Руководства, Инструкции, Бланки

правила внутреннего контроля оператора по приему платежей образец img-1

правила внутреннего контроля оператора по приему платежей образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ведение деятельности по приему платежей граждан расчетными центрами

О привлечении расчетных центров к деятельности по приему платежей граждан

С 1 января 2010 года установлена законодательная основа для осуществления деятельности по приему платежей граждан в виде наличных денежных средств в оплату за управление, содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Организации, осуществляющие прием платежей физических лиц, именуются платежными агентами, а именно - операторами по приему платежей или платежными субагентами.

Все юридические лица, в адрес которых принимаются наличные денежные средства граждан, именуются в ст. 2 Закона №103-ФЗ «поставщиками». При управлении многоквартирными домами управляющими организациями или ТСЖ, ЖК, ЖСК такие организации становятся поставщиками в отношениях по приему платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, подлежащие внесению в такие организации.

Если поставщик организует прием платежей граждан с участием платежных агентов (операторов и платежных субагентов), то информация о платежных агентах доводится до сведения потребителей, а также до потребителей доводятся сведения о местах приема платежей платежными агентами.

Оператором по приему платежей (платежным агентом) в рамках Закона №103-ФЗ признается Юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Обращаем Ваше внимание, что в качестве оператора по приему платежей может выступать только юридическое лицо, в отличие от платежного субагента, в качестве которого может выступать не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель.

Закон №103-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении круга юридических лиц, которые могут принять на себя статус оператора по приему платежей, однако устанавливает ряд обязательных требований к таким лицам, выполнение которых позволит им легально осуществлять деятельность по приему физических лиц, в том числе:
  • наличие с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
  • исполнение требований о необходимости обеспечить исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком одним из способов, предусмотренных п.4 ст. 4 Закона №103-ФЗ;
  • исполнение требования о постановке на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке/

Порядок о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58.

Статьей 4 Закона №103-ФЗ установлены ограничения на проведение операций по специальным счетам платежного агента и поставщика. Но до настоящего времени возникает несколько вопросов, попробуем ответить на них:

Платежный агент рискует, исполняя поручения поставщика по перечислению полученных сумм на банковские счета третьих лиц, а не на специальный счет поставщика.

Это можно пояснить следующим:
Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента можно осуществлять операции по списанию денежных средств:
  • на специальные банковский счет платежного агента или поставщика;
  • на банковские счета.

Последний пункт разрешает списание средств со специального счета агента на банковские счета, но не уточняет, чьи это могут быть счета. Точно так же ч.19 ст. 4 по специальному банковскому счету поставщика разрешено списание денежных средств на банковские счета. Эти нормы, казалось бы, не устанавливают препятствий для списания средств со счетов со стороны закона, и на вопрос следует ответить утвердительно. Плюс официальных разъяснений по данному поводу не поступало.

Также в ч. 18 ст. 4 Закона №103-ФЗ сказано: поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Становится ясно, что денежные средства со специального счета платежного агента могут быть перечислены поставщику только на его специальный счет. Что позволит проследить движения сумм.

Однако в Законе не указано, что все поступившие от плательщиков суммы должны быть переданы агентом поставщику, наоборот, их списание со специального счета поставщика на банковские счета допускается.

Вместе с тем есть примеры, когда арбитры посчитали нарушением такие действия платежного агента (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу А65-1504/2013 и т.д.).

Запрета на перечисление денежных средств подрядчикам и РСО непосредственно со специального счета управляющих организаций (ТСЖ) нет.

Право поставщика осуществлять расчеты с третьими лицами напрямую со специального счета, не затрагивая расчетный счет законно, так как поступившие от плательщиков денежные средства уже получены от платежного агента, то есть можно отследить их движение до конечной точки – поставщика услуг.

Положения Закона №103-ФЗ предусматривают право платежного агента и поставщика, а также платежного субагента и оператора заключить договор, в котором условия осуществления платежным агентом деятельности по приему платежей от своего имени или от имени Поставщика, определяются мерой ответственности платежного агента (платежного субагента) перед Поставщиком (оператором) и условиями финансовых расчетов между ними. Однако, такие договоры не имеют отношения к агентским договорам, регулируемым Гражданским Кодексом РФ.

Следует отметить, что платежный агент может быть и банковским платежным агентом. В указанном случае порядок (первичность отношений в которые вступает агент по приему платежа) и ограничения деятельности таких агентов должны устанавливаться условиями договоров, заключаемых платежным агентом с поставщиком и с банком, при этом такие условия одного договора не должны противоречить соответствующим условиям другого договора.

Двойное вознаграждение за прием одного платежа агент получать не должен.

Закон №103-ФЗ регулирует деятельность по приему наличных платежей физических лиц. В соответствии с Законом наличные платежи может принимать непосредственно оператор (платежный агент) или непосредственно платежный субагент. И при принятии платежей платежным субагентом такие платежи смогут поступить только на счет оператора.

П.12 ст. 4 Закона №103-ФЗ обязывает платежного агента использовать ККТ только при осуществлении наличных денежных расчетов.

Таким образом Закон №103-ФЗ допускает отношения, когда оператор не имеет своих касс, а заключает договор с платежным субагентом, который обязан иметь ККТ.

Банк может быть платежным субагентом. В указанном случае на него распространяется Закон №103-ФЗ, однако принимая денежные средства граждан (в части требований об идентификации физических лиц), банк обязан руководствоваться банковским законодательством.

Принимая платежи граждан, как платежный субагент, банк должен руководствоваться требованиями Закона №103-ФЗ к кассовому чеку и полученные платежи обязан перечислять на счет оператора.

Порядок выплаты вознаграждения платежному агенту устанавливается договором. Закон №103-ФЗ допускает, что вознаграждение может оплачиваться только поставщиком или только плательщиком, или и поставщиком, и плательщиком.

Такие условия действия агента изначально определяет поставщик, а окончательные условия устанавливаются договором.

Кассовый чек, содержащий информацию по оплате услуг в адрес нескольких поставщиков, должен: указать информацию о платежном агенте; информацию, которая является общей для всех поставщиков; отдельно указать информацию, имеющую отношение к каждому поставщику.

Если комиссия взимается общей суммой, то она должна быть показана по каждому платежу отдельно.

Операции по приему платежей по банковским картам относятся к безналичному расчету и не могут осуществляться операторами.

Оператор обязан встать на учет в Росфинмониторинге вне зависимости от приема наличных денежных средств, поскольку такое требование установлено Законом №103-ФЗ и необходимо в целях осуществления контроля деятельности оператора как платежного агента.

Закон №103-ФЗ п.5. «Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке».

Оператор может открыть один счет для приема платежей в адрес нескольких поставщиков, если такое условие допускается договором с каждым поставщиком. Банк вправе запросить у оператора договор на прием платежей от поставщиков.

Такой счет не относится к специальным, является расчетным, а следовательно, на сегодняшний день с этого счета могут проводиться операции по расчетам, относящиеся к деятельности оператора, и с этого счета возможно списание средств по долгам оператора в случае соответствующих взысканий, допускаемых законодательством.

При выборе способа управления МКД управление управляющей организацией при принятии собственниками помещений решения о способе формирования фонда капитального ремонта (ФКР) на специальном счете, именно управляющая организация является ответственным лицом за проведение работ по капитальному ремонту, поэтому управляющая организация осуществляет выставление платежных документов, их доставку а также взыскание задолженности по взносам в судебном порядке (в отличие от случая формирования ФКР на счете регионального оператора, когда в ч.1 ст.171 ЖК РФ прямо указано на то, что платежные документы представляются региональным оператором).

Видео

Другие статьи

Правила Внутреннего Контроля - для чего и кому они нужны?

Правила Внутреннего Контроля - для чего и кому они нужны?

Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью современного общества и в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие. В настоящее время в России более четверти общего числа граждан занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью, и их число продолжает расти. Часть предпринимателей хочет заниматься торговлей, часть устремилась в сферу предоставления услуг. Также участилась регистрация ломбардов. микрофинансовых организаций и других.

Но открытие фирмы это только часть дела, нужно также спланировать дальнейшую ее деятельность и чтобы все соответствовало законодательству. Так, например, вновь зарегистрированная фирма — ломбард, помимо Устава организации, должна разработать и утвердить Правила внутреннего контроля.

Правила Внутреннего Контроля (далее Правила) – это один из основных документов организации, который регламентирует порядок ведения внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Правила внутреннего контроля:

а) регламентируют организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;

б) устанавливают обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;

в) определяют сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Также Правила внутреннего контроля должны быть разработаны следующими юридическими лицами: лизинговыми и страховыми компании, кредитными организациями, организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, операторами по приему платежей, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов и другими организациями, осуществляющими внутренний контроль.

Разработка Правил является обязательной процедурой для организаций, совершающих вышеуказанные операции. Ранее Правила согласовывались с уполномоченным органом (Росфинмониторинг. ФСФР), а в настоящее время Правила утверждаются руководителем организации, никакого дальнейшего согласования не требуется. Это означает, что после разработки Правил, их достаточно утвердить только внутри самой организации. Данное изменение дало возможность некоторым организациям вдохнуть полной грудью, так как законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не совершенно и постоянно изменяется.

Несмотря на произошедшие изменения в законодательстве, забот у руководителей фирм меньше не стало. Если ранее Правила отправлялись на согласование в уполномоченный орган, и все несоответствия можно было выявить на стадии согласования, существовала реальная возможность исправить все недочеты, теперь же организации самостоятельно утверждают Правила, а уполномоченные органы только осуществляют проверки данных юридических лиц, а главное проверяют текст Правил на соответствие с законодательством. Любое несоответствие текста Правил действующему законодательству влечет наложение административного штрафа.

Обязанность по утверждению правил возлагается на руководителя юридического лица и соответственно это большая ответственность. Смена руководителя юридического лица не влечет за собой переутверждение Правил. Для разработки Правил руководителю как минимум необходимо иметь в штате юриста, который будет заниматься не только разработкой Правил внутреннего контроля, с учетом всех тонкостей данной сферы деятельности, но и который будет на протяжении всей деятельности организации отслеживать все нововведения в законодательстве и вносить изменения в существующие Правила.

Последние изменения в этой сфере были внесены 30 июля 2012 года. Утратили силу такие нормативные акты как, распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 967-р об утверждении «Рекомендаций по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".

Были внесены такие изменения:

  • утратили силу Рекомендации по разработке Правил внутреннего контроля;
  • утвердили Требования к Правилам внутреннего контроля;
  • утвердили 9 программ внутреннего контроля внутреннего контроля;
  • установлена периодичность внутренних проверок в программе проверки осуществления внутреннего контроля и ряд других изменений.

Утвержденные изменения применяются к большинству организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Исключения составляют кредитные организации, в том числе являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг .

Данные изменения необходимо было внести в течение одного месяца, в противном случае организация и/или руководитель организации должны были быть привлечены к ответственности согласно действующему законодательству РФ. Так, например, статья 15.27 КоАП РФ содержит ряд санкций за неисполнение требований законодательства ПОД/ФТ.

Уголовный Кодекс РФ также содержит нормы ответственности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путём.

Специалисты Казанского юридического центра имеют большой опыт взаимодействия со многими государственными органами, в том числе по согласованию и утверждению Правил внутреннего контроля. Отличные знания наших специалистов, в частности знание тонкостей действующего законодательства, дает нам возможность заниматься разработкой Правил внутреннего контроля микрофинансовых организаций, ПВК для ломбардов и для иных организаций, требующих наличие соответствующего документа.

Учитывая все тонкости механизма контроля и наличие опыта и знаний, необходимых для разработки и постоянной доработки Правил, со своей стороны мы можем предложить Вам наши услуги по подготовке Правил внутреннего контроля индивидуально разработанных для Вашей организации, с учетом всех последних изменений в законодательстве.

Кроме того, в случае утверждения новых требований законодательства и дальнейшее отражение их в Правилах, наша Компания считает целесообразным, своевременно уведомлять Вас о соответствующих изменениях.

Брендюрева Ульяна Александровна

21.02.2016 Адель Галимов

Работали с Анисимовой Екатериной, хотим выразить благодарность за исключительно внимательный подход и высокую профессиональную компетенцию. Замечательно, что в Казанской Юридическом Центре работают сотрудники такого уровня. Желаем всяческих успехов вашей организации. Будем сотрудничать и дальше.
Источник: Google+

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее

Статья 4

Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи. если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в части 14 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ), а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного документа (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ), не допускаются. Действие положений части 14 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц ( пункты 8 и 9 статьи 23 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в части 15 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ), а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного документа (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ), не допускаются. Действие положений части 15 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц ( пункты 8 и 9 статьи 23 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

(часть 16 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

(часть 17 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

(часть 18 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

(часть 19 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

(часть 20 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Действие положений части 21 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключенных кредитными организациями с поставщиками и операторами по приему платежей и подлежащих расторжению со дня вступления в силу Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ ( пункт 10 статьи 23 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

(часть 21 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Правила внутреннего контроля оператора по приему платежей образец

ПОД/ФТ у операторов по приему платежей

Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлен перечень организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. В данный перечень входят операторы по приему платежей.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в организации, осуществляющей функцию оператора по приему платежей. должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организация, осуществляющая функцию оператора по приему платежей в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязана документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Компания Финам-Консалтинг осуществит разработку и внедрение в вашей организации комплекта документов по ПОД/ФТ, а также обеспечит текущее сопровождение и своевременное обновление необходимых документов при внесении изменений в законодательство.

Мы гарантируем качество и профессиональный уровень наших услуг, успешность и эффективность всех видов проведенных мероприятий. Они в значительной степени сократят репутационные риски вашей компании.

Выбрав нас, вы приобретете надежного партнера в профессиональном решении вопросов и задач, стоящих перед вашей организацией в целях реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

+7 (499) 502-28-45
e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новые квалификационные требования к внутренним контролерам - Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона

Новые квалификационные требования к внутренним контролерам

Л.В. Чхутиашвили, канд. экон. наук, аудитор, член ИПБ Московского региона

Работники, занимающие должности внутренних контролеров, должны обладать определенным набором знаний и навыков. Они четко регламентированы для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Статья 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» предписывает организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых хозяйственных операций всем экономическим субъектам.

Если финансовая отчетность компании подлежит обязательному аудиту, внутренний контроль должен затрагивать не только факты хозяйственной жизни. Контролировать нужно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а в сроки, установленные национальными стандартами бухгалтерского учета, нужно проводить ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение коммерческих организаций, финансовые результаты их деятельности и движение денежных средств.

Внутренний контроль в обязательном порядке должен быть в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ).

Совсем недавно вышло в свет новое постановление Правительства РФ № 492 от 29.05.2014 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Эти квалификационные требования касаются прежде всего специальных должностных лиц организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, к которым теперь предъявляются следующие квалификационные требования (постановление не распространяется на кредитные организации):

  1. наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования – наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Указанные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг и их работники, осуществляющие функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, обязаны соответствовать предъявляемым новым постановлением Правительства РФ квалификационным требованиям, заключающимся в обязательном прохождении обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к таким организациям, индивидуальным предпринимателям, в сфере деятельности которых имеются надзорные органы, – по согласованию с соответствующим надзорным органом.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Правовую основу деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) составляют:

  • Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Указ Президента РФ № 1263 от 01.11.2001 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
  • Указ Президента РФ № 636 от 21.05.2012 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
  • Указ Президента РФ № 808 от 13.06.2012 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере;
  • по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
  • по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент РФ.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

  • непосредственно и (или) через свои территориальные органы;
  • во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Согласно Отчету о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году, на 1 января 2014 г. российская система противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) включала более 120 тысяч финансовых институтов, выполняющих поручения клиентов об осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. Непосредственно в Росфинмониторинге состоит на учете около 24 тысяч организаций, не имеющих надзорных органов[1] .

Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, проверяет соблюдение организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

Проведение контрольных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Подготовка и обучение сотрудников организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Вопросы обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регламентирует приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу № 203 от 03.08. 2010 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вступил в силу 5 октября 2010 года, далее – Приказ № 203).

Приказ № 203 ввел четыре формы обучения, реализуемые организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, а также организациями, аккредитованными на осуществление аттестации специалистов финансового рынка:

  • вводный инструктаж;
  • дополнительный инструктаж;
  • целевой инструктаж;
  • повышение уровня знаний.

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

  • при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
  • при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при поручении сотруднику организации работы, связанной с денежными средствами или иным имуществом.

Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией самостоятельно с учетом Приказа № 203.

Обучение в форме целевого инструктажа сотрудники организаций проходят однократно в соответствии с требованиями Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Обучение в форме повышения уровня знаний в зависимости от сферы деятельности организации и категории специалиста должно проводиться не реже одного раза в три года либо не реже одного раза в год. Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Указанные формы обучения должны проходить следующие категории сотрудников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (в зависимости от сферы деятельности):

  • руководитель;
  • специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля;
  • главный бухгалтер (бухгалтер);
  • руководитель юридического подразделения (юрист).

Подготовка внутренних контролеров для коммерческих организаций обеспечивает выполнение требований Федеральной службы по финансовому мониторингу к должностным лицам, ответственным за соблюдение законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии:

  • с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 203 от 03.08.2010 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • постановлением Правительства РФ № 715 от 05.12.2005 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для сотрудников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проводят руководители и ведущие специалисты специализированных учебных центров экономических и юридических факультетов вузов, саморегулируемые организации аудиторов и аудиторских организаций. Как правило, по результатам обучения слушателям выдается свидетельство требуемого Росфинмониторингом образца.

Программы обучения разрабатываются перечисленными организациями самостоятельно. Программа обучения предусматривает:

  • изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных доку­ментов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
  • изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Каждая коммерческая организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения. Порядок учета прохождения сотрудниками организации обучения устанавливается руководителем организации.

Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к его личному делу.

За неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части организации внутреннего контроля (прохождение обязательного целевого инструктажа), статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Сведения об организациях, прошедших целевой инструктаж и повышение уровня знаний, а также не выполнивших требования к организации обучения своих сотрудников, направляются для контроля в соответствующие территориальные управления Росфинмониторинга.

[1] Отчет размещен на сайте Росфинмониторинга (раздел «Деятельность», «Годовые отчеты»).