Руководства, Инструкции, Бланки

мероприятия при нму образец img-1

мероприятия при нму образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ НМУ

«О мероприятиях в период НМУ»

В соответствии с п.3 ст. 19 № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и с целью снижения выбросов загрязняющих веществ ООО «___________» в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

1. Ответственным за прием предупреждений об НМУ (неблагоприятных метеорологических условиях) назначить инженера-эколога ООО «________» Иванову А.А. в ее отсутствие – инженера по охране труда Петрову В.В.

Ответственными за выполнение мероприятий и ведение документации по принятым мерам по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ по подразделениям: _____________ назначить руководителей данных подразделений, в их отсутствие – лиц, их замещающих.

2. По получении сообщения об НМУ ответственному за прием предупреждений внести принятый текст в журнал регистрации сообщений об НМУ и сообщить его содержание руководителям подразделений: _____________

3. Руководителям вышеуказанных подразделений принять меры по снижению выбросов в соответствии с Приложением 1 к Приказу, внести запись о принятых мерах в журнал выполнения мероприятий при НМУ, доложить о выполнении мероприятия инженеру-экологу.

Журналы выполнения мероприятий при НМУ получить у инженера-эколога.

4. Ответственному за прием сообщений об НМУ уведомить о принятых мерах ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» по e-mail moscgms-fon@mail.ru или по факсу 681-54-56.

5.Контроль за выполнением данного приказа возлагаю на себя.

Приложение 1: План-график мероприятий при НМУ из проекта ПДВ.

Другие статьи

Приказ о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы оборудования

от ____________20 год

О порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий на за­данные режимы работы оборудования

С целью оперативного принятия мер по выполнению мероприятий при объявлении неблагоприятных метеорологических условий приказываю:

1. Начальнику экологической службы предприятия в срок до ____________ сделать извлечение мероприятий из действующего проекта нормативов предельно допустимых выбросов, передать их начальникам подразделений, отделов и служб.

2. При объявлении неблагоприятных метеорологических условий начальнику экологической службы предприятия организовать проверку выполнения мероприятий начальниками подразделении, отделов и служб.

3. Начальнику производственной лаборатории предприятия провести контроль за соблюдением нормативов выбросов по согласованному плану-графику при неблагоприятных метеорологических условиях.

4. О результатах работ оперативно доложить руководителю предприятия и главному инженеру, а также в надзорные природоохранные органы.

Новости Голосование Мероприятия

Ecostaff - Письмо Росприроднадзора от 21 мая 2015 г

Письмо Росприроднадзора от 21 мая 2015 г. № ОД-08-02-31/8434 «О рассмотрении обращения [по вопросу необходимости предварительного согласования мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий]»

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ).

На основании п. 2 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» порядок проведения указанных в пункте 1 указанной статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с абз. 1 п. 3 указанной статьи при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Таким образом, обязанность по проведению мероприятий при НМУ наступает у организации после получения им прогноза НМУ, подготовленного и переданного в порядке, определенном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом действующим законодательством не определен порядок предварительного согласования мероприятий при НМУ.

На основании Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утв. Госкомгидрометом СССР 28 августа 1987 г. предусматривается включение в проект нормативов ПДВ раздела «Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ».

Таким образом, указывает Росприроднадзор, согласование мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ должно осуществляться только в рамках согласования проекта нормативов ПДВ в целом.

В этой связи предварительное согласование мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ вне согласования проекта ПДВ, включающего раздел «Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ», не требуется.

Одновременно, Росприроднадзор отмечает, что в случае если порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ органами государственной власти субъектов РФ не определен, раздел «Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ» проекта ПДВ может не содержать конкретных мероприятий.

Неблагоприятные метеорологические условия – метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Источник: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела в пределах своей компетенции обращение по вопросу необходимости предварительного согласования мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) и сообщает следующее.

В статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон № 96-ФЗ) указывается:

в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти;

при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с вышеизложенным обязанность по проведению мероприятий при НМУ наступает у хозяйствующего субъекта после получения им прогноза НМУ, подготовленного и переданного в порядке, определенном органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также согласовывают мероприятия при НМУ.

Действующими нормативными актами не определены требования предварительного согласования мероприятий при НМУ, включаемых в состав проекта нормативов выбросов.

Включение в состав проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) раздела "Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" определена п. 3.9 Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов ПДВ в атмосферу для предприятий (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987). В то же время, с учетом положений ст. 19 Закона № 96-ФЗ данный раздел может не содержать конкретных мероприятий, если такие мероприятия не определены органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие согласованных Мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включаемых в состав проекта ПДВ, не является причиной для отказа в утверждении нормативов ПДВ.

Неблагоприятные метеорологические условия - Иркутская область

Неблагоприятные метеорологические условия

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

для источника (источников) выбросов вредных (загрязняющих) веществ

(по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)

С 20-00 30 сентября до 20-00 часов 1 октября 2016 г

для низких источников г. Братск сохраняются.

для низких источников г. Усть-Илимск ожидаются НМУ I степени опасности

(первой, второй, третьей)

Неблагоприятные метеорологические условия для рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (НМУ) представляют собой краткосрочное сочетание метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия), которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. При возникновении НМУ возможно ухудшение качества атмосферного воздуха в населенных пунктах.

Статьей 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов НМУ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ. Эти режимы работы предприятий должны обеспечивать снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы по первому режиму на 15-20%, по второму режиму на 20-40% и по третьему режиму на 40-60%.
При I режиме НМУ мероприятия носят организационно-технический характер и не приводят к снижению производительности предприятия.

При II режиме НМУ проводят все мероприятия, разработанные для первого режима, а также мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.

При III режиме НМУ проводят все мероприятия, разработанные для первого и второго режимов, а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы вредных (загрязняющих) веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.

Определение режима и периода действия НМУ находится в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в обязанность которой входит оповещение предприятий о наступлении и завершении периода НМУ и категории (режима) НМУ.
На территории Иркутской области прогнозированием периодов наступления НМУ занимается Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды ("ФГБУ "Иркутское УГМС" ).

Рекомендации для населения в периоды НМУ:

При I режиме НМУ.

- ограничить пребывание на улице;

- проводить проветривание помещений только кондиционерами;

- занятие физкультурой и спортом проводить в закрытых спортивных комплексах;

- выезд в загородную зону на отдых, санаторно-курортное оздоровление в месяца года с наиболее неблагоприятными метеорологическими условиями и уровнями загрязнения атмосферного воздуха.

При II и III режимах НМУ.

- использование защитной одежды и респираторов типа «лепесток»;

- душ или влажные обтирания, для удаления загрязняющих веществ с поверхности тела;

- обильное питье соляно-щелочных растворов, молоко, чай, кофе с молоком;

- диетическое питание с ограничением соли, жирной и трудно усвояемой пищи;

- полоскание полости рта 2 % раствором соды;

- прием витаминов группы А, В, С в повышенных дозах; сердечно-сосудистых; десенсебилизирующих, отхаркивающих средств и био- и иммуно- стимуляторов по назначению врача.

- при признаках отравления -промывание желудка, прием активированного угля и антидотов к веществу вызывающему отравление и немедленное обращение за медицинской помощью.

Мероприятия при нму образец

4. Мероприятия по регулированию выбросов в периоды

неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

1. Неоправданно завышенными являются требования к составлению раздела 3.9 "Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" проекта ПДВ, приведенные в [15]. Поэтому рекомендуется при составлении этого раздела "Проекта нормативов ПДВ" руководствоваться положениями данного раздела настоящего Пособия.

Примечание: В соответствии со ст.19 Федерального Закона [1] органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрасти. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Предупреждения о повышении уровня загрязнения воздуха в связи с ожидаемыми неблагоприятными условиями составляют в прогностических подразделениях Росгидромета. В соответствии с [55, 56] в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения 3-х степеней.

Предупреждения первой степени составляются, если предсказывается повышение концентраций в 1,5 раза, второй степени, если предсказывается повышение от 3 до 5ПДК, а третьей - свыше 5ПДК. В зависимости от степени предупреждения предприятие переводится на работу по одному из трех режимов.

2. Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ разрабатываются совместно с предприятием и заносятся в табл.5.1 "Проекта нормативов ПДВ".

Для I режима регулирования выбросов осуществляются организационно-технические мероприятия, эффективность которых принимается равной 15%.

Для II и III режимов в табл.5.1 включаются источники и вредные вещества, которые являются значимыми с точки зрения загрязнения атмосферы на границе ближайшей жилой застройки. Данная информация выбирается из табл.3.3 "Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы" "Проекта нормативов ПДВ" (см. раздел 2.3.1 настоящего Пособия). Эффективность мероприятий по II и III режимам определяется пропорционально сокращению разовых выбросов (г/с) без проведения дополнительных расчетов полей максимальных приземных концентраций. Учитываются только те источники и вредные вещества, для которых осуществляется регулирование выбросов.

При II режиме сокращение выбросов должно составлять в дополнении к I режиму не менее 20%, при III режиме - не менее 40%.

, (г/с) - уменьшение выбросов на предприятии при втором режиме по сравнению с выбросом без мероприятий;

, (г/с) - уменьшение выбросов при третьем режиме по сравнению с выбросом без мероприятий.

Мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются для предприятий I и II категорий, а в отдельных случаях (по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора) и для предприятий III категории.

Примечание: Для предприятий, расположенных в городах (районах), по которым не разработаны схемы прогноза наступления НМУ, составлять данный раздел в "Проекте нормативов ПДВ" нет необходимости.

3. В разделе "Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)" "Проекта нормативов ПДВ" приводится табл.5.1 "Проекта нормативов ПДВ" с кратким обоснованием предлагаемых мероприятий.

Мероприятия на период НМУ

Номер источника выброса

5. Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности

и автотранспорта и их применение при нормировании выбросов предприятий

Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются необходимым элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, позволяющим учесть требования системности и комплексности подхода к такому управлению, а также его научной обоснованности. Сводные расчеты загрязнения атмосферы могут быть использованы при решении ряда задач, связанных с охраной атмосферного воздуха. К таким задачам относятся:

- диагноз состояния загрязнения воздушного бассейна города (региона) и его отдельных районов в определенные периоды времени;

- прогноз изменения состояния качества атмосферы города (региона) под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих, проведения воздухоохранных мероприятий, изменения схемы движения транспортных потоков и т.п.;

- оценка экологической допустимости намечаемых изменений выбросов;

- нормирование параметров выбросов источников загрязнения атмосферы (ИЗА).

5.1. Руководство работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы на территории субъектов РФ осуществляется территориальными органами Ростехнадзора (головными организациями) (или по их поручению специализированными организациями) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В качестве Исполнителей следует привлекать на конкурсной основе организации города (региона), располагающие высококвалифицированными специалистами в области охраны атмосферы, имеющими практический опыт работы по инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферу. Эти организации должны располагать необходимым парком быстродействующей компьютерной техники.

Общее методическое обеспечение работами по организации и выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферы осуществляется Научно-исследовательским институтом по охране атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) Ростехнадзора.

Финансирование работ может осуществляться из бюджета города (региона), муниципальных фондов, а также из целевых фондов, формируемых за счет долевого участия предприятий, являющихся основными загрязнителями воздушного бассейна города (региона).

5.2. При решении задачи нормирования выбросов сводные расчеты используются для определения предельно допустимых значений характеристик ИЗА.

Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами источников всех предприятий и других объектов города (региона) на определенном этапе нормирования их выбросов предусмотрено ГОСТом 17.2.3.02-78 [21]. Согласно [21] необходимым условием того, чтобы определенные значения параметров ИЗА предприятий города могли быть приняты в качестве нормативных, является выполнение условия непревышения ПДК для приземной концентрации каждого ЗВ, выбрасываемого в атмосферу, рассчитанной с учетом всех выбросов этого ЗВ всеми предприятиями города.

Подготовка и проведение сводных расчетов загрязнения атмосферы потребовали разработки методического обоснования их выполнения [7]. По сравнению с разработками ведомственных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для отдельных предприятий сводные расчеты имеют ряд специфических особенностей.

5.3. Для обеспечения сводных расчетов должны применяться программные комплексы, удовлетворяющие требованиям к данной работе как по объему исходной информации, так и по интерпретации и анализу результатов расчетов. Для решения данной задачи необходима разработка алгоритма, позволяющего проводить детальный анализ результатов расчетов, определять предприятия, вносящие наибольший вклад в формирование общегородских зон повышенного загрязнения воздуха, разрабатывать требования к предприятиям города по снижению их вкладов в загрязнение воздушного бассейна. Сводные расчеты загрязнения атмосферы должны производиться с помощью УПРЗА, согласованных в установленном порядке.

5.4. Объем исходной информации о промышленных выбросах изменяется от 2-3 тыс. источников и 100-120 вредных веществ для городов с населением 200-300 тыс.чел. до 10-20 тыс. источников и 200-250 вредных веществ для городов с населением более 0.5 млн.чел. Это предъявляет особые требования к формированию базы данных, их сбору. Значительную сложность представляет определение состояния исходной информации, содержащей данные о выбросах в атмосферу, и ее анализ с точки зрения возможности использования для проведения сводных расчетов.

- анализ полноты и достоверности данных, включая информацию об изменении выбросов во времени;

- выяснение необходимости разработки программ для ПЭВМ - конвертеров данных, занесенных на машинный носитель с помощью различных программных средств;

- анализ корректности описания источников с точки зрения используемых расчетных методов.

Как правило, исходная информация о выбросах разных предприятий имеет существенные временные различия в данных ее получения и согласования. Поэтому весьма важной является процедура корректировки исходных данных с учетом фактического объема производств рассматриваемых предприятий. Значительный объем исходной информации определяет необходимость разработки единой системы кодирования предприятий, основных производств и источников, а также формирование словаря примесей. При проведении расчетов загрязнения атмосферы для отдельных предприятий параметры источников (особенно с нестандартными характеристиками выбросов) нередко задаются разными типами, и вредные вещества имеют разную кодировку, что обуславливает необходимость унификации подходов к стилизации источников и их параметров.

При подготовке к выполнению сводных расчетов необходим анализ нестационарности выбросов во времени как в разрезе отдельных предприятий, так и города в целом. В разрезе отдельных предприятий рассматриваются ситуации одновременности работы однотипного оборудования, а также количественные и качественные различия выделений (выбросов) на стадиях крупных технологических процессов. В разрезе города анализируются и выявляются предприятия (или их основные производства), график работы которых отличается от графика работы основной массы предприятий.

5.5. На первом этапе работ по организации сводных расчетов создается электронная топографическая основа города, на которую наносятся источники выбросов в общей системе координат. Создание электронной топоосновы города осуществляется по картографическому материалу, подготавливаемому соответствующими подразделениями исполнительной власти города (в основном архитектурными управлениями). Наличие таких электронных карт позволяет обеспечить точную привязку источников загрязнения атмосферы как промышленных, так и автотранспортных (которые стилизуются участками городских автомагистралей) к единой городской системе координат, отображать, масштабировать, печатать топооснову местности с нанесенными источниками выбросов и полями приземных концентраций по одному или нескольким ЗВ.

5.6. Сводные расчеты должны учитывать выбросы как промышленности, так и автотранспорта. Если автотранспорт, находящийся на производственной территории подлежит учету в рамках проектов ПДВ, то для учета выбросов автотранспорта, движущегося по территории города, необходима постановка специальных натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков, расчет их выбросов для конкретных автомагистралей [16].

5.7. При организации расчетов загрязнения атмосферы следует учитывать, что выбросы далеко не всех веществ и предприятий заметным образом влияют на общий уровень загрязнения воздуха. Имеющийся опыт сводных расчетов показывает, что из 200-300 загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками среднего российского города, даже в городах с высоким уровнем загрязнения, лишь по 30-40% этих веществ достигаются заметные концентрации, требующие принятия воздухоохранных мер.

Важным требованием к организации расчетов является исключение бессмысленных расчетов, требующих лишних затрат усилий и ресурсов как на стадии их проведения, так и на стадии анализа результатов. В этом смысле очень важно выявление тех примесей, которые не оказывают заметного влияния на общую экологическую ситуацию и описание степени их влияния с помощью интегральных показателей без проведения детальных расчетов.

Как показывает опыт расчетов, для многих веществ, выбрасываемых источниками города, заметные концентрации этих веществ (как правило, специфических) выявляются не на всей территории города, а на сравнительно небольшой ее части. Подробные расчеты полей приземных концентраций этих веществ на всей территории города излишни. Поэтому рекомендуется для всех веществ, для которых проводятся расчеты полей приземных концентраций, вначале провести расчеты этих полей в первом приближении: с крупным шагом порядка 1 км на расчетном прямоугольнике, охватывающем всю территорию города и пригородные территории, в районах расположения предприятий. Такие расчеты можно проводить при одной скорости ветра, равной средневзвешенной опасной скорости ветра, , .

5.7.1. На основе анализа результатов укрупненных расчетов первого приближения определяются уточненные размеры расчетных прямоугольников и их количество для каждого из рассматриваемых вредных веществ.

Расчетные прямоугольники для каждого вещества выбираются из тех соображений, чтобы они "накрывали" территории, на которых в расчетах первого приближения были получены концентрации, превышающие 0,1ПДК.

Шаги расчетной сетки выбираются с учетом величин (), рассчитанных программой на первых этапах расчетов для каждого, -го источника в соответствии с п.2.8 ОНД-86. По опыту расчетов оказывается, что, как правило, оптимальным является выбор шага расчетной сетки 250-300 м для индивидуальных компонент взвешенных веществ и 400-500 м для газообразных примесей. При необходимости более детальной оценки загрязнения воздуха в районе отдельных предприятий шаг расчетной сетки может быть уменьшен.

При уточненном расчете распределений приземных концентраций примесей для задания расчетных скоростей ветра рекомендуется использовать блоки перебора скоростей и направлений ветра, действующие по умолчанию, которые во многих случаях обеспечивают более точный расчет максимальных концентраций, чем при использовании режима, указанного в ОНД-86.

Анализ результатов расчетов выполняется последовательно для каждой из рассматриваемых примесей и групп суммации. В первую очередь выявляются предприятия и источники, дающие превалирующий вклад в формирование общегородских зон с превышением ПДК, охватывающих городскую территорию вне производственных площадок.

Далее разрабатываются требования к предприятиям по снижению выбросов в целях ликвидации общегородского повышенного загрязнения воздуха.

5.8. Возможно два способа использования сводных расчетов загрязнения атмосферы при определении нормативов выбросов.

При первом способе по результатам сводных расчетов определяются значения фоновых концентраций ЗВ, которые затем используются в соответствии со схемой, приведенной в разделе 7 ОНД-86 [6], аналогично фоновым концентрациям, определенным на основании регулярных измерений в соответствии с [10]. Расчетные фоновые концентрации определяются на основе данных о параметрах выбросов предприятий города органами по охране окружающей природной среды Ростехнадзора и выдаются природопользователям по их запросам.

При втором способе сводные расчеты используются при определении допустимых вкладов предприятий в загрязнение атмосферы. После чего нормирование выбросов каждого предприятия производится с учетом необходимости соблюдения установленной для него величины допустимого вклада.

Поскольку в качестве исходных данных для расчета фона должны использоваться нормативные значения параметров ИЗА, база данных, на основании которой рассчитываются значения фоновых концентраций, меняется по мере утверждения нормативов для предприятий. Т.е. для предприятий, разрабатывающих свои предложения в разное время, фон рассчитывается по разным базам данных. Перечисленные обстоятельства приводят к излишнему расходу ресурсов (финансовых, энергетических и пр.) при достижении выполнения экологических требований с помощью схемы учета совместного влияния выбросов разных предприятий на загрязнение воздуха посредством расчета фоновых концентраций.

По указанным причинам использование сводных расчетов загрязнения атмосферы для расчета фоновых концентраций при нормировании выбросов предприятий целесообразно проводить на начальном этапе организации работ по нормированию выбросов с использованием сводных расчетов.

5.8.1. Более предпочтительным для наиболее обоснованного определения значений нормативов параметров выбросов является второй из указанных подходов к использованию сводных расчетов при нормировании выбросов [7, 19].

При этом подходе процесс определения нормативов выбросов распадается на несколько этапов, отличающихся как по содержанию и "уровню" используемой на каждом из них информации, так и по содержанию решаемых на этих этапах задач и результатам работ в рамках каждого этапа.

На первом этапе, помимо данных о параметрах ИЗА предприятий и планах их развития, может использоваться также обобщенная информация, содержащая характеристики социально-экономической значимости предприятий в масштабах региона и страны, и другая, доступная на региональном уровне обобщенная информация о предприятии. На этом этапе проводятся сводные расчеты полей максимальных приземных концентраций, выбрасываемых предприятиями и другими объектами города (региона). По результатам этих расчетов определяются уровни загрязнения воздушного бассейна города (региона) различными веществами при существующих или проектных регламентных значениях параметров выбросов.

На втором этапе устанавливаются дифференцированно по территории города значения предельно допустимых уровней суммарных приземных концентраций, которые могут создаваться выбросами всех учитываемых источников города (региона).

При этом учитываются:

- результаты сводных расчетов загрязнения атмосферы;

- экологические требования к качеству атмосферного воздуха определенных территорий;

- фоновое загрязнение атмосферного воздуха за счет межрегионального и трансграничного переноса;

- перспективы развития промышленности, автотранспорта и других объектов на разных территориях.

Устанавливаемые предельно допустимые уровни суммарных приземных концентраций не должны превышать гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

На третьем этапе определяется допустимый вклад (квота) каждого предприятия в загрязнение атмосферы при нормировании его выбросов, который характеризуется набором полей квот для приземных концентраций ЗВ и групп веществ, обладающих комбинированным вредным действием, содержащихся в выбросах предприятия.

Определенные в результате проведения перечисленных этапов работ квоты предприятий передаются им в территориальные органы Ростехнадзора в качестве ограничений на величины приземных концентраций загрязняющих веществ, которые могут создаваться их выбросами.

Определяются конкретные пути и способы достижения этих допустимых вкладов с учетом детальной информации о возможностях предприятия и определяются нормативы параметров выбросов в атмосферу.

5.9. Весьма важным является учет при сводных расчетах степени негативного воздействия выбросов автотранспорта на атмосферный воздух. Как известно, автотранспорт является специфическим источником загрязнения атмосферы и представляет собой множество наземных точечных источников, сосредоточенных на основных автомагистралях. Формируемые выбросами автотранспортных потоков в районах автомагистралей и их пересечений зоны загрязнения воздуха такими веществами как оксид углерода, диоксид азота, углеводороды могут характеризоваться высокими (часто больше ПДК) значениями концентраций и охватывать достаточно большие территории. Поэтому при сводных оценках загрязнения города в этом случае проводятся раздельные расчеты полей максимальных приземных концентраций, обусловленных выбросами промышленности и автотранспорта.

Как показывает практика, проведение в первую очередь совместных расчетов не позволяет правильно оценить вклад конкретных источников в загрязнении атмосферы и, самое главное, разработать комплекс мероприятий по требуемому снижению выбросов промышленности и автотранспорта. Совместные расчеты загрязнения воздуха выбросами промышленности и автотранспорта целесообразно проводить на заключительных этапах оценки существующего положения в целях определения уровня фонового загрязнения воздуха, а также оценки положения на перспективу для целей определения достаточности предлагаемых мероприятий по сокращению выбросов промышленности и автотранспорта.

5.10. Развитию работ по проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы и их применению при нормировании выбросов способствовал Приказ Госкомэкологии N 66 от 16.02.99 г. "О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов". В соответствии с этим приказом в 12 областях Российской Федерации территориальные органы Госкомэкологии РФ приступили к созданию компьютерных банков данных о выбросах промышленных предприятий и автотранспорта и внедрению системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленности и автотранспорта в практику воздухоохранной деятельности. К настоящему времени поддержание работы в оперативном режиме компьютерного банка данных о выбросах промышленности и автотранспорта осуществляется в Санкт-Петербурге (на базе НИИ Атмосфера и в администрации города), Череповце (в администрации города), в городах Пермской области, Воронеже, Пскове и др.

Мероприятия при нму образец

ПОСОБИЕ К СНИП 11-01-95 ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (2016) Актуально в 2016 году

5.6. Мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях

5.6.1. Для существенного снижения уровня загрязнения воздуха в районе расположения проектируемого объекта в подразделе проекта должны быть подготовлены и разработаны предложения по временному сокращению вредных выбросов в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Разработку мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ в составе проектной документации выполняют в соответствии с требованиями территориальных органов по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС).

5.6.2. Уровень загрязнения приземных слоев атмосферы во многом зависит от метеорологических условий. В некоторых случаях метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в воздухе района расположения объекта. Для предупреждения указанных явлений осуществляют регулирование и сокращение вредных выбросов загрязняющих веществ проектируемого объекта в атмосферу.

5.6.3. Регулирование выбросов выполняется в тех районах, городах и населенных пунктах, где органами Росгидромета проводится прогнозирование НМУ о возможном росте концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

5.6.4. Разработанные в подразделе мероприятия по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ в обязательном порядке входят в сводный том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)" и утверждаются в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78.

Они могут быть пересмотрены по требованию местной администрации, при изменении технологии производства или характера выброса вредных веществ в атмосферу.

5.6.5. При подготовке мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ следует рассматривать величину вклада каждого источника проектируемого объекта в общий уровень загрязнения атмосферы. Для этого используются расчетные формулы максимальной концентрации примесей в воздухе, приведенные в "Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий", ОНД-86 .

5.6.6. Как показывает практика, при наступлении НМУ в первую очередь следует сокращать низкие, рассредоточенные и холодные выбросы загрязняющих веществ предприятия, а также учитывать приоритетность сбрасываемых вредных веществ.

Одновременно выполнение мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ не должно приводить к существенному сокращению производственной мощности предприятия в периоды НМУ.

5.6.7. Разработку мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляют, как для проектируемых предприятий, так и для действующих при их реконструкции.

Величину сокращения концентрации примесей в воздухе устанавливают с учетом фактического загрязнения атмосферы в городе (районе), технологических возможностей проектируемых производств, применяемого пылегазоочистного оборудования, особенностей метеорологических условий и т.п.

5.6.8. Мероприятия по регулированию выбросов выполняют в соответствии с прогнозными предупреждениями местных органов Росгидромета. Соответствующие предупреждения по городу (району) подготавливаются в том случае, когда ожидаются метеорологические условия, при которых превышается определенный уровень загрязнения воздуха.

В соответствии с этим различают три степени опасности загрязнения воздушного бассейна.

5.6.9. Предупреждение первой степени опасности составляются в том случае, когда ожидают концентрации в воздухе одного или нескольких контролируемых веществ выше ПДК.

Предупреждение второй степени опасности составляются в двух случаях:

- если после предупреждения первой степени опасности поступающая информация показывает, что принятые меры не обеспечивают необходимую чистоту атмосферы;

- если одновременно обнаруживается концентрация в воздухе одного или нескольких контролируемых веществ более 3 ПДК.

Предупреждение третьей степени опасности составляется в случае, если после предупреждения второй степени сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферы и при этом ожидаются концентрации в воздухе одного или нескольких контролируемых веществ более 5 ПДК.

5.6.10. Мероприятия по регулированию выбросов по первому режиму должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 15 - 20%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер и не приводят к снижению производственной мощности предприятия.

Мероприятия по сокращению выбросов по первому режиму включают:

- контроль за герметичностью газоходных систем и агрегатов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделений;

- контроль за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами;

- запрещение продувки и чистки оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, а также ремонтных работ, связанные с повышенным выделением вредных веществ в атмосферу;

- контроль за точным соблюдением технологического регламента производства;

- запрещение работы оборудования на форсированном режиме;

- рассредоточение во времени работы технологических агрегатов, не задействованных в едином непрерывном технологическом процессе;

- усиленный контроль за параметрами газоочистки и техническим состоянием и эксплуатацией всех газоочистных установок;

- бесперебойная работа всех пылегазоочистных систем и оборудования, исключение их профилактических осмотров и ремонта;

- ограничение погрузочно-разгрузочных работ, связанных с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу;

- прекращение испытания оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- другие организационно-технические мероприятия, приводящие к снижению выбросов загрязняющих веществ.

5.6.11. По второму режиму мероприятия по регулированию выбросов должны обеспечивать сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 20 - 40%. Эти мероприятия включают в себя все мероприятия первого режима, а также мероприятия, связанные с технологическими процессами производства и сопровождающиеся незначительным снижением производительности проектируемого объекта.

Мероприятия по сокращению выбросов по второму режиму включают:

- снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительным выделением в атмосферу вредных веществ;

- остановку технологического оборудования на планово-предупредительный ремонт, если его сроки совпадают с наступлением НМУ;

- перевод котельных и ТЭЦ, где это представляется возможным, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо;

- ограничение движения и использование транспорта на территории предприятия и города согласно ранее разработанным схемам маршрутов;

- проверку автотранспорта на содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах;

- прекращение обкатки двигателей на испытательных стендах;

- мероприятия по предотвращению испарения топлива;

- запрещение сжигания отходов производства и мусора, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами.

5.6.12. По третьему режиму мероприятия должны обеспечивать сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на 40 - 60%, а в особо опасных случаях следует осуществлять полное прекращение выбросов. Мероприятия по третьему режиму включают в себя все мероприятия, разработанные для первого и второго режима, а также мероприятия, разработанные на базе технологических процессов, имеющих возможность снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет временного сокращения производственной мощности предприятия.

Мероприятия по сокращению выбросов по третьему режиму включают:

- снижение производственной мощности или полную остановку производств, сопровождающихся значительными выбросами загрязняющих веществ;

- остановку производств, не имеющих газоочистного оборудования;

- проведение поэтапного снижения нагрузки параллельно работающих однотипных технологических агрегатов и установок (вплоть до отключения одного, двух, трех и т.д. агрегатов);

- остановку технологического оборудования с неисправными газоочистными агрегатами и установками;

- отключение аппаратов и оборудования с законченным технологическим циклом, сопровождающимся значительным загрязнением воздуха;

- запрещение погрузочно-разгрузочных работ, отгрузки готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источниками загрязнения;

- остановку пусковых работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающихся выбросами в атмосферу;

- запрещение выезда на линии автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями.

5.6.13. Мероприятия по временному сокращению выбросов в периоды НМУ оформляют по форме таблицы 25. В таблице 25 приводят наименование цеха (участка) предприятия, график работы источника, его параметры и координаты, наименование мероприятия по сокращению выбросов для каждого режима работы, наименование загрязняющих веществ, по которым проводится сокращение выбросов и т.п.

Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ на проектируемом объекте с указанием наименования цеха (участка), номера источников выбросов и его высоты, параметров выброса в нормальных метеоусловиях и при различных режимах НМУ составляют по форме таблицы 26.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В ПЕРИОДЫ НМУ

График работы источника

Цех, участок, (график работы источника)

Мероприятия на период неблагоприятных метеорологических условий

Вещества, по которым проводится сокращение выбросов

Характеристика источников, на которых проводится снижение

Номер на карте-схеме предприятия

Координаты на карте-схеме предприятия