Руководства, Инструкции, Бланки

образец положение о системе управления охраной труда на предприятии img-1

образец положение о системе управления охраной труда на предприятии

Рейтинг: 4.9/5.0 (1895 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Скачать Положение Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в подразделениях и организациях РАО ЕЭС России

Положение устанавливает единую систему организации управления охраной труда на предприятиях и в организациях с учетом функций управления охраной труда со стороны государственных органов и общественных организаций, а также функции отдельных структурных подразделений отрасли и субъектов управления (работодателей, должностных лиц, специалистов и рабочих) при реализации нормативно-правовых актов Российской Федерации в части охраны труда.

1 Общие положения
2 Функции подразделений исполнительного аппарата управления РАО "ЕЭС России" по охране труда
3 Функции по охране труда Представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами
4 Функции по охране труда региональных предприятий "Энерготехнадзора"
5 Функции по охране труда территориальных центров "Энерготехндзора"
6 Функции по охране труда и подразделений, предприятий и организаций РАО "ЕЭС России"
6.1. Основные положения
6.2. Функции работодателя организации (президента, генерального директора, директора)
6.3. Функции первого заместителя руководителя организации по управлению производством (вице-президента, заместителя генерального директора - главного инженера)
6.4. Функции заместителя руководителя предприятия по кадрам
6.5. Функции заместителя руководителя по общим вопросам
6.6. Функции заместителя руководителя по экономике
6.7. Функции заместителя главного инженера-руководителя СОТ
6.8. Функции начальника отдела, службы (надежности, главного механика, главного энергетика, главного технолога, технического контроля, сварки, транспорта и т.п.)
6.9. Функции начальника производственно-технического отдела, службы (ПТО, ПТС)
6.10. Функции начальника отдела труда и заработной платы
6.11. Функции начальника отдела материально-технического снабжения и комплектации6.12. Функции главного бухгалтера (начальника планово-экономического, финансового отделов)
6.12. Функции главного бухгалтера (начальника планово-экономического, финансового отделов)
6.13. Функции начальника отдела кадров
6.14. Функции начальника производственного подразделения (цеха, службы, участка, ПЭС, ПТС, РЭС, РТС и т.п.)
6.15. Функции старшего мастера (мастера) подразделения
7 Обязанности рабочего в части охраны труда
8 Ответственность
Приложение. Перечень нормативных актов, применяемых в процессе управления охраной труда

14.01.1998 РАО ЕЭС России (UES of Russia RAO 5р)

Другие статьи

ТЕМА 2

uristinfo.net

Страница 1 из 9

ТЕМА 2.3. Организация системы управления охраной труда

2.3.1. Современные системы управления
2.3.2. Основные идеи СУОТ
2.3.3. Примерная структура и содержание основных документов СУОТ
2.3.4. Требования к системе управления охраной труда
2.3.5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда
2.3.6. Контроль результативности охраны труда
2.3.7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда
2.3.8. Действия по совершенствованию СУОТ
2.3.9. Создание и внедрение СУОТ

2.3.1. Современные системы управления

Мировая и российская практика свидетельствует, что существенного повышения уровня организации и эффективности работы по охраны труда можно добиться, создав систему управления охраной труда (СУОТ) организации.
Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в т.ч. должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.
Важно подчеркнуть, что СУОТ может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.
Основные требования к созданию систем управления охраной труда (СУОТ) вытекают из требований Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и подзаконных актов в сфере охраны труда, даже если “буквально” в них нет упоминаний о СУОТ, и общего курса государства, Президента и Правительства на повышение самостоятельности и ОТВЕТСТВЕННОСТИ хозяйствующих субъектов права за принимаемые ими решения.
Нашей стране выпал исторический жребий начать внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Более того, во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом на пенсию соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях – его неоткуда было приобрести.
Только сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но теперь уже опираясь на зарубежный опыт.
Сегодня на международном уровне в сфере охраны труда мы имеем прекрасный международный документ – Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 “Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems”), официально переведенный, научно отредактированный и изданный на русском языке в феврале 2003 года.
На российском уровне бюджетные учреждения могут руководствоваться введенным с 1 января 2003 г. (изменение № 1 – с 1 января 2004 г.) российским стандартом системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) – ГОСТ Р 12.0.006-2002*. ССБТ. “ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ”.
Заметим, что этот ГОСТ, вобрав в себя традиционные российские требования действующего законодательства, гармонизирован с Руководством Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 и в большей степени с документом международной добровольной программы сертификации OHSAS 18001:1999 “Occupational Health and Safety Assessment Series. Specification”. (Серия оценки охраны труда. Общие требования.)
Заметим, что новая редакция Трудового кодекса РФ вместо старой не очень четкой и формально далекой от СУОТ “сертификации работ по охране труда в организации” говорит о “сертификации организации работ по охране труда”. Системной формой такой организации работ по охране труда должна быть СОРОТ – Система организации работ по охране труда. Какими будут официально утвержденные требования к СОРОТ (в рамках положения о сертификации), нам еще предстоит узнать.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА - это

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА это:

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда. связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации").

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др. а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда. нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;

оценка, учет и контроль основных рисков;

анализ причин аварий, аварийпроизводственных травм и профессиональных заболеваний ;

координация работ, направленных на предупреждение аварий;

расследование несчастных случаев на производстве. осуществление компенсации обусловленных ими потерь.

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах. являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.

Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит: взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов; координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах — незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом — по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам — ежеквартально.

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:

готовит предложения по улучшению работы СУОТ;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде. законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;

организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;

оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;

информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.

Профком также участвует:

в работе комитета (комиссии ) по охране труда. в проведении административно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением ;

в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы ОТ;

в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.

Деятельность уполномоченных по ОТ осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 35).

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по условиям труда ; техническое состояние оборудования, зданий и сооружений; санитарно-гигиенические УТ; предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность .

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3—5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы — на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов;

нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда ;

лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;

механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;

комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.

В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11).

В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха . обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием ОТ. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ — соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.

Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных планами или соглашением по ОТ. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план, и утверждается ими.

Новые принципы управления охраной труда. В современных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций (в т. ч. Академии труда и социальных отношений), позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.

В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям.

Научные разработки Академии труда и социальных отношений направлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере ОТ, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы.

Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10—30 тяжелых травм, около 100—300 легких травм (с потерей трудоспособности на 1 день и более), 1—3 тыс. микротравм и 10—30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10—30 тыс. опасных факторов при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифицировать. На 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.

Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области ОТ организации, для составления программ мероприятий по улучшению УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.

Изменилась также оценка работы руководителей высшего и среднего уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении ОТ.

Высшее руководство организации отвечает за политику в области ОТ, проявляет лидерство в решении проблем ОТ и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области ОТ и, т. о. формирует культуру ОТ в своей организации.

С документами (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах. постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах. итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня — обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а также требований ОТ, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах ОТ.

Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства. социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению ОТ в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов. документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.

Разработка системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:

изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;

изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;

выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы ОТ и др. подразделений — пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;

анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;

выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

1. Изучение существующей практики управления ОТ и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов.

2. Изучение всех производственных операций и определение проблем в области ОТ.

3. Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересованными лицами (пользователями).

4. Выявление барьеров на пути формирования культуры труда .

Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2—3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.

Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда — для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

Исходя из этих принципов была выстроена "звезда безопасности". Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.

ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации" позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000—2000 "Управление качеством" и серии ISO 14000—1996 "Управление окружающей средой" (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Документация. Следует определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию.

Руководство по СУОТ — своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.

Стандарты — более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр. методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (напр. безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.).

Инструкции по ОТ — содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях ) вводят, напр. агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; организация рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр. с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда. переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации. улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности ;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

Пирамида ответственности

Звезда безопасности

Документация СУОТ

Российская энциклопедия по охране труда. — М. НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007 .

Смотреть что такое "СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА" в других словарях:

Система управления охраной труда — Система управления охраной труда: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с… … Официальная терминология

система управления охраной труда — 3.80 система управления охраной труда. Часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. (ГОСТ Р 12.0.006 2002).… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

система управления охраной труда - (occupational safety and health management system) — 3.16 система управления охраной труда (occupational safety and health management system) Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 12.0.007-2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию — Терминология ГОСТ Р 12.0.007 2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию оригинал документа: 3.1 безопасные условия труда,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 12.0.008-2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит) — Терминология ГОСТ Р 12.0.008 2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит) оригинал документа: 3.1 аудит (проверка) Систематический, независимый и документированный процесс… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 12.0.009-2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению — Терминология ГОСТ Р 12.0.009 2009: Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению оригинал документа: 3.1 аудит (проверка): Систематический, независимый и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 12.0.006-2002: Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации — Терминология ГОСТ Р 12.0.006 2002: Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации оригинал документа: 3.1 авария: Разрушение сооружений, оборудования, технических устройств,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТП 581-6.7-001-2006: СУОТ. Руководство по системе управления охраной труда — Терминология СТП 581 6.7 001 2006: СУОТ. Руководство по системе управления охраной труда: Анализ деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 12.0.230-2007: Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования — Терминология ГОСТ 12.0.230 2007: Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования оригинал документа: 2.1 инцидент (incident): Небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 12.0.010-2009: Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков — Терминология ГОСТ Р 12.0.010 2009: Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков оригинал документа: 3.7 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

