Руководства, Инструкции, Бланки

обращение в епархию образец img-1

обращение в епархию образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1822 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как обратиться к священнику?

Как обратиться к священнику?

«Как обратиться к священнику?» – такой вопрос часто задают себе люди, которые впервые пришли на исповедь, или имеют иную бытовую или социальную потребность обращения к служителям церкви. Русская Православная Церковь считает некорректным обращение к священнику - «Святой Отец». И если своего духовника мы можем с любовью назвать «батюшка», то в письме к Патриарху такое обращение будет выглядеть недостойно. Что же делать?

Синоидальный информационный отдел Русской Православной Церкви рекомендует использовать следующие формы обращения:

Патриарх
Обращение: Ваше Святейшество, Святейший Владыка
Указание адресата: Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси (имя)

Митрополит, архиепископ
Обращение: Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя)
Указание адресата: Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), митрополиту / архиепископу (указание кафедры)

Епископ
Обращение: Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, владыка (имя)
Указание адресата: Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), пеископу (указание кафедры)

МОНАШЕСТВУЮЩЕЕ И БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

Архимандрит, игумен (монашествующее духовенство)
Протоиерей, протопресвитер (белое духовенство)
Обращение: Ваше Высокопреподобие, отец (имя)
Указание адресата: Его Высокопреподобию, архимандриту / игумену / протоирею (имя)

Игумения
Обращение: Досточтимая матушка, матушка (имя)
Указание адресата: Настоятельнице (название) монастыря игумении (имя)

Иеромонах (монашествующее духовенство)
Иерей (белое духовенство)
Обращение: Иерей (белое духовенство)
Указание адресата: Ваше Преподобие, отец (имя), Его преподобию, иеромонаху / иерею (имя)

Иеродиакон (монашествующее духовенство)
Протодиакон, диакон (белое духовенство)
Обращение: Отец диакон, отец (имя)
Указание адресата: Иеродиакону / диакону (имя)

Другие статьи

Образец обращения в епархию

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
По вашему запросу найдено - образец обращения в епархию

Симбирская Епархия-Архив 2003-2014г.Главная страница * Симбирская и Мелекесская епархия-Главная страница. получить высшее богословское образование и диплом государственного образца в г. Текст обращения направлен епархиальным управлением Симбирской епархии. Документы - Ижевская и Удмуртская Епархия РПЦ * Ижевская и Удмуртская Епархия. Бланк заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (форма РН0001). Тверская епархия Московского Патриархата Русской. * 30 окт 2014. Успешный брак должен следовать этому образцу. действуя во благо ей, тем самым, являя образец обращения мужа со своей женой.Кинельская Епархия * Архиерей. Биография · Обращения, интервью. Епархиальное управление. Епархиальные отделы · История. Храмы. Благочиния · Храмы епархии.Образцы прошений | Омская Епархия * Омская Епархия · Новости. Фото · Видео · Обратная связь · Оставить обращение · Наш баннер. Образец прошения о расторжении церковного брака.Обращение Ассоциации родительских комитетов и сообществ. * Структура епархии. Обращение Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС). Примерые образцы писем граждан см. на сайте АРКС. Как правильно оформить бланк прошения. * Для удобства составления данных обращений, Курганская и Шадринская Епархия по Благословению Его Высокопреосвященства Преосвященнейшего. Правила обращения и переписки * Изюмская епархия. Повсеместно распространенное у нас обращение « матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви. Лысковская епархия - Русская Православная Церковь. * Образец заявления о согласии на расторжение церковного брака · Обьяснительная записка о невозможности предоставления письменного согласия. Запорожская епархия УПЦ. Официальный сайт.» НОВОСТНАЯ. * 3 июл 2014. Также в эти дни социальный отдел Запорожской епархии УПЦ совместно с. горе, но зачастую именно война рождает лучшие образцы милосердия. обращение Владыки Луки помочь жителям Луганской и. Образцы документов / Епархия / Украинская Православная. * Чтобы получить расторжение церковного брака, необходимо направить в епархиальное управление заполненный бланк прошения (прикреплённый. Как должны обращаться дети к родителям: на «ты * Духовенство Искитимской епархии отвечает на Ваши вопросы. В качестве образца предлагались такие обращения детей к родителям: «что изволите. Как вести себя на приеме у епископа * В официальном обращении употребляются иные выражения. Святейший Владыко. В третьем лице: "Его Святейшество посетил. епархию".[Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. * Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях. за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви. (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его. Образец Устава епархии - Централизованная религиозная. * Образец Устава епархии - Централизованная религиозная организация. поддержка неимущих осужденных, учитывая их искреннее обращение к Богу. Нормативная база * Справочная информация о Горловской и Славянской епархии УПЦ. Образец заявления родителей для изучения курса «Христианская этика в. Глава митрополии * Обратная связь: образцы документов, письма, сообщения, звонки · Информационые источники епархии. Епархия: Санкт-Петербургская епархия (Правящий архиерей). Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск. Вопрос-ответ. Архангельская и Холмогорская епархия * Бланк можно взять в канцелярии Архангельской епархии (68-07-73). 30.09. 2014. Что касается Архангельской епархии, то форму обращения на имя. История Православия в Чувашии * Самый трогательный пример обращения к святой вере предстовляет собой. Религиозная организация «Алатырская Епархия Чувашской Митрополии. Открытое обращение Одесской епархии Украинской. * Открытое обращение Одесской епархии Украинской. тем самым образец духовного единства всех верующих независимо от их.

