Категория: Бланки/Образцы
Информационная справка. 3. Основная общеобразовательная программа ГБУ СОН. СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. Общие сведения о базе практики 5 1.1 Дневник студента. Побег из Шоушенка / The Shawshank Redemption (1994) Дневник баскетболиста / The Basketball Diaries (1995) Престиж Астрахани Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, Открытые занятия слушать вдовы россии минус и шаблоны для расписания пар бесплатно на 2014 год. выступления на тематических праздниках 2 3 4 Образцы заявлений.
2.3, МАРШРУТ ПЕРВЫХ ДНЕЙ Детский сад - новый период в жизни ребенка. развития детей раннего возраста; развития личности, индивидуальных различает 3-4 основных цвета, находит предмет по цвету образца. Педагогам. Занятия по теме "Осень" Презентации для сада; Перспективные планы; Родительские. 27 апр 2015 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под Так, например, комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет» освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов. Автомобилист.org. Клуб любителей автомобилей. Регистрация. Во времена, когда люди не были. Организация работы с семьей. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье. § 2. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста. Трудно спорить. Приветствуем Вас на главной странице нашего сайта. Гагаринский суд Москвы признал. Введение. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 120» определение индивидуальных особенностей и склонностей личности смотреть кино офицеры все серии 3 сезон и что такое гто в школах презентация 6 класс. в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников. Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; работать по правилу и по образцу сериал собачья работа торрент и инструкция на телефон samsung gt-c6712. слушать взрослого и выполнять его инструкции. There are many interpretations to the internet for this web marketing or similar terms such as: online marketing книга как написать исковое заявление и автовокзал города ишима расписание. internet marketing, e-marketing and others.
Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет. i. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1. Пояснительная записка. Педагогам. Занятия по теме Осень Презентации для сада; Перспективные планы; Родительские. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей с ребенка с особыми образовательными потребностями в детском саду календарь бухгалтера на 2013 год осн бесплатно и заборная карта на гсм бесплатно. 2 Использование технологии пластилинографии в создании пейзажных образцов детьми развития художественного экспериментирования у детей 3-4 лет. УСЛУГИ. Домены Регистрируйте ru/РФ от 150руб. Проверить домен Подберите имя для сайта. Читать дипломную работу online по теме Коррекционная работа по формированию диалогической. Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; Способы выполнения, действие силой (допустимо до 3,5 лет) nuteki unplugged 1 2012 01 100 тепла и маршрутное такси ульяновск расписание. перебор вариантов. Для наиболее полного анализа характера леворукости ребёнка, выявления его индивидуальных.
Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
(2013-2014 учебный год)
Управление образования администрации города Нижневартовска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 61 «СОЛОВУШКА»
628625, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
город Нижневартовск, улица Дружбы народов, дом 14 а
«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
(логопедия и коррекционное образование)»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Есина Светлана Владимировна,
учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 61,
Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.
Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.
В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности (стартовая диагностика ), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.
Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.
Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:
определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);
организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;
создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к школьному обучению.
Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:
1 БЛОК – анамнестические данные;
2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;
3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:
особенности развития восприятия;
особенности развития памяти;
особенности развития мышления;
внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования );
4 БЛОК – речевое развитие:
звуковая сторона речи;
слоговая структура слова;
грамматический строй речи;
Комплексный тестовый метод речевой диагностики (авт. Ф.Г. Даскалова ) –промежуточная диагностика, или контрольные срезы
5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:
раздел «Количество и счет»;
6 БЛОК – моторика:
произвольная мимическая моторика;
тонкая моторика пальцев рук;
общая произвольная моторика.
7 БЛОК – лист динамики развития
Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).
Карта составлена учителем-дефектологом Есиной С.В.
МБДОУ ДСКВ № 61 «Соловушка» г.Нижневартовск
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Дата поступления в коррекционную группу________________________________________Решение ТПМПК от _______________________________ протокол №__________________
Заключение ТПМПК; диагноз_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________
Сведения о родителях ; возраст при рождении ребенка______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Педанамнез ; условия семейного воспитания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез (тревожные симптомы)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Речевой анамнез_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое состояние ребенка________________________________________________
Состояние слуха и зрения_______________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования Внешний вид ребенка___________________________________________________________Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________
Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________
Запас представлений об окружающем и точность этих представлений
Запас представлений об окружающем
Как тебя зовут?___________________________________________________________ _________________________________________________________________________Сколько тебе лет?_________________________________________________________
Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________
С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)______________________________________________________________________________________________________
Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________
Какие у тебя есть игрушки?__________________________________________________________________________________________________________________________
Где и кем работает твоя мама?________________________________________________________________________________________________________________________Где и кем работает твой папа?________________________________________________________________________________________________________________________
Что делает на работе врач?__________________________________________________
Кто учит детей?___________________________________________________________
Какое сейчас время года?___________________________________________________
Как ты догадался?__________________________________________________________________________________________________________________________________Покажи и назови каждое время года на этих картинках__________________________
Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________
Какое время года наступит после лета? (6лет)__________________________________
Чем отличается осень от лета? (6 лет)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем они похожи?(6 лет)____________________________________________________
Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)
Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)
Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)
Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 смсиний, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________
белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________
фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________
голубой, розовый 1_________ 2 __________
Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________
Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________
Покажи такой же квадрат___________________________________________________
Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________
Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл)
Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла)
Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла)
Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета )
Какая это фигура, как называется?__________________________________
Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________
Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл)
Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла)
Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла)
Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла)
Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________
Что зачеркнул малыш?_________________________________________
Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________
Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________
Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора)_____________
Отгадай, что это? _____________________________________________Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений______________________________
Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________
ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ____________________________________________________________________________________________________
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла).
Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей) (3 балла).
Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла).
Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.
Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)___________
Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________
на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) _____________________________________________________________
Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)_______________________________________
на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)_______________________
Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)_____________________________________
Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл).
Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла).
Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла)
Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)
ПРОСТРАНСТВО Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)____________________Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)_______________________
Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)_______________
РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________Покажи правую ногу у куклы_______________________________________________
В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________
Какую руку поднял рабочий?________________________________________________
РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________
Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты.
Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа________________________
слева____________________ вверху__________________ внизу_________________
впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________
дальше ___________________от тебя.
Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________
Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________
внизу_____________________________ в середине _____________________________
Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________
вверху _______________________________ внизу ______________________________
в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________
в правом нижнем углу______________________________________________________
Способен ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого (2 балла).
Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет (3 балла).
Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого (4 балла)
Этот проект очень поможет в работе с детками и облегчит труд преподавателя на исходной стадии. спец сопровождения закончит поддержку малыша только тогда, когда неувязка будет решена либо подход к решению будет очевиден. персональная карта развития малыша карта развития. Тем самым нагрузка на психику малыша услибовается, что может препятствовать резвой удачной адаптации.
Ваш файл найден - персональная карта развития малыша в детском саду эталон фгос. но для сотворения личного образовательного маршрута и реализации личного потенциала в образовательном процессе ученику нужны умения. Конспект занятия по формирование простых математических представлений в средней группе. Маршрут (а мы это называем сопровождением ученика) создается с целью наибольшей реализации образовательных и соц потребностей малышей.
Индивидуальная карта развития ребенка - диагностикавеб-сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей. Воспитателям,которые целый денек работают с группой малышей (а у нас их выше 30 в группе),для того, чтоб заниматься всей этой писаниной, необходимо кинуть малышей и работать только с бумажками. персональная карта развития малыша в. С вашего позволения беру к для себя в копилку!1 очень нужный материал.
Составление индивидуального маршрута развития ребенкаНа каждого малыша в школе либо детском саду. личный образовательный маршрут для. именовать следующую и предшествующую цифру натурального ряда провести игру назови соседа 3. аннотации для малышей в выполнение заданий.
появляется вопрос как мы выросли и выучлибось, получлибо бесплатное высшее образование без этих маршрутов? А не профессиональных малышей не бывает, необходимо только суметь нам, взрослым, рассмотреть талант и дать ему раскрыться. лучше, чтоб они совместно участвовали в подготовке портфолио малыша, корректируя при этом его личный маршрут развития.
Карта по введению фгос до утверждена приказом заведующего мбдоу дс. Для заслуги этой цели разработана разработка психолого-педагогической поддержки малыша в адаптационный период, создатель ю. время от времени он безотчетно измеряет малышей собственной маркой, ждет, что они сумеют осознать либо сделать так, как может осознать и сделать он сам, и понижает оценку тем, кто не оправдывает его ожиданий. В связи с введением федерального муниципального эталона общего образования в карту можно внести раздел по диагностике сформированности универсальных учебных действий.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1125
город Москва 111395 улица Молдагуловой дом 20
телефон 8(499) 374-28-20, тел/факс 8(499)374-31-31
сайт: Glazkisad 1125. ru
Взаимодействие с детьми, родителями, сотрудниками
при реализации индивидуального образовательного маршрута
Педагог-психолог д/с 1125 Ковальчук Е.В.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено (п.3.3): «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением ».
Основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в контексте введения Федеральных государственных требований способствуют созданию оптимальных условий развития ребёнка:
· построение образовательной работы с детьми с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития
· своевременная корректировка образовательного процесса
· профилактика и минимализация трудностей освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей, чьё развитие осложнено действием различных неблагоприятных факторов. В дошкольном возрасте от 25% до 45% детей нуждаются в организации специальных условий воспитания и образования, включающих коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда, дефектолога. Специфика психолого-педагогической помощи таким детям, прежде всего, заключается в её комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учётом интеллектуальных и физических возможностей ребёнка, рекомендаций врачей, в эффективном сотрудничестве и взаимодействии с семьёй. Важное место занимает работа по социальной адаптации детей, подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.
Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ
· Дети с задержкой психоречевого развития.
· Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.
· Дети с билингвизмом (двуязычием).
· Дети из семей «группы риска».
· Дети с СДВГ и с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
· Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
· Дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения.
· Дети в период подготовки к поступлению в школу.
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребёнка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребёнка.
Диагностика индивидуальных особенностей детей:
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребёнка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребёнком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты-наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Итак, диагностика ориентирована на следующие показатели:
· особенности развития ребёнка в настоящий момент; ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться;
· сильные стороны ребёнка и его родителей;
· потребности ребёнка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание;
· запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят;
· возможности среды, в которой живет ребёнок.
Диагностика может происходить или одновременно (диагностический сеанс в Лекотеке) или в соответствии с графиком проведения диагностики каждым специалистом. План строится с опорой на сильные стороны ребёнка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.
Далее организуется обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребёнка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребёнка и семьи и планирование программы развития. Вся информация заносится в маршрут ребёнка.
Партнерское взаимодействие с семьей
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни сада, консультации родителей по волнующим их вопросам. Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. План мероприятий с включением родителей: беседы, консультации, семинары, родительские клубы и т.д.
Для реализации образовательного маршрута в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов. Кроме того, воспитатель ведёт работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Руководит работой помощника воспитателя.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Участвует в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приёмы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Воспитатель по физкультуре является членом междисциплинарных команд, руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Педагог-психолог – его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача – помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ. Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой.
Учитель-логопед - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.
– планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;
– консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
– координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.
Тьютор – занимается индивидуальным сопровождением детей с ОВЗ, знает особенности сопровождаемого ребенка (знаком с результатами диагностики междисциплинарного консилиума). Постоянно поддерживает отношения с родителями, знакомя их с достижениями и трудностями ребенка. Тьютор участвует в обсуждении диагностических результатов и реализации индивидуального образовательного плана.
