Руководства, Инструкции, Бланки

руководство к преподаванию по родному слову img-1

руководство к преподаванию по родному слову

Рейтинг: 4.9/5.0 (1921 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Родное слово - Презентация 29497-6

Родное слово

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Он написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей».

Слайд 6 из презентации «Ушинский» к урокам педагогики на тему «Педагоги»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Ушинский.ppsx» можно в zip-архиве размером 3504 КБ.

Педагоги

краткое содержание других презентаций о педагогах

«Жизнь Ушинского» - Большой и Малый театры в Москве. Жизненный путь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Окрестности хутора Богданки. Дом Ушинских в Новгород-Северском. Ларинский читальный зал. Преподаватель и инспектор Гатчинского сиротского института. Последователи К.Д. Ушинского. Детские и юношеские годы. И.Ф. Тимковский.

«Ян Амос Коменский» - Образование. Пансофия. Большие изменения. Всех всему. Дисциплина. Основные работы. Я. А. Коменский. Изучение мудрости. Ян Амос Коменский. Организация школьного обучения. Значение педагогической теории. Роль языка. Мир в понимании Яна Амоса Коменского. Чехословакия. Примеры. Роль учителя. Книги. Четыре ступени обучения.

«К.Д.Ушинский» - Чествование памяти К. Д. Ушинского. К. Д. Ушинский - инспектор классов Смольного института. Обучение в Московском университете. Последние годы жизни. В истории русского просвещения Ушинскому принадлежит почетнейшее место. В. П. Потемкин. Служба в Министерстве внутренних дел. Был преподавателем военного корпуса.

«Ушинский» - Своеобразие каждого народа. Учебные книги. Учитель русских учителей. Собрание педагогических книг. Средства нравственного воспитания. Теория педагогики. Заметки. Дидактические взгляды. Класс с твердым составом учащихся. Методические указания. Основы педагогической системы. Труд. Биография. Журнал Министерства народного просвещения.

«Дистервег Адольф» - Педагогические идеи. О природосообразности и культуросообразности в обучении. Ступени возрастного развития детей. Биография. Обучение. Начальная школа. Преподавал физику и математику. Требования к учителю. Принцип культуросообразности. Теория воспитания. Афоризмы А. Дистервега.

«Биография Ушинского» - Константин Дмитриевич Ушинский. Краткая биография. Коллеги. 1851г. - женитьба на Надежде Семёновне Дорошенко. Ссылки на полнотекстовые материалы. Библиография. Источники информации. Научные интересы. 1854 - 1859гг. - работает преподавателем русской словесности. Примеры современных исследований.

Всего в теме «Педагоги» 6 презентаций

Другие статьи

Ушинский К

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Том 4

В 6 т. — Москва: Педагогика, 1989. — 528 с. ил.

В том вошла ныне ставшая редкостью, учебная книга К. Д. Ушинского «Родное слово» (1, 2, 3-й годы обучения), содержащая прописи и тексты первоначального систематического обучения грамоте, практическую грамматику и тексты к ней. В представленных материалах реализуется созданная К. Д. Ушинским методика постепенного приобщения ребенка к общеобразовательным знаниям и простейшим этическим понятиям.
Для работников народного образования, специалистов в области педагогики.

Четвертый том открывается статьей «О первоначальном преподавании русского языка», за которой следует комплекс педагогических материалов, объединенных К. Д. Ушинским под общим названием «Родное слово».
-Родное слово, книга для учащих: советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово».
- Родное слово, для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения.
-Родное слово, для детей младшего возраста. Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения.
- Родное слово. Год третий. Первоначальная практическая грамматика с хрестоматией.
-Руководство к преподаванию по «Родному слову».
Вторая, третья и четвертая книги из вышеуказанных адресованы детям для самостоятельных занятий под руководством взрослых.
Первая и пятая книги предназначены для родителей и учителей, в них излагаются педагогические основы, цели и задачи обучения русскому языку с методическими рекомендациями. Вместе с письменными упражнениями эти книги составляют дидактическую систему, направленную на умственное и нравственное развитие ребенка в процессе первоначального обучения.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Смотри также

Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд. стереотип. — М. Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с. Для студентов специальности дошкольное обучение и воспитание. Предисловие. Теоретические основы методики развития речи. Предмет методики развития речи и задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Роль.

