Руководства, Инструкции, Бланки

образцы как пишется слово img-1

образцы как пишется слово

Рейтинг: 4.7/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

По этому или поэтому? Как пишется это слово? Примеры употребления и правила

"По этому" или "поэтому"? Как пишется это слово? Примеры употребления и правила

Пользователи интернета довольно часто задаются вопросом, касаемым правописания слова "поэтому". Как пишется оно, разберемся подробнее в этой статье.

"Поэтому" должно писаться через оборотную "Э"

Для начала ледует запомнить, что слово "поэтому" пишется через оборотную "Э". Оно никогда не пишется через "Е". Ни в коем случае не совершайте эту грубую ошибку. Слова "поетому" не существует. При ответе на вопрос: "Поэтому как пишется?" существует единственный ответ: только через "Э".

Как правильно писать слово "поэтому": слитно или раздельно?

Это слово может писаться как слитно, так и раздельно. Для того чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно определить, какой частью речи оно в предложении является.

Союзное слово. Должно писаться слитно

Во-первых, оно может быть союзным словом. В этом случае слово нужно для соединения двух простых предложений в сложноподчиненном. И пишется оно слитно.

Сегодня у нас праздник, поэтому мама испекла торт.

Я проснулся довольно рано, поэтому успел позаниматься.

Важно: в случае если перед нами союзное слово, перед ним, как правило, необходимо поставить запятую.

Наречие. Должно писаться слитно

В предложении это слово может быть местоименным наречием. В этом случае оно тоже должно быть написано слитно.

Если я пришел в этот дом, то именно поэтому.

Ты не солишь суп, потому что уже посолил его раньше? - Да, поэтому.

Итак, мы рассмотрели два варианта слитного написания. Как пишется слово "поэтому" еще?

Предлог и местоимение. Должно писаться раздельно

Существуют ситуации, когда "по этому" будет писаться раздельно. Так стоит употреблять это словосочетание, если оно состоит из предлога "по" и местоимения "этому".

По этому мосту мы шли в прошлый раз.

Я обращаюсь к вам совсем не по этому поводу.

В случаях если "по этому" пишется раздельно и является предлогом и местоимением, за ним должно следовать (или подразумеваться) существительное мужского или среднего рода. Очень легко проверить себя: если существительное мужского рода заменить на существительное женского рода, то местоимение можно просклонять. Сделайте это, и вопрос о слитном написании отпадет.

Как различить?

Чтобы правильно распознать часть речи и определить, какое написание будет правильным: слитное или раздельное, нужно запомнить пару приемов.

Почему "по этому" должно писаться раздельно:

По этому мосту мы шли в прошлый раз.

  • если словосочетание отвечает на вопрос "по какому?" (По какому мосту?);
  • если подходит синоним "по данному" (По данному мосту мы шли в прошлый раз);
  • если склоняется при замене следующего за ним существительного на женский род (По этому мосту мы шли в прошлый раз. - По этой улице мы шли в прошлый раз);
  • является указанием на предмет (Указание на мост).

Почему "поэтому" пишется слитно (и наречие, и союзное слово):

Сегодня у нас праздник, поэтому мама испекла торт.

  • легко можно заменить синонимами: "вследствие чего", "следовательно", "по этой причине", "благодаря этому" (Сегодня у нас праздник, по этой причине мама испекла торт);
  • подходит вопрос "почему?" (Почему мама испекла торт?);
  • является объяснением сказуемого (объясняет, почему испекла).

Варианта "по-этому" не существует

Нередко люди, задавая вопрос: "Поэтому как пишется?", предполагают еще и вариант написания этого слова через дефис. Путаница возникает, так как пишущий проводит аналогию со словами "по-твоему" и "по-моему". Но подобное написание неверно. Через дефис это слово не пишется.

Зачастую люди начинают забывать правописание многих слов. Особенно это касается тех ситуаций, когда в разном контексте могут использоваться слитное и раздельное написания. Поэтому, как пишется нужное слово, можно узнать, сделав простейший анализ предложения.

Другие статьи

Как пишется слово - например - слитно или раздельно?

Как пишется слово "например" слитно или раздельно?

Для правильного слитного, или раздельного написания сомнительного слова, в том числе и «например», нужно обратиться к контексту предложения. Если это слово используется, как вводное, то оно пишется слитно. Так это будет в таких предложениях: «Можно, например, позвонить другу», или «Возьмите, например, красную ленту».

Как дополнение в предложении, «на пример» пишется раздельно. Так это будет в следующих предложениях «Обратите внимание на пример, рассмотренный ранее», или «Нам указали на пример прошлого».

Таким образом, в разном контексте слово, или словосочетание, которое мы слышим одинаково, пишется по-разному. Основанием для такого написания является дифференцирующий принцип грамматики написания парных вариантов. Слитно пишутся слова, которые образованы слиянием слова и частицы. Раздельно пишутся словосочетания, в котором с помощью предлога образуется падеж.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

в избранное ссылка отблагодарить

6 месяцев назад

Смотря какой контекст подразумевается.

Чаще всего "например" выступает в предложении как вводное слово, при этом не являясь никакой частью речи, обособляясь запятыми и пишется слитно.

Но бывает, что "на пример" используется как предлог и существительное, "на пример чего-либо", имеется в виду, что что-либо ставят в пример, полагаются на что-то. Тогда написание раздельное.

в избранное ссылка отблагодарить

Можно конечно поизощряться в русском языке и придумать несколько вариантов, в которых возможно использование раздельного сочетания предлога На с существительным Пример, но зачем это надо? В подавляющем большинстве случаев это слово пишется слитно и оказывается в предложении вводным словом, которое при желании можно заменить словосочетанием В качестве примера, которое точно пишется раздельно.

Так что вывод один: НАПРИМЕР следует писать слитно.

в избранное ссылка отблагодарить

Рассказываем, как пишется ВПОСЛЕДСТВИИ, слитно или раздельно!

Рассказываем, как пишется ВПОСЛЕДСТВИИ, слитно или раздельно!

вт. 2015-10-13 15:31 — admin

Сегодня мы узнаем, как пишется слово «впоследствии», раздельно или слитно. Закрепим этот материал на простых примерах, чтобы в будущем слово впоследствии всегда писать правильно, не задумываясь.
Начнем с разбора основных проблемных мест в слове.
Наиболее часто возникает 2 вопроса:

  1. Писать слитно «впоследствии» или раздельно «в последствии»?
  2. Писать на конце «и» или «е»?

Отвечаем сразу и однозначно!

Впоследствии всегда пишется слитно и всегда с буквой «и» на конце.

Казалось бы, вот и всё…Но не спешите закрывать статью! Важно разобрать еще несколько моментов, чтобы правильное написание надолго закрепилось у вас в памяти.

Впоследствии – это наречие, образованное из сочетания предлога «в» и существительного «последствие». По правилам русского языка при образовании наречий таким образом, если между существительным и предлогом мы не можем вставить ни прилагательное, ни местоимение, ни числительное или же не можем поставить к существительному падежный вопрос, тогда образованное наречие пишется слитно.

Несколько примеров:
  • Впоследствии даже он написал диктант без ошибок.
  • Мы все впоследствии будем писать правильно.

Если мы попытаемся вставить между «в» и «последствии» определение (прилагательное, числительное или местоимение) или задать падежный вопрос к существительному, то у нас ничего не выйдет.

Еще раз.
Впоследствии – это наречие и отвечает на вопрос «как?». Оно всегда пишется слитно!

Еще один момент, который хотелось бы осветить, буква «и» в конце. Часто написание наречия «впоследствии » путают с написанием предлога «вследствие ».
“ВСЛЕДСТВИЕ” может писаться, как слитно, так и раздельно, как с «и», так и с «е» на конце в зависимости от контекста.


Например:
Вследствие того, что работа выполнена неверно, она подлежит переделке.
В следствии были найдены новые улики.

В отличие от слова «вследствие», ВПОСЛЕДСТВИИ всегда пишется с «и» и всегда слитно.
Чтобы не путаться запомните, что наречие «впоследствии» можно заменить синонимом «потом», а предлог «вследствие» синонимом «в результате».
На этом у нас сегодня всё.
Если у вас остались какие-то вопросы, обязательно пишите их в комментариях.

Если статья вам помогла, то будем рады получить вашу благодарность в виде пожертвования в фонд развития проекта.
Любую сумму на развитие проекта вы можете пожертвовать на данной странице.

Как пишется например

Пишем «например» правильно - слитно и раздельно

«Например» и «на пример» — выражения, которые употребляются для пояснения и конкретизации чего-либо. В зависимости от смыслового значения и конструкции предложения, эти слова могут быть вводными (использоваться в качестве вставки для приведения примера) или простыми (объяснять определённое событие или действие на примере чего-то).

Чтобы не делать ошибок в слове «например», необходимо определить его лексическое значение в контексте фразы. Вводное слово всегда пишется слитно, тогда как обычные слова «на» и «пример» стоят раздельно. Рассмотрим случаи написания обоих вариантов.

Быстрая навигация по статье

Слитное написание

Пишется «например» слитно только в том случае, если слово употребляется для раскрытия или уточнения информации. К примеру:

  • «Он мог, например, во время разговора вдруг бросить вам свой стул, и вы непременно должны были поймать его и бросить обратно»;
  • «В тени хорошо растут влаголюбивые растения, например, папоротник»;
  • «Я люблю смотреть спорт по телевизору, например: хоккей, футбол, баскетбол».
Раздельное написание

Если смысл фразы заключается в том, чтобы брать с чего-то пример, то писать «на» и «пример» необходимо раздельно. Также между этими словами иногда можно добавить уточняющее слово:

  • «На (данном) примере мы увидели, насколько эффективен этот метод»;
  • «На примере построений предложений английского языка можно убедиться в его сложности»;
  • «Ориентируясь на (этот) пример, мы сделаем оригами из бумаги».
Пунктуация

Вводное слово «например» не является членом предложения, поэтому оно выделяется с двух сторон запятыми, но бывают исключения. Рассмотрим несколько правил пунктуации:

  • «Например» всегда выделяется запятыми с двух сторон, если оно выходит за рамки грамматической структуры. К примеру: «Я зайду к Вам, например, в пятницу», «Он мог стать хорошим специалистом, например, в программировании»;
  • Если «например» стоит вначале уточняющего или присоединительного оборота, то оно выделяется запятыми вместе с ним. К примеру: «Мы не имеем представления о многом, например о космосе»;
  • Если «например» стоит после обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения, то после него ставят двоеточие. К примеру: «Вначале лета на базаре продаётся много ягод, например: клубника, малина, черешня», «Собака любит кушать каши, например: овсянку, гречку, рис».

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

ПО СВОЕМУ КАК ПИШЕТСЯ, Какие слова пишутся через дефис

Как пишется по своему или по-своему

Правильно пишется «по-своему». Более или менее пишется раздельно. Часто пишется как «Малые Карелы». 2) По общему, а не ПО СВОЕМУ сценарию была проведена торжественная линейка. Даугавпилс на станицах блога. Даугавпилс латиницей пишется как Daugavpils. 1) По своему желанию, усмотрению, на свой лад. Хочется жить по своему.

1. Наречия с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, напр. во-первых, во-вторых, в-третьих, в-десятых (так же пишется в-главных, в-последних). Примечание 1. Так же пишутся образованные от существительных наречия по-латыни (читать по-латыни, т. е. на латинском языке, но: занятие по латыни), по-матери, по-матушке (матом), по-человечеству. Примечание 2. Пишется через дефис наречие на-гора. 3. разг. На своем языке. Толковый словарь Ефремовой.

По своему истолковать мои слова. Всё равно по своему переделает. Других слушай, а поступай по своему. Как правильно писать (примеры)? 1) Каждый класс ПО-СВОЕМУ поздравил ветеранов с 70-летием Великой Победы. Всё это свидетельствует о том, что ПО-СВОЕМУ — это наречие. Притяжательное местоимение СВОЙ согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

В русской орфографии существуют оба варианта написания слов: по своему и по-своему. Выбор раздельного и дефисного написания зависит, от того, какая это часть речи, что можно выяснить в контексте. По своему дому она не ходила, а двигалась быстро и стремительно. Он многое делал по-своему, не спрашивая совета.

как пишется по своему или по-своему

Свой — это притяжательное местоимение -(чей?). Местоимение СВОЙ может сочетаться с существительным, отвечая,как и прилагательные, на вопросы Какой? какому? И хорошая подсказка была дана выше: по-свОему, НО по своемУ ( обращайте внимание на ударение). Ну например ,если по своему мнению,по своему желанию,по своему отцу,брату и т.д. У нас есть много людей, которые помогут Вам здесь Кроме того, мой последний вопрос был решен менее чем за 10 минут:D Во всяком случае, Вы можете просто войти и попробовать добавить свой вопрос.

Пишу- как пишется

Слитное и раздельное написание. Через дефис пишутся следующие частицы: -то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки: Ну-ка, кто-нибудь! После других частей речи таки пишется раздельно: Я таки полагаю…

То же случилось с ним и теперь («то же самое»). Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. Бороться пишется с мягким знаком. Узнать как пишутся цифры (числа) прописью, онлайн сервис перевода числа в строку — NumWord.com.

