Руководства, Инструкции, Бланки

лидерство и руководство в малых группах.реферат img-1

лидерство и руководство в малых группах.реферат

Рейтинг: 4.3/5.0 (1863 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Реферат - Лидерство в малой группе

/ Реферат - Лидерство в малой группе 7.Список использованной литературы: 1.Введение

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять, т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

В своей контрольной работе я попытался дать представление о том что такое лидерство в целом, какими чертами должен обладать настоящий лидер, как ведет себя лидер в малой группе, его значение и влияние на группу.

2. Понятие и содержание лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead(вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей .

Проблема лидерства - это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические лидеры, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.

Лидер - это человек, способный объединить людей для достижения определённой цели. Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяется три типа лидеров, соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путём статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер - последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации.

По стилю различают: авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.

Относительно природы лидерства в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была "теория черт", исходящая из необходимости определённых качеств для осуществления роли лидера. Причём набор этих качеств оказывался различным у различных авторов и практически бесконечным. "Ситуационная теория" исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей на активные действия по достижению целей.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого, в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

Анализ природы лидерства показывает, что оно происходит из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

3. Качества, присущие лидеру.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику.

В малой группе (это может быть элита уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества.

Умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

Управление различными программами и процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.

4. Лидерство в малых группах

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью

Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т.Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей ею поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф.Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированным на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях. Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом. Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов.

5. Лидерство и современность.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку лидерство - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют.
Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он остается руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным.

В западной литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.

6.Заключение

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

7.Список использованной литературы: Анософф И. Стратегическое управление. М. 1989 Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М. 1999

Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.

Другие статьи

Руководство и лидерство в малых группах, Особенности руководства и лидерства в группе - Социальная психология - Студенческая библиотека онлайн

Руководство и лидерство в малых группах

Организация внутрігрупового жизни, обеспечения различных аспектов жизнедеятельности группы и управления ею непосредственно связаны с решением проблемы лидерства и руководства. Речь идет о персонифицированные формы социального контроля и интеграции механизмов и способов социально-психологического воздействия для достижения максимального эффекта в групповой деятельности в общении и управлении сообществом.

Особенности руководства и лидерства в группе

Единство, организованность, мобильность социальной группы зависят от многих внешних (особенности структуры, в которую группа включена) и внутренних факторов. Влиятельными факторами внутрігрупової единства является руководство и лидерство.

Руководство — осуществляемый индивидом или коллективным субъектом социально-психологическое воздействие на других людей с целью структурирования действий и отношений в группе (организации).

Руководство является чисто управленческим феноменом, официально регламентированным социально организованным процессом. Реализуют функции руководства специализированные структуры (в крупных организациях), а также непосредственно руководитель.

Руководитель—индивид, на которого официально возложены функции управления И организации деятельности в группе (учреждении, фирме и проч.).

Задача его заключается в определении целей совместной деятельности, которые фиксируют направление развития организации, то есть задают образ конечного состояния, к которому должна прийти она через определенный промежуток времени. В определении таких целей, структурировании деятельности и отношений в общности при решении им разнообразных задач, в воздействии на персонал заключаются смысл и сущность процесса руководства.

С феноменом руководства связан феномен лидерства в группе (организации). Они иногда бывают тождественными, а порой порождают в своем взаимодействии противостояние и конфликты.

Лидерство (англ. leader — руководитель, ведущий, руководитель) — один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом.

Этот процесс в значительной степени детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. Его характеризуют отношения доминирования и подчинения, влияния и подражания в системе межличностных отношений в группе. Лидерство направлено на пробуждение у членов группы мечты, к которой они будут следовать, наснаження их необходимой для этого энергией. Эффективность его зависит от наличия в социальной группе признанного всеми, авторитетного лидера.

Лидер — обладающий наибольшим ценностным потенциалом индивид, который имеет ведущее влияние в группе.

Феномен лидерства является динамическим процессом малой группы, который может быть достаточно противоречивым: притязания лидера и готовность к его ведущей роли могут и не совпадать. Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает руководящую позицию по явной или скрытой ее согласия. Чаще всего он перенимает роль неофициального руководителя, а с его личностью идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей, которая не всегда тождественна официальной системе. Поскольку лидерство является системой отношений в группе, его следует рассматривать как групповое явление, ведь лидер всегда является элементом этой .структуры. Психологическая сущность лидерства заключается в способности влиять на индивидов и группы, направлять их усилия на достижение целей.

Между лидерством и руководством, руководителем и лидером существуют определенные различия (табл. 9). Однозначного мнения о целесообразности совмещения в одном лице руководителя и группового лидера в социально-психологической науке нет. Распространенным является утверждение, что лидерские возможности увеличивают силу воздействия руководителя; по активной реализации руководителем качеств делового и мотивационного лидера растет удовлетворенность индивидов членством в группе. Не менее упорным есть соображения, что роли руководителя и лидера в группе должны принадлежать разным лицам. Относительно этого используют следующие аргументы:

— деятельность лидера и руководителя имеет неодинаковую направленность. Руководитель ориентирован на реализацию задач группы, лидер — на ее внутренние интересы;

— экспрессивный лидер становится формальным руководителем, разваливает групповую деятельность, либо вынужден переориентироваться на инструментальные функции (деловая сфера). Это может вызвать его конфликт с группой (он или не становится руководителем, либо перестает быть лидером);

— существует не так много групп, которым свойственно сочетание в одном лице руководителя и инструментального лидера. Как правило, такими являются научные коллективы;

— во многих группах (школьный класс, студенческая группа) такое сочетание невозможно через возрастные, статусные различия руководителя и группы.

Таблица 9. в Различия между руководителем и лидером

Несмотря на различия, руководитель и лидер часто решают взаимосвязанные проблемы, призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение групповых задач и др. Немало общих черт содержащие и психологические характеристики их деятельности, в частности:

— руководитель и лидер являются координаторами, организаторами социальной группы;

— руководитель и лидер, хоть и разными средствами, осуществляют социальное влияние в группе;

— руководитель и лидер используют субординационные отношения (руководитель — четко регламентированы, лидер — заранее не предусмотрены).

Лицо, которое претендует на роль лидера, прежде всего, компенсировать недостатки и просчеты в деятельности группы и ее руководителя. В таком случае лидер должен взять на себя ответственность за реализацию интеграционной и объединяющей функций. Не менее важной является регулятивная функция, направленная на персонификацию функционально-ролевых отношений в группе, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений, выработка и поддержание групповых норм. Это особенно важно для групп, в деятельности которых доминируют формальные, лишенные внимания руководителя к подчиненным, отношения. Следовательно, решающая роль лидера заключается в интеграции членов группы и регулировании взаимоотношений в ней. Попытка подавить проявления в группе лидерской инициативы лидера обязывает поддерживать эту инициативу во всех ее легитимных формах.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Лидерство и руководство в малых группах, Выводы - Социальная психология - Учебные материалы для студентов

Лидерство и руководство в малых группах

Слово "лидер" заимствовано из английского языка в 20-х г. XX в. Оно произошло от английского "leader" – ведущий, руководитель, суффиксальное производное от "to lead" – вести, возглавлять. В русском языке слово "лидер" описывает весьма широкий круг явлений, его относят не только к людям, но и к товарам, организациям, занимающим главенствующее положение среди себе подобных. Рассмотрим основные подходы к изучению этого феномена в зарубежной и отечественной психологии.

Широкое распространение в психологии это понятие получило после того, как в 30-е гг. XX в. американский социальный психолог К. Левин и сто последователи опубликовали результаты своих исследований. Ими было введено понятие "стили лидерства", обозначающее совокупность приемов и методов, применяемых лидером для воздействия на "ведомых" членов группы. Экспериментальным путем они выделили три стиля лидерства:

– авторитарный (директивный, властный);

– демократичный (коллегиальный, коллективный);

– либеральный (анархический, попустительский).

Изучение лидерства с позиции когнитивной психологии направлено на решение двух основных вопросов. Во-первых, внимание исследователей привлекли причины, выделяемые лидерами для объяснения плохого выполнения группового задания последователями. Во-вторых, ученых интересовало, каким образом определенный индивид в группе начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и условия возникновения имиджа лидера у членов группы.

С точки зрения социально-когнитивного подхода восприятие лидерства объясняется как результат организованных информационных процессов: избирательного внимания, кодировочных стратегий, запоминания, которые направляются определенными когнитивными схемами – имплицитными теориями, в которых наблюдатели фиксируют взаимозависимость различных стимулов и объектов. Социально-когнитивный подход к исследованию лидерства можно признать одним из перспективных и динамично развиваемых зарубежными учеными, среди которых выделяются Р. Лорд, Дж. Фотис, Г. Аллигер, К. Дэ Вадер, Дж. Филлипс и другие исследователи.

