Категория: Бланки/Образцы
Как и любой технический узел или агрегат, сцепление трактора МТЗ - 80 нуждается в профилактическом уходе, периодической проверке и регулировке в случае необходимости. При знании устройства сцепления (а оно на самом деле предельно простое) выполнить все требуемые действия не составит труда даже неопытному трактористу-оператору.
Подробная схема устройства сцепления для белорусских тракторов марки МТЗ
Механизм управления муфтой сцепления и тормозком:
1 - тяга сцепления; 2 - тяга тормозка; 3 - рычаг вала вилок включения; 4 - кронштейн; 5 - болт; 6 - болт упорный; 7 - педаль сцепления; 8 - пружина сервоустройства.
Мы же расскажем о пошаговых действиях, которыми выполняется регулировка и о применяемых средствах для её осуществления.
Не подмажешь, не поедешьВзяток это не касается, а вот использование необходимых смазочных средств знать необходимо. К тому же, важно соблюдать регламент проводимых работ и сроки их выполнения. На трактор МТЗ предусмотрено использование следующих ГСМ:
Регулировка сцепления должна проводиться (сцепление хотя бы осматривают) каждые 60, 240 моточасов работы, смазывая выжимной подшипник указанными выше средствами. На некоторых, более современных, моделях тракторов временной лимит увеличен практически вдвое, что не отменяет аналогичного плана действий.
Смазка производится через горловину маслёнки, находящейся на корпусе отводки или на кожухе самого сцепления, связанного гибким шлангом с подшипником. При регулировке сцепления осуществляется проверка свободного хода педали (обычно составляет от 40 до 45 мм) от выжимного подшипника до отжимных рычагов.
Пошаговый порядок проверки и регулировки сцепленияВся сборка после регулировки выполняется строго в обратном порядке. Все числовые параметры величин, необходимых при регулировке сцепления на белорусских тракторах марки МТЗ вы можете прочитать в таблице:
К написанию этой небольшой заметки подтолкнули рекомендации с форумов по регулировке муфты сцепления.
Как выставить ведомый диск и отрегулировать муфту сцепления.Если у Вас нет руководства по эксплуатации Вашего трактора или оно старое и в нем не описаны операции по замене муфты сцепления: заходите на сайт завода и скачивайте абсолютно бесплатно самое свежее руководство. Поскольку операции регулировки однодисковой муфты сцепления одинаковы для всех тракторов БЕЛАРУС мощностью от 80 до 100 л.с. (и для МТЗ-82 и для МТЗ-952 и т.д.), абсолютно не важна модель трактора на которое у Вас будет руководство. Детали сцепления на разных моделях тракторов могут быть разные, а регулировки одинаковые (о том какие бывают сцепления можно прочитать здесь ).
Повторять материалы руководства мы не будем, отметим лиши следующие моменты:
1. Ведомый диск сцепления устанавливается длинной частью ступицы к маховику.
2. Для центровки ведомого диска используйте оправку (см.рис.1 ) чертеж которой приведен в руководстве по эксплуатации трактора.
С помощью оправки Вы не только отцентрируете ведомый диск, но и сможете качественно отрегулировать положение отжимных рычагов (лапок) см рис.2.
Выточить такую оправку любому токарю не составит труда, а центрировать диск по ней будет значительно удобнее, чем по электродам или по пустой бутылке.
3. Зазор между опорной поверхностью выжимных рычагов и отводкой должен составлять 3 мм (ни два, ни полтора а именно 3). Этот зазор регулируется исключительно тягами привода управления и Вам абсолютно не нужно открывать крышку под сухим отсеком и совать туда спички, пальцы и щупы. Описание регулировок привода управления приводится в руководстве по эксплуатации.
1 — тяга сцепления; 2 — тяга тормозка; 3 — рычаг вала вилок включения; 4 — кронштейн; 5 — болт; 6 — болт упорный; 7 — педаль сцепления; 8 — пружина сервоустройства.
В муфте сцепления регулируется свободный ход педали и длина блокировочной тяги тормозка.
При разборке муфты сцепления нарушается нормальное положение отжимных рычагов. Поэтому отжимные рычаги при сборке должны быть отрегулированы с помощью регулировочных винтов так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска было равно 12±0,5 мм.
Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Перед контролем положения отжимных рычагов регулировочные винты должны быть надежно законтрены контргайками. [Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. 1973 г.]
В трансмиссии трактора Минского тракторного завода МТЗ-80 и в его полноприводной версии МТЗ-82 используется фрикционное, сухое однодисковое сцепление. Неправильная регулировка деталей сцепления может привести к выходу из строя деталей самого сцепления, а также повреждению и износу деталей коробки передач, переднего и заднего моста.
