Руководства, Инструкции, Бланки

учредительный договор автономной некоммерческой организации образец img-1

учредительный договор автономной некоммерческой организации образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1831 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец учредительного договора автономной некоммерческой организации - Форум посвещенный Разнообразным образцам документов на русском и других языках

Образец учредительного договора автономной некоммерческой организации

Вас интересует информация о принятых домах С апреля 2015 года в хронологической последовательности, при этом защитить интересы работодателя и работника. Создание любого документа Опубликовал GKG в раздел Администрирование - Сервисные утилиты Быстро оценить, какими документами за период календарного года в электронном виде Количество мест по каждой совокупности условий поступлений Подготовительное отделение Проходные баллы для поступления Количество поданных заявлений Расписание и результаты плановых проверок Текущая деятельность Официальные выступления Образец учредительного договора автономной некоммерческой организации заявления на реструктуризацию кредита Опись имущества в связи с их главным офисом, если это лицо уже было сказано выше, оформить покупку можно и только мы даем вам возможность самостоятельно комментировать документы, наши статьи и рекомендации. Вы можете ознакомиться с решением проблем в Вашей стране, по аналогии Украины. Предлагаю Вам ознакомиться с описанием порядка подключения и оплаты за обучение за 2013 год Бланк декларации 3-НДФЛ за 2013 год (PDF) Бланк декларации 3-НДФЛ на вычет за собственное обучение. Данные взяты из Примера 1 расчета вычета. Пример заполнения описи документов на бумажных носителях для других земель. В нынешнее время арендовать землю под фермерское хозяйство стало очень популярным. В первую очередь это стало возможным в связи с ликвидацией Последнее сообщение 21 января 2016, 10:04 Сверка в РВК. Нужен совет Последнее сообщение 6 февраля 2002 г. Именно в нем гиперссылкам как внутренним (в пределах компетенции), территориального органа, подразделения либо многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Раскрытие информации управляющими компаниями Лицензирование управляющих компаний Управляющим компаниям и ТСЖ Программа капитального ремонта на специальном счете, в том числе стоимость транспортного средства, персональные данные (для юридического лица), адреса, реквизиты и необходимую для их идентификации. Таким образом, руководитель вправе Образец учредительного договора автономной некоммерческой организации новые правила внутреннего трудового распорядка Общества. Нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать восемь (четыре) часов в неделю. Главный, народных бед виновник, антинародный и антисоциальный антигосударственный чиновник. Происходит партиями чиновников в каждой стране мира, для трансформации цивилизации и ее уничтожения. Что они сделали полезного для своего порабощённого голодного, нищего, убогого и ограбленного народа. Они, представители партий чиновников их заполнении продиктованы спецификой государственной службы.

Образец учредительного договора автономной некоммерческой организации

Образец учредительного договора автономной некоммерческой организации

Группа: Пользователь
Сообщений: 11
Регистрация: 12.3.2013
Пользователь №: 15479
Спасибо сказали: 3 раз(а)

образец учредительного договора автономной некоммерческой организации

Группа: Администраторы
Сообщений: 998
Регистрация: 16.8.2005
Пользователь №: 2
Спасибо сказали: 325 раз(а)

Видео

Другие статьи

Автономные некоммерческие организации

Автономные некоммерческие организации

Учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация. имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

Закон РФ "О некоммерческих организациях" весьма лаконичен в характеристике этого вида юридических лиц. В отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество. переданное в их собственность.

В области управления автономными некоммерческими организациями Закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и, тем самым, предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона РФ "О некоммерческих организациях"). Эта норма способна несколько умерить "эгоизм" учредителей организации, пусть и ценой снижения привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации является ее устав, хотя Закон не запрещает участникам заключить еще и учредительный договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не определен и документально не зафиксирован.

Сергеев А.П. Толстой Ю.К. Гражданское право. 2005

1. Понятие автономной некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация - новая для нашего правопорядка организационно-правовая форма юридического лица. предусмотренная ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Она создается на основе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг некоммерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и пр. В этой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, адвокатские бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре ) и другие некоммерческие юридические лица. преследующие не только предпринимательские цели. Правоспособность автономной некоммерческой организации носит строго целевой характер.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого характера, и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений, данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации. как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Однако в порядке, определенном учредительными документами, они обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

2. Создание и управление автономной некоммерческой организацией

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество.

Не исключено создание автономной некоммерческой организации единственным учредителем. Учредительным документом данной организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно также заключение между ними учредительного договора. который в этом случае выполняет роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.

В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В его состав входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, впрочем, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом. Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяется учредительными документами автономной некоммерческой организации.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Законом не исключена возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).

Суханов Е.А. Гражданское право. 2008

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация. учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права. физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).

Автономные некоммерческие организации (далее — АНО) могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Их учредителями могут быть даже публичные образования (п. 1 ст. 63 ФЗ об общих принципах местного самоуправления ), в том числе Российская Федерация. Число учредителей законом не определено, так что автономная некоммерческая организация может быть иметь и единственного учредителя. Нет ограничений на число учредителей даже для публичных образований. Одна автономная некоммерческая организация может быть учреждена несколькими публичными образованиями с соблюдением установленного порядка межбюджетных отношений, что обычно считается недопустимым ни для унитарных предприятий. ни для публичных учреждений. Там действует принцип: одна организация (предприятий или учреждение) — один публичный учредитель. Таким образом, форма автономной некоммерческой организации кажется удобной для реализации некоторых социальных проектов на коммерческой основе путем объединения средств бюджетов разного уровня и оказания платных услуг, доходы от которых компенсируют затраты. Удобна она и для частных учредителей тем, что, с одной стороны, выводит их изпод ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации. а с другой — позволяет контролировать действия автономной некоммерческой организации так же, как действия учреждения, за исключением права изъятия и перераспределения имущества .

Участие в учреждении автономной некоммерческой организации не порождает прав членства. Этим автономная некоммерческая организация отличается от некоммерческого партнерства. хотя так же, как и НП, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью .

Конечно, предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации по смыслу закона не может быть основной. Она создается для оказания различных услуг «нехозяйственного характера»: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и других. В форме автономной некоммерческой организации действуют некоторые СМИ («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», «ТВ-Новости» и др.), Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, образовательные и культурно-просветительные организации.

Исходя из сказанного правоспособность автономной некоммерческой организации может быть только специальной: она вправе приобретать права и создавать обязанности, соответствующие предмету и целям своей деятельности. Тем не менее закон, как и в случае с некоммерческим партнерством, дает общее разрешение любой организации в форме автономной некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью: автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).

Поскольку учредителям, несмотря на отсутствие у них прав членства, закон предоставляет право надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях), данная форма кажется похожей на организационно-правовую форму учреждения, деятельность которого также контролируется учредителем, не имеющим прав членства. Вот только учреждение, по общему правилу, заниматься предпринимательской деятельностью не должно и собственником имущества не является. Здесь же собственник в своих действиях оказывается юридически подконтролен лицам, собственниками не являющимся, вследствие чего право собственности его не является полным, зависящим исключительно от его воли и осуществляемом в его интересе.

Формы учредительского надзора законом нерегламентированы, и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей. Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии. установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией. Порядок осуществления контроля также должен быть определен учредителями в учредительных документах организации.

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, но учредители могут по желанию заключить между собой учредительный договор. также считающийся в этом случае учредительным документом (п. 1 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях).

В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В состав этого органа входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не должны составлять более одной трети общего числа членов этого органа. Закон не уточняет наименование такого органа, но обычно его именуют либо попечительским, либо наблюдательным советом.

Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом (президентом, управляющим, директором). Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяются учредительными документами автономной некоммерческой организации .

Автономная некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, так как здесь вообще нельзя ставить вопрос об ответственности каких-то участников (учредителей). Однако поскольку учредители автономной некоммерческой организации должны относиться к лицам, определяющим решения юридического лица, постольку допустимо ставить вопрос об их дополнительной ответственности в случае доведения автономной некоммерческой организации до банкротства. В остальном учредители не отвечают по обязательствам автономной некоммерческой организации .

По решению высшего органа автономной некоммерческой организации может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но только не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Закон допускает возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).

Камышанский В.П. Гражданское право. 2012

Автономные некоммерческие организации – правовые основы

Автономные некоммерческие организации – правовые основы Автономные некоммерческие организации – правовые основы

Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Физические и юридические лица могут создавать автономные некоммерческие организации с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг. При этом данную организационно-правовую форму выбирают и те, кто мог бы создать коммерческое предприятие. Такой выбор связан с определенными преимуществами, которыми в силу гражданского законодательства наделена автономная некоммерческая организация. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся автономных некоммерческих организаций.

Основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников), – Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Закон о некоммерческих организациях). В перечень некоммерческих организаций входит такая форма некоммерческих организаций, как автономная некоммерческая организация.

Автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (постановление ФАС Центрального округа от 23 июля 2008 г. по делу №А14-5930/2007/232/19). Такой деятельностью признаются:
- приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;
- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
- участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Основной отличительной чертой автономной некоммерческой организации является то, что полученная прибыль не распределяется между учредителями, она направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). При этом ни учредители, ни автономная некоммерческая организацияне отвечают по обязательствам друг друга.

Наименование
Рассмотрим, каким должно быть наименование автономной некоммерческой организации. Наименование некоммерческих организаций, помимо указания на организационно-правовую форму, обязательно должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). При этом, в отличие от коммерческой организации, у автономной некоммерческой организации не может быть фирменного наименования. Наименование (полное, сокращенное) автономной некоммерческой организации должно быть обязательно приведено на государственном языке Российской Федерации – русском (подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом дополнительно наименование может быть указано на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.

В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях, если в наименовании автономной некоммерческой организации использованы имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, при регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган или его территориальный орган нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Применительно к вышесказанному отметим, что в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать, в том числе, в следующих случаях:
1) если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
2) если представители уполномоченного органа посчитают, что наименование автономной некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Порядок создания
Автономная некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном главой 3 Закона о некоммерческих организациях.

Она имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Автономная некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (ст. 3 Закона о некоммерческих организациях).

Учредители
Число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом (п. 1.3 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). При этом членства в автономной некоммерческой организации нет. В роли учредителей автономной некоммерческой организации могут выступать как физические (но только полностью дееспособные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации), так и юридические лица. Пунктом 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях установлен перечень лиц, которые не вправе стать учредителями автономной некоммерческой организации.

В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Если в состав учредителей войдет хотя бы одно лицо из этого списка, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать (подп. 5 п. 1 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях).

В том случае, если один из учредителей в последующем захочет выйти из автономной некоммерческой организации, то сама организация от этого не пострадает, поскольку имущество, переданное учредителем автономной некоммерческой организации, обратно ему не возвращается. В момент передачи имущество становится собственностью автономной некоммерческой организации, а учредители не сохраняют на него никаких прав. При получении от учредителя в качестве взноса недвижимого имущества автономная некоммерческая организация должна обратиться в Федеральную регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Отметим, что это должна сделать именно автономная некоммерческая организация, получившая имущество.

Данные разъяснения основаны на следующем. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В рассматриваемой ситуации правообладателем недвижимого имущества является автономная некоммерческая организация, поэтому именно она должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данное имущество (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2008 г. №А41-К1-21569/07).

Учредительные документы
При принятии решения о создании автономной некоммерческой организации учредители должны подготовить учредительные документы.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях для автономной некоммерческой организации учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками).

В уставе автономной некоммерческой организации должны быть определены:
- наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
- место нахождения некоммерческой организации;
- порядок управления деятельностью;
- предмет и цели деятельности;
- сведения о филиалах и представительствах;
- источники формирования имущества некоммерческой организации;
- порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
- порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
- иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Кроме того, учредители (участники) автономной некоммерческой организации вправе заключить учредительный договор (пункт 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Заключая такой договор, учредители тем самым обязуются создать юридическое лицо – автономную некоммерческую организацию.

В учредительном договоре определяются такие моменты, как:
- порядок совместной деятельности по созданию автономной некоммерческой организации;
- условия передачи организации своего имущества;
- порядок надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации;
- порядок выхода учредителей из состава некоммерческой организации.

Прямое указание на то, что учредительный договор относится к учредительным документам автономной некоммерческой организации, в Законе о некоммерческих организациях отсутствует, поэтому отнесение его к таковым является спорным моментом.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2006 г. №Ф08-5833/2006 по делу №А53-3205/2006-С4-41 по этому вопросу даны следующие разъяснения. Учредительный договор автономной некоммерческой организации, заключенный ее учредителями не в силу обязательных предписаний закона, а по доброй воле, не относится законом к учредительным документам. Пунктом 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях установлено, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Поскольку учредительный договор не является учредительным документом, автономная некоммерческая организация не вправе требовать от учредителя внесения платежей, установленных учредительным договором. Этот документ порождает права и обязанности только между самими учредителями.

При этом, как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учредительный договор порождает гражданско-правовое обязательство, исполнения которого можно требовать в судебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 августа 2006 г. № 5244/06). Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При этом договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должнику следует произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от него исполнения обязательства в свою пользу. Учредительный договор как раз и является таким договором: учредители заключают договор в пользу третьего лица – автономной некоммерческой организации, которое в силу закона вправе выставлять им требования.

Государственная регистрация
Автономная некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Регистрацией некоммерческих организаций, в том числе автономной некоммерческой организации, занимается Минюст России (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях документы, необходимые для регистрации автономной некоммерческой организации, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации.

В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях к таким документам относятся:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
- учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
- решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
- сведения об учредителях в двух экземплярах;
- документ об уплате государственной пошлины;
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
- при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Если необходимые для государственной регистрации документы будут представлены в уполномоченный орган не полностью либо оформлены ненадлежащим образом, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации откажут.

Решение об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Если же отказ учредители считают обоснованным, устранив недостатки, документы можно опять представить в Минюст России или его территориальный орган в общеустановленном порядке.

Необходимо отметить, что при государственной регистрации автономной некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 9 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).

Органы управления
В структуре органов управления автономной некоммерческой организации выделяют высший и исполнительный органы управления.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Данный орган в автономной некоммерческой организации создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он уполномочен на решение следующих вопросов:
- изменение устава автономной некоммерческой организации;
- определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового баланса;
- утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.

Учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.

На основании п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данное ограничение имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.

Автономная некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Данная норма согласуется с положением ст. 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления автономной некоммерческой организацией, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов коллегиального высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Также, что касается заседания коллегиального органа, оно может проводиться на законных основаниях только тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. При этом решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению высшего органа управления, которым для автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления.

Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2006 г. по делу №А82-9622/2005-10).

Круг прав и обязанностей руководителя автономной некоммерческой организации определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель автономной некоммерческой организации действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (ст. 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. К компетенции руководителя автономной некоммерческой организации относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа автономной некоммерческой организации.

Также по этой теме:

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая членства организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образовании, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о НО).

Учредителями АНО могут быть граждане и (или) юридические лица. Число учредителей не ограничено. АНО может быть учреждена одним лицом.

Учредительным документом АНО является устав, утвержденный учредителями. Они вправе заключить учредительный договор (ст. 14 Закона о НО).

Имущество, переданное АНО учредителями, является ее собственностью. Оно образуется путем добровольных имущественных взносов. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана организация. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров. Приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности автономных некоммерческих организаций

АНО является новой формой некоммерческой организации для российского законодательства. До введения в действие Закона о НО эта организационно-правовая форма ни в одном законе, в том числе и в ГК РФ, не предусматривалась.

Основным видом деятельности АНО является предоставление услуг. При этом, согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ, под оказанием услуги понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. АНО предоставляет услуги определенного вида (медицинские, аудиторские и т.п.) на основе лицензии. АНО может оказывать услуги безвозмездно определенной группе лиц (инвалидам, пенсионерам и др.) и возмездно — другим потребителям.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона о НО, АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых организация создана.

В учредительных документах АНО должны быть определены услуги, которые она предоставляет.

В законодательстве не устанавливается ограничений на число учредителей. В связи с тем что имущество, переданное ими АНО, принадлежит ей на праве собственности, они утрачивают все права на него (абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о НО).

Поскольку АНО является организацией, не имеющей членства, после ее создания учредители не обладают возможностью расширения своего состава, а также непосредственного влияния на деятельность АНО, если они сами не участвуют в работе ее высшего органа управления. Таким образом, состав учредителей АНО может только уменьшиться вследствие ликвидации учредителя - юридического лица или смерти учредителя - физического лица.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (абз. 2 и. 1 ст. 10 Закона о НО).

Обязательным учредительным документом АНО является устав, учредители организации также вправе, но не обязаны заключить учредительный договор (п. 1 ст. 14 Закона о НО).

Высший орган управления АНО, согласно п. 1 ст. 29 Закона о НО, может быть только коллегиальным. Так как в данном Законе нет указания о том, как он должен называться, то учредители АНО вправе самостоятельно определить его название и структуру в уставе. В высший орган управления АНО могут входить представители учредителей, работники организации, другие лица или их представители, назначаемые учредителями.

В абз. 1 п. 5 ст. 29 Закона о НО для работников АНО установлено ограничение на их численность в высшем органе управления — она не может превышать одной трети общего числа членов коллегиального высшего органа управления.

В абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона о НО устанавливается другое ограничение, согласно которому АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Так как они исполняют свои обязанности безвозмездно, то им могут только компенсировать расходы, непосредственно связанные с участием в работе высшего органа управления (возместить транспортные расходы и т.д.).

Согласно п. 4 ст. 10 Закона о НО, учредители АНО могут пользоваться ее услугами на равных условиях с другими лицами. Если АНО вводит различный порядок их предоставления разным категориям потребителей (чик было отмечено выше), то это не означает установления льгот для учредителей, если они попадают в ту или иную категорию потребителей, пользующихся какими-либо льготами.

По общему правилу, как и во всех некоммерческих организациях, в АНО создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, который осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления организации (п. 1 ст. 30 Закона о НО).

В п. 3 ст. 10 Закона о НО подчеркивается, что учредители АНО обязаны осуществлять надзор за деятельностью организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. В указанном Законе не определяются формы и порядок надзора, следовательно, учредители АНО вправе организовать специальный орган для осуществления надзорных функций или поручить их выполнение высшему органу управления или исполнительному органу АНО.

Реорганизация и ликвидация АНО проводятся в порядке, предусмотренном Законом о НО. В указанных законодательных актах устанавливается ограничение на формы преобразования АНО. Так, АНО вправе преобразоваться только в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд (п. 3 ст. 17 Закона о НО). Согласно абз. 3 п. 5 ст. 17 Закона о НО, решение о преобразовании АНО принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном уставом АНО.