Скорость: 6128 Kb/s

Священный Синод принял постановление о порядке канонического перехода клириков в иные епархии и церковные юрисдикции

Священный Синод принял постановление о порядке канонического перехода клириков в иные епархии и церковные юрисдикции

17 июля 2006 г. 16:13

На проходившем в Троице-Сергиевой лавре заседании Священного Синода РПЦ рассматривались случаи неканонического перехода клириков Московского Патриархата в иные епархии и Поместные Церкви. По этому вопросу принято специальное постановление (журнал № 53 ), в котором говорится следующее:

«1. Канонический переход клирика в другую епархию осуществляется исключительно на основании Отпускной грамоты, которая направляется по запросу Преосвященного архиерея той епархии, в которую намерен перейти клирик и на руки клирику не выдается.

2. Во избежание неканонического перехода клириков Московского Патриархата в епархии других юрисдикций, Преосвященные архиереи при почислении клирика заштат могут давать ему право перехода только в епархии Московского Патриархата, что и должно быть в обязательном порядке отражено в тексте выдаваемого Указа.

3. Переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению Правящего архиерея, при одобрении Священным Синодом и на основании Отпускной грамоты Святейшего Патриарха».

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обре́тение мощей свт. Димитрия. митр. Ростовского (1752).

Прп. Даниила Шужгорского (XVI). Прп. Иосифа Заоникиевского (1612). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730-735). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска.

Сщмчч. Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); прмч. Маврикия Полетаева и мч. Василия Кондратьева (1937); сщмчч. Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна Быстрова пресвитера (1938); сщмч. Василия Крымкина пресвитера (1942).

* Чтения свт. Димитрия (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Служба ап. Кодрата поется 22 сентября (см. Типикон). При совершении службы свт. Димитрия в этот день можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
По отпу́сте литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» - кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.

Официальный церковный календарь.
Предоставлен Издательством Московской Патриархии www.rop.ru .

Как правильно обращаться к священнослужителям?

Как правильно обращаться к священнослужителям? Содержимое

Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что - не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые - на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.

Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

Существует три степени священнослужителей:

1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ».

Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь.

К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?»

В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни — «Христос Воскресе!», в дни предпразднств — «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых — «с праздником», на Страстной неделе — «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…»

Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет».

Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием.

Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)».

Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе.

