Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обкатке компрессора тепловоза охрана труда img-1

инструкция по обкатке компрессора тепловоза охрана труда

Рейтинг: 4.2/5.0 (1901 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

РД -93 - Типовая инструкция по охране труда для машиниста тепловоза

РД 34.03.234-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста тепловоза

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА

Дата введения 1993-01-26

СОСТАВЛЕНО АО "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"

Исполнители Н.И. Михайлова (Смоленскэнерго), М.В. Сапожников, Т.В. Чурсинова, В.Г. Тимашов (ОРГРЭС)

СОГЛАСОВАНО с Всероссийским комитетом "Электропрофсоюз" (Постановление от 14.01.93 г. № 16)

УТВЕРЖДЕНО Отделом охраны труда и техники безопасности комитета электроэнергетики Минтопэнерго РФ 26.01.93 г.

Заместитель председателя И.А. Новожилов

В настоящей Типовой инструкции (далее Инструкция) приведены требования по охране труда для машиниста тепловоза.

Данная Инструкция предназначена для разработки местных инструкций с учетом конкретных условий труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по охране труда является основным документом, устанавливающим для рабочих правила поведения на производстве и требования безопасного выполнения работ.

1.2. Знание Инструкции по охране труда обязательно для рабочих всех разрядов и групп квалификации, а также их непосредственных руководителей.

1.3. Администрация предприятия (цеха) обязана создать на рабочем месте условия, отвечающие правилам по охране труда, обеспечить рабочих средствами защиты и организовать изучение ими настоящей Инструкции по охране труда.

На каждом предприятии должны быть разработаны и доведены до сведения всего персонала безопасные маршруты следования по территории предприятия к месту работы и планы эвакуации на случай пожара и аварийной ситуации.

1.4. Каждый рабочий обязан:

соблюдать требования настоящей Инструкции;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю, а при его отсутствии - вышестоящему руководителю о происшедшем несчастном случае и обо всех замеченных им нарушениях требований Инструкции, а также о неисправностях сооружений, оборудования и защитных устройств;

помнить о личной ответственности за несоблюдение требований техники безопасности;

содержать в чистоте и порядке рабочее место и оборудование;

обеспечивать на своем рабочем месте сохранность средств защиты, инструмента, приспособлений, средств пожаротушения и документации по охране труда.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнять распоряжения, противоречащие требованиям настоящей Инструкции и "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок " (ПТБ) - М. Энергоатомиздат, 1987.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К работе на данную рабочую профессию допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению вышеуказанной работы.

2.2. Рабочий при приеме на работу должен пройти вводный инструктаж. До допуска к самостоятельной работе рабочий должен пройти:

первичный инструктаж на рабочем месте;

проверку знаний настоящей Инструкции по охране труда; Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования; по применению средств защиты, необходимых для безопасного выполнения работ; ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим и членом бригады в объеме, соответствующем обязанностям ответственных лиц ПТБ;

обучение по программам подготовки по профессии.

2.3. Допуск к самостоятельной работе должен оформляться соответствующим распоряжением по структурному подразделению предприятия.

2.4. Вновь принятому рабочему выдается квалификационное удостоверение, в котором должна быть сделана соответствующая запись о проверке знаний инструкций и правил, указанных в п. 2.2. и право на выполнение специальных работ.

Квалификационное удостоверение для дежурного персонала во время исполнения служебных обязанностей может храниться у начальника смены цеха или при себе в соответствии с местными условиями.

2.5. Рабочие, не прошедшие проверку знаний в установленные сроки, к самостоятельной работе не допускаются.

2.6. Рабочий в процессе работы обязан проходить:

повторные инструктажи - не реже одного раза в квартал;

проверку знаний Инструкции по охране труда и действующей Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования один раз в год;

медицинский осмотр - один раз в два года;

проверку знаний по ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим или членом бригады - один раз в год.

2.7. Лица, получившие неудовлетворительную оценку при квалификационной проверке, к самостоятельной работе не допускаются и не позднее одного месяца должны пройти повторную проверку.

При нарушении правил техники безопасности в зависимости от характера нарушений проводится внеплановый инструктаж или внеочередная проверка знаний.

2.8. При несчастном случае рабочий обязан оказать первую помощь пострадавшему до прибытия медицинского персонала. При несчастном случае с самим рабочим, в зависимости от тяжести травмы, он должен обратиться за медицинской помощью в здравпункт или сам себе оказать первую помощь (самопомощь).

2.9. Каждый работник должен знать местоположение аптечки и уметь ею пользоваться.

2.10. При обнаружении неисправных приспособлений, инструмента и средств защиты рабочий должен сообщить своему непосредственному руководителю.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать с неисправными приспособлениями, инструментом и средствами защиты.

2.11. Во избежание попадания под действие электрического тока не следует наступать или прикасаться к оборванным, свешивающимся проводам.

2.12. Невыполнение требований Инструкции по охране труда для рабочего рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

За нарушение требований инструкций рабочий несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2.13. В процессе работы машиниста тепловоза могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, повышенное напряжение в электрической цепи, пониженная температура воздуха рабочей зоны, движущиеся и вращающиеся механизмы.

2.14. Для защиты от воздействия опасных и вредных факторов необходимо применять соответствующие средства защиты.

При повышенном уровне шума нужно применять противошумные наушники или вкладыши "Беруши", ограничивать время пребывания в зоне повышенного шума при работе вибратора.

Для защиты от пониженной температуры - теплая спецодежда и подогрев воздуха в кабине.

Для защиты от повышенного напряжения - блокировки двери, сигнализация, знаки безопасности.

На каждом тепловозе должны быть следующие защитные средства:

две пары диэлектрических перчаток;

два диэлектрических коврика, размером 0,5×0,6;

комплект противопожарного оборудования и сигнальных принадлежностей.

При работе возле вращающихся и движущихся частей или механизмов необходимо находиться на безопасном расстоянии в спецодежде, застегнутой на все пуговицы и не имеющей развевающихся частей.

2.15. Машинист тепловоза должен работать в спецодежде и применять средства защиты, выдаваемые в соответствии с действующими отраслевыми нормами.

2.16. Машинисту тепловоза бесплатно выдаются согласно отраслевым нормам следующие средства индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный - на 12 мес.;

рукавицы комбинированные - на 3 мес.;

валенки - по поясам;

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке - по поясам;

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке - по поясам;

очки защитные - до износа;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) - на 12 мес.

При выдаче двойного сменного комплекта спецодежды срок носки удваивается.

В зависимости от характера работ и условий их производства машинисту тепловоза бесплатно временно выдается дополнительная спецодежда и защитные средства для этих условий.

2.17. При следовании к рабочему месту по территории машинист тепловоза должен:

идти по дорожкам, специально предназначенным для пешеходного движения, придерживаясь при этом правой стороны (на дорогах, где нет пешеходных дорожек, необходимо идти по левой стороне навстречу движущемуся транспорту и при подходе автомашин сходить на обочину);

быть внимательным к сигналам движущегося транспорта и соблюдать требования дорожных и сигнальных знаков;

не перебегать дорогу впереди движущегося транспорта;

не находиться на путях;

не подлезать под вагонами, пользоваться только тормозными площадками вагонов;

прежде чем сойти с тормозной площадки на междупутье, убедиться в отсутствии движущихся по смежному пути на опасном расстоянии локомотивов, вагонов, дрезин;

садиться на тормозную площадку и специальную подножку и сходить с них можно только при остановке подвижного состава;

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, не вставая на рельсы, предварительно убедившись в отсутствии с обеих сторон движущихся вагонов или локомотивов, не перебегая путь перед близко идущим подвижным составом. Стоящие на пути вагоны обходить на расстоянии не менее 5 м и под прямым углом, проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между ними не менее 5 м;

руководствоваться сигналами звуковой и световой сигнализаций при переходе путей надвига груженых вагонов в районе вагоноопрокидывателей;

обходить на безопасном расстоянии места, где ведется работа на высоте или перемещается груз;

не заходить за ограждение опасной зоны;

подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружения или устройства, угрожающего безопасности движения, кроме того немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

3.1. Перед приемом смены машинист тепловоза должен:

привести в порядок спецодежду. Рукава и полы спецодежды следует застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Одежду необходимо заправить так, чтобы не было свисающих концов или развевающихся частей. Обувь должна быть закрытой и на низком каблуке. ЗАПРЕЩАЕТСЯ засучивать рукава спецодежды.

При осмотре тепловоз должен быть заторможен ручным тормозом или с помощью башмаков;

осмотреть все узлы и детали тепловоза;

ознакомиться с работой предыдущей смены, узнать от сдающего смену о всех неисправностях и замечаниях, имеющих место в их смене.

3.2. При приеме смены машинист тепловоза должен проверить:

работу песочниц, сигналов, систему смазки, противопожарных средств;

наличие, прочность крепления, ограждения вращающихся деталей, корпуса двигателя и других узлов;

наличие и прочность лестниц, площадок, состояние дверей;

наличие и исправность противопожарного инвентаря в тепловозе.

3.3. При осмотре аккумуляторной батареи следует применять переносную лампу. ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться открытым огнем, зажигать спички и курить.

3.4. Машинист тепловоза должен убедиться в наличии масла, охлаждающей жидкости двигателя и в основных узлах тепловоза.

3.5. О всех неполадках машинист должен доложить диспетчеру и с его разрешения принять смену.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. ЗАПРЕЩАЕТСЯ движение подвижного состава со скоростью, превышающей установленную. При неблагоприятных метеорологических условиях (сильный ветер, туман, метель), а также на неосвещенных путях маневровая работа производится с особой бдительностью со скоростью, обеспечивающей возможность немедленной остановки.

4.2. Во время движения поезда двери кабины должны быть закрыты, но не заперты. ЗАПРЕЩАЕТСЯ высовываться из окон кабины за пределы ветрового стекла, осматривать и смазывать движущиеся части тепловоза или исправлять какие-либо повреждения.

4.3. Движением маневрового локомотива может руководить только руководитель маневров (помощник машиниста тепловоза, составитель).

4.4. При производстве маневров разрешается приводить в движение локомотив только по получении сигнала от составителя. Если машинисту не понятен или не виден подаваемый сигнал, он должен прекратить передвижение локомотива и выяснить обстановку.

4.5. Производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончена, допускается только по согласованию с работниками, распоряжающимися погрузочно-разгрузочными работами (бригадир грузчиков, начальник смены).

4.6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ следование по путям маневровых составов без сопровождения составителя.

4.7. Скорость при маневрах должна быть не более 40 км/ч - при движении вагонами, прицепленными сзади по свободному пути; 25 км/ч - при движении вагонами впереди; 3 км/ч - при подходе локомотива к вагонам, постановке вагонов и вытаскивание их из разгрузочного сарая, с эстакад складов и размораживающего устройства; 2 км/ч - при взвешивании вагонов.

4.8. Передвижение вагонов, перегоняемых в ремонт с неисправностями, угрожающими безопасности движения, должно производиться под наблюдением работника вагонной службы, составителя или диспетчера со скоростью не более 3 км/ч.

4.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ устранение неисправностей и заливка масла в буксы движущегося вагона и при производстве маневровых работ.

4.10. Перед заездом маневрового состава или локомотива в разгрузочный сарай или размораживающее устройство, составитель должен получить разрешение на заезд от диспетчера, проверить надежность закрепления ворот в открытом положении, наличии свободного пути и габарита проезда.

4.11. При производстве маневров в местах работы путевых бригад с пересечением переездов на территории ГРЭС, маневровые бригады должны своевременно подавать сигналы при приближении к находящимся около пути или платформы людей, а также предупреждать работающих на погрузке-разгрузке, ремонте пути и т.д. В этих случаях при движении маневрового состава вагонами вперед составитель должен находиться на первой по движению тормозной площадке или подножке для подачи предупредительных сигналов, а при отсутствии тормозных площадок и подножек составитель должен идти по обочине или посередине междупутья, впереди передвигаемых вагонов.

4.12. Для освещения мест работы при осмотре и ремонте локомотива в пути следования в ночное время должно применяться переносное освещение напряжением не выше 42 В. ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться факелами.

4.13. Производить опробование тормозов и приводить локомотив в движение можно только убедившись, что локомотивно-составительная бригада находится на своих местах, а другие лица, находящиеся поблизости от локомотива или на его пути, отошли на безопасное расстояние.

4.14. ЗАПРЕЩАЕТСЯ отключать любое блокировочное или защитное устройство, предназначенное для обеспечения безопасности обслуживаемого персонала, а также прикасаться к проводам, частям машин, приборов и аппаратам, находящихся под напряжением, независимо от значения напряжения.

4.15. ЗАПРЕЩАЕТСЯ занимать посторонними предметами коридоры, проходы, кабины машиниста тепловоза во время движения.

4.16. ЗАПРЕЩАЕТСЯ хранить инструмент и другие посторонние предметы в местах установки аккумуляторов.

4.17. Управлением локомотивом при маневрах машинист может доверить помощнику машиниста только под своим наблюдением и под свою личную ответственность.

4.18. ЗАПРЕЩАЕТСЯ локомотивной бригаде при движении локомотива входить и сходить с него на ходу, а также проезжать стоя или сидя на подножках и других наружных частях локомотива.

4.19. При наборе песка и разравнивании его в резервуарах песочницы не допускается подгребание песка руками к клапанам ручного привода и приведение в действие песочницы во время набора.

4.20. ЗАПРЕЩАЕТСЯ на тепловозе проводить какие-либо работы в высоковольтной камере при работающем генераторе, а также заходить в шахту холодильника при включенном вентиляторе.

4.21. ЗАПРЕЩАЕТСЯ проверять заземление кожухов электрических приборов, аппаратов, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала.

4.22. Ввод тепловозов в депо и их вывод необходимо производить при неработающем дизеле.

4.23. На каждом тепловозе в кабине машиниста должны быть вывешены силовые и вспомогательные электрические схемы.

4.24. На тепловозе кожуха электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала, должны быть надежно заземлены.

4.25. При сходе локомотива или вагонов с железнодорожного пути, при разливе мазута машинист обязан доложить об этом начальнику цеха и действовать согласно его указанию.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании смены машинист тепловоза должен:

затормаживать ручным тормозом или тормозными башмаками тепловоз;

сдать смену следующему дежурному машинисту тепловоза;

проверить техническое состояние тепловоза. О выявленных неисправностях доложить механику, мастеру, а мелкие неисправности удалить самому;

доложить о сдаче смены диспетчеру. Сдача смены при технически неисправном и грязном состоянии тепловоза ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Уход с рабочего места без сдачи смены не допускается.

Видео

Другие статьи

Конструкция, техническое обслуживание и текущие ремонты тепловозного компрессора типа КТ-6

Конструкция, техническое обслуживание и текущие ремонты тепловозного компрессора типа КТ-6 Заключение Список литературы Приложение Введение

Компрессоры предназначены для обеспечения сжатым воздухом тормозной сети поезда и пневматической сети вспомогательных аппаратов: электропневматических, контакторов, песочниц, сигналов, стеклоочистителей и других.

Применяемые на подвижном составе компрессоры классифицируются по числу цилиндров (одно-, двухцилиндровые и т.д.); по расположению цилиндров (горизонтальные, вертикальные, V-и W-образные); по числу ступеней сжатия (одно- и двухступенчатые); по типу привода (с приводом от электродвигателя или от двигателя внутреннего сгорания).

Вспомогательные компрессоры служат для наполнения сжатым воздухом пневматических магистралей, например, главного воздушного выключателя, блокирования щитов высоковольтной камеры и токоприемника при отсутствии сжатого воздуха в главных резервуарах и резервуаре токоприемника после длительной стоянки электроподвижного состава в нерабочем состоянии.

Нормальная работа тепловоза во время эксплуатации зависит, главным образом, от правильного технического обслуживания всех его механизмов.

В комплекс мероприятий по техническому обслуживанию тепловоза в депо входят:

1) тщательный уход за тепловозом во время эксплуатации и его периодический технический осмотр тепловозными бригадами ежедневно и при каждом выезде тепловоза из основного депо;

2) контрольный технический осмотр тепловоза комплексными бригадами депо совместно с обслуживающим персоналом тепловоза;

3) текущий ремонт и регулировка механизмов в депо. Текущий ремонт узкоколейных тепловозов в депо подразделяется на малый и большой периодические и подъемочный ремонты.

Поэтому в своей курсовой работе я более подробно хотел рассмотреть ремонт компрессоров типа КТ 6.

1. Описание и работа

1.1 Назначение узла

Компрессоры должны полностью обеспечивать потребность в сжатом воздухе при максимальных расходах и утечках его в поезде. Во избежание недопустимого нагрева режим работы компрессора устанавливается повторно-кратковременным. При этом продолжительность включения (ПВ) компрессора под нагрузкой допускается не более 50 %, а продолжительность цикла до 10 мин.

Компрессоры тормозные воздушные типа КТ 6 предназначены для получения сжатого воздуха, необходимого для питания тормозной и други пневматических систем и приборов локомотива и поезда.

Основными показателями работы компрессора являются производительность (подача), объемный, изотермический и механический КПД.

Производительностью компрессора называется объем воздуха, нагнетаемый компрессором в резервуар в единицу времени, замеренный на выходе из компрессора, но пересчитанный на условия всасывания. Производительность компрессора локомотива определяют по времени повышения давления в главных резервуарах с 7, 0 до 8, 0 кгс/см2.

Температура воздуха в нагнетательной трубе на расстоянии от 0, 8до 1, 0 м от патрубка цилиндра при ПВ=50% не должна превышать 200°С, а температура масла в картере - 85°.

Коэффициентом подачи компрессора называется отношение поданного в главный резервуар объёма воздуха, приведённого к температуре и давлению всасывания, к объёму, описываемому поршнем. Коэффициент подачи учитывает все потери -сопротивление всасывающих клапанов, неплотность поршневых колец, условия охлаждения и др. (для компрессора КТ6 он составляет0, 7-0, 85).

Согласно ГОСТ 10393-74, компрессоры на перспективу должны иметь подачу 1; 2; 3; 3, 5; 7 и 10, 5 м3/мин, номинальное избыточное давление 1, 0 МПа и частоту вращения вала 1450 об/мин, кроме компрессоров с подачей 1 м3/мин, у которых номинальное избыточное давление 0, 8 МПа и частота вращения вала 100 об/мин.

Надёжность компрессоров должна соответствовать следующим показателям:

- число отказов до первой плановой переборки - 0, 003 на 1 тыс.часов работы, или 0, 1 на 1 млн. км пробега

- ресурс до первой плановой переборки (замена поршневых колец) - 10-13 тыc. часов работы, или 0, 3-0, 44 млн. км пробега

- ресурс до первого капитального ремонта 40-45 тыс. часов работы, или 1, 2-1, 35 млн. км пробега локомотива

1.2 Основные технические характеристики узла

1.3 Комплектность узла

В комплект поставки компрессора входят:

1) компрессор воздушный КТ6 - 1шт

2)запасные части, предназначенные для нормальной работы компрессора в течении гарантийного срока - 1 комплект

3) паспорт на компрессор - 1шт.

4) Товаросопроводительная документация -1 комплект

1.4 Устройство и работа

Компрессор КТ6 (рис. 1) - двухступенчатый, техцилиндровый, поршневой, с воздушных охлаждением, оборудованный для перехода на холостой ход.

В правом ЦНД при движении поршня вниз вследствие разрежения пластины клапан отжимается от седла и происходит процесс всасывания(жёлтый цвет) через фильтр 17 и всасывающие клапаны 16 (нагнетательный клапан 15 закрыт), а в левом ЦНД - первая ступень сжатия (зелёный цвет) и нагнетание через клапан 2 по трубе 5 в холодильник 4 (всасывающие клапаны 1 закрыты).

Путь воздуха из ЦНД и ЦВД через холодильник 4 показан стрелками.

Воздух по трубе 5 поступает в верхний коллектор 7, откуда по ребристым трубкам 6 (12 трубок) попадает в нижний коллектор 3, а затем по второму ряду ребристых трубок 8 (10 трубок) поднимается в камеру 9, сообщённую с полостью крышки 10 ЦВД. Такой же процесс происходит и во втором ЦНД(камера 9 общая для обоих ЦНД).

При движении вниз поршень ЦВД засасывает через всасывающие клапаны 11 сжатый воздух из холодильника, а при обратном ходе сжимает его. Когда давление воздуха сравняется с давлением в главном резервуаре, открываются нагнетательные клапаны 12, и при дальнейшем движении поршня происходит нагнетание воздуха (синий цвет) в главные резервуары по трубе 13.

Рисунок 1 - Работа КТ-6

Как только в главном резервуаре установится максимальное давление, воздух из регулятора давления по трубопроводу 14 поступит к разгрузочным устройствам ЦНД и ЦВД (красный цвет) в полости над диафрагмами, которые перемещают поршни и упоры с пальцами, отжимая пластины всасывающих клапанов 11, 16 и 1 от седла, и удерживают их в открытом положении, вследствие чего компрессор работает вхолостую, без нагнетания воздуха. При выпуске воздуха регулятором давления из трубопровода 14 пластины всасывающих клапанов садятся на сёдла.

На рисунке 2 более подробное устройство КТ-6. (так же см. чертеж).

Компрессоры КТ6-Эл не имеют:

- бачка для гашения пульсаций стрелки манометра,

- в картере - электроподогревателя.

Компрессоры КТ6 и КТ7 (кроме тепловозов 2ТЭ116) приводятся в действие от коленчатого вала дизеля через муфту, а компрессоры КТ6-Эл -от электродвигателя через редуктор и эластичную муфту.

Рисунок 2 - Компрессор КТ-6

1 - поршень ЦНД; 2 - клапанная коробка цилиндра низкого давления ЦНД (первой ступени); 3 - сапун; 4 - клапанная коробка ЦВД (второй ступени); 5- поршень ЦВД; 6 - ЦВД; 7 - холодильник; 8 - маслоуказатель (щуп); 9 - пробка для залива масла; 10 - пробка для слива масла; 11 - узел шатунов; 12 - ЦНД; 13 - поршневой палец; 14 - предохранительный клапан; 15 - манометр давления масла; 16 - тройник для присоединения трубопровода от регулятора давления; 17 - бачок для гашения пульсаций стрелки манометра; 18 - корпус (картер); 19 - коленчатый вал; 20 - масляный насос; 21 - редукционный клапан; 22 - дополнительный балансир; 23 - винт крепления дополнительного балансира; 24 - шплинт; 25 - масляный фильтр; 26 - вентилятор; 27 - всасывающий воздушный фильтр; 28 - болт регулировки натяжения ремня вентилятора; 29 - кронштейн вентилятора; 30 - рым-болт

Компрессор КТ6 состоит из:

-двух цилиндров низкого давления,

-одного цилиндра высокого давления,

-холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном,

Корпус (рис. 3)литой из чугуна имеет три привалочных фланца для цилиндров и люки на боковых поверхностях, закрытые крышками. Сбоку к нему присоединён масляный насос, а снизу - сетчатый масляный фильтр, укреплённый резьбовым штуцером. У него присутствуют четыре лапки для крепления компрессора.

Рисунок 3 - Корпус КТ-6

Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой в которой установлены один из подшипников коленчатого вала и резиновая манжета или кожаный сальник По бокам в корпусе имеются два люка для доступа к деталям внутри корпуса.

К корпусу на шпильках крепятся три чугунных цилиндра с ребрами (для увеличения поверхности охлаждения), расположенные в одной вертикальной плоскости под углом 60 градусов друг к другу. Цилиндры из чугуна для лучшей теплоотдачи имеют рёбра. К корпусу компрессора цилиндры прикреплены шестью шпильками с постановкой уплотнительной прокладки и двух фиксирующих контрольных штифтов.

Оси ЦНД расположены по отношению к оси ЦВД под углом 60°, образуя между собой угол 120°.

К верхним фланцам цилиндров прикреплены клапанные коробки. В крышке ЦВД расположены нагнетательный и всасывающий клапаны с разгрузочным устройством. Аналогичное устройство имеется и в крышках ЦНД. Коленчатый вал (стальной, штампованный) имеет две коренные шейки с напрессованными на них шарикоподшипниками и одну шатунную шейку. Противовесы (балансиры) приварены к выступам вала и укреплены стопорными пальцами.

Для уменьшения амплитуды собственных колебаний с 1965 г.устанавливают дополнительные балансиры. Для подвода масла к шатунным подшипникам в теле коленчатого вала просверлены каналы.

Боковые цилиндры являются цилиндрами первой ступени, средний - второй ступени.

Коленчатый вал - стальной, штампованный, с двумя балансирами, вращается на двух шариковых подшипниках № 318, имеет систему каналов для прохода смазки. (рис. 4)

Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры коленчатого вала установлены два съемных дополнительных балансира, каждый из которых закреплен двумя винтами. Винты зашплинтованы.

В торец коленчатого вала запроссована втулка с квадратным отверстием для привода масляного насоса.

Узел шатунов (рис. 2) состоит из одного жесткого и двух прицепных шатунов, шарнирно присоединенных к нему при помощи пальцев.

В корпусе и крышке находятся шарикоподшипники коленчатого вала, шейка которого уплотнена кожаным разжимным сальником в металлической обойме.

Рисунок 4 - Коленчатый вал КТ-6

Рисунок 5 - Узел шатунов

1- шатун жесткий; 2 - палец; 3 - штифт; 4 - головка шатунов; 5 - шатуны прицепные; 6 - втулка; 7 - шпилька; 8 - шайба стопорная; 9 - пробка: 10 - штифт; 11 - вкладыш нижний; 12- .вкладыш верхний; 13 - винт стопорный; 14 - палец шатунов; 15- крышка головки шатунов; 16 - набор прокладок.

Главный шатун выполнен из двух частей - шатуна и головки, которые неподвижно соединены между собой пальцами. В шатуны запрессованы бронзовые втулки. Головка шатунов разъемная. Съемная крышка расточена вместе с головкой и прикреплена к ней при помощи четырех шпилек. Гайки крепления крышки зашплинтованы.

В головке шатунов установлены два тонкостенных стальных вкладыша, залитых баббитом.

Вкладыши плотно удерживаются в головке шатунов за счет натяга и дополнительно застопорены штифтом, который запрессован в крышку головки шатунов.

Между головкой шатунов и крышкой имеются регулировочные прокладки.

Величина натяга зависит от толщины пакета прокладок. Номинальная толщина пакета прокладок с каждой стороны равна 1 мм. Одна прокладка толщиной 0, 7 мм и три - по 0, 1 мм.

При уменьшении толщины пакета прокладок степень обжатия (натяг) вкладышей увеличивается.

Увеличение толщины пакета сверх 1 мм не допускается.

Узел шатунов имеет систему каналов для подвода смазки к верхним головкам шатунов.

Литые поршни присоединены к верхним головкам шатунов при помощи поршневых пальцев плавающего типа.

На каждом поршне установлены четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные, два нижних - маслосъемные.

Маслосъемные кольца, устанавливаемые острыми кромками в сторону нижней части поршня, имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

На поршнях имеются отверстия и проточки (ниже маслосъемных колец) предназначенные для отвода масла снятого кольцами с зеркала цилиндров, внутрь поршней.

К верхним фланцам цилиндров на шпильках прикреплены клапанные коробки, аналогичные по конструкции у цилиндров первой и второй ступеней.

Корпуса коробок (рис. 6 и 7) - чугунные с ребрами для увеличения площади охлаждения.

Рисунок 6 - Коробка клапанная КТ-6

1 - контргайка; 2 - болт упорный; 3 - крышка нагнетательного клапана; 4 - упор нагнетательного клапана; 5 - корпус; 6 - клапан нагнетательный;7 - прокладка; 8 - клапан всасывающий; 9- упор всасывающего клапана; 10-пружина возвратная; 11 - стакан; 12 - грибок; 13 - крышка всасывающего клапана; 14 - диафрагма; 15-контргайка; 16 - болт.

Рисунок 7 - Коробка клапанная компрессора КТ6-Эл.

1 -корпус; 2 -упор; 3 -клапан нагнетательный; 4 -крышка; 5 -клапан всасывающий; 6 -болт; 7 -контргайка; 8 -прокладка; 9 -прокладка.

Внутренняя полость каждой коробки разделена на две части: в одной установлен нагнетательный клапан, а в другой всасывающий. Клапаны самодействующие, пластинчатые, кольцевые.

Всасывающий (рис. 8) и нагнетательный (рис. 9) клапаны аналогичны по своей конструкции.

Рисунок 8 - Клапан всасывающий

1 - седло; 2 - пластина клапанная большая; 3 - пластина клапанная малая; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - гайка; 7 - шплинт; 8 -шпилька

Клапан состоит из седла с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой и малой кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижимается к седлу тремя пружинами, установленными в гнездах упора, ограничивающего ход пластин, равный 2, 5 мм. Седло и упор соединены при помощи шпильки и гайки, стопорящейся шплинтом.

Пружины ленточные, конические, одинаковые по размерам и жесткости для всасывающих и нагнетательных клапанов (от 0, 55 до 0, 75 кг при сжатии до 8 мм). Пружины не маркируются.

Нагнетательный клапан (и всасывающий компрессора КТ6-Эл) в корпусе клапанной коробки закреплен упорным болтом, который прижимает клапан к корпусу коробки через упор.

Упорный болт ввернут в крышку и застопорен контргайкой.

Рисунок 9 - Клапан нагнетательный

1 - седло; 2 - пластина клапанная большая; 3 - пластина клапанная малая; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - гайка; 7 - шплинт; 8 -шпилька

Всасывающий клапан закреплен с помощью трех болтов, прижимающих клапан к корпусу коробки через стакан.

Болты ввернуты в крышку и застопорены от отворачивания контргайками.

Клапаны уплотнены в корпусах коробок медными прокладками, крышки - паронитовыми прокладками.

Каждая клапанная коробка компрессора КТ6(рис. 6) имеет разгрузочное устройство (рис. 10), подвижные части которого перемещаются вниз под воздействием воздуха, поступающего от регулятора через трубопровод на компрессоре в пространство над упором всасывающего клапана.

Разгрузочное устройство-механизм для отжатия всасывающих клапанов ЦНД и ЦВД при достижении максимального давления в главном резервуаре.

Состоит из упора с тремя пальцами, крышки, диафрагмы и стержня.

Выключение клапана происходит вследствие отжатая пластин от седла упором.

При выключении всасывающих клапанов сжатие воздуха прекращается и компрессор переходит на холостой ход.

Рисунок 10 - Разгрузочное устройство

Работой компрессора управляет пневматический регулятор.

При соответствующей регулировке он открывает доступ воздуха из магистрали к разгрузочным устройствам при повышении давления в резервуаре до 9, 0 кгс/см2 и сообщает их с атмосферой при падении давления до 7, 5 кгс/см2.

Работой компрессора КТ6-Эл управляет электропневматическое реле, которое выключает электродвигатель при повышении давления в резервуаре до 9, 0 кгс|см2 и включает его при падении давления до 7, 5 кгс/см2.

Устройство и принцип работы регулятора давления и электропневматического реле изложены в соответствующих руководствах по эксплуатации тепловозов.

Воздух, всасываемый компрессором, очищается в двух воздушных фильтрах, которые установлены на клапанных коробках цилиндров первой ступени.

Фильтрующими элементами в них является капроновое волокно и войлочный чехол или проволочная сетка, смоченная в масле.

После сжатия в цилиндрах первой ступени воздух для охлаждения поступает в холодильник компрессора, который состоит из двух секций верхнего коллектора и двух нижних коллекторов, имеющих краны для слива конденсата.

В средней части верхнего коллектора имеется патрубок для соединения его с клапанной коробкой второй ступени.

Для ограничения давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан отрегулированный на давление 4, 5 кгс/см2.

Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором, который установлен на кронштейне и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива на муфте привода компрессора.

В кронштейн, имеющий продольный паз, ввернут болт для регулирования натяжения ремня.

Две цельноштампованные лопасти вентилятора, заключенные в предохранительный кожух с сеткой, вращаются на двух шарикоподшипниках № 202.

Система смазки компрессора комбинированная под давлением смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Для смазки масло заливают в картер компрессора через отверстие в боковой крышке, закрываемое пробкой или через патрубок сапуна.

Уровень масла контролируют с помощью маслоуказателя автомобильного типа.

Очистка масла осуществляется в масляном фильтре.

Слив масла из картера производят через отверстия, расположенные с двух сторон картера, закрываемые пробками. Подача смазки осуществляется масляным насосом лопастного типа. Насос состоит из крышки, корпуса, фланца, валика, пружины, штифтов, лопасти, клапана редукционного рис. 11.

Масляный насос состоит из крышки, корпуса и фланца, соединенных четырьмя шпильками и центрируемых двумя штифтами.

В двух бронзовых втулках вращается валик с двумя лопастями, разжимаемыми пружиной.

Валик насоса имеет квадратный хвостовик, с помощью которого насос приводится во вращение от коленчатого вала компрессора и сферическую поверхность, предназначенную для уплотнения стыка между валиком насоса и втулкой с квадратным отверстием, запрессованной в коленчатый вал.

Рисунок 11- Насос

Расточка в корпусе насоса, в который вращаются лопасти, выполнена эксцентрично относительно оси вращения валика.

Из картера масло засасывается насосом через сетчатый масляный фильтр. Через нижнее отверстие в крышке насоса масло поступает во всасывающую полость, откуда лопастями перегоняется в нагнетательную полость и затем по сверлениям в крышке подводится к манометру и по пустотелому валику к коленчатому, валу.

К трущимся поверхностям масло подводится по системе каналов в коленчатом вале и шатунах.

Избыток масла через редукционный клапан, расположенный на крышке насоса, по каналам в крышке, корпусе, наклонным отверстиям во фланце и корпусе компрессора сливается в картер компрессора.

С помощью редукционного клапана регулируют давление масла, подаваемого маслонасосом.

Работу системы смазки контролируют по показаниям манометра, перед которым для отключения установлен кран.

Для устранения колебаний стрелки манометра (вследствие пульсирующей подачи масла насосом) в узле манометра имеется воздушный резервуар, а в штуцере, соединяющем резервуар с масляным насосом, просверлено отверстие диаметром 0, 5 мм.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун, имеющий клапан и фильтрующую набивку из капронового волокна.

1.5 Средства измерения, инструмент и принадлежности

Принимаем, что на участке по ремонту компрессоров будет производиться дефектовка и мелкий ремонт и испытания компрессора в сборе, следовательно сварка и более крупные операции по выправки корпуса и т.д. будут проводиться в сварочном цеху. Поэтому для участка нам понадобится: ванна с керосином, стенд для испытания компрессора, дефектоскоп, калибры, опоры для центровки, измерительный инструмент - штангенциркуль, линейка и т.д. стенд для испытания масляного насоса, ручной пресс, настольно-сверлильный станок, стеллажи, верстаки и стол для документации.

1.6 Маркировка и пломбирование

Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на давление 9, 5±0, 1 кгс/см2 и опломбированы. Подрегулировка предохранительных клапанов на более высокие давления не допускается.

Прочный деревянный ящик, который должен обеспечивать сохранность компрессора от повреждений при погрузочно-разгрузочных работах и при транспортировании.

2. Использование по назначению

2.1 Эксплуатационные ограничения

Длительная нормальная работа компрессора может быть обеспечена только при соответствующем уходе за ним, заключающемся в соблюдении предусмотренных технической характеристикой параметров его работы; внимательном ежедневном наблюдении за состоянием и работой компрессора и его узлов; своевременном устранении неисправностей и принятии профилактических мер для их предупреждения; выполнении требований настоящего паспорта.

В процессе эксплуатации следите за сохранением установленной величины зазоров между сопрягаемыми подвижными деталями компрессора, так как при увеличенных зазорах начинается ускоренный износ деталей. Увеличение зазоров сопровождается появлением стуков и одновременным снижением давления масла в компрессоре.

1. Конструкция муфты привода компрессора должна обеспечить отсутствие дополнительных нагрузок на вал компрессора.

2. Направление вращения вала компрессора должно быть по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

З. В воздушную систему должен быть включен регулятор, обеспечивающий перевод компрессора на холостой ход при повышении давления в резервуаре до 9, 0 кгс./см2.

4. Воздушный трубопровод от компрессора до первого воздушного резервуара должен быть выполнен из труб с внутренним диаметром не менее 52 мм.

5На нагнетательном трубопроводе от компрессора до первого воздушного резервуара на расстоянии 500--600 мм от присоединительного фланца должны быть установлены один или несколько предохранительных клапанов, пропускная способность которых должна быть не меньше производительности компрессора.

2.2 Подготовка узла к использованию

Проверьте уровень масла в картере компрессора, который должен быть между рисками на маслоуказателе.

При необходимости долейте масло или заправьте компрессор маслом:

1. Масло заливайте через воронку с сеткой, размер ячеек, в свету которой должен быть не более 0, 45 миллиметров.

2. Для смазки применяйте масла, разрешаемые настоящим паспортом, так как применение других масел может вызвать повышенное нагарообразование на клапанах или смывание масла со стенок цилиндра.

3. Температура масла в компрессоре перед пуском должна быть не ниже +15°С. При необходимости подтяните гайки крепления и застопорите их от отворачивания.

2.3 Использование узла

После монтажа при первом пуске компрессор должен работать 10. 15 мин. при открытых кранах на главных воздушных резервуарах. После этого краны должны быть закрытыми и компрессор переведён иа работу под нагрузкой.

В дальнейшем пуск компрессора приоткрытых кранах главных резервуаров не требуется.

При работе компрессора периодически:

а) проверяйте па слух, не слышны ли в компрессоре новый шум и стуки;

б) по манометру, установленному на компрессоре, контролируйте давление масла;

в) проверяйте, не выбрасывает ли компрессор масло через воздушные фильтры.

При обнаружение дефекта во время работы устраните его на неработающем компрессоре и после его остановки вкл.

2.4 Действия в экстремальных условиях

При снижении температуры наружного воздуха работа тормозов на подвижном составе осложняется. Эластичность резиновых деталей и уплотнений снижается, возрастают утечки и расход воздуха, увеличивается перепад давления в ТМ между ее головной и хвостовой частями, падает чувствительность тормозных устройств из-за загустевания смазки, интенсифицируется работа компрессорных установок, повышается температура воздуха, поступающего в ТМ, и возникает ряд других проблем. В частности, уменьшается сцепление колесе рельсами из-за попадания снега или при инее, обледеневают и увлажняются композиционные тормозные колодки, что снижает их фрикционные свойства, возникают ледяные пробки в ТМ, появляется лед на рычажной передаче и т.д. Все это требует от локомотивных бригад и обслуживающего подвижной состав персонала особых навыков работы, управления и обслуживания тормозов в зимних условиях.

Для обеспечения исправности тормозного оборудования в зимний период времени локомотивная бригада обязана:

* на локомотивах, находящихся в отстое, при температуре воздуха ниже -30 °С не допускать запуска компрессоров без предварительного подогрева масла в их картерах;

* при длительных стоянках поезда компрессоры не отключать;

* по прибытии локомотива или моторвагонного подвижного состава (МВПС) в депо локомотивная бригада должна выпустить конденсат из ГР и отстойников, продуть тормозную и питательную магистрали при первом положении ручки КМ, открыть выпускные краны ГР и сборников и отключить компрессоры.

Локомотивная бригада также обязана в процессе эксплуатации локомотива и МВПС не допускать обледенения деталей тормоза, а образовавшийся на них и ТРП лед удалять при первой возможности.

Оборотный запас BP, предназначенный для замены неисправных на вагонах, хранить на закрытых стеллажах при температуре наружного воздуха. Перед соединением рукавов ТМ продуть ее сжатым воздухом, очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, проверить состояние уплотнительных колец, негодные заменить и смазку на кольца не наносить.

Отогревать огнем ГР, нагнетательную, питательную и перепускную трубы можно только после выпуска из них сжатого воздуха и при закрытых выпускных кранах, которые можно открывать, только погасив огонь. Замерзшие соединительные рукава воздухопроводов необходимо снять, отогреть и вновь поставить или заменить запасными.

При замерзании BP необходимо выключить его и выпустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока ТЦ, по прибытии в депо BP заменить. Запрещается отогревать открытым огнем замерзшие тормозные приборы и их узлы.

2.5 Особенности узла

Отличительные особенности компрессоров КТ: КТ6 - вращение вала по часовой стрелке. наличие разгрузочного
устройства и маслоотделителя, привод от вала дизельного
двигателя через эластичную муфту или редуктор
КТ6Эл - отличается от КТ6 отсутствием разгрузочного устройства
и маслоотделителя, привод от электродвигателя
КТ7 - аналогичен компрессору КТ6, но вращение вала происходит
против часовой стрелки
Среди преимуществ компрессора КТ6 следует назвать следующие: - Возможность применения установки в тяжелых условиях работы: при значительных перепадах температур, высокой влажности, сильной запыленности и загрязненности воздуха -Возможность частого включения и отключения, которые не влияют на срок службы компрессора, а также на его производительность 3. Техническое обслуживание 3.1 Общие указания (характеристика принятой системы ТО)

Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания (ПТО). Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов, которые должны обеспечить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие концевых кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а также надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.

На железных дорогах нашей страны принята планово-предупредительная система ремонта тормозного оборудования, в соответствии с которой оно поступает в ремонт по истечении установленного срока или определенного пробега подвижного состава, независимо от его фактического состояния. Указанный ремонт проводится с целью восстановления работоспособности устройств и элементов тормозов для их дальнейшей эксплуатации до следующего ремонта.

Сроки ремонта тормозного оборудования приурочены к соответствующим видам ремонта подвижного состава. Для вагонов установлены следующие виды ремонта тормозного оборудования: капитальный (заводской), деповский, ревизия (для пассажирских вагонов) и текущий. Ревизию пассажирского тормозного оборудования выполняют через 6 месяцев после заводского или деповского ремонта в пунктах отстоя или при отцепочном ремонте. Место и дату этого ремонта записывают на ТЦ. Текущий ремонт тормозов вагонов производят при их поступлении в текущий отцепочный ремонт.

При капитальном ремонте тормозного оборудования его полностью снимают с вагонов и отправляют в тормозное отделение завода для ремонта и восстановления. Объем работ при деповском ремонте и ревизии меньше, чем при капитальном, и выполняется он в соответствии с технологическими требованиями, установленными для каждого вида ремонта.

Тормозное оборудование локомотивов и МВПС подвергается ремонту во время их технического обслуживания (ТО-1, ТО-2, ТО-3) и текущих ремонтов (ТР-1, ТР-2, ТР-3) в депо и капитального и среднего ремонтов на локомотиворемонтных заводах. Аналогично ремонту тормозного оборудования вагонов на локомотивах он выполняется в соответствии с требованиями Инструкции.

3.2 Порядок технического обслуживания узла

Основными мероприятиями, обеспечивающими поддержание компрессора в нормальном работоспособном состоянии, являются технические и контрольные осмотры, ревизии, а также текущие ремонты.

Вышеуказанные осмотры и ремонты неуклонно выполняйте и проводите в следующие сроки. (табл. 1)

Таблица 1 - Сроки и порядок технического обслуживания узла

Вид осмотра, ремонта

Объём работ, выполняемых при производстве осмотров, ревизии и ремонтов, и правила их проведения регламентируются инструкцией МПС по ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов.

3.3 Проверка работоспособности узла

При каждом пуске компрессора:

а) откройте сливные краны и продуйте холодильник;

б) по манометру, установленному на компрессоре, проверьте давление масла, которое должен быть 1, 5. 6кгс/см (компрессор должен быть прогрет).

в) убедитесь в отсутствии посторонних шумов и стуков;

г) контролируйте время, необходимое для нагнетания воздуха в главные резервуары до требуемого давления; такой контроль необходим для определения производительности компрессора и режима его работы.

В случае, если компрессор не отвечает одному из вышеизложенных требований, остановите его, выясните причину ненормальной работы и устраните её.

Работа компрессора сопровождается шумом определённой низкой тональности. С переходом компрессора с рабочего на холостой ход и обратно (тепловозный режим) уровень шума незначительно меняется. Во время работы компрессора посторонний шум или стуки показывают, что в компрессоре появился дефект.

3.4 Техническое освидетельствование

Завод гарантирует исправную работу компрессора при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и хранения, изложенных в настоящем паспорте, и использовании прилагаемых к компрессору запасных частей.

Освидетельствование деталей и сборочных единиц необходимо для определения степени их повреждения и объема ремонта. Выявление повреждений (дефектов) начинается еще до разборки тепловоза и очистки его агрегатов. На слух и по отдельным признакам можно заранее определить некоторые виды неисправностей. Так, например, по стуку при работе дизеля можно сказать о появившихся зазорах в подшипниках; по шумности работы зубчатой передачи сказать о характере износа зубьев; по следам натертости и смещения в болтовых соединениях - об их ослаблении; по наличию ржавчины (пыли), выступившей по зазорам между совместно работающими деталями на их наружную поверхность, об износе элементов соединения; по жгутику пыли на поверхности детали - о наличии трещины и т. д. Окончательную же количественную оценку степени повреждения деталей дают после очистки и разборки сборочных единиц путем визуального осмотра, измерения и дефектоскопирования.

3.5 Консервация (реконсервация)

Перед длительным (свыше шести месяцев) хранением без употребления компрессор должен быть законсервирован.

Инструкция предусматривает консервацию компрессора на срок до 1 года.

По истечении срока консервации осмотрите компрессор и, при необходимости, произведите повторную консервацию.

Работы по консервации и расконсервации должны проводиться в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности на основании действующего законодательства.

1. Консервация компрессора разделяется на внутреннюю и наружную.

2. Для внутренней консервации применяйте консервационную смазку К-17 ГОСТ 10877-76.Допускается применение других равноценных консервационных смазок, обеспечивающих защиту без переконсервации в течение срока, указанного в пункте 2.

3. Консервацию производите в помещении при температуре не ниже 15°С и относительной влажности не выше 70%.

Температура компрессора и смазки должна быть равной температуре помещения или несколько выше ее.

4. Перед консервацией рабочее масло слейте, картер и масляную систему промойте маловязким маслом, после чего его слейте, а картер высушите.

5. Консервацию производите следующим образом:

6. Залейте в картер компрессора 6. 8 литров консервационной смазки.

7. Прокрутите компрессор на холостом ходу при. 400. 650 об|мин. в течение 5 минут.

8. Слейте остатки консервационной смазки.

9. Отверстия в патрубке для подвода воздуха от регулятора, в корпусе под манометр и во фланце клапанной коробки ЦВД закройте деревянными пробками и заглушкой.

10. Наружную консервацию компрессора производите после внутренней.

11. Для наружной консервации применяйте смазку ПВК ГОСТ 19537-74.Допускается применение других равноценных консервационных смазок, обеспечивающих защиту без переконсервации в течение срока.

12. Перед консервацией наружные неокрашенные поверхности компрессора осмотрите и очистите от пыли и других загрязнений; при наличии коррозии удалите ее зачисткой шлифовальной шкуркой ГОСТ 5009-75 или ГОСТ 6456-75 с зернистостью 16 и мельче, смоченной маслом.

13. Консервируемые поверхности протрите хлопчатобумажными салфетками, смоченными уайт-спиритом, бензином или другими растворителями, а затем высушите.

14. Все наружные обработанные поверхности компрессора покройте консервационной смазкой сплошным слоем толщиной 0, 5-1, 5 мм.

При этом температура консервационной смазки должна быть в пределах 15. 40°С, а компрессора не ниже 15°С.

15. Законсервированный компрессор осмотрите, обнаруженные в смазочном слое дефекты устраните нанесением той же смазки.

16. После консервации носок коленчатого вал оберните бумагой парафинированной БП-5 или БП-6 ГОСТ 9569-65 или бумагой водонепроницаемой двухслойной ГОСТ 8828-61 и обвяжите шпагатом ГОСТ 17308-71.

1. Расконсервацию производите следующим образом:

2. Снимите бумагу со всех обернутых деталей.

3. Снимите деревянные заглушки и пробки, установленные после консервации.

4. Удалите консервационную смазку протиранием законсервированных наружных поверхностей салфетками, смоченными бензином или уайт-спиритом, а затем сухими хлопчатобумажными салфетками.

5. Ручьи шкивов промойте бензином или уайт-спиритом и насухо протрите салфетками.

4. Текущий ремонт узла

4.1 Общие указания (характеристика принятой системы TP)

При ТР компрессора на электровозах и электропоездах без снятия отбирается проба масла для анализа в лаборатории; проверяется уровень масла, при хорошем состоянии масла следует долить его в картер до нормы. Нормальный уровень масла в картере должен быть между рисками маслоуказателя.

Проверяется состояние воздушных фильтров, сапуна, обратного клапана, маслопровода масляного насоса и его крепления, холодильника компрессора, креплений компрессора. Проверяется состояние и натяжение ремня привода вентилятора. Осматривается и испытываются предохранительные клапан. Предохранительные клапаны регулируются (за исключением предохранительных клапанов электропоездов) при отключенном регуляторе давления на рабочем месте в пневмосистеме тягового подвижного состава при работающем компрессоре на давление срабатывания на 1, 0 кгс/кв.см выше установленного для данной серии тягового подвижного состава максимального рабочего давления в главных резервуарах. Регулировка предохранительных клапанов электропоездов по условиям техники безопасности производится только со снятием их с электропоезда на стенде, с одновременной постановкой пломб.

Предохранительные клапаны на холодильнике компрессора должны быть отрегулированы на давление 4, 5+-0, 1 кгс/кв.см. Обнаруженные неисправности устраняются, неисправные детали заменяются.

В клапанных коробках компрессоров на каждом текущем ремонте локомотивов (моторвагонного подвижного состава при ТР-1 через один) проверяется состояние всасывающих и нагнетательных клапанов. В случае выявления неисправностей клапаны разбираются, детали очищаются от нагара. Проверяется состояние деталей. Изломанные или имеющие трещины пластины и пружины, имеющие высоту менее 10 мм, заменяются. Клапанные пластины и другие детали заменяются, если нарушена герметичность клапана. Обращается внимание на правильность установки клапанов в клапанные коробки и надежность их затяжки.

На собранной клапанной коробке компрессоров тепловозов проверяется легкость перемещения подвижных деталей разгрузочного устройства; при нижнем положении подвижных деталей пластины всасывающих клапанов должны быть плотно прижаты к упору клапана.

Для смазки компрессоров применяются масла, установленные Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагоном подвижном составе.

4.2 Оперативное управление

Оперативное управление ремонтом оборудования начинается с момента утверждения сетевого графика и кончается после завершения всех работ. Оно охватывает не только ремонтные работы, но и все подготовительные, включая составление проекта организации ремонтных работ, разработку технической документации, обеспечение механизации работ, заготовку материалов и запасных частей, подготовку персонала, создание ремонтному персоналу нормальных производственных и бытовых условий и т. д. Оперативное управление должно обеспечить возможность оценки в любое время сложившейся ситуации, контроля за фактическим состоянием работ, выявления и анализа возникающих изменений, корректирования графика и перераспределения ресурсов.

4.3 Организация и техническое оснащение рабочих мест

Организация ремонта будет происходить следующим образом: компрессор поступает на стенд для обкатки и испытания компрессоров (см. далее), после проведенного испытания, производится разборка и дефектовка соответствующих деталей, если детали крупногабаритные то они требуют в основном сварочных работ и будут отправлены в цех по сварке. Мелкогарабаритные детали ремонтируются на участке. Коленчатый вал проходит дефектацию на дефектоскопе, далее принимается решение о его ремонте или замене, аналогично другие детали проходят дефектоскопию, масляный насос проверяется на соответствующем стенде. Разборка мелких узлов производится на верстаках, на которых будет необходимое оборудование для дефектовки и замера, такие как:

1. Нутрометр индикаторный НИ 18-50 ГОСТ 9244-75

2.Глубиномер микрометриче-ский ГМ 100-2 ГОСТ 7470-78

3. Оправки различного размера

5. Микрометр гладкий МК 25-1 ГОСТ 6507-78

6.Нутрометр индикаторный НИ 10-18-2 ГОСТ 868-82

7. Штангензубометр с нониусом ШЗ-18 ТУ 2-034-773-84

8. Микрометр рычажный МР 50 ГОСТ 4381-80

9. Плита поверочная П 2-2-250х250 ГОСТ 10905-86

10. Набор щупов № 2 ГОСТ 882-75

11. Набор калибров

12.Ключи динамометрические ПИМ-1754

13.отвертки слесарно-монтажные 4, 0 мм, 6, 5 мм, 8, 0 мм, 10, 0 мм ГОСТ 17199-71

14. Вспомогательный слесарный инструмент: ключ гаечный кольцевой 24 мм ГОСТ 2906-80; молоток слесарный стальной ГОСТ 2310-77; зубило слесарное ГОСТ 7211-86; ключ специальный с квадратной головкой а=12 мм; ключ с шестигранной головкой а=10 мм; специальные пассатижи для снятия и установки пружинных стопорных колец И-801.23.000; технологические пластины 15x15. t= 1, 0 мм, t=1, 2 мм; технологическое кольцо (Двн=18-0, 05 мм, t=1 мм);

15. Съемник шестерни привода масляного насоса И-801.01.00

Характеристики стенда для обкатки и испытания компрессоров.

1. Установленная мощность не более 56кВт.

2. Частота питающей сети 50 Гц.

3. Напряжение питающей сети 380В.

4. Габаритные размеры 2385х2651х1635мм.

5. Масса не более 1200кг.

6. Регулировка числа оборотов главного вала ступенчатое 270 . 440 . 750 . 850 об/мин.

Назначение и область применения стенда обкатки и испытаний локомотивных компрессоров с электроприводом / гидроприводом предназначен для испыт а ний компрессоров КТ-06 . КТ-7 или К2- L ОК-1 после ремонта и сборки.

- два режима испытаний: ручной и автоматический;

- постоянный контроль аварийных состояний компрессора;

- цифровая индикация параметров и результатов испытаний;

- проведение испытаний согласно инструкции ЦТ-533.

План цеха см. на чертеже в приложении.

4.4 Обязанности мастера

1. Обеспечивать своевременный осмотр и ремонт оборудования в установленные графиком сроки, своевременное устранение выявленных неисправностей, качественный ремонт. Обеспечивать технически исправное состояние оборудования, инструмента, приспособлений.2. Обеспечивать правильную и безопасную организацию работ на рабочих местах, соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

3. Осуществлять руководство работой по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности на рабочих местах в подразделении.

4. Осуществлять постоянный контроль за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, инструмента, защитных средств, приспособлений и инвентаря в подразделении.

5. Следить за наличием и исправным состоянием ограждений, предохранительных приспособлений, применяемых рабочими, средствами индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви. Не допускать рабочих к работе на неисправном оборудовании, с неисправным инструментом, без надлежащих средств индивидуальной защиты.

6. Следить за исправностью вентиляционных установок и систем, освещенностью рабочих мест и соблюдением порядка на рабочих местах.

7. Следить за наличием и сохранностью инструкций, плакатов и знаков безопасности на рабочих местах, следить за сроками испытания защитных средств и инструмента.

8. На время отпуска, болезни и др. случаях отсутствия начальника ремонтной службы - обязанности по своевременному проведению инструктажей (первичного, периодического, внепланового) возлагаются на мастера участка под его личный контроль.

9. При происшествии несчастного случая в подразделении принимать немедленные меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, немедленно доложить о случившемся непосредственному руководителю и специалисту службы охраны труда, сохранить по возможности обстановку рабочего места, которая была в момент несчастного случая, для расследования обстоятельств и причин несчастного случая.

10. Своевременно, при необходимости, составлять заявки на материалы и запчасти, необходимые для обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов.

11. Принимать участие в комиссии по ежегодной проверке знаний своих подчиненных.

4.5 Обязанности слесаря

Слесарь обязан: содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом. Лишние инструмент и приспособления после выполнения работы сдать в инструментальную кладовую; снимаемые с тепловоза (вагонов дизель-поезда) детали и оборудование направлять для ремонта (испытаний) в соответствующие отделения и места, установленные технологическим процессом; обтирочный и другие материалы, негодные для дальнейшего использования, складывать в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации; использовать в работе только исправный инструмент.

Слесарю запрещается: без мастера (бригадира) проводить работы на тепловозе (дизель-поезде), стоящем на деповском пути под контактным проводом или на пути, соседнем с электрифицированным путем; подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда), находящегося на электрифицированном пути или пути, соседнем сэлектрифицированным путем, до снятия напряжения с контактной подвески и заземления контактного провода.

Перед ремонтом компрессора на тепловозе (вагоне дизель-поезда) слесарь должен убедиться, что воздух из тормозной магистрали и воздушных резервуаров тепловоза (вагона дизель-поезда) выпущен и спускные краны открыты. Во время ремонта компрессора на тепловозе (дизель-поезде) запрещается производить любые работы в картере дизеля при не разобранной соединительной муфте.

Слесарь обязан содержать рабочие места в чистоте, не допуская загромождения их деталями, приспособлениями, инструментами и материалами. Лишний инструмент и приспособления после выполнения работы должны быть сданы в инструментальную кладовую. Обтирочный материал, непригодный для дальнейшего использования должен быть убран в металлические ящики с крышками.

4.6 Обязанности дефектоскописта

- выполнять только входящую в его обязанности работу;

- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

- соблюдать правила пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

- содержать в чистоте закрепленное за ним рабочее место;

-следить за исправностью и целостностью заземления корпусов электроприборов и оборудования;

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также сигналов, подаваемых крановщиками, водителями транспортных средств и работниками, занятыми ремонтными работами на территориях локомотивных и вагонных депо;

- проходить по территориям локомотивных и вагонных депо по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

- уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях, пользоваться аптечкой первой помощи.

Дефектоскопист должен знать:

- безопасные способы выполнения работ;

- воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи пострадавшему;

-требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

-знать правила пользования и способы проверки исправности СИЗ;

- сигналы оповещения о пожаре, места расположения первичных средств пожаротушения;

- места хранения аптечки первой помощи;

- правила нахождения на железнодорожных путях.

Дефектоскопист должен осмотреть стенды - кантователи для закрепления и поворота крупногабаритных деталей локомотивов и вагонов, а также проверить надежность зажимов и предохранительных устройств.

Перед началом работы дефектоскопист должен проверить:

- целостность корпусов и исправность дефектоскопов и приборов НК (толщиномеров, структуроскопов и других), заземляющего проводника, кабелей и соединительных проводов;

- надежность контактов в местах соединения кабеля с преобразователями, электрического кабеля намагничивающего устройства (далее - НУ) с блоком питания;