Руководства, Инструкции, Бланки

стандарт организации на продукцию образец img-1

стандарт организации на продукцию образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1874 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

8 мифов о стандартах организации (СтО и СтП)

8 мифов о стандартах организации (СтО и СтП)

В этой статье мы постарались охватить наиболее популярные и устойчивые мифы, связанные с разработкой и применением стандартов предприятий и организаций (СТО и СТП).

Мифы, которые несмотря на свою абстрактность а, временами, просто абсурдность, весьма глубоко засели в головах менеджеров и работников многих отечественных компаний. Мифы, которые рубят на корню (если во власти мифов находятся менеджеры) или тормозят (в случае с персоналом) все попытки владельцев и топ-менеджеров компаний внедрить собственные корпоративные стандарты и тем самым сделать свой бизнес значительно более устойчивым, управляемым и эффективным.

Преамбула для этих мифов одна: стандарты организаций /предприятий – ненужные и вредные документы, содержащие изложения чьих-то болезненных фантазий или же заумно-занудной хрени, скопированной из учебников, справочников и Интернета. Которые бессмысленно даже пытаться использовать в реальной работе, потому что:

Миф № 1: …настоящий специалист и так знает как, что и когда делать, а если он не знает или не уверен - то это знает его непосредственный или прямой руководитель, а если даже руководство не знает - то уж интуиция или Яндекс с Гуглом точно знают.

Миф № 2: …стандарты превращают работников в роботов, ограничивая возможности для подлинной реализации их талантов.

Миф № 3 …любые формализованные и документально закрепленные требования к работе опасны для работников и менеджеров среднего звена, поскольку делают их заведомо уязвимыми перед руководством компании.

Миф № 4: …условия работы в реальном мире настолько многообразны, что влияющие на нее внутренние и внешние факторы в принципе не могут быть учтены ни в одном стандарте.

Миф № 5: …стандарты исключают свободу выбора и применения необходимых управляющих воздействий менеджерами компаний.

Миф № 6: …стандарты – это куча бумаг - учтенные копии, реестры, записи и прочая ерунда, которая мешает а не помогает работе, увеличивая нагрузку на работников и снижая оперативность выполнения ими своих функций.

Миф № 7: …жизнь не стоит на месте и стандарты быстро отстают от реальной деятельности, структуры и политики компании, рыночной и макроэкономической ситуаций, становясь «кирпичом на шее» для компании.

Миф № 8: …стандарты стоят серьезных денег, а их постоянная актуализация и обновление требуют постоянных и существенных затрат.

Рассмотрим каждый из этих мифов. И начнем, разумеется, с преамбулы.

Касаемо темы бессмысленности и вредности стандартов – доля правды в этом есть. Особенно для тех, кто не совсем уверен в своей квалификации и не готов отвечать за реальные результаты своей работы, рассчитывая «заболтать и замять» любой промах или недоработку. Нелюбовь описанного контингента к стандартам понятна, поскольку оценить работу специалиста можно одним из двух основных способов – объективно (по фиксированным критериям соответствия) и субъективно – (на основе личного восприятия в собственной системе координат, включая личные симпатии и антипатии).

При объективной оценке деятельности и ее результатов, осуществляемой на основе четких взаимосвязанных критериев, к таким «говорунам» очень быстро начинают возникать вопросы по поводу целесообразности и эффективности осуществляемой ими деятельности, а также сущности результатов этой деятельности. Что чревато последующей вынужденной сменой места работы.

Заумность, «суконность», косноязычность и размытость положений стандартов весьма наглядно характеризуют реальный профессиональный уровень кадров, задействованных в их разработке. И здесь ничего не попишешь, так как на данный момент эта проблема характерна для нормативных документов в целом. Но при этом не стоит забывать, что качество стандарта зависит не только от разработчика (хотя от него – в первую очередь), но и от заказчика, согласующих экспертных структур, а также предполагаемых пользователей стандарта. Последние зачастую «не глядя» согласовывают муть, которую им подсовывают «разработчики», а потом начинают страдать и стенать от того, что им приходится исполнять «всю эту муть».

Что касается копирования положений справочников и вышестоящих нормативных документов, то эта практика, как ни странно, имеет под собой все основания. При условии, что ссылки на них, равно как и взятые из них выдержки точны и конкретны, а не являют собой банальный копипаст, не добавляющий новому стандарту никакой практической ценности для его пользователей. Мало того, иерархия нормативных документов, от международных и межгосударственных стандартов до локальных документов субъектов деятельности, построена именно так, чтобы раскрывать, детализировать и конкретизировать положения вышестоящих документов. То есть имеет место применение элементарных принципов декомпозиции, знакомых, в частности, всем сторонникам процессного подхода в управлении деятельностью.

Чем выше степень переработки исходных данных и адаптации формируемых нормативных положений в процессе разработки стандарта, тем выше его ценность. Аналогия простая – готовый костюм произвольного размера, цвета, фактуры, фасона и назначения смотрится, сидит и носится значительно хуже, чем сшитый на заказ, по фигуре и с учетом особенностей его носителя. Но он, соответственно, и стоит дешевле. Если попытаться привести совсем уж точную, хоть и несколько обидную для многих аналогию, применение таких «скопированных» стандартов сродни ношению безразмерного делового костюма из разноцветных лоскутов, в котором брючины разной длины, а полы пиджака волочатся по земле. Понятно, что в реальной жизни ни одному бизнесмену, если он не тяжко болен или не пытается быть эпатажным, не придет в голову носить такой костюм. При этом почему-то отдельные компании и их менеджеры считают в порядке вещей принимать и пытаться использовать стандарты, являющие собой примитивную компиляцию «надерганных» из других документов готовых положений, не вникая ни в суть, ни в способы, ни в возможность, ни в целесообразность их практической реализации и применения внутри компании.

С преамбулой покончено, перейдем к мифу № 1.

Специалист, каким бы он ни был талантливым и исполнительным, выполняет работу, являющуюся составной частью общей цепочки деятельности компании. В интересах компании обеспечить гарантированную стабильность и непрерывность этой деятельности. Каждый сбой в цепочке влечет за собой дополнительные расходы и издержки, ведущие к удорожанию продуктов компании. Поэтому работа специалистов компании должна быть синхронизирована со смежными участками и интегрирована в единую схему. Исходя из этого локализация основных процедур, методов и полномочий является необходимой. Результаты такой локализации отображаются в виде соответствующих норм – стандартов и правил. Другого способа пока не придумали.

При этом следует разделять нормирование базовых, стандартных процедур, правил, требований с бессистемным нормированием всех параметров, критериев и свойств подряд. Любой объект стандартизации, будь то продукция, процесс или услуга имеет как свои константы, так и свои переменные. Скажу честно, самое сложное в стандартизации любого объекта – определить какие параметры или свойства можно принять за константы, а какие - за переменные. Поскольку от этого будет зависеть и степень детализации и степень вариабельности соответствующих норм и требований.

Для такого разделения обычно применяются основные инструменты матстатистики - вероятностная оценка и анализ нормального распределения значений показателей. Проще говоря, выявляются те аспекты и показатели, которые носят преимущественно случайный характер и те, которые укладываются в определенную закономерность. Поэтому, кстати, модель и методы риск-менеджмента широко применяются как при оценке исходных данных, так и в процессе нормирования стандартных параметров и показателей объектов стандартизации.

Плавно возвращаясь к основной теме, к вышесказанному остается добавить что деятельность, осуществляемая исключительно на оперативной основе с управлением посредством административно-командного ресурса всегда была, есть и будет значительно менее эффективной и более затратной, чем деятельность, для которой установлены обоснованные нормативы. Почему? Хотя бы потому, что для административно-командного ресурса свойственны «метания и настроения», приводящие к тому, что структуры областей и границ полномочий, сферы ответственности и взаимодействий внутри них постоянно находятся в подвешенном и нестабильном состоянии. Весьма рискованном и ресурсоемком.

Теперь что касается мифа № 2 - ограничения просторов для творчества, создающей препятствия для необходимой гибкости и адаптивности специалистов и менеджеров компаний в постоянно меняющихся условиях. Нередко данная проблема, действительно имеет место но, как правило, обусловлена следующими причинами.

В одних случаях имеют место попытки искусственного «затягивания гаек» - необоснованного жесткого нормирования элементарных операций или третьестепенных параметров (если речь идет о продукции), без учета влияния и значений связанных с их реализацией рисков. Проще говоря, получаются требования ради требований. Что приводит к появлению дурацких (или драконовских) норм, которые выполнимы только в идеальных условиях идеальным сотрудником (а-ля «сферический конь в вакууме»). Подобная графомания обычно свойственна сотрудникам кадровых служб, на которых неумные дяди из руководства повесили «эту, как её, стандартизацию». Которая во всем мире была и есть уделом, в первую очередь, инженеров. Поэтому последнее обстоятельство отчасти реабилитирует кадровиков.

Непростительно им только содействие в поддержании мифа № 3 - во многом их стараниями (не без участия, конечно, высшего руководства компаний) отклонения от стандартов рассматриваются в качестве основания для применение административных или дисциплинарных мер в отношении персонала компаний. Что справедливо далеко не всегда. Одно дело, когда у работника были все возможности для выполнения требований стандартов, но он сознательно их нарушил, не имея для этого никаких внятных обоснований. Другое – когда положения стандартов некорректны, неисполнимы или неактуальны. В этом случае целенаправленные или вынужденные отклонения от стандартов, наравне с причинами таких отклонений, стоит рассматривать как весьма ценные данные для объективного совершенствования положений этих стандартов.

