Руководства, Инструкции, Бланки

финансовый план некоммерческой организации образец img-1

финансовый план некоммерческой организации образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1815 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Финансовое планирование в некоммерческих организациях на примере ГАОУ СПО РТ Нефтекамский музыкальный - Дипломная работа, страница 2

расходы по эксплуатации помещений;

выплаты арендной платы, заработной платы;

платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Использование финансовых ресурсов коммерческих организаций более многообразно, чем коммерческих организаций. И коммерческие, и некоммерческие организации платят налоги, но коммерческие организации имеют ряд льгот.

Полученные доходы (прибыль) коммерческие организации распределяют между участниками. Для коммерческих организаций прибыль - главный финансовый показатель деятельности. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками, за исключением потребительских кооперативов. Имущество также не распределяется между членами, кроме некоммерческих партнерств.

Важным отличием коммерческих и некоммерческих организаций является то, что в коммерческих организациях создается амортизационный фонд как источник простого воспроизводства. Он создается из амортизационных отчислений, которые являются материальным выражением износа основных фондов коммерческих организаций, таким образом происходит процесс перенесения стоимости постепенно изнашивающихся основных фондов на стоимость произведенной продукции. Для некоммерческих организаций не предусмотрено начисление амортизации по основным фондам. Исключение составляют лишь имущество, которое используется для предпринимательской деятельности, разрешенной для данной некоммерческой организации.

Необходимость финансового планирования коммерческой организации вызвана прежде всего внутренней потребностью для эффективного управления финансовыми ресурсами и для внешних потребностей - привлечения инвесторов, кредиторов. Финансовое планирование коммерческой организации осуществляется в целях контроля за расходованием бюджетных средств.

Главный финансовый план коммерческой организации - баланс доходов и расходов, где показываются доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями, взаимоотношения с внебюджетными фондами и бюджетом.

Некоммерческие организации составляют смету - основной вид финансового плана; свод доходов и расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат. Смета может отражать источники доходов и баланс доходов и расходов. Особенности финансового плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.

Таким образом, главным отличием коммерческих организаций от некоммерческих является их цели, основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, - получение прибыли. Некоммерческие же организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Полученные доходы (прибыль) коммерческие организации распределяют между участниками. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками, за исключением потребительских кооперативов. Также важным отличием коммерческих и некоммерческих организаций является то, что в коммерческих организациях создается амортизационный фонд как источник простого воспроизводства. Для некоммерческих организаций не предусмотрено начисление амортизации по основным фондам. Главный финансовый план коммерческой организации - баланс доходов и расходов, а некоммерческие организации составляют смету доходов и расходов.

1.2 Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях

Финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

Целью финансового планирования является обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них. В процессе финансового планирования выявляются источники формирования ресурсов, достигается установление оптимальных пропорций их распределения между централизованными и децентрализованными фондами, происходит определение конкретных направлений использования средств.

Задачи финансового планирования:

определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта;

намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;

устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;

вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Принципы финансового планирования следующие:

гласность и публичность финансового планирования;

контроль за исполнением финансовых планов;

строгая законодательная регламентация всех стадий финансового планирования;

подготовка финансовых планов на научной основе, достоверность и обоснованность финансового планирования;

максимальное сближение плановых показателей с фактическими.

Следует отметить, что целью деятельности некоммерческих организаций не является получение прибыли, а поэтому в планировании отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность. В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план.

Именно в финансовом плане некоммерческой организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Существенным отличием некоммерческой организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время некоммерческая организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Эти обстоятельства обязательно учитываются в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а также использование оптимизационных методов программирования, позволяющих увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.

Кроме того, возникает проблема взаимоувязки поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.

Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс, - в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.

Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:

вступительные и членские взносы - это однократно или регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно формируются общественные объединения, потребительские кооперативы, союзы и ассоциации;

добровольные взносы - это добровольно перечисляемые юридическими и физическими лицами средства на уставную деятельность некоммерческих организаций. Данные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.96 г) [28, с.234] ;

доходы от предпринимательской деятельности - это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом некоммерческой организации.

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

Важно напомнить, что при составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. Поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.

Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план.

Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

Важным моментом при финансовом планировании служит сам алгоритм разработки планового показателя.

А
лгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы:

Рисунок 1.1 - Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

Рассмотрим механизм составления финансового плана:

этап прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов;

после этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности;

этап распределения представляет собой последовательность процедур.

В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на три этапа.

На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.

На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.

Другие статьи

Билет №1

1.Сравнительная характеристика финансов коммерческих и некоммерческих организаций.

Финансы предприятий делятся на финансы коммерческих, некоммерческих организаций и финансы ПБОЮЛ. Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе . - получение прибыли.

Некоммерческие организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Такие организации не ставят основной своей целью получение прибыли и. соответственно, не распределяют ее между участниками. (исключение – потребительские кооперативы). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей для охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан, для защиты прав законных интересов граждан и организаций, для разъяснения споров и конфликтов, оказания юридическрой помощи и в других целях, направленных на удовлетворение общественных благ. Некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителчми коммерческих организаций и т.д. если эти виды деятельности способствуют достижению целей их создания.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций :

· Хозяйственные товарищества (полное и командитное)

· Хозяйственные общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)

· Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций :

· Общественные организации и объединения

· Автономные некоммерческие организации

· Союзы и ассоциации

Организационо-правовые формы определяют особенности формирования и распределения финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы коммерческой организации – денежные доходы, поступления и накопления, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство, социальное развитие и экономическое стимулирование работающих.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации – это денежные доходы, поступления и накопления некоммерческой организации, котрые используются для осуществления уставной деятельности такой организации.

Первоначально финансовые русурсы коммерческих организаций формируются в момент создания организации, когда при образовании УК организация наделяется ОФ и ОбФ. Источники финансовых ресурсов и требования к УК определяются организационно-правовыми формами организации и видом деятельности.

Основные источники финансовых ресурсов действующих организаций – выручка от реализации товаров и услуг, выручка от прочей реализации, внереализационные доходы – это собственные и приравненные к ним источники. Виды финансовых ресурсов – прибыль и амортизационне отчисления.

Наряду с собственными источниками могут привлекаться замные средства – кредиты банков, займы, которые оформляются выпуском долговых ценных бумаг, бюджетные и налоговые кредиты, кредиторская задолженность, начисленная, но не выданная з/п.

Привлеченные средства, приравненные к собственным – средства от дополнительного выпуска и размещения акций, паев при увеличении уставного капитала организации.

Источниками финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства и средства ВБФ, а также страховые возмещения.

По источникам финансирования некоммерческие организации делятся на 3 группы :

1. Организации, которые финансируются из бюджета – оборона, правоохранительная деятельность и управление.

2. Организации, получающие бюджетное финансирование и имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность.

3. Организации, котрые действуют в основном на принципе самофинансирования и самоокупаемости – учреждения культуры, здравоохранекния, образования и т.д.

Некоммерческие оранизации могут пользоваться заемными ресурсами, а доходы от оказания платных услуг и доходы от предпринимательской деятельности должны быть ограничены.

Основные виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

· Доходы от оказания платных услуг

· Доходы от сдачи имущества в аренду

· Доходы от предпринимательской деятельности

· Безвозмездные перечисления юридических и физических лиц

· Взносы учредителей и членские взносы

Таким образом, главное отличие коммерческих и некоммерческих организаций в части формирования финансовых ресурсов, это то, что коммерческим организациям присущ принцип самофинансирования, т.е. большая часть источников финансовых ресурсов – доходы от предпринимательской деятельности, а основной источник финансовых ресурсов – прибыль. Большинство же некоммерческих организаций функционируют на принципе бюджетного финансирования, в то время как доходы от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг ограничены.

Направления использования финансовых ресурсов коммерческих организаций :

Þ Платежи в бюджет и ВБФ

Þ Уплата % за пользование кредитами, займами и ссудами

Þ Страховые платежи

Þ Инвестирование собственных средств в капитальные затраты на расширение и техническое обновление производства

Þ Финансирование НИОКР

Þ Выплаты %, дивидендов и т.д.

Þ Социальное развитие путем создания фондов материального поощрения

Þ Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги и другие активы на финансовом рынке

Þ Использование финансовых ресурсов на благотворительные цели

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются для реализации основной цели их создания:

Þ Расходы по эксплуатации помещений

Þ Выплаты арендной платы, з/п

Þ Платежи в бюджет и ВБФ

Таким образом, использование финансовых ресурсов коммерческих организаций более многообразно, чем коммерческих организаций. И коммерческие, и некоммерческие организации платят налоги, но коммерческие организации имеют ряд льгот.

Полученные доходы (прибыль) коммерческие организации распределяют между участниками. Для коммерческих организацй прибыль – главный финансовый показатель деятельности. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками, за исключением потребительских кооперативов. Имущество также не распределяется между членами, кроме некоммерческих артнерств.

Важным отличием коммерческих и некоммерческих организаций является то, что в коммерческих организациях создается амортизационный фонд как источник простого воспроизводства. Он создается из амортизационных отчислений, которые являются материальным выражением износа ОФ коммерческих организаций, таким образом происходит процесс перенесения стоимости постепенно изнашивающихся ОФ на стоимость произведенной продукции. Для некоммерческих организаций не предусмотрено начисление амортизации по ОФ. Исключение составляют лишь имущество, которое используется для предпринимательской деятельности, разрешенной для данной некоммерческой организации.

Необходимость финансового планирования коммерческой организации вызвана прежде всего внутренней потребностью для эффективного управления финансовыми ресурсами и для внешних потребностей – привлечения инвесторов, кредиторов. Финансовое плпнирование коммерческой организации осуществляется в целях контроля за расходованием бюджетных средств.

Главный финансоый план коммерческой организации – баланс доходов и расходов . где показываются доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями, взаимоотношения с ВБФ и бюджетом.

Некоммерческие организации составляют смету – основной вид финансового плана; свод доходов и расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат. Смета может отражать источники доходов и баланс доходов и расходов. Особенности финансового плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.

7 января 1998 г. был утвержден первый бюджет Союза Белоруси и России на 1998 г.

В договоре о создании Союзного государства в части бюджета определено:

Þ Бюджет Союзного государства призван обеспечить финансирование программ и проектов Союза, его функционирование.

Þ Бюджет формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участниц (35% - из национального бюджета Белоруси, 65% - из национального бюджете России)

Þ Государства-участницы сами несут расходы, связанные осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом

Þ Бюджет не может иметь дефицит

Þ Исполнение бюджета до создания казначейства союзного государства осуществляют казначейства государств-участников в части, касающейся своей территории

Þ Проект бюджета вносится в Парламент Советом миниситров Союзного государства

Þ Бюджет после одобрения Парламентом утверждается Высшим государственным советом.

Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства:

1. На первом этапе деятельности Союза России и Беларуси доходная часть бюджета формируется за счет фксированных долей отчислений государств-участников. Исполнение бюджета осуществляется национальными казначействами каждого государства в части, касающейся своей территории.

2. На втором этапе обеспечивается переход к единым условиям экономического развития и функционирования Союзного государства, принятие нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политика Союза, разграничения бюджетных полномочий в Союзе, юрисдикции, функций и прав союзных и национальных органов, бюджетной и экономической классификации доходов и расходов бюджета.

Бюджет союза осуществляет 2 функции:

1. это инструмент формирования и распределения финансовых потоков, направляемых на решение задач, определенных Уставом Союза России и Беларуси

2. это один из индикаторов степени интеграции государств-участников Союза.

Характерен устойчивый рост объема бюджета с 1998 г. Большая часть средств бюджета идет на реализацию 36 совместных программ, а расходы на обеспечение безопасности Союза резко снижаются. Доля средств, направляемых на развитие производственной сферы, увеличивается.

Проблемами бюджета остаются непропорциональное распределение расходов по территории и неиполнение в полной мере обязательств по финансированию бюджета то Россией, то Беларусью.

3. Финансы – это экономическая категория, представляющая собой экономические отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части стоимости национального богатства путем формирования и использования финансовых ресурсов на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей.

Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благопрятных условий социально-экономического развития.

Финансовый план – это особая форма плана, показатели которого имеют денежное выражение и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период.

Сайт управляется системой uCoz

Финансовое планирование в некоммерческих организациях

Финансовое планирование в некоммерческих организациях Финансовое планирование в некоммерческих организациях

Некоммерческая организация – организация, которая не рассматривает получение прибыли как первостепенную цель своей деятельности. НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям, однако это не означает, что руководители НКО не должны заботиться об эффективности работы своей организации.
Таким образом, менеджмент в некоммерческих организациях имеет много общих черт с управлением коммерческими организациями, однако имеется и ряд важных отличий.
Управление финансовой деятельностью некоммерческой организации начинается с финансового планирования, которое осуществляется на тот или иной срок и заключается в определении необходимых расходов и доходов организации для успешного выполнения ею своих функций, в согласовании денежных потоков, в поиске и оценке возможных источников финансирования. Финансовое планирование – это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Задачами финансового планирования является следующее:

  • формирование источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта;
  • определение видов и размеров специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;
  • распределение централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;
  • выявление резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  • контроль за производственно­финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Уставная деятельность некоммерческой организации осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. Доходная часть финансового плана – это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана. При этом финансовый план можно представить в виде документа – сметы доходов и расходов. Составление сметы является обязательным требованием п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

Отметим, что смета и бюджет имеют существенное различие: смета составляется на отдельный проект или программу, а бюджет организации включает расходы всех проектов и программ. Бюджет (финансовый план) организации является единственным документом, определяющим структуру целевых доходов и расходов некоммерческой организации. На его основе строится вся система бухгалтерского учета. В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджет и отчет об исполнении бюджета утверждаются высшим органом управления некоммерческой организации.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

1) некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

2) исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.
Некоммерческие организации могут получать финансирование из разнообразных источников: в виде вступительных взносов, федеральных и местных органов власти, пожертвований и т.д. а также от клиентов (например, от учащихся колледжа, в наркологических центрах – от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, планирование деятельности некоммерческой организации напрямую зависит от источников ее финансирования:
сметное финансирование;
сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);
полная самоокупаемость.
Из табл. 1 видно, что структура доходов некоммерческих организаций разительно отличается в разных странах.
В Финляндии основным источником формирования доходов организации является государство. В Швеции финансовая поддержка от государства значительно меньше, это в основном покупка социальных и прочих услуг у некоммерческих организаций.

Таким образом, некоммерческие организаций Швеции существуют главным образом за счет негосударственных (других) источников финансирования:

  • продажи услуг (взносы за участие в событиях, курсы, семинары);
  • целевых пожертвований от фондов;
  • частных спонсоров;
  • членских взносов (например, организация CIF, осуществляющая международный обмен между социальными работниками разных стран, существует в основном за счет членских взносов).
  • Таблица 1
    Структура доходов некоммерческих организаций (в %)

Окончание табл. 1

В России пока нет практики широкого финансирования некоммерческих организаций государством. Государство оказывает помощь некоммерческим организациям в основном через субсидии и государственные заказы. Только отдельные некоммерческие организации могут получить целевое бюджетное финансирование (попасть в строку бюджета). Например, в Санкт­Петербурге средства, выделяемые городом на поддержку некоммерческих организаций, составляют не более 0,12% всех бюджетных средств. Некоммерческие организации России существуют преимущественно на средства крупных фондов (в основном иностранных) и средства частных доноров.
Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта (перед его началом). Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации. Изменения, которые необходимо внести в смету, следует письменно согласовать с тем органом, который утвердил первоначальный вариант. В смете отражаются объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании.

Финансовая смета – это подробный план распределения физических ресурсов предприятия, выраженных в денежной форме. С финансовой сметой сравнивают фактические результаты деятельности организации.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:
целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;
строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;
контроль за рациональным использованием средств.
Для некоторого упрощения работы можно рекомендовать составлять смету по тем же статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах. Примерная смета НКО на финансовый год может выглядеть следующим образом (табл. 2).

Смета доходов и расходов

Рассмотрим особенности финансового механизма бюджетных учреждений :

1) бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой;
2) бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;
3) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.
Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

  • оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами);
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.
Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.
Затратная часть сметы определяется теми направлениями расходования, которые запланированы на соответствующий год. При получении целевых поступлений на определенную программу перечень расходов по ней следует согласовывать со спонсором. Использовать полученные средства на другие цели можно, только получив на это письменное согласие спонсора. Если это согласие не может быть получено, средства следует вернуть. При выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить отдельную смету, в которой можно выделить административно­хозяйственные расходы.

Степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

1) расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

2) назначение и порядок формирования статей должны быть понятны потребителям данной информации.

В составе расходов целесообразно выделять:

  • административно­хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата
  • административно­хозяйственного персонала, страховые взносы, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно­хозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и др.;
  • расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений;
  • расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного финансирования;
  • расходы по предпринимательской деятельности;
  • потери и списания.

Исследование опыта некоммерческих организаций зарубежных стран показало, что состав расходов организаций примерно одинаковый. В структуре расходов преобладают расходы на персонал (включая налоги, командировки, социальный пакет), и они превышают 60% (рис. 1 и 2). Так же как и в России, расходы на персонал не зависят от того, в какой организации (коммерческой или некоммерческой) работает сотрудник – налоги, социальные выплаты, командировочные расходы и отчетность по ним одинаковые.

Рис. 1. Структура расходов НКО, Швеция

Рис. 2. Структура расходов НКО, Финляндия

Так, для товариществ собственников жилья в расходной части бюджета рекомендуется отражать (приказ Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17­45 «Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья»):

  • административно­управленческие расходы (заработная плата административно­управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы);
  • техническое обслуживание, содержание и ремонт. Может выполняться на основании договоров подряда на отдельные виды работ, комплексных договоров или хозяйственным способом;
  • прочие расходы, связанные с содержанием комплекса недвижимого имущества (страховые, налоги);

Чтобы уложиться в смету, нельзя исключать возможное изменение таких факторов, как уровень инфляции, цены на товары и услуги, налоги (они тоже время от времени меняются). Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении параметров целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае исходя из ожидаемых доходов нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года.

Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой. Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органомуправления некоммерческой организации. Директор не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.
Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности. Если изменения несущественны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.
По окончании года должен быть составлен и утвержден отчет о выполнении сметы (финансового плана). В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета организации, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

Литература
1. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. теория и практика. учеб. пособие для вузов. – M. Аспект Пресс, 2002.
2. Контор Л.И. Шубина Д.А. Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО. опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. Центр РНО, 2010.
3. Авдеев А.?В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009.– № 3.
4. Батурина М.В. Смета некоммерческой организации // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007.– № 1.
5. Баханькова Е. Финансовое управление в некоммерческих организациях // Информационный бюллетень «Про НКО». – 2002. – № 18.
6. Шубина Т.В. Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некомерческих организациях // Финансовый менеджмент. – 2005. – № 2.

Также по этой теме: