Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по технике безопасности для водителя погрузчика img-1

инструкция по технике безопасности для водителя погрузчика

Рейтинг: 4.8/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для водителя автопогрузчика

1. Общие требования безопасности.

1.1 К работе в качестве водителя автопогрузчика допускаются мужчины и женщины, достигшие возраста 18 лет, обученные и имеющие соответствующие удостоверение и допущенные по состоянию здоровья.

1.2 На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

1.3 Во время работы работник проходит:
  • обучение и проверку знаний по безопасности труда ежегодно;
  • проверку знаний по электробезопасности – ежегодно;
  • периодический медицинский осмотр. Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте получает один раз в 6 месяцев.

    1.4 На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (подвижные части механического оборудования, перемещаемые товары и тара; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; запыленность; повышенная температура оборудования и воды; химические факторы; прямая и отраженная блесткость; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, тары, товаров; физические перегрузки).

    1.5 Для обеспечения пожаро – и взрывобезопасности необходимо:
  • Соблюдать правила приемки и размещения товаров;
  • Проверять целостность упаковки,
  • Требовать своевременного удаления пролитых легковоспламеняющихся веществ;
  • соблюдать правила пожарной безопасности
  • не оставлять погрузчик с включенным двигателем;
  • убирать использованные обтирочные материалы в металлические ящики с закрывающимися крышками.

    2. Требования безопасности перед началом работы.

    2.1 Проверить внешним осмотром соответствие рабочей зоны требованиям безопасной работы:
  • достаточность освещения мест погрузки, разгрузки;
  • состояние полов и других поверхностей, отсутствие на них не огражденных проемов, открытых люков, трапов и т.п. отсутствие щелей, выбоин, набитых планок и т.д.
  • устойчивость штабелей товаров и тары;
  • наличие ограждений движущихся (вращающихся) частей и нагретых поверхностей оборудования;
  • обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования товаров и тары;
  • проверить наличие и исправность применяемого оборудования.

    2.2 Кабина должна удовлетворять следующим требованиям:
  • ветровые и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
  • щетки стеклоочистителя (при его работе) должны свободно перемещаться и обеспечивать нормальную очистку ветрового стекла;
  • замки дверей должны быть исправными и не допускать самопроизвольного их открывания;
  • сиденье и спинка сиденья должны быть регулируемыми для обеспечения удобной посадки водителя, не иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов;
  • пол кабины должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

    2.3 Проверить внешним осмотром:
  • состояния сварных швов верхних контейнеров;
  • надежность крепления деталей и механизмов;
  • отсутствие течи во всех системах;
  • наличие тормозной жидкости в главном цилиндре;
  • отсутствие повреждений в гибких шлангах;
  • состояние электрооборудования;
  • уровень электролита в аккумуляторной батарее;
  • уровень масла;
  • состояние шин и крепление колес;

    2.4 Проверить работу:
  • ножного и стояночного тормозов;
  • рулевое управление,
  • звуковой сигнал;
  • переключателя света;
  • механизмов подъема и наклона на холостом ходу.

    2.5 Проверить давление в шинах.

    3. Требования безопасности во время работы.

    3.1 Поднимать грузы только с разрешаемым весом.

    3.2 Соблюдать правила дорожного движения, не передавать управление погрузчиком посторонним лицам.

    3.3 Предупреждать находящихся рядом людей о предстоящем пуске оборудования.

    3.4 Работы по перемещению грузов производить только по указанию лица, в распоряжение которого выделен погрузчик.

    3.5 Соблюдать правила укладки товаров в штабели для хранения и транспортировки.

    3.6 Следить за исправностью стеллажей, не допускать их перегрузки.

    3.7 При любой остановке ставить погрузчик на ручной тормоз.

    3.8 Подъем и опускание груза производить на рабочих горизонтальных площадках с твердым и ровным покрытием, очищенном в зимнее время от льда и снега, а при гололеде – посыпанном песком.

    3.9 Поднимать и опускать груз только при наличии просвета под грузом, обеспечивающего свободный ход и выход вилочного захвата.

    3.10 Подъем груза производить осторожно без рывков.

    3.11 Наклон рамы грузоподъемника с поднятым грузом производить плавно.

    3.12 Груз не должен свешиваться с концов вилочного захвата.

    3.13 Транспортирование тары и установку ее в штабель производить поштучно или готовыми пакетами.

    3.14 К месту погрузки (выгрузки) подъезжать только на первой передаче; замедлять скорость движения при наличии даже небольших неровностей дорожного покрытия.

    3.15 Перед подъемом и опускание груза затормозить и осмотреть место, откуда поднимать или куда опускать груз.

    3.16 Подъем груза, масса которого близка к предельной грузоподъемности, производить постепенно: сначала поднять на 0,2- 0,25 м, затем остановить его и проверить правильность действия механизмов и тормозов. При обнаружении неполадок груз немедленно опустить.

    3.17 Перемещение грузов больших размеров, затрудняющих обзор пути, производить задним ходом только при сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и подавать сигналы.

    3.18 Замедлить движение и подать звуковой сигнал: в местах скопления людей; в проходах; при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; трогании с мест задним ходом.

    3.19 Проявлять особую осторожность при транспортировании грузов в узких проездах. Не задевать штабели грузов.

    3.20 Транспортировать мелкие штучные грузы только в специальной таре.

    3.21 Следить, чтобы перемещаемый груз на всем протяжении пути не цеплялся за препятствия и не находился над людьми.

    3.22 Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомобиля только с боку или сзади, не переносить груз через кабину.

    3.23 В момент опускания груза в кузов автомобиля следить, чтобы в нем не находились люди.

    3.24 Соблюдать норму ярусности для тары, не устанавливать в штабель неисправную тару.

    3.25 Во время эксплуатации погрузчика не допускается:
  • выезжать на линию без разрешения администрации, прав на управление погрузчиком;
  • открывать ворота при помощи зажима на них вилочным захватом погрузчика, а также перевозимым грузом;
  • перевозить груз, превышающий грузоподъемность погрузчика;
  • при движении с грузом допускать крутые повороты, поднимать и опускать груз;
  • транспортировать грузы, цент тяжести которых расположен на большом расстоянии от передней стенки вилочного захвата;
  • опускать груз на трубопроводы, кабели, временные перекрытия;
  • поднимать груз засыпанный землей, строительным мусором, снегом, примерший к земле или залитый бетоном;
  • покидать кабину при поднятом грузе;
  • оставлять погрузчик в проездах или на путях движения транспорта;
  • работать вблизи или под линией электропередачи;
  • перевозить людей на погрузчике, оставлять его на наклонной плоскости;
  • ремонтировать загруженный погрузчик.

    4. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

    Немедленно прекратить работу в случае:
  • различного рода неисправностях погрузчика;
  • появления подозрительных шумов, треска, скрежета. Сообщить все ответственному лицу.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1 Поставить погрузчик на место стоянки.

    5.2 Опустить вилочный захват в нижнее положение; поставить погрузчик на тормоз.

    5.3 Вынуть ключ из системы зажигания.

    5.4 Произвести осмотр погрузчика, проверить крепление болтов, очистить машину от грязи, пыли и т.д.

  • Другие статьи

    Техника безопасности для водителей аккумуляторных погрузчиков

    Техника безопасности для водителей аккумуляторных погрузчиков

    1. К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право управления этими машинами.

    2. Перед допуском к работе водитель погрузчика обязан пройти инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и практически освоить приемы безопасного подъема, перевозки и укладки грузов.

    3. После прохождения устного инструктажа водитель должен расписаться в специальном журнале и получить письменную инструкцию.

    4. Повторное обучение и проверку знаний необходимо производить не реже одного раза в год. Обучение должно быть организовано администрацией, а проверять знания обязана специальная квалификационная комиссия, решение которой оформляется протоколом.

    5. Водитель погрузчика обязан выполнять только ту работу, которая входит в его обязанности. При получении задания на выполнение других работ следует обращаться к лицу, ответственному за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ на данном участке.

    6. При совмещении работы водителя погрузчика с выполнением других работ на складе необходимо дополнительно изучить инструкцию по технике безопасности на совмещаемой работе.

    7. Во время работы быть внимательным и осторожным, не отвлекаться посторонними делами.

    8. Работать в плотноприлегающей одежде, без свисающих концов тесемок и в рукавицах. Обувь не должна иметь скользкую подошву.

    9. Заметив нарушение инструкции другими водителями или рабочими склада и возникшую опасность для окружающих, предупредить рабочего или заведующего складом о необходимости соблюдений требований, обеспечивающих безопасность работы.

    10. При несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о происшедшем администрации.

    11. Не менее одного раза в год испытывать погрузчик, поднимая груз, превышающий номинальную грузоподъемность на 20-25%. Испытания должны быть оформлены соответствующим актом.

    12. Запрещается работать на неисправном погрузчике. За работу на неисправном погрузчике ответственность несет водитель.

    13. Строго соблюдать периодичность технических уходов за погрузчиком, в особенности за электрооборудованием и гидравлической системой.

    14. Перед началом работы проверить:

    а) напряжение аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой. Напряжение должно быть не менее 27 В при подъеме груза, равного номинальной грузоподъемности погрузчика;

    б) надежность контактов аккумуляторной батареи, клемм на предохранительном щитке, наличие пробок на всех банках;

    в) все наружные крепления. При необходимости подтянуть их;

    г) уровень масла в баке, герметичность всех соединений гидропривода и работу механизма подъема и наклона без нагрузки;

    д) исправность работы ножного и ручного тормозов. При необходимости отрегулировать зазор между колодками и тормозными барабанами, а также свободный ход педали. Этот ход должен быть в пределах 6-12 мм, а пружина педали должна свободно возвращать педаль на место до упора;

    е) величину зазора и исправность работы рулевого управления;

    ж) действие звукового сигнала, а также переключателей света фар, заднего фонаря и стоп-сигнала;

    з) состояние шин и давление в них. Работать на спущенных шинах не разрешается, так как это приводит к потере продольной и поперечной устойчивости погрузчика. Давление в шинах должно соответствовать давлению, указанному в инструкции завода-изготовителя.

    15. При работе на электропогрузчике строго следить за надежностью соединений подпружиненного рычага с рычагом замкнутого блок-контакта тормоза, величиной свободного хода педали тормоза, а также за надежностью соединений тяги ручного тормоза с тросами выключения блок-контакта тормоза.

    16. Следить за чистотой блок-контакта и плотностью соединений. Не реже двух, раз в месяц осматривать контакты и при необходимости зачищать их.

    17. При обнаружении неисправностей в электрической системе электропогрузчика не устранять их, а самому немедленно пригласить слесаря или электрика.

    18. Для предупреждения пожара вследствие искрения аккумуляторной батареи на погрузчике или по Другой причине необходимо:

    не оставлять на батарее инструмент или металлические детали;

    не допускать ослабления контактов в батарее;

    не курить и не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи.

    19. В случае отказа в работе приборов электрооборудования (короткое замыкание и др.) немедленно выключить аккумуляторную батарею ключом зажигания.

    20. Доливать электролит в аккумуляторы следует при помощи мерной кружки и воронки, пользуясь при этом защитными очками, резиновыми перчатками, резиновым фартуком и резиновыми сапогами.

    21. В случае попадания щелочи на кожу, слизистую оболочку глаза или одежду следует смыть щелочь 3%-ным раствором борной кислоты или струей воды.

    22. Очищать батареи можно только после отключения их от зарядного устройства.

    23. Перед зарядкой аккумуляторных батарей необходимо вывернуть крышки, а потом подключить батареи к зарядному устройству.

    24. Включать электропогрузчик на зарядку в следующем порядке:

    а) присоединить провода от зарядного устройства к батарее, строго соблюдая полярность;

    б) установить реостат на наибольшее сопротивление;

    в) включить источник тока;

    г) включить рубильник нагрузки, присоединяющий батареи к цепи заряда;

    д) установить реостатом силу тока в 125 А.

    25. Во время зарядки следить, чтобы электролит не выплескивался из батарей. Если выплескивание все же наблюдается, собрать электролит с крышки и понизить уровень электролита в аккумуляторе.

    26. По окончании зарядки необходимо:

    а) выключить рубильник нагрузки;

    б) выключить источник тока;

    в) отключить от батареи концы питающего кабеля;

    г) оставить батарею для охлаждения в течение 2-3 ч;

    д) закрыть крышки.

    27. Во время работы электропогрузчика следить за уровнем масла в баке. Категорически запрещается срывать пломбу и регулировать перепускной клапан. Регулировать клапан можно только на специальном стенде или с помощью манометра на 100 ат. Перепускной клапан регулируется на 60-65 ат при работающем электродвигателе насоса с поднятой до отказа вилкой. По окончании регулировки следует вновь запломбировать колпачок, снять манометр с тройником и поставить шланг высокого давления.

    28. Нельзя работать на электропогрузчике со снятым щитом панели электродвигателя и со снятой крышкой аккумуляторной батареи.

    29. Строго соблюдать указания завода-изготовителя по техническому обслуживанию и правилам эксплуатации электропогрузчика изложенные в заводской инструкции.

    30. Перед погрузкой (разгрузкой) и транспортировкой определенного вида груза установить ширину вилок в соответствии с габаритами этого груза. Относительно вертикальной рамы вилки должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

    31. Поднимать груз следует осторожно, без рывков. Находиться кому-либо около груза или штабеля в это время не разрешается.

    32. Запрещается наклонять раму с грузом вперед при отсутствии опоры под вилками, так как это может привести к опрокидыванию погрузчика.

    33. Не поднимать и не перевозить груз, расстояние от центра тяжести которого до передних стенок вил больше рекомендованного заводской инструкцией, или же груз, превышающий по весу номинальную грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления погрузчиком и потере его продольной устойчивости.

    34. Поднимать груз только при неподвижном электропогрузчике. Не рекомендуется поднимать груз во время движения погрузчика.

    35. При перевозке грузов располагать вилы погрузчика на высоте 200. 300 мм от земли, а раму подъемника наклонить на себя до отказа.

    36. При перевозке грузов больших размеров, мешающих водителю просматривать дорогу, погрузчик должен двигаться задним ходом или дорогу водителю должен показывать сопровождающий.

    37. Не сходить с погрузчика при поднятом грузе.

    38. Прежде чем заехать по трапу в вагон, проверить прочность и надежность установки трапов.

    39. Не подниматься и не спускаться по пандусам, если их проезжая часть покрыта льдом или маслом.

    40. Не изменять скорость движения при подъеме по пандусу, а заранее включать низшую передачу.

    41. При движении по рампе двигаться как можно дальше от края.

    42. Поворачивать погрузчик следует на пониженной скорости и плавно, насколько позволяют условия работы. Крутые повороты на полном ходу могут вывести погрузчик из устойчивого положения и привести к аварии, особенно при езде по скользкому полу.

    43. Не допускать резкого торможения погрузчика во время его движения, за исключением особо опасных случаев.

    44. Для безопасного торможения необходимо:

    плавно нажать на педаль тормоза и одновременно отпустить педаль контроллера и педаль тормоза.

    45. При стоянке на подъемах или уклонах пользоваться ручным тормозом.

    46. Перевозить груз только по исправным полам складов или дорогам.

    47. Подавать звуковые сигналы в местах скопления людей.

    48. Замедлять движение и давать звуковые сигналы в проходах, при поворотах, при проездах через ворота и двери, мимо дверей, при пересечении рельсовых путей.

    49. При движении погрузчика по узким проходам склада, особенно с грузом, соблюдать особую осторожность, чтобы не задеть штабеля так как упавшие с него грузы могут травмировать людей, работающих около штабеля.

    50. При штабелировании грузов не поворачивать погрузчик до тех пор, пока вилы его полностью не выйдут из-под поддона.

    51. Не сталкивать груз на штабель, если нет опоры под вилами, иначе погрузчик может опрокинуться.

    52. В зимнее время следить, чтобы территория, на которой работает погрузчик, была очищена от льда. При гололедице путь движения погрузчика должен быть посыпан песком.

    53. Не работать в темное время суток при недостаточном освещении пути движения и мест погрузки и разгрузки.

    54. Для обеспечения безопасности при транспортировке грузов с помощью захватов необходимо, чтобы рама грузоподъемника находилась в транспортном положении, а груз был поднят над полом (грунтом) на высоту 200. 300 мм.

    55. При использовании погрузчика с безблочной стрелой в качестве подвижного крана соблюдать правила техники безопасности при работе на автокранах.

    56. Для обеспечения безопасной работы погрузчика нагружать его в зависимости от величины вылета стрелы. При вылете грузового крюка 525 мм грузоподъемность погрузчика - 650 кг; при вылете 860 мм - 450 кг; при вылете 1195 мм - 350 кг (погрузчик 4004. 4004А). Увеличивать нагрузку на грузовой крюк выше указанной запрещается.

    57. Не оставлять погрузчик на рельсовых путях или в поездах.

    58. Отходя от погрузчика, вынимать ключ из замка включения электрической цепи.

    59. По окончании работы поставить погрузчик на отведенное место, очистить его от грязи, пыли, устранить возникшие во время работы неполадки или сообщить сменщику или ответственному за работу погрузчиков лицу о всех неполадках.

    Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков

    Типовая инструкция по охране труда ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

    ТИ Р М 009-2000
    УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации В.А. Январевым 17 марта 2000 г.

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение. сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.
    1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.
    Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
    1.3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.
    1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.
    1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, водитель погрузчика переводится на другую работу.
    1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
    движущиеся машины и механизмы;

    • перемещаемые и складируемые грузы;
    • повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
    • пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    • недостаточная освещенность рабочей зоны;
    • острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

    1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

    • комбинезоном хлопчатобумажным;
    • сапогами резиновыми;
    • рукавицами комбинированными.

    На наружных работах зимой дополнительно:

    • курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

    1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.
    1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.
    1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.
    1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
    1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.
    1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.
    1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемке грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.
    1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.
    1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
    1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.
    1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.
    1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.
    1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях - 5 км/ч.

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:
    проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;
    осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде - посыпаны песком или шлаком.
    2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.
    2.3. Проверить состояние шин и давления в них.
    2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.
    2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.
    2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.
    2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.
    2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

    3. Требования безопасности во время работы

    3.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.
    3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.
    3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
    3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.
    3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.
    3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.
    3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200-300 мм от земли, а рама полностью отклонена назад.
    3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, которое указывает дорогу и подает сигналы.
    3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.
    3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.
    Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.
    3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и задним ходом.
    3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.
    3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.
    3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.
    3.15. При движении погрузчика не допускается резкое торможение, крутые повороты с грузом.
    3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.
    3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.
    3.18. При переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

    • переработке должны подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;
    • переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;
    • при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;
    • переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;
    • для освобождения вил от штучного груза путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;
    • при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват-кантователь;
    • переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми и захватами;
    • для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;
    • при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

    3.19. Для переработки длинномерных грузов и грузов сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.
    3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.
    3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.
    3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).
    3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!
    3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.
    3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения "Подъем крюка" в положение "Подъем стрелы" и обратно.
    3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.
    3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.
    3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легко воспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.
    3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п. посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.
    4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.
    4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

    • очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;
    • провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;
    • проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;
    • при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;
    • в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

    5.2. О всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.
    5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

    Безопасность работы на погрузчике

    Безопасность работы на погрузчике является важнейшей составляющей эффективной и бесперебойной работы склада. Многих проблем можно избежать, если неукоснительно соблюдать правила техники безопасности для погрузчика и складского оборудования. Очень часто персонал, который работает с погрузчиками, настолько привыкает к ним, что теряет бдительность и забывает об опасности, которую они собой представляют при неправильно эксплуатации, а это чревато несчастными случаями с тяжелыми последствиями или даже летальным сходом.

    Во избежание возникновения аварийных ситуаций и исключению травматизма во время работы с погрузочной техникой следует ознакомить операторов с правилами безопасной работы. Так же необходимо регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе на погрузчике, ведь зачастую такие тренинги не менее важны, чем первый инструктаж новичка.

    Зачастую многих проблем можно избежать, если взять за правило проводить осмотр погрузчика перед началом погрузочных работ, ведь даже при беглом визуальном осмотре можно обнаружить очевидные дефекты и повреждения. Если таковые имеются, то ни в коем случае нельзя работать на таком погрузчике, а об обнаруженных неисправностях нужно немедленно сообщить руководителю или инспектору по охране труда. Помните, жизнь и здоровье человека не идет ни в какое сравнение с потерями, вызванными простоем складского оборудования!

    Перед началом работы на погрузчике:

    1. убедитесь, что на полу в пределах рабочей зоны нет препятствий, при наезде на которые может возникнуть аварийная ситуация;

    2. убедитесь, что вблизи погрузчика нет предметов, свисающих с потолка или стен помещения, которые могут обрушиться от вибрации, вызванной передвижением машины;

    3. проверьте звуковой сигнал вашего погрузчика и другие предупреждающие сигналы (например, сигнал при включении задней передачи);

    4. проверьте фары, проблесковые маячки, стоп-сигналы погрузчика и другие сигнальные огни;

    5. убедитесь, что на погрузчике есть полностью заряженный и работоспособный огнетушитель;

    6. если на складе эксплуатируются бензиновые или дизельные погрузчики, то перед началом работ проверьте количество топлива в баке и уровни масла в двигателе и жидкости в системе охлаждения. Если вы используете электрический погрузчик, то проверьте его батарею на наличие внешних повреждений, убедитесь, что клеммы проводов прочно закреплены, исправны и не загрязнены, проверьте напряжение батареи и уровень электролита в ней;

    7. проверьте топливную систему погрузчика, убедитесь, что нет подтеканий масла и топлива, т.к. это может стать причиной возгорания.

    8. проведите тщательный осмотр подъёмного механизма, кабеля, цепи, шлангов и их соединений, а так же мачту и её компоненты, убедитесь, что на них нет трещин, разломов или следов износа.

    9. проверьте тормозную систему погрузчика;

    10. убедитесь в отсутствии люфта и разболтанности рулевого колеса;

    11. проверьте все узлы гидравлической системы погрузчика, уровень жидкости в резервуаре;

    12. осмотрите зубья звездочек подъемных цепей, и убедитесь, что они не поломаны и не изношены, а стопорные приспособления находятся в хорошем рабочем состоянии;

    13. если на погрузчике снаружи имеются электрические провода, то они должны быть полностью защищены специальной оболочкой;

    14. убедитесь в отсутствии любых других видимых дефектов, которые могут препятствовать безопасной работе погрузчика.

    Инструкция по безопасности для водителей погрузчика

    1. К управлению погрузчиком допускаются только специально обученные операторы с достаточной квалификацией. Оператор погрузчика должен уметь плавно останавливаться и начинать движение, поднимать грузы и наклонять мачту.

    2. Во время движения погрузчика запрещается высовывать из кабины руки, ноги или голову;

    3. При передвижении погрузчика вилы должны быть опущены как можно ниже (для снижения центра тяжести), а мачта должна быть максимально наклонена назад;

    4. Перед поворотом водитель должен снижать скорость и внимательно следить за тем, чтобы не зацепить при маневрировании стеллажи или людей;

    5. Водитель должен всегда помнить о зонах, которые закрыты грузом для обзора, так как там могут оказаться люди или другие препятствия;

    6. Если погрузчик с грузом движется по уклону, то вилы должны быть направлены вверх по уклону во избежание сползания груза с вил. Если погрузчик передвигается без груза, то вилы должны быть направлены вниз по уклону. На уклоне запрещено выполнять разворот;

    7. При работе с грузом масса груза должна приходиться на передние колеса погрузчика, а направление движения погрузчика меняется поворотом задних колес;

    8. Запрещено нагружать погрузчик свыше допустимого его техническими характеристиками. поэтому оператор должен знать предельную грузоподъемность погрузчика;

    9. Для сохранения устойчивости машины груз следует располагать груз как можно ближе к передним колесам;

    10. Запрещается поднимать и опускать вилы с грузом до тех пор, пока погрузчик не будет остановлен и поставлен на стояночный тормоз;

    11. Перед подъемом груза, следует удостовериться, что над погрузчиком достаточно места для безопасной работы;

    12. После того как груз поставлен на нужное место, нельзя начинать движение задним ходом до тех пор, пока не вы убедитесь, что вилы погрузчика полностью свободны;

    13. Категорически запрещено стоять или проходить под поднятыми вилами. даже если на них ничего нет. Оператору запрещается покидать кабину погрузчика. когда груз поднят даже не небольшую высоту, так как в этом случае значительно снижается устойчивость погрузчика.

    При соблюдении этих достаточно несложных правил техники безопасности работы на погрузчике вы сможете избежать большинства внештатных аварийных ситуаций и обезопасить сотрудников и посетителей вашего складского помещения.

    Другие статьи