Перейдем к мифу № 4 . Часто бывает, что положения стандартов базируются только на теоретических выкладках или фантазии разработчиков, без, опять-таки оценки характерных рисков и предшествующей вводу стандартов обязательной тестовой отработки итоговых положений и норм на практике. Эта ситуация встречается повсеместно – почему-то большинство заказчиков стандартов уверено в том, что разработка стандарта сродни написанию реферата – надо перетряхнуть правовую и нормативную базу в аналогичной области и, обобщив положения выловленных из этой базы документов, взять и написать стандарт. А вопросы практики самой организации, возможности конкретной инфраструктуры и оборудования, конкретного персонала, особенности схем мониторинга и управления деятельностью компании, текущие стратегические и операционные риски – это всё так, мелочи «на потом». И это «потом» в 99% случав затирается и в итоге выпускаются стандарты, где всё написано правильно и грамотно - как в учебнике. И с такой же как в учебнике практической ценностью и пригодностью для существующих и перспективных реалий. В связи с этим вопрос по аналогии - как думаете, много ли энтузиастов пойдут в реальный автономный поход, руководствуясь, например, лишь учебником природоведения?

Такие «стандарты» не просто вредны – они крайне опасны. Их опасность в том, что они с одной стороны дают упрошенное представление об окружающей действительности для менеджеров и требуют идеального в далеко неидеальных условиях от работников. Получается, топ-менеджмент уверен, что всё под контролем, менеджмент среднего звена – что область решаемых задач и ее проблематика проста «как три копейки», а персонал – что он «попал». Попытки реального применения таких «стандартов» ни к чему, кроме издержек и нервотрепки, не приносит.

Этой крайне распространенной ошибке мы все обязаны тем, что пренебрежение к локальным стандартам, нормам и правилам к настоящему времени достигло своего апогея. И это пренебрежение, к сожалению, оправданно - таких «стандартов» организаций, по самым скромным подсчетам, примерно две трети от существующего объема внутренних стандартов, применяемых в российских компаний.

Но бывает и следующая ситуация. Разработчик молодец – сумел создать нормальные (валидированные и адекватные) стандарты, персонал тоже адекватный, да и необходимые МТР тоже имеются. А вот их сопряжения в практической деятельности почему-то не получается, все идет вкривь и вкось – отклонение на отклонении и отклонением погоняет.

Такое бывает в двух случаях – либо служба стандартизации недостаточно поработала с номенклатурой, вероятностями и методами идентификации рисков, либо, что чаще – кто-то из руководства по старой привычке «уголёк подкидывает» - осуществляет несистемные (например - «административно-диагональные») воздействия на отдельные процессы деятельности компании и, сам того не подозревая, порождает сбой в общей цепочке деятельности компании. Аналогично тому, как если бы они пытались регулировать динамику движения отдельных вагонов, движущихся в составе одного поезда.

Кстати, к вопросу об управляющих воздействиях (миф № 5 ). Нормальные стандарты не ограничивают менеджеров в выработке и принятии управленческих решений. Они лишь определяют ключевые моменты и границы их реальных возможностей и полномочий. Внутри этих границ менеджеры в своем праве по принятию любых решений, стандарты просто страхуют их от таких решений, которые при любом раскладе пойдут во вред компании. В остальном менеджеры вольны делать то, что считают нужным. Кроме того преимуществом стандартов для менеджеров является то что стандарты прописывают набор предоставляемых им данных, минимально достаточных для мониторинга и управления соответствующим процессами деятельности, и источники этих данных. В зависимости от ситуации, условий реализуемых проектов и т.п. менеджеры могут расширять и структуру и состав необходимых им данных, а также форму их отображения.

Теперь к вопросу ведения и учета стандартов организаций (миф № 6 ). Почему-то многие уверенны, что учтенные экземпляры, рабочие копии и журналы их выдачи, а также листы изменений являются неотъемлемой и обязательной компонентой обращения стандартов. Здесь выскажусь кратко – полная ерунда. Примеров существования «электронных» стандартов с возможностью удаленного доступа и лимитированного использования в электронном виде немало. Для этого уже не нужно держать целый отдел, который будет ведать «ведением и выдачей документов». Для этого не нужно отслеживание копий и изготовление учтенных экземпляров – в доступе только актуальные версии стандартов. Причем такой электронный фонд стандартов можно прекрасно интегрировать с базами федеральных и отраслевых нормативно-правовых актов и нормативных документов.

Следующий миф (миф № 7 ) – отставание нормативных положений стандартов от текущих реалий. Здесь надо сказать, что актуальность положений стандартов целиком во власти самих компаний. Как правило, отставание имеет место когда стандарты внедряются по принципу «утвердили и забыли» - не заботясь ни о мониторинге применения стандартов, ни об обеспечении каналов получения информации о необходимости изменений. Либо когда пользователи стандартов, видя необходимость актуализации или пересмотра отдельных положений, молчат, считая что «руководству виднее» и это не их дело.

В первом случае вынужден огорчить тех, кто исповедует указанный выше принцип. Стандарты организаций, в отличие от национальных стандартов, актуализируются не раз в пять лет. Не раз в год и даже не раз в полгода. Они актуализируются практически постоянно и непрерывно – в зависимости от периодичности поступления и анализа информации о необходимости изменений. В идеале – не реже одного раза в квартал. Поэтому кстати, настоятельно рекомендую всем специалистам служб стандартизации организаций не «накручивать» процедуры разработки и принятия стандартов – они будут реализовываться несколько чаще, чем это кажется на первый взгляд.

Во втором случае имеют место вопросы мотивации персонала компании, направленной на ликвидацию «синдрома грабель». Здесь советовать ничего не буду – способов решения проблем с вовлечением работников очень много.

И, наконец, последний из рассматриваемых мифов (миф № 8 ) - о существенных затратах на разработку, внедрение, ведение стандартов организаций. На самом деле, если речь не идет о банальном прикрытии для отмыва денег, реальная стоимость качественной разработки экспертной организацией среднестатистического стандарта среднестатистической организации на продукцию, процесс или услугу укладывается в диапазон от восьмиста до шести тысяч долларов, в зависимости от вида, состава нормируемых аспектов и сложности стандарта. В редких случаях расходы могут превышать указанную сумму - главным образом за счет дополнительных расходов на перевод и регистрацию международных или зарубежных стандартов, если предусмотрено их обязательное использование при разработке. Или за счет увеличения расходов на этапе сбора и обработки исходных данных для разработки – в зависимости от структуры, размера, удаленности компании-заказчика, а также объема номенклатуры объектов стандартизации. Стоимость разработки стандарта своими силами (специалистами компании) обычно (но не всегда) еще ниже.

Сопровождение внедрения стандарта – анализ результатов опытного применения и корректировка итоговых положений как правило не влечет за собой заметных затрат и в среднем составляет от трехсот до полутра тысяч долларов.

Стоимость периодической актуализации стандартов варьируется в зависимости от степени его текущей актуальности, но обычно не превышает 30-50% от стоимости разработки их исходных редакций.

И в заключение несколько слов о компенсации расходов на стандартизацию - а иначе в чем смысл расходов, которые не «отобьются»? Для того чтобы самостоятельно оценить размер, обоснованность и инвестиционную привлекательность выгод от внутренней стандартизации, достаточно лишь честно ответить на ряд несложных вопросов:

  1. Во сколько реально обходится компании «короткая память» и «синдром грабель» у ее персонала?
  2. Каковы реальные потери компании, связанные с устранением огрехов собственного персонала (работников и менеджеров) вследствие их «самостоятельной и творческой» деятельности?
  3. Во сколько реально обходится штат менеджеров, которые по факту являются обычными контролерами или простым передаточным звеном?
  4. Каковы реальные затраты на купленные материалы и оборудование, которые «не подошли» или «не потребовались» и поэтому пылятся на складе в качестве хлама?
  5. Во что реально обходятся работники, которые объективно занимаются непонятно чем, для чего и почему?
  6. Во сколько реально обходятся расходы по гарантийным обязательствам и рекламациям на продукцию (услуги)?
  7. Какой реальный объем основных фондов компании досрочно выходит из строя вследствие ненадлежащего применения и обслуживания?

Ответив на эти вопросы и оценив приблизительный объем «выпадающих» издержек, можно сделать выводы о наличии и степени реальных потребностей компании во внедрении внутренних стандартов - стандартов организации/предприятия.

Добавил: MazaevEE on 11 Июня, 2012 г. - 00:05 BT

стандарт организации это

Другие статьи

ГОСТ Р 1

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184- ФЗ «О техническом регулировании». а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно - исследовательский институт стандартизации ( ФГУП ВНИИстандарт )

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 154- ст

4 В настоящем стандарте реализованы положения статей 11 - 13, 17 Федерального закона «О техническом регулировании»

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями. расположенными на территории Российской Федерации. в том числе коммерческими. общественными. научными организациями. саморегулируемыми организациями. объединениями юридических лиц. а также техническими комитетами по стандартизации. организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статьи 17 Федерального закона «О техническом регулировании» [ 1 ].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы.

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.5 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения. изложения. оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ Р 1.12 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ОК ( МК ( ИСО / ИНФКО МКС )001 - 96)001 - 2000 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 002 - 93 Общероссийский классификатор услуг населению

ОК 005 - 93 Общероссийский классификатор продукции

ОК 007 - 93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций

Примечани е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты». который опубликован по состоянию на 1 января текущего года. и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям. опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) документом. Если ссылочный документ отменен без замены. то положение. в котором дана ссылка на него. применяется в части. не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1. ГОСТ Р 1.12. а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 техническаядокументация(напродукцию): Совокупность документов. необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

3.3 организация: Юридическое лицо. которое имеет в собственности. хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. нести обязанности. быть истцом и ответчиком в суде. а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.

Примечани е - Ниже в рамке приведено определение термина «организация». также применяемое в практике.

Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности. полномочий и взаимоотношений.

Примеры. компания. корпорация. фирма. предприятие. учреждение. благотворительная организация. предприятие розничной торговли. ассоциация. а также их подразделения или комбинация из них.

1 Распределение объектов обычно бывает упорядоченным.

2 Организация может быть государственной или частной.

4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения

4.1 Стандарты организаций. в том числе коммерческих [ 2 ], общественных [ 3 ], научных организаций [ 4 ], саморегулируемых организаций [ 5 ], объединений юридических лиц [ 6 ] ( далее - организаций ), разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях. указанных в статье 17 Федерального закона «О техническом регулировании».

4.2 Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию. процессы и оказываемые в ней услуги. а также на продукцию. создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок. на работы. выполняемые данной организацией на стороне. и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами ( контрактами ).

В частности. объектами стандартизации внутри организации могут быть.

- составные части ( детали и сборочные единицы ) разрабатываемой или изготавливаемой продукции ;

- процессы организации и управления производством ;

- технологическая оснастка и инструмент ;

- технологические процессы. а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан. окружающей среды и имущества ;

- методы ; методики проектирования. проведения испытаний. измерений и / или анализа ;

- услуги. оказываемые внутри организации. в том числе и социальные ;

- номенклатура сырья. материалов. комплектующих изделий. применяемых в организации ;

- процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

4.3 Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов. международных. региональных стандартов ( в том числе межгосударственных ), национальных стандартов других стран. а также стандартов других организаций.

4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции. процессы. услуги. методы испытаний. в том числе на нетрадиционные технологии. принципы организации и управления производством и другими видами деятельности. а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований. полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

4.5 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов. а также национальных стандартов. разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

4.6 В стандартах организации не следует устанавливать требования. параметры. характеристики и другие показатели. противоречащие национальным стандартам.

4.7 Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам. обеспечивающим применение международных стандартов ИСО. МЭК и других международных организаций. к которым присоединилась Российская Федерация. а также стандартам. разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем. а также других национальных стандартов. распространяющихся на продукцию. выпускаемую организацией. выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

4.9 Порядок разработки. утверждения. учета. изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».

Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования. распространения. хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

4.10 При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть.

- создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации. а при разработке стандартов на продукцию. поставляемую на внутренний и ( или ) внешний рынок. на работы. выполняемые организацией на стороне. или на оказываемые ею на стороне услуги - представителей других организаций. заказчиков и ( или ) приобретателей поставляемой продукции. выполняемых работ и оказываемых услуг ;

- при разработке стандарта организации на продукцию. которая может поставляться для федеральных государственных нужд. - согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком. утвержденным в порядке. установленном федеральным законом [ 7 ].

4.11 Стандарты организации целесообразно разрабатывать на основе программ ( планов ) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководством организации.

4.12 Построение. изложение. оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.

4.13 Стандарты организации утверждает руководитель ( заместитель руководителя ) организации приказом и ( или ) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя ( заместителя руководителя ) организации дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице.

При утверждении стандарта. при необходимости. утверждают также организационно - технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.

Согласование проекта стандарта организации с заинтересованными лицами [ структурными подразделениями организации и ( или ) заказчиками поставляемой продукции. выполняемых работ или оказываемых услуг ] перед его утверждением осуществляют в порядке. установленном организацией. утверждающей стандарт.

4.14 Стандарты организации утверждают. как правило. без ограничения срока действия.

По решению организации. утверждающей стандарт. срок действия стандарта организации может быть ограничен.

4.15 Перед утверждением стандартов организации на продукцию. поставляемую на внутренний и ( или ) внешний рынок. на работы. выполняемые организацией на стороне. или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу ( в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации. действующим техническим регламентам и национальным стандартам. а также научно - техническую. метрологическую. правовую. патентную экспертизы. нормоконтроль ).

Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации. разработавшей проект стандарта. при наличии в ней квалифицированных специалистов и / или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией - разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз.

на соответствие национальным стандартам.

Организация. разработавшая проект стандарта организации. может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации ( ТК ).

ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации. представившей его.

4.16 В состав обозначения утвержденного стандарта организации на продукцию. поставляемую на внутренний или внешний рынок. на работы. выполняемые на стороне. или оказываемые ею на стороне услуги следует включать аббревиатуру слов «стандарт организации» ( СТО ), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию-разработчика стандарта ; регистрационный номер. присваиваемый организацией. разработавшей и утвердившей стандарт. и год утверждения стандарта.

Классификационный код стандарта организации ( ОКС ) устанавливают по Общероссийскому классификатору стандартов ОК ( МК ( ИСО / ИНФКО МКС )001-96)001, классификационный код продукции ( ОКП ) или услуги ( ОКУН ), на которую распространяется стандарт организации. - по общероссийским классификаторам ОК 005 или ОК 002 соответственно и приводят на последней странице стандарта организации ( см. ГОСТ Р 1.5. приложение Б ).

4.17 Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации. утвердившей данный стандарт. и ее структурных подразделениях ( в случае корпоративной или ведомственной подчиненности ) с момента ( даты ) введения стандарта в действие.

Требования стандартов организаций к продукции. процессам. работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае. если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя ( поставщика ) продукции. исполнителя работ и услуг или в договоре ( контракте ).

4.18 Стандарт организации. разработанный и утвержденный одной организацией. может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией. в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

4.19 Организация. разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию. поставляемую на внутренний или внешний рынок. может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.

Порядок представления и оформление предложений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

[1 ] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184- ФЗ

[2 ] Гражданский Кодекс Российской Федерации. часть первая. от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ

[3 ] Федеральный закон «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. № 82- ФЗ

[4 ] Федеральный закон «О науке и государственной научно - технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127- ФЗ

[5 ] Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ( надзора ) » от 8 августа 2001 г. № 134- ФЗ

[6 ] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ

[7 ] Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60- ФЗ

Ключевые слова. стандарты организаций. национальные стандарты. разработка. согласование. утверждение. применение

Чем отличается СТО (Стандарт организации) от ТУ (Техническое условие)?

Чем отличается СТО (Стандарт организации) от ТУ (Техническое условие).

Иван Есиков Знаток (329), закрыт 1 год назад

Наталия Бельская Просветленный (22921) 1 год назад

Стандарт предприятия (СТО) –это определенный набор требований к продукции, процессу и т. д. разработанные на ДАННОМ предприятии и действующие только в ЕГО пределах. На продукцию разового производства и товары ограниченного пользования стандарты предприятия не распространяются. При этом данные стандарты не входят в противоречие с государственными, а также с техническими регламентами, требованиями ГОСТа, международными стандартами и т. д. Прием и отмену каких-либо стандартов проводит САМО предприятие и оно же несет ответственность за качество выпускаемой продукции. Срока действия стандарты предприятия не имеют, однако по решению организации, которая его принимала, они могут быть приостановлены или ограничены.
Разработка стандартов предприятия включает в себя мнение как сотрудников самого предприятия, так и сотрудников других организаций в том случае, если выпускается продукции широкого потребления. С стандарт предприятия входят и организационные моменты, структура предприятия, кадровые вопросы, вопросы делопроизводства, требования к поставкам сырья, оборудования, требования к качеству выпускаемых изделий/материалов и т. д.
Технические условия (ТУ) — документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять КОНКРЕТНОЕ ИЗДЕЛИЕ, МАТЕРИАЛ, ВЕЩЕСТВО и пр. или их группа. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Eugen N Мыслитель (8310) 1 год назад

raznije ponjatija kak karbjurator i omiwatel. opredelenja prochitajte hotjabi w wiki

Мишутка Ученик (140) 1 месяц назад

СТО СМК 07-2004 Система менеджмента качества

СТО СМК 07-2004 Система менеджмента качества. Стандарты организации. Порядок разработки, построения и оформления

Дата введения 2004-02-16

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова" от 16 февраля 2004 г. N 24

1 РАЗРАБОТАН ЗАО "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова" (ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова")

2 ВНЕСЕН отделом стандартизации

3 ПРИНЯТ и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова" от 16 февраля 2004 г. N 24

4 ВЗАМЕН СТП 07-00

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ октябрь, 2007.

6 Разработка, согласование, утверждение, обновление (изменение или пересмотр) и отмена настоящего стандарта производится ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова"


Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями статей 11. 13. 17 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, который устанавливает новый состав и статус документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. В число этих документов входят "Стандарты организаций".

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения этих стандартов согласно Федеральному закону устанавливается организациями самостоятельно. Поэтому настоящий стандарт регламентирует эти требования.

Целью разработки стандартов организации является совершенствование производства и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции, создание современной базы документов по стандартизации по всем процессам жизненного цикла продукции и постоянное улучшение действующей системы менеджмента качества.

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает единый порядок и правила разработки, построения, оформления, утверждения и обозначения стандартов организации (далее - стандартов), разрабатываемых институтом.

Настоящий стандарт разработан с учетом положений Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ в части действия, разработки и применения стандартов организации (статьи 11, 17) на основе стандартов Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Настоящий стандарт предназначен для использования при разработке стандартов организации всеми подразделениями института.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 7.0.4-2006 Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ОК 007-93* Общероссийский классификатор предприятий и организаций

* Документ не приводится, здесь и далее по тексту. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

СТО СМК 28-2004 Управление документацией и записями

3 Термины и определения, сокращения


В настоящем стандарте применены следующие термины и сокращения:

3.1 стандарт организации; СТО: Стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004. 2.6).

3.2 СТО СМК: Стандарт организации системы менеджмента качества;

3.3 объект стандартизации: Продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (ГОСТ Р 1.4-2004. 4.2).

