Руководства, Инструкции, Бланки

о конт создавал проект социологии по образцу img-1

о конт создавал проект социологии по образцу

Рейтинг: 4.8/5.0 (1872 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социологический проект О

Название работы: Социологический проект О. Канта

Предметная область: Социология, социальная работа и статистика

Описание: Огюст Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы.

Дата добавления: 2014-03-31

Размер файла: 15.72 KB

Работу скачали: 13 чел.

Поделитесь работой в соцсетях с друзьями. Будьте всегда актуальны.
Кнопки "поделиться работой" :

Социологический проект О. Канта.

Огюст Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом отношении он был близок к взглядам просветителей. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую древность и раннее средневековье, Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма. Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Общая характеристика продукции Результат труда чаще выступает в материальной форме в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства полуфабриката или готового изделия продукции. Незавершенное производство это продукция не получившая законченного вида в пределах производства а также продукция не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции. Планирование и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных.

Оборудование: презентация Степень; раздаточный материал для Математического лото; портреты ученых математиков. И соберём по капельке всё что учили по теме: Степень в младших класах. Степенью числа а с натуральным показателем п большим за 1 называется произведение п множителей каждый из которых равен а. аn = аа а n раз Как называется число которое.

Видео

Другие статьи

Концепция О

Концепция О. Конта. Социологический проект О.Конта.

Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» — достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира — научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество — «Великое Существо», — по отношению к которому отдельный человек — лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества.

Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества — рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию.

Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя — социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика -» астрономия -» физика -» химия -» биология -» социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.

Идеи классиков социологии: Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Теннис, Г. Зиммель, В. Парето, М. Вебер и др. Классические социологические теории. Теоретические предпосылки экономической социологии.

Марксизм. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Причиной социальной дифференциации, согласно Марксу, является частная собственность.

Структурный функционализм. Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и функциональная необходимость.

Социал-дарвинизм. Основными представителями социал-дарвинизма считаются Гумплович, Смолл и Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

Психологизм – совокупность социологических концепций, признающих первичность роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители – Тард, Уорд и Гиддингс.

«Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты: морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления).

«Понимающая социология» Вебера. Вебер определял общество как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяется Чикагская школа (Знанецкий, Парк), в рамках которой сложилось направление символического интеракционизма (изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте).

При рассмотрении предпосылок целесообразно выделить две группы - со­циально-экономические и научно-теоретические. Что касается научно-теоретических, то существенное значение в этом плане приобретают достижения естествозна­ния. Речь идет в первую очередь об открытиях в области математики, астрономии, физики, механики. Без достижений в этих науках не могло быть и речи о появлении социоло­гии, поскольку она изначально, создалась по образцу точ­ных и естественных наук, методы же социологии должны были воспроизво­дить основные методы естествознания (наблюдение, эксперимент и др.). Не случайно об этом говорил К.А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания об об­ществе и человеке, знания, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

Говоря о теоретических предпоссылкаках социологии, следует отметить, что социальное мнение, развитие которого привело к возникновению этой науки, включало в себя две наиболее выраженные ориентации - консерва­тивную и либеральную. Каждая из них имела свой взгляд на общество с точки зрения его связей с индивидом.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя за­бывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей. Одна из центральных линий этого идейного влияния была связана с трактовкой прогресса как универсаль­ного закона природы. Эта идея сыграла значительную роль в становлении социологии как науки, которая изначально ориентировалась на понимание поступательного и прогрессивного развития общества.

12.Теория социальной солидарности Э.Дюркгейма.
Дюркгейм выдвигает концепцию общества с механической и органической солидарностью.


< Механическая солидарность

Она характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство. Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность.

< Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится основой новой солидарности - органической. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

Социологический проект О

/ Социологический проект О

Социологический проект О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) -- мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» - достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира.

Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

2. Эволюционная концепция Г. Спенсера

Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма. Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.

Основные идеи это — «Синтетической философии» Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея всеобщей эволюции

центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Предел, за который эволюция не может перейти — равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический, Все они подчиняются общим законам.

Программа социологии Спенсера изложена в «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Задача социологии, по Спенсеру, — изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Социальные институты, центральное понятие теоретической системы Спенсера — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации. Третий тип институтов — политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Следующий тип — церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества.

Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов в противном случае начинается регресс или распад «социального организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме».

Классические и современные социологические теории: общая характеристика

Cсоциология объект и предмет социологической науки

объект и предмет социологии

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

глобальное мировое сообщество;

традиционное национальное общество;

микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Основные социологические категории и законы

Социологические категории - это основные и наиболее об-щие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функци-онирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

социологически интерпретируемые общенаучные катего-рии (<социальная система>, <социальная структура>, <социаль-ное развитие> и др.);

собственно социологические категории (<социальный ста-тус>, <социальный институт>, <социальная стратификация> и т.д.);

категории близких к социологии дисциплин (<культура>, <личность>, <государство>, <власть> и др.).

В качестве исходной категории социологии выделяют поня-тие <социальное>, через которое определяются такие важные социологические категории, как <социальные действия и взаимодействия>, <социальные отношения>, <социальные общности>, <социальные институты>, <социальные организации>, <социальная система>, <социальная структура> и др. Среди них особое место занимает категория <социальная общность>, характеризующая все виды и формы социальных обра-зований, субъекты которых связаны общими интересами и на-ходятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основопо-лагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и от-ношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся поня-тия <социальная система> и <социальная структура>, которые имеют большое методологическое значение для макросоциоло-гических исследовании. Социологи, изучающие поведение лю-дей на микроуровне, оперируют понятиями <социальные дей-ствия и взаимодействия>, <социальные статусы и роли>, <малая социальная группа>, <социальные ценности и нормы> и др. От-дельную группу образуют процедурные категории, раскрываю-щие методику социологического исследования (<анкетирова-ние>, <социологический опрос>, <интервьюирование>, <выборка>, <репрезентативность>, <включенное наблюдение>, <контент-анализ> и т.д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее зако-ны выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон - это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возника-ющих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мо-бильности и миграции, социальной дезорганизации, интернацио-нализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

законы, констатирующие сосуществование социальных яв-лений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация обще-ства определяют сокращение экономически активного населе-ния, занятого в сельском хозяйстве;

законы, отражающие тенденции развития. Они обусловли-вают изменение структуры социального объекта, переход от од-ного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения произ-водственных отношений;

законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек уча-ствует в политической жизни, тем выше его политическая куль-тура;

законы, фиксирующие причинную связь между социальны-ми явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание об-щественных и личных интересов;

законы, утверждающие возможность или вероятность свя-зи между социальными явлениями. В частности, уровень брако-разводных процессов в различных странах зависит от экономи-ческих циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфичес-кие. Первые определяют развитие общества как целостной со-циальной системы, вторые - отдельных элементов этой систе-мы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однознач-ную связь между социальными явлениями, и статические (сто-хастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэто-му, изучая социальные законы, важно выявлять социально зна-чимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы пове-дения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономернос-тей необходимо для решения социальных проблем, совершен-ствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

Социология непосредственно включается в жизнь общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся:

- Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.

- Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах. учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов);

- Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).

- Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

- Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

- Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

- Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важное значение имеют и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игры, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных отношений.

Структура социологического знания

Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.

8. Русская социологическая мысль основные этапы и особенности развития

В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.

Первый этап — 1860—1890 гг.

Второй этап — 1890 г. — начало XX в.

Третий этап — первая четверть XX в.

Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в.

Пятый этап — конец 50-х — 90-е годы XX в.

Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с ПОЗИТИВИЗМОМ. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России. Усвоение идей Конта шло быстро, и, как писал Н.И. Кареев, “в исходе шестидесятых годов позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход” /132/.

Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторический эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества.

В 1859 г. вышли две работы П.Л. Лаврова, имевшие позитивистское направление. В 1865 г. три наиболее серьезных журнала (“Современник”, “Русское слово”, “Отечественные записки”) опубликовали статьи о Конте и его философии. Напечатанная в 1868 г. рецензия П.Л. Лаврова на книгу “Огюст Конт и положительная философия” (1867) стала во многом определяющей для всей последующей позитивистской социологии в России. В 60—70-е года вышли первые в прямом смысле социологические работы, написанные П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Они положили начало специализированной социологической литературе в России.

Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О. Конта и его сторонников.

В это время зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены, и в основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество, дружеские контакты. А без необходимой основы не происходила кристаллизация определенной теоретической школы, т.к. это были либо традиционные отношения “метр-ученик”, либо чисто литературное сотрудничество. Можно лишь уверенно, с известными оговорками, говорить об одной сложившейся субъективной школе и двух неоформленных, полуорганизованных школах М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого.

9. Социология в современной России

Зарождение социологии в России началось в середине XIXв. Несмотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а также то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология к концуXIXв. достигла уровня, не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного. Уже на первом этапе ее становления появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия или отстаивающих притивоположные позиции.

Причины зарождения социологии в России

В 40-50-хх годах XIXв. в России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демаграфического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.

Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала.

Возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Символически это выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.

10. Общество как Система в Социологии

Общество как система в социологии начинает рассматриваться с самых ранних этапов развития научной мысли. Понятие «социальной системы» научно было разработано в современном понимании относительно недавно, в связи с появлением системного подхода в науке.

Определений «системы» существует более 50 в различных сферах наук об обществе. Обобщенное определение можно сформулировать следующим образом. Система – совокупность различных элементов, находящихся во взаимосвязи и образующих единое целое. При этом общество как система в социологии при образовании новых форм становится новым элементом по отношению к уже существующим. Так, система представляет собой нечто самостоятельное, а с другой стороны она зависит от всех входящих в него элементов.

Системные связи, которые существуют между элементами общества, характеризуются многоуровневостью. Они существуют между отдельными элементами одной системы и между системой как одним целым и каждым из ее элементов в отдельности. Поскольку системы могут включать в себя еще и подсистемы, то это удваивает возможное количество связей в них.

Отдельные подсистемы находятся в определенной соподчиненностью между собой, поэтому исследование подсистем позволяет раскрывать закономерности развития всей системы полностью.

Общество как система в социологии характеризуется целостностью, только при которой возможно ее существование. Она характеризуется определенной структурой (взаимосвязью элементов), выражающей ее качественную определенность.

Структурные связи в системе общества зависят от места определенного элемента, поэтому развитие структуры общества выражается во взаимодействии ее основных элементов со второстепенными (пример: лидер и коллектив). Развитие элементов ведет к увеличению количества системных связей. Это значит, что все перемены в структуре изменяют и саму систему. Она же в свою очередь также влияет на структуру через элементы, способствуя или тормозя их развитие.

Таким образом, общество как система в социологии обладает закономерностями развития. Общество является основополагающей категорией в социологической науке. В науке под ним понимают широкую общность людей, а также форму социальной связи, объединяющей индивидов и группы в определенную целостность на базе совместной деятельности и общей культуры. Все исследователи признают общество как сложное целостное образование и социальный организм. Нет расхождений во мнении о том, что изучение и анализ общества требуют системного подхода.

Итак, общество представляет собой весьма сложную систему, характеризующуюся внутренней структурой. К примеру, структура трудового коллектива, территориальной общности (город, деревня), этнической общности, социального класса и т.д.