Управление охраной труда на предприятии, Система управления охраной труда на предприятии - Безопасность жизнедеятельности

Управление охраной труда на предприятии Система управления охраной труда на предприятии

Охрана труда (ОТ) направлена на предотвращение производственного травматизма и заболеваний, а также на охрану и укрепление здоровья работников. Охрана груда предполагает улучшение условий труда и рабочей среды, что ставит задачу укреплять и сохранять физическое и умственное здоровье, социальное благосостояние работников, независимо от их профессии на высочайшем уровне. Здесь руководящими принципами, регулирующими порядок анализа и управления производственными рисками, являются прогнозирование, учет, оценка и контроль опасностей, возникающих или связанных с рабочим местом и способных подорвать здоровье и благополучие работников. При этом также нужно учитывать возможное влияние на трудовой коллектив и окружающую среду в целом.

Применение систем управления охраной труда (СУОТ) опирается на соответствующие критерии, стандарты и показатели ОТ. Их цель состоит в выработке методики оценки и повышении показателей при профилактике производственного травматизма и несчастных случаев путем эффективного управления факторами риска на рабочем месте. Это предполагает логический, поэтапный подход к разработке необходимых мер и оптимального способа их реализации, контроль темпов достижения заданных целей, оценку эффективности принятых мер и определение сфер, требующих улучшения. Такая система должна предполагать адаптацию к изменениям в характере деятельности организации и нормативной среде.

Понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование (PLAN) – действие (DO) – контроль (CHECK) – доработка (ACTION)), или PDCA-цикла, разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления (рис. 7.2). В случае ОТ планирование означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы ОТ, выявление опасных факторов и оценку рисков. Действие – это фактическая реализация и применение программы. Контроль предполагает измерение активных и реактивных показателей программы ОТ. Наконец, доработка завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Система управления охраной труда представляет собой универсальный логический инструмент, адаптируемый в зависимости от размера и профиля организации и направленный как на общие, так и на специфические факторы и риски, связанные с ее деятельностью. Она способна охватывать как простые потребности малого предприятия с одним производственным процессом и легко идентифицируемыми опасностями/рисками, так и отрасли с целым спектром опасных фактором, таких как добыча полезных ископаемых, химическая промышленность, атомная энергетика или строительство.

В СУОТ реализованы подходы, обеспечивающие эффективную и согласованную реализацию мер профилактики и защиты; разработку целесообразной политики; принятие обязательств; учет элементов всех рабочих мест при оценке опасностей и рисков; участие в процессе как руководства, так и сотрудников в соответствии с их уровнем ответственности.

Подход на основе СУОТ получил признание после широкого распространения и успеха стандартов ISO в отношении качества (серия ISO 9000), а затем и окружающей среды (серия ISO 14000). Эта модель опирается на теории систем, разработанные, главным образом, в области естественных и социальных наук, но также имеет много общего с механизмами корпоративного управления. Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем три системы управления (управление ОТ, управление качеством и защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Обязанность по реализации охраны труда в соответствии с требованиями законодательства возложена на работодателя. Применение системного подхода к управлению ОТ на предприятиях (в организациях) обеспечивает непрерывность оценки эффективности и поддержания мер профилактики и защиты на необходимом уровне за счет адекватного и своевременного реагирования.

Концепция СУ ОТ может принести пользу большинству предприятий в случае учета ряда важных принципов в процессе принятия решений о применении системного подхода к управлению корпоративными программами ОТ. Работодатель должен обеспечить ориентацию системы на развитие и эффективность мер профилактики и защиты и обеспечить эффективность контроля.

Независимо от того, являются ли требования ОТ добровольными или обязательными для предприятий, их соблюдение и эффективность реализации оценивают организации по сертификации и аудиту, имеющие государственную или профессиональную аккредитацию.

Процессы контроля являются завершением СУОТ, так как предполагают независимую оценку ее эффективности и предложение мер по исправлению ситуации и новых задач по улучшению ее работы.

Периодические проверки должны помочь определить наличие необходимых элементов и самой системы управления ОТ, их адекватность и эффективность для охраны труда и здоровья сотрудников и предотвращения несчастных случаев. Проверки также дают возможность измерить показатели работы системы с течением времени. При планировании развития системы факты, собранные в ходе проверок, всегда нужно изучать вместе с другими данными о ее работе. В любой балльной системе должны быть контрольные показатели для перспективного развития. Выводы аудиторов должны определять эффективность СУОТ с точки зрения соответствия задачам и политике предприятия и содействовать полноценному участию работников; содержать реакцию на результаты оценки эффективности СУ ОТ и предыдущих проверок; обеспечивать соблюдение нормативных требований и правил со стороны организации, а также постоянное развитие и учет положительного опыта в сфере ОТ.