4 Общие положения

4.1 Стандарт организации устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утверждается директором института и является обязательным к применению в данной организации.

4.2 Исходя из основных направлений производственной деятельности института, объектами стандартизации являются:

- нормы проектирования, общие принципы и рекомендации по проектированию строительных стальных конструкций и их соединений, основные положения по расчету, принципы и методы расчета конструкций, состав и правила оформления рабочих чертежей, требования к терминологии;

- процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла конструкций, зданий и сооружений, включая изготовление и монтаж, транспортирование и хранение конструкций, испытания и приемку конструкций и сооружений, обследование технического состояния конструкций, их ремонт и реконструкция, экспертиза безопасности, технический и авторский надзор;

- процессы организации и управления производством, процессы менеджмента с целью постоянного повышения результативности и улучшения действующей системы менеджмента качества (СМК).

Перечень объектов стандартизации, по которым могут разрабатываться стандарты института, приведен в приложении А.

4.3 Стандарты организации могут разрабатываться также для обеспечения соблюдения требований и применения технических регламентов, международных, региональных и национальных российских стандартов и для распространения и использования результатов научных исследований.

4.4 Разработку стандартов осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на соответствующую продукцию, работы или услуги.

4.5 Разработка стандартов возлагается на соответствующие отделы и службы института согласно их тематике, методическое руководство по построению и оформлению стандартов и координация работ по стандартизации - на отдел стандартизации.

К разработке стандартов могут привлекаться высококвалифицированные специалисты института соответствующего направления работ и сторонние организации в качестве соисполнителей на равноправной основе.

5 Порядок разработки стандартов организации

5.1 Разработка стандартов организации осуществляется в соответствии с ежегодной Программой разработки и пересмотра стандартов, утверждаемой директором института, в которой определяются ответственные исполнители и соисполнители работ, сроки разработки, краткая характеристика содержания намечаемых к разработке стандартов.

Ответственные исполнители назначаются из числа ведущих специалистов института по соответствующей тематике.

5.2 В зависимости от характера, сложности, степени предварительной проработанности вопроса разработка стандарта организации осуществляется, в общем случае, в следующей последовательности:

- разработка проекта стандарта;

- учет проекта стандарта в отделе стандартизации с присвоением ему обозначения в соответствии с разделом 6 настоящего стандарта;

- публичное обсуждение проекта стандарта в заинтересованных подразделениях института, в сторонних организациях;

- составление сводки замечаний и предложений по проекту и доработка проекта стандарта в соответствии со сводкой;

- рассмотрение проекта стандарта на НТС института или его секциях в соответствии с установленным порядком (назначение рецензента (эксперта), ознакомление с проектом всех заинтересованных лиц и т.д.); решение о рассмотрении проекта на НТС принимается руководством института.

Решение НТС о принятии стандарта оформляется протоколом; все принятые на НТС замечания и предложения вносятся в стандарт, после чего он визируется рецензентом на последней странице стандарта.

- по согласованию с руководством стандарты, при необходимости, могут быть направлены на экспертизу (в том числе на соответствие законодательству РФ, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, научно-техническую, правовую, метрологическую, патентную экспертизу) в компетентные организации или соответствующий технический комитет (ТК) Ростехрегулирования;

- утверждение и регистрация стандарта.

Окончательная редакция проекта утверждается директором института приказом или личной подписью на первой странице стандарта. При утверждении стандарта приказом в нем устанавливают дату введения стандарта в действие и разрабатывают, при необходимости, организационно-технические мероприятия по применению стандарта.

Стандарт вводится в действие со дня утверждения его директором или даты введения, установленной в приказе; стандарты организаций утверждаются, как правило, без ограничения срока действия.

После утверждения стандарт поступает в отдел стандартизации для регистрации в журнале учета и регистрации, куда заносятся сведения о его утверждении.

Подлинник стандарта с сопроводительной документацией (сводка замечаний, решение НТС, экспертные заключения и др.) хранится в отделе - разработчике стандарта.

5.3 Порядок утверждения, регистрации и хранения стандартов системы менеджмента качества установлен СТО СМК 28-2004 .

5.4 Построение, изложение, оформление, обозначение и требования к содержанию стандартов - в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.5 и требованиями раздела 6 настоящего стандарта.

5.5 Разработка изменения к стандарту

5.5.1 Изменение к стандарту разрабатывают при необходимости замены, дополнения или исключения отдельных требований стандарта в виде фрагментов разделов и пунктов, которые вносятся в стандарт на основании распоряжения или Приказа руководства института.

Изменения к стандарту редакционного или ссылочного характера вносятся при переиздании стандарта или включаются в очередное изменение.

5.5.2 Разработка изменения осуществляется, как правило, разработчиком данного стандарта.

Отдел стандартизации присваивает утвержденному изменению порядковый номер и вносит его в журнал регистрации стандартов.

Каждое изменение стандарта фиксируется также в листе регистрации изменений, который прилагается к стандарту.

6 Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов

6.1 Стандарт должен содержать все данные, необходимые и достаточные для его применения в соответствии с назначением, и при необходимости, должен быть иллюстрирован наглядным материалом.

6.2 Построение стандарта

6.2.1 Наименование стандарта, как правило, должно состоять из:

- группового заголовка, общего для комплекса стандартов системы или группы продукции;

- заголовка, определяющего кратко и точно объект стандартизации;

- подзаголовка, определяющего обобщенное содержание устанавливаемых стандартом положений.

Групповой заголовок и подзаголовок печатают строчными буквами с первой прописной. Заголовок стандарта печатают прописными буквами.

1 Система менеджмента качества

2 Резервуары вертикальные цилиндрические стальныедля нефти и нефтепродуктов


ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ

6.2.2 В стандарт, в общем случае, включают следующие разделы:

- термины и определения, сокращения;

- основные нормативные положения, требования, устанавливаемые стандартом;

Разделы "Нормативные ссылки", "Термины и определения, сокращения" приводят в стандарте при необходимости, исходя из особенностей его содержания и при наличии их в стандарте.

6.2.3 В разделе "Область применения" указывают назначение стандарта или объект стандартизации и область его распространения (применения).

В разделе дается более развернутое определение объекта стандартизации, приведенное в наименовании стандарта, перечисляются наименования основных требований, характеристик, методов испытаний и т.п. включенных в нормативные разделы стандарта.

В разделе могут приводиться сведения об ограничении области распространения стандарта.

6.2.4 Основные нормативные положения оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливается в зависимости от объекта стандартизации и вида стандарта.

6.2.5 Стандарты разрабатываются следующих видов:

- основополагающие стандарты, которые устанавливают правила построения, изложения и оформления документации различных видов (в том числе проектной), правила выполнения чертежей, общие требования и нормы, необходимые для обеспечения различных производственных процессов, общие требования по безопасности, термины и определения и т.п.;

- стандарты на продукцию, услуги, которые устанавливают общие технические условия ее производства, технические требования для группы (общие) или конкретных видов продукции;

- стандарты на процессы производства и эксплуатации продукции;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений.

6.2.6 Правила построения стандартов различных видов, номенклатура показателей, требований и характеристик, включаемых в стандарт, приведены в разделе 7 ГОСТ Р 1.5 .

6.2.7 В стандартах не должны устанавливаться требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие техническим регламентам, международным стандартам ИСО, МЭК и других организаций, а также действующим национальным стандартам.

6.2.8 Стандарты на продукцию, использование которой связано с риском аварий и опасностью, должны в обязательном порядке включать разделы "Требования безопасности" и "Охраны окружающей среды" или в них должны быть приведены ссылки на соответствующие правила безопасности, установленные органами государственного надзора.

6.2.9 Дополнительные сведения к основной части стандарта сведения оформляют в виде "Приложений". Это могут быть примеры оформления документов, форма записи, методы расчета, описания аппаратуры и приборов, чертежи и таблицы большого формата и другой вспомогательный материал.

Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми и справочными.

6.2.10 В раздел "Библиография" включают перечень ссылочных документов (правила и нормы международных комитетов, комиссий, фирм; использованные статьи, справочники, каталоги и другие источники) с указанием их обозначений и наименования, издания.

6.2.11 Библиографические данные приводятся на последней странице стандарта, которую оформляют в соответствии с приложением Д.

В библиографические данные включают "Ключевые слова", которые характеризуют содержание стандарта, их приводят в порядке, в котором они приведены в наименованиях стандарта и его разделах.

6.3 Изложение стандарта

6.3.1 Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным.

Текст стандарта делят на разделы, подразделы, пункты, подпункты.

6.3.2 Для наглядности, сокращения и удобства изложения применяют таблицы, графический материал, схемы. Построение таблиц, чертежей должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5. стандартам систем конструкторской и проектной документации.

6.3.3 В стандартах, как правило, не должны повторяться и дублироваться требования и положения, установленные в технических регламентах, документах органов государственного надзора и других, являющихся обязательными к применению. В стандарте приводятся ссылки на этот документ в целом или его отдельные разделы с указанием обозначения (номера) документа, его наименования и наименования организации, утвердившей документ.

6.3.4 В стандарте должны применяться стандартизованные единицы величин, их наименования и обозначения.

6.3.5 При необходимости, в стандарте могут применяться общепринятые условные обозначения, изображения, знаки и сокращения.

6.4 Оформление стандарта

6.4.1 Стандарты выполняют машинным способом с помощью персонального компьютера на бумаге форматом А4 или в обоснованных случаях форматом А3. Допускается комплектовать в одном стандарте листы форматом А3 и А4.

6.4.2 Листы стандарта располагаются в следующей последовательности:

СТО СМК 07-2004 Система менеджмента качества. Стандарты организации. Порядок разработки, построения и оформления