Проверку и полную регулировку муфты сцепления трактора МТЗ-80 проводят при техническом обслуживании № 2. Техническое обслуживание сцепления состоит в периодической смазке выжимного подшипника, подтяжке резьбовых соединений и проведении необходимых регулировок. Подшипник необходимо смазывать после каждых 125 часов работы (при ТО-1). Регулировка производиться при остановленном двигателе и поставленном на тормоз тракторе. Сначала проверяется, а при необходимости регулируется зазор между выжимным подшипником и выжимными рычагами. Для этого необходимо снять лючок муфты сцепления. Затем провернуть коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в лючке не появится отжимной рычаг с регулировочным винтом. Щупом толщиной 3мм. Необходимо проверить зазор между выжимным подшипником и выжимными рычагами. При необходимости отрегулировать зазор.
Для этого необходимо:
В принципе в регулировке сцепления, нет ни чего сложного, если у вас нет времени заниматься вашим МТЗ, то для регулировки сцепления вы можете обратиться в компанию «Трактор Сервис», опытные автомеханики без проблем, сделают это за вас.
Смотреть видео — регулировка сцепления МТЗ 80 Поделиться ссылкой:Регулировка муфты сцепления тракторов МТЗ происходит следующим образом:
Соединительная муфта на тракторах МТЗ (Беларусь) всех новых моделей отличается от соединительной муфты трактора МТЗ-2 тем, что ее передняя вилка выполнена за одно целое с валом главной муфты сцепления. Остальные детали соединительной муфты остались неизмененными, поэтому регулировка корзины сцепления практически не отличаются (Также см. устройство соединительной муфты трактора «Беларусь» ).
Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.
© Все права защищены 2016 - Traktora
Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник
Регулировка сцепления трактора МТЗ-80 заключается в установке свободного хода педали и длины блокировочной тяги тормозка.
Так как управление сцеплением трактора МТЗ-80 объединено с управлением тормозка, их регулировка осуществляется одновременно в следующем порядке:
Как видите, регулировка сцепления трактора МТЗ-80 не должна вызвать больших трудностей при правильном подходе и устройства.
Во время разборки сцепления происходит нарушение нормального положения отжимных рычагов. При обратной сборке сцепления, отжимные рычаги регулируются с помощью регулировочных винтов, при этом расстояние от точки контакта рычагов с подшипником отводки до торцевой стороны ступицы опорного диска должно быть равным 12+-5мм.
В муфте сцепления трактора МТЗ-50 необходимо регулировать свободный ход педали и положение отжимных рычагов [рис.40].
Рис. 40. Механизм управления муфтой сцепления трактора МТЗ-50.
1) – Тяга муфты сцепления;
2) – Педаль сцепления;
5) – Болт упорный;
6) – Пружина сервоустройства.
П орядок выполнения операции:
1) Необходимо освободить педаль муфты сцепления (2) от воздействия пружины сервоустройства (6). Для этого завернуть болт (5) до упора в кронштейн (3) и отпустить болты (4) для возможности перемещения кронштейна (3).
2) Путём изменения длины тяги (1) установить свободный ход педали по подушке 50 мм.
3) Установить кронштейн (3) в крайнее верхнее положение, вращая его вокруг оси «К» против часовой стрелки до упора в болт (4). После этого затянуть болты крепления кронштейна.
4) Отворачивая упорный болт (5), следует вернуть педаль в исходное положение до упора в полик. При этом пружина должна надёжно возвращать педаль в исходное положение, если отвести её на величину свободного хода.
В случае зависания педали на участке свободного хода следует отпустить болты (4) и переместить кронштейн (3) по часовой стрелке вокруг оси «К» либо отвернуть упорный болт (5) на такую величину, которая обеспечивает возврат педали в исходное положение при отводе её на расстояние свободного хода педали.
В том случае, если при регулировке муфты сцепления невозможно установить нормальный свободный ход педали – это показывает, что фрикционные накладки на ведомом диске полностью износились. Необходимо разобрать муфту и заменить изношенные прокладки на новые.
П ри проведении разборки муфты сцепления нарушается нормальное положение отжимных рычагов. В связи с этим, отжимные рычаги при сборке должны быть отрегулированы при помощи регулировочных винтов так, чтобы расстояние между рычагами от места контакта с подшипником отводки до фланца ступицы опорного диска равнялось 29 ± 0,5 мм.
Р азность данного размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Перед проведением контроля положения отжимных рычагов регулировочные винты должны быть надёжно законтрены контргайками.
Похожие материалы:28 ноября 2012 г. 15:42
Обслуживание и регулировки сцепления трактора МТЗ и ЮМЗ
Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической смазке проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.
При ТО-1 (60 для старых моделей и 125 мот часов работы для новый моделей) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой "Литол-24 "Солидол С" или "Солидол Ж" через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником или на корпусе отводки.
При ТО-2 (240 для старых моделей и 500 моточасов работы для новых моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.
В тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 проверяют свободный ход педали - это основной показатель правильности регулировки сцеплении тормозка. Свободный ход педали (см. рис. 3.1, б) сцепления должен быть 40-45 мм, что соответствует зазору 3 мм) между выжимным подшипником и отжимными рычагами. Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.
Управление сцеплением и тормозком сблокировано. Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия ре пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.
Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм. Придают кронштейну б крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.
Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.
Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 (см. рис. 3.1а) нарушается. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12±0,5 мм. Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.
Тракторы семейства ЮМЗ. В сцеплении тракторов ЮМЗ-6Л, ЮМ3-6М производят следующие регулировки:
- свободного хода педали (зазор между упорной втулкой отводки и отжимными рычагами);
- хода педали до упора в защелку, обеспечивающего полное выключение главного сцепления;
- зазора между упорными болтами и передним нажимным диском, обеспечивающим выключение т главного без выключения сцепления привода ВОМ.
Регулировку сцеплений ведут в такой последовательности.
Устанавливают свободный ход педали сцепления пределах 30+5 мм изменением длины тяги. Для увеличения свободного хода тягу следует удлинить, а для уменьшения - укоротить.
Проверяют ход педали до упора в защелку, который должен быть 145±5 мм. При необходимости м ход педали регулируют тягой привода блокировочного валика. Для увеличения хода педали тягу укорачивают, а для уменьшения - удлиняют.
Регулируют механизм сервоусилителя так, чтобы обеспечить минимальное усилие на педали при выключении сцепления и четкий возврат педали в исходное положение. Регулировку производят перемещением кронштейна сервоусилителя по овальным отверстиям. Пружины сервоусилителя поджимают упорным винтом, для чего его отвертывают на 3-8 мм.
Снимают крышку нижнего люка в корпусе сцепления и завертывают болты 24 до упора (см. рис. 3.5), а затем отворачивают каждый из них на 7/6 оборота (семь щелчков стопорного устройства).
При сильном износе ведомых дисков сцепления его регулировку проводят изменением положения отжимных рычагов с одновременным изменением длины основной тяги. Регулировку выполняют в такой последовательности:
При работе нового или отремонтированного (с заменой дисков) сцепления происходит интенсивная приработка дисков и нарушается первоначальная регулировка. На период приработки (примерно 30 ч работы трактора) зазор между втулкой отводки и отжимными рычагами допускается 3+1 мм, а разность зазоров для трех отжимных рычагов не должна превышать 1,3 мм.
Сцепления тракторов ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ и ЮМЗ-8070. ЮМЗ-8280 отличается между собой только конструкцией и расположением механизма управления. Регулируют сцепление после обкатки трактора и через каждые 500 моточасов работы. В сцеплении регулируют зазор между предохранительным кольцом 6 (см. рис. 3.6) отжимных рычагов 4 и упорной втулкой 7 выжимного подшипника, а также зазор между упорными болтами 8 и упорами 9 на нажимном диске 3 главного сцепления.
Тракторы ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ. Последовательность регулировки.
1. Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления.
2. Завернуть упорные болты 8 до соприкосновения ах с упорами 9, а затем отвернуть каждый из них на семь щелчков стопорного устройства, что соответствует зазору 1,75 мм между упорными болтами и упорами 9.
З. Отсоединить тягу 6 (см. рис. 3.7, а) привода механизма управления сцепления от рычага 7 отводки.
4. Повернуть рычаг 7 вверх до упора выжимного подшипника в предохранительное кольцо отжимных рычагов, а затем отпустить его на 4,5 мм, что соответствует зазору 3-4 мм между предохранительным кольцом и упорной втулкой выжимного подшипника.
5. Отрегулировать, не изменяя положения рычаг 7, длину тяги 6 до совпадения отверстий в тяге с отверстием в рычаге и соединить их.
После значительного износа дисков сцепления восстановление зазора между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника изменением длины тяги 6 может оказаться невозможным. В этом случае нужно пою
изменить положение отжимных рычагов, а затем укоротить тягу 6 и в указанном порядке (см. п. 4 и 5) отрегулировать зазор.
Для изменения положения отжимных рычагов необходимо выполнить следующее.
1. Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления расшплинтовать гайки 5 (см. рис. 3.6) тяг отжимных рычагов.
2. Отрегулировать вращением гаек 5 положение отжимных рычагов 4 так, чтобы предохранительное 2 кольцо находилось на расстоянии 8З±0,5 мм от плоскости фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ. Предохранительное кольцо после регулировки должно находиться в плоскости, перпендикулярной оси вращения, т. е. в плоскости, параллельной упорной втулке 7 выжимного подшипника. Непараллельность не должна превышать 0,3 мм. Перед окончательной проверкой параллельности гайки 5 нужно зашплинтовать.
После замены дисков или другого ремонта сцепления положение отжимных рычагов 4 тоже должно быть отрегулировано гайками 5 так, чтобы расстояние между плоскостью фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ и плоскостью предохранительного кольца 6 было равно 83±0,05 мм.
Регулировка механизма управления сцепления. В случае ремонта или замены деталей механизма управления отрегулировать его необходимо в такой последовательности.
1. Отсоединить тягу 6 (см. рис. 3.7 а) от рычага 7 и освободить педаль, отвернув гайки 1.
2. Убедиться, что кронштейн 9 через болт 8 упирается в стенку корпуса сцепления. При необходимости отрегулировать положение болта.
3. Подвести рычаг 5 к упору 4 вращением винта 10.
4. Отрегулировать зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов сцепления и соединить тягу 6 с рычагом 7.
5. Отрегулировать механизм блокировки передач изменением длины тяги 2.
6. Запустить двигатель и проверить работу привода. Обратите внимание. что после пуска двигателя рычаг 5 должен остаться на упоре 4. Если после начала работы двигателя рычаг отходит от упора нужно ослабить затяжку гаек 1. Педаль при этом должна остаться прижатой к упору А.
Регулировка предохранительного клапана гидроусилителя механизма управления сцеплением. В случае разборки - сборка или появления признаков нарушения в работе предохранительного клапана необходимо проверить давление и отрегулировать клапан в такой последовательности.
1. Отсоединить (при остановленном двигателе) от гидроусилителя славной маслопровод 13 и на его место установить манометр.
3. Запустить двигатель, установить максимальную частоту вращения коленчатого вала и снять показания манометра.
4 Отрегулировать при необходимости клапан на давление 3±0,5 МПа, при этом температура масла должна быть 50±5°С.
Регулировка механизма блокировки. При затруднении переключения передач необходимо отрегулировать механизм блокировки в такой последовательности.
1. Отсоединить тягу 2 от блокировочного валика 3.
2. Провернуть блокировочный валик в положение, при котором передачи свободно переключаются, и поставить одну из передач у полувключенное положение.
3. Нажать на педаль 16 до упора ее в фиксатор 15. При затруднении нажатия на педаль освободить ее, отвернув гайки 1.
4. Провернуть блокировочный валик 3 по часовой стрелке до соприкосновения (на ощупь) его кромки с фиксатором в коробке передач.
5.Отрегулировать длину тяги 2, сохранив указанное положение педали и блокировочного валика, и установить ее на место.
6. Проверить регулировку тяги переключением передач при нажатой педали сцепления. Если переключение передач затруднено, укоротить тягу на 0,5-1 оборот вилки.
7. Закрутить гайки 1 (если их отворачивали) и проверить правильность их затяжки. Гайки затянуты правильно, если педаль 16 прижата к упору А и после пуска двигателя рычаг 5 остается на упоре 4.
Тракторы ЮМЗ-8070. ЮМЗ-8280. Регулируют сцепление и его привод в такой последовательности.
1.Установить зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов, равным 4+0,5мм, для чего необходимо:
2. Отрегулировать длину тяги 16 вилкой 17до совмещения отверстий в тяге и рычаге 19.
3. Вставить и зашплинтовать палец 18. При установке тяги 16 педаль 1 должна упираться в упор А, а поршень и золотник гидроусилителя должны находится в нижних крайних положениях.
4. Проверить н при необходимости отрегулировать привод механизма блокировки переключения передач, для чего:
5. Запустить двигатель и проверить работу привода. Отрегулированный механизм блокировки передач должен обеспечивать разблокировку валиков синхронизированной коробки передач при ходе педали до упора в фиксатор 3.
Остальные регулировки (зазор между упорными болтами и нажимным диском, регулировки сцепления при сильном износе ведомых дисков) аналогичны рассмотренным выше.
Основные показатели и регулировочные параметры сцеплений рассматриваемых тракторов приведены в табл. 17.