Руководства, Инструкции, Бланки

образец социального расследования по семье несовершеннолетнего img-1

образец социального расследования по семье несовершеннолетнего

Рейтинг: 4.2/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Примеры документов СППС

Примеры документов СППС. - Социально психолого - педагогическая служба учреждения образования, СППС ГУО РБ.

Документация педагога социального

1. Должностная инструкция.

Инструкция составляется на основании квалификационной характеристики педагога социального, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105, для конкретного специалиста, учитывает уровень его квалификации и выполняемый круг обязанностей.

2. Номенклатура дел.

3. Личные данные педагога социального (форма 7).

4. График работы.

  • При распределении рабочего времени учитываются особенности распорядка дня учреждения образования, возможности родителей, педагогов, обучающихся участвовать в воспитательных мероприятиях, в индивидуальной и групповой работе, а также необходимость посещения школьников и их родителей на дому.
  • Специалисты СППС вносят предложение о графике работы в пределах 40 часов рабочего времени в неделю на согласование и утверждение администрацией. В графике работы указывается время проведения индивидуальных консультаций. График размещается на двери рабочего кабинета и тематическом стенде и может корректироваться в течение учебного года. Изменения в графике работы могут производиться по согласованию с администрацией и только с согласия специалистов.
  • Информация о работе специалистов СППС учреждения образования должна систематически доводиться до сведения педагогов, учащихся и их родителей.

5. План работы на четверть либо полугодие (форма 8).

6. План-сетка на неделю (форма 9).

7. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (форма 10).

8. План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (форма 11).

9. Социальный паспорт микрорайона учреждения образования (форма 12).

10. Социально - педагогическая характеристика класса или группы.

11. Учёт несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении (сборник нормативных документов Министерства образования РБ № 8, 2010 г.) (форма 13).

12. Персонифицированные банки данных детей и семей различных категорий учёта (форма 14).

13. Журнал учёта работы (форма 15).

14. Журнал учёта консультаций (форма 16).

15. Журнал первичного учёта фактов семейного неблагополучия (форма 17).

16. Журнал учёта посещения семей. состоящих на учёте, по месту жительства (форма 18).

17. Журнал учёта правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (форма 19).

18. Журнал учёта посещений и профилактической работы инспектора ИДН (форма 20).

19. Учётно - профилактические дела несовершеннолетних, состоящих на учёте (ИДН, СОП, НГЗ) (форма 21).

20. Информация о посещении семей (оформляется в случае посещения семьи одним специалистом), акт обследования условий жизни, воспитания несовершеннолетнего (при посещении не менее, чем 3-мя членами комиссии) (форма 25).

21. Иные документы (формы 22-24, 26-27).

Другие статьи

Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной з

Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите.
Заместитель директора ГУ «Солигорский РСПЦ» Жанна Николаевна Зубрицкая
Педагог социальный ГУ «Солигорский РСПЦ» Марина Дмитриевна Кравец
Солигорск – 2008
Содержание:

o Глава 1. Организация работы специалистов СППС учреждений образования с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями
o Глава 2. Организационное обеспечение планирования работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и признанными нуждающимися в государственной защите
o Приложение

Глава 1. Организация работы специалистов СППС учреждений образования с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями

Организация работы по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего в учреждениях образования может строиться на основе краткосрочных моделей работы с семьёй: кризисной и проблемно-ориентированной, так как долгосрочные модели работы требуют большого количества специалистов (для сравнения: за рубежом на одного специалиста приходится 5-6 семей), много времени и сил (приложение1).
1.1. Кризисная модель взаимодействия с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями
Кризисная модель обусловлена наличием в жизни человека ситуаций, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с ситуацией при помощи привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле и травмирующими событиями в жизни. Хоть кризисная ситуация сама по себе, не является ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу человека с текущей кризисной ситуации ей, она может оказаться связанной с ранее не разрешёнными или частично разрешёнными конфликтами, порождая в результате неадекватную реакцию. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период в жизни человека, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Хотя всё вышесказанное относилось к отдельным людям, но кризисная модель применима и к работе с семьями, так как большинство кризисных ситуаций происходит в семье. В случаях, когда семья находится в «коллективном кризисе», из-за нарушения исполнения своей роли одним из членов семьи или, когда поведение одного из членов семьи является травмирующим событием, нарушающем нормальное течение семейной жизни (примерами таких ситуаций могут служить: уход одного родителя из семьи, лишение свободы одного из членов семьи, появление новых членов семьи (ребёнка, новых супругов), принадлежность родителей к деструктивным религиозным сектам, потеря работы родителями, невыносимая нравственная атмосфера в семье из-за болезни одного из родителей и др.), вмешательство должно быть быстрым и основываться на правильной оценке масштабов дезадаптации, а так же имеющихся средствах её преодоления. Используются при этом как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи (приложение 2). Усилия специалистов при этом должны быть направлены на оказание эмоциональной поддержки членам семьи, на улучшение общения между членами семьи, на мобилизацию сил семьи для преодоления кризисной ситуации, на поиске адекватных способов выхода из кризисной ситуации. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной и широкой по охвату проблем и лиц в ней задействованных. К оказанию помощи семье в кризисной ситуации могут быть привлечены неформальные группы поддержки и специализированные учреждения (социально-педагогические центры, социальные службы, медицинские и др.)

1.2. Проблемно-ориентированная модель взаимодействия с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями
Проблемно-ориентированная модель работы с семьёй направлена на решение определённых практических задач. Работа с конкретной семьёй необходима, если есть проблема, связанная с нарушениями формирования нравственного климата семьи, ценностных ориентаций членов семьи, низкой педагогической и бытовой культуры родителей. Всё это приводит к появлению особенностей в воспитании детей в семье. К таким проблемам относятся: уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по отношению к детям или ненадлежащее их выполнение, когда воспитание носит деструктивный антиобщественный характер, когда к ребёнку систематически применяются антипедагогические меры воздействия и др. Согласно этой модели работы с семьёй, внимание сосредотачивается на сложившейся проблемной ситуации в семье и на консолидации усилий всех ресурсов, как внутренних, так и внешних, на поиске адекватных путей выхода из неё. К методам проблемно ориентированной модели можно отнести: социальный патронат семьи, составление плана по защите прав несовершеннолетнего, формирование механизмов межведомственного взаимодействия по выведению семьи из социально опасного положения, проведение психолого-педагогических консилиумов, составление карты сети контактов. Технология проведения психолого-педагогического консилиума, как и методика «Карта сети контактов», появилась в нашем районе благодаря шведским специалистам, которые познакомили с ней на курсах некоторых наших педагогов социальных и педагогов–психологов. При использовании проблемно-ориентированной модели взаимодействия с родителями учащихся, оказавшихся в социально опасном положении (приложение 3), работа специалистов СППС учреждений образования должна строиться поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребёнка в конкретной семье.
Затем, проводится социальное расследование (с целью выявления внутренних ресурсов семьи используется карта сети контактов), которое заканчивается обобщением полученных данных и проведением консилиума. После проведения психолого-педагогического консилиума, но не позже трёх недель с момента получения информации о семейном неблагополучии, проводится заседание педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования, на котором согласно Инструкции несовершеннолетние признаются находящимися в социально опасном положении. Кроме того, на заседании педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования принимается окончательный вариант индивидуального плана помощи несовершеннолетнему по устранению причин и условий социально опасного положения несовершеннолетних, который согласовывается с представителями заинтересованных учреждений, организаций, ведомств, присутствующими на заседании. Родители должны быть ознакомлены с планом и согласны с поставленными условиями.
На данном заседании составляется так же план по защите прав несовершеннолетнего, в котором подробно прописывается всё, что должна сделать каждая из сторон за время реализации плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении. Далее следует проведение плановых консилиумов, с целью анализа изменений, произошедших в семье на каждом этапе реабилитации, и, при необходимости, корректировки плана помощи. Затем, проводится итоговый консилиум, на котором рассматриваются результаты выполнения плана помощи несовершеннолетнему и, на последующем за ним, заседании педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений решается вопрос об отмене решения о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, либо о необходимости оформления документов для признания ребёнка нуждающимся в государственной защите прав и законных интересов.

1.3. Определение понятия «консилиум». Задачи, принципы и функции консилиума
Психолого-педагогический консилиум может рассматривать широкий круг проблем, связанных с условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, проблем в обучении ребёнка, отклонений в его поведении, деятельности, общении и многое другое.
Консилиум – это систематически действующий, с непостоянным составом участников, коллегиальный орган, предназначенный для принятия обоснованных решений по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение для несовершеннолетнего, наделенный правом рекомендовать и контролировать, а так же предусматривающий взаимодействие всех заинтересованных лиц. Консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыследеятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач.
Цель консилиума – получение актуальной информации о семье, координация действий участников контактной сети и организация взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других организаций и ведомств по устранению причин, сложившейся ситуации.
В задачи консилиума входит:
1. Выявление характера и причин сложившейся ситуации.
2. Разработка плана помощи несовершеннолетнему.
3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т. е. максимальная педагогизация диагностики.
Можно выделить следующие функции консилиума:
1.Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, потенциальных возможностей родителей и ресурсов семьи, распознавании характера причин социально опасного положения несовершеннолетнего, отклонений в его поведении, деятельности и общении.
2.Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям и т. д. По характеру эти меры могут носить контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
3.Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребенка как члена семьи. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, преодолении социальной дезадаптации и психологической незащищенности.
Состав консилиума формируется с учетом его цели:
- участники: администрация учреждения, психолог, педагог социальный, классный руководитель, представители ПНД, детской поликлиники, ЖКХ, СОМов, воспитатели общежитий, педагоги, члены родительского комитета, инспектор ИДН, заинтересованные лица со стороны семьи (родственники, друзья, соседи и др.);
- координатор: специалист СПЦ или педагог социальный, педагог-психолог (тот специалист, который проводил социальное расследование и знает хорошо сложившуюся ситуацию);
- группа отражения: квалифицированные специалисты из числа педагогов социальных, педагогов-психологов.
- на заседание консилиума приглашаются родители (далее клиент), необходимость присутствия ребёнка определяют родители.
Способы подготовки заседания консилиума зависят от социальной ситуации развития каждой семьи индивидуально: социальное расследование, составление карты сети контактов ребёнка и семьи, диагностический мозговой штурм и др. предварительное собеседование с участниками консилиума, с целью подготовки их к консилиуму (необходимо объяснить, что такое консилиум, с какой целью он будет проводиться, кто на нём будет присутствовать).
Правила ведения заседания консилиума:
1. Порядок выступления определяет координатор.
2.Участники не имеют права вести диалог, только координатор имеет право задавать вопросы всем присутствующим на консилиуме или переадресовывать их.
3. Все участники консилиума высказывают свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, только по разрешению координатора.
4. Представители группы отражения не взаимодействуют с участниками консилиума до тех пор, пока им не будет предоставлена возможность дать экспертную оценку ситуации, сложившейся в семье.
5.Активное слушание всех присутствующих на консилиуме.
6. Безоценочное отношение к клиенту .
7. Использование при проведении консилиума клиентцентрированного подхода (позитивное представление о клиенте).
Процедурная схема заседания консилиума:
-первый этап консилиума: вначале, необходимо настроить всех присутствующих на то, что консилиум проводится не с целью наказать кого-то или высказать своё порицание, а с целью поиска путей решения сложившейся проблемы в семье. Далее следует представление участников консилиума, заслушивание информации специалиста, который вёл социальное расследование ситуации, сложившейся в семье;
-определение проблемы клиента: слово предоставляется родителям. Характер беседы с родителями на этом этапе проводиться в форме управляемого или неуправляемого интервью, клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Координатор может помочь прояснить её клиенту, обозначив как реальную. Начинать разговор с родителями лучше всего с вопросов: «Любите ли вы своих детей?» и «Хотите ли вы сами воспитывать и растить своих детей?»;
- структурирование проблемы клиента: локус проблемы глазами участников консилиума, каждый участник сам высказывает свою точку зрения;
- экспертная оценка ситуации группой отражения: при этом отдельно выделяются все положительные ресурсы семьи (например: семья полная, имеется отдельная квартира, дети посещают учреждение образования, у семьи есть родственники, которые могут оказать помощь родителям и др.) и все отрицательные факты, имеющиеся у семьи на момент проведения консилиума (например: алкоголизм родителей, низкий бытовой уровень семьи, мама не работает 5 лети т.д.), далее следует предложение специалистами группы отражения конкретных мер по выходу из сложившейся ситуации (например: посещение ПНД, посещение занятий у педагога-психолога и др.);
- принятие решения и действия: на данном этапе происходит обсуждение предложенных мер по коррекции семейной ситуации. Клиент, выслушав всё сказанное, должен найти оптимальное для себя решение выхода из сложившейся ситуации, приняв его как собственное.
- на последнем этапе консилиума клиенту предлагается конкретный план действий, подписывается протокол консилиума и план помощи несовершеннолетнему. Кроме того, для отслеживания выполнения плана помощи несовершеннолетнему и его коррекции при необходимости, целесообразно назначить дату проведения следующего консилиума.
Документация консилиума включает в себя: протоколы проведённых заседаний консилиума.
Виды консилиумов в зависимости от цели:
Первичные - проводятся при начале работы с семьёй или несовершеннолетним. Его цель – определение потенциальных возможностей родителей и ресурсов семьи, распознавание характера причин социально опасного положения несовершеннолетнего, отклонений в его поведении, деятельности и общении.
Плановые (вторичные, промежуточные и др.) – рекомендуется проводить не реже одного раза в 3 месяца. Его цель-отслеживание динамики изменений в семье, результативности выполнения плана помощи несовершеннолетнему и его корректировки при необходимости.
Срочные – проводятся по просьбе педагога или любого из специалистов, если в семье возникла реальная угроза жизни или здоровью несовершеннолетнего.
Заключительный или итоговый – проводится в связи с завершением выполнения плана помощи несовершеннолетнему. Цель – оценка изменений, произошедших в семье и определение направлений последующей работы с несовершеннолетним и его родителями.
Выездной – проводиться в случае отсутствия специалистов СППС в учреждении образования, специалистами ГУ «Солигорский РСПЦ» по месту обучения несовершеннолетнего, по запросу администрации учреждения или КДН сельского Совета.

ТЕКСТ СЕМИНАРА

/ ТЕКСТ СЕМИНАРА

« Работа СППС по раннему выявлению

и сопровождению детей, находящихся в

социально опасном положении»

Нормативно-правовое обеспечение работы педагога социального с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

Пути выявления неблагополучия в семьях. Проведение социального расследования.

Организация работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении. Учётно-профилактические дела. Часто встречающиеся ошибки в ведении документов.

Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними от 0 до 3 лет.

Данный материал семинара ставит перед собой цель сориентировать педагогов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования в организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями. Особое внимание уделяется нормативной правовой и рабочей документации.

I.Нормативно-правовое обеспечение работы педагога социального с несовершеннолетними, находящимися в СОП.

В работе с неблагополучными семьями и детьми находящимися в социально-опасном положении, а также с детьми, нуждающимися в государственной защите, учреждения образования должны пользоваться следующими нормативными документами:

1. Кодексы, Законы Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь открыть

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. — Минск :Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2012 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь открыть

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь открыть

Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» открыть

Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: в ред. Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З открыть

Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь открыть

2. Директивы, Декреты Президента Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» открыть

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18» открыть

3. Нормативные документы, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь

Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47 (в редакции №30 от 05.05.2007, ред. № 117 от 25.07.2011)

Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.02.2009 № 6 открыть

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №17.

Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 №1728.

4. Приказы Министерства образования Республики Беларусь

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2011 № 336 открыть

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007 № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.

5. Письма Министерства образования Республики Беларусь

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 декабря 2008 года № 12-02-05/1645«Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите»// Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2009. - № 3.

«Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования)» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2009. - № 22.

II. Пути выявления неблагополучия в семьях. Проведение социального расследования.

Действия по раннему выявлению несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении, регулируются «Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» от 28.07.2004 № 47 (в редакции №30 от 05.05.2007, ред. № 117 от 25.07.2011).

Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании :

-изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

-анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

-анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

-учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;

-учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

-выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

-учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

-контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.

- информации о неблагополучии, поступающая из различных источников. Источником могут быть: соседи, родственники, совершенно случайные люди, анонимы, отдел образования, поликлиника, ИДН, КДН, ЖЭС, медицинские учреждения и др.

В выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принимает участие весь педагогический коллектив учреждения образования, но основная ответственность ложится на педагогов СППС учреждения образования.

По информации о фактах неблагополучия несовершеннолетнего проводится

Термин "социальное расследование" понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.

Социальное расследование (согласно Программе от 24.05.2011 №336) включает в себя изучение семейной ситуации, социального статуса, положительных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и её членов.

Цель социального расследования - установление фактов жестокого обращения с ребенком и/или неудовлетворения его основных жизненных потребностей, обеспечение безопасности ребенка.

Задачи социального расследования:

собрать максимально полную и достоверную информацию о том имел ли факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка;

в случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка имел место, установить виновное лицо;

обеспечить меры по защите ребенка;

оценить ресурсы и потребности семьи и ребенка;

принять решение о дальнейших действиях (реабилитировать семью, воссоединить семью или отобрать ребенка)

Перед началом социального расследования в каждом отдельном случае специалисту необходимо проанализировать следующее:

Какую информацию необходимо собрать, где её можно получить?

С кем необходимо провести беседу и почему?

Кто должен войти в состав группы, ведущей расследование?

Какие задачи будут выполнять каждый из членов группы?

В какой последовательности должны проводиться беседы?

Как будет обеспечена безопасность ребёнка?

Где должны проводиться беседы?

Кто будет принимать участие в беседах?

Как будет обеспечена безопасность участников расследования?

Есть ли необходимость учитывать какие-либо культурные особенности?

За комплексную оценку семьи и работу со случаем отвечают специалисты социально-педагогических центров или специалисты социально - психолого - педагогической службы учреждений образования.

За принятие решения по результатам социального расследования отвечают советы профилактики учреждений образования, органы управления образованием и комиссии по делам несовершеннолетних;

Алгоритм действий специалистов при проведении социального расследования:

Прием и сортировка обращений.

Первичная оценка поступившей информации.

Оценка безопасности и обеспечение безопасности ребенка

на этапесоциального расследования.

Проведение собеседований и оценка рисков.

Комплексная оценка семьи.

Принятие решения по случаю.

Приём и сортировка обращений

Специалист, ответственный за приём и сортировку сообщений, обязан:

внимательно выслушать сообщение;

задать конкретные вопросы для получения полной информации об обстоятельствах, приведших к обращению;

в случае поступления информации в письменном виде связаться с заявителем для получения более полной информации;

внести полученную информацию о случае в журнал первичных обращений.

Информация, на этапе поступления жалоб, как правило, недостаточно полна и точна. Заявители могут быть мало знакомы с ребенком и его семьей, не знают, что интересует специалистов в первую очередь, возможно, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, неверно оценивают характер и динамику жестокого обращения с ребенком или в силу разных причин пытаются оговорить родителей. Сотрудники, принимающие информацию, должны знать критерии, свидетельствующие о случаях жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей, а также уметь «разговорить» заявителя, чтобы он сообщил как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, как правило, ограничивается кратким телефонным разговором.

Первичная оценка поступившей информации

Определение срочности основывается на информации, полученной от сообщившего, и на проверке дополнительных сведений, имеющихся о семье. Присвоение случаю определенного уровня приоритета указывает специалистам на уровень уязвимости ребенка и быстроту реагирования организации.

Определение высокого уровня приоритета предполагает срочное реагирование.

Если специалист, принявший сообщение, определяет, что пострадавший ребенок находится в ситуации серьезной угрозы получения серьезной травмы или вреда, или не может определить степень непосредственной опасности, то он должен присвоить сообщению высокий уровень приоритета и направить сообщение организации/комиссии, которая уполномочена решением местной власти для срочного реагирования. Специалисты организации/комиссии должны в течение часа вступить в непосредственный контакт с пострадавшим ребенком. Можно использовать помощь со стороны органов внутренних дел.

Если специалист, принявший сообщение, определяет, что нет немедленной угрозы жизни и здоровью ребенка, то сообщение передаётся государственной организации, назначенной ответственной за проведение социального расследования, которая должна в течение трёх суток вступить в непосредственный контакт с, предположительно, пострадавшим ребенком, его родителями, родственниками.

В ситуациях, когда специалисты не смогли вступить в контакт с семьей по причине отсутствия реакции или отказа от сотрудничества с ее (семьи) стороны, государственная организация должна привлекать органы внутренних дел, прокурора города/района, чтобы установить местонахождение пострадавшего ребенка, получить к нему доступ.

Оценка безопасности и обеспечение безопасности ребенка на этапе социального расследования.

При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация опасна для ребёнка. Эта оценка называется оценкой безопасности. Ее цель - определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедлительное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей, если уровень риска окажется высоким.

Оценка безопасности детей в своих семьях требует быстрого и точного выявления особых факторов серьезной опасности (угроз безопасности). В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать следующее:

серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место в недавнем прошлом или продолжаются в настоящее время;

ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;

неконтролируемое семейное насилие;

неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;

крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску причинения ему серьезного вреда.

Выявление любой из этих угроз достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.

При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение информации от следующих людей:

ребенок, относительно которого поступила жалоба о жестоком обращении/ неудовлетворение основных жизненных потребностей;

его братья и сестры;

родители/ опекуны ребенка;

сожитель родителя/ опекуна;

дети сожителя, живущие в доме;

другие дети, живущие в доме;

другие взрослые (родственники или лица, не состоящие в родственных связях), проживающие в доме и оказывающие помощь в уходе за ребенком и его братьями и сестрами (например, кормление, купание и т.д.).

Получение информации от вышеперечисленных лиц требует личного контакта для проведения собеседования с ними. При невозможности личной встречи при первом посещении семьи, специалист должен предпринять попытку встречи с отсутствующими членами семьи в течение 3 - 4 последующих рабочих дней.

Для систематизации сбора информации и выявления угроз безопасности используетсяФорма оценки безопасности ребенка. (Приложение 1).

Дети должны отбираться из семей только в тех случаях, когда исчерпаны все другие, менее радикальные средства обеспечения их безопасности в семье. Для этого специалисты должны выяснить, есть ли возможность защитить ребенка по месту проживания, задействовав возможности семьи и удостовериться в том, что отобрание ребенка из семьи является единственным способом обеспечить его безопасность.

Отобрание ребенка осуществляется на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних (ст.85 1 КОБС РБ) или органа опеки и попечительства - (Ст. 85, ч. 2 КОБС РБ) комиссией в составе представителей управления (отдела) образования, органа внутренних дел и при необходимости представителя учреждения здравоохранения рай/горисполкомов, а также иных организаций.

Проведение собеседований и оценка рисков.

После проведения оценки безопасности и независимо от того, были ли найдены угрозы безопасности или нет, необходимо произвести оценку рисков. В отличие от оценки безопасности, которая определяет уровень непосредственного риска причинения детям серьезного вреда в течение нескольких следующих часов или дней, оценка рисков позволяет определить вероятность причинения серьезного вреда в более отдаленном будущем - на протяжении нескольких следующих недель или месяцев. Результаты этой оценки будут влиять на принятие решения о том, продолжать или нет углубленное исследование ситуации в семье (комплексная оценка положения семьи) для дальнейшей работы с семьей.