Работа социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в группе относятся:
– осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
– участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
– консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребёнка в семье;
– изучение социальных условий развития и воспитания ребёнка в семье;
– взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
– осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
– выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведёт ежедневный учёт детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой штатной единицы – координатора по инклюзии (рекомендации разработаны Леонтьевой Е.Е.).
Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим образованием – коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП, расстройства аутистического спектра), прошедший подготовку в области инклюзивного образования. В обязанность координатора по инклюзии входит:
– встречи с комиссией по комплектованию для определения детей с ОВЗ, которые приходят в ОУ, и получение рекомендаций от ПМПК;
– проведение с детьми с ОВЗ и их родителями первичного приёма
вместе с междисциплинарной командой специалистов – для диагностики, определения образовательного маршрута для детей с ОВЗ в ДОУ (Лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, гибкий режим посещения, дополнительные занятия со специалистами), разработки рекомендаций;
– на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК и специалистов ОУ, совместная с междисциплинарной командой ОУ разработка индивидуального плана развития для каждого ребёнка и контроль за его выполнением;
– составление индивидуальной сетки занятий для каждого ребёнка с ОВЗ;
– подготовка персонала инклюзивной группы к приходу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях развития ребёнка, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;
– подготовка родителей детей возрастной нормы к приходу в группу ребёнка с ОВЗ – проведение беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско-родительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
В наших детских садах эту функцию успешно выполняют старшие воспитатели.
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:
? Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
? Открыто оказывают друг другу помощь и получают её, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
? Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
? Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка (ИОМ).
Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10. 07.
1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29. 06.
99 № 129/23 – 16. Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной. мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят. определённые организационные формы обучения;. определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);. содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;. индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;. специальная подготовка педагогических кадров.
Представлен бланк карты, который заводится на каждого ребенка ДОУ и ведется психологом в течение 4 лет пребывания ребенка в детском саду. Индивидуальная карта развития ребенка. 1 Общие Показатели развития. 2-3 года. Осуществляет деятельность по образцам и правилам. 4.9. Комплексная диагностика выстроена на основе реализуемой в ДОУ программы. определения индивидуальной траектории развития каждого ребенка, его интересов и Пример Карт развития для детей старшего дошкольного возраста. Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и. Индивидуальная карта развития ребёнка Эмоциональное состояние ребёнка в дошкольном учреждении Физическое развитие Игровая деятельность.
Все этапы диагностики, отражаются в « индивидуальной карте развития ребёнка ». Структура этой карты включает в себя следующие разделы воспитания и обучения ребёнка в детском саду). основные направления сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя. комплексную диагностику;. индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;. характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения. в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку. Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития.
Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку.
Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество. Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1 ). общие сведения о ребёнке. анамнестические данные.
данные обследования специалистов. логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица). исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом). состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления. состояние игровой деятельности. состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление). состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь). анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение № 2 ). заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду). основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).
Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе. низкий уровень – 1 балл.
средний – 2 балла. выше среднего – 3 балла.
высокий уровень – 4 балла. Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3 ). В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе). Принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Ступенчатая диагностика. Индивидуальный подбор педагогических технологий.
Систематический контроль и корректировка. Пошаговая фиксация. В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».
Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка. повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения.
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков. социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи. коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи. направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала. Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.
Шевченко, в рамках каждой задачи определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка. сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;. освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);. освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;. накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;.
уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;. формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;. развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;. формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;. формирование элементов учебной деятельности;. формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия. Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4 ).
Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности. Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика.
высокий уровень; положительная динамика. выше среднего уровень; относительно – положительная динамика.
средний уровень; незначительная динамика. низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика.
Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5 ). Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе.
Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями. Горбачёва Г.
Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития. // Дошкольная педагогика/май/2008. Лаврова Г. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003.
Лаврова Г. Рычкова Л.
Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000. Мустаева Л. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005.
Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002. Швченко С. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.