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и сооружений; санитарно-гигиенические условия труда; предписания государственных органов надзора, законы, постановления и другие нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержании ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

Атестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ и соответствии со ст. 209 ТК РФ – проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах этих проверок.

СУ ОТ не может полноценно функционировать в отсутствие эффективного социального диалога, будь то в рамках совместных комитетов по охране труда или иных механизмов, таких как коллективные договоры. Работникам и их представителям необходимо дать возможность полноценно участвовать в управлении ОТ на предприятии путем прямого участия и согласования. Эффективность СУОТ обеспечивается только при определении четких обязанностей по управлению ею для каждой из заинтересованных сторон.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена, что предполагает действенное участие всех сотрудников на всех уровнях предприятия и определение обязанностей каждому из них. Как показывает опыт, ОТ и СУОТ можно успешно реализовать только на основе диалога и сотрудничества. Если управление СУОТ осуществляет лишь руководство без участия персонала на более низких уровнях иерархии, то эта система потеряет свою ориентацию и провалится. В ряде исследований была обнаружена связь между снижением времени простоя, связанного с травмами, и наличием совместных комитетов по ОТ и участием профсоюзов.

Важным элементом при реализации любой программы ОТ является соответствующая подготовка, которая должна осуществляться на непрерывной основе для ознакомления с системой и актуализации инструкций в зависимости от изменений внутри организации. В этом контексте каналы связи между различными уровнями корпоративной иерархии должны быть эффективными и двухсторонними, т.е. сведения и проблемы, высказанные на уровне цеха, должны получать должное внимание и передаваться на вышестоящие уровни.

Как показано выше, ОТ сводится к управлению производственными рисками. Поэтому СУОТ – это общий метод, на основе которого можно управлять ВПФ и ΟΓΙΦ, специфическими для той или иной отрасли или процесса, в том числе в отраслях повышенной опасности, где для реализации мер профилактики и защиты необходима комплексная и упорядоченная оценка рисков, а также постоянный мониторинг эффективности работы сложных систем контроля.

В организации должна вестись документация в сфере ОТ, наличие, хранение и ведение которой должно быть под контролем ответственных лиц (табл. 7.11).

Примерный перечень локальной документации в сфере ОТ

Личные карточки учета выдачи СИЗ

Применение СУОТ в ряде отраслей повышенной опасности показано на примерах ниже.

В строительстве отмечается высокий процент несчастных случаев на производстве, а на строительных площадках, как правило, используется труд различных подрядных и субподрядных организаций. Мощным стимулом для применения СУОТ в этой отрасли является возможность внедрить единый шаблон для всех сторон, занятых на площадке, в целях унификации планирования, реализации и контроля за соблюдением требований ОТ, а также создать основу для контроля за эффективностью системы. Кроме того, это упрощает процесс учета потребностей в ОТ на ранних этапах комплексной разработки и планирования, подачи конкурсных предложений и на начальных этапах реализации строительного проекта. Таким образом, реализацию комплексных систем управления в строительстве можно считать эффективным средством для согласованной интеграции управления качеством, окружающей средой и ОТ на строительной площадке с участием многих заинтересованных сторон.

Добывающая промышленность является еще одной отраслью повышенной опасности, где СУОТ с ее согласованным, поэтапным и логичным подходом может стать эффективным средством для сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим примером отрасли высокого риска является морское судоходство .

СУОТ – это инструмент управления, а не программа ОТ. Поэтому эффективность подхода на основе систем управления зависит от качества имеющейся программы. Программы СУОТ должны действовать в рамках государственной системы ОТ, а предприятие должно обеспечить проверку системы на соответствие нормативным требованиям и актуальность.

К преимуществам СУОТ можно отнести:

• унификацию требований ОТ с иными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;

• формирование логической основы для создания и функционирования программы ОТ;

• оптимизацию и отработку коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;

• применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;

• создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;

• укрепление социального диалога;

• распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;

• возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;

• формирование системы непрерывного совершенствования.

В качестве недостатков СУОТ можно отметить возникновение дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, ОТ, окружающей средой), вероятность пропустить начало профессиональных заболеваний вследствие того, что СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, и некоторые другие.

В целях прогнозирования возможных негативных изменений на предприятии, связанных с недостатками СУОТ, ЛПР на предприятии необходимо одновременно руководствоваться такими международными стандартами, как "Системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве" (OIISAS 18001).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter