Руководства, Инструкции, Бланки

фонд оценочных средств примерная структура фос образец img-1

фонд оценочных средств примерная структура фос образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1882 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОГУ - Положение о формировании фонда оценочных средств

Обратная связь Feedback

1 Общие положения

1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее — ФОС) для аттестации уровня сформированности компетенций обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Оренбургский государственный университет" (далее — университет).

1.2 Положение разработано на основании:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;
  • федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
  • порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2);
  • устава университета ;
  • иных локальных нормативных актов университета.

1.3 Положение подлежит применению всеми кафедрами и другими структурными подразделениями университета, обеспечивающими реализацию образовательного процесса.

1.4 ФОС является частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы высшего образования (далее — ОП ВО), способствует реализации гарантии качества образования.

1.5 ФОС является приложением к рабочей программе по дисциплине, разрабатывается в виде отдельного документа.


2 Основные термины и определения

Результаты обучения — совокупности компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать по завершении процесса обучения. Устанавливаются образовательным стандартом для соответствующего направления подготовки, могут дополняться образовательной организацией с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Уровни сформированности компетенций — это планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике — знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Тема (раздел) — часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько смежных компетенций.

Виды контроля и аттестации обучающихся при освоении дисциплины:

  • текущий контроль — обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, он может проводиться в виде коллоквиумов, компьютерного или бланкового тестирования, письменных контрольных работ, оценки участия обучающихся в диспутах, круглых столах, деловых играх, решении ситуационных задач и т. д.;
  • итоговый контроль по дисциплине — имеет целью определить степень достижения запланированных результатов обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике за определенный период обучения (семестр) и проводится обычно в форме экзаменов, зачетов, подведения итогов балльно-рейтинговой системы оценивания.

Типы контроля для оценивания результатов обучения:

  • тестирование — (в теории) метод выявления и оценки уровня учебных достижений обучающихся, осуществляемый посредством стандартизированных материалов — оценочных средств; (на практике) технологический процесс, реализуемый в форме алгоритмически упорядоченного взаимодействия обучающегося с системой оценочных средств и завершающийся оцениванием результатов. Может быть бланковое или компьютерное;
  • индивидуальное устное собеседование — коллоквиум, опрос, собеседование, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты;
  • письменные работы — контрольные работы, эссе, РГЗ, РГП, доклад, сообщение, реферат, проект.

Оценочное средство — варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, в ходе выполнения которой испытуемый совершает конкретные действия, позволяет определить уровень сформированности компетенции. В качестве оценочных средств используются разноуровневые задачи и задания .

Виды оценочных средств по уровню сложности:

  • репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины (модуля);
  • реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
  • творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Виды оценочных средств по форме предъявления:

Задания репродуктивного уровня:

  • тестовые задания (открытой и закрытой форм);
  • несложные задания по выполнению конкретных действий;
  • простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;
  • задания на установление правильной последовательности, взаимосвязанности действий, выяснения влияния различных факторов на результаты выполнения задания;
  • задания на установление последовательности (описать алгоритм выполнения действия);
  • задания на нахождение ошибок в последовательности (определить правильный вариант последовательности действий).

Задания реконструктивного уровня:

  • задания на указание возможного влияния факторов на последствия реализации умения и т. д.;
  • задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многоальтернативности решений, проблемной ситуации);
  • задания на оценку последствий принятых решений;
  • задания на оценку эффективности выполнения действия;
  • комплексные практические контрольные задания — требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Задания требуют поэтапного решения и развернутого ответа, в т. ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий или лабораторных работ. (Применяются для оценки уровня освоения компетенции — "владеть".)

Задания творческого уровня — частично регламентированные задания, имеющие нестандартное решение и позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Могут выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. (Применяются для оценки уровня освоения компетенции — "владеть".)

Фонд оценочных средств — совокупность описанных в установленном порядке оценочных средств для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения. Выделяют ФОС по дисциплине, ФОС по практике, ФОС по итоговой аттестации.


3 Цели и задачи создания фонда оценочных средств

3.1 ФОС создается с целью обеспечения возможности проведения контрольных мероприятий другим преподавателем/преподавателями или независимым экспертом (например, экспертом по качеству) при аккредитации.