Интеракционисты сделали попытку анализа лидерства как процесса. Одним из существенных вкладов в развитие этого подхода стала модель "вертикальной связи в диадах", разработанная Г. Грэеном и сто коллегами. Были выделены два типа отношений лидера и последователя: отношение к неформальному помощнику и отношение к обычному члену группы. Индикатором для их дифференциации является "широта обсуждения": она показывает, насколько лидер готов обсуждать проблемы последователя, а также открыт для оказания ему индивидуализированной помощи.

Лидерство как динамический процесс описывали в своих работах Г. Зап и Г. Вулф, считавшие, что оно является результатом взаимодействия между лидером и последователями, это взаимодействие формирует их взаимоотношения. Дж. Воффорд и Т. Шринивазан разработали модель "лидер – среда – последователь". Они утверждали, что лидер влияет на мотивацию последователей и на их способность выполнить задание через элементы ситуации.

Анализ работ интеракционистов позволяет сделать следующие выводы:

– ситуация, в которой происходит лидирование, представляется как динамический процесс;

– интеракция между лидером и последователями влияет на последующие действия каждого из его участников;

– лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий. Действие лидера или последователя осуществляется в ответ на предшествующие ожидания и возможные реакции другого, которые, в свою очередь, определяются предыдущим взаимодействием между ними.

В рамках системной теории делается акцент на то, что "лидерство – функция группы" (Р. Бейле, Ф. Слеттер), одновременно могут существовать лидеры двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение; эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе благоприятную атмосферу. Каждый из этих лидеров обладает преимущественной ориентацией в первом случае на "дело", во втором случае – на "сотрудников". В разных ситуациях групповой жизни один из этих типов лидера может быть востребован больше, а другой меньше.

Среди теорий происхождения лидерства наиболее популярными являются:

– теория черт, или харизматическая;

– синтетическая теория лидерства.

Согласно теории черт, лидером может стать не любой человек, а лишь тот, который обладает определенным набором личностных качеств, совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты. В 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерских". Среди них были названы: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и другие. Позже к этим качествам были добавлены бдительность, популярность и красноречие.

К "теории черт" близка по своему содержанию харизматическая теория (от слова "харизма", переводимого как "благодать"). Французский психолог С. Московичи (1998) считает, что харизма – это не что иное, как авторитет вождя, особая форма его могущества. Людям, обладающим силой авторитета, не надо использовать физическую силу или красноречие для того чтобы им верили и за ними следовали. Данный авторитет основан на даре – способности, которой некоторые люди наделены, как другие способностями рисовать, петь.

Результатом работ американского психолога Д. Майерса (1997) стало выявление черт наиболее эффективных лидеров в современных условиях. Отмечены следующие черты: уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком; достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость; эмоциональная устойчивость.

Теорию черт сменила ситуационная теория, где было высказано утверждение о том, что лидерство – в основном продукт ситуации. В конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других именно в том качестве, которое необходимо в данной ситуации. Один из представителей этой теории, американский ученый Э. Хартли, предложил четыре "модели", позволяющие проинтерпретировать, почему определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

– если человек стал лидером в данной ситуации, то не исключено, что он станет лидером и в другой ситуации;

– из-за воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются как лидеры "вообще";

– человек, став лидером в определенной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что он будет избран лидером и в другой раз;

– отдельным людям свойственно искать "посты", они ведут себя именно так, что получают "посты".

Синтетическую теорию можно назвать компромиссной (по отношению к двум ранее рассмотренным). Лидерство здесь – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Таким образом, лидерство можно интерпретировать как функцию группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы (хотя и структура личности лидера не должна игнорироваться).

Для большинства отечественных исследований лидерства (Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Р. Л. Кричевский, E. М. Дубовская и др.) характерно рассмотрение феномена "лидерства" в контексте совместной групповой деятельности. Во главу угла ставятся конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач.

Отличие лидера от других членов группы заключается не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Считается, что посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, а руководство оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений: и официальных, и неофициальных.

Лидерство является чисто психологической характеристикой поведения определенных членов группы, а руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей подчинения и управления. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Р. Л. Кричевский (1991) предложил концепцию ценностного обмена как механизма выдвижения в позицию лидера группы. Суть данной концепции состоит в том, что статус личности пропорционален ее ценностному вкладу в жизнедеятельность группы. Под ценностным вкладом подразумеваются любые полезные, т.е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и социальной группы.

Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являются для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, с которым она как бы идентифицируется, поскольку он полнее других выражает ее ценности.

Таким образом в ходе многочисленных исследований этого феномена специалистами выделены стили лидерства (К. Левин, 1930), сформулированы различные теории происхождения лидерства (К. Бэрд, 1940; С. Славсон, 1962; и др.), проанализирован структурный аспект феномена лидерства (Р. Бейлз, Ф. Слейтор, 1950; Р. Л. Кричевский, 1990; и др.). Исследователи подчеркивают отличия терминов "лидер" и "лидерство" от других терминов "руководитель", "авторитет" (Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева и др.).

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы, в нем в наибольшей степени представлены ценности группы.

Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации ее участниками трех статусов: социального, служебного, персонального. Для социального статуса необходимо соблюдение личностных прав. Для служебного – следование четкой регламентации служебных прав и обязанностей, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией. Для персонального – осознание удовлетворенности работника своими отношениями в группе и проявление собственных способностей и склонностей.

Самому руководителю важно обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью. Чтобы обладать данными качествами, надо: искренне уважать людей, быть принципиально требовательным к себе и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес.

Лидерствоестественный социально-психологический процесс в группе, в которой личный авторитет какого-либо индивида влияет на поведение ее членов.

В зависимости от самооценки лидеров их можно разделить на три группы.

Лидер с низкой самооценкой оказывается более зависимым от мнения других людей. Он испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, которая толкает его на преодоление все новых и новых барьеров. Он как бы все время доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако преодоленные барьеры его уже не радуют. И он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости.

Заниженная самооценка толкает лидера на "великие" завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки.

Лидер с высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых и основывается его самооценка. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение. Он "упивается" собственным успехом, как бы он ни был мал, и относится к критике как к нападкам на него его злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.

Лидер с адекватной самооценкой наилучший вариант для соответствующей социальной роли. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и им самим работает надежно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твердо знает собственную значимость, считает себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию такового и в его деятельности, и в поведении.

В общем психологическом типе лидера выделяются компоненты: эмоциональность, деловитость, информированность. Преобладание одного из этих компонентов определяет проявление более частного тина лидера.

Эмоционального лидера можно назвать "сердцем группы", каждый член группы может обратиться к нему за сочувствием, "поплакаться в жилетку".

Деловой лидер "руки группы", способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер – "мозг группы", к нему все обращаются с вопросами, он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими.

Авторитарный стиль – жесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, их личностям, потребностям и индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу и дело.

Кооперативный (коллегиальный, демократический) стиль – принятие решений на основе обсуждения проблемы с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений обеими сторонами, то есть лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.

Тренерский стиль – систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей.

Нейтральный (либеральный, попустительский) стиль – с одной стороны, максимум демократии, с другой – минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (задачам), так и к последователям, их интересам, потребностям, индивидуальным особенностям.

Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие.

Рациональное убеждение (лидер использует логические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач).

Вдохновляющий призыв (лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соответствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы).

Обращение за советом (лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, активному проведению изменений и ждет от людей поддержки).

Обмен (лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага в ответ на их участие в выполнении задачи).

Личный призыв (лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи).

Коалиционирование (лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи).

Легитимизация (лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам).

Принуждение (лидер использует требования, жесткие напоминания или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует).

Материал, накопленный по проблематике лидерства, позволяет не только выносить изучение этого феномена за пределы социальной психологии, но и разрабатывать новые направления в его изучении.

Выводы

1. Малая группа – совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

2. К факторам, влияющим на структуру группы, социальные психологи чаще всего относят: цель группы, особенность совместной деятельности, общение ее членов между собой, групповые нормы, величину группы, социальнодемографические и психологические особенности членов группы. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

3. В основе классификации малых групп деление на: "первичные" и "вторичные", "формальные" и "неформальные", "группы членства" и "референтные группы". В зависимости от характера совместной деятельности, от степени внутреннего единства группы выделяются уровни ее развития: ассоциация,кооперация, коллектив, корпорация.

4. Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы, в нем в наибольшей степени представлены ценности группы. Лидерство – естественный социальнопсихологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение ее членов. В общем психологическом типе лидера выделяются компоненты: эмоциональность, деловитость, информированность.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter