Руководства, Инструкции, Бланки

дед ленина бланк александр img-1

дед ленина бланк александр

Рейтинг: 4.2/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Main Frame in

Родословная Владимира Ильича Ульянова (Ленина)

Примечания
1. Генеалогическое древо приводится по очерку М.Штейна "Род вождя" ("Вождь. Ленин, которого мы не знали", Саратов, 1992 г.)
2. Национальность бабушек и дедушек Ленина: по матери: Александр Бланк - еврей, Анна Гросшопф - наполовину немка, наполовину шведка (или шведская еврейка). по отцу: Николай Ульянов - калмык, Анна Смирнова - калмычка (по обоснованному предположению В.Солоухина бабушка Ленина Анна Смирнова является родной дочерью своего мужа - дедушки Ленина Николая Ульянова. В малолетнем возрасте Анна Смирнова (по рождению - Александра Ульянова) была удочерена мещанским старостой Алексеем Смирновым). Таким образом, в Ленине нет ни единой капли русской крови. Бросающиеся в глаза признаки вырождения в семье Ленина являются, скорее всего, следствием кровосмесительного брака его дедушки и бабушки по отцу
3. Дополнительная информация по предкам Ленина:
Карл Рейнгальд - перчаточник в г .У псале
Симон Новелиус - шляпник в г.Упсале
Григорий Ульянин - крепостной крестьянин
Карл Фредерик Эстедт - ювелир, родился в 1741 г. в Упсале, умер в 1826 г. в Санкт-Петербурге
Карл Борг - шляпник в г.Упсале
Анна Кристина Борг - умерла в 1799 г. в Санкт-Петербурге
Никита Григорьевич Ульянин - крепостной крестьянин
Алексей Лукьянович Смирнов - астраханский мещанский староста
Юган Готтлиб Гросшопф - консультант Государственной Юстиц-коллегии Лифляндских. Эстляндских и Финляндских дел
Анна Симеоновна Ульянина - крепостная крестьянка
Василий Никитович Ульянин - крепостной крестьянин
Давид Бланк - иудей из Одессы
Александр (Израиль) Бланк - медик-хирург, акушер, статский советник, крещеный еврей
Анна Ивановна Гросшоп ф - умерла в Санкт-Петербурге в 1838 г.
Николай Васильевич Ульянов (Ульянин, Ульянинов ) - портной, астраханский мещанин
Мария Александровна Бланк - домашняя учительница
Илья Николаевич Ульянов - директор народных училищ, действительный статский советник

http :// forum. vif 2. ru :2003/ nvk / forum / arhprint /14439 О крестьянских предках В.И. Ульянова (Ленина)

1. Нижегородские предки

К ак и большинство людей, чьи отцы происходили из низших слоев населения и получили потомственное дворянство на государственной службе, В.И. Ульянов (Ленин) слабо знал свои родословные корни. Они его никогда особенно не интересовали. Поэтому в анкете Всероссийской переписи членов РКП (б), проводившейся 13 февраля 1922 г. заполняя таблицу II "Социальное и национальное положение", он писал в графе "Основная профессия или занятие, должность, чин": 1) Дед (отцов. стор .) --; не знаю; 2) Отец --; директор народных училищ (его чин: действительный статский советник --; В.И. Ульянов (Ленин) не указывает --; М.Ш.); 3) Мать --; прочерк, а графа "национальность" --; вообще никак не заполнена. И хотя, я в этом убежден, В.И. Ульянов (Ленин) хорошо знал о своем многонациональном происхождении, ни его, ни членов его семьи это не интересовало. Но он вполне конкретно отвечает на вопрос о разговорном языке: русский. Правда, несколько раньше, 14 декабря 1921 г. отвечая на вопросы анкеты делегатов XI Всероссийской конференции РКП (большевиков) В.И. Ульянов (Ленин) указывает свою национальность: великоросс. В этой анкете нет вопросов о языке. В анкете же для делегатов X Всероссийского съезда РКП, где есть оба вопроса, В.И. Ульянов (Ленин) оба раза пишет: русский, ибо русским он считал себя по воспитанию, по культуре, по духу. Не обходили сюжет о своих предках со стороны Ильи Николаевича Ульянова и сестры Владимира Ильича. Так, Мария Ильинична, говоря о происхождении Ильи Николаевича, пишет: "Дед его был крестьянином, а отец жил в городе и служил в каком-то торговом предприятии (по профессии он был портным)". Анна Ильинична уточняет, что "Отец Владимира Ильича, Илья Николаевич Ульянов, был родом из бедных мещан города Астрахани". Используя в своей работе воспоминания сестер Ульяновых, я не забываю, что они сами никогда в архивах не работали и писали свои работы на основе материалов, открытых в 1930-е годы заведующим Астраханским городским архивным бюро П.И. Усачевым. Материалами П.И. Усачева пользовались М.С. Шагинян, во время своей работы над "Семьей Ульяновых" и очерком "Предки Ленина с отцовской стороны (наброски к биографии)", а также А.С. Марков, автор книги "Ульяновы в Астрахани". Впрочем, М.С. Шагинян и А.С. Марков провели по этому вопросу и большую самостоятельную работу. Тема происхождения И.Н. Ульянова интересовала не только исследователей, но и высшие партийные власти. Особенно интенсивно в этом направлении начали вести работу после обнаружения в ленинградских архивах в конце 1964 --; начале 1965 гг. документов о еврейском происхождении деда В.И. Ульянова (Ленина) по материнской линии --; Александра Дмитриевича Бланка. Работа увенчалась успехом. В 1968 г. в Государственном архиве Астраханской области научный сотрудник архива Р.М. Мостовая обнаружила в делах астраханского земского нижнего суда за 1797 --; 1798 гг. "Списки именные ожидаемых к причислению зашедших (беглых) из разных губерний помещичьих крестьян". В них под номером 223 значится "Николай Васильев сын Ульянин (такова была первоначальная, еще не устоявшаяся, фамилия деда В.И. Ульянова (Ленина ) --; М.Ш.), 25 лет, Нижегородской губернии Сергачской округи села Андросова, помещика Степана Михайловича Брехова. Отлучился (1)1791 году". Данная архивная запись дала толчок поискам в Государственном архиве Горьковской области. И здесь архивистов ждал успех. Сотрудник архива Н.И. Привалов при участии тогдашнего директора архива Т.А. Житовой и заведующей областным архивным отделом М.П. Третьяковой обнаружила документы, свидетельствующие о том, что прапрадеда Владимира Ильича звали Никита Григорьев сын Ульянин и что жил он с 1711 по 1779 г. Семья его, что типично для той поры в отношении крепостных, была разлучена. Сам Никита Григорьевич и его младший сын Феофан были дворовыми людьми родственницы Бреховых --; помещицы Марфы Семеновны Мякининой (ей принадлежала половина села Андросова). Два других сына --; Корнил и Василий --; принадлежали семье Бреховых. Жизнь Василия Никитича была короткой (1733--;1770). После его смерти на руках его вдовы, Анны Семеновны, осталось четверо детей: дочь Катерина, которая вышла замуж за своего односельчанина, и сыновья Самойла. Порфирий, Николай. Братья обучились грамоте, стали служителями помещиков Бреховых и составляли различные документы, некоторые из которых сохранились в нижегородских архивах. Мы не можем назвать причины, по которой Николай Ульянов был отпущен помещиком С.М. Бреховым в 1791 г. на оброк, а не получил вольную, как утверждает А.А. Арутюнов. Получив право на отлучку, Николай Васильевич поселился в Астраханской губернии, проживая там, как показывают документы, "без письменного вида, в работах по разным людям". Вольным Н.В. Ульянов стал после того, как астраханские власти добились Высочайшего Указа от 19 июля 1897 г. о том, что помещичьи крестьяне, поселившиеся в Астраханской губернии до момента издания Указа, не будут возвращаться своим помещикам, а поступят в распоряжение Нижнего земского суда, который и выдаст им билет на право свободного проживания в Астраханской губернии. Однако. сразу такого билета Николай Васильевич не получил: помешала болезнь (по всей видимости, холера, свирепствовавшая в Астраханской губернии в 1796--;1798 гг.). Только в декабре 1799 г. такой документ был получен, и Н.В. Ульянин был причислен к казенным крестьянам села Новопавловского. которое находилось в 47 верстах от Астрахани. И здесь любопытно отметить такой момент. В приказе Астраханского земского Нижнего суда старосте старозашедшего общества (а к нему относился согласно Указу 19 июля 1797 г. Н.В. Ульянов) Ивану Блинову писарь сначала написал фамилию Ульнинов. затем зачеркнул букву "в", а вместо "о" поставил твердый знак. Так получилась фамилия "Ульянин". Именно это соответствует действительности, потому что, как указывает М.С. Шагинян в "Предках Ленина", в метрической книге он значился как Ульянин, а Ульяниновым значится в "Записке мастеров". В этом же документе указываются и приметы Николая Васильевича: "… ростом 2 аршина 5 вершков (164,5 см --; М.Ш.), волосы на голове, усы и борода светлорусые. глаза карие, лицом бел, чист
Ни в одной ревизской сказке, составленной до 1837 г. не указывается происхождение Н.В. Ульянова и только запись в перечне лиц мужского пола г. Астрахани для рекрутского набора 1837 г. говорит, что Н.В. Ульянин "коренного российского происхождения". Но эти слова означают лишь, что человек родился в России. И в данном случае неважно, кто он по национальности: мордвин, удмурт, татарин, чуваш и т.д. Он --; россиянин. В главе "Владимир Ульянов" сценария фильма "Россия, которую мы потеряли", а затем и в самом одноименном фильме, С.С. Говорухин говорит, правда, не ссылаясь на источник, о том, что Н.В. Ульянов является чувашем по национальности. Так ли это на самом деле? Кроме лиц русской национальности, в губернии проживали: черемисы, татары, чуваши и мордва. Почти половина жителей нагорной полосы, а именно к ней относится Сергачский район, состояла из обрусевшей мордвы --; эрзи, физический тип которой не отличается от русского. Мордва --; эрзя довольно часто вступала в браки с русскими. Последнее было возможно только в том случае, если вступающие в брак исповедовали христианскую религию. А учитывая, что, например, только с 1740 по 1747 гг. было крещено "иноверцев из магометан, мордвы, чувашей, черемисов и вотяков" более 250 тысяч человек, (и это продолжалось и позднее), не берусь определять, кем был по национальности Н.В. Ульянов. То, что по вероисповеданию он был православным. --; сомнений не вызывает. Не исключено, что в жилах В.И. Ульянова (Лени на) течет кровь многих народов, населяющих Сергачский уезд Нижегородской губернии. Став свободным человеком, Н.В. Ульянов поселился в селе Новопавловском. где жило много его земляков, и занялся портняжным ремеслом. Правда, в ноябре 1802 г. сын к этому времени уже умершего помещика С.М. Брехов попытался отдать Н.В. Ульянова в рекруты. Но было уже поздно: в соответствии с упомянутым выше указом 1797 г. Н.В. Ульянов уже не считался крепостным крестьянином этого помещика. Трудно сказать, сколько времени н.в. Ульянов прожил в селе Новопавловском. Но из его заявления на имя астраханского гражданского губернатора князя Д.В. Тенишева от 27 января 1803 г. видно, что Н.В. Ульянов уже давно проживает в Астрахани и занимается портняжным ремеслом. 26 июля 1803 г. губернское правление удовлетворило просьбу Н.В. Ульянова и приписало его к Астраханскому посаду. В 1808 г. Н.В. Ульянов был приписан к сословию астраханских мещан и вступил в цех портных. Но потом, в течение почти 30 лет, так и не смог внести в кассу ремесленной управы десятирублевый взнос из-за нехватки денег. М.С. Шагинян неправа, утверждая в свое романе "Семья Ульяновых", что Н.В. Ульянов женился на шестом десятке лет. По всей видимости, он женился в возрасте 43 лет в 1811 г. на Анне Алексеевне Смирновой, которая, судя по ревизской сказке 1 816 г. была моложе мужа на 19 лет. В 1912 г. в молодой семье родился первенец Александр, умерший в возрасте 4-х месяцев в конце 1812 г. Позже в семье Ульяновых было еще четверо детей: Василий (181901978), Мария (1821--;1877), Феодосия (1823--;1908) и Илья (1831--;1886). Жили они в собственном двухэтажном (низ каменный, верх деревянный) доме. В "Ведомостях об астраханских мещанах, состоящих неплательщиками за 1822 год подушной подати и прочих повинностей" Николая Васильевича уже именуют "домовладельцем Н.В. Ульяновым". И с тех пор он почти всегда упоминается под фамилией Ульянов. Семья у Н.В. Ульянова была не маленькая, в нее, кроме него самого, жены Анны Алексеевны, четвертых детей, входила и свояченица Татьяна Алексеевна Смирнова, крестная мать Василия, Ильи и Феодосии Ульяновых. Она и А.А. Ульянова и воспитали всех детей. Сам Н.В. Ульянов вырастить своих детей не успел: он скончался в конце 1836 г. Когда точно --; не установлено, но А.С. Марков ссылается на два документа, в которых годом смерти Н.В. Ульянова указан 1836 г. Однако, эта дата противоречит "Перечню лиц мужского пола г. Астрахани для рекрутского набора 1837 года", в котором упоминаются "Николай Васильевич Ульянов и его дети Василий и Илья коренного российского происхождения", что дает возможность А.А. Арутюнову говорить, что Н.В. Ульянов скончался в 1837 г. Вероятно все де, перечень составлен в 1836 г. еще до смерти Н.В. Ульянова, и тогда противоречие исчезает. Труднее объяснить, почему Т.А. Житова называет годом смерти Н.В. Ульянова 1938 г. После смерти Н.В. Ульянова вся тяжесть содержания его семьи легла на плечи его старшего сына Василия. И он, оставшись холостым, с честью выполнил свою обязанность сына, племянника, брата, дяди. Именно В.Н. Ульянову обязан его брат Илья всем тем, чего он достиг в жизни. И Илья Николаевич никогда этого не забывал, часто навещая своих родных. В 1869 г. его жена Мария Александровна, вместе с детьми Анной и Александром, также навестила астраханских родственников. Это была первая и последняя встреча Анны Алексеевны с внуками. Умерла А.А. Ульянова 26 октября 1871 г. в возрасте 83 лет. А спустя шесть с половиной лет, 12 апреля 1878 г. умер от чахотки и Василий Николаевич. До глубокой старости дожила, так и не создавшая своей семьи, Феодосия Николаевна. Умерла она в 1908 г. прожив всю свою жизнь в семье сестры --; Марии Николаевны. Мария Николаевна, вскоре после смерти отца, вышла замуж за вдовца Николая Захаровича Горшкова. Ее семейная жизнь сложилась неудачно. Мария Николаевна овдовела в возрасте 32 лет, в 1853 г. на ее руках осталось двое пасынков, Константин и Александр, и двое сыновей, Иван и Степан. Потомки Степана Николаевича Горшкова, двоюродного брата В.И. Ульянова (Ленина), живы и сегодня. Такова история нижегородской ветви предков В.И. Ульянова (Ленина). Однако. правильность реконструкции этой ветви ставит под сомнение А.А. Арутюнов. В главе "Штрихи к портрету" книги "Феномен Владимира Ульянова (Ленина)" он, рассматривая нижегородскую ветвь рода Ульяновых, опирается не на архивные документы или на написанную на их основе книгу А.С. Маркова "Ульяновы в Астрахани", а на статьи журналистов, в частности, В. Шуткевича "Ульянов родник". В ней В. Шуткевич. видимо, считая, что читателю не нужно несколько раз повторять фамилию Ульянин, чтобы убедить его в том, что речь идет о предках В.И. Ульянова (Ле нина), называет его прапрадеда "Никита Григорьев", т.е. так, как в XVIII веке произносили наше сегодняшнее "Никита Григорьевич". А.А. Арутюнов на этом основании утверждает, что в статье В. Шуткевича "об Ульянове, Ульянине или Ульянове речь не шла, а говорилось именно о Григорьеве". В.Н. Ульянина А.А. Арутюнов именует "так называемым прапрадедом Ленина". Таким образом, высказывается сомнение в существовании родственных отношений между В.И. Ульяновым (Лениным) и сыновьями В.Н. Ульянина: Самойлой. Порфирием и Николаем. Последний, как известно, был дедом Владимира Ильича, о чем свидетельствует документ, хранящийся в государственном архиве Нижегородской области, гласящий: "в селе Андросове дворовые люди, Никита Григорьев сын Ульянин…" Фамилия названа достаточно ясно. Кроме того, Т.А. Житова еще в 1972 г. довольно подробно рассказала о том, как была установлена родственная связь между жившими в селе Андросово Залесного стана Сергачского уезда Нижегородской губернии Ульяниными и Николаем Васильевичем Ульяновым, жившим в Астрахани. Именно в этой статье были сняты все вопросы, которые почему-то ставит А.А. Арутюнов в 1992 г.

2. Калмыцкая кровь

В произведениях М.С. Шагинян, объединенных в " Лениниану ", достаточно полно и объективно рассмотрена генеалогия рода В.И. Ульянова (Ленина) с отцовской стороны. В главе четвертой ("Воспоминания другого детства") романа "Семья Ульяновых" М. С. Шагинян пишет, что мать И.Н. Ульянова Анна Алексеевна Смирнова "вышла из уважаемого калмыцкого рода". А в очерке "Предки Ленина с отцовской стороны (наброски к биографии)" М.С. Шагинян прямо пишет, что "есть документ о том, что отец Анны Алексеевны был крещеный калмык". Именно эти сведения и вызвали гнев И.В. Сталина, и можно лишь пожалеть, что М.С. Шагинян не нашла способа включить документ о калмыцком происхождении астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова в свою публикацию. Это позволило А.С. Маркову в первом издании книги "Ульяновы в Астрахани" заявить: <

ВЕТВИ ГЕ H ЕАЛОГИИ В.И. УЛЬЯHОВА

Hачнем. с еврейской ветви, о которой знали лишь немногие из высшего партийного руководства страны и, естественно, ближайшие родственники Ленина: Анна Ильинична, Мария Ильинична и Дмитрий Ильич. В этом вопросе наблюдаются не только подлоги и фальсификации, но и прямое сокрытие документов, имеющихся в различных архивах. Достаточно сказать, что в Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга были подменены несколько страниц из досье Бланка 7. Об этом я узнал много лет тому назад от студентов-заочников, работавших в областных архивных учреждениях. Эти честные молодые люди любезно, с большим риском для себя, предоставили мне возможность ознакомиться с подлинными документами о предках Ленина. Позднее мне стало известно, что партийные
идеологи, чувствуя утечку информации из областных архивов, в 1972 году
сосредоточили все документы по генеалогии Ленина в стенах партархива при ЦК КПСС и засекретили их. H о. предпринятые ими меры уже не могли помешать распутать клубок тайн и докопаться до правды. Свидетельство тому - приводимые ниже документальные материалы, касающиеся биографии деда, прадеда, прапрадеда и других родственников Ульянова-Ленина.

О прадеде Владимира Ульянова, Ицко Бланке, сведения весьма скупы. Известно, что он являлся подданным Речи Посполитой. жил в Староконстантинове [3]. Имел собственный дом, владел землей. Относительно полно сохранились сведен ия о е го наследнике - Мойше Бланке. Так, в протоколе H овоград-Волынского магистрата от 29 апреля 1795 года за № 394 отмечается, что Бланк Мошко ( Мовше. Моше ) Ицкович является мещанином города Староконстантинова Hовоград-Волынского уезда. Ревизия, произведенная в 1834 году, установила, что в городе проживало более 800 еврейских семей. Сопоставляя ряд документальных материалов приведенного
выше дела, можно считать, что М.И.Бланк родился в 1763 году. О времени его женитьбы нет прямых сведений, но известно, что ему тогда было 30 лет, а его жену звали Марьям (родилась также в 1763 году). У них было два сына - Абель и Сруль (он же Израиль) и три дочери - Анна, Екатерина и Мария10.
По архивным записям, старший сын, Абель, родился в 1794 году, а Сруль - в 1804 году. Дата рождения Сруля сомнительна. С учетом других документов, можно считать, что он скорее всего родился в 1799 году. К этим документам мы еще обратимся. Что же касается дат рождения дочерей, то обнаружить эти сведения, к сожалению, мне не удалось.
Семью Мойши Бланка можно отнести к разряду богатых. Об этом свидетельствуют многие факты. Бланки имели солидный дом с <обзаведениями> стоимостью в 4 тысячи рублей ассигнациями. Занимался Бланк в основном торговлей. Его еженедельный чистый доход составлял 10 рублей серебром. Кроме того, в местечке Рогачеве, в 20 км южнее H овоград-Волынска. Бланк имел пять моргов земли, а ежегодный доход от выращенного цикория составлял 750 рублей серебром. Бланк вел широкую торговлю спиртными напитками и другими товарами. Имеются сведения, что он занимался торговым мошенничеством, за что против него было возбуждено уголовное дело. Кроме этого, он обвинялся в краже чужого сена. Однако как по первому делу, так и по второму, судя по всему, особых наказаний не понес. Вполне возможно, что он откупился, поскольку в решении суда (состоялся в 1803 году) записано, что Бланк <виновным не оказался>13.
В биографии М.Бланка имеются дискредитирующие его сведения. Оказывается, он занимался шантажом и вымогательством, доносил на соседей. Очевидно, делал он это для того, чтобы приобрести расположение властей и таким образом добиться с их стороны покровительства в его торговых делах, подмоченных нечестными деяниями.

Следует сказать еще об одном интересном факте нравственного характера. В архивах имеются данные о том, что Мойша Бланк в 1816 году обратился в Волынский главный суд с просьбой взять под стражу старшего сына Абеля, который якобы оскорблял его и даже наносил побои. Абеля не арестовали. По-видимому, отцу не удалось доказать свое заявление свидетельскими показаниями членов семьи или других лиц.
Характер у Мойши Бланка был весьма сложный и своеобразный. У него проявлялись такие черты, как несдержанность, жестокость, грубость, свирепость, мстительность, непримиримость. И вообще он был весьма скандальным и грубым человеком, не уживавшимся с людьми. Он не ладил даже со своими соплеменниками: конфликтовал то с одними, то с другими.

Бланк был уличен в поджоге 23 домов евреев в Староконстантинове 29 сентября 1808 года. Чтобы отвести от себя подозрение, он немного подпалил и свой дом. H е надо быть медиком, чтобы понять, что подобные чудовищные поступки мог совершить лишь человек с ненормальной психикой. H а этот раз он отделался арестом всего лишь на один год. Недовольные исходом дела жители города из числа пострадавших вновь возбудили против Бланка дело, в результате оно было передано на рассмотрение из H овоград-Волынского магистрата в Сенат. Слушание дела состоялось 3 июля 1809 года. H о и здесь Бланку, по-видимому, удалось откупиться, и он был освобожден из-под стражи.
Однако обстановка вокруг Бланка была настолько накалена, что он вынужден был переехать на новое место жительства в Житомир. H о и здесь семья Бланков из-за характера ее главы не обрела покоя. В семье постоянно происходили скандалы. Особо острые конфликты возникали между отцом и старшим сыном Абелем. H ередко дело доходило до драки. Тяжба между отцом и сыном затянулась на целых 10 лет и закончилась тем, что решением уездного суда от 28 июля 1826 года Абель был оправдан, а Мойша Бланк оштрафован на 25 рублей.
Очевидно, серьезные трения Абеля и Сруля с отцом стали причиной того, что они решили отказаться от иудаизма и принять православную веру. Этот акт совершился 10 июля 1820 года в Петербургской духовной консистории, что подтверждено архивными документами. Примечательно, что оба брата по принятии православия отказываются от своего отчества, т.е. отца, и становятся Дмитриевичами по имени воспреемника Абеля, сенатора, статского советника Дмитрия Осипова Баранова. Воспреемником младшего Бланка - Сруля (Александра после крещения) становится
действительный статский советник граф Александр Иванов Апраксин.
Из документов Центрального Государственного Военно-исторического архива известно, что Дмитрий (Абель) и Александр (Израиль) предписанием Министерства духовных дел и народного просвещения ј 2479 были зачислены 24 июля 1820 года в Медико-хирургическую академию, которую окончили 19 июля 1824 года, получив специальность хирурга-акушера.
В опубликованной литературе о национальной принадлежности Бланков почти ничего не говорится. Между тем в архивах об этом имеются четкие сведения. Так, в архивных документах Медицинского департамента, МВД и многих других сказано, что Дмитрий и Александр происхождением <из евреев Бланков>, <из еврейской общины>, что они <еврейские дети>.
М.И.Бланк, очевидно, имел сведения об успехах своих детей в Петербурге. И Мойша Ицкович не замедлил воспользоваться общественным положением сыновей, хотя Абель и Александр порвали с отцом всякую связь. Он вновь возбуждает дело о пожаре, начатое еще в 1808 году. Подает жалобу даже на имя императора и вскоре добивается того, что указом Сената ј 928 от 24 декабря 1825 года было вынесено решение о возмещении убытков, якобы понесенных Бланком (всего 15100 рублей серебром и 4000 рублей ассигнациями). Вся эта сумма была распределена между 22 пострадавшими от пожара евреями. Кроме того, по этому делу 11 человек были взяты под стражу. В решении Сената говорилось также о распродаже имущества осужденных евреев. Магистрат неоднократно объявлял распродажу имущества пострадавших, но она не приносила успеха, поскольку никто не желал покупать имущество невинных соплеменников в пользу Мойши Бланка. H ет сомнения в том, что ему удалось выиграть процесс благодаря покровительству <родственников> в лице графа Апраксина и сенатора Баранова.
После окончания Медико-хирургической академии дед Ленина, Александр Бланк, работал в различных городах России, Был женат на Анне Ивановне из богатой семьи Гроссшопфов. Брак между Александром Бланком и Анной Гроссшопф был зарегистрирован в Петербурге в 1829 году. H о Анна умерла рано, в 1838 году. От брака остались 8-летний мальчик Дмитрий и пятеро девочек: Анна 7-ми лет, Любовь 6-ти лет, Екатерина 5-ти лет. Мария (будущая мать Владимира Ульянова) 3-х лет и Софья 2-х лет, которых стала воспитывать родная сестра их матери, бездетная вдова Катерина. 10 апреля 1841 года Александр Бланк получает разрешение на <вступление в законный брак с вдовою чиновника 12-го класса фон Эссена Екатериною Ивановою > и женится на ней.
Став врачом-акушером, А. Бланк короткое время (с августа 1824 по октябрь 1825 года) работает уездным врачом в городе Поречье Смоленской губернии. Затем возвращается в Петербург. Вскоре ему удается, очевидно, при помощи брата Дмитрия и покровителей - крестных отцов в течение семи лет занимать должность полицейского врача. Некоторое время Бланк вовсе не работал. Относительно продолжительное время (около 4-х лет) он служил в Морском ведомстве, откуда был уволен в апреле 1837 года. Был он и ординатором Мариинской больницы. В мае 1842
года Александр Дмитриевич вместе с детьми и женой, Екатериной фон Эссен, переезжает в Пермь. Здесь 5 августа ему удается устроиться инспектором Пермской врачебной Управы. H о. проработав в этой должности немногим более двух месяцев, он 13 августа увольняется с работы. В архивных материалах имеются сведения о том, что его уход с работы был связан со скандальной историей, в которой сложно было разобраться.
Последние годы А.Д.Бланк работал в должности инспектора госпиталей оружейного завода города Златоуста. Это было последнее место работы Бланка. В западных публикациях отмечается, что на Урале в рассматриваемый период Бланк якобы имел 300-400 душ крепостных крестьян26. Однако эти сведения, на мой взгляд, требуют документального подтверждения.

После ухода в отставку в 1847 году А.Д.Бланк, немного попутешествовав в поисках благоприятного места постоянного жительства, наконец, с семьей приезжает в Казань. Приезд Бланка в Татарию, очевидно, был не случаен. По-видимому, он обладал информацией, что в этих краях можно за приемлемую цену купить имение. И это ему удается. В 42 км от Казани А.Д.Бланк покупает деревню Янсалы с большими землями. А.Я.Аросев в своей книге, опубликованной вскоре после смерти Ленина, пишет: < Александр Дмитриевич Бланк обладал. землею: 462 десятины (503,58 га. - А.А.) близ села Янсалы ( Кокушкино ) [6]. Сделавшись дворянином, он закрепил за собою и крестьян, живших на той земле, в количестве 39 душ [7]. Там, около Янсалы. Александр Дмитриевич Бланк приобрел и водяную мельницу, которая давала доходу в год 100 р. Я дважды бывал в Ленино и видел большой красивый дом с колоннами, который стоит на живописном берегу реки Ушни. Рядом с домом позже был построен флигель. В 30-х годах он был переоборудован под музей В.И.Ленина. Имеются и другие постройки хозяйственного назначения. Во время моей первой
поездки в Ленино 88-летний старик H аиль Hургалиевич Гайфулин рассказывал нам, что по берегу реки за мельницей дочерям Бланка принадлежали еще 200 десятин (около 218 га) земли. Кстати, этот дом H.К. Крупская почему-то уменьшительно называла <домик>. Сегодня на этих землях - многочисленные нефтяные вышки.
В семье Бланка дети говорили по-немецки. А поскольку в деревне, да и в городе, не было немецких школ, то, естественно, они вынуждены были обучаться в русских учебных заведениях. Заметим, что Ленин хорошо знал немецкий язык и часто применял его при общении с близкими и знакомыми, хотя в дворянских семьях, как известно, принято было говорить на французском языке. По свидетельству Е.Д. Стасовой, Владимир Ильич блестяще говорил по-немецки.
А.Д.Бланк умер 17(29) июля 1870 года в Кокушкино. H о есть предположение, что он успел увидеть внука Владимира. Похоронен А.Д.Бланк рядом с Екатериной Эссен на кладбище в селе Черемышево. близ деревни Кокушкино. Казанской губернии.

Другие статьи

Rustik68 – Ленино-Кокушкино

Дом, откуда в конце 1887 г.
Володю Ульянова увезли
в кокушкинскую ссылку.
Фото 70-х гг. прошлого века
и фотография апреля 2008 г.

И зучая историю домика на ул.Муштари (экс-Комлева) в котором жила семья Ульяновых и откуда будущего Ленина пристав увёз кутузку, а затем через двое суток Ильич был выслан под негласный надзор полиции, я наткнулся в одном исследовании на интересное мнение. Раскрывать это мнение, по ряду причин не буду, но оно сподвигло на более тщательное изучение вопроса. То, что местом ссылки будущего Ленина - Володи Ульянова, стало тогда бывшее родовое именье его деда по материнской линии – доктора Александра Дмитриевича Бланка, расположенное в Лаишевском Уезде Казанской Губернии, мне довелось узнать уже с приходом Гласности. В советское время марксистско-ленинские историки старались не выпячивать этот момент. У юных советских пионэ ров вовсе складывалось впечатление, что будущего Вождя мирового пролетариата, чуть ли не в кандалах увезли в Сибирь. Вообще, большинство биографов Владимира Ильича советского периода публиковались либо в издательстве Детская литература. либо издательстве Малыш. соответственно и уровень предлагаемой информации был детским, для пионерят. да октябрят. Но немного иначе обстояло дело со школьниками Татарской АССР. Почти из всех районов республики школьников возили в Ленино-Кокушкино на экскурсию. Будучи школьником я на такую экскурсию не попал лишь потому, что наш класс туда ездил, когда тщедушного вида Рустик как обычно болел. Скорее всего, со мной приключилась тогда обычная для меня ангина или грипп. Уж шибко болезным я был в детстве, практически ничего не ел, и был тощим как Кащей Бессмертный, со всеми проистекающими последствиями. Но большинство школьников нашей республики знало, что Ленин, который тогда ещё не был Лениным, не очень то страдал от кокушкинской неволи, требовал лишь побольше книг. Однако, прежде чем перейти к Кокушкинскому периоду жизни дедушки Ленина, рассмотрим его предысторию опираясь на источники приведённые в конце статьи.

Сампсониевский собор, в которомв 1820 г.
крестились братья Александр и Дмитрий.Бланки

Граф А.И.Апраксин,
крёстный отец А.Д.Бланка

Е сли М.Г.Штейна – автора книги «Ульяновы и Ленины. Семейные тайны », интересовал в первую очередь еврейский вопрос в биографии Ленина, то меня заинтересовало несколько иное. Да, предки А.Д.Бланка жили в Малороссии в т.н. еврейской черте оседлости. Но препятствия чинимые евреям царским правительством, могли быть преодолены, если те переходили в христианскую веру (становились выкрестами). Ещё прадедушка Ленина по материнской линии - Мойша Ицхович Бланк перешёл в 1845 году из еврейского закона к православной греко-российской церкви (РГИА.Ф. 1269. Оп.1. Д,.10.Л.67-69) став Дмитрием Бланком. Два его сына пошли этим путём ещё раньше.

Екатерина Ивановна фон Эссен
(урождённая Гроссшопф),
гражданская жена А.Д.Бланка

Переход Абеля и Израиля Бланков в лоно греко-русской церкви в 1820 году позволил получить новоиспечённым Дмитрию и Александру доступ к высшему медицинскому образованию. Александру повезло больше. На выпуске Академии его как лучшего студента наградили книгами и набором хирургических инструментов. С 1824 г он работал врачом в г.Поречье, но вскоре его брат, получивший назначение в Санкт-Петербург, помогает устроится здесь и А.Д.Бланку на должность полицейского врача, где случил и Д.Д.Бданк. Там их стали именовать Бланком-1-м и Бланком-2-м. В то время они получали оклад по 1000 руб. в год, не считая оплаты за квартиру. Через три года такой службы А.Д.Бланк был произведён в штаб-лекари, а позднее признан «акушером». Достаток его рос, и в 1828 г. А.Д.Бланк создаёт свою семью, женившись на А.С.Гроссшопф. М.Г.Штейн предполагает, что семейная жизнь А.Д.Бланка началась в доме купца Циркова (расп. по ул.Садовая). Через два года у молодой четы родился сын Дмитрий (сент.1830). Вслед за ним на свет появилось пять дочерей: Анна (1831-1897), Любовь (1832-1895/6), Екатерина (1833-1883), Мария (1835-1916), Софья (1836-1897).

Больница Св.Марии Магдалины

Н о после гибели своего брата Дмитрия из-за случившейся во время погрома разъярённой толпой Центральной холерной больницы, когда в Санкт-Петербурге свирепствовала эпидемия холеры, А.Д.Бланк в 1832 г. просит уволить его из штата петербургской полиции «по расстроенному здоровью». Для того, чтобы содержать семью Александр Бланк сдавал в наём собственный двухэтажный дом. расположенный по Лиговскому каналу. Однако вырученных таким образом средств не было достаточно для содержания большой семьи. Бланк решает вернуться на государственную службу. В 1833 г. он «вновь принят на службу и определён в больницу Св.Марии Магдалины ординатором». Здесь он проявил себя как превосходный врач и после подачи прошения, заручившись рекомендацией больничной администрации, в 1833 году А.Д.Бланк поступает на службу в Морское ведомство. Но морская стезя оказалась для Бланка не гладкой, и в 1837 он подаёт прошение об отставке. Случившиеся огрехи не сказались на его послужном списке: А.Д.Бланк был «уволен с хорошей аттестацией и был представлен Морским ведомством к знаку отличия беспорочной службы». Причём знак отличия был присвоен Бланку в обход действующего устава, т.к. ему не хватало 3-х лет стажа установленного по наградному регламенту.

П олучив уведомление об увольнении из Морского ведомства c 11(по старому стилю) апреля 1837 г. Александр Бланк получает в больнице Св.Марии Магдалины 4-х месячный отпуск. За это время он реализует полученное после смерти матери наследство. Чиновнику 8 класса Фёдору Рожиньскому он продаёт 16 (28) июля 1837 г. каменный дом в Староконстантиновке и торговую лавку за 1700 руб. ассигнациями, а 18 (30) июля 1837 г. девице Марье Доровской продал каменный дом и три лавки за 350 руб.серебром (в пересчёте на ассигнации 1150 руб.).

Р ешив все наследственные дела Александр Бланк вернулся к врачебным обязанностям. В больнице Св.Марии Магдалины Бланк числился ординатором, даже когда служил в Морском ведомстве, более того он даже во время своей «морской» службы получал от больницы единовременное денежное награждения в 800 руб. ассигнациями. Здесь его очень ценили. 14 июня (по старому стилю) 1838 года после успешной сдачи экзаменов Бланк был признан инспектором врачебной управы, а 20 июня того же года – медико-хирургом. Кроме государственной службы, как и все врачи, А.Д.Бланк не забывал и о честной практике, которая могла приносить немалый доход, ведь в числе его пациентов были и представители высшей знати (с 1834г. А.Д.Бланк был личным врачом князя Шаховского А.Я.).

Английская набережная. Угловой
дом справа, где семья Бланков
жила в 1833-1836 гг.

С ростом семьи в служебной квартире Бланка становилось всё теснее. Не позднее 1833 года Бланки перебираются в один из роскошнейших особняков на Английской набережной. Но скорее всего жили они не в самой фешенебельной его части. Штейн предполагает, что бланки поселились в надворном флигеле, выходившем на Адмиралтейский канал. Этот флигель имеет описание: на первом и третьем этажах было по 2-х комнатной квартире, а на втором – квартира из 5 комнат с 9 окнами на канал, лестницей и коридором. Учитывая размер семьи Штейн предполагает, что Бланки могли занимать только 2-й этаж. Прожили они здесь несколько лет, и именно здесь 22 февраля (6 марта) 1835 года родилась самая знаменитая дочь Александра Бланка - Мария. - будущая мать Владимира Ильича Ульянова-Ленина.

Н о в год приобретения имения, А.Д.Бланк решает осуществить свою мечту – получить потомственное дворянство. На пути к осуществлению этой мечты, у Бланка имелись преграды. Ведь к тому моменту уже действовало положение Высочайшего Манифеста от 11(23) июня 1845 года, в соответствии со вторым пунктом которого, звания потомственного дворянства удостаивались лица, дослужившие до чина статского советника или полковника (5-й класс). Но на чины 7-го класса, который был у Бланка, должно было распространяться действие шестого пункта того же Манифеста, который гласил: «Все те, кои, по действовавшим доселе узаконениям, приобрели уже службою личное или потомственное дворянство, сохраняют и на будущее время права свои нерушимо». А Бланк ещё в 1938 году получил чин коллежского асессора (8-й класс) по тогдашнему закону дававшему право на звание потомственного дворянина. Из-за этих тонкостей правительствующий Сенат утвердил А.Д.Бланка и его детей в потомственном дворянстве и внёс их в третью часть родословной книги Казанской губернии только 4 (16) августа 1895 года указом по Департаменту герольдии за номером 6840.

У спехи на сельскохозяйственной ниве у Бланков были не так успешны, как во врачебной практике. До конца своей жизни, на протяжении последующих 11 лет, А.Д.Бланку не удалось улучшить своего финансового положения. «Запрещение на имение» решением Казанского окружного суда от 21 апреля 1871 года, переводилось на наследников имущества А.Д.Бланка, в числе которых была и матушка будущего Вождя мирового пролетарьята.

П римерно за год до мятежной студенческой сходки в Казанском университете, в которой принял активное участие внук А.Д.Бланка Володя Ульянов, наследники последней из семьи А.Д.Бланка владелицы Кокушкино – Л.А.Пономарёвой, продали имение (1896г.), ссуда Дворянскому земельному банку так и не была погашена.

Родители Володи Ульянова: Мария Александровна
Ульянова, в девичестве Бланк; Илья Николаевич Ульянов

А в Кокушкино прошли годы детства Марии Александровны. Она приехала сюда двенадцатилетней девочкой и прожила в имении безвыездно до двадцати восьми лет. В 1893 году она поехала в Пензу к сестре Анне, где и познакомилась с будущим отцом Ленина Ильёй Николаевичем Ульяновым. В тот же год справили и свадьбу, причём здесь в Кокушкинском имении. Молодая чета Ульяновых прожила в Кокушкино до осени, а затем вернулись обратно в Пензу.

П очти каждое лето Ульяновы приезжали отдыхать в Кокушкино. Из Симбирска до Казани добирались по Волге пароходом, а из Казани до имения на лошадях. Всю летнюю пору у берега кокушкинской речки Ушни проводили свой досуг дети семьи Ульяновых. Будущий вождь Мирового пролетариата Володя Ульянов отдыхал здесь с семилетнего возраста на протяжении десяти лет. Летний отдых в Кокушкино был большой радостью для ребят.

В месте с семьёй отдыхал и отец Ленина Илья Николаевич. В дни его приезда все собирались вместе, устраивали прогулки в лес, ходили за ягодами и грибами. Володя Ульянов очень любил природу, и часто вместе с двоюродным братом Колей Веретенниковым отправлялся в «первый», ближайший к дому овраг, где в изобилии росли малина, крыжовник и смородина. Ягоды ели прямо с кустов заедая их хлебом.

Дом, где был шахматный клуб
в который ходил В.И.Ульянов

С 1883 года, после окончания 1-й Казанской гимназии в Кокушкино поселился двоюродный брат будущего Ленина – Дмитрий Александрович Ардашев. Здесь же практически постоянно проживала мать Д.А.Ардашева. В Кокушкино Ардашев женился и здесь, в 1896 году у него родилась дочь Любовь. Со своим двоюродным братом Дмитрием Ардашёвым Володя Ульянов дружил, они любили проводить вместе время и за шахматной доской, а шахматы били любимейшей игрой будущего Ленина. Зимой 188/89 года Владимир Ульянов вместе с Дмитрием Ардашевым ходил в шахматный клуб (Казань, перекрёсток нынешних улиц К.Маркса и Пушкина). Но родственная линия Ардашеых в биографии Ленина после октябрьской революции «почему-то» старательно замалчивалась.

В 1887 году В.И.Ульянов окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью и в июне того же года поехал в Казань с твёрдым намерением поступить в Университет. Как повествует путеводитель по Кокушкинскому музею, плывя на пароходе в Казань, будущий Ленин часами сидел на палубе в задумчивости. К этому времени Владимир уже о многом самостоятельно думал. Казнь как цареубийцы его старшего брата Александра, укрепили в будущем вожде мирового пролетариата решимость идти по революционному пути.

Володя.Ульянов. 1887 год

Дом Ростовой на Первой горе, где
семья Ульяновых снимала квартиру
c августа по октябрь 1887 года

Мемориальная доска
на доме Ростовой по
бывш. ул. Первая гора

Л ето 1887 года Ульяновы провели в Кокушкино. Володя, готовясь стать студентом юридического отделения изучал «Энциклопедию права» и другую юридическую литературу. С августа месяца к началу учебного года семья Ульяновых переселилась в Казань, где была снята квартира на Первой горе, в доме Ростовой. В Кокушкино осталась лишь Анна, которая не могла покинуть это место, т.к. после казни брата Александра, была сослана сюда под надзор полиции.

Казанский университет.
Восьмидесятые годы XIX в.

Д вадцать девятого июля (по старому стилю) 1887 года Владимир Ульянов подал ректору Казанского университета прошение зачислить его студентом юридического факультета. Университетское начальство не рискнуло сразу зачислить студентом брата государственного преступника. На прошении В.И.Ульянова появилась резолюция: «Отсрочить до получения характеристики». Но Володя Ульянов был гордостью Симбирской гимназии, да и папа его был не последним в числе надзора за Образованием. На запрос была выслана характеристика в высшей степени благоприятная, и на прошении, поданном В.И.Ульяновым в университет, появилась вторая резолюция: «Принять». 13 августа 1887 года Владимир Ульянов был принят в Казанский университет

П ервого сентября студенты приступили к занятиям. Порядки в учебных заведениях Российской Империи в ту пору не были сахарными, а

Володя Ульянов в группе
студентов идёт с петицией
к ректору университета

студенческая среда, в силу возрастных факторов, благоприятна для развития радикального свободолюбия и нигилизма, ведь молодёжи свойственно максималистское мышление. Потенциальный адвокат, первокурсник университета Володя Ульянов к тому времени уже установил связь с революционерами и принял участие в студенческом кружке. Как было написано в полицейском отчёте в конце 1887 года в Казани «…образовался кружок крайне вредного направления, к которому принадлежали брат Натана Богораза, Лазарь Богораз, брат казнённого Александра Ульянова – студент Казанского университета Владимир Ульянов. Кружок этот… поддерживал сношения с петербургскими кружками противоправительственного направления». Подобные кружки, столь неприятные Охранному Отделению, возникали по инициативе наиболее «активных» студентов во многих учебных заведениях. Такие студенты распространяли листовки, устраивали сходки, конспиративные совещания. В декабре 1887 года студенты Казанского университета собрались в актовом зале, чтобы передать ректору петицию с рядом требований. Казанские студенты протестовали против ненавистной инспектуры, сословных ограничений для получения высшего образования, полицейских расправ над товарищами.

В олнения студентов казанского университета были не единственные, видимо, «взрослые товарищи» старались координировать эти события. В 162 номере Казанских губернских ведомостей от 22 декабря 1887 г. отмечалось, что в течении минувшей недели получены сообщения о беспорядках в высших учебных заведениях Харькова, Одессы и Казани. В конце статьи редакция ведомостей резюмировала: Занятия в этих трех университетах и в харьковском технологическом институте приостановлены. Сопоставление многих обстоятельств ясно свидетельствует, что во всех этих беспорядках действуют подстрекательства злонамеренных людей.

В ласти были встревожены дружным выступлениями студентов. К Казанскому университету были вызваны полиция и войска. Несмотря на это сходка продолжалась четыре часа. В знак протеста против разгона сходки, а также отклонения студенческой петиции, 99 студентов перед уходом из актового зала бросили на стол перед кафедрой свои входные билеты. Одним из первых, по свидетельству биографических источников Ленина, отдал свой входной билет Володя Ульянов.

З а активное участие в сходке и революционное выступление В.И.Ульянов был исключён из университета, а в ночь с 4 на 5 декабря 1887 года арестован на квартире по Ново-Комиссариатской улице (Комлева/Муштари, 15). Ильича повезли в участок. Со слов Адорадского, передавшего А.И.Ульяновой-Елизаровой рассказ про этот момент самого В.И.Ульянова-Ленина, приставу отвозившему, будущего Ленина в кутузку. показалось что юноша случайно попал в скверную историю, попав под дурное влияние товарищей, и он беззлобно обратился к арестованному: «Ну что Вы бунтуете, молодой человек? Ведь стенааа! ». Однако «приятно картавящий» © дерзкий студентик бойко ответил опешившему представителю власти: «Стена, да гнилая, - ткни её, она и развалится. »

В кутузке Владимир Ильич томился не очень долго: всех арестованных студентов выслали из Казани на «родину». Уже через два дня – 7 декабря 1887 года он выехал в Кокушкино под негласный надзор полиции. Причём, сюда его выслали, учитывая, что на родине у Владимира Ульянова никого не осталось, а Кокушкино ещё считалось имением его тёток по матери, да и там уже находилась под негласным надзором его сестра Анна, в связи с участием по делу о цареубийстве 1 марта 1887 г. Сюда опальный экс-студентик выехал с матерью и младшей сестрой Марией Ильиничной. Проводив сына в деревню, Мария Александровна вернулась в Казань, но через неделю вместе с детьми она также поселилась в Кокушкино. Для жилья был использован флигель. Володя занял в нём угловую комнату, выходившую окнами на север

В Кокушкино Володя Ульянов жил до осени 1888 года. Там он много читал; во флигеле, где он поселился, стоял книжный шкаф покойного дяди, очень начитанного человека, и будущий Ленин просто поглощал книги по общественным вопросам, выискивая ценные статьи в старых журналах. Ходил он здесь и на охоту, много гуляя по окрестности. Общества, кроме двоюродных братьев и сестёр, проводивших в Кокушкино летние каникулы, у будущего Вождя мирового пролетариата, небыло никакого. Осенью 1888 года, Владимиру Ульянову разрешено было переехать в Казань, где он прожил всю зиму 1888-1889 гг.

Н о всё также течёт речка Ушня, на русло которой не повлияли чередующиеся смены политических строев. Разве что рыбы в ней теперь поменьше водится. Но в самом имении спуск к речке, по которому юный Ленин сбегал вниз, чтобы полюбоваться заводями Ушни, теперь утратил помпезный вид, который ему придали во времена торжества идей построения коммунистического общества. Идиллический деревенский облик Кокушкино, несколько портит и проходящая мимо современная трасса. Но с самой трассы открывается вид на изумительный пейзаж, в целом почти не изменившийся с дореволюционных времён.

Памятник героям
в Кокушкино

К онечно, не Лениным единым живут кокушкинцы. Есть у них памятник героям-защитникам павшим во время Великой Отечественной войны. В той мере как это возможно, памятник ухожен. Но это всё же деревня, и рядом с железобетонным торговым центром находятся покосившиеся избушки, по улицам свободно бродят бурёнки и иная домашняя живность. Даже получился такой интересный снимок, как будто здесь возле торгового центра паркуются автомобили, коровки и овечки. На деревней кучерявилось какое-то интересное очертаниями облако, когда по дороге в сторону Казани проезжал уже следующую деревеньку Салкын Чишма, это мирное с виду облачко стало напоминать пылевой гриб, образуемый ядерным взрывом. Причём, «гриб» этот достигнув зенита, разросся вширь почти на половину небосвода.