Руководства, Инструкции, Бланки

в 2016 списание материалов в бюджетном учреждении инструкция img-1

в 2016 списание материалов в бюджетном учреждении инструкция

Рейтинг: 4.1/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Бюджетные учреждения: учет ГСМ

Бюджетные учреждения: учет ГСМ

Сегодня большинство организаций имеют на своем балансе служебный автомобиль. Естественно, его эксплуатация сопровождается расходами на приобретение горюче-смазочных материалов. Их учет является одним из наиболее сложных участков бюджетного учета. Кроме того, учреждениям приходится еще и тщательно обосновывать расходование государственных средств.

Отличительной чертой бюджетного учета расходов на ГСМ является необходимость составления специальных первичных документов, которые заполняются как водителями, так и бухгалтерами. При этом бюджетное учреждение должно с особой скрупулезностью отнестись к обоснованию понесенных затрат, поскольку невозможно потратить бюджетные средства без подтверждения такой необходимости.

Договор с поставщиком

Прогресс не стоит на месте, чего не скажешь о правилах бухгалтерского учета. Сегодня часто учреждение заключает прямой договор с поставщиком топлива - заправочной станцией. Водителям выдаются пластиковые карты, по которым они имеют право заправляться и которыми расплачиваются на заправках поставщика. Карточка в данном случае служит не только расчетным, но и учетным документом: электронный платеж позволяет фиксировать информацию о покупке - имя покупателя, время, дату, количество купленного топлива и другие данные.
Но чтобы принять к учету ГСМ, нужно позаботиться о немалом количестве оправдательных документов. Приобретение материалов бюджетными учреждениями производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Согласно указанным нормам бюджетные учреждения размещают заказ либо путем проведения торгов, либо без них, но только если стоимость заказа на поставку ГСМ, как одноименных товаров, составляет менее 100 000 руб. в течение квартала (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Таким образом, необходимо заручиться либо результатами проведенных торгов, либо документальным подтверждением расчетной (плановой) стоимости заказа.
Следовательно, учреждение должно подготовить бюджетную смету с учетом плановых сметных показателей, которые используются при определении объема расходов, в данном случае с учетом норм расходов ГСМ. Только после проверки расчетных показателей главный распорядитель бюджетных средств утверждает бюджетную смету.

Нормы расхода топлива

Расчет топливных расходов производится на основании утвержденных норм. Данные "лимиты" отражены в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). Сами нормы предназначены для расчетов планового расхода, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и работ, для расчетов по налогообложению предприятий и т.д.
Горюче-смазочные материалы должны расходоваться в пределах установленных норм. Отсутствие внутреннего локального акта об утверждении норм расхода ГСМ является грубым нарушением законодательства. Раньше учреждение могло разрабатывать и утверждать собственные нормы расхода топлива (Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утв. Минтрансом России 29 апреля 2003 г.). Но сегодня данный документ утратил силу, а утвержденные Методические рекомендации содержат положение лишь о том, что предприятие может в случае производственной необходимости уточнять или ввести отдельные поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) к нормам расхода топлива при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (п. 6 Методических рекомендаций).
Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива для различных видов транспорта - для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей, соответствующие определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, без учета его расхода на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды.
Пунктами 5 и 6 Методических рекомендаций установлен ряд повышающих и понижающих коэффициентов. Они могут устанавливаться распорядительным документом руководителя организации и распространяться на автомобили данной организации. Если коэффициенты устанавливает орган местного самоуправления, они могут применяться всеми организациями, расположенными на данной территории. Поправочные коэффициенты к нормам расхода топлива устанавливаются в зависимости от времени года, местности, где работает автомобиль, высоты над уровнем моря и т.д.
Если необходимо применять несколько надбавок, то их значения не перемножаются, а суммируются.

Поступление и списание ГСМ: общий порядок

В бюджетных учреждениях на обособленном счете 010503000 "Горюче-смазочные материалы" учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. В зависимости от направлений их использования (транспортное обеспечение, отопление, работа производственных механизмов) учреждение должно вести раздельный учет.
Горюче-смазочные материалы, как и другие группы материальных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Состав затрат, включаемых в фактическую стоимость материальных запасов, установлен п. 52 Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н, далее - Инструкция). Фактическая себестоимость приобретенных ГСМ формируется непосредственно на счете 010503000.
Суммы НДС, уплаченные при приобретении ГСМ, не включаются в их фактическую себестоимость только в случаях, если они оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности и используются в деятельности, подлежащей налогообложению. Если материалы приобретены за счет средств от предпринимательской деятельности, но использованы в не облагаемой НДС или в основной деятельности бюджетного учреждения, суммы НДС подлежат включению в фактическую себестоимость приобретенных материальных запасов.
В состав расходов учреждения по заготовке ГСМ также, в частности, включаются следующие расходы :
- по доставке ГСМ;
- по содержанию заготовительно-складского подразделения, если ГСМ приобретаются за счет доходов от предпринимательской деятельности;
- за услуги транспорта по доставке ГСМ до места их использования, если они не включены в цену, установленную договором.
Однако при формировании фактической себестоимости поступивших в учреждение бензина и дизтоплива учитывается, как правило, только договорная цена приобретенных ГСМ.
Бюджетный учет автомобильного бензина и дизельного топлива имеет ряд особенностей, связанных с большими объемами закупок ГСМ, в том числе по безналичному расчету, за наличный расчет, а также использованием топливных карт.
ГСМ списываются по фактическому р асходу: в пределах норм - на счет учета расходов (при осуществлении предпринимательской деятельности - на счет учета стоимости изготовленной продукции (работ, услуг)), сверх установленных норм - на счет учета доходов с последующим восстановлением за счет виновных лиц или списанием за счет установленных источников.
Обратите внимание: при списании топлива не важно, каким образом оно было оплачено.

Пример 1 . Учреждением в июле приобретено 10 000 литров автомобильного бензина на общую сумму 150 000 руб. в том числе на сумму 40 000 руб. за наличный расчет.
Израсходовано:
- на транспортные перевозки по основной деятельности 4000 литров;
- на эксплуатацию строительной техники в рамках основной деятельности 1000 литров;
- на эксплуатацию строительной техники в приносящей доход деятельности 1000 литров.
В бюджетном учете будут сделаны записи:
Дебет 010503340 Кредит 0302022730,
Дебет 0302022830 Кредит 020101610
- 110 000 руб. - стоимость топлива, приобретенного за безналичный расчет;
Дебет 010503340 Кредит 020822660
- 40 000 руб. - стоимость топлива, приобретенного подотчетными лицами;
Дебет 140101222 (или 140101272) Кредит 110503440
- 60 000 руб. (4000 л x 15 руб.) - израсходовано ГСМ на текущие расходы по основной деятельности учреждения;
Дебет 110601310 Кредит 110503440
- 15 000 руб. - израсходовано ГСМ при осуществлении строительства по основной деятельности;
Дебет 210604340 Кредит 210503440
- 15 000 руб. - израсходовано ГСМ при осуществлении строительства по приносящей доход деятельности.

Обратите внимание: в бюджетных учреждениях при списании ГСМ наряду с методом по фактической стоимости единицы (при условии стабильности цен, что бывает достаточно редко) применяется скользящая оценка. То есть материалы оцениваются по стоимости запасов, имевшихся на начало месяца, и стоимости всех поступлений за текущий месяц (п. 58 Инструкции). Другими словами, топливо, списываемое в первый и последний дни месяца, может оцениваться по разной фактической стоимости, если в течение месяца поступали ГСМ по ценам, отличающимся от тех, исходя из которых рассчитан остаток на начало месяца.

Внимание: топливная карта

Приобретение топливных карт - это одна из форм оплаты ГСМ. По экономическому содержанию такая форма близка к порядку расчетов талонами на бензин.
Топливные карты могут быть выпущены в виде карт либо с магнитной полосой, либо со встроенной микросхемой. Карта может быть лимитированной или нелимитированной. По лимитированной карте ограничивается количество топлива, которое может быть заправлено в течение определенного периода (как правило, в течение суток). По нелимитированной карте топливо можно получать без временных ограничений.
Но ни формат топливной карты, ни ограничения лимита использования в учете значения не имеют. Учитывать следует только форму расчетов: топливные пластиковые карты подразделяются на денежные и на литровые. Последние фиксируют объемы топлива в литрах, а не их стоимость в рублях.
Для бюджетного учета расчетов топливными картами целесообразно использовать счет 020105000 "Денежные документы" (по аналогии с порядком учета оплаченных талонов на ГСМ). Карты, как и талоны, должны храниться в кассе учреждения. Они передаются материально ответственному лицу - водителю или иному работнику транспортного подразделения, отвечающему за обеспечение автомобиля топливом.
В аналитическом учете приходуется и списывается количество бензина, указанное в подтверждающих документах, выданных на заправке. Стоимость ГСМ определяется в зависимости от вида карты: для литровых карт - по цене приобретения, для рублевых - по цене, действующей на дату заправки.

Пример 2 . Учреждение 1 июля приобрело две топливные карты. Одна - на получение 1000 литров бензина. В оплату карты перечислено 30 000 руб. Другая - на получение бензина на сумму 30 000 руб.
Первая карта выдана водителю служебного автомобиля, вторая - водителю грузовика, используемого на строительстве (в рамках основной деятельности).
19 июля водители представили авансовые отчеты на заправку 200 литров бензина - по 100 литров 7 и 15 июля. На дату заправки рыночная цена бензина на заправках составляла 27 и 27,5 руб.
В бюджетном учете сделаны записи:
Дебет 120105510 Кредит 1302022730
Дебет 1302022830 Кредит 120101610
- 60 000 руб. (30 000 + 30 000) - отражена стоимость приобретенных карт;
Дебет 120822560 Кредит 120105610
- 60 000 руб. - отражена стоимость топливных карт, переданных водителям;
Дебет 110503340 Кредит 120822660
- 6000 руб. - отражена стоимость бензина, оплаченного по первой карте;
Дебет 110503340 Кредит 120822660
- 5450 руб. (2700 + 2750) - отражена стоимость бензина, полученного по второй карте;
Дебет 140101222 (или 140101272) Кредит 110503440
- 6000 руб. - отражена стоимость бензина, израсходованного на текущие расходы;
Дебет 110601310 Кредит 110503440
- 5450 руб. - отражена стоимость бензина, израсходованного на нужды строительства.

Количественно-суммовой учет

По бензину, да и любому ГСМ, нужно вести карточку количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), а учет операций по поступлению, выбытию, перемещению отражается в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). Списание подтверждается обычным путевым листом.
Для всех видов топлива применяется путевой лист (п. 62 Инструкции).
Причем для каждого вида автотранспорта учет ведется по отдельным путевым листам:
- 0340002 "Путевой лист строительной машины";
- 0345001 "Путевой лист легкового автомобиля";
- 0345002 "Путевой лист специального автомобиля";
- 0345004 "Путевой лист грузового автомобиля";
- 0345005 "Путевой лист грузового автомобиля";
- 0345007 "Путевой лист автобуса необщего пользования".
Не возбраняется разработка собственных форм путевых листов. Однако в данном случае документ должен содержать Обязательные реквизиты, которые утверждены Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 (Письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161).
Контроль над топливными расходами ведется следующим образом. Поставщик с определенной договором периодичностью представляет отчет об отпущенном количестве топлива, указывая его вид, наименование покупателя, время и другую необходимую информацию. В свою очередь водитель передает в бухгалтерию путевые листы, чеки, выписки с пластиковых карт. В конце месяца предприятие проводит сверку представленных данных и при их совпадении и соблюдении норм расходов списывает ГСМ.

Ищите виновного!

Расходы на ГСМ можно принять к учету только в пределах установленных норм, скорректированных на предприятии. Если фактический расход топлива превысил утвержденную норму, то способ списать "перерасход" есть. Сделать это можно на основании письменного распоряжения руководителя учреждения. Однако для такого распоряжения необходимо обоснование.
Перерасход следует зафиксировать не только путевыми листами, но и контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями. Помимо этого назначается административное расследование, которое позволит выяснить, вследствие чего произошло нарушение.
Причиной перерасхода может послужить техническое состояние автомобиля или эксплуатация транспортного средства в сложных дорожных и климатических условиях. Если в ходе расследования установлено, что перерасход произошел по "уважительным" причинам, то он признается вынужденной потерей.
Расследование может показать, что необоснованный расход сверх лимита допустил водитель, и формально это будет расценено как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. В этом случае сумма перерасхода топлива взыскивается с водителя или должностного лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.

Использование МСФО в некоммерческих организациях

Другие статьи

В казенном учреждении списываются материальные запасы, которые используются в ремонте основных средств, например дисковод

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В казенном учреждении списываются материальные запасы, которые используются в ремонте основных средств, например дисковод. Ремонт осуществляется или силами учреждения, или подведомственным учреждением. Нужен ли акт выполненных работ, подтверждающий произведенные работы?

В казенном учреждении списываются материальные запасы, которые используются в ремонте основных средств, например дисковод. Ремонт осуществляется или силами учреждения, или подведомственным учреждением. Нужен ли акт выполненных работ, подтверждающий произведенные работы?

24 октября 2014

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Списание материальных запасов, используемых в ремонте основных средств, по Акту о списании материальных запасов (форма 0504230) следует обосновывать документом, предусмотренным в учетной политике учреждения или в рекомендациях уполномоченного органа соответствующего публично-правового образования, главного распорядителя бюджетных средств, подтверждающим фактическое выполнение работ с использованием материальных запасов.

В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни госучреждение должно формировать первичный учетный документ при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов (п. 48 Инструкции N 157н).

Основные первичные документы, применяемые при выбытии материальных запасов средств, перечислены, в частности, для казенных учреждений в п. 25 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).

Большинство форм, упоминаемых в указанной выше Инструкций N 162н, утверждено постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Этим же постановлением утверждены Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств.

Кроме того, в отдельных случаях операции по выбытию материальных запасов могут отражаться на основании первичных документов:

- формы которых утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н);

- составленных по формам, разработанным в самом учреждении.

Положения Инструкции N 157н и Инструкции N 162н не содержат специального порядка документального оформления списания материальных запасов при проведении текущего ремонта силами учреждения (хозяйственным способом).

Пункты 24, 25 Инструкции N 162н содержат лишь указания на то, какими документами оформляется выдача материалов ответственным лицам и списание материалов. К таким документам, в частности, относятся:

- Требование-накладная (форма 0315006);

- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210);

- Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).

Перечисленные выше формы документов предназначены исключительно для оформления фактического "движения" материалов внутри учреждения.

При этом для обоснования необходимости ремонта основного средства прежде всего необходимо составить соответствующий акт (данный документ будет подтверждать невозможность (нецелесообразность) дальнейшей эксплуатации основного средства без проведения ремонта). Унифицированная форма такого акта не установлена. Следовательно, он составляется в произвольной форме, содержащей обязательные реквизиты в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Передача материальных запасов, предназначенных для ремонта основного средства, оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210). Ведомость (форма 0504210) служит основанием для списания указанных материальных запасов с баланса учреждения при наличии документа, подтверждающего выполнение ремонтных работ.

Работы могут также проводится подведомственным учреждением, одним из видов деятельности которого является выполнение работ по ремонту основных средств, находящихся в оперативном управлении вышестоящего учреждения.

При этом можно говорить о том, что подведомственное учреждение получает материальные запасы от вышестоящего учреждения для выполнения ремонтных работ без оплаты стоимости принятых материальных запасов и с обязательством использования указанных материальных запасов в конкретных работах, которые осуществляются для нужд вышестоящего учреждения.

Иными словами, переданные материалы можно рассматривать как давальческие.

В соответствии с п. 116 Инструкции N 157н передача (возврат) материальных запасов учреждением должна оформляться первичным (сводным) учетным документом, без списания передаваемых объектов с балансового учета.

