматов автору неизвестны.

    В качестве одной из возможных проблем можно обозначить претензии клиентов по суммам изъятых у них и погашенных/уничтоженных радиоактивных денежных знаков иностранных государств (группы государств), в том числе судебные. Нисколько не отрицая справедливость утверждения, что такие факты несут в себе мало приятного для клиента, кредитная организация в данном случае выступает для клиента не как партнер по бизнесу или продавец привлекательных для клиента банковских услуг, а как субъект, выполняющий функции, возложенные на него законом.

    Разумеется, кредитная организация может и должна принимать все меры для снижения неизбежного в этом случае репутационного риска путем размещения в доступных для обозрения клиентами местах необходимой разъяснительной и справочной информации.