Категория: Руководства
Одним из основных проектов Сотрудничества в рамках ООН в области безопасности дорожного движения является разработка ряда справочных руководств для содействия правительствам в осуществлении некоторых рекомендаций "Всемирного доклада о предупреждении дорожно-транспортного травматизма". Четыре партнера (Фонд ФИА "Автомобиль и общество", Глобальное партнерство по безопасности дорожного движения, Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк) уже разработали четыре таких руководства.
Эти руководства являются практичными и удобными для пользователей. Они содержат поэтапные инструкции для проведения конкретных мероприятий и разработаны по единому шаблону. За выпуск каждого из этих руководств отвечает какая-либо одна организация. Четыре из шести руководств рассматривают основные факторы, определенные во "Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма", а именно ношение шлемов, использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств, управление скоростью и управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, а два руководства посвящены вопросам создания руководящего органа в области безопасности дорожного движения и сбора данных о дорожном движении и травмах. Со временем могут быть разработаны и другие руководства.
Практические руководства Контактная информацияLaura Sminkey
Сотрудник по связям, ВОЗ
Секретариат
Десятилетие действий по обеспечению
безопасности дорожного движения
Avenue Appia 20
1211 Geneva 27, Switzerland
Тел. +41 22 791 45 47
Сотовый: +41 79 249 35 20
Эл. почта: sminkeyl@who.int
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения1.1. Инженер по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. На должность инженера по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия принимается лицо, имеющее [указать образование], стаж работы [вписать нужное].
1.3. Инженер по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
1.4. Инженер по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия должен знать:
- законодательные и нормативно-правовые акты, методические материалы по вопросам безопасности дорожного движения;
- правила дорожного движения;
- основы безопасного управления транспортным средством;
- организацию работы по безопасному дорожному движению;
- систему стандартов безопасного дорожного движения;
- порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по безопасному дорожному движению.
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
2. Должностные обязанности работникаНа инженера по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Консультирование по вопросам безопасности дорожного движения.
2.2. Контроль выхода транспортных средств на линию и работы водителей на линии.
2.3. Обеспечение профессиональной надежности водителей.
2.4. Проведение обучения водителей.
2.5. Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения.
2.6. Проведение проверок знаний по безопасности дорожного движения.
2.7. Обеспечение эксплуатации транспортных средств.
2.8. Проведение технических осмотров автотранспорта.
2.9. Ведение учетной документации в соответствии с требованиями действующих стандартов.
2.10. Планирование мероприятий, направленных на реализацию требований правил дорожного движения, на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства предприятия.
2.11. Проведение мероприятий по профилактике аварийности.
2.12. Оформление и анализ дорожно-транспортных происшествий.
2.13. Взаимодействие с органами ГИБДД по вопросам постановки на учет и снятия с учета автотранспорта предприятия.
2.14. Осуществление учета сведений о проведении инструктажа по безопасному дорожному движению.
3. Права работникаИнженер по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п. необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность работникаИнженер по безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия несет ответственность:
4.1. За обеспечение требований безопасности дорожного движения, предусмотренных нормативными актами.
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Руководитель структурного подразделения [инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Начальник юридического отдела [инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Данное Руководство разработано Всемирной Дорожной Ассоциацией (PIARC) в рамках «Десятилетней программы по обеспечению дорожной безопасности с 2011 – 2020 гг.» Организации Объединенных Наций. Настоящее Руководство адресовано не только странам, являющимся членами Всемирной Дорожной Ассоциации, но и всем другим государствам, где проблема повышения безопасности дорожного движения и дорожной инфраструктуры в целом является особо актуальной.
Федеральное дорожное агентство, являясь членом PIARC в течение многих лет и ориентируясь в своей деятельности на международные стандарты, полагает необходимым осветить эту проблему, а также проинформировать заинтересованных субъектов о методах ее решения и последующего предотвращения.
Руководство по реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности
дорожной инфраструктуры для участников дорожного движения, а также представителей власти.
Настоящее Руководство разработано, чтобы стать всеобъемлющим документом международного характера, направленным на оказание помощи всем странам при реализации данных ключевых аспектов. Главная цель, которую преследует Руководство, - обеспечить надлежащее и безопасное планирование, разработку и эксплуатацию дорожной сети в странах третьего мира, развивающихся и развитых странах. Руководство отражает наиболее эффективные методы управления дорожной инфраструктурой, основные направления деятельности, а также технические рекомендации и предусматривает общие принципы осуществления управления отраслью для достижения наилучших результатов.
Руководство состоит из 3 частей, которые включают в себя 12 глав:
- Часть 1: Глобальные Стратегические Перспективы.
- Часть 2: Организация безопасности дорожного движения.
- Часть 3: Надлежащее, безопасное планирование, разработка и эксплуатация дорожных сетей.
Каждая глава включает в себя список ключевых аспектов для участников дорожного движения, а также представителей власти. Все эти аспекты собраны воедино в настоящем Руководстве.
1.Масштаб проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Ключевые мероприятия в сфере дорожной безопасности.
3. Система управления безопасностью дорожного движения.
4. Система Безопасности.
5. Эффективное управление и использование данных по безопасности дорожного движения (база данных).
6. Цели отрасли безопасности, инвестиционные стратегии, планы и проекты.
*Коридор риска – договоренность по распределению финансовых обязательств и рисков между поставщиком медицинских услуг и их заказчиком.
7. Ответственность, обязанности, политика развития и соответствующие программы.
8. Проектирование с учетом интересов пользователей дорог. Показатели и их соблюдение.
9. Управление безопасностью дорожной инфраструктуры: мероприятия, стандарты, направления деятельности и соответствующие инструменты.
* Бенчмаркинг - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования (организации, отрасли) с целью последующего собственного улучшения. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.
10. Оценка Потенциальных Рисков и Определение Проблем.
11. Выбор надлежащих мероприятий и расстановка приоритетов.
12. Контроль и оценка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
— Разместила Минина Ирина, 17 ноября 2015, 10:13. отредактировано 19 ноября 2015, 11:39
Безопасность дорожного движенияI. Правила безопасности для пешехода.
1. Переходить дорогу только в установленных местах. На регулируемых перекрестках – на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофором установленных и обозначенных разметкой местах соблюдать максимальную осторожность и внимательность.
2. Не выбегать на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями.
3. При выходе из транспорта, если необходимо перейти на другую сторону, нужно пропустить автобус, чтобы контролировать дорогу. Автобус обходить сзади, трамвай спереди.
4. При переходе дороги сначала посмотреть налево, а после перехода половины ширины дороги – направо.
5. Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности.
6. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом – помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно и вы рискуете попасть под колеса.
7. Не играйте с мячом близко от дороги. Мяч может покатиться на проезжую часть, и вы в азарте не заметите опасности, выбежав за мячом.
8. Не катайтесь с горок около дороги, если возможен выезд санок на дорогу.
II. Безопасность велосипедиста.
9. Не катайтесь на велосипеде на дорогах с усиленным движением.
10. Перед переходом дороги в городе сойдите с велосипеда и ведите его рядом.
11. При езде на велосипеде в сумерки позаботьтесь о чистоте катафота на заднем крыле.
12. Даже если вы переходите дорогу на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны – может ехать нарушитель ПДД.
III. Безопасность пассажира.
13. В автобусе при движении не ходите по салону, держитесь за поручни.
14. В легковой машине занимайте место на заднем сиденье.
15. Не садитесь в машину к неизвестным людям.
16. Отказывайтесь от поездки в машине, если водитель не совсем здоров или принимал алкогольные напитки.
Инструкцию составил начальник лагеря ________ __________________
(Ф. И. О.)
«__» _______ 20__ г.
Всего комментариев. 0
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада комбинированного вида № 130 города Пензы
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения (далее Паспорт) предназначен для отображения информации о муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида № 130 города Пензы (далее МБДОУ), с точки зрения обеспечения безопасности детей на этапах их перемещения «дом – МБДОУ – дом», для использования воспитателями и сотрудниками Госавтоинспекции в работе по разъяснению безопасного передвижения и поведения детей на улично-дорожной сети вблизи МБДОУ и на маршруте «МБДОУ – дом», для подготовки мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Паспорт ведется ответственным сотрудником образовательного учреждения совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, которые оказывают помощь в разработке Паспорта, а также при внесении необходимых изменений в отдельные разделы Паспорта.
Оригинал Паспорта хранится в МБДОУ, копия паспорта – в отделе пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД.
1. Пояснительная записка
2. Общие сведения
3. Проведение обследования подъездных путей к МБДОУ
4. Данные о ДТП с детьми
5. План – схемы МБДОУ:
6.1. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
6.2. Работа с дошкольниками по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
6.3. Инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
6.4. Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.
6.5. Перечень оборудования и наглядных материалов в ДОУ по изучению правил дорожного движения.
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Государство берёт на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста.
Субъектами, осуществляющими деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, являются: подразделения ГИБДД, средства массовой информации, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения.
В воспитательном процессе ДОУ выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для достижения поставленной задачи главная роль отводится педагогам и родителям. От того, насколько сами они будут подготовленными, очень многое зависит. Так, взрослые должны знать:
Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона.
Наименование МБДОУ. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 130 города Пензы
Тип МБДОУ детский сад комбинированного вида
Юридический/фактический адрес ОУ: 440045, г. Пенза, ул. Ульяновская, 54 «Б»
Заведующая Миронова Татьяна Александровна 95-33-29
(фамилия, имя, отчество) (телефон)
Заместитель заведующей по МВР Киндаева Лариса Владимировна
(фамилия, имя, отчество)
Инспектор по охране жизни и здоровья детей
воспитатель Улыбина Юлия Александровна
Количество воспитанников 284
Наличие уголка по БДД имеется _________
В годовом плане работы МБДОУ запланированы мероприятия по работе с педагогами, взаимодействию с семьей, общественностью по обучению детей правилам БДД: занятия, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулках, конкурсы, консультации, праздники, досуги, утренники, сотрудничество с родителями .
Реализация программ в режиме дня: организованная образовательная деятельность, режимные моменты в утренние и вечерние часы .
В группах дошкольного возраста проводится организованная образовательная деятельность по БДД.
Формы работы с детьми: занятия, беседы, целевые прогулки, игры, праздники, досуги, развлечения, встречи с работниками ГИБДД, конкурсы, городские акции, просмотр диафильмов, фильмов, прослушивание аудиозаписей, театрализованные представления.
Формы работы по взаимодействию с семьей: беседы, консультации. информационные стенды, досуги, конкурсы .
Формы взаимодействия МБДОУ с МБОУ СОШ № 52: встречи, экскурсии, досуги, родительские собрания .
Наличие методической литературы и наглядных пособий имеются ___
Время работы ДОУ: 07:00 – 19:00
Телефоны оперативных служб:
УФСБ: 56-13-21, 59-22-37
Скорая медицинская помощь: 03
Единая служба спасения: 112
МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы»: 63-10-09 (дежурный)
МУП «Аварийно-ремонтная служба жилищного хозяйства: 48-72-62, 48-72-42
ООО «Горводоканал»: 32-13-50, 32-55-40
ЗАО «Пензенская горэлектросеть»: 56-22-11
МКП «Теплоснабжение г. Пензы»: 42-16-25, 42-35-81
ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза»: 20-98-80
ООО «СКМ Энергосервис»: 23-31-42, 25-13-73
ООО «Энергоснабжающее предприятие»: 69-73-03, 69-73-61, 70-55-82
ООО «Энергоресурс»: 99-17-61, 93-92-83
3. Проведение обследования подъездных путей к МБДОУ
Район расположения МБДОУ № 130,
пути движения транспортных средств и воспитанников (схема №1)
Организация дорожного движения
в непосредственной близости от МБДОУ с размещением соответствующих технических средств, маршруты движения воспитанников и расположение парковочных мест (схема № 2)
Пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки
и рекомендуемых безопасных путей передвижения детей
по территории образовательного учреждения, (схема № 3)
6.1. Мероприятия по профилактике детского
1. Конкурсы, выставки рисунков, фотовыставки «Безопасность на дорогах»».
2. Работа с кадрами: воспитателями, педагогами дополнительного образования по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил дорожного движения.
3. Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице, по разъяснению среди дошкольников Правил поведения в общественных местах и предупреждению нарушений Правил дорожного движения.
4. Создание и оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с дошкольниками.
5. Создание специальных атрибутов для занятий в группе для практических занятий по Правилам дорожного движения.
6. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения, проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки).
7. Пропаганда Правил дорожного движения через видео-презентации. участие в городских творческих конкурсах (рисунки, плакаты, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических уроков и занятий; методических разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.). Оформление методической копилки по организации и проведению месячника безопасности «Внимание, дети!». Постоянный контакт администрации образовательного учреждения с инспектором ГИБДД – необходимое условие плодотворной работы по изучению Правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
6.2. Работа с дошкольниками по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на достижение цели:
— передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Вторая младшая группа
Сюжетно- ролевые игры, конкурсы, беседы:
«Мы шоферы», «Путешествие на автобусе по городу», «Поездка к бабушке в деревню», «Красный, желтый, зеленый», «Поездка на троллейбусе в зоопарк», «Путешествие в другой город», «Путешествие в страну дорожных правил», «Путешествие в страну Светофорию».
Конкурс рисунков: «Юный пешеход», конкурс на лучшее оформление уголка по ПДД: «Правила дорожные — всем друзья надежные»; конкурс для детей старшего дошкольного возраста: «Лучший пешеход!».
Непосредственно образовательная деятельность:
Цели: Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
Знакомство с работой службы спасения — МЧС
Формирование умений находить дорогу из дома в детский сад по схеме.
Темы занятий. «Волшебные огоньки», Путешествие в страну Светофорию», «Путешествие по дорогам знаний», «Поможем Незнайке выучить правила дорожного движения», «Берегись автомобиля», «Наш друг — светофор», «Пассажиры троллейбуса— пешеходы — водители», «Для чего нам светофор?», «Дорожная азбука для Буратино», «Буратино в большом городе», «Школа светофора», «Поведение ребенка на детской площадке», «Правила дорожного движения в Тридесятом царстве», «Моя улица», «Обязанности пешеходов», «О правилах поведения в транспорте», «Моя улица», «Дорога и мы
6.3. Инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
• Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким — либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.
• Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
• Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем-нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой — сзади.
• Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
• Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
• Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
• При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.
• В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
• Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.
• Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.
6.4. Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения
Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.
Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.
Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.
Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.
Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.
Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.
Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.
Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.
Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.
На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.
6.5. Перечень оборудования и наглядных материалов в ДОУ по изучению правил дорожного движения.
Для занятий, по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах, в каждой возрастной группе (начиная со средней) организованы уголки дорожного движения.
В них представлены:
— наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);
— настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами, лото, домино и т.д.);
— настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей);
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора);
— детская художественная литература по тематике дорожного движения;
— дидактические пособия и игры по обучению детей ПДД;
— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (для детей старшего дошкольного возраста);
— детские рисунки по данной тематике;
— альбом с фотоиллюстрациями: «Наша улица», «Мой двор», рассказы для детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными (старший дошкольный возраст);
— стенды для родителей «Осторожно – дорога», «Дорога ошибок не прощает!» с оформленной наглядной агитацией в каждой возрастной группе.
Выставка детских рисунков
Групповые уголки по изучению правил дорожного движения