Теги Статистика просмотров

Всего просмотров: 7,366

За последние 30 дней: 805

За последние 7 дней: 189

За последние 24 часа: 32

Автор(ы) материала Популярное за 7 дней

Социальные комментарии Cackle

Нижнее меню

© 2012-2016 «Православная Жизнь»
Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет ресурсах, возможно только с указанием ссылки на портал.

Обращение в епархию образец

Архангельская епархия Митрополит Даниил и ректор САФУ Елена Кудряшова подписали план сотрудничества

Документ предусматривает проведение более 30 совместных просветительских, образовательных, научных, издательских, культурных и социальных проектов.

Расписание богослужений митрополита Даниила 4 — 9 октября

4 октября (вторник), в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, богослужение пройдет в храме в честь Феодоровской иконы Божией.

Митрополит Даниил: Нужно любить в людях не всё, а только богоподобные качества

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в воскресенье, 2 октября, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Владыке сослужило духовенство.

Митрополит Даниил: Кровь Христова дала силу и мужество Вере, Надежде и Любови

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 30 сентября совершил Литургию в Александро-Невском храме столицы Поморья. В этот день Церковь празднует память.

Расписание богослужений митрополита Даниила 1 — 2 октября

В субботу, 1 октября, владыка совершит Всенощное бдение в Ильинском кафедральном соборе. Богослужение начнется в 17:00.

Митрополит Даниил: Только имея в памяти собственные грехи, можно по-доброму относиться к людям

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 29 сентября совершил Литургию в Успенском храме столицы Поморья. В этот день Церковь празднует память.

Митрополит Даниил освятил часовню на крупнейшем алмазном месторождении под Архангельском

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил освятил Никольскую часовню на алмазном месторождении им. Владимира Гриба (Архангельская область). Вместе с владыкой за.

Митрополит Даниил в праздник Крестовоздвижения совершил Литургию в Архангельске

Владыке сослужило духовенство епархии, пел архиерейский хор под управлением Валентины Ведерниковой.

Расписание богослужений митрополита Даниила 29 и 30 сентября

29 сентября владыка совершит Литургию в Успенском храме Архангельска. Богослужение начнется в 9:00.

Митрополит Даниил возглавит Литургию в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Богослужение начнется в 8:30. Накануне, 26 сентября, архипастырь отслужит Всенощное бдение в 17:00.

Расписание богослужений митрополита Даниила 26 — 27 сентября

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 26 — 27 сентября совершит богослужения в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

В праздник Рождества Богородицы митрополит Даниил совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

Архипастырю сослужили насельники Лавры в священном сане. Также митрополит Даниил поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского и провел беседу с братией.

Примерный образец обращения к правящему епископу в связи с последними событиями в нашей Церкви

Примерный образец обращения к правящему епископу в связи с последними событиями в нашей Церкви

Дорогие братья и сестры!

Предлагаем примерный образец обращения к правящему епископу в связи с последними событиями в нашей Церкви.Просьба всех не равнодушных собрать подписи и отнести в канцелярию Вашей епархии. Еще лучше договориться о личной встрече с епископом.Таким образом мы исповедуем свою веруво время еретического нашествия.К тому же Вы сможете узнать православный ли Ваш епископ. Также можно распространить данное обращение среди священства и прихожан храмов. Спаси всех Господь!

Также необходимо узнать участвовал ли Ваш правящий Архиерей на Соборе. ибо в обращение в начале есть слова: «в котором Вы представляли церковную полноту нашей епархии » и посередине обращения: «на котором Вы Ваше Высокопреосвященство присутствовали от лица полноты нашей епархии». если Архиерея не было на Соборе, данные слова необходимо убрать из обращения.

Ваше Высокопреосвященство 2-3 февраля 2016г. в г. Москве состоялось заседание Архиерейского Собора, в котором Вы представляли церковную полноту нашей епархии.

Тысячи Православных с надеждой ожидали, что на Соборе будут соборно рассмотрены документы, принятые Предстоятелями Православных Церквей 21-27 января 2016г. для готовящегося Всеправославного собора.

Такое соборное рассмотрение принятых документов было крайне необходимо, так как документы для Всеправославного собора появились впервые за время приготовления этого собора, то есть за 50 лет.

Сразу же после обнародования документы вызвали обсуждение, обезпокоенность и серьёзную критику верующих, а документ«Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», в котором всеересь экуменизма преподнесена как учение Православной Церквивызвали полное неприятие, осуждение и отвержение.

Именно поэтому многие Православные ожидали слово Архипастырей, но никто из нескольких сотен Архиереев, присутствующих на Архиерейском соборе, не осудил еретический предсоборный документ и всеересь экуменизма! ( К обращению мы прилагаем богословский анализ подписанного Архиерейским Собором документа СКАЧАТЬ )

« п.3. Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви».

Святые об экуменизме: «Не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением ». Святитель Серафим (Соболев)

«Экуменизм – это общее наименование псевдохристианств, лжецерквей Западной Европы. В нем находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с Папизмом. Все эти лжехристианства являются ни чем иным как некой ересью примыкающей к другой ереси. Ее общее евангельское имя – это всеересь». Св.преп.Иустин (Попович)

Таким образом на Архиерейском Соборе 2-3 февраля на котором Вы Ваше Высокопреосвященство присутствовали от лица полноты нашей епархии была утверждена ВСЕЕРЕСЬ ЭКУМЕНИЗМА – РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА как учение Православной Церкви!

Священник Алексий Мороз: «Подводя итог, можно смело сказать: сегодня происходит безпрецедентное для России открытое предательство Православной Веры со стороны части правящей иерархии Московского Патриархата. Точка невозврата пройдена. На наших глазах разворачивается мистическая катастрофа. которая приведет к уже непоправимым последствиям в мире, и они однозначно затронут каждого из нас. Дальнейшее бездействие Православного народа является преступным соучастием в ереси иудео-папизма, а в целом - в богоборческой всеереси экуменизма и глобализма».

По примеру и благословению святых отцев Православной Церкви мы осуждаем ересь экумненизма. в которую горстка экуменистов пытается вовлечь всю полноту Вселенской Православной Церкви. Мы обязаны противостать и соборно осудить эти еретические документы, чтобы не допустить проведения «волчьего собора» .

Просим Вашего Высокопреосвященства подтвердить Ваше Православное исповедание веры и публично ОСУДИТЬ данный документ как еретический и опубликовать это осуждение в ближайшем выпуске епархиальной газеты.

« » 2016 г. Православные христиане

СБОР ПОДПИСЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

С осуждением еретического документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятого на Архиерейском Соборе РПЦ 2-3 февраля 2016г. и просьбой к Архиепископу________________________осудить данный документ ПУБЛИЧНО.

Как к кому обращаться в монастыре?

Как к кому обращаться в монастыре?

В мужском монастыре

К наместнику (архимандрит, игумен, иеромонах) можно обратиться с указанием его должности ("отец наместник, благословите") или с употреблением имени ("отец Никон, благословите"), возможно, и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник — архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец наместник", "отец Гавриил".

К благочинному (первый помощник и заместитель наместника) обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец. (имя)".

К духовнику (который духовно окормляет братию) обращаются: с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: "отец. (имя)", "батюшка".

К монаху, имеющему постриг, обращаются: "отец", к послушнику —"брат" (если послушник в преклонном возрасте —"отец"). В обращении к схимникам. если употребляется сан, добавляется приставка "схи" — например: "Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит".


В женском монастыре

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест или крест с украшениями и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать игуменья; или с употреблением имени: "мать Варвара", "матушка Николая" или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игуменье. Поэтому если говорят: "Так считает матушка", подразумевают игуменью.)

В обращении к монахиням говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка").


Трудники при взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами:
"Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи".

Новичок Регистрация 21.07.2014 Сообщений 13

Как к кому обращаться в монастыре.

Хочется поправить данную трактовку обращений в женском монастыре. Потому,как она неверна и даны рекомендации обращений полного противоречия.
Во-первых к Игуменье неприемлемо обращение "Мать",как приведено в примере "мать Варвара",это неправильно и дерзко.Обращаться надо только "матушка" и не иначе.
Во- вторых к монахиням и инокиням надо обращаться "мать" с добавлением имени. Без всяких конкретных ситуаций,тем более к послушницам не принято обращаться,как "матушкам". Матушка в монастыре одна- это Игумения.
Трактовка обращений в женских монастырях дана вами из чисто житейских позиций. Да,батюшки и монашествующие любят всех матушками называть. Разобраться в этих тонкостях действительно сложно. Как сказал мне один Сергиево-Посадский насельник: "Не поймёшь у вас,платочек так,платочек сяк." Непосвященному действительно сложно. Мне недавно рассказали статью читали,так там автор написал ИЕРОМОНАХИНЯ. Он писал о монахах,но понятия не имел,что изначает эта приставка "иеро" к монашескому чину. Жаль,что получая дезинформацию,люди потом ней пользуются

Последний раз редактировалось вмиру; 16.01.2015 в 22:15.

КАК ПРИНЯТО ОБРАЩАТЬСЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ

Обсуждения

Может быть, Вам будет интересно и полезно знать, что в РПЦ форм обращения к священнику, при написании ему письма, очень много. Существует официальная форма: "Ваше преподобие". Так обращаются к приходскому священнику, не имеющему каких-либо наград или степеней. К священнику, имеющему сан протоиерея, официально обращаются "Выше высокопреподобие".

Когда же человек пишет священнику, с которым он достаточно близко знаком - хотя и не настолько, чтобы звать его просто по имени, как очень близкого друга - он пишет: "Отче" (это звательный падеж от слова "отец"). Можно написать "Отче Якове", тут появляется оттенок лёгкой шутливости, как и в обращении "Батюшка". Нужно очень крепко подумать: в таких ли вы отношениях, чтобы эта лёгкая шутливость была уместна.

Если человек хочет подчеркнуть свой атеизм, свой антиклерикализм, своё нежелание обращаться к священнику "на церковный манер", он обращается к священнику так же, как и ко всем прочим людям, обычно - с подчёркнутой вежливостью. Например, ко мне такой человек может обратиться "Уважаемый Яков Гаврилович". Так во Франции после революции 1793 года ко всем стали обращаться "гражданин", в России после 1917 года - "товарищ".

Многие люди сегодня просто, действительно, не очень знают, как обращаться к священнику и пишут: "отец Яков Кротов", "священник Яков Кротов". Могут написать или сказать "святой отец". Делают так из лучших чувств, но всё же это ошибка.

Правильно писать и говорить: "Отец Яков" (фамилия опускается; если не в начале строки, то "отец" с маленькой буквы). Уместно добавить к этому "уважаемый" или "дорогой".

Некоторые протестанты из принципа не желают называть священника "отец". Такие люди должны обращаться к священнику по имени и отчеству, как они обратились бы к президенту, например. Назвать меня "брат Яков" (бывает) можно, но отвечать я на такое обращение не буду.

Из других соображений отказываются обращаться ко мне как к священнику некоторые православные; ответа не дождутся и они.

Может быть, Вам будет интересно и полезно знать, что в России форм обращения к священнику, при написании ему письма, очень много. Существует официальная форма: "Ваше преподобие". Так обращаются к приходскому священнику, не имеющему каких-либо наград или степеней. К священнику, имеющему сан протоиерея, официально обращаются "Выше высокопреподобие".

Иногда можно встретить утверждение, что к любому священнику следует обращаться "Ваше высокопреодобие", а "Ваше преподобие" - это обращение к диакону или протодиакону. Однако, обращение к Табели о рангах, показывает, что обращение к рядовому священнику и к диакону или протодиакону одно - "Ваше преподобие".

Формы "Ваше преподобие", "Ваше высокопреподобие" в современном русском православном обиходе почти исчезли (не было их в допетровской Руси), их употребление указывает, скорее, на недоброжелательность, прикрываемую подчёркнутой официозностью. Единственный контекст, в которым они нормальны - это в обращении от архиерея к священнику, тут подчёркнутая вежливость есть проявление смирения со стороны вышестоящего.

Когда же человек пишет священнику, с которым он достаточно близко знаком - хотя и не настолько, чтобы звать его просто по имени, как очень близкого друга - он пишет: "Отче" (это звательный падеж от слова "отец"). Можно написать "Отче Якове", тут появляется оттенок лёгкой шутливости, как и в обращении "Батюшка". Нужно очень крепко подумать: в таких ли вы отношениях, чтобы эта лёгкая шутливость была уместна.

Я, кажется, понял, откуда пошла нынче байка про то, что до революции было нормально обращаться к священнику по имени-отчеству. В официальных бумагах, конечно, такого нет, и даже в дружественных письмах такого не встречал. А вот что было - в устной речи - это употребление имени-отчества в интимнейшем общении. В классическом виде - "Старосветские помещики". Помнится, так обращались друг к другу в 1970-е супруги Пестовы. Встречается и у Лескова, в том числе, в соборянах, где попадья к мужу - "ты, отец Савелий", а он к ней по имени-отчеству. Здесь использование официального обращения обыгрывается иронически, становится частью интимной игры. Но, признаться, я всё же даже у Лескова вот так навскидку не встретил примеров обращения к священнику по имени-отчеству, хотя смутно кажется, что было.

ОБРАЩЕНИЕ К ЕПИСКОПАМ

Духовенство делится на епископов и священников. Священники - помощники епископов. Обращение к епископам подчёркнуто почтительное. Для современного человека - слишком почтительное. Формы обращения к высшему духовенству сложились в Средние века, отражают очень архаичные представления о иерархизме. Впрочем, нормальные люди - и священники, и епископы, и миряне, к ним обращающиеся - понимают, что это формальность, которую лучше соблюдать, пока не изменилась сама атмосфера в Церкви, но которой не нужно придавать большого значения. Не нужно думать, что, если к Патриарху обращаются "Ваше Святейшество", то его считают святее Создателя. Такое понимание - это непонимание природы языка.

Итак, к патриарху при личной встрече обращаются "Ваше Святейшество". Можно добавить: "Ваше Святейшество, Святейший отец". Если атмосфера беседы достаточно интимная, можно ограничиться обращением "владыко". "Владыко, я бы хотел попросить. " Если атмосфера беседы не очень интимная, можно обращаться: "Владыко святый, нельзя ли спросить. ". Именно "святый", а не "святой", и именно "владыко святый", а не "святый владыко", "святой владыко". Обращение - это словесный штамп, и менять этот штамп не следует.

К митрополитам и архиепископам при личной встрече обращаются "Ваше высокопреосвященство", к епископам "Ваше преосвященство".

Если Вы не обращаетесь к живому человеку, а говорите о нём (например, пишете информацию для газеты), то можно сказать: "Его преосвященство архиепископ Александр поехал. ". "Архиепископ Австралийский Александр поехал". Некрасиво звучит: "Архиепископ Александр поехал". Так можно сказать только, если Вы в начале текста уже назвали полный титул.

Стоит помнить, что стили светской и церковной прессы различаются. В церковной прессе уместно называть епископа "преосвященный Александр", "владыка сказал", "владыка Александр сказал". В русской светской прессе это будет звучать так, словно православный журналист навязывает читателю свой этикет.

Если Вы обращаетесь к епископу письменно, то, даже если Вы не его подчинённый, вежливо на конверте или над текстом письма указать: "Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Имяреку", "Высокопреосвященнейшему митрополиту Австралийскому. ", "Преосвященнейшему епископу Содомскому. ". А затем уже начать собственно текст письма обращением: "Ваше Святейшество", "Ваше Высокопреосвященство".

Внимание: существуют особые правила для обращения к епископу со стороны нижестоящего, подчинённого ему лица. Священник своему епископу (или епископу другой епархии, но той же Церкви) пишет более вежливо: "Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек" от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)". Затем уже идёт обращение: "Ваше Преосвященство". Допустимо даже написать:" Ваше Преосвященство, милостивейший архипастырь". Письмо к епископу священник или мирянин обычно заканчивает словами: "Остаюсь в надежде на Ваши архипастырские молитвы".

Все эти правила действительны только для России, даже среди русских, живущих в Западной Европе или в Америке, нормы уже несколько другие - обычно, в сторону упрощения.

Кроме слов, при личной встрече с православным духовенством возможны, даже обязательны, и жесты. Эта система тоже восходит к Средним векам, но это не повод её игнорировать - во всяком случае, для верующих людей. В России и эти нормы соблюдаются жёстче, чем в других странах. Если подчинённый патриарху священник, вызванный к нему в кабинет, совершит земной поклон, это будет вполне нормально. Но, конечно, возраст священника тоже имеет значение!

Вполне нормально заменить земной поклон поясным, символически обозначив прикосновение к земле опусканием вниз правой руки так, чтобы она коснулась пола или, во всяком случае, чтобы было видно, что Вы хотели бы коснуться пола, и сказать: "Благословите, преосвященнейший владыко", "владыко, благослови", "благослови, владыко". Последние две формулы - менее формальные и не всегда уместны.

При обращении к священнику кланяться не принято, а просто складывают ладони (правая поверх левой) и говорят: "Благословите", "благословите, отче", "батюшка, благословите". Священник совершает крестное знамение над Вами, и нужно поцеловать ему руку. Целуют руку и епископу после благословения.

Обычай целования руки обречён на исчезновение по мере европеизации - то есть, утверждения менее иерархических, экстериоризированных ("внешних") представлений о "чести" и достоинстве личности. На Западе и среди православных целование рук духовенству не очень принято.

В России пока обычай смягчается тем, что священник, дав благословение, трижды целуется с мирянином (а епископ может так же поцеловаться со священником). "Поцелуй" в данном случае, скорее, "ликовствование" - соприкосновение щеками, а не губами, да и соприкосновение может быть символическим, "воздушным". Здесь уже начинаются оттенки, связанные с отношениями между конкретными людьми, и эти оттенки усваиваются (а отчасти и формируются) по мере жизни с тем или иным человеком.

Правила церковного этикета

Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или. Святейший Патриарх?
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М. Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=243
С полезными фрагментами этой книги хочу познакомить и вас.

Как правильно обращаться к духовному лицу?

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.
К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:

Иеродиакон, Диакон, Протодиакон, Архидиакон - отец (имя);

Иеромонах, Иерей - Ваше Преподобие, отец (имя);

Игумен Архимандрит, Протоиерей, Протопресвитер - Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения - Досточтимая матушка(имя);

Монах, монахиня - Честной брат/сестра (имя);

Епископ - Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка (имя);

Архиепископ, Митрополит - Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка (имя);

Патриарх - Ваше Святейшество, Святейший Владыка (имя)

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Церковные приемы, обеды, банкеты

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.
Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.
Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.
Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.
На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.
Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.
Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.

Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.
Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что, если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.
Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки — с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.
Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее
пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.
Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.
Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.

Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

Как обращаться к священнику

Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, так как точно не знают, как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник – духовный пастырь, и для него важно помочь своим прихожанам.

Знание церковного этикета
Инструкция
1 При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.
2 Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.
3 Согласно этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благоговение. Бестактно обращаться за благословением к священнику во время богослужения, когда он направляется к месту исповеди или крещения. Если прихожанин встречает священника на улице, благословения испросить можно. Но если батюшка занят или торопится, разумнее ограничиться поклоном. У диакона – помощника священника – благословения не испрашивают. Если необходимо к нему обратиться, можно сказать, например: «Отец диакон, состоится ли завтра крещение?».
4 Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.
5 Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).

Как приветствовать священника

Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом.

Инструкция
1 Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавайте руку священнику, только если лично и давно знакомы с ним. В противном случае это будет восприниматься слишком фамильярно.
2 Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
3 В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
4 Если присутствует несколько священников во главе с Архиереем (управляющим всей епархией), за благословлением подходите только к нему. Если священников много и Архиерея среди них нет, подойдите и у попросите благословения у старшего по званию. Узнать это можно по кресту, который носит священник на груди.
5 Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.
6 Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.
7 При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
8 Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.
9 Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

Как задать вопрос священнику

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы. Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику.

Инструкция
1 Выберите удобное время. Недопустимо отвлекать священника во время совершения церковных Таинств. Лучше всего подойти к священнику после окончания службы. Сначала нужно попросить у батюшки благословения. Сложите руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте руку священника. Это не только знак почитания к лицу, носящему священный сан, но, самое главное, - принятие благословения от Самого Господа. После этого можно задавать вопрос.
2 Ничего нет страшного, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае (как просить благословения, как правильно ставить свечи, как прикладываться к иконам и т.д.). Если вам тяжело совершить какой-то обряд (например, попросить благословения), не заставляйте себя. Ваш приход к вере должен быть свободным и добровольным, а выполнение обрядов - осознанным. Священник будет доброжелателен к вам в любом случае, даже если опыт вашей церковной жизни очень мал.
3 Во многих приходах существует специально отведенное время для бесед с прихожанами. Это наиболее подходящий вариант для того, чтобы задать вопрос, ведь можно точно быть уверенным в том, что у священника есть для вас время. Если такие беседы при храме не проводятся, просто узнайте у священника, когда он сможет уделить вам время.
4 Многие задают вопросы священнику во время собственной исповеди. Это вполне допустимо, но только надо помнить, что вы не должны слишком надолго задерживать священника, ведь наверняка ему предстоит исповедовать и других прихожан, а это занимает немало времени. К тому же исповедь - это таинство, требующее серьезного молитвенного настроя и глубокого стремления очиститься от грехов. Если вы все-таки хотите задать свой вопрос во время исповеди, подумайте, будет ли это уместно.
5 Сейчас широко практикуется общение со священниками через интернет. На различных сайтах, форумах, в социальных сетях есть возможность задать вопрос тому или иному батюшке. Зачастую это можно сделать анонимно, что, конечно, очень удобно. Но надо учитывать, что далеко не на все вопросы батюшка способен ответить виртуально. Он может дать лишь общие рекомендации или направить ваши мысли в определенное русло. Но всецело полагаться на такое виртуальное общение не стоит, так как только при личной беседе священник сможет глубоко вникнуть в вашу ситуацию.

Прошу помогите!Прошу о здравии младенца Дионисия;отрока Никиты;Олега;Елены.Младенца Николая;отрока Владимира;Александра;Елены.Очень нужно помогите люди добрые молебен о Здравии!наводит женщина зло на нашу семью,обряды черные делает,молюсь ,помогите ,кто может,на мужа привороты делает черные,детки страдают и нам на смерть,очень прошу ,хоть раз помолитесь,нам легче будет ,не дает покоя эта женщина разбивает семью,лишила достатка нас..здоровья и покоя!Детей жалко ,кто может помогите !Молебен о здравии прошу !Сейчас не могу оплатить,как только смогу отправлю,прошу очень хотя бы раз молебен о Здравии!кто может помолитесь умоляю!Нам легче станет!Благодарю от всего сердца!Псалтырь за здравие младенец-Дионисий;Отрок-Никита;Олег;Елена.