Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по технике безопасности для водителей img-1

инструкция по технике безопасности для водителей

Рейтинг: 4.5/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей

Инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей Водители грузовых автомобилей (далее — «водители») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации автомобилей.
Требования безопасности перед началом работы
  • Перед началом работы водитель обязан: а) убедиться в наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний безопасных методов работ; б) иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист; в) получить наряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр; г) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
  • После получения наряда-задания водитель обязан: а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов; б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида; в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее; г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок; д) проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления; е) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.
  • Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности: а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля; б) несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам; в) отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей. Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.

    Требования безопасности во время работы
  • По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водитель обязан: а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б) ознакомиться с местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, в достаточной освещенности площадки; в) обратить внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж, штырей, арматуры, а в холодное время года — снега и льда).
  • Во время работы водитель автомобиля обязан; а) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств; б) перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы; в) убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях прежде чем выйти из кабины на проезжую часть; г) подавать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости; д) осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций: - затормозить прицеп стояночным тормозом; - проверить исправность буксирного устройства; - подложить упоры под задние колеса прицепа; - сцепить автомобиль и прицеп; - закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; - соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа; е) находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства; ж) при необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва; з) при управлении автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4, ее объема, снижать на поворотах скорость до минимальной.
  • Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа на открытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения газа), перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать капот открытым до полного выветривания газа.
  • Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из системы питания.
  • Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить,
  • После использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.
  • При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.
  • При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных упора.
  • Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.
  • Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.
  • Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязан подставить козелки, а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры.
  • При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следует пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании замочного кольца.
  • Для выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов специальными страховочными упорами.
  • Водителям запрещается: а) перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе; б) управлять автомобилем в нетрезвом состоянии; в) ставить газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и системы питания; г) использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя; д) применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки; е) пользоваться прямой передачей во время длительного спуска; ж) двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей; з) закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства; и) буксировать порожним автомобилем груженый прицеп; к) применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т.п.); л) отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем.
  • Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.
  • При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза — потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части, а разгрузка — с задней части во избежание его опрокидывания.
  • При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, — не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
  • При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади пола. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.
  • Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки. При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.
  • Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

    Запрещается: - перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля; - загораживать грузом двери кабины водителя; - располагать длинномерные грузы выше стоек.

    Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями «Инструкции о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом».
  • При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан: а) во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость, и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении; б) не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса; в) трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке; г) при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом; д) двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях
  • При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля водитель обязан съехать с проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить сзади автомобиля предупреждающий знак.
  • В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.
  • При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию; б) вызвать в случае необходимости «Скорую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное заведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться к месту происшествия; в) сообщить о случившемся в ГАИ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов; г) если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

    Требования безопасности по окончании работы
  • По окончании работы водитель обязан: а) проверить вместе с механиком автомобиль после возвращения с линии; б) в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению; в) выключить двигатель; г) при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза; д) закрыть кабину на замок; е) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

    Охрана труда Законодательство и РД
  • Другие статьи

    Инструкция по охране труда для водителя скорой медицинской помощи

    Инструкция по охране труда для водителя скорой медицинской помощи

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К самостоятельной работе на автомобиле бригады скорой медицинской помощи допускаются лица, прошедшие:

    • вводный инструктаж;
    • инструктаж по пожарной безопасности;
    • первичный инструктаж на рабочем месте;
    • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста, 1-2 класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам их транспортировки.

    1.2. Водитель должен проходить:

    • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
    • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
    • диспансерный медицинский осмотр – согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03. 1996 .

    1.3. Водитель обязан:

    • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
    • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
    • соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
    • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

    1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный легковой автомобиль приказом по предприятию.

    1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией транспортного отдела.

    1.6. Водитель должен:

    • иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
    • приборы специальной сигнализации( сирена, проблесковый фонарь), поисковый прожектор;
    • фонарь-прожектор переносный, носилки;
    • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;
    • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
    • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

    1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

    1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.

    1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара:

    • остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
    • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.

    1.10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

    1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

    1.12. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)

    1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

    • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
    • горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
    • отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
    • столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.
    • Физические нагрузки при переноске и погрузке больных или пострадавших.

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

    2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

    • техническое состояние автомобиля обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды.
    • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
    • наличие исправного инструмента и приспособлений;
    • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

    2.3. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо

    рычаги, действующие на нее, не допускается.

    2.4. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также специальной сигнализации.

    2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

    2.6. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

    2.7. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:

    • операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
    • продувку бензосистемы производить насосом;
    • при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
    • в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.

    2.8. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.

    3.Требование безопасности во время работы

    3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.

    3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

    3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

    3.4. При выезде по вызову движение машины осуществляет по кратчайшему маршруту.

    3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

    3.6. Водителю не разрешается:

    • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
    • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
    • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
    • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
    • подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
    • протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

    3.7. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку "Двигатель не пускать! Работают люди!"

    3.8. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

    3.9. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

    3.10. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

    3.11. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

    3.12. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

    3.13. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

    3.14. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.

    4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. После окончания смены проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

    5.2. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.

    Инструкция по охране труда для водителя грузового автомобиля

    Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для водителя грузового автомобиля

    Инструкции по охране труда для водителя грузового автомобиля подготовлена на основе СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда — ТИ РО 005-2003 . с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 1 <*> и предназначена для водителя грузового автомобиля (далее — водителя) при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

    <*> Дополнительно — ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

    1. Общие требования охраны труда

    1.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузовых автомобилей, не имеющие противопоказаний по полу при выполнении отдельных работ, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

    • обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
    • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

    1.2. Водители обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

    • движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
    • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
    • эмоциональные перегрузки.

    1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений водители обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:

    • комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей;
    • сапоги резиновые или ботинки кожаные;
    • рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
    • наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные;
    • жилеты сигнальные 2-го класса защиты.

    На наружных работах зимой дополнительно:

    • костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани;
    • валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
    • перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами;
    • жилеты сигнальные 2-го класса защиты.

    1.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
    Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
    1.5. В процессе повседневной деятельности водители должны:

    • применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
    • выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
    • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
    • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

    1.6. Водители обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, а также об ухудшении состояния своего здоровья.

    2. Требования охраны труда перед началом работы

    2.1. Перед началом работы водители обязаны:

    • получить задание на выполнение работ и путевой лист, проверить правильность его заполнения;
    • пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр;
    • надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

    2.2. После получения наряда-задания водитель обязан:

    • проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;
    • в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;
    • произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;
    • после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами;
    • пролитые во время заправки горюче-смазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок;
    • проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;
    • предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.

    2.3. Водители не должны выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

    • неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;
    • несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;
    • отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

    Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водители обязаны сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.

    3. Требования охраны труда во время работы

    3.1. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водители обязаны:

    • явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
    • ознакомиться с местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности и удобстве подъездов, в достаточной освещенности площадки;
    • обратить внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие выбоин, луж, штырей, арматуры, а в холодное время года — снега и льда).

    3.2. Во время работы водители автомобиля обязаны:

    • выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
    • перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения. При ограниченной обзорности водитель должен прибегнуть к помощи сигнальщика, находящегося вне транспортного средства;
    • перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы;
    • убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях, прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;
    • подавать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;
    • осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций: затормозить прицеп стояночным тормозом; проверить исправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа; сцепить автомобиль и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа;
    • находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства;
    • при необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва;
    • при управлении автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на ¾ ее объема, снижать на поворотах скорость до минимальной.

    3.3. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа на открытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения газа), перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать капот открытым до полного выветривания газа.
    3.4. Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из системы питания.
    3.5. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.
    3.6. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.
    3.7. При выполнении ремонтных работ водители обязаны выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.
    3.8. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных упора.
    3.9. Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.
    3.10. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.
    3.11. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водители обязаны подставить козелки, а под неснятые колеса — подложить противооткатные упоры.
    3.12. При накачке шины колеса, снятого с автомобиля, следует пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании стопорного кольца.
    3.13. Для выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов специальными страховочными упорами.
    3.14. Водителям запрещается:

    • перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе;
    • управлять автомобилем в нетрезвом состоянии;
    • ставить газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и системы питания;
    • использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;
    • применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки;
    • пользоваться прямой передачей во время длительного спуска;
    • двигаться на крутом спуске с выключенными сцеплением или передачей;
    • закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;
    • буксировать порожним автомобилем груженый прицеп;
    • применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т.п.);
    • отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем;
    • осуществлять движение транспортного средства с поднятым кузовом;
    • допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц.

    3.15. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.
    3.16. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водители обязаны выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водители обязаны проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза — потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части, а разгрузка — с задней части во избежание его опрокидывания.
    3.17. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, — не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
    3.18. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади пола.
    Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.
    3.19. Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, движении с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.
    При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклинкой всех крайних рядов.
    3.20. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
    При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
    Запрещается перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля; загораживать грузом двери кабины водителя; располагать длинномерные грузы выше стоек.
    3.21. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:

    • во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
    • не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;
    • трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;
    • при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
    • двигаться по льду рек, водоемов только при наличии разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки;
    • при остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни.

    4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

    4.1. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля необходимо отвести транспортное средство на обочину или на край проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить на расстояние 15 — 30 м позади него знак аварийной остановки.
    4.2. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.
    4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

    • без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
    • сообщить о случившемся происшествии руководителю работ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников ГИБДД;
    • если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

    5. Требования охраны труда по окончании работы

    5.1. По окончании работы водители обязаны:

    • сдать путевой лист и проверить вместе с механиком автомобиль после возвращения с линии;
    • в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению;
    • выключить двигатель;
    • при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;
    • закрыть кабину на замок;
    • сообщить руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

    За эту инструкцию по охране труда благодарите Сергея ??