Руководства, Инструкции, Бланки

руководство основная функция менеджмента img-1

руководство основная функция менеджмента

Рейтинг: 4.4/5.0 (1879 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство основная функция менеджмента

/ Шпаргалки - Менеджмент

Менеджмент - это управление, заведование и организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, применяемых с целью повышения уровня производства и увеличения прибыли. Менеджмент - это способность управляющего добиваться поставленных целей.

Менеджмент и рыночная экономика

1. Рыночная форма ценообразования. 2. Необходимая либерализация предпринимательской деятельности. 3. Формы собственности. 4. Демонополизация производства, концентрация. 5. Исключительное право собственности.

Менеджмент и управление. Сущность управления. Принципы управления А. Файоля

Принципы управления А. Файоля: 1. Разделение труда - позволяет повысить квалификацию, увеличить объем и улучшить качество производимой продукции при тех же затратах труда. 2. Власть - ответственность - право отдавать распоряжения и нести ответственность за результаты своих действий. 3. Дисциплина - повиновение и взаимодействие между менеджерами и рабочими, основанными на выполнении правил и порядков, установленных в фирме. 4. Единство-распорядительство - отдавать приказания может только один человек и ответственность за исполнение указания подчиненные несут только перед ним. 5. Единство руководства - один руководитель и один план действий, одна программа для совокупности операций, которые преследуют одну цель. 6. Подчинение индивидуальных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация или децентрализация - это вопрос меры, которая должна находиться в соответствии с ситуацией и способом руководства. 9. Иерархия. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность персонала. 13. Инициатива. 14. Единение персонала. Управление, как непрерывный универсальный процесс состоит из нескольких взаимосвязанных видов деятельности. Эккаутинг - анализ статистических данных, административной деятельности. Четко разработанные трудовые операции и высокая з.п. не всегда приводят к повышению производительности труда. Поведение человека на работе и результат его труда во многом зависят от социальных условий и работы менеджеров. Сущность управления: 1. Управление - процесс воздействия на работников в интересах поставленных целей. 2. объект У - люди, техника, технологии. 3. Субъект У - личность, тот кто управляет.

Историческая эволюция менеджмента. Ф.Тейлор, А.Файоль

1. В Древнем Египте (3 тыс. лет до н. э.) Сократ, одним из первых, дал характеристику управления, как особой сфере деятельности. Плато (428-348) дал классификацию форм государственного управления. Древний период - 9-7 в. до н.э. - особый вид деятельности - управление. Александр Македонский - теория и практика управления войсками. 2. Индустриальный период. Адам Смит - анализ различных форм разделения труда. Создание и использование вычислительных машин. 3. Период систематизации. Тейлор - основоположник менеджмента. Классическая школа менеджмента - А.Файоль. 4. Информационный период (1960 - по наши дни). Классическая школа может быть подразделена на две исторические философии управления: научный управленческий подход и административный управленческий подход. Научное управление было первым подходом в истории управленческой теории. Отцом научного управления считается Фредерик У. Тейлор (1856-1915). Идеи Тейлора сформировались в результате его практической деятельности. Пытаясь довести до максимума выпуск продукции, Тейлор ввел в практику менеджмента хронометраж, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений. Принципы: 1. Научный отбор рабочего. 2. Научное изучение и обучение рабочего. 3. Специализация работы. 4. Важность побудительных мотивов заработной платы. 5. Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Итак, Файоль сконцентрировал свое внимание на управленческой функции, значению которой до этого не придавалось особого внимания. Он расчленил управленческую функцию на ряд базовых элементов: планирование, организацию, распорядительство, координирование и контролирование. Более того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко ис­пользовались как руководство для современной управленческой мысли. 1. Разделение труда. 2. Власть и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Равенство руководства. 6. Субординация личного интереса и общей цели. 7. Вознаграждение. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь. 10. Порядок. 11. Равенство и справедливость. 12. Стабильность персонала. 13. Инициатива, обдумывание и выполнение плана. 14. Корпоративный дух.