Использование ФОС разработчиками и кафедрой способствует повышению качества подготовки обучающихся и достижению объективности при оценке уровня их знаний и умений, компетенций выпускников, установлению соответствия уровня подготовки на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВО .

3.2 Задачи, решаемые созданием ФОС:

  • контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных во ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;
  • оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс университета.


4 Разработка, структура и общие требования к содержанию фонда оценочных средств по дисциплине/практике

4.1 Основными свойствами ФОС являются:

  • компетентностная направленность (соответствие компетенциям, которые формируются при изучении конкретной учебной дисциплины);
  • валидность — действительная способность оценочного средства измерять ту характеристику, для диагностики которой оно заявлено;
  • надежность — характеристика оценочного средства, свидетельствующая о постоянстве эмпирических измерений, то есть многократном повторении;
  • содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины);
  • объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС);
  • качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

4.2 ФОС по дисциплине должен соответствовать:

  • ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • ОП ВО и учебному плану направления подготовки (специальности);
  • рабочей программе дисциплины, реализуемой по ФГОС ВО;
  • образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины (модуля), в реализации программы практики.

4.3 Структурными элементами ФОС по дисциплине (модулю) являются:

а) титульный лист и лист согласования (приложение А );

б) паспорт ФОС, содержащий основные сведения о дисциплине и требования к результатам обучения по дисциплине (приложение Б );

в) оценочные средства, распределенные по видам контроля, по планируемым результатам обучения и контролируемым разделам (темам) дисциплины (приложение В );

г) организационно-методическое обеспечение контроля учебных достижений (критерии оценки, план СРС, технологическая карта БРС).

4.4 Требования к составу ФОС по дисциплине/практике:

Оценочные средства должны быть разработаны для всех видов работ, описанных в паспорте ФОС (таблица 1 паспорта ФОС, составленная по разделу 4.1 РП по дисциплине). На каждую компетенцию в соответствии с планируемыми результатами обучения (знания, умения, владение) приводятся типы контроля и виды оценочных средств (таблица 2 паспорта ФОС, составленная по разделу 3 РП по дисциплине).

В соответствии с приложением В составляется таблица соответствия разделов (тем) дисциплины и контрольно-измерительных материалов и их количества.

Сами оценочные средства разделяются на блоки, соответствующие таблице 2 паспорта ФОС.

Блок А. Оценочные средства для диагностирования сформированности уровня компетенций (проверки результатов обучения) — "знать" (порядка 30 % от общего количества оценочных средств в ФОС по дисциплине [практике]): знание основных терминов, фактов, определений и т. д. Это могут быть тестовые задания, вопросы для устного собеседования, задания репродуктивного уровня. При наличии разработанного ФТЗ по дисциплине вместо всех тестовых заданий приводятся регистрационные данные ФТЗ (пример оформления в приложении В ).

Оценочные средства приводятся для каждого типа контроля, описанного в таблице 2 паспорта ФОС, для уровня компетенций "знать".

Блок В. Оценочные средства для диагностирования сформированности уровня компетенций — "уметь" (порядка 30 % от общего количества оценочных средств в ФОС по дисциплине): простые практические контрольные задания, письменные работы, расчетно-графические задания, расчетно-проектные работы и т. д. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению РГЗ, РПР, лабораторных работ и т. д. приводятся их библиографические данные. Могут быть приведены номера заданий/задач из литературы, указанной в РП по дисциплине. Все библиографические данные должны быть указаны в списке литературы в РП по дисциплине.

Оценочные средства приводятся для каждого типа контроля, описанного в таблице 2 паспорта ФОС, для уровня компетенций "уметь".

Блок С. Оценочные средства для диагностирования сформированности уровня компетенций — "владеть" (порядка 30 % от общего количества оценочных средств в ФОС по дисциплине): комплексные практические контрольные задания, задания на курсовое проектирование, выполнение и защита курсовых работ/проектов, творческих работ, научно-исследовательских работ и т. д. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению указанных видов работ приводятся их библиографические данные. Все библиографические данные должны быть указаны в списке литературы в РП по дисциплине.

Оценочные средства приводятся для каждого типа контроля, описанного в таблице 2 паспорта ФОС, для уровня компетенций "владеть".

Блок D. Оценочные средства, используемые в рамках промежуточного контроля знаний, проводимого в форме экзамена или зачетa. Экзаменационные вопросы и задания (могут использоваться оценочные средства блока В и С).

Организационно-методическое обеспечение контроля учебных достижений должно включать в себя критерии оценки для каждого типа контроля, план самостоятельной работы обучающегося на весь срок изучения дисциплины, технологическую карту балльно-рейтинговой системы (при наличии).

4.5 ФОС разрабатывается по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций, магистерских программ преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины.

4.6 ФОС формируется из оценочных средств, разработанных профессорско-преподавательским составом университета или других высших учебных заведений.

4.7 При разработке ФОС по практике в состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные в разделе 3 программы практики "Содержание практики".


5 Порядок оформления и процедура согласования фонда оценочных средств по дисциплине

5.1 С целью установления соответствий требованиям ФГОС ВО. ОП и рабочей программе дисциплины разработанный ФОС должен проходить процедуру согласования.

5.2 Согласование ФОС с целью установления его соответствия рабочей программе дисциплины проводит заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина.

5.3 Согласование ФОС с целью установления соответствий требованиям ФГОС ВО и образовательной программе по направлению подготовки (специальности) проводит председатель методической комиссии по направлению подготовки (специальности).

5.4 ФОС по дисциплине утверждается деканом факультета (директором института).

5.5 Форма титульного листа и листа согласования ФОС по дисциплине приведена в приложении А .


6 Хранение и использование фонда оценочных средств по дисциплине

6.1 Печатный экземпляр ФОС хранится на кафедре, разработавшей рабочую программу, в составе учебно-методических комплексов по дисциплине.

6.2 Электронный вариант ФОС предоставляется кафедрой-разработчиком в подразделение университета, на которое возложена функция ведения электронного фонда рабочих программ учебных дисциплин по ОП, реализуемым в университете.

6.3 Электронный вариант фонда оценочных средств хранится в электронной базе данных на сервере университета.

6.4 Функции формирования и ведения электронной базы университетского ФРП возлагается на центр информационных технологий .


7 Ответственность за разработку и использование ФОС по дисциплине

7.1 Ответственность за разработку фондов оценочных средств несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина, в соответствии с приказом университета. Ответственным исполнителем разработки фонда оценочных средств является заведующий кафедрой.

7.2 Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве.

7.3 Составитель оценочных средств несет ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления оценочных средств.

7.4 Работы, связанные с разработкой ФОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

Последнее обновление: 19.04.2016

Другие статьи

Семинар “Структура фондов оценочных средств”

11 октября был проведен методический семинар

«Структура фондов оценочных средств»

Цели методического семинара:

1. Изучить вопрос о структуре фондов оценочных средств.

2. Выработать представление о строении оценочного средства в зависимости от вида контроля (аттестации), от его функциональной принадлежности.

3. Усилить ответственность преподавателей за составления КОС профессионального модуля, дисциплины, практики.

4. Улучшить управление процессом образования за счет формирования ФОС.

5. Дать информацию о строении КОС.

Подготовка к методическому семинару:

1. Изучение нормативной и методической литературы по данной теме основными докладчиками (Якуненкова И.А. Сулим Л.Н.) .

2. Подготовка раздаточного материала, презентаций для демонстрации основных требований к ФОС (Якуненкова И.А. Сулим Л.Н.) .

3. Подготовка рефлексивного листа участника семинара.

1. Закон РФ «Об образовании», ст. 15 от 10 июля 1992 г. № 3266-1.

2. Типовое Положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

4. Требования к оцениванию качества освоения профессиональной образовательной программы.

5. Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся образовательных учреждений СПО:

7. Методические рекомендации по КОС: ссылка (дата обращения 24 мая 2012)

8. Материалы Интернет-форума для преподавателей НПО и СПО Профобразование profobrazovanie.org (дата обращения 24 мая 2012)

«Структура фондов оценочных средств»

Оценка и контроль результатов обучения являются неотъемлемой частью управления качеством образования. В связи с переходом системы СПО на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) меняется и подход к контролю и оценке.

В словаре-справочнике современного российского профессионального образования,опубликованном ФИРО в 2010 году, даются следующие определения:

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа (одна для каждой специальности).

ОПОР – основные показатели оценки результата.

Результаты профессионального обучения (подготовки):

1) Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Контроль результатов обучения – процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными (см. ФГОС) в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников требованиям потребителей образовательных услуг.

ФОС – фонды оценочных средств.

КОС – комплект (комплекс) оценочных средств.

ПК – профессиональная компетенция.

ОК – общая компетенция.

УД – учебная дисциплина.

ПМ – профессиональный модуль.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных

достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

В разделе 5 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» ОПОП для профессиональных модулей должны быть описаны для каждой формируемой в рамках этих модулей профессиональной или общей компетенции основные показатели результатов подготовки, а также формы и методы контроля.

При определении основных показателей результатов обучения необходимо следовать следующим принципам:

1) Проверка должна быть реализована в компетентностном ключе, формулировать результаты следует, отвечая на вопросы: зачем это нужно делать? на каком уровне мы хотим, чтобы выпускник это делал? с какой скоростью должна быть сделана эта операция? и т.д.

2) Показатель должен полностью соответствовать компетенции, при этом его формулировка не должна повторять название самой компетенции.

3) Начинать рекомендуется с отглагольного существительного, например: соблюдение правил техники безопасности, анализ технологической документации, обоснование выбора технологического оборудования и инструментов, чтение чертежей, определение неисправностей в работе основного технологического оборудования и т.д.

4) Выбранный показатель должен быть диагностируемым, то есть, должно быть представление о критериях сформированности этого результата, а также инструмент для его оценки.

Вышеприведенными принципами следует руководствоваться и при определении показателей результатов обучения для общих компетенций . Например, для компетенции «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» показателями могут служить:

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;

- умение работать в группе;

- наличие лидерских качеств;

- участие в студенческом самоуправлении;

- участие спортивно- и культурно-массовых мероприятиях и т.д.

Основной метод оценки общих компетенций – это наблюдение.

Основными формами и методами оценки компетенций являются:

- практические задания и лабораторные работы;

- индивидуальные или групповые проекты;

- портфолио, включающее в себя результаты различных форм контроля и другие данные.

Признаками качественной оценки являются:

1. Обоснованность – средства оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является целью обучения. Всем лицам, проводящим оценку, следует руководствоваться одинаковыми критериями.

2. Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для оценки всем обучающимся: студентам надо обеспечить доступ к справочным источникам и информационным системам, а лица, проводящие оценку (далее – оценщик), должны убедиться, что результат достигнут именно данным студентом, а не другим. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности.

3. Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам.

4. Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции.

Объектами оценки могут выступать:

1) Продукт практической деятельности. Оценка и соответствующие критерии при этом основываются на эталонном качестве продукта.

2) Процесс практической деятельности. При этом оценивается соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

3) Объём профессионально значимой информации в ходе письменного или устного опроса. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования определённой компетенции.

Методическая разработка на тему - Фонд оценочных средств

Методическая разработка на тему"Фонд оценочных средств"

ФОС ОПОП формируется сразу же после определения целей образовательной программы и разработки ее составных частей, в частности, рабочих программ УД и ПМ.

ФОС ОПОП - совокупность методических материалов, форм и процедур текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (далее - УД) и профессиональному модулю(далее - ПМ), государственной (итоговой) аттестации, обеспечивающих оценку соответствия образовательных результатов (знаний, умений, практического опыта и компетенций)обучающихся и выпускников требованиям ФГОС НПО/СПО.

ФОС ОПОП профессии/специальности формируется из комплектов контрольно-оценочных средств(далее –комплекты КОС), созданных в соответствии с рабочими программами УД и ПМ.

Комплекты КОС доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Комплекты КОС являются обязательной частью ОПОП профессии/специальности учебно-методических комплексов (далее - УМК) УД и ПМ.

2. Цель и задачи создания ФОС ОПОП профессии/специальности

ФОС ОПОП создаются для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений (знания, умения и освоенные компетенции) поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль и промежуточная аттестация), для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение ОПОП профессии/специальности, факта соответствия/несоответствия уровня их подготовки требованиям ФГОС НПО/СПО(государственная (итоговая) аттестация).

Задачи ФОС ОПОП профессии/специальности:

  1. контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и освоения компетенций, определенных ФГОС НПО/СПО;
  2. контроль и управление достижением целей ОПОП,определенных как набор общих и профессиональных компетенций (далее – ОК и ПК)выпускников;
  3. оценка достижений обучающихся в процессе изучения УД и ПМ с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
  4. обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения;
  5. достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который обеспечил бы признание квалификаций выпускников работодателями отрасли.

3.Оценка результатов освоения ОПОП профессии/специальности

Оценка результатов освоения образовательной программы включает:

  1. текущий контроль успеваемости;
  2. промежуточную аттестацию;
  3. государственную (итоговую) аттестацию.

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися рабочей программы УД и ПМ на данный момент времени.

Текущий контроль успеваемости обучающихся может осуществляться в следующих формах:

  1. опрос (устный или письменный);
  2. выполнение лабораторных, расчетно-графических, творческих и иных работ;
  3. контрольная работа;
  4. тестирование;
  5. защита результатов самостоятельной работы (реферата, проекта, исследовательской работы и др.);
  6. другое.

Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как УД или ПМ в целом, так и отдельного раздела (разделов).

Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных ПК. Промежуточная аттестация подводит итоги работы обучающихся на протяжении семестра или учебного года. Ее результаты являются основанием для определенных административных выводов (перевод или не перевод на следующий курс,назначение стипендии и т.д.). При этом знания и умения студента не обязательно подвергаются контролю заново: промежуточная аттестация может проводиться по результатам текущего контроля (зачет или экзамен «автоматом»).

Основными формами промежуточной аттестации являются:

Государственная (итоговая) аттестация (далее - ГИА) служит для проверки качества освоения ОПОП в целом. Она проводится при участии внешних экспертов, в том числе работодателей и позволяет в полной мере оценить приобретенные обучающимися ОК и ПК.

Формой ГИА является подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), тематика, которой должна соответствовать содержанию одного или нескольких ПМ.

4. Структура и содержание ФОС ОПОП профессии/специальности

В соответствии с ФГОС НПО/СПО оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  1. оценка уровня освоения дисциплин;
  2. оценка компетенций обучающихся.

В связи с этим КОС должны включать в себя контрольные работы, стандартизированные тесты, типовые задания и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП профессии/специальности, должны являться средством не только оценки, но и обучения.

Структурными элементами ФОС ОПОП являются:

  1. паспорт ФОС;
  2. комплекты КОС, разработанные по УД и ПМ, предназначенные для оценки умений и знаний, сформированности компетенций на определенных этапах освоения ОПОП;
  3. программа мониторинга результатов освоения ОПОП профессии/специальности;
  4. рекомендации по обновлению комплектов КОС с учетом результатов мониторинга;
  5. требования к квалификации разработчиков комплектов КОС.

Структурными элементами КОС УД являются:

  1. пояснительная записка (паспорт);
  2. образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления входного контроля;
  3. образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления текущего контроля;
  4. образцы оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся(типовые, нестандартные задачи (задания), проблемные ситуации, сценарии деловых игр, соответствующих будущей профессиональной деятельности и т.п.);
  5. образцы оценочных средств для итогового контроля обучающихся.

Структурными элементами КОС ПМ являются:

Комплект КОС МДК, в состав которого входят:

  1. пояснительная записка (паспорт),
  2. образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления входного контроля,
  3. образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления текущего контроля,
  4. образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления рубежного контроля (разделы МДК),
  5. образцы оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся (типовые, нестандартные задачи (задания), проблемные ситуации, сценарии деловых игр, соответствующих будущей профессиональной деятельности и т.п.),
  6. образцы оценочных средств для итогового контроля обучающихся;

Комплект КОС учебной и производственной практики (далее – УП и ПП), в состав которого входят:

  1. пояснительная записка (паспорт);
  2. программа учебной практики;
  3. программа производственной практики;
  4. методические рекомендации по составлению отчета по практике;
  5. образец ведения дневника прохождения практики.

Комплект КОС для государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА) имеет следующую структуру:

  1. пояснительная записка;
  2. программа ГИА, включающая: требования к оформлению процедуре и защиты, критерии оценки выпускной квалификационной работы.

Комплекты КОС каждой УД и ПМ должны обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала рабочей программы УД/ПМ/УП и ПП.

Каждое оценочное средство в ФОС ОПОП должно сопровождаться показателями/критериями оценки.

5. Формирование и утверждение ФОС ОПОП профессии/специальности

ФОС ОПОП профессии/специальности формируется на ключевых принципах оценивания:

  1. валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);
  2. надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);
  3. справедливости (предоставление обучающимся с разными уровнями обученности равных возможностей добиться успеха);
  4. своевременности (обеспечение обратной связи);
  5. эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).

При формировании КОС должно быть обеспечено их соответствие:

  1. ФГОС НПО/СПО соответствующей профессии/специальности;
  2. учебному плану и ОПОП соответствующей профессии/специальности;
  3. рабочей программе УД и ПМ;
  4. образовательным технологиям, используемым в преподавании УД и ПМ.

Назначение каждого контрольного задания и средства определяет его использование для измерения уровня достижений обучающимися установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), УД и ПМ в целом.

Каждое оценочное средство в составе КОС должно сопровождаться показателями и критериями оценки.

В КОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные в разделе 2 рабочей программы УД/ПМ «Содержание и структура дисциплины/модуля».

Разработка других процедур, средств контроля и оценки, их включение в КОСосуществляется по решению преподавателя(-ей), ведущего(-их)УД и ПМ.

КОС разрабатываются по каждой УД и ПМ. Целесообразность разработки единого комплекта по одноименной УД или ПМ для различных профессий/специальностей определяется решением методической/предметно-цикловой комиссии (далее – МК/ПЦК), обеспечивающей преподавание УД/ПМ.

6. Подходы к формированию КОС(оценке результатов освоения)ПМ

Итогом освоения ПМ является готовность к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его ПК, а также развитие ОК, предусмотренных для ОПОП в целом.

Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен квалификационный. Оценка освоения ПМ предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающийся готовность к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС НПО/СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Итоговая аттестация по ПМ (экзамен (квалификационный)) в идеале проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя. В перспективе она может быть дополнена процедурой добровольной сертификации (независимой внешней оценки).

Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы ПМ: теоретической части модуля (МДК) и практик. Возможно проведение промежуточной аттестации по отдельным элементам программы ПМ. В этом случае рекомендуемая форма аттестации по учебной и/или производственной практике –дифференцированный зачет (ДЗ), по МДК – экзамен (Э) или дифференцированный зачет (ДЗ).

Задачи текущего и рубежного контроля по ПМ (аттестация по МДК и практике)-оценивание сформированности элементов компетенций (знаний и умений), отдельных компетенций с последующим агрегированием (соединение отдельных данных в единый показатель)оценок.

Результаты промежуточных и итогового контроля по ПМ едины, но не тождественны. Контроль освоения МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов обучения. Субъектом оценочной деятельности здесь выступает образовательное учреждение. Контроль освоения ПМ в целом направлен на определение уровня квалификации. Субъектом оценочной деятельности является работодатель. Разная направленность и разные субъекты контроля предполагают разный инструментарий проверки.

7. Алгоритм разработки КОС ПМ

Разработку содержания целесообразно начинать с анализа, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата. приведенных в 5 разделе программы модуля.

В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Показателем освоения компетенции может быть продукт или процесс практической деятельности. Если показателем результата является продукт практической деятельности, то нужно предусмотреть ссылку на эталон качества данного продукта (например, ГОСТ). Если показателем результата является процесс практической деятельности, то критерием будет служить соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному (регламенту, временным параметрам и др.). При этом критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

Если отсутствует нормативно закрепленный эталон продукта или процесса (например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии. Показателем оценки может быть и обоснование обучающимся своих действий.

Формулировать показатели оценки результата можно следующим образом:

Оценка продукта деятельности

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- рациональность планирования и организации деятельности по… (указать с учетом специфики содержания ПМ).

- своевременность сдачи заданий, отчетов и проч.

- соответствие выбранных методов (проведения маркетинговых исследований ) их целям и задачам

- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов проведения ( учебного занятия (урока) );

Формулировка показателей оценки результата осуществляется с учетом правил:

- преимущественного использования форм от глагольных существительных (соответствие, выполнение, выбор, организация, расчет…).

После уточнения показателей разрабатываются типовые заданиядля экзамена (квалификационного) по ПМ.

Задания могут быть рассчитаны на проверку как ПК, так и ОК, а также на комплексную проверку компетенций. Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать ОК и ПК так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также целесообразно выделить в перечне ОК те, проверку которых можно осуществить только на основании потрфолио.

Типовые задания должны носить компетентностно- ориентированный, комплексный характер. Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности.

Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения ПМ

Предложить оптимальный путь разрешения педагогической проблемы в школе.

Разработка типовых заданий должна сопровождаться установлением критериев их оценивания. Совокупность оценочных критериев может быть оформлена как экспертный лист.

Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная/производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.). Выбор условий зависит и от того, какой тип доказательства того, что результат достигнут обучающимся, считается достоверным.

В пояснительной записке (паспорте) КОС необходимо указать и обосновать предпочтительную форму экзамена (квалификационного): выполнение кейс-задания, защита курсового проекта. Выбор курсового проекта в качестве формы экзамена возможен в том случае, когда его выполнение связано с целевым заказом работодателей, опирается на опыт работы на практике, отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть соответствующие задания.

Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3-х типов:

- задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;

- задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;

- задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

В ходе разработки содержания типовых заданий происходит уточняются показатели оценки результатов освоения ПМ.

Разработка типовых заданий для поэтапной проверки МДК и результатов прохождения практики выполняется с учетом следующих положений.

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается профессионально значимая для освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная на формирование ПК, указанных в таблице 3.1. программы ПМ, а также ОК.

Задания на проверку усвоения необходимого объема информации должны также носить комплексный практико-ориентированный характер.

Зачет по учебной и (или) производственной практике может выставляться на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

Примерный перечень оценочных средств

1. Оценка освоения МДК __________________________________________

Образцы оформления оценочных средств представлены в приложении 2.

2. Оценка учебной и (или) производственной практики

Дифференцированный зачет по учебной и (или) производственной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося во время практики) с указанием видов работ, выполненных обучающимся, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

Форма аттестационного листа

(характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время учебной/производственной практики)

1. ФИО обучающегося, №группы, специальность/профессия_____________________

2. Наименование, юридический адрес места проведения практики (организация), ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Время проведения практики __________________________________________

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:

5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика

«___»____________20___года _____________________ /_________________/

Подписи руководителя практики, представителя организации

3. Структура КОС для экзамена (квалификационного)

Задания к Эк формируются 3 способами:

1. Задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности (всего модуля) в целом.

2. Задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля.

3. Задания, проверяющие освоение отдельной компетенции внутри модуля.

КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля_____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по профессии/специальности____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПК1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Соответствие подготовленного плана консультации требуемым критериям.

Обоснованность выбора вида, методов и приемов консультирования.

Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи.

Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи

Совпадение результатов самоанализа и экспертного анализа разработанного плана

  1. Задание для экзаменующегося. Вариант___________

Внимательно прочитайте задание.Вы можете воспользоваться (указать, чем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время выполнения задания – _____________.

Количество вариантов задания для экзаменующегося – _______.

Время выполнения задания - ______.

Литература для обучающегося:

Учебники: не менее 5-ти из 10-тиуказанных.

Методические пособия: не менее 5-ти из 10-тиуказанных.

Справочная литература: не менее 5-ти из 10-тиуказанных.

- обращение в ходе задания к информационным источникам;

- рациональное распределение времени на выполнение задания

Обязательно наличие следующих этапов выполнения задания: ознакомление с заданием и планирование работы; получение информации; подготовка продукта; рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленного продукта перед сдачей.

Характеристика продукта/процесса (критерии оценки: описание эталона качества; заданного алгоритма; этапов процесса выполнения задания и т.п.) и отметка о выполнении/невыполнении. Возможно использование одной из таблиц:

по дисциплине _____ ____________________________________ __________________

Специальность (код, наименование) :__________________________________________

1. Название портфолио ___________________________________________________

2. Тип портфолио ____________________________________________________

(портфолио документов, работ, отзывов, смешанный)

ОК и ПК, которые подлежат

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи.

Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи

Совпадение результатов самоанализа и экспертного анализа разработанного плана

4. Структура портфолио(инвариантные и вариативные части).

5. Критерии оценки

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

[3] Курсивом даны пояснения к заполнению макета или примеры. После заполнения макета их следует удалить.

[4] Данное оценочное средство должно сопровождаться разработанными методическими рекомендациями по его составлению и использованию

[5] ** Кроме курсовых проектов (работ)

[6] Курсивом даны пояснения к заполнению макета или примеры. После заполнения макета их следует удалить.

[7] ПК и ОК в соответствии с разделом 2 программы ПМ

[8] Указать коды проверяемых ОК, а также, возможно, ПК, проверка которых не предусмотрена непосредственно при проведении экзамена (квалификационного) по ПМ.

[9] Данное оценочное средство должно сопровождаться разработанными методическими рекомендациями по его составлению, использованию и оцениванию