  • 426,48 КБ
  • скачан 1461 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 24.02.2016 02:53
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4601 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08.2009 10:02
  • будет удален через 14 дней

Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М. Просвещение, 2002. — 239 с. — ISBN: 5-09-010459-X "Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций" представляет собой курс лекций, который основывается как на собственном многолетнем опыте автора, так и на глубоком анализе новейших исследований по методике. В данной книге раскрывается значение базовых методических.

  • 8,55 МБ
  • скачан 2250 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 03.07.2009 19:38
  • будет удален через 14 дней

Москва Просвещение 1981 г. 111 страниц. Оглавление. Основы методики развития речи. Обучение родному языку — одна из основных задач детского сада. Речь развивается и проявляется в общении людей. Связь речи с деятельностью детей. Основные разделы работы по развитию речи. Роль в развитии речи слуха и способности к подражанию. Речь окружающих и ее влияние на развитие речи.

  • 167,64 КБ
  • скачан 498 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.11.2010 22:40
  • будет удален через 14 дней

Статья К.Д. Ушинского "Родное слово" (следует отличать от его одноименной книги). По изд. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. - М. 1974. - Т. 1. - С. 145-159. "Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела."

  • 27,38 КБ
  • скачан 127 раз
  • добавлен 26.11.2011 00:28
  • изменен 26.11.2011 16:00
  • будет удален через 14 дней

Москва: Академии педагогических наук, 1948-1952. — 744+660+696+682+594+450+362+778+630+670+730 с. К. Д. Ушинский — основоположник русской педагогической науки и народной школы России, создатель оригинальной, основанной на принципе народности педагогической системы, психолог, тонко понимавший особенности развития ребенка, замечательный дидакт, «учитель русских учителей». Он.

  • 104,43 МБ
  • скачан 105 раз
  • добавлен 30.08.2013 01:03
  • изменен 08.09.2013 19:26
  • будет удален через 14 дней

Методики русского языка - Студопедия

Методики русского языка

Методика русского языка как самостоятельная. Из истории наука сформировалась к середине прошлого века: исторические обзоры ее развития обычно начинают с выхода книги Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Идеи этой книги не устарели до сих пор: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников в ходе анализа примеров и изучения грамматики. Он создал полноценную методическую систему. Его книга оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие методики.

Но Ф. И. Буслаев не выделил задач начальной школы. Само же развитие народного образования в России шло такими путями, что одна и та же методика не могла, конечно, обслуживать и гимназию, и народную начальную школу. В 50— 70-е годы внимание передовых педагогов привлечено к народной школе, в центре внимания общественности — вопросы обучения грамоте, элементарным навыкам чтения и письма. Так, в конце 50-х годов печатаются статьи И. И. Срезневского, оказавшие влияние на разработку программ и методики обучения русскому языку. В эти же годы публикуются «Дневники Яснополянской школы» Л. Н. Толстого, а в 1861 г.— его знаменитая статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».

Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К. Д. Ушинский (1824—1870), который создал методику в полном ее объеме, обосновал ее теоретически, написал учебники для школы «Родное слово» для I, II и III годов обучения, «Детский мир», а также пособия для учителей: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову». Психолого-педагогические обоснования его методики даны в двухтомном исследовании «Человек как предмет воспитания» (третий том не закончен).

К. Д. Ушинский разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популярных произведений, методику изучения грамматики на основе анализа образцов (в «Родном слове» для третьего года обучения все грамматические темы даны на материале анализа «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, басен И. А. Крылова). Догматическая методика после К. Д. Ушинского уже была невозможна. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека, в формировании его личности, в его мыслительном развитии. Его слова о родном языке должен знать каждый педагог: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Таков этот великий народный педагог — родное слово!».

К. Д. Ушинский основал русскую методическую школу, заложил новое научное направление в развитии методики начального обучения родному языку; его последователи и продолжатели его дела Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, Д. Д. Семенов, В. А. Флеров, Ц. П. Балталон, В. П. Вахтеров и многие другие твердо придерживались тех принципов, которые заложил К. Д. Ушинский: воспитание любви к родному слову, внимание к живому языку народа, изучение закономерностей языка, развитие мышления учащихся на основе аналитико-синтетических упражнений и др.

Методика начальной школы, шедшая по пути Ушинского, принципиально отличалась от методики гимназической, в значительной степени формальной, и вторая в своем развитии, несмотря"*на свои традиции, многое заимствовала у методики начального обучения.

И в советской школе, несмотря на временные увлечения некоторыми псевдоноваторскими методами, продолжало и продолжает развиваться направление, у истоков которого стоял наш великий педагог — К. Д. Ушинский.

Не следует думать, однако, будто прогрессивное направление в методике сразу одержало победу, будто ему было обеспечено триумфальное шествие, будто в самом этом направлении не возникали течения, впоследствии не оправдавшие себя.

Система К. Д. Ушинского и его последователей, нацеленная на развитие личности ученика, его интересов, на формирование научных знаний, не могла удовлетворить тех консерваторов и реакционеров, которые руководили Министерством народного просвещения в царской России. Как известно, К. Д. Ушинский не пользовался поддержкой властей и подвергался гонениям, Н. А. Корф в 1872 г. был отстранен от земской деятельности по народному образованию; Н. Ф. Бунакову в 1902 г. было запрещено заниматься педагогической и просветительной деятельностью; репрессиям подвергались и книги К. Д. Ушинского после его смерти.

Последователям К. Д. Ушинского приходилось бороться против рецидивов догматической методики, зубрежки, против остатков формализма в системе начальной школы, против насаждения церковных текстов, за введение в круг детского чтения и анализа лучших произведений художественной литературы и фольклора; против засилия диктовок — «диктантомании», против одностороннего увлечения одной лишь орфографической грамотностью, заучивания правил правописания без ориентировки на чутье языка, на общее языковое развитие; за сочинения, творческие рассказы и другие речевые упражнения, за «наблюдения над языком», за мыслительное развитие на уроках русского языка.

Дореволюционный период развития методики русского языка характеризуется самостоятельностью развития методики начального обучения, прогрессивной направленностью и в плане социальном, и в плане педагогическом (курс на развитие личности учащегося), твердостью в выбранной линии развития, сохранением основных принципов, заложенных К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, другими прогрессивными деятелями педагогики и школы.

Как уже отмечалось, после Великой Октябрьской социалистической революции методика русского языка сохранила те достижения, те завоевания, которые были сделаны до 1917 г. Но сами условия развития школы и, следовательно, методики принципиально изменились. Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г.— всеобщим и обязательным. Огромное развитие получило обучение грамоте взрослого населения. Нужно было вооружить учителей научно обоснованной, строго проверенной методикой.

Начальное обучение перестает быть самостоятельным, законченным циклом образования: в 50-е годы XX в. оно полностью теряет законченный характер и превращается в начальный, подготовительный цикл семилетней, а затем и средней школы.

Для советского периода развития методики как науки характерна разработка научных обоснований, крупных исследований на рубеже наук: психологии, методики, языкознания. Так, на основе научных исследований в методике обучения правописанию еще в 20-е годы вводится дифференцированный подход в выборе психофизиологических основ усвоения различных орфограмм. Исследуются особенности детской речи на разных возрастных этапах. Проводятся исследования фонетики ребенка, на этой основе усовершенствуются в 40—60-е годы буквари и методика обучения грамоте.

Однако в 20-е годы были допущены и существенные ошибки в развитии школы. Комплексные программы нарушали систематичность изучения родного языка, не уделялось достаточного внимания грамматике, орфографическим умениям. Метод целых слов обучения грамоте, некритически позаимствованный из американской школы, не соответствовал фонетическим особенностям русского языка, не обеспечивал аналитико-синтетической работы, не создавал базы для твердых правописных навыков.

20-е годы были временем методических поисков, далеко не всегда приносивших успех. Но не следует думать, что в те годы совершались одни лишь ошибки. Именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в методике русского языка: созданы учебные книги А. М. Пешковского «Наш язык», до сих пор изучаемые всеми методистами с огромным вниманием; разработаны интереснейшие методики по развитию речи учащихся К. Б. Бархиным, А. В. Миртовым, Е. Е. Соловьевой; проведены первые исследования весьма известных впоследствии методистов М. В. Ушакова, Н. С. Рождественского, В. А. Добромыслова и др. Именно в эти годы вышли книги П. О. Афанасьева «Методика русского языка в трудовой школе», «Книга о языке» М. А. Рыбниковой, «Живые звуки» И. Н. Шапошникова. Таким образом, уже в 20-е годы создавались основы тех успехов в развитии методики, которые обнаружились в последние десятилетия.

Решающую роль в развитии школы, и в частности методики русского языка, сыграли решения ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе», от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Эти решения партии и правительства помогли школе и педагогике преодолеть ошибки и выработать систему учебных занятий. Вскоре были введены учебники, твердые программы, восстановлены в правах объяснительное чтение, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Большое внимание стало уделяться систематическому изучению грамматико-орфографического материала, борьбе за всестороннюю грамотность и культуру речи учащихся. Стала успешно разрабатываться методика урока как основной формы организации учебного труда учащихся и учителя.

Развитие методики русского языка в 40—60-е годы шло по пути углубления и дифференциации. Глубоко разрабатываются такие области методики, как методика словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М. Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С. П. Редозубов, А. И. Воскресенская, А. В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н. Н. Щепетова, Е. А. Адамович), методика орфографии (Н. С. Рождественский), грамматики. Изучаются ошибки по русскому языку, главным образом орфографические, а в 60-е годы — и речевые (в словоупотреблении, в построении предложений и пр.).

Появляется несколько общих курсов методики: «Методика преподавания русского языка в начальной школе» Н. П. Каноныкина и Н. А. Щербаковой (последнее, 5-е издание вышло в 1955 г.), «Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе» А. И. Воскресенской и М. Л. Закожурниковой (3-е изд.— в 1958 г.), курсы методики С. П. Редозубова, Н. А. Костина, Н. С. Рождественского, В. А. Кустаревой и др.

В 1965 г. вышел крупный научный труд — «Основы методики начального обучения русскому языку» под ред. Н. С. Рождественского, коллективная монография.

Как видим, методика русского языка в советский период своего развития окрепла как наука, расширилась ее теоретическая и экспериментальная база. Это выразилось и в том, что по проблемам начального обучения проведено в эти десятилетия немало исследований общепедагогического, общедидактического и психологического характера, например: исследования психолога Н. И. Жинкина по проблемам речевого развития детей; исследования С. Ф. Жуйкова по психологии усвоения грамматики в начальных классах, исследования возможностей развития учащихся в процессе обучения, проводившиеся под руководством А. А. Люблинской; исследования Лаборатории воспитания и развития под руководством Л. В. Занкова, эксперимент Д. Н. Элькоюша и В. В. Давыдова и мн. др. Эти исследования, с одной стороны, позволяют усовершенствовать имеющуюся методику обучения, с другой — прокладывают пути новому. Известно, что перестройка системы начального обучения, проведенная в 1969 г. опиралась на строгий многолетний массовый эксперимент, что и обеспечило ее успех.

Значительно способствуют развитию методики русского языка также успехи советской лингвистики, помогающей глубже проникнуть и в процессы усвоения языка.

Для развития методики русского языка в советское время характерна еще одна особенность — огромное внимание к изучению, обобщению и распространению массового опыта учителей. В журнале «Начальная школа» (издается с 1933 г.) печатаются сотни статей, написанных учителями, изданы десятки сборников статей учителей. Иными словами, к педагогическому творчеству привлечены и все более привлекаются массы учительства.

С 1955 г. начали создаваться факультеты педвузов, готовящие учителей начальных классов. Как известно, в настоящее время проводится в жизнь план полного перевода подготовки учителей начальных классов в педвуз. Это положительно сказывается на развитии методики русского языка: во-первых, повысившийся уровень общей и специальной подготовки учителей начальных классов позволит ввести новые, более сложные методы, которые в настоящее время непосильны учителям со средним образованием; во-вторых, наличие научных коллективов на кафедрах пединститутов позволит глубже, строже, научнее решать вопросы методики.

За последние 10—15 лет в методике русского языка появилось немало принципиально нового, что уже внедряется в практику массовых школ или же находится пока на стадии эксперимента.

Во-первых, много внимания и в исследованиях, и в методических рекомендациях стало уделяться ученику, его учебному труду на уроке и вне его, его трудностям, удачам и неудачам, методикам изучения его умений, деятельности, его навыков, закономерностей его развития. Иными словами, преодолевается и в значительной степени уже преодолена односторонность в методике: из науки о труде учителя она превращается в науку двустороннюю — для учителя и для ученика.

Во-вторых (в тесной связи с первым), решаются задачи мыслительного развития в процессе обучения, повышения самостоятельности детей и их познавательной активности в учебном процессе. В-третьих, наряду с исследованиями в рамках принятой и действующей системы обучения (программы, учебники и пр.), ведутся исследования далекого прицела, цель которых — решить «стратегические» задачи обучения. К числу таких исследований сегодня можно отнести, например, эксперимент, связанный с предстоящим переходом к обучению в школе детей с шестилетнего возраста.

Наконец, в последние десятилетия стало возрастать внимание к научной обоснованности методических решений и рекомендаций, к разработке строгого и надежного эксперимента, гарантирующего достоверность выводов.

Таким образом, методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи — как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» — обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.

Сказки Ушинского Константина Дмитриевича - Ушинский К

Сказки Ушинского К.Д. Сказки Ушинского Константина Дмитриевича Биография Ушинского Константина Дмитриевича


Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной —рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Из истории возникновения методики преподавания русского языка

Из истории возникновения методики преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка как наука стала складываться в середине XIX века благодаря трудам выдающихся ученых-лингвистов, историков языка, педагогов Ф.И. Буслаеву и Измаилу Ивановичу Срезневскому.

Ф.И. Буслаев исследованием «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) положил начало научному подходу к методам и приемам обучения русскому языку, к содержанию школьного обучения русскому языку. Ученый определил цели и задачи обучения русскому языку: «Первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнавал все формы речи, чтобы они являлись ему не одни сами по себе, а постоянно в органической связи ими выраженною, так, чтобы ученику вместе с формою непрестанно давалось и содержание».

Ф.И. Буслаев впервые в России представил законченный труд по методике русского языка. Он обосновал принципы лингвометодики, так называемые правила для мето ды преподавания: правило природосообразности, сознательности в обучении родному языку, правила о единстве анализа и синтеза при изучении языковых явлений, о разнообразии упражнений при выработке умений, о единстве формы и значения при обучении языке.

Своим трудом Ф.И. Буслаев заложил основы теории отечественной лингвометодики.

Опираясь на достижения современной ему науки, Ф.И. Буслаев выделяет 4 правила (закона) преподавания отечественного языка.

Согласно первому правилу преподавать отечественный язык надлежит так, чтобы ученик практическим путем узнавал все формы речи в органической связи с мыслью, чтобы ученику вместе с формой постоянно давалось и содержание.

Второе правило предусматривает определенную последовательность процесса обучения родному языку: сначала дети практически (путем разговора и чтения) должны овладеть понятными им формами речи, а затем усвоенные формы доводятся до сознания учащихся посредством анализа.

Третье правило вытекает из второго и органически с ним связано. Оно требует постоянного соединения теории с практикой, а практики с теорией. Поэтому, как только ученик осознает те или иные формы языка, преподаватель заставляет употреблять их в речи.

Четвертое правило гласит, что изучение форм языка в отрыве от содержания не может дать подлинных знаний о языке как выражении мысли, поэтому рассмотрение форм всегда должно сочетаться с поисками их значения.

В полном соответствии с указанными правилами Ф.И. Буслаев разрабатывает систему «Главнейших положений» (принципов):

1. «Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно». Этот принцип вытекает из первого правила и применим лишь на первом этапе обучения, когда еще не изучается грамматика.

2. «Грамматика должна быть только прибавлением к чтению». Второй принцип вытекает из правила о грамматическом анализе форм речи.

3. «На первой, низшей степени, отечественная грамматика, в связи с практическими упражнениями, предполагает две цели: образование и развитие детских способностей и безошибочное употребление русского языка словесно и письменно». Этот принцип вытекает из правила о разнообразии практических упражнений.

4. «На высшей степени грамматика является наукой».

Таким образом, первые четыре принципа отражают последовательные этапы обучения родному языку, или, по выражению Ф.И. Буслаева, «степени восхождения».

О том, как следует применять на практике теоретические знания о правилах, главных положениях, методах и приемах, показано Ф.И. Буслаевым в главе «Опыты преподавания». В этой главе с предельной последовательностью и конкретностью отражена работа учителя по подготовке детей к изучению грамматики как науки в процессе научно обоснованной системы упражнений в чтении, в устных и письменных переложениях, в разборе.

На первом этапе цель занятий состоит в том, чтобы приучить детей понимать прочитанные ими небольшие рассказы и развивать «судительную» силу посредством логического и вещественного разбора. Логический, или смысловой, разбор проводится по вопросам учителя (О ком говорится? Что сделал? и т.п.), отвечая на которые дети называют слова, выполняющие роль подлежащего, сказуемого, второстепенных членов, не употребляя, разумеется, грамматических терминов; при помощи вещественного разбора выяснялось значение слов.

На следующем этапе учитель переходит к кратким грамматическим эпизодам. Прежде всего дети знакомятся с понятием предложение, а на синтаксической основе – с частями речи.

Попутно с чтением и грамматическим разбором учитель обращает внимание учащихся на орфографию и расстановку знаков препинания.

Вторая ступень – изучение различных типов простого и сложного предложений, средств связи, орфографии и пунктуации, а также письменные упражнения и грамматический разбор.

Особого внимания заслуживают взгляды Ф.И. Буслаева на изучение стилистики. на связь ее с грамматикой и словарем, на содержание занятий по стилистике в школе, на методы исследования слога писателя.

По словам Ф.И. Буслаева, стилистика должна основываться на грамматике, т.к. она (стилистика) есть не что иное, как та же грамматика, только в применении к чтению писателя и к собственному сочинению.

Возбуждать интерес учащихся к занятиям стилистикой, воспитывать «разборчивое чутье» к русской речи – вот основная задача стилистики в средней школе.

Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» пробудила у современников автора интерес к методике русского языка как науке и положила начало научным исследованиям в этой области.

Основные положения Ф.И. Буслаева удивительным образом перекликаются с идеями Измаила Ивановича Срезневского (1812 – 1880), изложенными в работах «Наставление преподавателям русского языка и словесности в гимназиях С.-Петербургского учебного округа» (1852), «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1861), «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871).

Свою методическую систему И.И. Срезневский построил на исследовании вопросов о том, что такое язык и что значит изучать родной язык.

Исходя из своего понимания языка, И.И. Срезневский приходит к выводу, что русский язык – это главный предмет в школьном обучении и основа всякого образования; изучение родного языка требует умственных усилий, внимательности, сообразительности.

И.И. Срезневский, по примеру Ф.И. Буслаева, разработал методические правила, которыми рекомендовал руководствоваться на уроках русского языка.

Основными методами изучения родного языка ученый считал наблюдение, беседу и самостоятельную работу учащихся.

И.И. Срезневский был убежден, что дети по своей природе любят производить работу, требующую сообразительности, смышлености. Опираясь на эти способности детей, ученый построил систему работы на уроках, конечная цель которых состояла в том, чтобы учащиеся овладели смыслом и употреблением «общеважных» слов и выражений путем замены одних другими, привыкли бы устно пересказывать прочитанное своими словами.

Беседа как метод обучения должна быть живой, чтобы все учащиеся данного класса принимали в ней равное участие. Спрашивать долго одного ученика не рекомендуется.

На каждом уроке русского языка нужно привлекать детей к самостоятельной работе.

Центральное место в методической системе И.И. Срезневского занимают вопросы лексической работы.

Идеи Ф.И. Буслаева и И.И. Срезневского по основным проблемам методики русского языка творчески развил и углубил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1970), ученый и педагог-практик, автор выдающихся методических работ и учебных книг: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову», «Родное слово» (годы 1-й, 2-й, 3-й).

К.Д. Ушинский создал стройную, научно обоснованную методическую систему первоначального преподавания русского языка. Согласно взглядам К.Д. Ушинского, первоначальное преподавание русского языка имеет три цели: во-первых, развитие речи, во-вторых, сознательное овладение сокровищами родного языка, в-третьих, усвоение грамматики.

Развитие речи К.Д. Ушинский выдвигает на первый план, потому что, по его словам, самое полное знакомство с произведениями народной словесности и самое глубокое знание грамматики хотя и могут обогатить ум учащегося, но не разовьют его речь. Речь учащегося может развиваться только в результате выполнения специальных упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными, логическими, изустными и письменными.

Вторая цель преподавания – сознательное овладение сокровищами родного языка. Язык народа, по словам, К.Д. Ушинского отражает природу родной страны, историю народа, область народного духа. «В языке, – писал он, одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…»

Третья цель преподавания русского языка – усвоение грамматики. К.Д. Ушинский называл грамматику логикой языка. По его мнению, изучение грамматики не только обогащает детей знанием законов языка, грамматически правильной устной и письменной речи, но и развивает их самосознание.

Сознательное, глубокое усвоение учащимися основ грамматики требует творческого, активного труда: «Ученье есть труд и должно оставаться трудом, но трудом полным мысли…» Поэтому К.Д. Ушинский неоднократно пишет о необходимости развивать в детях самостоятельность, творческую активность путем применения различных упражнений, задач и т.п.

Эти положения педагога нашли свое отражение в «Родном слове».

Методические идеи Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского продолжал развивать Владимир Петрович Шереметевский (1834 – 1895), выдающийся преподаватель русского языка и методист второй половины XIX века.

Предметом преподавания родного языка, по выражению В.П. Шереметевского, является живое слово. Обучение родному языку должно преследовать следующие цели:овладение учащимися живой речью в процессе занятий объяснительным чтением и корнесловной работой, усвоение основ грамматики и правописания. Осуществление этих целей возможно, по мнению В.П. Шереметевского, в результате правильного наблюдения над устной речью, чтения и изучения образцовых литературных произведений, в процессе разнообразных практических упражнений по развитию речи, орфографии и особенно по различению состава слова.

В.П. Шереметевский разработал систему занятий по развитию связной речи на основе объяснительного чтения, которое он рассматривал как школу живого слова.

В.П. Шереметевский резко выступал против применявшейся в его время методики обучения орфографии, особенно против засилья контрольных диктантов, которые он называл «карательными», и требовал сокращения и упрощения орфографических правил, он ввел понятие о дифференциации ошибок на грубые и негрубые и др.

Наиболее полезными упражнениями, развивающими орфографическую зоркость, Шереметевский считал списывание с классной доски, с книги, письмо по памяти, списывание с голоса (предупредительная диктовка), составление справочных табличек (склонений, спряжений, сложных наречий и т.п.), составление корнесловных табличек слов одной семьи и др. Выполнение этих упражнений сопряжено было с морфологическим анализом отрывков из произведений, с выяснением смысла слов, предложений, заучиванием наизусть.

Особого внимания заслуживают настойчивые рекомендации В.П. Шереметевского последовательно осуществлять на уроках русского языка такие принципы, как постепенность, активизация, доступность, наглядность, преемственность и перспективность.

Большое значение Шереметевский придавал активизации умственной деятельноти учащихся, которая достигалась в результате применения проблемных вопросов-задач, пауз для обдумывания ответов, отрицательного приема, приемов замены и сравнения и др.

Шереметевский применял дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока.

Значительное влияние на развитие новых прогрессивных направлений в методике оказали лекции Филиппа Федоровича Фортунатова (1848 – 1914), Алексея Александровича Шахматова (1864 – 1920).

Конец XIX – начала XX века – период рассвета методики. К этому времени относится:

творчество Владимира Яковлевича Стоюнина (1826–1888). учителя, методиста-инспектора, автора учебника русского языка, «Руководства для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведениях»;

Льва Ивановича Поливанова (1838–1899);

Николая Федоровича Бунакова ((1837–1904), педагога, организатора съездов, курсов;

Всеволода Александровича Флёрова (1840–1919 ), создателя трудов, посвященных средствам обучения, развитию речи;

В.И.Водовозова, В. Гаврилова ;

Николая Карловича Кульмана (1876–?), создателя учебники «Методика русского языка», активно занимавшегося вопросами преподавания грамматики и орфографии, создателя учебников по этимологии и синтаксису;

Николая Севастьяновича Державина (1877–1953), создавшего «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе», «Учебник грамматики русского языка»;

Александра Даниловича Алферова (1862-1919). создателя обобщающего труда «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911).

А.Д. Алферов обобщил опыт преподавания русского языка в средней школе, дал обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Рекомендовал в школе изучать не только литературный язык, но язык народа, фольклор, знакомить учащихся с диалектами. Особое внимание уделял развитию речи учащихся, подчеркивал значение грамматики для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи. А.Д. Алферов большое внимание уделял методике орфографии, формированию интереса к языку, дал интересные рекомендации по организации внеклассной работы.

В начале XX века усилилась научно-лингвистическая направленность в методике преподавания русского языка. В ее развитии принимали участиеФ.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Д.Н. Овсянико-Куликовский. Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие и после 1917 года. Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В.И. Чернышев, А.М. Пешковский, А.Н. Гвоздев, Е.С. Истрина, С.И. Абакумов, В.В. Виноградов, С.Г. Бархударов и другие активно участвовали в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий для учащихся и для учителей.

Один из наиболее ярких примеров – методическая деятельность Александра Матвеевича Пешковского (1878 – 1933). Главная книга Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) родилась в результате восьмилетней учительской деятельности в московских гимназиях, из желания познакомить своих 14- и 15-летних учеников с настоящей, научной грамматикой родного языка. Вместе со своим читателем А.М. Пешковский размышляет, наблюдает и экспериментирует. Он придумал множество остроумных лингвистических экспериментов.

А.М. Пешковский был ищущим ученым. Переиздавая свою главную книгу в третий раз в 1927 году, он почти весь текст написал заново.

В трудное для страны время Пешковский считал, что лингвист должен «активной проповедью» вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику школьного лингвистического образования. Этим ученый занимался всю свою жизнь, как пишет М.В. Панов в «Энциклопедическом словаре юного филолога» (М. 1984) «неустанно и страстно». Для новой школы А.М. Пешковский написал учебник «Наш язык: Учебная книга по грамматике».

Круг его интересов был необыкновенно широк. Это и школьная грамматика, и вопросы организации учебного процесса, и общие вопросы методики преподавания русского языка, и стилистика в школе, упражнения по русскому языку, школьный учебник, и многое другое.

Стройная система развития речи была создана Марией Александровной Рыбниковой (1885–1942). В этой системе уделяется внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи. Вся эта работа органически связывается с изучением литературы и грамматики

Большое внимание М.А. Рыбникова уделяла стилистике. Ею были написаны руководства по стилистике, в которых предлагалась и система упражнений.

Труды М.А. Рыбниковой по методике русского языка («Изучение русского языка», «Система занятий по языку» «Работа словесника в школе», «Книга о языке») представляют не только исторический интерес, они могут быть полезными учителю в настоящее время.