Системный подход в современном менеджменте

Система отражает весьма сложные стороны общественного производства. Это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство. Системный подход - он принимает организацию фирмы, как абсолютно открытую систему, состоящую из ряда взаимодействующих подсистем, которые направлены на достижение цели. Главная идея системной теории в том, что не одно действие не предпринимается в изоляции с другим. Каждое решение имеет последствие для всей системы. Системный подход позволяет избежать ситуации, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. 1. Система функционализации. 2. Система результативных и эффективных стимулов. 3. Система власти. 4. Система логического принятия решений. При определении системы необходимо учитывать ее понятия: целостность, структурность, взаимозависимость структуры и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы. Важнейшие принципы системного подхода: 1. Процесс принятия решений должен начинаться с четкой формулировки конкретных целей. 2. Проблему рассматривают как единую систему. 3. Выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей. 4. Цели отдельных подсистем не должны вступать в противоречие с общими целями общей системы. 5. Обеспечение восхождения от абстрактного к конкретному. 6. достижение единства, анализа и синтеза логического и исторического. 7. Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействие.

Ситуационный подход в современном менеджменте

Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, который решающим образом влияет на фирму в данное, конкретное время. Ситуационный подход можно охарактеризовать как четырех-шаговый процесс: 1. Руководитель должен быть профессионалом. 2. Каждая из управляющих методик имеет сильные и слабые стороны и менеджер должен предвидеть вероятные их последствия. 3. Менеджер должен правильно объяснять ту или иную ситуацию и предвидеть какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации. 4. Менеджер должен увязывать конкретные приемы управления конкретной ситуацией. Основные ситуационные переменные: факторы внешней и внутренней среды. К основным внутренним переменным относятся: цели и задачи, структура, кадры, техника и технологии. Взаимодействие организации с внешней средой. Среда прямого воздействия: 1. Государственные организации (напр. налог. инсп.). 2. Потребители.

Руководство - основная функция менеджмента

Руководство - процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить (в бизнесе) - означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией. Прежде всего руководство стоит рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководить можно научиться, в потенциале это дано каждому из нас. Другим элементом руководства является непосредственно влияние на учеников, подчиненных, друзей и т. п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и под­сознательной. Обычно человек согласен идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т. д. Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства. Третий элемент руководства - обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Как упоминалось в теме о мотивации, личные цели от­дельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не должны мешать их достижению.Руководитель является лицом, персонифицирующим функции управления. Чаще всего речь идет о пяти функциях: стратегической; административной; эспертно-инновационной; воспитательной; лидирующей. 1. Стратегическая функция руководителя заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей фирмы, координации процесса разработки стратегии и составления планов. 2. Экспертно-инновационная функция руководителя, тесно связанная с предыдущей. 3 .Административная функция. 4. Воспитательная функция: создавать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, поддерживать традиции, разрешать возникающие конфликты, а еще лучше - их предотвращать. 5. Функция лидера. Планировать - принять порядок действий: установить, куда ведет выработанный курс (спрогнозировать). Организовывать - построить работу для эффективного выполнения цели. Работать с кадрами: набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать). Контролировать - обеспечить продвижение к цели согласно плана. Основной функцией топ-менеджмента является общее руководство.

Принятие решений - центральное звено в системе менеджмента

Управлять - это значит постоянно принимать решения и их осуществлять. Для менеджера принятие решений - это постоянная ответственная работа. Менеджмент - это управление, управление - это воздействие, воздействие осуществляется в форме принятия решений и их реализации.

Процесс управления, Функции менеджмента

Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Функции: планирование, координация, контроль. 1. Планирование включает определение руководства бизнесом путем установления целей и разработки стратегии, необходимой для достижения этих целей. 2. Организация включает определение особых действий и ресурсов, которое будут необходимы для воплощения разработанного плана действий, а также принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности. 3. Руководство включает сообщение другим, в чем состоят их обязанности По выполнению плана компании, а также обеспечение организационного окружения, в котором служащие побуждаются исполнять обязанности лучше. 4. Контроль включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, нацеленную на то, чтобы помочь обеспечить организационное исполнение в соответствии с потребностями и надеждами фирмы. Высшие менеджеры затрачивают значительную часть своего времени и оказывают наиболее сильное влияние на функцию планирования. Их осведомленность о состоянии дел в организации в целом, в соответствии с их практическими знаниями о внешнем окружении фирмы, делает высших менеджеров способными возглавить деятельность компании по планированию. Менеджеры среднего уровня, как и предполагает их положение, в большинство функций управления включены в средней степени. Исключение составляет их большая ответственность за контрольную деятельность на своем уровне. Менеджеры среднего звена не обязаны взваливать на себя главную ответственность за любую функцию на уровне организации, но они должны проявлять некоторую компетентность во всех управленческих задачах. Основные обязанности менеджеров первого уровня реализуются в функции руководства, поскольку существует относительно большое число подчиненных, с которыми они вступают в прямой контакт.

Мотивация и оплата труда

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей фирмы.

Исторические условия возникновения менеджмента

Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько периодов: 1. древний. 2. индустриальный. 3. систематизации. 4. информационный. Древний. С 7 тыс. до н.э. - 18 в.н.э. примерно около 7 тыс. лет до н.э. в ряде мест ближнего востока прошел переход от присваивающего хозяйства, охота, сбор плодов и т.д. и принципиально новой форме получения продукта их производству. Производящая экономика. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета возникновения менеджмента. Индустриальный 1776 - 1890 - связан с Адамом Смитом. А. Смит - классический, политический экономист, специалист в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя, государства. Систематизации. 1856 -1960. Формируются новые направления, школы, течения. Меняются сами исследователи, их взгляды. В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникли фабрики. Информационный. 1960 - т.д. разработаны более поздние теории управления, представителями экономической школы.

Модели принятия решений

Методы: 1. неформальные (эвристические), 2. Коллективные (обсуждение и принятие решения), 3. метод Дельфы. Неформальные методы основываются аналитических способностях лиц, принимающих решение. В большей части, неформальные решения основываются на интуиции менеджера. Преимущество этих методов в оперативности. Недостаток состоит в том, что неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочного решения.Коллективные методы, основным моментом которых является определение круга лиц-участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив. Главными критериями формирования такой группы является: 1. компетентность, 2. конструктивность мышления, 3. коммуникабельность (взаимоотношения). Коллективные формы групповой работы: 1. заседание, 2. совещание, 3. комиссия, 4. мозговая атака или мозговой штурм (наиболее распространенный метод).Метод Дельфы - это многоуровневая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам.

Коммуникации в системе менеджмента общая характеристика

Объектом приложения труда в сфере управления является информация, и именно ее потоками связаны друг с другом звенья управленческой структуры. Информация в системе управления передается по коммуникационным каналам, то есть линиям связи, возникающим между отдельными элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, людьми. Способ осуществления этих связей - будь то личная встреча, телефонный звонок, записка или официальный документ - значения при этом не имеет. Помимо движения содержательной управленческой информации, с помощью коммуникационных каналов осуществляются управленческие и технические связи между элементами управленческой структуры. Суть управленческих или административных связей состоит в передаче полномочий и ответственности нижестоящим звеньям управленческой структуры различных распоряжений, рекомендаций, инструкций, получении отчетов, советов и т.п. а также в процессе контроля. По своему назначению связи эти могут быть двух видов: координационными и интеграционными. Первые объединяют все элементы системы управления в единое целое, обеспечивая их подчиненность центральному, главному элементу, каковым может выступать, например, совет директоров фирмы, правление, штаб-квартира, общее собрание акционеров. Координационные же связи обеспечивают единство автономных действий элементов системы управления; в рамках фирмы их направляют межфункциональные органы (комитеты, специальные группы, стратегические хозяйствующие центры и т.п.), добиваясь добровольного согласования интересов этих субъектов. Наконец, технические связи между элементами управленческой структуры реализуются в процессе организационного обслуживания их деятельности, например, при подготовке и проведении совещаний, переговоров, обмена опытом, ведении делопроизводства, сборе, фиксации, хранении и выдаче информации безотносительно ее содержания. Совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации образуют коммуникационную структуру управления. По своим масштабам она может быть глобальной, если охватывает организацию целиком, или локальной, когда относится только к отдельной ее части. Осуществление всех коммуникаций только через одно какое-то центральное звено говорит о том, что коммуникационная структура централизована, а данное звено выступает не только в качестве посредника, но и контролера коммуникаций, имеющих форму вертикальных связей. Полицентричная коммуникационная структура, допускающая, что большая часть информации (малозначительной по содержанию) может идти в обход центрального звена, является децентрализованной. Наличие в коммуникационной структуре организации параллельных и пересекающихся каналов свидетельствует о ее сложности.

Организационные структуры управления фирмами

Под организационной структурой понимается совокупность подразделений, составляющих ту или иную организацию (отделов, участков, цехов и служб, органов управления, целых предприятий и их комплексов). Особенности организационной структуры определяются характером, разнообразием, техническим уровнем производственных процессов, глубиной разделения труда, степенью его специализации, масштабами деятельности, ее диверсификацией (разветвленностью), спецификой продукции или услуг. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации. В рамках организации эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы в соответствии с рядом принципов, среди которых можно выделить: количественный, временной, функциональный, территориальный, рыночный, продуктовый, целевой, профессиональный, технологический, инновационный и пр. В ряде случаев не все они могут быть применимы (это зависит от масштабов, характера деятельности, степени свободы организации или ее соответствующего подразделения). Принципы: 1. Количественный принцип структуризации. Суть его состоит в том, что подразделения в организации создаются, исходя из числа работников, необходимых для выполнения той или иной задачи. 2. Принцип структурирования - временной. Он также используется на низших уровнях организации и проявляется в том, что подразделения, исходя из экономических или технических причин, объединяют людей, занятых одновременно. 3. Технологический принцип структурирования, когда основу подразделения составляет какая-либо законченная технология. Чаще всего таким способом в рамках цехов выделяются участки. 4. Профессиональный принцип. Людей объединяет здесь не технология производства, а общая профессия. 5. Принцип структуризации - функциональный, когда подразделения строятся в соответствии с функциями предприятия, то есть главными направлениями его деятельности.

Прогнозирование как функция менеджмента

Прогнозирование - первичная функция управления фирмой. Это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта процесса или явления в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Поисковое прогнозирование - предсказание состояния объекта в будущем при тех тенденциях, которые имеются в настоящее время. На основе прогнозирования из разных вариантов выбирают один. При прогнозировании теоретически достижимые цели, пути и средства - возможные, вероятные (ресурсы).

Современный менеджмент. Общая характеристика

Отличительными чертами современного менеджмента являются: 1. Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии; 2. Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией; 3. Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности. 4. Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники; 5. Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений. 6. Интернационализация менеджмента - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.

Реализация принятия решений

Процесс реализации решения: Принятие решения - (сообщение о решении) - Реализация - (Установление обратной связи) - Оценка. 4 причины невыполнения решения: 1. Решение недостаточно четко сформулировано менеджером. 2. Решение ясно и четко сформулировано, но исполнитель его плохо уяснил. 3. Решение ясно и четко сформулировано, но у исполнителя не было необходимых средств для выполнения. 4. Решение ясно и четко сформулировано, но исполнитель был, внутренне, не согласен с решением менеджера. Исполнитель, в данном случае, может иметь свой метод реализации данного решения. Для того, чтобы организовать выполнение решения, надо иметь в виду, что руководитель учитывает не свою собственную деятельность, а труд других людей.

Внутрифирменная групповая динамика: общая характеристика

Эффективность групповой динамики. 1. Менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная группа существует. 2. Нужно понять, на сколько эта группа может быть ценной для достижения цели. 3. Менеджер должен выявить неформальных лидеров и управлять ими. 4. необходимо попытаться объединить цели формальных и неформальных групп. 5. Менеджер должен понять и согласиться с тем, что в независимости от того, что он делает, неформальные группы продолжают существовать.

Неформальные сообщения и неформальные структуры. Правила для менеджера при межличностных коммуникациях: 1. быть внимательным к возможным искажениям; 2. следить за языком поз, жестов, интонации; 3. устанавливать обратную связь. 55% информации передается через выражение лица, позы, жесты (невербальная информация). 38% - при модуляции голосом. 7% - слова.

Миссия и стратегия фирмы

Под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются предназначенные для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция включает в себя несколько элементов. Прежде всего к ним относится система целей - миссия, общефирменные и специфические цели, ранжированные с учетом возможных сроков и последовательности их реализации. Другой элемент стратегии - приоритеты в распределении ресурсов, которых, как известно, всегда не хватает. Разработка стратегии - процесс длительный и трудоемкий, поэтому ее пересмотр возможен раз в несколько лет. Обычно фирма имеет не одну, а несколько стратегий, как говорится, на все случаи жизни. Главная среди них - генеральная стратегия, отражающая способы реализации миссии фирмы. На случай непредвиденного поворота событий, например банкротства, разрабатываются ситуационные стратегии, указывающие "отходной путь", однако главными рабочими стратегиями являются функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей компании, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. Выделяются следующие основные функциональные стратегии современной фирмы: продуктово-рыночная, маркетинговая, конкурентная, инновационная, поглощений, капитальных вложений (инвестиционная), экспортная и другие. На практике чаще всего имеет место комбинированная стратегия, включающая в себя в том или ином соотношении элементы предыдущих, когда одни подразделения растут быстро, другие умеренно, третьи стабилизируются, четвертые сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретной ситуации может иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение производственного потенциала фирмы. 9 основных факторов, определяющих стратегию любой фирмы и придающих ей специфические свойства: 1. Корпоративная миссия, по формулировке которой можно судить о самой стратегии. 2.Конкурентные преимущества, отражающие наиболее благоприятные для фирмы способы ведения конкурентной борьбы. 3. Организация бизнеса, характеризующаяся способом деления фирмы на отдельные подразделения, их дифференциацией и интеграцией. 4. Продукция, выпускаемая фирмой, и ее соответствие запросам и нуждам потребителей. 5. Ресурсы, которыми фирма располагает для инвестирования в различные сферы деятельности и текущего производства. 6. Ожидаемые изменения структуры фирмы в результате приобретения или продажи ее предприятий, филиалов и т.п. осуществляемые с целью ее улучшения. 7. Рынки и их границы, в основе которых лежат не только географические факторы, но особенности продукции и круг ее потребителей. 8. Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, повышения деловой активности, раз вития научных исследований и разработок.

Другие статьи

Основы менеджмента

EREPORT.RU Процесс и функции управления. Уровни управления Процесс и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена: Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
  2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
  3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
  4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
  5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
  6. Ориентация на будущее.

Другие статьи раздела "Менеджмент "

Экономические статьи

+ Мировые товарные рынки

Функции руководителя, требования к его личностным и деловым качествам

Функции руководителя, требования к его личностным и деловым качествам

Эффективность управленческой деятельности зависит от целого ряда факторов.

Одними из важнейших факторов, влияющих на эффективность управления, являются личностные качества руководителя.

В психологии управления сложились разные подходы к рассмотрению вопроса, связанного с субъектом управления. Прежде всего, и ходимо определиться с самим определением. Что следует понимать. под категорией «субъект управления» («S упр.»)?

В обыденном сознании категория «субъект управления» отождествляется с такими понятиями, как руководитель, начальник, лидер, директор, заведующий, менеджер, командир и др. В отечественной психологии управления разводят управление в формальных и неформальных структурах. С управлением в неформальных структурах в большей степени отождествляется понятие лидерства, а в формальных - руководства. Американский менеджмент отождествляет понятия лидер и менеджер. Поэтому по традициям американского менеджмента, если последний в течение шести месяцев не становится общепризнанным лидером в своей структуре, он должен освободить занимаемую должность. Хотя теоретически Гарвардская школа бизнеса разводит эти понятия.

Рассмотрим, какими же основными качествами должен обладать современный руководитель? На наш взгляд, целесообразно рассмотреть этот вопрос рассмотрев основные функции руководителя. Под управленческой функцией (лат. functio - исполнение, деятельность, совершение) следует понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям», (см. Чисхольм П. Уверенность в себе: ключ к деловому успеху. М.,1994).

Именно они определяют набор тех качеств, которыми должен обладать руководитель что бы он мог успешно выполнять возложенные на него функции. Одним из первых основные функции руководителя необходимые ему для управления выделил А. Файоль.

При этом необходимо учитывать, что в реальной практике управленческой деятельности все функции неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Следует подчеркнуть, что специалисты по управлению рассматривают функции управления в рамках административной роли руководителя, в рамках управленческого цикла. Психология управлении рассматривая функции руководителя, берет за основу классификации все многообразие его социально-политических и воспитательных обязанностей.

Выделяя функции управления, необходимо учитывать уровень организации и соответственно уровень руководителя. В первичных коллективах руководящая деятельность в большей степени связана с организаторской деятельностью, в организациях более высокого уровня они разводятся.

В отечественной литературе по проблемам управления можно не встретить и другие перечни функций управленческой деятельности, в той или иной степени отличающихся друг от друга и приведенных выше. Но это не значит, что они являются взаимоисключающими. На наш взгляд, одни из них излишне детализированы, а другие излишне упрощены, но это несколько не умаляет их достоинств. Однако все они исходят из того, что основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:
- анализа состояния системы, контроля ее основных параметров количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления;
- определения состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.

Мы остановимся на рассмотрении шести основных функции в управленческой деятельности.

Целепологание. Данная функция предполагает ее выполнение с учетом реальной социально-экономической, внутриорганизационной ситуаций, а также требований, предъявляемых вышестоящим руководством. И, исходя из этого, осуществлять корректировку целей с учетом складывающейся обстановки.

Иногда функцию целеполагания отождествляют с функцией планирования, сводят их воедино. Но, на наш взгляд, их следует различать исходя из уровня управленческой деятельности. Чем он выше, тем более значима в деятельности руководителя функция целеполагания. Целеполагание никогда никому не делегируется, а функция планирования На определенных уровнях руководства может делегироваться соответветсвующими работникам.

Функция планирования. Функция планирования тесно взаимосвязана с функцией целеполагания. Любой уровень планирования осуществляется исходя из тех целей, которые стоят перед организацией. Планирование является элементом любой экономической системы. Для советской управленческой культуры было характерно директивное планирование. Его элементы сохраняются до сих пор. В современных экономических условиях оно должно уступить место вероятностным моделям в планировании. В мировой хозяйственной системе такие модели получили достаточно широкое распространение. Его смысл заключается в создании (разработке) нескольких возможных вариантов (от 2 до 5-7) будущего развития организации, как на ближайшую, так и на далекую перспективу (5-20 лет).

Основой любого вида планирования является объективный диализ состояния и перспективных возможностей организации. Этот анализ должен касаться всех сторон деятельности организации. Цель данного диализа - выявить причины имевших место неудач, потенциальные возможности, имеющиеся резервы.

Наряду с анализом, выполнение данной функции предполагает и диагностическую деятельность. Прогнозирование является важнейши инструментом принятия управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (ориентиров деятельности) и количесвенных соответствующих заданий, конъюнктуры и потребностей рынка. В зарубежном менеджменте понятие планирования часто отождествляют с понятием прогнозирования.

Факторы, влияющие на реализацию функции планирования:
- неопределенности;
- Организационные;
- Психологические.

Более подробно остановимся на рассмотрении психологических факторов. При этом необходимо учитывать, что на разных иерархических уровнях управленческой деятельности и в различных формах собственности проявление этих факторов будет иметь свои особенности.

Проблемы мышления связаны с процессом принятия решения на реализацию данной функции и связаны с особенностями управленческого мышления: видеть не только завтрашний день, но и перспективу во всей ее совокупности с возможными изменениями и даже потрясениями.

Планирование с точки зрения мотивации связано с формированием определенных намерений, либо личных, либо групповых, которые в свою очередь обеспечивают сохранение мотивационного значения перспективной цели.

При планировании психологически важно ориентировать сотрудников на высокие цели и крупномасштабные задачи. Служение высоким целям и идеалам способствует росту самоуважения и развитию креативности, тем более, что практика показывает: во многих случаях цели недопустимо занижаются.

Проблемы волевой регуляции связаны с тем, что жесткие планы в современных рыночных условиях зачастую вступают в противоречия с действительностью. В этой ситуации руководитель оказывается перед дилеммой: либо сорвать его выполнение, либо выполнить любой ценой. Это приводит к серьезным социально-психологическим переживаниям на фоне которых теряется смысл реализации этой функции.

Переход от жесткого планирования к гибкому прогнозированию изменений, опирающемуся на объективные данные, и на этой основе составление вероятностных планов деятельности позволяет значительно снизить эти негативные явления.

Таким образом, под планированием следует понимать функцию управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

Характеризуя функции целеполагания и планирования, следу подчеркнуть, что все остальные функции-организации, координации стимулирования и контроля - подчинены их обеспечению.

Эффективность управленческой деятельности во многом и предопределяется организационным началом. Самое мудрое управленическое решение не будет реализовано, если не организовано его исполнение, исполнителю не ясна его цель, и оно не подкреплено соответствующей стимуляцией и мотивацией.

Термин «организация» (от лат. organize - придаю стройный вид, устраиваю) в психологии управления имеет двоякий смысл.

Организация как функция управления обеспечивает ynopядочивание всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерхарических уровнях, направленных на реализацию программных целей и планов развития.

Организация как некое объединение, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих целей данного коллектива.

Образно организацию управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеющегося состояния в желаемое. Задачей организации управления является определение способов, с помощью которых можно перевести с наименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительности показатели в планируемое состояние.

В науке управления весьма велик диапазон взглядов на порядок реализации функции организации. Разработаны и практически реализованы множество методов организации управления при различных подходах к вопросам собственности и разной степени демократизации общества. От единоличного распоряжения и решения всех вопросов - до коллективного.

Современная концепция организации управления предполагает решающую роль коллектива в принятии стратегических управленческих решений, а коллегиальный стиль управления имеет значительные преимущества. Однако при этом принятие управленческих решений остается прерогативой высшего руководящего звена. Но специалисты оказывают существенное влияние на процессы стратегического управления, ими вносят свои предложения, выдвигают, отстаивают, опровергают те или иные альтернативы, оценивают проекты и варианты, выявляя таким образом наилучшие решения. Развитие системы самоуправления, широкое вовлечение в систему управления трудового коллектива, развитие его сознательного, творческого отношения к задачам организации является одним из основных направлений совершенствования реализации Ф> нкции организации. Эффективность такого подхода наглядно демон! I рирует японская управленческая культура.

Одной из форм реализации организационной функции выступает делегирование полномочий. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя части подчиненных задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Таким образом, делегирование выступает средством, при помощи которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других сотрудников.

Делегирование осуществляется в процессе повседневной будничной работы.

Основные правила эффективности делегирования полномочий:
- делегирование осуществляется заблаговременно;
- делегированные полномочия должны соответствовать способностям и возможностям сотрудников;
- при делегировании обязательны мотивация и стимулирование;
- задача или работа, как правило, делегируется целиком;
- объяснение смысла и сути делегирования;
- однородные задачи делегируются, как правило, одному и тому же сотруднику;
- не делегируются одни и те же полномочия нескольким сотрудникам;
- всесторонний инструктаж при передаче полномочий;
- контроль за выполнением делегированных полномочий;
- ресурсное обеспечение (информационное и временное);
- оказание поддержки.

Функция координации - при возникновении несоответствия между элементами созданной организационной системы, направленной на претворение в жизнь планов, появляется необходимость осуществления определенной ее корректировки. В этом и заключается смысл функции координации.

Под координацией понимается согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

Для того чтобы организация могла выполнить стоящие перед ней цели, ее задачи должны быть скоординированы. Это осуществляется при помощи вертикального разделения труда. Посредством этой функции осуществляется поддержание управляемых процессов в рамках, заданных соответствующей программой, планом.

Функция контроля. Под контролем следует понимать функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию социальной системы, выявляющую отклонения и их причины. Контроль рассматривается как процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Основная цель контроля - выявить слабые места и ошибки, их причины, своевременно исправить и не допускать повторения. Современная теория управления выработала четкие требования к контролю.

Понятие контроля взаимосвязано с категорией учета, это тесно взаимосвязанные понятия. Учет ведется в количественных или стоимостных показателях, так как задачи этого класса легко поддаются формализации, алгоритмизации и программированию. Учет лежит в основе любого анализа, который является сутью контроля.

Социально-психологическая составляющая функции контроля обстоит в том, что он в большей степени должен носить опережающий характер, предупреждать нарушения, выполнять не только карательные функции, но и быть формой проявления внимания к труду работники, фактором мотивации его трудовой деятельности.

Предварительный контроль реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Применяется по отношению к ресурсам.

Текущий - осуществляется, когда работа уже идет и обычно проводится в виде контроля работы подчиненного его непосредственн начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Опережающий -контроль, позволяющий компенсировать инерционность системы и базирующийся на предвидении, предполагает анализ и контроль переменных и на этой основе - прогнозирование развития ситуации и предупреждение возможных негативных явлений функций.

Можно определить алгоритм выполнения функции контроля.

При реализации данной функции необходимо учитывать ряд основНых правил:
- контролируемый объект должен иметь конкретные параметры, поддающиеся измерению;
- устанавливать высокие, но реально достижимые стандарты;
- только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля;
- контроль должен быть нацелен на достижение конкретного конечного результата;
- главная функция контроля не наказать, а оказать помощь в устранении причин, приведших к недостаткам;
- учитывать поведенческие аспекты контроля;
- устанавливать критерии, которые должны пониматься контролируемыми;
- двустороннее общение в процессе контроля;
- избегать чрезмерного контроля;
- учитывать взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Арсенал методов контроля весьма разнообразен.

В последние годы он пополнился системой контроллинга, позволяющей определять ход выполнения оперативных и долгосрочных планов. Он нашел широкое практическое применение в крупных фирмах и корпорациях.

Стимулирование, мотивация как функция управления. Прежде всего, надо определиться с основными категориями: мотив, стимул, мотивация, а также с тем, как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Стимул (лат. stimulus - острая палка, которой погоняли животных) - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее определенную деятельность. Предполагает сбалансированное применение всего спектра форм, как вознаграждения, так и принуждения.

Мотивация управления - побуждение работника к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, возбуждение их осознанной социальной активности. Необходимо учитывать, что человек никогда не делает качественно ту работу, смысл которой он не понимает, и которая достаточно не стимулируется и не оценивается.

Моральное стимулирование предполагает активизацию деятельности, связанную с учетом индивидуальных социально-психических, психических особенностей личности, особенностей ее мотивации. Это способ повышения эффективности деятельности путем использования механизмов самоутверждения, общения, эмпатии, убеждения, внушения, подражания и других психических феноменов.

Каждый поступок нуждается в оценке самого человека и окружающих его людей. При этом отрицательная оценка, непродуманное применение санкций вызывает, как правило, непредсказуемую реакцию. Смысл наказания заключается в его неотвратимости, а не в тяжести. Положительная оценка поступка, особенно своевременная и сообразная, не только закрепляет образ позитивного поведения, но и удовлетворяет нашу естественную потребность в повышении самооценки.

Однако в последние годы наблюдается рост числа людей, не имеющих мотивации к общественно полезной деятельности или избегающих любого вида работы. Это не только лица, избегающие трудовой деятельности по различным идеологическим мотивам (бомжи, панки, участники различных неокультовых объединений), но и дети обеспеченных родителей и имеющие возможность жить за их счет. Немецкий психолог Петер Вейдер в своей книге «Кто же те люди, которые хотят меньше работать?» констатирует, что из общего числа жителей 27% не подвержены мотивации. Из них 75% моложе 35 лет. Они имеют самый низкий уровень образования. Томимые скукой, они находятся в постоянном поиске новых соблазнов, подвержены идеологии разного толка. По его мнению, они предоставляют серьезную опасность для общества. По мнению западных специалистов в сфере менеджмента, такие люди должны «отфильтровываться этапе приема на работу, т.к. предприятия - «не благотворительные организации». В какой-то степени жестоко, но справедливо.

Определившись с сущностью и содержанием основных функций руководителя, следует остановиться на рассмотрении перечня качеств которыми он должен обладать. Следует подчеркнуть, что и при рассмотрении этой проблемы существуют различные подходы как отечечественных, так и зарубежных авторов. Множество существующих подходов к этой проблеме можно объединить в три основных группы.

Сторонники функционального подхода определяют основные качества руководителя исходя из структуры его функций.

Основоположники личностного подхода (одного из наиболее разработанных) утверждают, что успех управленческой деятельности обусловлен обладанием руководителя некоторым множеством личносных черт, которые, по мнению сторонников биологизаторских концепции передаются генетически.

Теоретики ситуативно-деятельностного подхода исходят из того, что эффективность управления определяется соответствием качеств руководителя конкретной ситуации. Эффективное управление рассматриевается, как функция управляемой системы и ситуации.

Несмотря на разнообразие подходов к рассмотрению данной проблемы, необходимо подчеркнуть, что управленческая деятельность, ни является профессиональным видом деятельности. Исходя из этого, и перечень основных качеств руководителя определяется в соответствующих профессиограммах.

Стрессоустойчивость. По мнению И. Бренгельмана, инициативная, ориентированная на успех и достаточно эффективная деятельность повышает стрессоустойчивость, неэффективное поведение (социальный дезинтерес, социальная некомпетентность, пессимизм, личностная закрытость) снижает стрессоустойчивость менеджера.

Интеллектуальные качества. Высокий уровень интеллекта не гарантирует высоких результатов деятельности менеджера. Но, с другой стороны, для креативного решения сложных задач необходим сответствующий уровень развития интеллекта. Вместе стем наблюдается взаимосвязь интеллекта с преобладающим стилем управленческой деятельности. Интеллект современного руководителя должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Для руководителя важнее преобладание широты ума над глубиной. Это позволяет ему сформировать у себя качество, получившее название «фактора геликоптера» способность подняться над частностями, увидеть все «поле проблем» соответственно выделить главные и второстепенные.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема качеств современного руководителя остается достаточно актуальной и в наши дни. Завершая рассмотрение проблемы качеств современного руководителя, хочется привести девиз газеты русских предпринимателей «Биржевые ведомости»: «Прибыль - превыше всего, но честь превыше прибыли».