Руководства, Инструкции, Бланки

коносамент что это такое образец img-1

коносамент что это такое образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1817 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

КОНОСАМЕНТ - это

КОНОСАМЕНТ это:

ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ: удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в К. грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки.

Нормы о К. содержатся в КТМ и Общих правилах морской перевозки грузов, пассажиров и багажа.

К. урегулирован также нормами международного частного права - Международной конвенцией об унификации некоторых правил о К. от 25 августа 1924 г. (Брюссельская конвенция). Большое внимание уделено К. и в тексте Гамбургской конвенции ООН 1978 г.

"О морской перевозке грузов" (далее - Гамбургская конвенция).

Отдельные нормы (о значении К. как ценной бумаги - документа, способного к обращению) содержались в старых (1983) и содержатся в новых (1993) Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов МТП. Основные положения о К. и договоре, о морской, перевозке грузов помещаются обычно на обороте самого К.

Наличие и содержание договора морской перевозки грузов может быть доказано К. Договор оформляется исключительно К. в случае перевозки грузов как в заграничном, так и внутреннем сообщении, как в большом, так и в малом каботаже. Лишь смешанные перевозки, а также перевозки нефти по Каспийскому бассейну оформляются накладной.

Таким образом: а) К. - единственный документ, могущий подтверждать заключение и наличие договора перевозки в части отношений между отправителем и перевозчиком; б) К. - документ, подтверждающий, что перевозчик принял груз к перевозке, т.е. в свое ведение. Доказывание обратного не допускается, если К. уже передан третьему добросовестному приобретателю; в) К. - документ, позволяющий получить груз от перевозчика лицу, указанному в К.

К. должен составляться перевозчиком не менее чем в 2 экземплярах тождественного содержания, один из которых выдается отправителю, а другой сопровождает груз. По требованию отправителя перевозчик может выдать ему за его счет несколько экземпляров К.,причем в каждом из них должно быть указано число составленных экземпляров.

К. может быть именным, т.е. передаваемым в порядке цессии, ордерным - передаваемым по индоссаменту, и предъявительским, передаваемым путем простого вручения.

Выдачи груза по К. могут потребовать как отправитель,так и получатель груза. Отправитель может потребовать выдачи груза до отхода судна либо в промежуточном порту себе или не тому лицу, которое указано в К. при условии предъявления перевозчику всех экземпляров К. Такое же право принадлежит любому лицу, являющемуся законным держателем всех экземпляров К. Отправитель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда:

а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом: б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя отправителя либо выписан "приказу отправителя";.в) К. - именной, выписан на отправителя или с последней цессией в пользу отправителя.

Получатель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом: б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя получателя либо выписан "приказу получателя": в) К. - именной, выписан на получателя или с последней цессией в пользу получателя. После выдачи груза по одному из экземпляров К. (предъявленному первым по времени) остальные экземпляры теряют силу.

Всякий экземпляр К. должен содержать следующие реквизиты: а) наименование судна, если оно известно в момент принятия груза к перевозке, либо иное соответствующее указание (о предполагаемом судне или о том, что груз принят к перевозке без предварительного определения судна); б) наименование перевозчика; в) место(порт) приема или погрузки груза: г) дата приема груза перевозчиком в порту погрузки: д) наименование отправителя; е) место (порт) назначения: ж) наименование получателя груза; з) наименование груза и имеющиеся на нем марки, необходимые для идентификации груза, так называемый общий характер груза; и) число мест или предметов, вес груза или его количество;

к) внешний вид и видимое состояние груза; л) особые свойства груза: м) размер или порядок определения размера фрахта и иных причитающихся платежей за перевозку либо указание на то, что они полностью уплачены: н) место выдачи К.;

о) время выдачи К. п) число оригиналов К. если их больше одного; р) подпись перевозчика, или капитана, или их представителей.

Если сторонами согласованы условия о: а) подчинении К. нормам Гамбургской конвенции: б) перевозке груза на палубе: в) времени сдачи в порту разгрузки: г) пределе ответственности - они также подлежат включению в К.

Законодательство не требует обязательного включения в документ термина "К.". Это позволяет употреблять в практике и упоминать в нормативных актах "иные транспортные документы" или "безусловные морские транспортные документы", по всем реквизитам отвечающие К. но не обозначенные этим словом либо обозначенные иначе. Все они имеют силу и значение К.

Перевозчик имеет право проверить правильность данных, указанных в К.,

однако делать это он не обязан. В последнем случае К. должен содержать оговорку типа "без ответственности за количество мест (вес, качество, состояние, утечку, лом и пр.)".

Переуступка К. равно как и его залог, совершаются по общим правилам. применяемым ко всяким соответствующим ценным бумагам. Вместе с переуступкой (залогом)переуступается(закладывается) право распоряжения грузом, которое переходит на приобретателя(залогодержателя в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства).

Лит. Кокин А.С. Коносамент. М. 1987;его же: Товарораспорядительные бумаги в международной торговле: Правовые вопросы. М. 1994.

Энциклопедия юриста. 2005 .

Смотреть что такое "КОНОСАМЕНТ" в других словарях:

Коносамент — (bill of lading) Документ, подтверждающий отправку товаров морем грузоотправителем. Преимущественно используется в тех случаях, когда судно перевозит товары, принадлежащие нескольким грузоотправителям (общее судно). Каждый грузоотправитель… … Словарь бизнес-терминов

КОНОСАМЕНТ — документ, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз грузополучателю. Существуют тривида КОНОСАМЕНТА: именной, ордерный, на предъявителя. Возможность передачи КОНОСАМЕНТА другому лицу придает ему характер… … Финансовый словарь

КОНОСАМЕНТ — (фр. connaissement, от лат. cognoscere знать). Удостоверение корабельщика в принятии товаров для отправки куда либо на судне, иначе накладная, записка, счет на товар. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

КОНОСАМЕНТ — транспортная накладная (франц. connaisement) документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. По своей сути… … Экономический словарь

коносамент — а, м. conaissement, > нем. Connossament. комм. Опись товаров, погруженных на корабль. Сл. 18. У приезжих на кораблях брать накладныя в корабли товаром росписки, что называются коносементы и фрахт бривен. 9. 2. 1705. // ПСЗ 4 288. Ему оные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

коносамент — транспортная накладная; документ, расписка Словарь русских синонимов. коносамент сущ. кол во синонимов: 3 • документ (82) • … Словарь синонимов

КОНОСАМЕНТ — (от фр. connaissement) товаросопроводительный документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Является ценной бумагой, предоставляющей его держателю право распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к … Юридический словарь

КОНОСАМЕНТ — (от французского connaissement), товарораспорядительный документ. Содержит условия договора морской перевозки груза, удостоверяет факт наличия договора и служит доказательством приема груза к перевозке … Современная энциклопедия

КОНОСАМЕНТ — (от франц. connaissement) товарораспорядительный документ. Удостоверяет факт наличия договора морской перевозки груза, содержит его условия и служит доказательством приема груза к перевозке … Большой Энциклопедический словарь

КОНОСАМЕНТ — КОНОСАМЕНТ, коносамента, муж. (франц. connaissement) (торг.). Накладная, документ, означающий количество, род и вес груза, отправляемого на комерческом судне. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНОСАМЕНТ — муж. купец, свидетельство корабельщику и расписка от него на отправляемые с ним товары; накладная. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги
  • Коносамент. Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Коносамент (англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на… Подробнее Купить за 1125 руб
  • Рынок ценных бумаг. Галанов В. А. Басов А. И. Голда З. К. Гришина О. Раскрываются сущность ценных бумаг и их виды. Дается определение рынка ценных бумаг, его функций, участников. Освещаются сделки и расчеты на рынке ценных бумаг, фьючерсные и опционные… Подробнее Купить за 300 руб
  • Перевод коммерческой документации. Пестова М.С. Настоящее учебное пособие предназначено для совершенствования навыков перевода коммерческой документации. Материал распределен по разделам в соответствии с основными видами коммерческих,… Подробнее Купить за 226 руб
Другие книги по запросу «КОНОСАМЕНТ» >>

Другие статьи

Коносамент что это такое образец

Коносамент

Что такое коносамент? Описание и определение понятия.

Коносамент с английского переводится, как «документ», который выдает перевозчик груза, лицу, которое владеет средством перевозки. Подтверждает на отгружаемую продукцию право собственности. При помощи коносамента исполняется сразу несколько типов операций:

  • перевозчик дает расписку, что груз получен, тут же дают описание визуального состояния груза;
  • является транспортной товарной накладной;
  • подтверждается договор на транспортировку груза;
  • является товарораспорядительным документом.

Кроме всего прочего, коносамент можно применить, как кредит, под отгруженный товар. Ранее коносамент использовался лишь при морских перевозках, теперь же его использование расширилось.

Коносаме?нт (фр. le connaissement ; англ. bill of lading, B/L, BOL ) — это документ, который выдается грузовладельцу перевозчиком груза. Удостоверяет на отгруженный товар право собственности.

Коносамент одновременно выполняет несколько функций:

  • товарно-транспортная накладная
  • расписка перевозчика в получении для перевозки груза, с одновременным описанием состояния груза
  • товарораспорядительный документ
  • подтверждение договора транспортировки груза

Может являться обеспечением под отгруженные товары кредита.

Изначально коносамент использовался при перевозке морским транспортом грузов. Коносамент сейчас может охватывать транспортировки не только речным или морским транспортом, но и те ситуации, когда транспортировки проводятся различными типами транспорта. В данной ситуации коносамент сквозной.

Требования к содержанию и оформлению коносамента законодательно излагаются в Законе о перевозках грузов морем США, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, международных конвенциях — к примеру, Конвенции 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте».

Разновидности

Есть несколько видов коносамента. Классический — ордерный коносамент, в котором указывают «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что значит, что грузополучатель «ХХХ» может коносамент и соответственно право на груз передать другому лицу при помощи индоссамента (передаточной надписи) и вручения. Число индоссаментов не ограничивается. Это свойство коносамента, как товарораспорядительного документа, применяется широко в международной торговле, давая возможность перепродать во время его следования груз.

Помимо этого, отличают следующие типы коносаментов:

  1. Бортовой. Когда судовладелец выдаё т бортовой коносамент, он считает, что груз погружается на борт судна.
  2. Коносамент для погрузки на борт судна. Этот коносамент подтверждает, что товары принимаются для погрузки или доставлены под его охрану. Судовладелец после погрузки на борт судна выдаёт бортовой коносамент или связывает документ с датой отгрузки, названием судна в порту отгрузки, указав, что товары находятся уже на борту. Документ при этом должен обладать теми характеристиками, что и бортовой коносамент.
  3. Чистый коносамент. Коносамент, в котором отсутствуют дополнительные оговорки или пометки, прямо констатируют дефектное состояние упаковки или товара. В чистом коносаменте обычно говорится, что полученные товары имеются во внешне хорошем состоянии. К примеру, коносаменты в банковской международной практике при аккредитивной форме расчёта, должны быть по общему правилу чистыми, когда обратное не оговорено специально условиями документарного аккредитива.
  4. Коносамент с оговоркой выдают тогда, когда капитан судна в нём отмечает обстоятельства, которые касаются видимых дефектов упаковки или груза — указывает на моменты несоответствия погрузочному ордеру. Банк принимает к оплате лишь тогда, когда в документарном аккредитиве (условиях оплаты), точно указаны, какие пометки или оговорки допускаются.
  5. Оборотный. Коносамент, который можно передавать от одного собственника к другому. Все коносаменты в принципе предназначаются для того, чтобы их можно было передать от одного лица к другому. Различие есть только в методах данных передач.
  6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указывается фамилия получателя груза и нет указания на то, что груз можно передать по его приказу. Такой коносамент ещё называют необоротным.
  7. На предъявителя. Коносамент, который передают простым вручением. На предъявителя коносаменты на практике редко используются.
  8. Пароходный линейный коносамент, сокращённо иногда называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен включать в себя все существующие условия договора транспортировки, и держатель коносамента (третье лицо) может узнать из самого документа о них.
  9. Фрахтовый (чартерный) коносамент. Документ, в который инкорпорируют при помощи ссылки отдельные условия договора чартера (перевозки). Этот документ в отличие от пароходного линейного коносамента не считается документом, который оформляет договор морской транспортировки.
  10. Сквозной коносамент. Когда морская транспортировка составляет лишь часть общей перевозки или проводится двумя и больше судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получать сквозной коносамент, этим заключить с несколькими перевозчиками договоры. Грузоотправитель, который выписывает сквозной коносамент, имеет дело лишь с перевозчиком, подписывающим коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации погрузок с последующими транспортировками. Он за это взимает добавочную плату (фрахт). Товары являются доставленными после передачи товара последующим перевозчиком против передачи сквозного коносамента получателем груза.
Реквизиты коносамента

Главными реквизитами коносамента в согласии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации являются:

  • название отправителя и перевозчика,
  • название судна (когда груз принят на определённом судне к перевозке),
  • название места назначения груза (или при наличии чартера, направление судна или место назначения),
    • название получателя (именной коносамент) с указанием, что коносамент выдан «приказу отправителя», или
    • название получателя (ордерный коносамент) с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя». или
    • указание, что коносамент выдали на предъявителя (коносамент на предъявителя);
  • название места погрузки или приёма груза,
  • фрахт и прочие платежи, которые причитаются перевозчику,
  • название груза, марки, имеющейся на нём, количество мест или мера (объём, вес),
  • подпись капитана или другого представителя перевозчика;
  • место и время выдачи коносамента, количество составленных экземпляров коносамента.

Так как получатель груза не всегда является осведомлённым, на каких условиях производится перевозка (к примеру, при перепродаже груза), то все важные условия транспортировки, как то: ограничение ответственности перевозчика, общая авария, арбитраж, ответственность перевозчика, применимое право и так далее оговариваются обязательно в коносаменте.

Есть типовые формы коносаментов зависимо от направлений перевозки, типа груза.

Мы коротко рассмотрели коносамент: реквизиты, разновидности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое, поделитесь и с друзьями.

Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России. На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2016 год.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

Копирование страницы, переписывание полностью или частично - приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

Подпишитесь на наши новости

Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

Коносамент образец скачать бесплатно

Коносамент


Рассматриваемая бумага имеет исключительные характеристики и применяется в узких правоотношениях. Сопровождение морских грузов имеет безусловное наличие коносамента. Коносамент - это документ, применяемый при транспортировке продукции через море. По смыслу коносамента грузоперевозчик принимает на себя обязательство доставить определенные предметы грузополучателю, а взамен выдает грузоотправителю данный лист. Таким образом, контрагенты решают сразу несколько задач. Образец обсуждаемого сопроводительного акта можно скачать бесплатно по прямой ссылке.

Совместно с подтверждением права собственности, коносамент выполняет одновременно роль расписки, транспортной накладной, является приложением к соглашению и иные функции. Регулирование данных сделок регламентируется международным законодательством, Кодексом торгового мореплавания. Различают несколько разновидностей коносамента. Разновидностей настолько много, что мы не будем подробно останавливаться на каждой из них. На сегодняшний день востребованными остаются лишь некоторые виды.

Обязательные пункты коносамента
  • Название, дата, место составления коносамента;
  • Состояние передаваемых предметов, упаковка, количественные характеристики;
  • Подлежит фиксации наименование перевозчика, определение места выгрузки;
  • Порт или склад назначения, получатель;
  • Индивидуальные свойства продукции;
  • Вопросы, связанные с фрахтом;
  • Подписи и расшифровка участвующих лиц.

Обсуждаемый пакт требует особенного внимания при заполнении. Ошибки, исправления в нем допускать нежелательно. Ценная бумага должна выполняться в необходимом количестве экземпляров, но не менее двух штук. Несмотря на отсутствие в содержании накладных слова "коносамент", все они будут являться таковыми, поскольку общий их общий смысл одинаков. Гражданское право позволяет совершать сопутствующие правовые деяния с указанной сделкой: обременять, передавать право требования, производить иные деяния.

Другие новости по теме:

Ордерный коносамент как товарораспорядительный документ и образец ценной неэмиссионной бумаги (при залоге), Эдванс Шиппинг

Ордерные коносаменты

Коносамент (Bill of lading – англ. connaissement — фр.) - товарораспорядительный документ, который удостоверяет факт наличия фрахтового договора (договора о морской грузоперевозке) и служит доказательством приема груза к перевозке.

Выдача коносамента осуществляется грузоперевозчиком (агентом судовладельца или капитаном судна) отправителю по завершении погрузки груза на судно. Помимо прочих данных, а также условий, на которых груз принимается к перевозке, в образце документа должно содержаться наименование отправителя и получателя или указание на то, что груз должен быть выдан предъявителю. По требованию отправителя коносамент может составляться в нескольких экземплярах, каждый из которых считается оригинальным.

Виды коносаментов

Различают несколько видов коносаментов:

  • бортовой — свидетельствующий о признании судовладельцем, что груз погружен на борт;
  • именной (необоротный) — с указанием фамилии получателя груза и отсутствием указания, что груз может быть передан по его приказу;
  • оборотный — документ, который может передаваться от одного владельца к другому (в этот ряд входят практически все виды коносаментов, различны лишь способы передачи);
  • чистый — не содержащий оговорок относительно видимых дефектов товара или упаковки;
  • с оговоркой — содержащий подобные оговорки и примечания.

    Кроме того, различают коносаменты именной, на предъявителя, линейный чартерный, сквозной, а также коносамент для погрузки на борт судна, каждый из которых отличается спецификой своих функций.

    Ордерный коносамент

    Классический образец этого документа — наиболее часто используемый в практике морских грузоперевозок ордерный коносамент (to order bill of lading, to order BOL). Это уступаемый документ, обеспечивающий доставку груза стороне, указываемой в графе со словами to order, посредством индоссамента — передаточной надписи на самом коносаменте.

    Коносамент и грузополучатель

    По ордерному коносаменту груз выдается отправителю или получателю - в зависимости от того, по чьему приказу он выдан (в документе соответственно пишется: «грузополучатель (имя, наименование) или по его приказу»). Документом предусмотрена и передача прав отправителем или получателем третьему лицу (с вручением документа) — для этого также пишется передаточная надпись (индоссамент) - «bill of lading made out to order and endorsed in blank». Если же таких надписей уже несколько, груз передается предъявителю коносамента, указанному в последней из них (или с последней бланковой надписью).

    Преимущество ордерного коносамента

    Как и большинство видов коносамента, ордерный является оборотным. Это свойство позволяет их держателю распоряжаться товаром в процессе транспортировки груза или до его прибытия в указанное место заложить коносамент в банк в качестве неэмиссионной ценной бумаги.

    Доставим
    любой груз

Морская перевозка: юридические и практические аспекты

Морская перевозка: юридические и практические аспекты

Внешнеторговая операция включает в себя несколько взаимосвязанных юридических компонентов, без любого из которых она не может быть реализована. Это договор купли-продажи, договор перевозки, или транспортно-экспедиторский договор, договоры страхования и финансирования. В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности документационного сопровождения морской перевозки товара как одного из видов транспортной экспедиции (наряду с железнодорожной, воздушной, автомобильной, смешанной).

В процессе организации морской перевозки грузов задействовано много специализированных участников, представляющих целые отдельные отрасли в сфере экспедирования, хранения грузов (владельцы портовых складов), погрузочно-разгрузочных работ и соблюдения портовых и таможенных формальностей (стивидоры, портовые агенты и брокеры), снабжения судов (шипчандлеры и бункеровщики) и др. Помимо продавца и покупателя, заключающих договор купли-продажи, предусматривающий морскую перевозку, важная роль принадлежит судовладельцам, фрахтовщикам и фрахтователям, экспедиторам, страховым компаниям (роль финансовых институтов требует отдельного рассмотрения). Всех этих участников, в той или иной степени вовлеченных в обслуживание торгового контракта, связывает система договоров, которые распределяют между сторонами функции и ответственность за их выполнение.
Сначала следует сказать несколько слов о том, что из себя представляет в настоящее время грузовая морская перевозка.
В зависимости от вида груза традиционно были выделены три основных способа морской перевозки грузов: навалочные, или балкерные (перевозки сыпучих материалов - минеральных удобрений, угля и пр.), ро-ро или ролкерные (перевозки различной автотехники) и контейнерные перевозки. которые получили широкое распространение в наши дни. Наливные грузы, к которым относятся нефть, нефтепродукты, масла, вино и вода, а также газ, перевозятся специализированными судами - танкерами различных типов и газовозами, что представляет собой отдельный способ морской перевозки, по технологии подобный балкерному. Следует также выделить перевозки грузов рефрижераторным флотом, который также имеет определенные особенности. По товарной характеристике грузы подразделяются на пять категорий: генеральные, навальные, наливные, режимные и опасные.

Примечание. В организации морской перевозки участвует большое количество специализированных организаций и посредников, занятых не только в сфере собственно грузоперевозки, но и в области грузообработки.

Контейнерные перевозки используются как в линейном (постоянно действующие рейсы между двумя или несколькими портами), так и в трамповом судоходстве (нерегулярное судоходство для доставки попутных грузов). Одним из существенных преимуществ контейнерных перевозок является возможность отправки консолидированных партий товаров, то есть продавцу не требуется оплачивать стоимость всего контейнера при отправке мелких партий. Причем контейнеры используются в настоящее время и для перевозок балкерных (сыпучих) и наливных грузов. Каких-либо ограничений по способу перевозки грузов при линейном или трамповом судоходстве не имеется, хотя, к примеру, ролкерные перевозки в силу производственно-торговой цикличности в основном осуществляются в линейном судоходстве.
Для того чтобы отправить товар покупателю посредством морской перевозки, экспедитор (это может быть и отдельная компания-фрахтователь) от имени продавца заключает с судовладельцем (фрахтовщиком) договор фрахтования, который оформляется путем подписания чартера или букинг-ноты (booking note) (договор фрахта, применяемый в линейном судоходстве). Чартер применяется, как правило, только в трамповом судоходстве, хотя в линейном судоходстве при контейнерных перевозках иногда применяется чартер для неосновной партии товара, принимаемой к перевозке при наличии такой возможности. Чартер не является заменой коносамента и в отличие от него не является оборотным документом (ценной бумагой), но в нем, как правило, содержится условие об оформлении коносамента. Существуют несколько видов чартеров: тайм-чартер (договор фрахтования судна с экипажем), бербоут-чартер (договор фрахтования без экипажа), димайз-чартер (договор фрахтования судна с экипажем с условием перехода его вместе с капитаном на службу к фрахтователю) и некоторые другие. В зависимости от количества рейсов фрахтуемого судна применяются несколько различных видов рейсовых чартеров.

Правовые основы

Прежде всего следует остановиться на правовых основах договоров морской перевозки, регулирующих механизм международной экспедиции товаров. К основным международным актам, действующим в настоящее время, относятся два: это Международная конвенция об унификации некоторых норм права, касающихся коносаментов (Гаагские правила), разработанная Международным морским комитетом и вступившая в силу в июне 1931 г. и Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) от 1978 г. разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и вступившая в силу в ноябре 1992 г. Главное различие этих конвенций состоит в количестве данных, подлежащих обязательному указанию в транспортных документах. Так, Гаагские правила установили, что минимальное число элементов, подлежащих отражению в каждом документе, равняется трем, а Гамбургские правила увеличили число таких элементов до пятнадцати (имеются также некоторые другие непринципиальные отличия).
В российском законодательстве приоритетным источником права, конечно же, является Гражданский кодекс РФ, в котором транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл. 41 (ст. ст. 801 - 806). Непосредственными источниками национального законодательства в области морских перевозок служат Кодекс торгового мореплавания РФ, или Морской кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.
Во внешней торговле получили применение в качестве общепризнанных правил торговые обычаи и документы, разработанные и принятые Международной федерацией транспортно-экспедиторских организаций (Federation Internationale des Associations de Transitaires et Assimiles - FIATA) и Международной торговой палатой (МТП). МТП - международная неправительственная организация частного предпринимательства, разработавшая правила толкования международных торговых терминов - Инкотермс, которые к настоящему времени опубликованы уже в семи редакциях. Целью указанного документа стало установление единообразия толкований терминов договора купли-продажи товара с перемещением его через таможенные границы государств (Инкотермс-2010 содержат 11 торговых терминов). О терминах Инкотермс, непосредственно относящихся к перевозкам товаров морем, будет сказано ниже. Международные транспортные документы подразделяются на два типа: не имеющие свойств ценных бумаг и обладающие этими свойствами. В морской перевозке к первому типу относится, например, морская накладная (Seaway Bill), а ко второму - коносамент (Bill of Lading).
Основным правовым смыслом оформления транспортного документа в соответствии с договором является установление ответственности перевозчика перед отправителем товара в случае его утери или причинения ему ущерба (в самом договоре приводятся требования к содержанию транспортного документа).
В настоящее время различные международные организации в области транспортно-экспедиторской деятельности стремятся стандартизировать и унифицировать транспортные документы. Однако, как принято считать, в морской перевозке пока отсутствует значительная степень стандартизации. До сих пор сохраняется традиция, согласно которой каждый перевозчик имеет свою форму транспортного документа.
Но и здесь был достигнут определенный уровень стандартизации. Международная палата морского судоходства (International Chamber of Shipping - неправительственная организация судовладельцев, созданная в 1948 г.) предложила для широкого применения образец транспортной накладной, который соответствует Единому формату ООН (стандарт информации для торговой операции, разработанный рабочей группой ООН и рекомендованный для широкого применения в торговле).

Документы морской перевозки

Основным документом морской перевозки товара является коносамент (Bill of Lading), который выступает в качестве товарораспорядительного документа. Держатель (обладатель) коносамента имеет право на владение товаром, поскольку перевозчик товара может выдать его только при предъявлении коносамента. Другим основным документом, применяемым в морских торговых перевозках, служит морская накладная (Seaway Bill), которая представляет собой необоротный транспортный документ и не является ценной бумагой. В основном этот транспортный документ применяется в тех случаях, когда в сделках не участвуют документарные аккредитивы, а торговые партнеры давно знают друг друга.
Ниже мы более подробно остановимся на характеристике транспортных документов, применяемых на практике в морской перевозке.

Коносамент (Bill of Lading)

Как отмечено выше, коносамент - это документ, олицетворяющий собой наличие титула, то есть права собственности на товар, вследствие чего он является полноценным документом для продажи товара в пути. Существуют различные виды коносаментов, например бортовые (on board), небортовые (received for shipment), сквозные (through), портовые и т.п. Каждый из этих видов не меняет сути документа, а только детализирует в каждом из вариантов особенности приема груза или его выдачи.

Примечание. Коносаменты выписывают на стандартных бланках, разработанных и применяемых отдельными объединениями судовладельцев, линейными судоходными компаниями. Большинство форм коносаментов созданы под эгидой BIMCO (The Baltic and International Maritime Council).

Так, бортовой коносамент оформляется только непосредственно после погрузки товара на борт судна. Этот тип коносамента рассматривается покупателем и банком как наиболее безопасный тип документа, так как он ясно указывает, когда и на какое судно отгружен товар. Небортовой тип документа подтверждает только сам факт принятия транспортно-экспедиторской компанией груза для доставки, и на нем отсутствует дата отгрузки. До фактической отгрузки груз может находиться на хранении на складе (специальном контейнерном складе, который расположен не у самого причала) этой компании в порту отгрузки. При контейнерных перевозках применяется именно такая форма коносамента. Срок нахождения товара в порту отгрузки до момента его фактической погрузки на борт судна, конечно, ограничен в силу многих факторов (время стоянки судна в порту, дата выхода в море по расписанию, сроки и платежные условия контракта).
Сквозной коносамент применяется при смешанной перевозке (например, морским и железнодорожным транспортом). В связи с появлением контейнерной перевозки грузов и в условиях транспортировки смешанным сообщением возникла необходимость разработки нового документа - экспедиторского коносамента, соответствующего этим реалиям. Данный документ был впервые разработан FIATA в 1968 г. а в 1974 г. МТП приняла унифицированные правила, относящиеся к документу на смешанную перевозку. В настоящее время действуют Правила для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП (UNCTAD/ICC Rules for Multimodal Transport Documents) (публикация МТП N 298, 1974 г.), в соответствии с которыми введена применяемая в международной торговой практике форма коносамента (на его лицевой стороне указан логотип МТП).
Портовый коносамент применяется в тех случаях, когда товар уже принят к отгрузке, но по различным причинам еще не прибыл в порт. Оформление портовой администрацией или экспедиторской компанией такого товарораспорядительного документа обусловлено в основном причинами, вызванными необходимостью предоставления подобного документа представителям покупателя или его банку-кредитору.
В зависимости от того, на судах каких линий осуществляются грузовые перевозки, коносаменты подразделяются на линейные, или рейсовые (Liner Bill of Lading), и чартерные (фрахтовые) (Chartered Bill of Lading). Уже из названия документа ясно, что первый тип коносамента применяется при регулярных рейсах на действующих судоходных линиях, а второй тип применяется при трамповых перевозках грузов. Линейный коносамент отвечает всем необходимым требованиям оформления подобного документа и содержит все существенные условия договора о перевозке груза, то есть является товарораспорядительным документом. Что касается чартерного (фрахтового) коносамента, то в этот документ вносятся ссылки на условия чартера - договора о перевозке груза, заключенного между фрахтователем (грузоотправителем) и фрахтовщиком (перевозчиком). Этот документ не может рассматриваться в качестве документа, удостоверяющего факт перевозки конкретного груза, и не является товарораспорядительным документом. В силу этой причины банки не рассматривают чартерный коносамент в качестве документа, соответствующего условиям аккредитива. То есть если изначально в условиях аккредитива имелось указание в отношении применяемого коносамента как чартерного, то этот документ сразу рассматривается участниками сделки не как документ, подтверждающий договор на поставку конкретного товара, а как документ, подтверждающий только наличие договора чартера, или, другими словами, свидетельствующий о наличии зафрахтованного пространства (объема площади) на судне.

Примечание. Чартерный коносамент содержит только данные о грузе и фрахте. В этот документ инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии.

Основные позиции современного коносамента: местом получения экспедитором груза является место его происхождения в качестве такового, то есть место его фактической отгрузки, под которым понимается порт; для доставки груза в место его выдачи экспедитор использует услуги фактического перевозчика груза. Для владельца коносамента экспедитор остается договорным перевозчиком от места погрузки до места выдачи груза. Если фактический перевозчик повредит или утратит груз, то ответственность перед владельцем коносамента несет экспедитор.
Коносамент оформляется в нескольких оригиналах (как правило, не менее трех) и копиях. Все оригиналы коносамента вместе называются полным комплектом (full set). Согласно международным правилам предъявление одного оригинала коносамента для получения товара с борта судна делает остальные имеющиеся на руках экземпляры оригинала недействительными. Однако банки требуют в соответствии с условиями аккредитива предъявления полного комплекта коносаментов, если в условиях аккредитива не содержится иного указания.
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП N 600) достаточно подробно освещают требования к оформлению и проверке банками коносаментов (ст. 20). Следует дать краткий перечень тех моментов, которые требуют особого внимания со стороны банка:
- соответствие условий и адресата доставки груза данным, приведенным в условиях аккредитива;
- соответствие адресата уведомления об отгрузке данным, содержащимся в условиях аккредитива;
- тип коносамента и его соответствие условиям аккредитива (бортовой, небортовой; имеется ли отметка "на борту" или отметка об ином способе доставки товара судном, например на палубе);
- соответствие портов отгрузки и доставки товара указанным в аккредитиве;
- соответствие наименования груза, его весовых и прочих характеристик указанным в других сопроводительных документах;
- соответствие сведений об оплате фрахта данным, содержащимся в условиях поставки груза в аккредитиве и коммерческом счете;
- соответствие даты погрузки товара на борт судна требованиям аккредитива по сроку его действия;
- факт представления оригинала коносамента вместе со всеми остальными должным образом подписанными оригиналами.
Следует отметить, что в деловом обороте морских перевозок применяется и краткая форма коносамента. Это документ, признанный МТП и банковским сообществом, в котором некоторые или даже все условия перевозки указаны путем отсылки к какому-либо источнику или документу, не являющемуся коносаментом. Этот документ появился в целях упрощения коммерческой документации и также является полноценным товарораспорядительным документом. Применяется он в основном при транспортировке контейнерных грузов, генеральных грузов (грузов в упаковке) и как коносамент на сгруппированные грузы.

Примечание. В отличие от остальных документов, сопровождающих морскую перевозку товаров, только коносамент обладает свойствами оборотного документа и ценной бумаги, что признано в международном деловом обороте.

Морская накладная (Seaway Bill)

Морская накладная, об отличиях которой от коносамента сказано выше, является одной из разновидностей транспортных накладных, применяемых при перевозке грузов различными видами транспорта. Морские накладные могут именоваться по-разному, например: океанские накладные (Ocean Waybills), фрахтовые расписки (Data Freight Receipts) или линейные накладные (Liner Waybills). Морские накладные применяются в международной торговле наряду с коносаментами тогда, когда такой способ оформления перевозки груза удовлетворяет обе стороны торговой сделки. Здесь следует еще раз напомнить, что морская накладная не является ценной бумагой, которая предоставляет ее держателю право на товар, а представляет собой лишь документ, подтверждающий наличие договора о перевозке груза, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз получателю, указанному в данном документе.
Морская накладная применяется в настоящее время для доставки грузов между филиалами одной корпорации, когда не используется аккредитивная форма расчетов, когда отправитель и получатель груза являются одним и тем же лицом, или при коротком сроке доставки груза, когда прибытие груза к месту назначения осуществляется быстрее почтовой доставки документов, либо для доставки грузов на консигнационный склад или своим представителям при комиссионной торговле.
Применение морских накладных носит достаточно широкий характер. Принято считать, что они в принципе удовлетворяют и перевозчика, и грузополучателя, и банк. Существенным преимуществом этого сопроводительного документа является то, что при его применении исчезают правовые и финансовые проблемы, связанные с несовпадением во времени прибытия судна с грузом и перевозочных документов, которые были отправлены почтой из порта отгрузки товара.
Международный морской комитет одобрил в 1990 г. Унифицированные правила морских накладных. Согласно этим правилам морская накладная не считается товарораспорядительным документом, а только свидетельствует о приеме груза и наличии заключенного договора перевозки. Право распоряжения грузом принадлежит отправителю. Применение морской накладной также отражено в Кодексе торгового мореплавания РФ.
Международный морской комитет (Comite Maritime International) - международная неправительственная организация, учрежденная в 1897 г. по инициативе Ассоциации международного права с целью содействия унификации норм морского и торгового права (Российская Федерация является ее членом). Штаб-квартира в Антверпене, Бельгия.

С 1993 г. морская накладная фигурирует в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов (публикация МТП N 500). В последней редакции Унифицированных правил (публикация МТП N 600) требованиям к содержанию морской накладной посвящена ст. 21 "Необоротная морская накладная" (Non-Negotiable Sea Waybill - накладная без права передачи по индоссаменту).

Доковая расписка (Dock Receipt)

Доковая расписка, или доковый варрант (Dock Warrant), выдается морским перевозчиком грузоотправителю после получения груза в порту на пирсе судоходной компании для отправки за границу. Для каждой партии груза этот документ составляется в нескольких экземплярах. Бланк расписки с указанием количественных характеристик груза, его объема, маркировки, описанием отдельного места заполняет грузоотправитель или его экспедитор. При выявлении видимых повреждений или несоответствия груза его описанию перевозчик вносит в доковую расписку соответствующие отметки до подписания документа. На основе этого документа составляется коносамент, который затем обменивается на него.
Хотя доковая расписка с юридической точки зрения может рассматриваться как товарораспорядительный документ, всеми признаками такого документа она не обладает и прежде всего она не является удостоверением права ее держателя на владение и распоряжение товаром.

Деливери-ордер (Delivery Order)

Этот документ применяется как расписка перевозчика за груз и в качестве доказательства наличия договора о перевозке груза. Существуют два вида подобных документов, один из которых предназначен для представителей продавца, а другой - для перевозчика. Второй вариант называется деливери-ордером судна. Первый вид является видом отгрузочного сертификата, когда в порту назначения указанная часть груза подлежит выдаче именно держателю этого документа. Второй вариант применяется в тех случаях, когда в распоряжении продавца имеется один коносамент на весь груз, а продавцу необходимо продать его по частям разным покупателям. Каждому из покупателей продавец не может передать коносамент. Поэтому для решения этого вопроса в договоре купли-продажи продавец заранее оговаривает свое право представить покупателям вместо коносамента деливери-ордеры.
На практике деливери-ордеры часто используются в сочетании с коносаментом как способ деления партии товара на более мелкие партии для их последующей продажи.
Однако этот документ в отличие от коносамента не является ценной бумагой и не дает покупателю такую же надежную правовую защиту в случае причинения вреда перевозимому грузу или его утери.

Штурманская расписка (Mate's Receipt)

Штурманская расписка выдается помощником капитана после приема товара на борт судна и рассматривается как доказательство получения коносамента от перевозчика. Этот документ не является товарораспорядительным (он может рассматриваться в качестве такового при отсутствии коносамента и при наличии предварительной договоренности об этом между сторонами сделки). В практике ряда стран при морских перевозках применяются документы, аналогичные штурманской расписке, в качестве документа, временно остающегося у владельца товара в удостоверение получения у него товара. К ним, например, относятся причальная расписка владельца причала, квитанция о приеме товара владельцем склада. Все эти документы так же, как и штурманская расписка, впоследствии возвращаются тому лицу, которое их передавало, но в обмен на такие документы, как коносамент, складское свидетельство, или после оформления приема товара на склад. Эти документы не являются ценными бумагами, не олицетворяя собой товар, и не могут оборачиваться.

