Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по испытанию такелажных средств img-1

инструкция по испытанию такелажных средств

Рейтинг: 4.6/5.0 (1900 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Опробование и испытание такелажных приспособлений

С помощью такелажных приспособлений поднимают, перемещают и устанавливают различные грузы. От надежности работы такелажных приспособлений зависит безопасность людей, поэтому исправности такелажных приспособлений уделяется особенное внимание.

Все съемные грузозахватные и грузоподъемные приспособления после их изготовления или ремонта подлежат техническому освидетельствованию на заводе, где их изготовляли или ремонтировали. При техническом освидетельствовании такелажные приспособления испытывают нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

Перед каждым подъемом грузов или конструкций, а также в тех случаях, когда такелажное оборудование еще не было в эксплуатации, все грузоподъемные механизмы и такелажную оснастку осматривают, а затем опробуют.

Стропы опробуют, поднимая ими номинальный груз на высоту 200—300 мм и выдерживая его в этом положении 10—20 мин. Во время опробования осматривают стропы, особенно в местах счаливания или соединения сжимами.

Все вновь поступившие на монтаж такелажные приспособления (блоки, полиспасты, лебедки, домкраты, якоря, тали и тельферы) перед началом работы опробуют в рабочем положении.

Рабочие, обслуживающие такелажные приспособления, должны периодически осматривать их. Не реже чем через каждые б месяцев следует осматривать траверсы, через 1 месяц — захваты, через каждые 10 дней—стропы. Результаты осмотра такелажных приспособлений заносят в журнал учета и осмотра.

Такелажные приспособления подлежат испытанию в процессе работы. Так, стропы испытывают через каждые 6 месяцев нагрузкой, превышающей их поминальную грузоподъемность на 25%, в течение 10 мин. Результаты испытания заносят в журнал. К каждому грузоподъемному приспособлению прикрепляют табличку или бирку с указанием предельной рабочей нагрузки, даты испытания и инвентарного номера.

Траверсы, так же как и стропы, испытывают через каждые 6 месяцев нагрузкой, на 25% превышающей их номинальную грузоподъемность.

Полиспасты и блоки испытывают один раз в год.

Домкраты также испытывают раз в год при периодическом техническом освидетельствовании. Испытание проводят статической нагрузкой, превышающей предельную грузоподъемность не менее чем на 10%, в течение 10 мин. При этом винты (рейки, шток) должны быть выдвинуты в крайнее верхнее положение.

Тали, тельферы и лебедки испытывают один раз в год, проверяя их нагрузкой, превышающей рабочую на 25%.

Лебедки, предназначенные для подъема людей и взрывчатых грузов, а также тали при статическом испытании проверяют нагрузкой, превышающей в 1,5 раза их грузоподъемность, а при динамическом — нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10%.

Для испытания такелажных приспособлений разработан универсальный стенд (рис. 35), на котором в условиях, сходных с рабочими, можно испытывать блоки, полиспасты, лебедки различных видов, канатные и цепные стропы, винтовые стяжки, а с помощью дополнительных приспособлений — тали и тельферы. Например, испытываемый полиспаст не только нагружается грузом, но в нем под нагрузкой вращаются ролики.

Стенд состоит из жесткой рамы, выполненной из прокатного металла, и дополнительных столов. С правой стороны стенда расположена стрела, прикрепленная к раме шарнирио, на другом конце стрелы — ролик, через который проходит грузовой канат. С левой сто-роны стенда находится основной механизм стенда — электрическая лебедка с тяговым усилием 7500 кгс. Для создания определенной нагрузки на испытываемое приспособление служит наборный груз общим весом 7500 кг. Груз висит на канате, который проходит через отводной блок на конце стрелы, а затем после огибания второго блока крепится к концу стрелы.

Рис. 35. Стенд для испытания полиспаста:
1 — ролик, 2 — подвеска, 3 — грузовой канат, 4 — наборный груз, 5 и 15 — отводные блоки, 6 — столы. 7 — стяжка. 8 — динамометр, 9 — место для испытываемой лебедки, 10 — электрическая лебедка, 11 — предохранительный щит, 12 — рама стенда, 13 — испытываемые блоки полиспаста; 14 — мертвая нить полиспаста, 16 — блок. 17 — канат для изменения вылета стрелы, 18— стрела, 19 — сбегающая нить полиспаста

Испытываемый полиспаст с трехрольными блоками закреплен на раме. Сбегающая нить полиспаста идет через отводной блок к блоку. Мертвая (нулевая) пить полиспаста через отводной блок и стяжку соединяется с динамометром, а затем через системы блоков идет к лебедке.

Вылет стрелы изменяют с помощью каната. Во время испытания обслуживающий персонал находится у электрической лебедки за специальным щитом. Лебедку при испытании на стенде устанавливают на специально предусмотренное для нее место. Для испытания талей и тельферов стенд оснащают двумя треногами с помещенной на них балкой-монорельсом. Поднимают к устанавливают треноги, монорельс, а также тали и тельферы с помощью стрелы. Для подъема может быть использован канат или специальная подвеска на стреле.

К атегория: - Такелажные приспособления

Другие статьи

Такелажные средства - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Большая Энциклопедия Нефти Газа Такелажные средства

Такелажные средства периодически испытывают вне зависимости от того, были ли они в работе. Нормы и сроки испытаний определяются соответствующими инструкциями.