Согласно положениям Приказа N 173н отпуск материалов на сторону оформляется накладной (форма 0315007), которая выписывается в двух экземплярах (для заказчика и исполнителя). При этом в ней обязательно делают особую отметку, например, "для ремонтных работ на давальческой основе".

Предоставленные вышестоящим учреждением материалы подрядчик (подведомственное учреждение) обязан использовать экономно и расчетливо, а по завершении работы представить заказчику отчет об израсходованных материалах, а также возвратить их остатки (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

Законодательством не установлены формы отчета об израсходованных материалах или акта выполненных работ с указанием использованных при этом материалов. Полагаем, что в учетной политике вышестоящего учреждения целесообразно определить порядок списания материальных запасов, которые передаются подведомственному учреждению, в том числе документальное подтверждение фактического расходования материальных запасов в ходе ремонтных работ.

На практике подобный документ, как правило, содержит:

- описание конкретного вида работ, выполняемых подрядчиком (подведомственным учреждением) (п. 1 ст. 702 ГК РФ);

- определение начального и конечного сроков выполнения таких работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ);

- точное наименование и описание передаваемых давальческих материальных запасов, включая данные об их количестве и стоимости;

- порядок, в котором давальческие материальные запасы передаются подведомственному учреждению, в том числе с указанием конкретных лиц, которые будут принимать материальные запасы, а также использовать в процессе ремонта;

- порядок принятия работ с указанием должностных лиц вышестоящего учреждения, которые в рамках полномочий осуществляют приемку указанных работ.

Кроме того, из содержания "Методических указаний по применению форм первичных учетных документов. " (Приложение N 5 к приказу N 173н) следует, что расходование материальных запасов может производиться на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, прилагаемых впоследствии к Акту (форма 0504230). Поэтому, по нашему мнению, для подобного документа следует предусмотреть утверждение его руководителем как вышестоящего учреждения, так и подведомственного учреждения.

Затем проведение ремонтных работ оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Акт (форма N ОС-3) применяется для оформления и учета сдачи объектов основных средств в ремонт, на реконструкцию, модернизацию и их приемки из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем учреждения или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. В рассматриваемой ситуации ремонт производится силами самого учреждения, поэтому акт составляется в одном экземпляре.

Данные о проведенном ремонте вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма 0504031).

В заключение отметим, что конкретные перечни документов, которые должны оформляться при проведении ремонта, могут определяться уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования, главным распорядителем бюджетных средств.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

7 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бюджетный учет материальных запасов - Реферат, страница 2

При получении материальных запасов по договору дарения фактическая стоимость материальных запасов определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. При этом действует единый принцип определения текущей рыночной стоимости нефинансовых активов: это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 52 Инструкции N 25н).

Полученные безвозмездно от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю), материальные запасы приходуются по фактической стоимости передающей стороны с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку (п. 52 Инструкции N 25н).

2.3 Бюджетный учет поступления материалов

Приобретение, безвозмездное получение материальных запасов по одному договору с поставщиком, распоряжению (извещению) отражаются непосредственно на счете 105 xx 340. С использованием счета 1 (2) 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" отражаются операции приобретения и безвозмездного получения материалов на основании затрат по нескольким договорам с поставщиками и распоряжениям (п. 73 Инструкции N 25н).

При приобретении материальных запасов за плату в их стоимость включается НДС, предъявленный поставщиками (подрядчиками). Исключение относится к случаям приобретения материалов в рамках внебюджетной деятельности, облагаемой НДС (п. 49 Инструкции N 25н).

Пример 1. В учреждение по договору поставки поступили канцелярские товары на сумму 88 000 руб. в том числе НДС - 13 423,72 руб. Стоимость их доставки составила 3400 руб. в том числе НДС - 518,64 руб. Операции проведены за счет бюджетных средств.

В учете поступление материалов отражается проводками:

3 Списание материальных запасов

3.1 Документальное оформление списания материальных запасов

Списание материальных запасов производится на основании таких первичных документов, как (п. 59 Инструкции N 25н):

- Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

- Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

- Путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) (применяется для списания в расход всех видов топлива);

- Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);

- Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих документов (п. 58 Инструкции N 25н):

- Требования-накладной (ф. 0315006);

- Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

- Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

- Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

3.2 Бюджетный учет списания материальных запасов

Согласно п. 55 Инструкции N 25н списание материалов производится либо по фактической стоимости каждой единицы запаса, либо по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в текущем месяце на дату списания (отпуска). При этом Инструкция N 25н не обязывает применять только один способ списания. Отсюда следует, что учреждение вправе выбрать наиболее приемлемый для той или иной группы материалов вариант списания и отразить его в учетной политике.

В соответствии с названной Инструкцией списание израсходованных материальных запасов, в том числе пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды, на основании оправдательных документов отражается проводкой (п. 59 Инструкции N 25н):

Дебет счетов 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов" (в рамках бюджетной деятельности), 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (в рамках приносящей доход деятельности). В данном случае счет 2 106 04 340 используется с целью формирования себестоимости продукции, работ, услуг, производимых в рамках приносящей доход деятельности. В целях ведения раздельного учета формирования себестоимости материальных запасов и себестоимости продукции, работ, услуг целесообразно открыть соответствующие субсчета к указанному счету.

Кредит счета 1 (2) 105 xx 440 (как уменьшение стоимости соответствующих материальных запасов).

Следует обратить внимание на списание мягкого инвентаря. Он списывается с учета не при выдаче в эксплуатацию, а когда приходит в негодность, то есть по истечении срока его использования (п. 59 Инструкции N 25н). Выдача мягкого инвентаря в эксплуатацию относится к внутреннему перемещению и отражается как смена материально ответственных лиц по дебету и кредиту счета 1 (2) 105 05 340 как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов.

3.3 Налоговый учет списания материальных запасов

В налоговом учете списание материалов на расходы учреждения имеет свои особенности. Так, например, в отличие от бюджетного, в налоговом учете в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Таким образом, стоимость перечисленного имущества, в том числе мягкого инвентаря, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает несколько методов оценки стоимости материальных запасов при их отпуске в производство (п. 8 ст. 254):

- по стоимости единицы запасов;

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Поскольку в этом случае налогоплательщику предоставлено право выбора, в учетной политике ему следует закрепить метод списания материальных запасов (кроме готовой продукции), который он применяет в бюджетном учете.

По правилам Налогового кодекса (ст. ст. 318, 319) на конец отчетного периода необходимо проводить оценку остатков незавершенного производства и остатков готовой продукции и товаров отгруженных. В соответствии с указанными статьями затраты при производстве продукции подразделяются на прямые и косвенные. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (ст. 318 НК РФ). К прямым расходам, в частности, могут быть отнесены:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве продукции, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы оплаты труда;

- амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при производстве продукции.

К косвенным расходам относятся все иные расходы, за исключением внереализационных (ст. 265 НК РФ), произведенных в течение отчетного (налогового) периода. При этом они в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются внереализационные расходы с учетом особого порядка их признания, установленного ст. 272 НК РФ.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены согласно ст. 319 НК РФ. В свою очередь, указанная статья содержит порядок оценки прямых расходов на остатки незавершенного производства (НЗП), остатки готовой продукции и остатки отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции. То есть необходимо распределить прямые расходы на остатки НЗП, готовой и отгруженной продукции, а косвенные расходы списать единовременно.

Налогоплательщикам, оказывающим услуги, разрешается относить на уменьшение доходов сумму прямых расходов в полном объеме без распределения на остатки НЗП (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В соответствии со ст. 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Таким образом, в учетной политике в отношении готовой продукции, произведенной в рамках предпринимательской деятельности, необходимо указать:

а) перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг);

б) порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

в) механизм распределения прямых расходов по конкретному производственному процессу изготовления определенного вида продукции, если их нельзя определить прямым путем.

Кроме того, организации, оказывающие платные услуги, в учетной политике должны указать, воспользовались они правом относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение налогооблагаемых доходов или нет.

Трудно представить учреждение, в деятельности которого не используются материальные запасы. В учете коммерческих организаций информация о приобретении и движении материальных запасов отражается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01. Отдельным ПБУ по материальным запасам бюджетный учет не располагает. Основные правила их учета изложены в Инструкции N 25н. Кроме того, существует практика, когда администраторы бюджетных средств разрабатывают для подведомственных учреждений правила учета нефинансовых активов, в том числе и материальных запасов. Однако не все ведомства разработали подобные документы.

В целях бюджетного учета к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, либо в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (п. 48 Инструкции N 25н).

Все виды материальных запасов принимаются к учету по фактической стоимости (п. 49 Инструкции N 25н). Материалы поступают в бюджетное учреждение:

а) в результате их приобретения за плату;

б) в результате их изготовления самим учреждением;

в) в порядке централизованного снабжения;

г) в порядке безвозмездного поступления от юридических или физических лиц.

Согласно п. 55 Инструкции N 25н списание материалов производится либо по фактической стоимости каждой единицы запаса, либо по средней фактической стоимости.

Список использованной литературы

1. Инструкция по бюджетному учету №25н от 10 февраля 2006 г.

2. Колеватова О..А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новому Плану счетов: типовые проводки, примеры, постатейные комментарии: учеб.-практ. пособие. – М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 176 с.

3. Приказ об утверждении форм регистров бюджетного учета №123н от 23 сентября 2005 г.

Бюджетный учет учреждении в 2006 г. газета Финансы

На какой КПС относить расходы по списанию материалов и начислению амортизации в «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»

На какой КПС относить расходы по списанию материалов и начислению амортизации в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» На какой КПС относить расходы по списанию материалов и начислению амортизации в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Как отмечено в статье, согласно подпункту «к» пункта 2.2 Приложения № 3 к приказу Минфина России от 30.11.2015 № 184н абзац 15 пункта 2 Инструкции № 162н изложен в следующей редакции: "По счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы" при формировании остатков на начало текущего финансового года, за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 "Вложения в нефинансовые активы", 010700000 "Нефинансовые активы в пути", в 5-17 разрядах номера счета указываются нули". – на выделенном желтым дать ссылку на http://its.1c.ru/db/garant/content/71199066/1/3022

Мы перевели на 31.12.2015 все остатки по материалам на КПС вида «КРБ» с нулевым видом расходов (ВР). При списании данных материалов на счет 109 00 или 401 20 мы должны использовать КПС с нулевым ВР или с видом расходов 244? При этом новые материалы мы покупаем по ВР 244, и приходовать мы их тоже должны на ВР 244?

Тоже самое касается ОС и амортизации. Если входящий остаток висит на нулевом виде расходов, то и амортизация должна начисляться на нулевой вид расходов? При этом новые ОС мы должны приходовать на ВР 244? И амортизацию начислять тоже на ВР 244?

Для бюджетных и автономных учреждений законодатель предусмотрел для этих целей указание «нулевых» КПС (классификационных признаков счетов, разряды 1-17 номера счета Рабочего плана счетов учреждения). Согласно пункту 2.1 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н в редакции приказа Минфина России от 31.12.2015 № 227н) «По счетам аналитического учета счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» в 5 - 17 разрядах номеров счетов отражаются нули». Аналогичное положение содержится в пункте 3 приложения № 2 к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н в редакции приказа Минфина России от 31.12.2015 № 228н.

Приказы Минфина России от 31.12.2015 № 227н и от 31.12.2015 № 228н размещены на сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/budgetaccounting/

То есть, если начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов отражается по дебету счета 0 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов". а выбытие израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды отражается по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов". то независимо от даты поступления нефинансового актива в учреждение в номерах счетов 0 401 01 271, 0 401 20 272 можно указывать «нулевые» КПС.

Следует отметить, что для счетов 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг" аналогичное положение не предусмотрено.

Следовательно, номера счетов 109 00 должны формироваться в общеустановленном порядке:

«2.1. При ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики, отражаются:
  • в 1 - 4 разрядах номера счета – аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов (данное положение должно применяться с 2017 г.);
  • в 5 - 14 разрядах номера счета – отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
  • в 15 - 17 разрядах номера счета – аналитический код вида поступлений от доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее - поступления) или аналитический код вида выбытий по расходам, иным выплатам, в том числе по погашению заимствований (далее – выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов)».
Таким образом, номера счетов 109 00 в Рабочем плане счетов учреждения в 2016 г. в обязательном порядке должны содержать вид расходов бюджетной классификации расходов РФ.
Применение «нулевых» КПС при формировании номера счета учета нефинансовых активов предусмотрено только для остатков НФА, сложившихся на начало очередного финансового года. Учет поступающих в 2016 г. НФА следует вести на счетах, номер которых включает вид расходов бюджетной классификации расходов РФ.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» номер счета учета НФА должен включать КПС вида «КРБ». В казенном учреждении:

В ид учреждения - казенное, план счетов - для казенных учреждений.
Приказом Минфина России №184н от 30.11.2015 внесены изменения в Приказ Минфина России от 06.12.2010 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». А именно, внесены изменения в п.2 Инструкции: «По счетам аналитического учета счета 010000000 "Нефинансовые активы" при формировании остатков на начало текущего финансового года, за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 "Вложения в нефинансовые активы", 010700000 "Нефинансовые активы в пути", в 5 - 17 разрядах номера счета указываются нули».
Согласно Приложению 2 к Инструкции 162н (Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета) поступающие в течение года объекты нефинансовых активов, а также расходы текущего финансового года (счет 401.20) классифицируются по полному коду бюджетной классификации. Получается, что, допустим, на счете 105.36 на 01.01.2016 имеются остатки МЗ некой номенклатуры по КПС=0409000000000000 (в соответствии с п.2 Инструкции). Далее в течение года идет поступление той же номенклатуры:
Д-т 040913Я0002110244 1.105.36 340, К-т 040913Я0002110244 1.302.34 730 (согласно Приложению 2 к Инструкции 162н). И та же номенклатура будет числиться еще и на этом КПС (040913Я0002110244).

Потом последует списание. Какой КПС указывать в этом случае, ведь одно и то же номенклатурное наименование окажется поделенным на 2 части: по КПС с начальным сальдо и по КПС вида КРБ, получившимся в течение года. И по таблице в Приложении 2 к Инструкции 162н надо использовать КПС 040913Я000211024. Как же быть с остатками на начало года? Каким образом и с каким кодом бюджетной классификации включать в затраты текущего финансового года списание образовавшихся на 01.01.2016 остатков материалов, а также начисленную амортизацию по имеющимся на 01.01.2016 основным средствам?

Для бюджетных и автономных учреждений законодатель предусмотрел для этих целей указание «нулевых» КПС (классификационных признаков счетов, разряды 1-17 номера счета Рабочего плана счетов учреждения). Для казенных учреждений и иных получателей бюджетных средств, применяющих План счетов бюджетного учета, законодатель не предусмотрел такой возможности.

Ранее, до 2016 г. остатки, сложившиеся на начало года по утратившим актуальность КПС, вы переносили на определенные КПС, актуальные в текущем году, также на определенные КПС относили затраты при списании материалов и начислении амортизации.
Казенным учреждениям законодатель разрешил с 2016 г. по остаткам нефинансовых активов указывать «нулевые» КПС, а КПС для списания затрат при списании материалов и начислении амортизации определяются в прежнем порядке.

В документах по списанию, перемещению нефинансовых активов, оформляемых в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» . подбор номенклатуры по остаткам осуществляется по полным рабочим счетам (без КОСГУ). (Смотрите Рис.1)

Таким образом, есть возможность выбрать в одном документе остатки одной и той же номенклатуры, учитываемой на разных счетах (по разным КПС).
Полный (26-разрядный) счет отнесения расходов по списанию материалов, в том числе для остатков номенклатуры, сложившихся на начало года и учитываемых по «нулевому» КПС, указывается в шапке документа и должен включать актуальный КПС типа «КРБ».(Смотрите Рис.2)

Материал подготовлен сотрудникам Линии Консультаций компании «Микос» на основе материалов фирмы «1С»