Примечание. Штурманская расписка выписывается грузовым помощником капитана. После сопоставления данных тальмана и штурманской расписки с данными, указанными экспедитором в коносаменте, и при совпадении этих данных коносамент подписывается перевозчиком.

Складское свидетельство (Warehouse Receipt)

Этот документ является подтверждением в форме расписки уполномоченного лица, представляющего владельца склада, о принятии товара на временное хранение. Правовой смысл этого документа в разных странах трактуется по-разному, и в соответствии с законодательством ряда стран, например США, он приравнивается к ценной бумаге, будучи оформленным в оборотной форме. В этой форме складское свидетельство может являться обеспечением для банковской ссуды. Поэтому по американскому праву этот документ обладает свойствами коносамента. В английском праве складские свидетельства таковыми не признаются.

Документы FIATA

Следует сказать несколько слов о той работе, которую на протяжении многих лет проводила FIATA (Federation Internationale des Associations de Transitaires et Assimiles) в области стандартизации экспедиторских документов. Эта международная организация осуществила разработку ряда стандартных экспедиторских документов на основе рекомендаций ООН. Считается, что все эти документы носят универсальный характер, то есть должны применяться при любых видах экспедирования грузов, включая и морскую перевозку. К этим документам относятся Поручение на экспедирование грузов (FIATA Forwarding Instruction - FFI), Экспедиторский сертификат получения груза (Forwarders Certificate of Receipt - FIATA FCR), Экспедиторская складская расписка (Forwarders Warehouse Receipt), Экспедиторский сертификат перевозки груза (Forwarders Certificate of Transport - FCT), Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading - FBL), Экспедиторская накладная перевозки грузов в смешанном сообщении (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill - FWB).
Из всех вышеперечисленных документов в международной банковской практике укоренился только экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении. Объясняется это тем, что разработка данного документа была основана на Унифицированных правилах МТП для документов на смешанную перевозку грузов (публикация МТП N 298). Указанный коносамент относится к товарораспорядительным документам и обладает свойствами ценной бумаги (на лицевой стороне такого коносамента имеется логотип МТП). В отношении остальных стандартов FIATA в рекомендациях МТП прямо указано, что они неприемлемы при расчетах в форме аккредитива, если только в его условиях не будет прямо указано на их применение.

Термины морской перевозки Инкотермс

Выше сказано о том, что в Инкотермс существует особая группа терминов, относящихся исключительно к перевозке грузов морем и (в последней редакции 2010 г.) внутренними водными путями. В Инкотермс-2010 к этой группе относятся четыре термина. Не вдаваясь детально в описание всех аспектов применения специальной терминологии, что явилось бы предметом отдельного разговора с учетом широкого использования этих терминов в операциях морской перевозки товаров, следует все-таки вкратце рассказать о каждом из них:
- FAS - Free Alongside Ship - "свободно вдоль борта судна" (с указанием порта отгрузки). Этот термин означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски утраты или повреждения товара;
- FOB - Free on Board - "свободно на борту" (с указанием порта отгрузки). Данный термин означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара;
- CFR - Cost and Freight - "стоимость и фрахт" (с указанием порта назначения). Термин означает, что продавец осуществляет поставку с момента размещения товара на судне в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, а также выполнить таможенные формальности. Вместе с тем риск случайной гибели или повреждения товара, а также последующие непредвиденные расходы переносятся на покупателя;
- CIF - Cost, Insurance and Freight - "стоимость, страхование и фрахт" (с указанием порта назначения). Данный термин означает, что продавец осуществляет поставку с момента размещения товара на судне в порту отгрузки. Продавец обязан, как и в предыдущем случае, оплачивать все расходы и фрахт, а также выполнить таможенные формальности. Риски также переносятся на покупателя, но, в отличие от предыдущего термина, продавец обязан обеспечить морское страхование товара от риска покупателя в связи со случайной гибелью или повреждением товара во время перевозки.
Указанные термины, относящиеся исключительно к морской перевозке товаров или перевозке внутренними водными путями, как и другие термины Инкотермс, предназначены для четкого и ясного распределения обязанностей сторон торгового контракта, в данном случае связанных непосредственно с перевозкой товара, его страхованием, обеспечением его надлежащей сохранности, выполнением таможенных формальностей. Правильное применение сторонами сделки этих терминов позволяет на ранней стадии оценить ее расходные параметры и пределы ответственности каждого из участников, помогая избежать в будущем каких-либо спорных ситуаций или конфликтов.
В заключение следует сказать, что морская перевозка, в особенности контейнерная перевозка грузов, остается в настоящее время одним из наиболее распространенных и востребованных способов доставки товаров покупателям в международной торговле. В организации и обслуживании этой индустрии задействовано, как было отмечено выше, большое число специализированных организаций и посредников. Документальное оформление транспортировки торговых грузов потребовало многих лет для выработки определенных единых стандартов, основанных на обычаях торгового мореплавания. В результате развития этой отрасли в практике делового оборота в настоящее время применяется целая группа документов, связанных с морской перевозкой. С учетом их широкого распространения в международной торговле знакомство с основами в этой области для банковского специалиста является хорошим подспорьем.