Такелажные средства периодически испытывают независимо от того, были они в работе или не были. Нормы и сроки испытаний определяются соответствующими инструкциями.

Такелажные средства подвергают периодическому осмотру и испытывают с периодичностью 1 год.

Такелажные средства применяются при невозможности или нецелесообразности использования монтажных кранов. Применение мачт и порталов, которые удерживаются расчалками, занимающими большую территорию и закрепленными за временные якори, потенциально опасно, потому что за расчалки может задеть кран или транспорт и вызвать падение такелажного оборудования. Известны крупные аварии, связанные с применением мачт, удерживаемых расчалками. Поэтому лучше применять безъякорные схемы подъема аппаратов способом поворота вокруг шарнира, из которых наиболее перспективен метод выжимания специальными подпорками или гидравлическим подъемником. Особенно целесообразны безъякорные схемы подъема при стесненных условиях монтажа.

Схемы стендов для испытания полиспастов и стропов.

Такелажные средства полагается периодически осматривать. Сроки осмотров регламентированы: стропы - через каждые 10 дней, захваты - через 1 мес, траверсы - через 6 мес.

Схемы стендов для испытания полиспастов и стропов.

Такелажные средства испытывают на стендах. Стенды должны обеспечить нагружение оснастки в условиях, близких к нормальным условиям эксплуатации, измерение нагрузок с достаточной точностью, а также выдерживание под нагрузкой испытуемой оснастки в течение установленного для этого времени. Монтажными организациями разработано несколько типов стендов. В одних стендах нагружение осуществляется грузовыми лебедками. Усилия замеряют динамометрами, установленными на тянущем канате. Схема такого стенда показана на рис. 105, а. Она состоит из двух тележек /, на которых устанавливается испытуемый полиспаст или строп.

Такелажные средства и приспособления требуются и в тех исключительных случаях, когда котлы подаются на монтаж в виде набора отдельных секций и сборка их производится непосредственно на фундаментах. Выбор такелажных средств и приспособлений зависит от массы монтируемого оборудования, а также местных условий производства работ.

Какие такелажные средства и приспособления применяют при установке опор.

Подготовляют такелажные средства ( краны, тали, стропы) для подъема и поворачивания вала относительно собственной оси в процессе обработки; для защиты от повреждения обработанных поверхностей между стропами и валом закладывают предохранительные прокладки из мягкого материала.

Нагрузки на такелажные средства при подъеме вертикального оборудования методом поворота определяют либо графическим ( рис. 11), либо аналитическим методом.

Стойки для вводов 110, 220 и 500 кв. а - стойка под ввод 500 кв ( верхняя площадка сварная, конструкция опорной фермы разборная - на болтах. б - стойка под вводы 330 и 110 кв ( сварная конструкция. для вводов 110 кв размеры поставлены в скобках. / - перила. 2 - швеллер № 10. Л - угловая сталь 75X75. 4 - углевая сталь 50X50.

Заранее подготавливаются такелажные средства и технологическая оснастка, необходимая для снятия трансформатора с фундамента, перевозки его на ремонтную площадку и вскрытия; разрабатываются четкий график и детальный план организации работы.

Монтажные приспособления и такелажные средства [ Разд.

. © Copyright 2008 - 2014 by Знание

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПЫТАНИЮ ПЕРЕНОСНЫХ ЛЕСТНИЦ И СТРЕМЯНОК - Мої статті - Інструкції з охорони праці - Інструкції з охорони праці

Інструкції з охорони праці

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПЫТАНИЮ ПЕРЕНОСНЫХ ЛЕСТНИЦ И СТРЕМЯНОК

1.1 Инструкция по испытанию переносных лестниц и стремянок (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Правилами безопасности при работе с инструментом и приспособлениями, в целях оказания помощи инженерно-техническим работникам, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию переносных лестниц и стремянок по подготовке, проведению и оценки полученных результатов при проведении испытаний переносных лестниц и стремянок.
1.2 При строительных, монтажных и ремонтно-эксплуатационных работах применяются лестницы следующих типов:
- приставные раздвижные трехколенные (трехзвенные) деревянные типа Л-3К;
- приставные и подвесные одноколенные;
- стремянки.
1.3 Все переносные лестницы и стремянки должны испытываться статической нагрузкой после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации:
- лестницы и стремянки металлические - 1 раз в 12 месяцев;
- лестницы и стремянки деревянные - 1 раз в 6 месяцев;
- лестницы веревочные и подвесные - 1 раз в 6 месяцев.

2. Подготовка к проведению испытаний

2.1 Переносные лестницы и стремянки, предъявляемые к испытаниям, вначале подвергаются визуальному осмотру. При этом должно быть установлено, что:
- деревянные детали и оковки плотно (без зазора) прилегают одна к другой, (заделывание зазоров между деталями не допускается);
- деревянные детали лестниц подвергнуты горячей пропитке натуральной олифой с последующим покрытием бесцветным лаком, (окрашивать деревянные лестницы краской запрещается);
- ступени деревянных лестниц врезаны в тетиву и через каждые 2 м скреплены стяжными болтами диаметром не менее 8 мм, (применять лестницы, сбитые гвоздями, без скрепления тетив болтами и врезки ступенек в тетивы запрещается);
- у приставных деревянных лестниц и стремянок длиной более 3 м должно быть не менее двух металлических стяжных болтов, которые устанавливаются под нижней и верхней ступенями;
- общая длина деревянной приставной лестницы не превышает 5м;
- шипы ступенек плотно (без зазоров) входят в гнезда тетив.
2.2 Приставные лестницы и стремянки должны быть оборудованы устройствами, исключающими возможность их самопроизвольного сдвига и опрокидывания при работе.
2.3 На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на грунте, а при использовании лестниц на гладких поверхностях (паркете, металле, плитке, бетоне) на них должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользящего материала.
2.4 Верхние концы лестниц, приставляемых к трубам или проводам, должны быть снабжены специальными крюками-захватами, предотвращающими падение лестницы от действия ветра и случайных толчков.
2.5 У подвесных лестниц, применяемых для работы на конструкциях и проводах, должны быть приспособления, обеспечивающие их прочное закрепление.
2.6 Стремянки должны быть снабжены приспособлениями (крюками, цепями), не позволяющими им самопроизвольно раздвигаться во время работы, уклон стремянок должен быть не более 1:3.
2.7 Ширина приставной лестницы и стремянки вверху не менее 300 мм, внизу не менее 400 мм.
2.8 Расстояние между ступенями лестниц должно быть от 300 до 340 мм (кроме раздвижных трехколенных, у которых расстояние между ступенями - 350 мм), а расстояние о первой ступени до уровня установки (пола, земли и т.п.) – не более 400 мм.
2.9 Металлические детали лестниц очищены от ржавчины, обезжирены и все, кроме крепежных деталей, окрашены в черный цвет; шайбы, головки стяжек и шурупы покрыты бесцветным лаком.
2.10. Сращивание деревянных приставных лестниц допускается путем прочного соединения их металлическими хомутами, накладками с болтовым креплением и т.п.
Сращивание более двух деревянных приставных лестниц не допускается.

3. Проведение испытаний и оценка их результатов

3.1 Контроль за состоянием лестниц и стремянок должно осуществлять лицо из числа руководителей, специалистов и служащих, которое назначается распоряжением по подразделению (цеху, участку и т.п.) организации и/или приказом по предприятию.
Осмотр лестниц и стремянок производит это лицо при проведении испытаний, а перед применением – сам рабочий.
3.2 При осмотре деревянных лестниц следует обращать внимание на соответствие их техническим требованиям, на состояние древесины, а также на качество пропитки покрытий.
Трещины в ступеньках и тетиве допускаются длиной не более 100 мм и глубиной не более 5 мм. При этом трещины не должны ослаблять тетиву и ступеньки лестницы. Какие – либо заделки трещин или надломов шпатлевкой, склеиванием или другим способом запрещаются.
Колена раздвижных приставных лестниц должны плавно выдвигаться и сдвигаться, надежно стопориться на любой заданной высоте. Они не должны самопроизвольно складываться. Усилие, необходимое для выдвижения колен лестниц, должно быть не более 500 Н (50кгс).
Упоры, которыми заканчивается тетива, должны быть плотно закреплены на ней и не иметь люфта. При истирании резиновых башмаков последние должны быть заменены; затупившиеся наконечники должны быть заточены.
3.3 При осмотре металлических лестниц следует убедиться в отсутствии деформации узлов, трещин в металле, заусенцев, острых краев, нарушений крепления ступенек к тетивам.
3.4 При осмотре веревочных лестниц необходимо убедиться в том, что канат не имеет разрывов, надрезов, распущенных участков, тетивы надежно связаны со ступеньками без ослабления узлов, захваты прочно сцеплены с канатом с затяжкой его проволочными бандажами.
3.5 При статических испытаниях приставные и раздвижные деревянные и металлические лестницы устанавливают на твердом основании и прислоняют к стене под углом 75 градусов к горизонтальной плоскости, трехколенные лестницы должны быть полностью раздвинуты.
3.6 Испытания лестниц и стремянок проводят путем подвешивания к ступеням и тетивам статического груза. Продолжительность каждого испытания 2 минуты.
3.7 Испытания раздвижной лестницы
3.7.1 Для проведения испытания на прочность ступеньки раздвижной лестницы в середине неусиленной ступеньки нижнего колена подвешивают груз 2кН (200кгс) (груз может быть подвешен к средней ступеньке).
3.7.2 Испытания тетив производят в два приема. Сначала к каждой тетиве подвешивают посередине груз 1 кН (100кгс). Испытанию подвергают все колена поочередно. После снятия груза к обеим тетивам в середине среднего колена подвешивают груз 2кН (200 кгс). Груз может подвешиваться к средней ступеньке.
3.7.3 Самопроизвольное складывание лестницы в ходе испытаний не допускается. После проведения испытаний лестница не должна иметь повреждений, раздвигающиеся колена лестницы должны свободно подниматься и опускаться.
3.8 Испытания приставной лестницы
3.8.1 При испытании приставной лестницы к одной неусиленной ступеньке в середине пролета подвешивают груз 1,2 кН (120 кгс) (Рис. 1). После удаления груза на ступеньках и в местах врезки их в тетивы не должно обнаруживаться повреждений.


3.8.2 Ступеньки лестниц, состояние которых при осмотре внушает сомнение, должны быть испытаны дополнительно подвешиванием к ним груза 1,2 кН (120 кгс) (Рис.1).
3.8.3 Обнаруженные в процессе испытаний неисправности лестниц устраняют, после чего испытания повторяют в полном объеме.
3.8.4 Таким же образом испытывается сращенная приставная лестница.
3.9 Испытания стремянок
3.9.1 Стремянки перед испытаниями устанавливают в рабочее положение на ровной горизонтальной площадке. К неусиленной ступеньке в средней части стремянки подвешивают груз 1,2 кН (120 кгс).
3.9.2 Если ступеньки имеются на обоих смежных коленах стремянки, то после испытаний первого колена аналогичным способом испытывают второе.
3.9.3 Если второе колено не является рабочим и служит только для упора, то его испытывают грузом 1 кН (100 кгс), подвешенным к каждой из тетив в средней части колена. После испытаний стремянка не должна иметь повреждений.
3.10 Испытания цепей, крючьев и запирающих устройств раздвижных лестниц
3.10.1 Для испытаний цепей, крючьев и запирающих устройств раздвижных лестниц необходимо подвесить лестницу за крючья в вертикальном положении и к нижней ступеньке подвесить груз 2 кН (200 кгс).
3.10.2 После снятия груза не должно наблюдаться трещин в местах сварки звеньев цепи, а также деформации этих звеньев и запирающих устройств.

4. Оформление результатов испытаний

4.1 Дата и результаты периодических осмотров и испытаний лестниц и стремянок фиксируются в «Журнале учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений» (Приложение).
4.2 На испытанной лестнице должны быть нанесены следующие данные:
- инвентарный номер (по подразделению);
- дата следующего испытания;
- принадлежность цеху (участку и т.п.).
У деревянных и металлических лестниц – на тетивах, у веревочных – на прикрепленных к ним бирках.

5. Требования безопасности

5.1 До начала испытаний должна быть обеспечена устойчивость лестницы, при этом необходимо убедиться путем осмотра и опробования в том, что лестница не может соскользнуть с места или быть случайно сдвинута.
5.2 Испытания переносных лестниц и стремянок следует проводить с использованием электротельфера грузоподъемностью не менее 500 кг на ровной горизонтальной площадке.
5.3 Персонал, проводящий испытания, должен соблюдать требования безопасности, указанные в инструкции по охране труда при работе с грузоподъёмным механизмом.
5.4 Место проведения испытаний должно быть освобождено от посторонних предметов, стесняющих действия работающих. Освещение испытательного поля должно обеспечивать возможность полного визуального контроля за зоной проведения испытаний.
5.5 В зоне проведения испытаний не должны находиться посторонние лица.
Запрещается устанавливать приставные лестницы на участках движения транспортных средств или организованного прохода людей, а также около и над вращающимися механизмами, работающими машинами, транспортерами и т.п.
5.6 Для строповки испытательных грузов должны применяться штатные приспособления или стропы.
5.7 Высота подъема испытательных грузов от пола должна быть минимально необходимой (200-300мм).
5.8 Устанавливать приставные лестницы под углом более 75° без дополнительного крепления их в верхней части не допускается.
5.9 Запрещается оставлять без присмотра электротельфер и испытуемую лестницу с подвешенным испытательным грузом.
5.10 По окончании испытаний рабочее место должно быть убрано.
5.11 При перемещении лестницы (стремянки) двумя работниками лестницу (стремянку) необходимо нести наконечниками назад, предупреждая встречных об осторожности. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.
5.12 Лестницы и стремянки должны храниться в сухих помещениях в местах, где исключены их случайные механические повреждения.

До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.

Пошук Друзі сайту Корисне Теги

Copyright instruktor.ucoz.net © 2016

Инструкция об охране труда при выполнении такелажных работ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Требования настоящей инструкции распространяются на все виды такелажных работ, проектируемых и выполняемых организациями корпорации "Укрмонтажспецстрой" при подъеме, перемещении и установке в проектное положение грузов (оборудования, конструкций, трубопроводов, их блоков, узлов, деталей и др.) за исключением погрузочно-разгрузочных работ, регламентированных ГОСТ 12.3.009-76.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. К такелажным работам относятся: подъем, перемещение, установка в проектное положение и закрепление грузов, а также подготовительные и заключительные работы при установке и освобождении такелажных приспособлений и механизмов.

2.2. Такелажные работы должны выполняться в соответствии с требованиями настоящей инструкции, главы СНиП по технике безопасности в строительстве, действующих инструкций и правил органов государственного надзора (Госнадзорохрантруда, Управления государственной пожарной охраны МВД Украины и др.).

2.3. При выборе метода подъема и перемещения грузов следует учитывать степень безопасности выбранного метода. Должны быть учтены следующие опасные производственные факторы и их взаимное сочетание:

- топографические (рельеф местности, планировка, размеры опасной зоны, отметка расположения работающего от условного нуля и др.);

- организационные (совмещение работ, в том числе по высоте; условия действующего цеха и т.п.);

- метеорологические (температура, ветер, туман, дождь, запыленность, взрыво- и пожароопасность и т.п.);

- эргономические (физическая и психологическая нагрузка на работающего, освещенность рабочего места, соответствие индивидуальных качеств работающего характеру выполняемых работ и т.п.);

- возможность наблюдения за движением груза;

- связь между участниками подъема и перемещения груза;

-потенциальная опасность (напряжения в канатах, элементах такелажных приспособлений, якорей, оборудования и т.п.).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

3.1. Такелажные работы должны производиться в строгом соответствии с проектом производства работ (ППР), технологическими картами и технологическими записками, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

В ППР, технологических картах и технологических записках на такелажные работы должны быть отражены вопросы техники безопасности.

3.2. При разработке и выполнении технологических процессов такелажных работ следует предусматривать максимальную их механизацию, автоматизацию, применение дистанционного управления процессами и операциями.

3.3. При выборе метода подъема и перемещения груза используемого оборудования и приспособлений необходимо учитывать конкретные условия зоны производства такелажных работ.

Должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность работающих от действий опасных факторов, свойственных выбранным методам и зоне производства такелажных работ, а также сочетания опасных факторов.

3.4. Система связи, сигнализации (обмена информацией) должна выбираться с учетом конкретных условий и обеспечивать четкость передачи информации и однозначность ее понимания.

3.5. При укладке, подъеме, перемещении груза отдельные детали и части должны быть закреплены, а также приняты меры обеспечивающие устойчивость груза и исключающие возможность неуправляемого перемещения и перенапряжения какого-либо элемента или узла.

3.6. При подъеме или перемещении груза с использованием нескольких подъемных или тяговых средств должны быть приняты меры, исключающие возможные перегрузки какого-либо подъемного или тягового средства.

3.7. При перемещении груза с использованием не огражденных канатов расстояние, отделяющее людей от канатов, должно быть менее расстояния между перемещаемым грузом и тяговым средством.

Допускается расположение людей около канатов при условии применения ограждений, исключающих травмирование людей при разрыве каната.

3.8. При перемещении груза по горизонтальному участку пути любым способом люди должны находиться сбоку от перемещаемого груза; при перемещении груза по наклонному участку пути люди должны находиться с возвышенной стороны от перемещаемого груза.

3.9. Строповка поднимаемого груза должна производиться за специальными местами в соответствии со схемой строповки, разработанной в ППР.

Строповка должна исключать возможность нарушения Формы опрокидывания груза.

3.10. Перед подъемом груз должен быть приподнят на 200-300 мм и удерживаться в таком положении не менее 10 минут, после чего должны проверяться надежность строповки груза и состояние основания под такелажными приспособлениями или кранами.

Если приподнять груз полностью перед началом подъема невозможно (подъем вертикальных конструкций методом скольжения) необходимо провести испытание всех элементов, участвующих в подъеме.

3.11. При горизонтальном перемещении поднятого груза расстояние между низом груза и выступающими частями оборудования, конструкций, фундаментов и т.п. должно быть не менее 0,5 м; боковой зазор между грузом и выступающими частями оборудования, конструкций, фундаментов и т.п. - не менее 1,0 м с учетом амплитуды раскачивания груза.

3.12. Нахождение людей в боковом зазоре между грузами и выступающими частями оборудования, конструкций, фундаментов и т.п. в процессе перемещения груза не допускается.

3.13. При подъеме грузов любыми методами должны быть приняты меры, исключающие возможность касания поднимаемого груза элементов крана, такелажных приспособлений, окружающих строений, фундаментов и т.д.

При передвижении крана с грузом зазор между стрелой крана и грузом должен быть не менее 0,5 м с у четом амплитуды раскачивания груза.

3.14. Перемещение груза, поднятого двумя или несколькими кранами, должно производиться в соответствии с ППР, разработанным специализированной организацией.

3.15. При подъеме и перемещении груза тремя и более стреловыми кранами движение любого производиться в соответствии с циклограммой работы кранов, разработанной в ППР, исключающей возможность перегрузки любого крана.

3.16. Работы по подъему и перемещению грузов двумя или несколькими кранами должны выполняться под непосредственным руководством специально назначенного инженерно-технического работника.

3.17. Реконструкция грузоподъемных кранов с целью изменения их грузовых характеристик (временное расчаливание стрел, опирание стрел, соединение стрел ригелем и др.), должны осуществляться в соответствии с проектом, разработанным специализированной организацией и удовлетворять требованиям "Инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и реконструкцией подъемных сооружений", утвержденной Госнадзорохрантруда 16.12.93 г.

3.18. При подъеме груза методом поворота вокруг шарнира с использованием грузоподъемных средств и дотягивающей системы грузоподъемные средства должны освобождаться после полной передачи нагрузки на дотягивающую систему.

3.19. Строповка груза, установленного в проектное положение, должна производиться после надежного его закрепления.

3.20. При одновременном подъеме нескольких грузов методом поворота вокруг шарнира с использованием одной монтажной мачты должны быть приняты меры, обеспечивающие перемещение центра масс поднимаемых грузов вдоль продольной оси симметрии монтажной мачты.

Допускаемое отклонение центра масс поднимаемых грузов продольной оси, симметрии монтажной мачты должно определяться расчетом и обеспечивать прочность и устойчивость монтажной мачты.

3.21. Использование неэксплуатируемых технологических трубопроводов, оборудования, элементов строительных конструкций и т.п. в качестве приспособлений для выполнения такелажных работ должно быть согласовано с организацией, в ведении которой находятся указанные трубопроводы, оборудование, конструкции и т.п. а также с организацией проектировавшей указанные сооружения.

Не допускается использование в качестве приспособлений выполнения такелажных работ эксплуатируемых технологических трубопроводов и оборудования, а также трубопроводов и оборудования, в которых находились горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.

3.22. Действие работников при подъеме и перемещении груза должны определяться только инструкциями и указаниями руководителя, назначенного в установленном порядке.

По сигналу "Стоп", независимо от того, кем он подан, работы по подъему и перемещению груза должны быть прекращены.

3.23. При перерывах в работе должны быть приняты исключающие возможность самопроизвольного движения груза.

3.24. При нарушении работы какого-либо узла или элемента такелажной оснастки, приспособления, оборудования грузоподъемной машины, системы обмена информацией и т.д. работы по подъему и перемещению груза должны быть прекращены, люди из опасной зоны удалены и приняты меры по устранению аварийной ситуации.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ

4.1. Зона производства такелажных работ может быть расположена на отдельной площадке, непосредственно в строящемся или эксплуатируемом здании, сооружении, установке и т.п.

4.2. Зона производства такелажных работ должна отвечать требованиям ППР, действующих санитарных норм, СНиП III-4-80* "Техника безопасности в строительстве" и "Правил пожарной безопасности в Украине. Общие требования".

4.3. На крутых склонах гор зона производства такелажных работ должна устраиваться на специально спланированных площадках или эстакадах.

Устройство этих зон в местах горных камнепадов и снежных обвалов не допускается.

4.4. При перемещении механизмов и такелажных приспособлений (лебедок, кранов, порталов, мачт и т.п.) по строительным конструкциям (плитам, покрытиям каналов, тоннелей, перекрытий зданий и т.д.), а также при установке механизмов и такелажных приспособлений на строительные конструкции должны быть приняты меры, согласованные с проектной организацией и заказчиком, обеспечивающие распределение напряжений в строительных конструкциях от устанавливаемых механизмов и такелажных приспособлений, не превышающих расчетное.

4.5. Требования к опасной зоне:

4.5.1. Размеры опасной зоны должны назначаться с учетом расположения якорей, лебедок; габарита груза, такелажного приспособления, используемого механизма; высотной отметки производства работ; расположения линий электропередачи и т.п.

4.5.2. Для такелажных работ, выполняемых на высоте, граница опасной зоны должна проходить за пределами горизонтальной проекции рабочей площадки на ниже лежащую поверхность (промежуточное перекрытие, поверхность земли и т.п.), увеличенной на 1/3 высоты (но не менее 2 м) ее расположения относительно ниже лежащей поверхности.

4.5.3. Для работ с применением автомобильных, гусеничных и пневмоколесных самоходных кранов граница опасной зоны должна проходить за пределами площадки радиусом, равным длине стрелы крана, увеличенной на расстояние, равное наибольшему расстоянию от края груза до его центра тяжести.

4.5.4. Для работ с применением башенных кранов опасная зона должна быть ограничена размером площадки радиусом, равным горизонтальной проекции стрелы, увеличенной на 1/3 высоты вертикали от головки подкранового рельса до оголовка стрелы не менее 7 м - при высоте подъема груза до 100м. Длина опасной зоны должна определяться расстоянием между крайними стоянками крана увеличенным на два радиуса опасной зоны.

4.5.5. Для работы с применением нескольких башенных кранов опасная зона должна определяться совокупностью опасных зон по 4.5.4 настоящей инструкции для каждого крана.

4.5.6. Для работ с применением монтажных мачт, порталов, шевров и других такелажных средств граница опасной зоны должна проходить за пределами расположения якорей, лебедок территории, образованной окружностями с радиусами, равными наибольшей высоты подъема груза или такелажных приспособлений.

4.5.7. Для работ с применением козловых и мостовых кранов граница опасной зоны должна проходить за пределами проекции путей грузовой тележки крана, увеличенной на 1/3 высоты подъема груза (но не менее 2 м). Длина опасной зоны определяется расстоянием между крайними стоянками крана, увеличенным на 2/3 высоты подъема груза.

4.5.8. При монтаже оборудования безмачтовым способом, путем крепления грузоподъемного средства к строительным конструкциям каркаса здания, граница опасной зоны должна проходить за пределами расположения лебедок, отводных блоков и горизонтальной проекции поднимаемого, увеличенной на 1/3 высоты подъема груза (но не менее 2 м).

4.5.9. Перед началом работ должны быть приняты меры исключающие возможность расположения в пределах опасной зоны людей, не имеющих отношения к выполняемой работе.

4.5.10. Действующие трубопроводы в пределах опасной зоны должны быть отключены, освобождены от взрывоопасных, горючих вредных веществ и обезврежены путем продувки и заполнения азотом или углекислым газом.

Допускается эксплуатация подземных трубопроводов в пределах опасной зоны с обеспечением мер пожарной безопасности для их безопасной работы, которые должны быть предусмотрены ППР.

4.6. Требования к освещению.

4.6.1. При работе в темное время суток зона производства такелажных работ должна обеспечиваться освещением участков, где по условиям производства возможно пребывание людей.

Освещение этой зоны должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

4.6.2. При необходимости эвакуации людей или продолжения работы в случае внезапного отключения освещения зона производства такелажных работ должна быть обеспечена аварийным освещением.

4.6.3. К линии аварийного освещения не допускается подключать какие-либо другие потребители электроэнергии.

4.6.4. Для аварийного освещения допускается использование электрических фонарей с аккумуляторами или сухими батареями и других переносных источников света.

4.6.5. Подъем и перемещение крупногабаритного оборудования и вертикальных конструкций в ночное время запрещается.

5. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИХ ХРАНЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ

5.1. Для производства такелажных работ должны применяться канаты, отвечающие требованиям ГОСТ 3241-80, а также ГОСТов на канаты определенного типа и конструкции.

Применение синтетических и других материалов должно производиться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, хранению и браковке, разработанными специализированными организациями.

5.2. Не допускается использование пеньковых канатов в качестве грузовых.

5.3. Стальные канаты и изделия из них должны храниться смазанными, в закрытом сухом проветриваемом помещении на стальном, бетонном, деревянном полу или деревянных подкладках.

Канаты должны смазываться:

- при постоянной работе - один раз в 3 месяца;

- при хранении на складе или эпизодической работе - один раз в год. Для канатов должны применяться смазки, рекомендуемые заводами-изготовителями канатов.

5.4. Для транспортировки и хранения канат должен быть намотан на барабан (катушку) диаметром 15 диаметров каната.

Допускается транспортировка и хранение каната диаметром 30 мм при массе до 700 кг в бухтах, прочно перевязанных в 4-6 местах.

5.5. Сматывание каната с барабана (катушки) или бухты должно производиться путем вращения барабана (катушки), бухты.

Не допускается сматывать канат с барабана (катушки) или бухты путем сбрасывания петель.

5.6. Крепление стального каната к элементам такелажных средств, не подведомственных Госнадзорохрантруда, при совместном многократном использовании должно производиться неразъемной, а при однократном использовании - разъемными петлями.

Крепление канатов узлами не допускается.

5.7. Неразъемная петля на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению должно выполняться при помощи обжимной гильзы, гильзоклинового соединения или заплетки.

5.8. Сращивание канатов разных диаметров и конструкций заплеткой не допускается.

5.9. Разъемная петля на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению должна выполняться с применением ковша и зажимов или разъемных клиновых зажимов.

5.10. Для разъемных соединений канатов должны применяться клиновые зажимы с вкладышем, выполняемым по профилю соединяемых канатов, а также рожковые зажимы или зажимы других типов, у которых имеется дужка, изогнутая по диаметру каната.

5.11. Расположение и крепление канатов в такелажных средствах должны исключать возможность их схода с барабанов, блоков и направляющих, а также касания с конструкциями и другими канатами. Соприкосновение канатов и элементов такелажных средств с токоведущими проводами не допускается.

5.12. В местах резких перегибов канатов должны устанавливаться подкладки, предохраняющие каната от разрушения.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

6.1. Оборудование, применяемое при производстве такелажных работ, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003-91.

6.2. Такелажные работы должны выполняться с использованием грузоподъемных машин, механизмов, такелажных и съемных грузозахватных приспособлений, прошедших техническое освидетельствование и испытание в установленном порядке.

6.3. Установка, регистрация, освидетельствование, испытание и эксплуатация грузоподъемных машин, механизмов (кранов, стропов, траверс, захватов) должны производиться в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных комитетом Госнадзорохрантруда 16 декабря 1993 года.

6.4. Ширина проходов между оборудованием, механизмами, такелажными приспособлениями и строениями, грузами, конструкциями и т.д. должна быть не менее 1 м.

6.5. Якоря для расчалок такелажных приспособлений (мачт, порталов, стрел и т.п.) должны быть удалены от такелажного приспособления на расстояние не менее высоты этого приспособления.

6.6. Лебедка должна устанавливаться за пределами территории, образованной окружностями с радиусами, равными 1,35 наибольшей высоты подъема груза или такелажных приспособлений на расстоянии от ближнего отводного блока не менее 20 длин барабана лебедки.

6.7. Схема использования лебедки должна обеспечивать наматывание каната на ее барабан снизу плотными ровными рядами.

6.8. Угол между плоскостью рамы лебедки и направлением навиваемого на барабан лебедки каната в вертикальной плоскости не должна превышать 5°.

Допускается увеличение угла между плоскостью рамы лебедки и направлением навиваемого на ее барабан в вертикальной плоскости до 90° при дистанционном управлении лебедкой в случаях, специально предусмотренных ППР и обоснованных расчетом.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

7.1. Организация рабочих мест должна обеспечивать безопасность выполнения работ. Рабочие места при необходимости должны иметь ограждения.

7.2. Рабочие места, расположенные над землей или перекрытием на расстоянии 1 м и выше, должны быть ограждены.

Конструкция ограждения должна отвечать требованиям ГОСТ 26887-86; ГОСТ 27321-87; ГОСТ 27373-87 и ГОСТ 24258-88.

7.3. Отверстия в перекрытиях и проемы, к которым возможен доступ людей, должны быть закрыты сплошным настилом или ограждены по всему периметру.

7.4. При примыкании настила (перекрытия) к стене, имеющей открытый проем, нижняя часть которого возвышается над поверхностью настила (перекрытия) менее, чем на 0,7м, проем должен быть огражден.

7.5. Рабочие места должны быть очищены от мусора и отходов, не загромождены материалами, деталями конструкций и т.п. освобождены от воды, разлитых масел, легковоспламеняющихся горючих веществ, химических жидкостей, а в зимнее время года очищены от снега, льда и посыпаны песком, шлаком или золой.

Рабочие места должны быть защищены от сквозняков.

7.6. При размещении рабочего места в условиях действующих производств должны быть приняты меры, исключающие воздействие на работающего опасных факторов и снижающие уровень вредных факторов до допустимых пределов.

7.7. Не допускается расположение на рабочем месте оборудования для газоэлектросварочных работ и разделительной резки металла.

7.8. При одновременной работе на разных высотах размещение рабочих мест по одной вертикали не допускается.

7.9. Место для курения оборудуется в специально отведенном месте (по согласованию с пожарной охраной предприятия). На этом месте должна быть установлена табличка "Место для курения", емкость с водой и урна для окурков.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ

8.1. К такелажным работам допускаются лица не моложе 18 и не старше 60 лет, прошедшие соответствующее обучение, инструктаж, проверку знаний, требований техники безопасности и имеющие квалификационное удостоверение.

8.2. При поступлении на работу такелажники должны пройти предварительный медицинский осмотр, а в дальнейшем проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

8.3. Инструктаж такелажников по технике безопасности должен производиться при каждом изменении вида или условий работы, но не реже одного раза в 3 месяца, а по правилам пожарной безопасности - один раз в полгода.

8.4. Повторное обучение такелажников и проверка их знаний по технике безопасности должны производиться не реже одного раза в год в установленном порядке.

8.5. К руководству такелажными работами могут быть допущены инженерно-технические работники, прошедшие обучение и проверку знаний по технике безопасности, правилам пожарной безопасности в соответствии с "Типовым положением об обучении, инструктаже и проверке знаний работающих по вопросам охраны труда" Госнадзорохрантруда не реже одного раза в 3 года.

8.6. К такелажным работам не допускаются лица, имеющие медицинские противопоказания к работе на высоте, предусмотренные соответствующими перечнями министерства здравоохранения.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

9.1. Такелажники должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты по номенклатуре типовых отраслевых норм выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

Средства индивидуальной защиты, выдаваемые такелажникам, должны отвечать конкретным условиям труда.

9.2. Спецодежда для такелажников должна защищать их от механических воздействий стальных канатов, влаги, холода и отвечать санитарно-гигиеническим условиям труда.

9.3. При производстве такелажных работ на высоте должны устраиваться леса, подмости, площадки в соответствии с требованиями главы СНиП III-4-80*, ГОСТ 26887-86, ГОСТ 27372-87и ГОСТ 2.4258-88.

При отсутствии лесов, подмостей, площадок работающие должны пользоваться предохранительными поясами и страховочными устройствами.

Специальные устройства и места для крепления карабинов предохранительных поясов и страховочных устройств должны быть указаны в ППР.

9.4. Рабочие должны быть обеспечены спецобувью, предохраняющей ноги от механических травм, влаги и скольжения.

9.5. Для защиты головы от механических травм должны применяться защитные каски. Каски должны удобно сочетаться с головным убором, соответствующим температуре среды в различное время года.

9.6. При работе такелажников в условиях повышенной запыленности и загазованности воздуха должны использоваться средства индивидуальной защиты органов дыхания.

9.7. При производстве такелажных работ в условиях, представляющих опасность для групп работающих, должны применяться специальные средства коллективной защиты.

9.8. Конструкция, порядок и способы использования средств коллективной защиты должны быть разработаны в ППР.

9.9. Спецодежда, защитные каски и спецобувь должны применяться в течение всего времени пребывания на строительной площадке.

10. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

10.1. Проверка состояния воздушной среды с повышенным содержанием вредных веществ осуществляется путем определения концентрации вредных веществ в зоне производства такелажных работ.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе зоны производства работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005-88.

10.2. Шумовые характеристики следует определять по ГОСТ 12.1.003-83.

10.3. Средства индивидуальной защиты работающих должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и проверкам в сроки, установленные нормативно-технической документацией на соответствующие средства.

10.4. Проверка несущей способности грунтового основания под механизмы и такелажными приспособлениями (кранами, мачтами, порталами, шеврами и т.д.) должна проводиться по методикам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

10.5. Положение грузоподъемных машин, такелажных приспособлений и поднимаемого груза должно контролироваться с помощью геодезических инструментов или приборов, установленных на механизмах, приспособлениях и поднимаемом грузе.

10.6. Канаты, съемные грузозахватные устройства и приспособления должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и проверкам в сроки, установленные "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденными Госнадзорохрантруда 16.12.93 г.

10.7. Затяжка зажимов для канатов должна контролироваться по общей толщине стянутых канатов, которая должна составлять 0,6 суммы диаметров канатов до затяжки.

10.8. Леса, подмости и другие приспособления для выполнения работ на высоте должны подвергаться техническому освидетельствованию в сроки, установленные СНиП II-4-80.

10.9. Усилия в элементах такелажной оснастки должны контролироваться методами и средствами, указанными в ППР.

10.10. Грузозахватные машины, механизмы (лебедки, краны, тали) и съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты) должны подвергаться периодическим осмотрам и испытаниям в сроки, установленные правилами Госнадзорохрантруда.

Домкраты должны подвергаться периодическим осмотрам и испытаниям в сроки, установленные главой СНиП III-43-80 "Техника безопасности в строительстве".

10.11. Прочие опасные и вредные производственные факторы по п.2.3 настоящей инструкции должны контролироваться методами и средствами, указанными в ППР.

Читайте также.