Сюбори Джульетта Пишу я о том, о чём пишется! Очень сильно из-за этого страдают чувствительные к своему внешнему виду люди, ведь прыщи лишают их привлекательности, создавая отталкивающее впечатление. Как сделать пристройку к своему дому, секреты мастеров по ремонту и строительству. Как избежать аварий на дорогах и сохранить жизнь себе, пешеходам и своему автомобилю? Мама – будь другом своему ребенку. Мама – будь другом своему ребенку!

Страдающим Вегето-Сосудистой Дистонией и всем, кто хотел бы укрепить своё сердце. Если у вас возник вопрос — какие слова пишутся через дефис, то вам следует прочитать эту публикацию. 3. Существительные, заимствованные из других языков, также пишутся с использованием дефиса: унтер-офицер, вице-президент, экс-чемпион.

Отвечая на вопрос — почему слова пишутся через дефис, следует вспомнить о правилах русского языка, поясняющих, какие прилагательные нужно писать, таким образом. 5. Префиксоид пол-, используемый в прилагательных, указывает на то, что они пишутся через дефис: пол-лимона, пол-одиннадцатого, пол-окна. Не только повторяющиеся слова пишутся через дефис, следует также знать, какие частицы должны вписываться в текст, таким же образом. Однажды самый-самый главный ленинградский битломан обратился к своему другу- знаменитому в определенных кругах переводчику- с просьбой перевести прозу Джона Леннона.

Франк был малый не промух, а в то утро мух на нем и вовсе не было – что ж в этом удивительного? К своему величайшему лужасу обнаружил он, что прибавил себя на целых двенадцать дюймов!

Как правильно пишется слово ПО СВОЕМУ или ПО-СВОЕМУ в предложении :

Не могу осмыслить сей невероятный подлинный факт о своем собственном теле, которое не обрело ни капли жира с тех самых пор, как мать произвела меня на свет посредством детоброжения. Ах, и на своем пути в сем бредном подлунном мире, разве я питался норманно? Чтобы понять, как пишутся такие статьи, лучше рассмотреть пример. Но иногда не помогает и подбор синонимов, поэтому приходится вообще формулировать предложения по-своему.

Как пишется SEO статья

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. С примеров и начнем. ПО сценарию КАКОМУ? Это местоимение, которое напишем с предлогом раздельно. Оно зависит от глагола и является обстоятельством образа действия. В предложении это наречие является обстоятельством.

Привет! Мне интересно, есть ли у Вас какие-либо проблемы с выполнением домашнего задания. Раздельно пишутся следующие частицы: же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что: Мы же стали бы врагами. На одно мгновение господин Голядкин почти забылся совсем, потерял и память, и чувства… Очнувшись, заметил он, что вертится в широком кругу его обступивших гостей.

Все, кто ни были в комнатах, все уселись в нескольких рядах кругом господина Голядкина и Олсуфия Ивановича. Он бросил напыщенный размер с цензурою, стеснив строки до четырех стоп, как борются в прозе с многословием. Также бывают и обучающие брошюры. Музей деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске, жемчужина Русского Севера. Сайт о здоровом образе жизни и правильном питании.

Даугавпилс на страницах блога Depils.com: Даугавпилс вчера, сегодня, завтра. Как за 14 дней помочь своему сердцу! В ней подробно рассмотрены практически все случаи, когда необходимо создавать сочетания с использованием дефиса.

От него при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ образовалось наречие ПО-СВОЕМУ, которое пишется через дефис: поступить (как?) по-своему, сделать (как?) по-своему. 95. В двенадцати наречиях не и ни пишутся слитно: некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем, никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, ничуть, нисколько.

Смотри еще:

Федорова Л

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Л.Л. ФЕДОРОВА Сложные слова (теория)

В последнее время появляется много новых школьных учебников по самым разным дисциплинам – от языкознания и семиотики до физкультуры. Если поставить задачу создания нового учебника по русскому языку, то самой сложной проблемой будет, по-видимому, сочетание новизны и традиции.

В предлагаемом к обсуждению фрагменте проекта акцент делается на стратегии сотрудничества исследователя-словесника и учителя, учителя и ученика. Сотрудничество теоретика и педагога помогает найти новые объяснительные модели известных фактов языка; сотрудничество учителя и ученика обеспечивает более глубокое усвоение материала, чем при пассивном следовании за учителем и учебником.

Основой сотрудничества всегда является интерес. Детям должно быть интересно учиться. Особенно важно привить интерес к родному языку. Поэтому методической основой преподавания должен быть скорее объяснительный, чем предписывающий принцип: т.е. вопрос почему. не может заменяться указанием, как надо. Поэтому в предлагаемом тексте почти нет правил, но есть объяснительный текст.

Предлагаемые приемы обработки материала – моделирование игровых ситуаций, сознательное творчество. Обращение к любимым книгам может сделать работу на уроке более увлекательной и стимулировать интерес к чтению.

Может быть, не обязательно для всех делать все упражнения: кого-то больше увлекает техника, кого-то – биология; ученики могут иметь выбор. Но предложенные темы упражнений в целом более или менее полно охватывают круг проблем, связанных со сложным словом.

На составление цельной картины явления ориентирован и теоретический подход, объединяющий и сложные, и сложносоставные, и сложносокращенные слова. Критериями принадлежности к сложным словам являются наличие в слове по крайней мере двух корневых основ, соединенных на любом шаге словообразовательного процесса (т.е. садовод и садоводство в равной мере считаются сложными словами), а также слитное и дефисное написание (в последнем случае целый пласт окказиональных образований, в синтаксисе традиционно рассматриваемых как имена и приложения, в плане словобразования тоже имеет право относиться к сложным словам). В целом теоретическая основа для такого подхода заложена в работах В.В. Виноградова, Е.А. Земской, Д.Э. Розенталя.

Материал для упражнений может быть использован и на уроках развития речи.

Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более основ

Основа может представлять собой чистый корень (хор -о-вод ) либо корень с приставкой или суффиксом (неб -о-склон. железн -о-дорож -н-ый), а может соответствовать целому знаменательному слову (семи -глав -ый, ярко -зелен -ый). Основа может быть и сокращенной, усеченной (зар -плат из заработная плата) .

Сложение слов может производиться разными способами: морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.

1. При морфологическом сложении новое слово образуется соединением значимых частей – основ или основы и знаменательного слова – при помощи соединительных гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий согласный, шипящий или ц. Например: пар -о -ход, зме[й ]-е -лов, душ -е -губ. солнц -е -пек.

Значение такого слова легко получается на основе значений составляющих его частей.

Иногда для образования сложного слова необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец, рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый (целое слово не получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел- ). В этих случаях считается, что слово образовано сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно сложением основ и добавлением суффикса.

Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования; это значит, что таким способом можно образовывать новые слова (например, диск-о-вод ).

2. При лексико-синтаксическом способе соединяются в одно целое устойчивые сочетания слов в том виде, как они обычно употребляются в речи. Происходит сращение слов без соединительных гласных для обозначения единого понятия – предмета, лица, признака или единого множества предметов, например: полцарства, Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело, гуси-лебеди .

Сращение слов может быть полным или неполным.

При полном сращении новое слово пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород- Ж. в Новгород-е ; сорвиголов-а. о сорвиголов-е . Обычно одна его часть имеет форму, в которой использовалась в словосочетании: сорви голова ¬ сорви голову, трех этажный ¬ из трех этажей .

При неполном сращении части сложного слова сохраняют вид и форму самостоятельных слов, но объединяются дефисом в одно целое, например: платье-костюм, кошки-мышки, Ростов-на-Дону. Иногда части сложного слова могут иметь каждая свое окончание: школ-а -интернат, в школ-е -интернат-е ; Царевн-а -лягушк-а. о Царевн-е -лягушк-е . Но чаще они имеют только одно общее окончание: к оригинал-макет-у. о генерал-майор-е . Фактически при неполном сращении получаются сложносоставные слова из равноправных или неравноправных частей.

При лексико-синтаксическом сложении также возможно использование морфологического приема – добавления суффикса одновременно со сложением основ: пятикласс -ник, трехтом -н-ый .

Многие модели синтаксического сложения являются продуктивными.

3. При условно-фонетическом способе новое слово также образуется из словосочетаний, но собирается в единое целое по частям из слогов или звуков. Слоги получаются из начальных частей слов или названий начальных букв (универмаг из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]), звуки берутся из начальных звуков слов (вуз, завуч – из заведующий учебной частью ). Последнее слово исходного словосочетания может использоваться целиком (зарплата из заработная плата ).

Такие слова называются сложносокращенными, или аббревиатурами, а условно-фонетический способ – сложносокращенным.

Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке.

Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Сказочные герои

Объясните, почему их так зовут:

1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3) Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6) Мальчик-с-пальчик; 7) Золушка; 8) Жар-птица; 9) Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12) Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка .

Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?

Вспомните, как называли себя жители сказочного теремка:

– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка! <. >

Каким способом образованы их названия?

3. Сказочные предметы

Вспомните, как называются в сказках волшебные предметы:

скатерть, сапоги, шапка, ковер, цветик, гусли, меч .

Почему они так названы? Какие из названий – сложные слова?

Из истории слов

КОЛОБОК – это не сложное слово, оно образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок от не сохранившегося слова колоб – ‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское слово коло. от которого произошло колоб. значит ‘круг’; его корень сохранился также в словах около, кольцо, колесо.

КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется древний, по-видимому, звукоподражательный корень кол- (коло-) . не связанный со значением ‘круг’. Слово построено так же, как бум-бум, дзинь-дзинь. но сейчас его части уже срослись в единый корень. Аналогично устроено название другого ударного музыкального инструмента: тамтам .

Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности:

кашевар, дровосек, следопыт, трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей, костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода, летописец, водовоз, стеклодув, солевар, каменотес, сталевар, мукомол, звездочет, воздухоплаватель.

Постарайтесь для объяснения значения использовать корни сложного слова. Образец . брадобрей – тот, кто бреет бороды .

4А. Для выделенных слов попытайтесь подобрать более современные названия, например: брадобрей – парикмахер .

Сравните старые и новые названия (устно). Значение старого названия часто оказывается более конкретным и узким, значение нового – более общим и широким: парикмахер – тот, кто стрижет волосы и делает прически и мужчинам, и женщинам, и детям.

. Слово зверобой построено с нарушением морфологического правила. В чем состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим нарушением?

Из истории слов

ПАРИКМАХЕР – по происхождению это тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке из двух слов: Perucke – «парик» и Macher – «мастер». Из немецкого оно заимствовано в XVIII в. русским языком, где считается простым словом.

Словосложение – распространенный способ образования новых слов во многих языках. Этим способом образованы, например, в английском языке слова:

СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness – «дело».

ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению также сложные слова с общей основой -дей -, производной от глагола деть – «делать». От него произошли также слова действие, дело, деяние. Чародей – буквально «делающий чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей – «делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси назывались чары ; возможно, «колдовство» – это переносное значение.

Сложное слово – это целая картинка, наглядно представляющая ситуацию с помощью двух образов. На основе этих образов и производится наименование. Но ним можно представить и саму картинку.

Вспомните, как называют людей по качествам и привычкам. Объясните, как вы понимаете следующие наименования:

лежебока, лизоблюд, домосед, лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум, молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот, пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд, крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель, щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка .

Используйте объяснительные схемы: Тот, кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого (что-то какое-то) .

Обратите внимание! Слова с окончанием – общего рода, т.е. могут относиться к лицам и мужского, и женского пола (кроме вертихвостка с суффиксом женского рода -к- ).

Из истории слов

РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот- и основы -зей-. которую производят от не сохранившегося зети – «зиять, раскрываться», от которого произошли зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот».

ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться – значит «беспорядочно двигаться из стороны в сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто «мыкает» горе, – значит, живет в нужде.

ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное слово, образованное сращением не сохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» (сравните: втуне ) и существительного ядец – «любитель поесть» от яд – в значении «еда». Тунеядец означает то же, что и дармоед – «даром едящий, любитель даром поесть».

6. Перекати-поле и сорвиголова

Некоторые слова образуются сложением повелительной формы глагола с существительным. Это – словосложение по типу сращения. В этих словах нет законной соединительной гласной, но сохраняется глагольное . Как правило, такие слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле. пример неполного сращения).

Вспомните слова, образованные по этой модели:

сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом.

Кого или что обозначают эти наименования?

Из истории слов

СПАСИБО – это слово получилось из словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма благодарения) сращением основ и отпадением конечного согласного (произносилось [х]).

Некоторые славянские имена также образованы словосложением. Морфологическим сложением образованы имена Ярослав (от ярый – «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий – «вящий, больший»). А имя Владимир (древнерусское Володимер ) – от славянской основы со значением «владеть» и не сохранившейся основы мер. связанной с древнегерманским mar – «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар, Вольдемар ), – уже позднее переосмыслено как сращение глагольной формы и существительного мир. Такое переосмысление называют народной этимологией.

Иностранные имена тоже нередко строятся на основе словосложения, например, арабское Абдулла означает «раб Бога», испанское Розамунда – «роза мира».

Названия городов тоже могут быть сложными словами. Так, сращением образованы названия Новгород, Ленинград, Петербург, Ставрополь. Вторая основа у них – город – по-старославянски, по-немецки и по-гречески.

7. Флора и фауна

Выпишите из списка по порядку названия: 1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5) растений, отдельно выпишите названия грибов. Постарайтесь объяснить названия, используя схему: Тот (та), кто. . Тот (та), у кого.

Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Какие слова не укладываются в схемы?

Из истории слов

МЕДВЕДЬ – общее для всех славян переименование зверя, которое означает «едящий мед, медоед» и образовалось сращением основ -меду- и -ед-. при этом из у получилось в.

ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит латинское сложное слово, образованное из leo – «лев» и pardus – «тигр».

ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке от сложного прилагательного дикообразный – «выглядящий дико», «дикого вида».

ВИНОГРАД – первоначально означало «винный сад», что видно из сохранившегося устойчивого сочетания сад-виноград. Образовано в старославянском языке по модели германского слова wingart .

Выпишите из списка сначала названия транспортных средств, потом приборов и механизмов:

Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод.

Попробуйте объяснить названия, используя схемы: То, что. . То, чем. . То, на чем.

. Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести.

Из истории слов

ПАРОХОД – так вначале был назван паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что ходит посредством пара» приложима к обоим видам транспорта.

ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в XIX в. из французского языка, в котором оно было образовано из латинских основ velox, veloc is – «быстрый» и pes, ped is – «нога». Велосипед буквально означает «быстроногий» («тот, у кого быстрые ноги»).

АВТОМОБИЛЬ – это слово также заимствовано из французского языка вместе с изобретением. Французское automobile образовано сложением основ двух слов: греческого autos – «сам» и латинского mobilis – «движущийся, подвижный».

МОПЕД – это слово образовалось в современном русском языке своеобразным способом: из сочетания мо то велосипед (= моторизованный велосипед) были взяты первый и последний слоги. Мопед – сложносокращенное слово.

Как видно, для наименования изобретений во всем мире широко используются латинские и греческие основы. В русском языке тоже много слов с такими элементами: авто - (сам), аудио - (звук), аэро - (воздух), вело - (быстрый), видео - (видимый), кино - (заимствовано из нем. Kino ), космо - (Вселенная), мото - (движение), микро - (малый), стерео - (пространственный), теле - (далекий), термо - (горячий), фото - (свет), электро - и другие. Сложные слова с такими частями пишутся слитно. Слитно пишется также элемент авиа - (сокращение от авиация ). Второй частью может быть как иностранная (-мобиль. -метр. -фон. -скоп. -грамма. -граф и другие), так и русская основа (например, фото + выставка, электро + печь ).

Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.

Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос – «слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj- . например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли».

Вспомните как можно больше подобных наименований. На русской основе названия наук – областей знания – создаются с помощью основ -знание. -ведение . например, языкознание, естествознание, литературоведение ).
Попытайтесь для иноязычных наименований привести (или составить) соответствующие русские.

Из истории слов

ФИЛОЛГИЯ – это слово устроено иначе, чем большинство названий наук. Первая его основа происходит от греческого филео- – «люблю». Филология – буквально «любовь к слову».

БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не обозначает науку, а означает «описание жизни» – «жизнеописание».

11. Природа и погода

11А. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:

снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.

Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда. . для местности и природных объектов – То, где.

11Б. Календарь. Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной ; февраль – вьюговей, бокогрей ; март – зимобор ; апрель – снегогон, водолей ; июнь – скопидом, хлеборост, разноцвет, светозар ; июль – сенозарник ; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед .

Из истории слов

ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово, образованное сложением и суффиксацией на основе словосочетания лука («изгиб, излучина») моря и означающее изгибающийся берег моря.

ПОЛОВОДЬЕ – также образовано сложносуффиксальным способом на основе словосочетания полая вода – «открытая вода».

12. Занятия и качества

Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств:

чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.

Объясните их значение. К каким из них подходит описательная схема: То, когда. ?

Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных:

синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший.

Объясните их значения, используя схему Такой, у кого. Такой, кто.

13А. Опишите свою внешность. Опишите свою или знакомую собаку или кошку.

14. Сказочные существа

Вам, наверное, известны мифические существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог, единорог. В Подземной стране А.Волкова водились шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте придумать свое сказочное существо: дайте ему название, опишите его внешность и характер, используя сложные слова, существующие в русском языке и составленные вами.

Из истории слов

ЛОПОУХИЙ – образовано морфологическим сложением не сохранившегося слова лоп – «лист» (ср. лопух ) или лопа – «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с ушами, похожими на ладонь, лист».

ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано морфологическим сложением двух основ: долгий – «длинный» и вязы – «шея» (такое слово сохранилось в диалектах). Буквально означает «длинношеий».

БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе словосочетания бела(я) бры («бровь») и суффиксации. Исходное значение – «белобровый».

КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый – «коротконосый» от не сохранившегося корний – «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).

С основой душа существует много сложных слов:

Многие из них пришли к нам из старославянского языка, где были построены по модели греческих слов.

Образуйте эти сложные слова и попробуйте объяснить различия в их значениях.

Первой основой сложного слова может быть основа числительного – порядкового, количественного или собирательного.

Сложные слова, образованные от порядковых и собирательных числительных, строятся по модели морфологического сложения – т.е. с соединительной гласной о/еперво цвет, третье классник, трое кратный. По этой же модели строятся сложные слова с количественными числительными один, девяносто, сто, тысяча. одноэтажный, стограммовый, тысячелистник .

Сложные слова, образованные от остальных количественных числительных, образуются иначе – лексико-синтаксическим сложением:

сращением в исходном словосочетании формы родительного падежа числительного с основой существительного (и обычно с добавлением суффикса):

(крокодил) пяти метров длины => пятиметровый (крокодил),

(роман) из трех томов => трехтомный (роман).

16А. Запишите полностью :

1-классник, 2-классник, 3-классник, 4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник, 100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний, 1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный, 4-угольник, 5-угольник.

Какие основы использованы в этих словах? В каких словах возможны две разные основы?

Из истории слов

Число «3» входит в сложные слова в разных формах. Во-первых, существует ряд слов, образованных сложением с основой тре- (от не сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник, трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение.

Во-вторых, сращением со словом три образованы числительные тринадцать, тридцать, триста. а также некоторые другие слова: Тригорское (от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога .

Обе эти модели непродуктивны. Зато продуктивна модель с основой трех – формой родительного падежа числительного три(трехдневный, трехсложный, трехведерный) .

Сложные слова с количественным числительным два также образуются от разных основ: дву- и двух-. двуглавый и двухголовый, двуличный и двухместный. Основа дву - – это тоже форма родительного падежа, но только для парных предметов (т.е. предметов, нормально существующих в паре).

16Б. Запишите полностью :

2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион, 3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник, 2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.

17. Во саду ли, в огороде.

Вспомните как можно больше овощей и фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас получится?

Правило. Числительное пол пишется слитно с существительным в форме родительного падежа. Через дефис пишется пол- :

1) перед гласной: пол-яблока ;
2) перед л. пол-лимона ;
3) перед заглавной буквой: пол-Москвы

– то есть тогда, когда иначе не напишешь! (Неудобно к строчной букве присоединять заглавную; в других случаях слитное написание меняет произношение. Проделайте эксперимент: представьте, что эти слова написаны без дефиса. Как бы вы их прочли?)

Из истории слов

ПОЛТОРА – результат сращения пол и втора (т.е. второго ).

Подберите сложные слова к заданным морфемным структурам («скелетам» слова):

Обратите внимание! В третьей модели – одновременное сложение корней и добавление суффикса (хлеб + о + паш + ец). в пятой суффикс добавляется к существующему сложному слову (зубоскал – зубоскаль + ство). в шестой происходит сложение слова и корня (градо + начальник) .

Найдите в текстах все сложные слова. Определите способы, которыми они образованы.

1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

2) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

3) В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и тайная комната.)

4) В НИИЧАВО (научно-исследовательском институте чародейства и волшебства) понедельник начинался в субботу, потому что опыты по волшебным превращениям были интереснее обычного воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу.)

5) Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретенного аппарата, помогающего слышать чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир Булычев. 100 лет тому вперед.)

6) Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читай: М. де Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.)

Почти все городские учреждения, организации и предприятия имеют дополнительные сложносокращенные названия. Они часто употребляются в речи, а иногда встречаются и на вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете на улицах города. Время проходит, названия делаются непонятными, вывески меняются. Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия.

Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, универсам, химчистка, культтовары, сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК .

21. Сочиняем сказку (игру)

Попробуйте сочинить свою сказку (игру). Для этого можно использовать схему:

1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край. дом) .
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?) .
3) Отправьте его в путешествие (куда?) .
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?). дайте им имена (какие?) .
8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?) .
11) Можно нарисовать картинку, например, такую: