Руководства, Инструкции, Бланки

Охрана Труда На Предприятии Документы Образцы img-1

Охрана Труда На Предприятии Документы Образцы

Рейтинг: 4.0/5.0 (1544 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Новые правила организации охраны труда на предприятии - База трудовых документов, бланки трудового договора, составить трудовой договор

Новые правила организации охраны труда на предприятии База трудовых документов

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Состояние условий и безопасности труда считается предметом повышенного внимания государства и общества в любой цивилизованной стране. Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Кроме того, впервые в истории России основным законом страны — Конституцией — признается приоритет международного права над национальным. В этом усматривается формирование и укрепление цивилизованных отношений, в том числе и в сфере трудовой деятельности. Конвенции и Рекомендации Международной организации труда (в т. ч. ратифицированные Россией), Европейская социальная хартия в сфере регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на работе, становятся ориентирами в достижении безопасной организации труда.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступивший в силу с 6 октября 2006 г. — законодательный акт, направленный на совершенствование действующего с 2002 г. Трудового кодекса РФ. В числе решаемых принятым Законом задач можно выделить: · отмену устаревших нормативных правовых актов и отдельных норм и положений трудового законодательства; · уточнение ключевых понятий и приведение в соответствие с принятыми после 2002 г. федеральными законами терминологии и редакции положений и норм ТК РФ; · совершенствование правовых механизмов регулирования отдельных направлений социально-трудовых отношений посредством социального диалога (охраны труда, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере малого бизнеса, расширения полномочий комиссий социального партнерства и др.); · введение ряда федеральных законов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, действовавших до настоящего времени самостоятельно. Внесено 650 поправок, 300 статей ТК РФ претерпели изменения, ряд статей признаны утратившими силу, 13 статей внесены дополнительно. Многие из новых статей (например, ст. 229.1, 229.2, 229.3) составлены с учетом норм, содержащихся в ст. 230 и других базовой редакции ТК РФ. Из изменений и дополнений необходимо отметить следующее. В ст. 96, 117, 219, 225 ТК РФ и др. указано, что установление нормативов в области охраны труда должно осуществляться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» нормы и положения ст. 215 ТК РФ «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда» существенных изменений не претерпели. Название статьи дополнено (после слова «продукции» — словами «государственным нормативным». Изменилась структура статьи: последняя часть прежней редакции «Машины, механизмы и другое производственное оборудование. » стала первой, а остальные части изложены в несколько уточненной редакции. В ст. 226 ТК РФ увеличен норматив минимума средств, предусматриваемых работодателями (за исключением государственных унитарных и федеральных учреждений) на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, с 0,l до 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). На практике во многих организациях этот норматив и так нередко намного перекрывается. Однако законодатель счел возможным установить в некотором роде щадящий норматив минимума, который с укреплением экономического положения организации может быть пересмотрен в сторону увеличения, хотя и сегодня работодатель вправе самостоятельно (по возможности) выделять значительно больше средств на нужды охраны труда, в том числе на улучшение обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ), что для обеспечения безопасности труда имеет важное значение. ПРИМЕНЕНИЕ РАБОТНИКАМИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Хотелось бы остановиться на отдельных позициях ТК РФ, которые имеют непосредственное отношение к законодательному регулированию ситуации по применению работниками СИЗ. Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Признание понятия «средства индивидуальной и коллективной защиты» имеет важное юридическое и практическое значение, поскольку оно составляющей частью войдет во все государственные нормативные требования охраны труда, позволит обеспечить его юридическое толкование в правоприменительной практике. В ст. 212 обновленного ТК РФ в числе основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусматривается необходимость применения сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретения и выдачи за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В свою очередь работник в соответствии со ст. 214 ТК РФ обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Статья 221 ТК РФ посвящена законодательному регулированию обеспечения работников СИЗ. Она, в частности, предусматривает: «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену». Следует отметить, что приказом Минздравсоцразвития России от 6 мая 2006 г. № 345 предусмотрено разработать Концепцию технического задания и Федерального закона «Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» и утвержден План проведения научно-исследовательских работ по охране труда. В Плане предусмотрен целый ряд исследовательских работ, связанных с нормативным регулированием процедур применения и выдачи работникам СИЗ. Так, предусмотрена разработка новой редакции Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ с целью практической реализации требований, предусмотренных новой редакцией ТК РФ. В плане намечена также разработка национальных стандартов по охране труда, ряд которых касается СИЗ. В настоящее время разработан проект технического регламента на СИЗ, который устанавливает требования к средствам индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов производства: · механических; · химических; · радиационных; · высоких и низких температур; · тепловых излучений, открытого пламени и нагретых предметов; · неионизирующих электромагнитных полей, излучений и электрического тока и др. Проект данного технического регламента разработан с ориентацией на работников всех отраслей экономики и в этой связи представляет интерес для широкого круга специалистов и руководителей предприятий. На законодательном уровне установлена обязательная квота в части создания службы охраны труда в зависимости от численности работников. Теперь такая служба должна создаваться при численности работников более 50 чел. а не 100, как было ранее. Из утратившего силу Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» введена новая ст. 216.1 «Государственная экспертиза условий труда», которая не была предусмотрена в ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: · качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; · правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; · соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; · фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРAНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ Следует отметить, что с 2002 г. в стране действует система сертификации работ по охрaне труда в организациях (ССОТ), которая способствует реализации государственной социальной политики по обеспечению работникам безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством. Для активизации работ по охране труда в ежегодный перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов включена частичная оплата расходов на аттестацию рабочих мест по условиям труда, а также сертификацию работ по охране труда. Организации имеют право по согласованию с Фондом социального страхования РФ использовать до 20 % средств на эти цели. В настоящее время сформирована инфраструктура ССОТ как на федеральном, так и региональном уровне, работает Совет системы ССОТ и группа инспекционного контроля. С апреля 2005 г. центральный орган ССОТ (ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда», правопреемник ФГУ «Всероссийский центр охраны труда» Росздрава) осуществляет контроль за деятельностью органов сертификации и испытательных лабораторий. При проведении контроля рассматриваются: · программа сертификации работ по охране труда в организациях; · процедура проведения сертификации работ по охране труда; · перечень законодательных и нормативных актов по охране труда, на основе которых орган по сертификации проводит сертификацию работ по охране труда в организациях; · организации-держатели сертификатов безопасности. По результатам контроля отмечены характерные недостатки: · работа по аттестации рабочих мест по условиям труда и оформление результатов ведутся без учета отраслевых требований; · не проводится расчет доплат за работу во вредных условиях труда; · не указывается периодичность медосмотров; · неверно оценивается микроклимат на открытой территории; · в протоколах измерений и картах аттестации применяются нормы отмененного СанПиН 2.2.4.542-96; · в рекомендации по использованию труда женщин и подростков не делается ссылка на нормативный документ; · номер и код рабочего места присваиваются не в соответствии с требованиями постановления Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12; · приводится неполный перечень вредных факторов, имеющихся на оцениваемых рабочих местах; · время воздействия производственных факторов проставляется в процентах; · в протоколах по травмобезопасности не указываются разделы и пункты требований нормативной документации, согласно которой проводится оценка. Выводы по оценке травмобезопасности оформлены не в соответствии с требованиями МУ ОТ РМ 02-99; · в журнале учета выдачи средств измерений записи делаются нерегулярно. В ходе контроля проводится выборочная проверка работы служб охраны труда по обучению работников охране труда, обеспечению СИЗ, проведению медицинских осмотров. Установлено, что в ряде случаев инструкции по охране труда для работников не соответствуют требованиям постановления Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. В личных карточках учета выдачи СИЗ не заполняется графа сведений о сертификате соответствия. Усматривается, что действующий Порядок проведения аттестации, принятый в 1997 г. некорректен применительно к ряду видов экономической деятельности вследствие отсутствия в нем отраслевых методик. Это резко снижает эффективность результатов и, следовательно, обесценивает значимость самого процесса аттестации. Для совершенствования работы необходимо на основе действующего Положения (в целях сохранения наработанной практики проведения аттестации) разработать и принять новое Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, отвечающее требованиям действующего законодательства. Фонду социального страхования РФ целесообразно внести дополнения в методику расчета скидок и надбавок по страховым тарифам, учитывающие установление скидки страхового тарифа не менее 30 % предприятиям, имеющим сертификат соответствия работ по охране труда, а также ходатайствовать перед Росстатом о введении в форму № 1-т (условия труда) показателя, отражающего количество рабочих мест в организации, в том числе, там, где проведена аттестация по условиям труда. Для дальнейшего развития аттестационного процесса необходимо компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда производить с учетом результатов аттестации рабочих мест. На предприятиях, где ведется реконструкция, техническое переоснащение, изменяется организация и технология производства, улучшаются условия труда, но до сих пор действуют отраслевые перечни работ по предоставлению компенсаций за условия труда, утвержденные еще Советом Министров СССР, что совершенно не стимулирует работодателей к улучшению условий труда. До настоящего времени закон о досрочных профессиональных пенсиях, основанный на принципах государственного обязательного социального страхования, в котором тариф страхового взноса будет увязан с уровнем профессионального риска, не принят. Необходимо также законодательно ограничить стаж работы во вредных условиях труда с учетом рекомендаций органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Для сохранения здоровья работающих необходимо совершенствовать методы комплексной оценки профессионального риска (по состоянию факторов производственной среды, трудового процесса и медицинских признаков нарушения здоровья работающих), а также определить перечень типовых рабочих мест по основным профессиональным группам с повышенным уровнем профессионального риска; сформировать службу экспертов по профессиональным рискам, обеспечивающих для страховщика оценку типовых (и нетиповых) рисков и разработку рекомендаций по снижению уровней риска, оптимальному распределению степени их воздействия во времени (прогнозные оценки наступления рисков). Следует создать нормативную правовую базу, определяющую схему взаимодействия профпатологических служб, лечебно-профилактических организаций, территориальных органов федерального надзора и служб управления охраной труда в субъекте. Также необходимо ускорить переход от группового регулирования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по ОКВЭД) к установлению класса профессионального риска с использованием результатов сертификации работ по охране труда. В разрабатываемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда целесообразно отразить: · данные промышленно-санитарных лабораторий организаций и органов Роспотребнадзора, проводящих текущий контроль производственной среды и аккредитованных в установленном порядке, следует использовать для целей аттестации, что позволит сократить объем и стоимость исследований; · обязательное представление организациями материалов о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на государственную экспертизу условий труда для проверки ее качества в органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации. Основная проблема развития аттестации рабочих мест по условиям труда — непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. Поэтому необходимо законодательно определить сроки проведения аттестации, так как во многих случаях работодатель только издает приказ о начале этой работы. Следует отметить, что ст. 219 «Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены» дополнена ч. 13, которая регулирует порядок установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и их отмену. При этом ключевым признается механизм коллективно-договорного регулирования, а размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом повышаются роль и значимость результатов аттестации рабочих мест на соответствие установленным нормам. Ряд иных поправок, изменений и дополнений, внесенных в ТК РФ, носят уточняющий редакцию характер. Включены дополнительно ст. 228.1 «Порядок извещения о несчастных случаях», 229.1 «Сроки расследования несчастных случаев», 229.2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев», 229.3 «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», 230.1 «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве», которые регулируют и уточняют процедуру расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Вы также можете скачать пример акта о нарушении трудовой дисциплины

Последние документы

Другие статьи

Правила организации службы охраны труда на предприятии

Охрана труда и техника безопасности на предприятии

Данному направлению деятельности предприятия должно быть уделено повышенное внимание.

Определим основные моменты, о которых следует помнить при организации охраны труда на предприятии, а также представим для ознакомления и скачивания необходимые формы документов о труде.

Дополнительные вопросы готовы помочь решить на бесплатной консультации ведущие эксперты по охране труда.

Заполните и направьте в наш адрес размещенную здесь форму запроса и инструктор по охране труда и технике безопасности бесплатно предложит варианты решения проблемы.

Организация службы охраны труда на предприятии

Ответственность за такую организацию охраны труда возлагается на руководство предприятия. Именно оно должно обеспечить такую работу на вверенном участке работы.

В свою очередь, руководство фирмы вправе перепоручить такую работу своим работникам или привлеченным со стороны лицам или организациям. Таким ответственным лицом, например, может выступать инженер по охране труда.

Ответственные за охрану труда лица назначаются приказом по обществу.

Если численность работников на предприятии достаточная, то на таком производстве может быть сформирована служба по охране труда, отдел или иное обособленное структурное подразделение.

Итак, организация техники безопасности на предприятии состоит из:

  1. Приведение в соответствие требованиям нормативных актов по труду внутренних распорядительных документов, а также условий и технологий производства.
  2. Определение стратегии развития организации и место в ней для охраны труда.
  3. Определение перспективных планов направленных на совершенствование условий труда и техники безопасности.
  4. Утверждение планов по охране труда и определение ответственных за их исполнение лиц.
  5. Проведение мероприятий по охране труда, в том числе с привлечением работников фирмы как на временной, так и на постоянной основе.
  6. Контроль за исполнением планов и законодательства о труде внутри коллектива.

Нормативная база по технике безопасности и охране труда

Такая база состоит из следующих документов:

  1. Федеральных норм по труду и технике безопасности. К ним относятся федеральные законы, указы и постановления органов исполнительной власти, государственные стандарты и другие.
  2. Региональное и местное законодательство. Состоит из законов и подзаконных актов органов местного самоуправления. Такие правила не вправе противоречить федеральному законодательству.
  3. Ведомственные инструкции, положения, требования и другие локальные документы. Такие распорядительные акты регулируют трудовую деятельность по отдельным отраслям производства, масштабные технологические процессы и иную специфическую хозяйственную деятельность организаций.
  4. Внутренние локальные акты на конкретном предприятии. Имеют юридическую силу только внутри данного общества и не распространяются на иные трудовые коллективы.

Какие документы нужны по охране труда

Бесплатная библиотека
Охрана труда Промышленная безопасность Электробезопасность Пожарная безопасность Производственная санитария Стандарты безопасности труда Правила охраны труда Правила безопасности Инструкции по охране труда Инструкции по безопасности Единый тарифно-квалификационный справочник Должностные инструкции Учебно-курсовые комбинаты Средства защиты и спецодежда Инспекция труда Ростехнадзор Роспотребнадзор

Краткий курс охраны труда

Инженеры по охране трудаКонсультации Оформление документации Обучение и аттестация Замещение вакансии

Краткий курс охраны труда:
  • Какие документы нужны по охране труда

    Перечень документов по охране труда на предприятии и их значение

    Положение об охране труда на предприятии

    Формализует деятельность предприятия в области охраны труда

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Определяет права и обязанности должностного лица

    Положение о совместной комиссии по охране труда

    Определяет совместные действия работодателей и работников

    Соглашение об охране труда на предприятии

    Определяет объемы необхо-

    димых вложений в охрану труда на предприятии

    Перечень вопросов для обучения и проверки знаний по охране труда

    Определяет необходимый объем знаний по охране труда на предприятии

    Протокол общего собрания о выборах уполномоченных трудовым коллективом по охране труда

    ных работников решать вопросы охраны труда совместно с руководителем

  • Обеспечение безопасности труда на предприятии

    Охрана труда Обеспечение безопасности труда на предприятии - пример раздела курсовой и дипломной работы

    4 Обеспечение безопасности труда

    4.1 Организация службы охраны труда на предприятии

    В соответствии с законом Украины об охране труда руководитель (собственник) несет полную ответственность за создание безопасных и безвредных условий труда.

    Служба охраны труда на предприятии создается при создании предприятия. Если на предприятии работников производственной сферы до 50 человек, то службу охраны труда возглавляет любой специалист предприятия по совместительству.

    Если работников производственной сферы более 50 человек, то назначается освобожденный специалист (руководитель) службы охраны труда предприятия.

    Специалист службы охраны труда назначается руководителем (собственником) предприятия и несет полную ответственность за обеспечение и соблюдение безопасных условий труда на рабочих местах и производственных участках. Для выполнения этих задач на предприятиях создается система управления охраной труда (СУОТ).

    4.2 Функциональные обязанности по охране труда руководителей и специалистов хозяйства

    Собственник, совместно с профсоюзным комитетом разрабатывает планы мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению травматизма и обеспечивает денежными средствами их выполнение.

    Обеспечивает рабочих спецодеждой и обувью, индивидуальными средствами защиты по существующим нормам;

    Организует нормальную работу санитарно-бытовых помещений, осуществляет контроль за содержанием их в надлежащем санитарном состоянии;

    Систематически, лично, проверяет состояние охраны труда и производственной санитарии на рабочих местах хозяйства.

    Организует курсы и семинары по обучению всех работников, руководителей и специалистов безопасным методам труда и проверку их знаний правил безопасности;

    Проверяет качество инструкций по охране труда и утверждает их;

    Обеспечивает всех необходимой литературой по охране труда;

    Представляет отчеты по травматизму и освоению средств, предусмотренных на мероприятия по охране труда в установленные сроки;

    Разрабатывает, совместно с профсоюзным комитетом, договора и соглашения по охране труда на каждый предстоящий год;

    Заслушивает отчеты руководящих работников по проводимой ими работе по охране труда.

    Главные специалисты: заботятся об улучшении охраны труда рабочих, о замене тяжелого ручного труда работой машин;

    Обучают руководителей среднего звена безопасным методам работы, проводят контроль за качеством проводимых ими инструктажей с рабочими по охране труда;

    Обеспечивают условия, исключающие несчастные случаи на производстве;

    Принимают участие в расследовании несчастных случаев, связанных с производством по своим отраслям;

    Строго соблюдают законодательство о труде, нормы и правила безопасности и требуют этого от своих подчиненных;

    Разрабатывают и применяют на рабочих местах более современные конструкции ограждений, приводов и движущихся частей машин; не допускают к работе на неисправном оборудовании и механизмах, а также запрещают производить работы на участках с наличием угрозы здоровья работающих;

    Обеспечивают своевременное испытание и регистрацию котельных установок, аппаратов и сосудов, работающих под давлением, контрольно-измерительных приборов, подъемных механизмов, согласно действующим правилам и инструкциям;

    Проводят оперативный контроль за состоянием охраны труда в подчиненных подразделениях по отраслям;

    Составляют и своевременно выполняют оперативные и перспективные планы по охране труда.

    Инженер по охране труда запрещает работу на тракторах, комбайнах, станках, аппаратах и механизмах, а также приостанавливает производственные, строительные, погрузочно-разгрузочные и другие работы, если появилась угроза жизни или здоровью работающих, угроза возникновению аварии или пожара, с немедленным уведомлением об этом решении руководство предприятия или руководителям производственного участка;

    Отстраняет от работы лиц, грубо нарушающих правила и инструкции по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной охраны, с доведением до сведения об этом руководства предприятия или руководителя производственного участка;

    Возбуждает ходатайство перед руководством хозяйства о поощрении за дисциплинированность или привлечении к ответственности нарушителей правил, инструкций и норм по охране труда.

    Кроме названных мероприятий в хозяйстве проводится:

    Паспортизация рабочих мест, технических средств и санитарно-технического состояния производственных участков;

    Организация соревнования коллективов за высоко - производительный труд без травм и аварий;

    Изучение и внедрение передового опыта по охране труда;

    Внедрение государственных, республиканских и отраслевых стандартов по охране труда;

    Организация расследования причин травм, аварий, пожаров;

    Анализ, учет и разработка дополнительных мероприятий по устранению всех недостатков в работе службы охраны труда.

    Руководители производственных участков обучают работников правилам охраны труда и требуют строгого соблюдения этих правил независимо от условий и обстановки;

    Проводят с подчиненными инструктажи по охране труда: на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

    Разрабатывают инструкции по охране труда для всех видов работ и каждого рабочего места;

    Требуют от рабочих правильного применения индивидуальных средств защиты;

    Добиваются чтобы рабочие были обеспечены, по установленным нормам, бесплатной спецодеждой, обувью, а также индивидуальными средствами защиты;

    Обеспечивают строгое соблюдение действующего законодательства по охране труда;

    Не допускают к эксплуатации машины и оборудование не соответствующее требованиям правил безопасности;

    Применяют решительные меры против нарушений трудовой дисциплины, особенно к лицам являющихся на работу в нетрезвом состоянии;

    Проверяют у новых работников наличие квалификационного документа, в соответствии данной квалификации;

    Закрепляют за работниками, несовершеннолетнего возраста, опытных наставников;

    Организуют помощь пострадавшему и участвуют в расследовании несчастных случаев;

    Контролируют техническую исправность оборудования;

    Не оставляют без замечаний даже незначительные нарушения требований охраны труда;

    Проводят оперативный контроль за состоянием охраны труда и производственной санитарии.

    Рис. 4.1 – Схема организации контроля охраны труда в хозяйстве

    4.3 Состояние и анализ охраны труда на предприятии

    Руководители производственных участков, информируют службу охраны труда и бухгалтерию о состоянии охраны труда за прошлый месяц. В конце года эти данные суммируются и анализируются. По результатам анализа разрабатывается план мероприятий по устранению причин вызвавших нарушения охраны труда, производственный травматизм и заболеваемость.

    Таблица 1.4- Состояние производственного травматизма в ремонтной мастерской

    Как видно из данных таблицы 4.1 среднесписочное число работников за последние три года (2000-2002 г. г.) уменьшилось на 6 человек.

    Производственный травматизм имеет место и наносит значительный материальный ущерб предприятию в 2021 г. – 276 грн.

    Наиболее травмаопасными в хозяйстве являются следующие виды работ: ремонт оборудования, транспортные работы, строительные работы; травматизм по ним распределен примерно равномерно и составляет по 25% общего количества по каждому виду. Основными их причинами является: плохая освещенность рабочих мест, использование на рабочих местах устаревшего и неисправного оборудования, выполнение работниками технологических операций, не соответствующих их специальности и профилю работы, отсутствие предупредительных знаков, табличек, предохранительных ограждений и слабый уровень знаний по безопасности труда.

    Среди заболеваний в хозяйстве наиболее распространенными являются – простудные. Этому способствует не только специфика труда сельского работника, но и необеспеченность его рабочей одеждой, наличие сквозняков на рабочем месте, неблагоприятный для человека микроклимат в рабочих помещениях.

    Также велика доля желудочно-кишечных заболеваний, это обусловлено не соблюдением работниками правил личной гигиены и режима дня.

    Костно-мышечные заболевания встречаются реже вышеперечисленных, однако практически все они: порезы, ушибы, переломы – результат несчастных случаев на производстве и несут за собой большие материальные последствия и продолжительную трудоспособность. Потеря дней нетрудоспособности в 2002 г. из-за простудных заболеваний – 30 дней. Материальные последствия – 240 грн.

    Такое большое число несчастных случаев объясняется тем, что по сравнению с другими годами в 2001 г. на охрану труда 1 рабочего было освоено меньше всего средств, и как следствие этому – самые большие материальные потери от несчастных случаев – 16,2 грн/чел. от заболеваний – 14,1 грн/чел.

    Противопожарный режим в хозяйстве установлен порядком безопасной, в каждом отношении, эксплуатации складов, зданий и сооружений, производственных установок, машин, приборов и аппаратов. Режим строится на заранее разработанных правилах и инструкциях, включается в общий режим эксплуатации предприятия.

    Ответственность за соблюдением требуемого противопожарного режима, а также за своевременное выполнение противопожарных мероприятий возложен на собственника. Ответственность за противопожарное состояние отдельных цехов, мастерских, складов и других объектов, а также за своевременное выполнение противопожарных мероприятий возлагается персонально на начальников цехов, складов, мастерской и т. д. Назначение ответственных оформлено приказом по предприятию, его руководителем. Администрация проводит контроль за соблюдением противопожарного режима, основная цель – не допустить пожаров от неосторожного обращения с огнем и курением, небрежного ведения огневых работ.

    Общеобъектовые противопожарные инструкции определяют меры пожарной безопасности на территории хозяйства в целом, которые предусматривают порядок содержания территории, в том числе дорог, подъездов к зданиям, сооружениям, складам, водоисточникам, хранение веществ и материалов, допуска и движения транспорта по территории, ведения огневых и других работ, содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации, вызова пожарной охраны, а также режим курения на объекте.

    Противопожарные инструкции для цехов, мастерских, складов, определяют меры пожарной безопасности и предусматривают:

    - специальные мероприятия для отдельных процессов производства, несоблюдение которых может вызвать пожар;

    - порядок хранения пожароопасных веществ и материалов в цехах, мастерских и складах;

    - особенности хранения и транспортировки отдельных пожароопасных веществ и материалов;

    - места, где воспрещается курение и применение открытого огня, а также места, специально оборудованные для курения и проведения огневых работ;

    - порядок сбора промасленных концов, содержание и хранение спецодежды;

    - поведение и обязанности работников цехов, мастерских и других объектов при возникновении пожаров (правила вызовов пожарной охраны, остановки технологического оборудования, отключения электрооборудования от питания током, правила применения средств пожаротушения, порядок эвакуации персонала и ценностей).

    В инструкции по пожарной безопасности складских помещений конкретно указаны допустимые нормы их загрузки товарно-материальными ценностями и порядок их хранения.

    Общеобъектовые инструкции пожарной безопасности вывешены на видных местах на территории в цехах и отдельных объектах, а цеховые инструкции - в тех цехах, складах, мастерских, к которым они непосредственно относятся.

    Противопожарный режим установленный правилами (инструкциями), по предприятию объявленный приказом собственника хозяйства.

    Общеобъктовые инструкции разработаны и утверждены администрацией хозяйства, а цеховые – администрацией цехов.

    Все рабочие и служащие проходят первичный противопожарный инструктаж. Лица, не прошедшие первичный инструктаж, к работе не допускаются.

    Лица проводящие противопожарный инструктаж хорошо знают пожарную опасность предприятия, умеют пользоваться средствами пожаротушения, знают действующие инструкции в хозяйстве по пожарной безопасности.

    Первичный инструктаж проводится в помещении, оборудованном наглядными пособиями и плакатами, правилами и инструкциями о мерах пожарной безопасности, всеми образцами первичных средств пожаротушения и пожарной сигнализации, имеющейся на объекте.

    Возгораний на предприятии в 2000 – 2002 гг. – не было.

    4.4 Экономические последствия от производственного травматизма и заболеваемости

    Суммарные потери хозяйства () в связи с травматизмом и заболеваемостью можно определить по формуле:

    Потери из-за одной травмы в год:

    Потери на одно заболевание в год:

    где – стоимость амбулаторного лечения (по данным медицинского учреждения), грн.;

    – стоимость клинического лечения (по данным медицинского учреждения), грн.;

    – сумма выплат по больничному листу (по данным бухгалтерии хозяйства), грн.;

    – стоимость расследования несчастного случая, грн.;

    – стоимость продукции, недополученной в результате травм (болезни), грн.;

    где – стоимость всей продукции, произведенной за год, грн.;

    Для приближенных расчетов материального ущерба от травматизма () и заболеваемости () можно использовать формулу:

    - средняя зарплата работников хозяйства за смену (день), грн/см.

    1,5 – коэффициент, учитывающий приближенность расчетов.

    Определим удельные материальные последствия от травматизма (иПт. уд ) и заболеваемости ().

    где - материальные последствия от травматизма и заболеваемости, грн;

    - среднесписочное число работающих в учетном году, чел.

    Подставляя составляющие в формулы 4.1, 4.2 получим: (см. таблицу 4.1)

    4.5 План мероприятий по совершенствованию работы службы охраны труда предприятия в 2002-2003 гг

    4.5.1 Провести курсовое обучение и аттестацию всех работников мастерской по вопросам охраны труда.

    Срок выполнения: март 2003- апрель 2004 гг.

    Ответственные: главный специалист, зав. мастерской, инженер по охране труда.

    4.5.2 Разработать и изготовить стенд для разборки двигателей внутреннего сгорания после ремонта.

    Срок выполнения: сентябрь 2003 гг.

    Ответственные: зав. мастерской, главный инженер.

    4.5.3 Разработать инструкцию по охране труда при разборке ДВС на стенде.

    Срок выполнения: сентябрь 2003 г.

    Ответственные: зав. мастерской, инженер по охране труда главный инженер, юрисконсульт.

    4.5.4 Оборудовать гардеробную и душевую для работников мастерской.

    Срок выполнения: июль 2003г.

    Ответственные: зав. мастерской.

    4.5.5 Заменить в буфете мастерской изношенное технологическое оборудование.

    Срок выполнения: март 2003г.

    Ответственные: зав. мастерской, зав. буфетом, профком.

    4.5.6 Провести очередную проверку и пломбирование контрольно-измерительных приборов и приборов для сосудов, работающих по давлением.

    Срок выполнения: апрель 2003г.

    Ответственные: зав. мастерской, главный инженер.

    4.5.7 Застеклить все окна в мастерской.

    Срок выполнения: октябрь 2002г.

    Ответственные: зав. мастерской, главный инженер, профком.

    4.6 Разработка модели возникновения опасной ситуации и ее последствий

    Для составления модели сначала определяем опасные условия (ОУ):

    ОУ1 – на кран-балке, подающей блок-картер к разборочному стенду, вышел из строя ограничитель высоты подъема;

    ОУ2 – рабочий находится в опасной зоне.

    Далее определяются опасные действия (ОД):

    ОД1 – оператор не своевременно нажал кнопку «стоп».

    Выявляются причины опасной ситуации (ОС):

    ОС1 – при перемещении двигатель ударился о металлоконструкцию кран-балки;

    ОС2 – обрыв грузового троса кран-балки;

    ОС3 – падение двигателя на людей.

    Возможные последствия данных опасных условий и ситуаций:

    Тс – смертельная травма;

    БП – без последствий для людей.

    Причинная взаимосвязь этих событий представляет собой модель возникновения опасной ситуации и ее последствий.

    Схема данной модели представлена на листе 9.

    Мероприятия по устранению причин, приведших к травме рабочего:

    1. Провести внеплановый инструктаж по охране труда со всеми ремонтными работниками.

    Срок выполнения: в день аварии или на следующий день.

    Ответственный: зав. мастерской.

    2. Организовать постоянный контроль за техническим состоянием грузоподъемных машин, не использовать в работе неисправные.

    Срок выполнения: постоянно.

    Ответственный: зав. мастерской, гл. инженер.

    3. Провести курсовое обучение по подразделам охраны труда со всеми работниками мастерской.

    Срок выполнения: февраль 2003г.

    Ответственный. гл. инженер, инженер по охране труда, зав. мастерской.

    4. Разработать инструкцию по охране труда при работе на грузоподъемных машинах.

    Срок выполнения: через 5 дней после Н. С.

    Ответственный. гл. инженер, инженер по охране труда, зав. мастерской, юрисконсульт.

    Обеспечение безопасности труда на предприятии - пример - 4.0 out of 5 based on 1 vote