Степень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до очень высокого.

Очень высокий и высокий риск предполагает, что если органы защиты детства не вмешаются в ситуацию, и ребенок будет оставлен в семье, то существует высокая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения необратимых физических повреждений и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению. Ребенок, находится в социально опасном положении или нуждается в государственной защите.

Умеренный риск(средний) предполагает, что, несмотря на присутствие факторов риска, отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку угрожает непосредственный риск серьезных физических травм или смерти; в семье применяются конструктивные схемы поведения и имеются другие факторы безопасности, которые позволяют контролировать уровень риска. Ребенок остается в семье, находится в социально опасном положении итребует оказание поддерживающих услуг.

Низкийриск илиотсутствиериска предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает, что вмешательство органов защиты детства с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.

Используется Форма оценки рисков (Приложение 2 )

Инструкция по оценке рисков и оценке безопасности см. Приложение 3

V.Комплексная оценка семьи включает в себя изучение семейной ситуации, социального статуса, положительных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и её членов. Проводится после проведения оценки безопасности и оценки рисков, при высоких и очень высоких результатах оценки степени рисков.

Меры, направленные на защиту детей, зависят от степени серьезности выявленных проблем.

По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности), и на основании результатов оценки рисков (вероятность причинения ребенку в будущем серьезного вреда), органы защиты детства могут принять соответствующие варианты решений:

1. признать необходимость экстренного изъятия ребенка из семьи;

2. оказать содействие (удаление из дома лица, виновного в жестоком обращении в отношении ребенка; привлечение альтернативного воспитателя (родственников, живущих рядом) для организации ухода за ребенком по месту его проживания, оказание материальной помощи и др.), консультативную помощь детям, родителям по разрешению проблемных вопросов;

3. признать ребенка находящимся в социально опасном положении, продолжить контроль за положением ребенка в семье, работу с семьей в рамках плана помощи несовершеннолетнему;

4. признать информацию о неблагополучии ребенка неподтвержденной.

III.Организация работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Учётно-профилактические дела. Часто встречающиеся ошибки в ведении документов.

При выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, рекомендуется руководствоваться:

- Критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего (Инструкция №47 (в ред. № 30 и № 117), Приложение 1)

- П оказателями семейного неблагополучия (Приказ МО РБ от 08.05.2007 №270) .

Основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении являются акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (Инструкция №47 (в ред. № 30 и № 117), Приложение2). другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается Советом учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в школах, гимназиях, лицеях, вспомогательных школах) или педагогическим Советом (в дошкольных учреждениях, социально-педагогических учреждениях). Рассмотрение вопроса и принятое по нему решение фиксируется в протоколе заседания Совета.

На заседание Совета обязательно приглашаются родители (или лица их заменяющие) несовершеннолетнего (необходимо, чтобы это было письменное приглашение/уведомление с копией в личном деле). которые в обязательном порядке уведомляются о принятом решении Совета.

Учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении ведется всеми учреждениями образования по единой форме. Учреждением образования учитываются все несовершеннолетние дети, проживающие в одной семье (независимо от места обучения). Если в семье несколько детей, которые посещают разные учреждения образования, педагог социальный обязан согласовать вопрос о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении с другими учреждениями образования.

Учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования, по микрорайону ведёт учет и дальнейшую работу с:

-детьми дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные учреждения (0-3, 3-6 неорганизованные);

-детьми, получившими базовое или общее среднее образование, но не продолжающими обучение и не работающими, не достигшими совершеннолетия.

Пакет документов о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении передается педагогами СППС учреждения образования в отдел образования по месту жительства несовершеннолетнего в 3-дневный срок с момента признания и включает в себя:

-выписку из протокола заседания Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Педагогического совета);

-первичный акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

. О детях дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные учреждения, копия пакета документов предоставляется в СПЦ.

Обновление информационных банков данных по детям, находящимся в социально опасном положении, осуществляется ежеквартально в отделах образования райисполкомов, администраций районов города ответственными лицами. По результатам сверки обновленный банк данных предоставляется отделом образования в:КДН; СПЦ; ИДН;детскую поликлинику;МЧС;ЖКХ (службы, ответственные за подачу в жилые дома воды, электроэнергии, газа).

Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках Индивидуального плана защиты прав несовершеннолетнего по форме согласно Приложению 3 Инструкции № 47 в ред № 117. План помощи несовершеннолетнему составляется на каждого ребенка, проживающего в данной семье.

Работа с родителями может строиться на основе Плана по защите прав несовершеннолетнего по форме согласно Приложению 4 Инструкции № 47 в ред. № 30, № 117 (Подписывается родителями. )

. Содержание Планов должно носить межведомственный характер. Планы согласовываются с заинтересованными организациями, специалисты которых задействованы в планах. Вторые экземпляры планов, после согласования, отправляются соисполнителям.

Планы на детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения образования в обязательном порядке согласуются со специалистами СПЦ.

Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребенка, регулируется положениями Инструкции №30, Декрета № 18, Закона «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» от 31.05.2003 №200-З.

В разработке и исполнении Планов принимают участие все педагоги СППС, медицинский работник учреждения образования, инспектор ИДН, специалисты СПЦ и др. заинтересованные организации. Основные исполнители Планов – педагоги СППС учреждения образования, где обучается ребенок.

. Утверждаются Планы руководителем учреждения образования не позднее семи рабочих дней со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и постановке семьи на учет.

Ответственный за работу, проводимую с семьей несовершеннолетнего, назначается по приказу руководителя учреждения.

Все документы и материалы по ребёнку находящемуся в социально опасном положении хранятся в Учётно-профилактическом деле.

Рекомендации к ведению учетно-профилактических дел несовершеннолетних состоящих в СОП

Учетно-профилактические дела (название рекомендовано Методическими рекомендациями Министерства образования по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 4 ноября 2009) должны быть укомплектованы необходимым пакетом документов:

Титульный лист (наименование УО, № дела, Ф.И. начато, окончено).

Карта учёта (сведения о несовершеннолетнем и его семье, причины постановки) может иметь различную форму. Вариант ведения предлагается см. Приложение 4.

Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего на основании которого он признан находящимся в СОП. (Приложение 2 к Инструкции от 28.07.2004 № 47 с изменениями и дополнениями от 05.05.2007 № 30, от 14.07.2009 № 48, от 25.07.2011 № 117).

Заключение о необходимости признания несовершеннолетнего в СОП.

Материалы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего, в т.ч. материалы социального расследования.

Выписка из протокола Совета по профилактике (пед.совета) о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (приложение 3 к Инструкции от 28.07.2004 № 47 с изменениями и дополнениями от 05.05.2007 № 30, от 14.07.2009 № 48, от 25.07.2011 №117).

План по защите прав несовершеннолетнего (приложение 4 к Инструкции от 28.07.2004 № 47 с изменениями и дополнениями от 05.05.2007 № 30, от 14.07.2009 № 48, от 25.07.2011 №117).

Психолого-педагогическая характеристика на несовершеннолетнего, составленная специалистами СППС.

Характеристика на ребенка и его семью, составленная классным руководителем.

Ежемесячная информация о посещении семьи (акт посещения семьи Приложение 5).

Уведомления, приглашения родителей и прочее с обязательной подписью, датой и исходящим номером.

Копии запросов и ответов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего.

Анализы эффективности работы (ежеквартальные) с несовершеннолетними и его семьёй в рамках выполнения индивидуального плана. (Пр.№270 от 08.05.2007).

Выписки из протоколов заседаний советов профилактики (педагогических советов, совещаний при директоре) где рассматривались вопросы анализа эффективности работы.

Отчёты о выполнении индивидуального плана защиты.