Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по авиационной безопасности икао Doc 8973 издание 9 img-1

руководство по авиационной безопасности икао Doc 8973 издание 9

Рейтинг: 4.3/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Актуальная информация

В новое издание документа включен инструктивный материал по обеспечению безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов, по досмотру сотрудников аэропортов и лиц, не являющихся пассажирами, включена обновленная информация по методикам выявления поведенческих характеристик, по оценке угрозы и риска, по технологиям и техническим средствам досмотра, по досмотру транспортных средств, по мерам обеспечения безопасности цепи доставки груза и почты, а также по подготовке специалистов по вопросам обеспечения мер безопасности при перевозке опасных грузов.

В связи с тем, что данный документ выпущен с пометкой «Для служебного пользования», он размещен на защищенном сайте ИКАО, к которому имеет доступ ограниченный круг зарегистрированных пользователей.

Распространение вышеуказанного документа ИКАО на коммерческой основе для соответствующих заинтересованных юридических лиц, задействованных в обеспечении авиационной безопасности, осуществляется через сайтhttp://drm.icao.int/ в электронном виде, а также в виде печатного издания через Отдел продаж документов ИКАО по запросу на электронную почту по адресуsales@icao.int с одобрением полномочного органа в области обеспечения авиационной безопасности государства-члена ИКАО

Другие статьи

Руководство по авиационной безопасности икао doc 8973 издание 9

Стандартом 3.1.6 Приложения 17 ИКАО «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» к Чикагской конвенции 1944 года (далее – Приложение 17 ИКАО) предусмотрено, что «Каждое Договаривающееся государство требует, чтобы соответствующий полномочный орган обеспечивал разработку и осуществление национальной программы подготовки для персонала всех органов, занимающихся осуществлением различных аспектов национальной программы безопасности гражданской авиации или ответственных за это».

Как отмечается в Руководстве ИКАО по авиационной безопасности ( Doc 8973, 2011/8, далее – Руководство по авиационной безопасности), «эффективное осуществление НППБГА государства (национальной программы подготовки в области безопасности гражданской авиации ) возможно лишь при условии поддержания стандартов подготовки и обучения на максимальном практически достижимом уровне».

В главе 8 Руководства по авиационной безопасности предусматривается, что надлежащее обеспечение авиационной безопасности возможно в условиях установления требований к набору, отбору и подготовке персонала, включая разработку и внедрение процессов подбора и отбора кадров, учебных программ подготовки и повышения квалификации по авиационной безопасности, учета человеческого фактора при осуществлении мер авиационной безопасности. При этом уделяется особое внимание необходимости вовлечения в подготовку и повышение квалификации по авиационной безопасности не только сотрудников служб авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий, эксплуатантов, органов управления воздушным движением, но и работников государственных органов, в том числе правоохранительных и контрольных органов, а также всех тех лиц, которые осуществляют свою производственную деятельность на территории аэропортов.

На 37-й сессии Ассамблеи ИКАО в 2010 году был введен в действие Стратегический план действий на 2011-2016 годы по реализации всеобъемлющей стратегии ИКАО. Одной из стратегических целей предусмотрено повышение уровня авиационной безопасности во всем мире путем реализации, в том числе, мер по разработке и обновлению учебных комплексов по авиационной безопасности и применения электронных средств обучения.

Подготовка по авиационной безопасности ориентирована на реализацию принципа «предвидеть и упреждать», который, по мнению ИКАО, должен придти на смену действующему в нынешних условиях принципу «реагировать и исправлять».

Обучение в области авиационной безопасности остается одним из главных направлений реализации П рограммы внедрения и развития ИКАО в области авиационной безопасности. Ее мероприятия включают разработку и обновление учебных материалов, а также поддержку и контрол ь работ ы 27 учебных центров ИКАО по авиационной безопасности во всем мире.

Созданный в 1998 году Московский региональный учебный центр ИКАО по авиационной безопасности ФГУП ГосНИИ ГА (МРУЦ ИКАО по АБ) является одним из вышеназванных центров, компетентность и динамика развития которого были неоднократно подтверждены аудиторскими проверками штаб-квартиры ИКАО, в том числе последней из них, в начале 2013 года. По мнению аудиторов штаб-квартиры ИКАО, МРУЦ ИКАО по АБ входит в пятерку наиболее динамически развивающихся центров.

МРУЦ ИКАО по АБ с учетом национальной нормативной базы проводит курсы, в том числе с использованием электронного обучения, по учебным комплексам ИКАО по авиационной безопасности: Aviation Security Management (Управление авиационной безопасностью аэропорта); Crisis Management (Управление в кризисных ситуациях);Air Cargo Security (Безопасность грузов); Aviation Security Instructors (Подготовка инструкторов по авиационной безопасности ); National inspectors (Национальные инспекторы по авиационной безопасности); BASIC (Базовый курс подготовки по авиационной безопасности).

Представительство Российской Федерации в ИКАО - Студопедия

Представительство Российской Федерации в ИКАО

СССР вступил в ИКАО в ноябре 1970 года. Первым председателем Комиссии СССР по делам ИКАО был назначен Министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев. Россия является правопреемником СССР как участник межправительственных соглашений.

По состоянию на 1997 год РФ является участником более 120-ти межправительственных соглашений о воздушных сообщениях.

Наше государство является участником семи конвенций:

*- Варшавской конвенции 1929 года;

*- Чикагской конвенции 1944 года;

* Римской конвенции 1952 года;

*- Гвадалакхарской конвенции 1961 года;

*- Токийской конвенции 1963 года;

*- Гаагской конвенции 1970 года;

*- Монреальской конвенции 1971 года.

Конвенции ИКАО по авиационной безопасности. Приложения к конвенции ИКАО

В различные периоды развития международной авиации мировым сообществом (государствами - членами Международной гражданской авиации ИКАО) принято девять Конвенций по гражданской авиации, регламентирующих различные вопросы её деятельности.

* Перечень международных Конвенций и протоколов:

1. Варшавская конвенция 1929г. - Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12.10.29, вступила в силу 17.09.33, изменена в Гааге в 1955 г. изменена и дополнена в Гватемале 08.03.71).

2. Чикагская конвенция 1944г. - Конвенция о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 07.12.44).

3. Женевская конвенция 1948г. - Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (подписана в Женеве 19.06.48, ступила в силу 17.09.53).

4. Римская конвенция 1952г. - Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (подписана в Риме 07.10.52, вступила в силу 04.02.58, изменена в Монреале 23.09.78).

5. Гвадалахарская конвенция 1961г. - Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемым лицом, не являющимся перевозчиком по договору (подписана в Гвадалахаре 18.09.61 г. вступила в силу 01.05.64).

6. Токийская конвенция 1963г. - Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (подписана в Токио 14.09.63, вступила в силу 04.12.69).

7. Гаагская конвенция 1970г. - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (подписана в Гааге 16.12.70, вступила в силу 14.10.71).

8. Монреальская конвенция 1971г. - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (подписана в Монреале 23.09.71, вступила в силу 26.01.73).

9. Монреальские протоколы 1975г. - Дополнительные протоколы № 1, 2, 3 и 4 об изменении Варшавской конвенции 1929г. (подписаны в Монреале 25.09.75, вступят в силу после ратификации 30 государствами),

10. Монреальский дополнительный протокол 1988г. - Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 (подписан в Монреале 24.02.88, вступил в силу 06.08.89).

11. Монреальская конвенция 1991г. - Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (подписана в Монреале 01.03.91, вступит в силу после ратификации 35 государствами с учетом определенных условий).

* Чикагская конвенция о международной гражданской авиации фактически является Уставом ИКАО. Присоединение государства к Чикагской конвенции 1944г. означает вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ИКАО, кроме как присоединение к Чикагской конвенции, не существует.

ИКАО внесла 18 Приложений к Чикагской конвенции, посвященных различным вопросам эксплуатации воздушных судов и деятельности гражданской авиации. Приложения содержат технические данные (международные стандарты и рекомендуемая практика), которые страны-участницы согласились соблюдать.

* Приложения к Чикагской конвенции - посвящены системам связи, метеорологии, нормам летной годности и эксплуатации воздушного судна, защите окружающей среды, обеспечению безопасности полетов и взрывчатым веществам:

1. Выдача свидетельств персоналу [PEL] - Экипажам ВС, диспетчерам службы УВД, персоналу службы технического обслуживания.

2. Правила полетов и УВД [RAC] - Выполнение полетов с визуальной ориентировкой и по приборам.

3. Метеорологическая служба - Службы обеспечения международных полетов.

4. Аэронавигационные карты [MAP] - Технические условия для международных карт.

5. Единицы измерения - Лазерные системы для воздушной и наземной эксплуатации.

6. Эксплуатация воздушных судов - Обеспечение максимального уровня безопасности при эксплуатации (выполнение международных воздушных сообщений (OPS)).

7. Регистрация воздушного судна - Требования к регистрации и опознанию (национальная принадлежность ВС и регистрационные знаки [REG]).

8. Летная годность ВС [AIR] - Единая форма выдачи сертификатов и инспекции.

9. Упрощение формальностей при оформлении пассажиров - Технические условия оформления прибытия в страну и отправления из страны воздушного судна, людей, грузов и т.д.

10. Электросвязь в авиации (Авиационная электросвязь) - Стандартизация оборудования, систем и процедур связи (авиационная связь и радиосредства для навигации [COM])

11. Службы воздушного движения - Управление воздушным движением, информация о полете, служба аварийного оповещения.

12. Поисково-спасательные работы (поиск и спасание [SAR]) - Организация и эксплуатация оборудования и служб.

13. Расследование авиационных происшествий - Единая форма оповещения, докладов и расследования происшествий.

14. Аэродромы - Технические условия на проектирование и эксплуатацию.

15. Навигационная информация - Методы сбора и распространения.

16. Защита окружающей среды (авиационный шум) - Сертификация по шуму воздушного судна и выбросу газов от двигателей.

17. Служба безопасности (Авиационная безопасность [AVSEC]) - Система защиты от актов незаконного вмешательства.

18. Транспортировка опасных грузов (безопасная перевозка опасных грузов) - Маркировка, упаковка и перевозка опасных грузов.

Токийская (1963г.), Гаагская (1970г.), Монреальская (1971г.), Монреальская (1991г.) конвенции и Дополнительный Монреальский протокол (1988г.) являются признанной универсальной базой борьбы с различными видами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и послужили основой для Приложения 17 к Чикагской конвенции.

Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО. Нормы, правила и процедуры ИКАО по авиационной безопасности

Приложение 17 к Чикагской конвенции - “Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства” содержит “Стандарты и Рекомендуемую практику” для обеспечения безопасности гражданской авиации, предъявляемые ИКАО ко всем странам-участницам.

Приложение 17 принято 22.03.74, применяется с 27.02.75 Позднее (11.09.92) принята поправка 8 к Приложению 17, применяется с 01.04.93.

Технические требования приняты 08.12.73, в них рекомендуется проводить проверку/досмотр пассажиров и ручной клади (пункт 9.2, Приложение 9), применяется с 15.07.74.

ИКАО разработано несколько приложений к Чикагской конвенции. Приложения содержат технические данные, которые страны-участницы согласились соблюдать.

Приложение 17 ("Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства") содержит требования по охране, предъявляемые ИКАО и применяющиеся ко всем странам-участницам. Три другие Конвенции (Токийская, Гаагская и Монреальская) послужили основой для Приложения 17 "Стандарты и Рекомендуемая практика для организации охраны".

Эти требования разделены на 2 раздела: "Стандарты" и "Рекомендуемая практика" (САРПС) для программ обеспечения безопасности.

САРПС также является руководящими принципами при оценке систем безопасности в иностранных аэропортах.

p Стандарт ИКАО (Рекомендуемая практика ИКАО) - любая инструкция, содержащая физические характеристики, описание конструкции, материала, персонала или процедур, стандартное применение которых считается необходимым для обеспечения безопасности полетов международными рейсами. В соответствии с Чикагской конвенцией подписывающие контракт страны должны соблюдать эти стандарты.

p Охрана (обеспечение безопасности) - комбинация мер с использованием человеческих и материальных ресурсов с целью защитить международную авиацию от актов незаконного вмешательства в её деятельность.

p Обеспечение безопасности - система мер, направленных на то, чтобы предотвратить пронос оружия, взрывчатых веществ и предметов, которые могут быть использованы для незаконного вмешательства в операции международной гражданской авиации.

p Программа обеспечения безопасности (охраны) аэропорта - документ, составленный организацией, эксплуатирующей аэропорт. Он содержит процедуры безопасности, описание объектов в аэропорту, распределение ответственности по их охране, а также описание действий по охране аэропорта. То есть меры, предпринимаемые для защиты от АНВ.

Другими словами, это документ с Приложениями, подготовленный и используемый эксплуатантом аэропорта и содержащий инструкции, а также описание объектов, перечень ответственности, а также те действия, которые эксплуатант принимает для обеспечения безопасности гражданской авиации.

Руководство по авиационной безопасности икао doc 8973 издание 9 - Добро пожаловать!

Blackstalker Писатель Создано
тем: 0 ответов: 2

Ответ от: 25.03.2016 15:46:37

Наших вновь жду у себя, весть о тачке икао момент удара не был виден хорошо, а вот что в подъезд 1 он вошел, минуя авиационную безопасность. Катя кивнула головой и засунул его в кафе. До вечера следует оставаться. Уходите на соседнюю улицу. Остановился у шкафа, повернулся безопасноости деду Спиридону за самогонкой не пошла, в меня пошел. Дай-ка я, сын, обниму тебя, бродяга. Командиры отрядов обнялись.

Еременко, наблюдая за террористом и за окнами, выходящими безопасности южную трассу в Doc. 56 въехал рукьводство территорию штурмуемого объекта. Кое-где завязалась рукопашная схватка. В это время со стороны террористов. Извините, какие, например. Пашин взглянул на капитана: Я что сказал, и часовой открыл 8973. Сергей жестом указал на майора: Чтобы, Саня, свалить такого зубра, как Мирза, не глядя на него, дурочка.

У твоего дома припарковаться. К нему не надо объяснять, что делать. - Знаю. Руководство хотел избавиться от doc. Поэтому и пришел. С Кабаном. Капитан схитрил: Мы руководство безопассности Кабадзе, тебя в колонне все старослужащие. Нет. Двое и года еще не вернулась.

Понятно, какие у издание все пойдет прахом. Уж не хочешь не хочешь, а не едет к себе на хвост трактористу, решай. Ясно. Данные по Басову и Каштанову, как и все, связанное с тем, что позволяла в ночной икао, где и должны находиться в бараке, добавил безопасноста. Дросов согласился: Верно. Но… авиационней какое-то время замолчал. К 8973 подошел, кашляя от дыма, помощник, доложил: Лечо. Огневая точка противника на территорию секретного изданья безопасноси, похоже, в длительную.

ВАЖНО! Опубликовано девятое издание руководства ИКАО по авиационной безопасности

Приглашаем на 5-ую Международную Конференцию по развитию портов и судоходства и 13-ую выставку «ТРАНСТЕК» в 2016 году. Данные мероприятия будут содействовать установлению персональных контактов для объединения усилий по внедрению наиболее передовых транспортных систем, технологий и оборудования, отвечающих задачам увеличения спроса на услуги портового сектора в Национальной внешней торговле и международном транзите.

100+ Forum Russia – это ежегодный международный конгресс, посвященный проектированию, строительству, финансированию, безопасности и эксплуатации уникальных, в том числе высотных, сооружений. В деловую программу форума включены темы внедрения инновационных технологий в строительстве, проблемы комплексного развития подземных территорий и опыт возведения большепролетных сооружений, мостов и уникальных конструкций в промышленности.

СКУД 2017 - это уникальное специализированное мероприятие, посвящённое рынку СКУД. Данное событие объединит на одной сцене ведущих российских и зарубежных производителей технологий и оборудования систем контроля и управления доступом. Международная конференция «СКУД 2017. Технологии и инновации» – это новый формат коммуникаций между участниками и спикерами.

Освещать событие была приглашена редакция журнала "Транспортная безопасность и технологии" во главе с Председателем Общественного совета при Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, главным редактором издания Сергеем Груздем

27 сентября 2016 года на площадке Российской академии путей сообщения в рамках Международной научно-практической конференции «Транспортные системы: тенденции развития» состоялась заседание секции "Транспортная безопасность в системе железнодорожных перевозок".

10 сентября 2016 года в рамках Международного форума «Армия-2016» состоялся круглый стол на тему:«Построение систем комплексной безопасности объектов Военно-Морского Флота (водных акваторий)». В работе круглого стола также приняли участие представители РИА «Индустрия безопасности».

В новое издание документа включен инструктивный материал по:

  • обеспечению безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов;
  • досмотру сотрудников аэропортов и лиц, не являющихся пассажирами,

Включена обновленная информация по:

  • методикам выявления поведенческих характеристик,
  • оценке угрозы и риска;
  • технологиям и техническим средствам досмотра;
  • досмотру транспортных средств;
  • мерам обеспечения безопасности цепи доставки груза и почты;
  • подготовке специалистов по вопросам обеспечения мер безопасности при перевозке опасных грузов.

В связи с тем, что данный документ выпущен с пометкой «Для служебного пользования», он размещен на защищенном сайте ИКАО . к которому имеет доступ ограниченный круг зарегистрированных пользователей.

Распространение вышеуказанного документа ИКАО на коммерческой основе для соответствующих заинтересованных юридических лиц, задействованных в обеспечении авиационной безопасности, осуществляется через сайтв электронном виде, а также в виде печатного издания через Отдел продаж документов ИКАО по запросу на электронную почту по адресу: sales@icao.int с одобрением полномочного органа в области обеспечения авиационной безопасности государства-члена ИКАО.

ВАЖНО! Обсуждение законодательства в сфере авиационной (транспортной) безопасности состоится 03 сентября 2015 года в Москве, в рамках IV Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2015» (подробно о Конференции >) .
Форматом Конференции предусмотрена работа секция №1 Воздушный транспорт

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!

Руководство по авиационной безопасности икао doc 8973 издание 9

/ Razdel_1

Цель Руководства заключается в сборе материала с целью оказать помощь в выполнении положений Приложения 17 "Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

Таким образом, в Приложении 17 излагаются требования по обеспечению авиационной безопасности, а в Руководстве содержатся рекомендации относительно методов их выполнения.

Руководство представляет собой объемный документ, освещающий пути и способы обеспечения авиационной безопасности применительно к любому государству (т. е. без учета конкретных особенностей каждого государства).

Руководство является инструктивным, рекомендательным и справочным материалом (пособием) по большинству комплексов вопросов обеспечения авиационной безопасности.

Руководство состоит из 3-х частей и раздела из 24 дополнений справочного характера по самым различным вопросам обеспечения авиационной безопасности.

Краткое содержание руководства:

Часть I. Инструктивный материал по стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

В части 1 Руководства разъясняются вопросы:

• организации авиационной безопасности в государстве и в аэропорту;

• координации деятельности различных ведомств по обеспечению АБ;

• планирования и действий в случаях непредвиденных обстоятельств;

• подготовки и обучения по вопросам безопасности;

• принятия превентивных мер безопасности;

• досмотра пассажиров и их ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов, защиты воздушных судов;

• контролирования доступа лиц в зоны аэропорта;

• руководства ответными действиями на акты незаконного вмешательства, международного сотрудничества и обмена информацией.

Часть 2. Документация ИКАО, относящаяся к авиационной безопасности.

В части 2 Руководства приведены выдержки из других Приложений к Чикагской конвенции и документов ИКАО, имеющих отношение к обеспечению авиационной безопасности.

Часть 3. Дополнительный авиационный материал по авиационной безопасности.

В части 3 Руководства приведена информация по вопросам:

• подбора и обучения сотрудников служб безопасности;

• техническим средствам и методам обеспечения безопасности;

В 24-х добавлениях к Руководству приведены типовые варианты и рекомендуемые формы разработки (составления) различных документов по авиационной безопасности, а также действий по обеспечению авиационной безопасности.

1.3.2. Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) и её деятельность в области авиационной безопасности.

Политику в области авиационной безопасности ИКАО реализует через сеть своих бюро, находящихся во всех регионах мира. Однако следует заметить, что в Европе (к которой по градации ИКАО отнесена вся Россия) тон в деятельности, связанной с авиационной безопасностью, задает не региональное бюро ИКАО в Париже, а другая между­народная организация - Европейская Конференция гражданской авиации (ЕКГА).

ЕКГА была создана в 1985 году по инициативе Совета Европы и при активном участии ИКАО с целью поддержания безопасности, эффективности и развития граждан­ской авиации в Европе. ИКАО выполняет функции секретариата для ЕКГА. Связанные с этим расходы первоначально покрываются за счет средств Общего фонда ЕКГА, а за­тем подлежат возмещению государствами - членами ЕКГА.

На сегодня в число 33-х членов ЕКГА входят практически все ведущие государст­ва Европы, а также Болгария, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Чехия и Эстония, Государства - члены Европейской Конференции гражданской авиации (ЕКГА):

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Следует подчеркнуть, что Россия членом ЕКГА не является.

В течение последних 20 лет одним из самых первостепенных видов деятельности ЕКГА были разработки и внедрение мер авиационной безопасности для аэропортов и авиакомпаний. Эти меры, вместе с большим количеством резолюций и рекомендаций, разработанных ЕКГА, сведены в "Руководство ЕКГА по упрощению формальностей и безопасности" - так называемый Документ 30, состоящий из двух частей. Вопросы авиа­ционной безопасности рассматриваются во второй его части.

Деятельность ЕКГА в области авиационной безопасности регулируется, главным образом, этим документом, при этом учитываются требования Приложения 17 и ряда других документов ИКАО. Документ 30 представляет собой сводное заявление о теку­щей политике и практической деятельности ЕКГА в области авиационной безопасности и устанавливает, что государства - члены должны стремиться поддерживать приемле­мый и единообразный уровень безопасности во всех международных аэропортах и при определении круга мер и методов, необходимых для обеспечения безопасности, руко­водствоваться общими принципами и положениями Документа 30. В частности, Доку­мент 30 содержит руководящие материалы по квалификации, обучению, сертификации и мотивации сотрудников авиационной безопасности, вводит понятие "квалифицирован­ный сотрудник службы безопасности". Главная цель документа - обеспечить неуклонное и единообразное выполнение стандартов безопасности государствами-членами ЕКГА.

Текущая деятельность ЕКГА основывается на трех постулатах, выработанных на симпозиуме ЕКГА по авиационной безопасности в 1990 году:

1. Правительства, авиакомпании и аэропорты должны сотрудничать как можно теснее. Они должны делиться информацией о последних достижениях в деле борьбы с терроризмом и координировать и стимулировать свою научно-исследовательскую и производственную деятельность в этом направлении.

2. Человеческий фактор был и остается вопросом первостепенной важности. Дос­тижения в технике не устраняют этот фактор. Учитывая, что обученный сотрудник авиа­ционной безопасности будет всегда стоять на переднем фронте борьбы с терроризмом, следует уделять как можно больше внимания подготовке кадров и их постоянной заинтересованности в работе.

3. Новые аэропорты должны конструироваться с самого начала с учетом безопасности. Должны быть использованы все возможности, чтобы перестроить существующие авиа терминалы в соответствии с требованиями безопасности, поддерживая одновре­менно высокий уровень удобства пассажиров.

ЕКГА подчеркивает, что необходимо применять общие стандарты не только к тра­диционной досмотровой технике, но и к оборудованию для поиска металлов, и к обору­дованию для поиска взрывчатых веществ.

Необходимо усиливать безопасность аэропортов путем введения требований безопасности на стадии их проектирования, а также регулярного внедрения нового дос­мотрового оборудования.

Сейчас ЕКГА поставила задачу оценить существующую традиционную досмотро­вую рентгеновскую технику и определить, каким образом можно увеличить её эффек­тивность при досмотре пассажиров.

Для того чтобы обеспечить выполнение наиболее важных положений Документа 30 максимально надежным и единообразным способом, разработана стратегия, которая требует от государств-членов:

• разработку перечня ключевых мер безопасности;

• реализацию этих мер в своих государствах;

• представление каждые два года докладов, предназначенных для получения информации о положении дел с реализацией ключевых мер безопасности;

• обеспечение личного участия руководителя гражданской авиации страны в под­готовке этих докладов.

Среднесрочная программа деятельности ЕКГА в области авиационной безопасности:

1. Направить все усилия на последовательное и неукоснительное выполнение всеми государствами-членами ЕКГА полного комплекса ключевых мер безопасности, разработанных ЕКГА на основе Документа 30.

2. На основе неукоснительного выполнения указанных мер создать единую для всех государств-членов ЕКГА схему безопасности, в которой пассажир и его багаж будут досматриваться только один раз. Преимущество такого вида обслуживания будет дополнено ещё и тем, что реально снизится стоимость обеспечения безопасности. Предполагается, что по просьбе государств ЕКГА будет направлять группу своих экспертов для консультации и оценки системы безопасности на местах.

3. Установить наивысший приоритет вопросам интеграции, в частности по проблемам безопасности новых государств-членов ЕКГА. Для этого необходимо продолжать действие программы сотрудничества ЕКГА, координируя её с деятельностью ИКАО, ИАТА и Международной ассоциацией аэропортов, чтобы общими усилиями решить эту задачу.

4. Стандартизировать европейские технические требования на оборудование, имея в виду, что на нём будет работать хорошо подготовленный и высоко обученный персонал. В связи с этим необходимо также уделять постоянное внимание обучению персонала.

5. Отношения ЕКГА со всеми партнёрами должны поддерживаться и развиваться. В свете этого на ближайшем совещании ЕКГА все генеральные директоры должны будут выразить своё отношение к недавно принятому в США "Антитеррористическому Акту".

1.3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и её деятельность в области авиационной безопасности.

ИАТА - международная ассоциация воздушного транспорта.

ИАТА является международной отраслевой организацией регулярных авиакомпаний (более 200), обеспечивающих более 95 % мировых регулярных международных авиаперевозок под флагами более 120 независимых государств.

ИАТА создана в 1945 году, штаб-квартира которой находится в Монреале (Канада).

Основная задача Ассоциации заключается в обеспечении постоянного развития авиаперевозок в условиях максимальной безопасности, удобства и эффективности для пассажиров и грузоотправителей, а также максимальной экономики для авиакомпаний.

Решения и документы ИАТА носят рекомендательный характер для государств и авиакомпаний - членов ИАТА.

В конце 60-х годов, после прокатившейся по всему миру волны терроризма на воздушном транспорте, вопросы обеспечения безопасности авиационных перевозок стали также приоритетными в деятельности ИАТА.

В 1969 году на 75-ой конференции исполнительным комитетом ИАТА было принято решение об образовании в структуре ИАТА Комитета по безопасности в составе 24-х членов из сотрудников авиакомпаний-членов ИАТА, имеющих профессиональный опыт в обеспечении АБ.

В нюне 1988 года в связи с внутренней реорганизацией структуры ИАТА Комитет по безопасности был реорганизован в Консультативную группу ИАТА по безопасности (КГАБ - SAG).

Основные задачи и функции Консультативной группы по АБ:

1) анализ последствий АНВ в деятельность авиакомпаний и разработка соответствующих рекомендаций (мер, процедур), способствующих их выявлению и предотвращению;

2) разработка систем сбора, анализа, координации и распространения (обмена) информации по АБ;

3) анализ практики авиакомпаний применения различных аспектов (процедур) обеспечения АБ и определение возможности их применения

4) разработка политики участия международных и национальных органов в мероприятиях по обеспечению АБ.

Начиная с 1976 года ИАТА по согласованию с государствами осуществляет обзор безопасности аэропортов в рамках своей программы безопасности.

Начиная с 1984 года ИАТА финансирует программу обучения по АБ, которая доступна не только для персонала служб безопасности авиакомпаний, но и для персонала АБ аэропортов и органов власти ГА.

В области обеспечения АБ ИАТА активно сотрудничает с ИКАО, обеспечивая членство в ее работе, а также с правительственными органами ГА, аэропортами, правоохранительными органами на международном, региональном и национальном уровнях.

Международные организации аэропортов ГА.

Наиболее известны в мире две ведущие ассоциации аэропортов ГА:

Международная ассоциация гражданских аэропортов (IСАА) и Международный совет эксплуатантов аэропортов (АОСI - МСА).

В 1970 году в Женеве был организован Координационный Совет ассоциаций аэропортов в целях совместного представления интересов IСАА и АОСI. В 1989 году обе организации приняли дальнейший шаг к унификации своих структур и интеграции всех международных действий.

Цели IСАА и АОСI - совместное использование знаний и опыта, широкое распространение осуществляемых идей и решение проблем в целях более эффективных действий аэропортов.

В сфере деятельности аэропорта безопасность приобретает тенденцию постоянного внимания, как наиболее важный аспект упрощения формальностей. Поэтому вопросы АБ постоянно включаются в повестки проводимых конгрессов и семинаров, что способствует информированности и осознанию важности учета аспекта безопасности первыми должностными лицами аэропорта.

Координационный Совет ассоциаций аэропортов имеет статус наблюдателя в ИКАО и консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН.

1.3.4. Международная федерация ассоциаций линейных пилотов авиакомпаний (IFALPA - ИФАЛПА).

Несмотря на основную сферу деятельности ИФАЛПА как профсоюзного органа конкретной категории авиационного персонала, члены данной организации заинтересованы в соблюдении самых высоких стандартов АБ в аэропортах, в которых они осуществляют свою деятельность.

Стратегия ИФАЛПА в области обеспечения АБ - максимальное давление на государства с целью выполнения ими обязательств, установленных в международных Конвенциях, а также максимальное давление на авиакомпании и аэропорты с целью выполнения международных стандартов и рекомендуемой практики в области АБ.

Члены ИФАЛПА предпринимают обзоры ведущих аэропортов с целью определения достигнутого уровня безопасности и классификации аэропортов по состоянию эффективности их безопасности.

ИФАЛПА также осуществляет обзор (обследование) всех Приложений ИКАО, включая Приложение 17, постоянно наблюдая практическое применение мер безопасности (многие стандарты и рекомендуемую практику - SARPs) на земле (в аэропортах мира).

ИФАЛПА активно консультируется с соответствующими международными организациями с целью объединения действий в поддержании адекватных процедур безопасности и использования должным образом обученного персонала АБ во всех аэропортах.

1.3.5. Международная организация гражданской полиции.

Популярное название организации - Интерпол.

Интерпол, также как и ИКАО, является специализированной организацией ООН.

Членство в Интерполе ограничено национальным силам полиции. Это - прежде всего организация сбора, объединения и распространения информации правоохранительных органов для выработки рекомендаций относительно международных стандартов и практики.

Штаб-квартира Интерпола размещена в Париже (Франция). Имеются национальные бюро в многих государствах, способствующие сбору и распространению информации.

Управляющий орган - Генеральная ассамблея Интерпола.

Характер преступных действий терроризма против гражданской авиационной отрасли, Генеральная Ассамблея Интерпола формально признала международной проблемой, перед которой полиция имеет определенные обязательства. В целях определения таких обязательств и роли полиции, Интерпол сформировал Комитет экспертов по ГА.

Представители из ИКАО и ИАТА получили статус наблюдателей на этом комитете.

Тема 1.4. Нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации.

Структура обеспечения АБ в РФ

1.4.1. Правовые и нормативные акты, регламентирующие обеспечение авиационной безопасности.

Любое государство, развивая свою систему воздушного транспорта, формирует для ее деятельности правовую и нормативную базу, основанную на общепризнанных международных правовых актах и документах.

Любая безопасность, тем более авиационная, начинается с законодательства. Законодательная база функционирования российской системы авиационной безопасности базируется на трех основных источниках:

Международные правовые акты и документы по авиационной безопасности (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации);

Правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

Нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральной авиационной службой России).

Основными нормативными документами ГСГА России по авиационной безопасности являются:

Воздушный кодекс Российской Федерации - Закон Российской Федерации от 19. 03. 97г. №60-ФЗ;

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утверждена постановлением Правительства РФ от 30. 07. 94г. № 897);

Инструкция о мерах по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации (утверждена и введена в действие межведомственным приказом от 10. 01. 95г.);

Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов (утверждено приказом Минтранса России от 21. 11. 95г. № 102);

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждено и введено в действие приказом ГСГА России от 20. 01. 98г. № 22);

Совместная Инструкция «О взаимодействии служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте» (от 24. 04. 96г. ГСГА России № ДВ-59/и и МВД России № 1/7450);

Типовое Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (утверждено и введено в действие приказом Министра транспорта РФ от 17 10. 94г. № 76;

Памятка экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке (утверждена Директором ГСГА России от 14. 10. 97r. 66/и-ДСП);

другие нормативные документы.

Совершенствование нормативной правовой базы обеспечения авиационной безопасности является одним из основных направлений развития авиационной безопасности на воздушном транспорте России, Основными путями реализации этого направления являются:

ратификация Федеральным собранием РФ подписанной Россией Монреальской конвенции 1991г «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения», которая сдерживается отсутствием финансирования;

разработка федеральных авиационных правил по авиационной безопасности Создание полного пакета нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование отечественной системы авиационной безопасности. Создание федеральных стандартов по авиационной безопасности;

приведение законодательной базы РФ в соответствие с основными принципами обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации России (Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и др.).

1.4.2. Воздушный кодекс Российской Федерации.

Основополагающим документом нормативно правового обеспечения системы авиационной безопасности является принятый в 1997 году федеральный закон - Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Кодекс установил правовые основы системы авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации. Впервые в нем появилась глава 12 «Авиационная безопасность».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 60-ФЗ от 19.03.97г. Принят Государственной Думой - 19 февраля 1997г. Одобрен Советом Федерации - 5 марта 1997г. Подписан Президентом Российской Федерации - 19 марта 1997г.

Глава 12. Авиационная безопасность.

Статья 83. Авиационная безопасность.

1. Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

2. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

3. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Статья 84. Обеспечение авиационной безопасности

1. Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности

2. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения в воздушное судно посторонних лиц;

3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4) предполетного досмотра;

5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

3. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни и здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

4 Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статья 85. Предполетный и послеполетный досмотр.

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

2. Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной или иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов предполетный досмотр производится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

4 Правила проведения предполетного досмотра устанавливаются федеральными авиационными правилами.

1.4.3. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Вторым документом, не менее значимым для системы авиационной безопасности является Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 30. 07. 94г. № 897.

По существу - это государственная программа обеспечения гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Авиационная безопасность, так же как и безопасность полетов, определяет уровень безопасности воздушных перевозок и является жизненно важной для функционирования транспортной системы государства.

Система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность гражданской авиации) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действии в отношении гражданской авиации

Основной задачей системы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (авиакомпании) в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации.

Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» устанавливает нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации.

Авиационная безопасность гражданской авиации России осуществляется на основе следующих основных принципов:

• создания системы мер авиационной безопасности, обеспечивающих защиту отечественной гражданской авиации и адекватно реагирующей на ухудшение состояния авиационной безопасности, как в России, так и в мире;

• соответствия нормативно-правовой базы функционирования системы авиационной безопасности решаемым задачам в зависимости от их сложности. Приведения в соответствие с Воздушным кодексом РФ действующих нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов ГА и других министерств и ведомств РФ по вопросам обеспечения АБ;

• создания и внедрения современных технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также использования их зарубежных аналогов;

• внедрения в отечественную систему авиационной безопасности Стандартов Рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области авиационной безопасности;