Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о едином учете преступлений днр img-1

инструкция о едином учете преступлений днр

Рейтинг: 4.4/5.0 (1930 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о едином учете преступлений - Общая информация

Инструкция о едином учете преступлений

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА: Понедельник 09:00 - 18:00 Вторник 09:00 - 18:00 Среда 09:00 - 18:00 Четверг 09:00 - 18:00 Пятница 09:00 - 16:45 Суббота Выходной Воскресенье Выходной Перерыв на обед 13:00 - 13:45 ПРИЕМНАЯ СУДА: Прием письменных обращений, жалоб на действия судей и работников аппарата суда, прием исковых заявлений, апелляционных, частных жалоб, выдача копий судебных документов ведется. На сайте функционирует раздел "", в котором вы можете получить информацию о движении судебных дел, результатах их рассмотрения, деперсонифицированные тексты принятых судом решений и приговоров. Информация этого раздела обновляется ежедневно. В подразделе раздела вы можете ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд и с порядком их предоставления в суд. В разделе вы можете оставить своё обращение, которое будет рассмотрено в установленном законом порядке. Общий срок рассмотрения обращений поступающих в суд, в соответствии со ст. Убедительная просьба не направлять через раздел "Обращения граждан" исковые заявления, кассационные жалобы, надзорные жалобы, ходатайства об отложении судебного заседания и другие заявления процессуального характера. О едином учете преступлений Очень важным документом ведомственного характера является совместно изданный рядом министерств и ведомств Приказ от 29. Регистрационный номер N 7339. Данный Приказ издан совместно Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Приказом с 1 января 2006 года утверждены и введены в действие: - Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях приложение N 1 ; - Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений приложение N 2 ; - Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов приложение N 3 ; - Статистические карточки приложение N 4. форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление; форма N 1. Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях состоит из 4 разделов: раздел I "Введение", раздел II "Организация приема сообщений о преступлениях", раздел III "Организация регистрации сообщений о преступлениях", раздел IV "Организация проверки сообщений о преступлении". В первом разделе определен перечень категория сотрудников, которые обязаны принимать по поступившей переданной им устной иной информации о преступлениях неотложные меры в порядке и в пределах прав и полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что утвержденное Приказом Типовое положение представляет собой требования, которые распространяются на органы и должностных лиц в части, их касающейся, а именно: на органы предварительного следствия, органы дознания, прокуроров, следователей, дознавателей, сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ, иными нормативно-правовыми актами осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях пункт 2 раздела I Типового положения. Перечень определений и терминов, используемых в настоящем Положении, изложен в пункте 5. Например, сообщением о преступлении является заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся также процессуальные иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 20 и ст. В пункте 5 раздела I "Введение" дано также определение принятия приема сообщения о преступлении, регистрации сообщения о преступлении, укрытия от регистрации сообщения о преступлении, а также проверки по сообщению о преступлении. Порядок организации приема сообщений о преступлениях регламентируется разделом II Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях. Необходимо отметить, что согласно требованиям данного Приказа непосредственная организация приема сообщений о преступлениях осуществляется руководителями этих органов. Согласно пункту 7 раздела II Положения должностными лицами, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, следователи, прокуроры, а также судьи в отношении заявлений потерпевших или их законных представителей по уголовным делам частного обвинения, а также устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства. Начальником органа дознания или его заместителем полномочия по приему сообщений о преступлениях могут быть возложены на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки посредством издания организационно-распорядительного документа. Круглосуточный прием сообщений их последующее соответствующее процессуальное оформление в органах дознания могут осуществляться должностными лицами дежурных частей смен, нарядов в структуре составе этих органов. В случаях, предусмотренных ведомственными нормативными правовыми актами, а также в иных случаях прием сообщений о преступлениях может производиться во время личного приема граждан. Обязательным требованиям к приему информации является выдача документа о принятии сообщения. Так, должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если таковое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Порядок организации регистрации сообщений о преступлениях изложены в разделе III Положения. Принятые сообщения о преступлениях подлежат обязательной регистрации в книге сообщений о преступлениях. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом или уполномоченным на эти цели должностным лицом, а также невыдача ими уведомления заявителю недопустимы. Кроме того, информация о преступлениях может быть передана по различным каналам связи. В связи с этим пунктами 16 и 20 раздела III Типового положения предусмотрено следующее. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 статьи 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана получена по различным каналам связи. Регистрация поступивших по подследственности, подсудности по делам частного обвинения или заверенных в установленном порядке копий выписок протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий, в которые внесены устные сообщения о других преступлениях, осуществляется тем органом, в который они поступили для проверки пункт 22 Положения. Немаловажным является порядок ведения книги регистрации сообщений о преступлениях. Данный порядок установлен пунктом 23 Типового положения. Согласно пункту 23 Положения в книге регистрации сообщений должны быть отражены следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; должностное лицо, его принявшее; номер уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения. Данный перечень сведений не является исчерпывающим. Книга регистрации сообщений является документом строгой отчетности и хранится в органе, в котором она велась, не менее 3 лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении. Порядок организации проверки сообщений о преступлениях регламентируется разделом IV данного Типового положения и детально изложен в пунктах 25 - 33 настоящего раздела. Согласно пункту 25 Положения руководители органов, перечисленных в пункте 2 данного Положения, с учетом своей компетенции организуют проверку сообщений о преступлениях, принятых ими лично, при непосредственном прибытии на место происшествия, а также при изучении докладываемых им в установленном порядке зарегистрированных сообщений, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования, а именно: - по предотвращению и пресечению преступления; - установлению и преследованию "по горячим следам" совершивших преступления, с целью их задержания; - производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления; - введению в действие специальных планов по обнаружению и задержанию лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление, и т. Вышеуказанный перечень мероприятий по организации проверки сообщений о преступлениях не является исчерпывающим и требует дальнейшего детального изучения. Несомненно, важным является и Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений. Вышеуказанное Положение состоит из девяти разделов: раздел I - "Общие положения", раздел II - "Субъекты регистрации и учета", раздел III - "Учет преступлений", раздел IV - "Учет лиц, совершивших преступления", раздел V - "Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений", раздел VI - "Учет результатов возмещения материального ущерба изъятия предметов преступной деятельности, а также раздела VII - "Учет сведений о потерпевших", раздел VIII - "Учет судебных решений по уголовным делам" и раздела IX - "Контроль и надзор". Следует отметить, что настоящее Положение определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений иных объектов учета. На суды общей юрисдикции действие данного Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу. В пункте 2 Положения раскрываются такие определения, как: регистрация, учет, объекты регистрации, объекты учета, отдельный учет, регистрационные документы, учетные документы, учтенный объект, укрытый от учета объект. Дано определение предварительно расследованного преступления, нераскрытого преступления, нереабилитирующих и реабилитирующих оснований. Пунктом 3 раздела II Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений установлено, что субъектами регистрации являются: органы прокуратуры включая военные прокуратурыорганы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности включая пограничные органыорганы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, органы Федеральной службы исполнения наказаний, органы Федеральной службы судебных приставов. Кроме того, субъектами регистрации являются также органы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе иные органы. Сбор и обобщение поступающей информации, в том числе и статистической отчетности производят информационные центры, перечень которых поименован в пункте 4 Положения. Согласно пункту 7 данного Положения учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется информационными центрами, на территории оперативного обслуживания которых совершено преступление. В случае если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления. Вышеуказанный перечень учета преступлений в информационных центрах не является исчерпывающим. Порядок сбора и систематизации сведений об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности, а также перечень заполняемых документов, таких как статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде документы иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета регламентируются Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов. Вышеназванная Инструкция является многообъемной и также требует детального изучения. РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА: Понедельник 09:00 - 18:00 Вторник 09:00 - 18:00 Среда 09:00 - 18:00 Четверг 09:00 - 18:00 Пятница 09:00 - 16:45 Суббота Выходной Воскресенье Выходной Перерыв на обед 13:00 - 13:45 ПРИЕМНАЯ СУДА: Прием письменных обращений, жалоб на действия судей и работников аппарата суда, прием исковых заявлений, апелляционных, частных жалоб, выдача копий судебных документов ведется .

См. также Поиск Навигация В других проектах
  • Последнее изменение этой страницы: 21.08.2016

Другие статьи

Ника Александрова

"Народ - хозяин ДНР?
В последнее время часто слышны от людей жалобы на чиновников. Мол, во властных кабинетах граждан встречает полное безразличие, людей пинают из кабинета в кабинет и нередко хамят. Не всегда и не везде, но, к сожалению, такие случаи не редкость.

Министерство доходов и сборов. Показать полностью…
На входе вооруженные охранники проверили мою сумку, уточнили цель визита, выписали пропуск. Перед дверями в указанный мне кабинет пришлось выждать очередь, а потом выяснить, что здесь занимаются только регистрацией предпринимателей, а консультации по налогообложению дают в другом кабинете. Там меня встретил молодой человек в погонах. Общался вежливо, но всем видом показывал, что я отрываю его от очень важных (наверно, всемирного масштаба) дел. Суть его ответов сводилась к тому, что у Министерства доходов и сборов есть интернет-сайт и там все написано. Услышав о намерении предпринимателя завозить товар из РФ, он сразу повеселел и сказал, что это внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), и это не к нему, за консультациями по ВЭД нужно обращаться в следующий кабинет.

В третьем по счету кабинете я еще одного чиновника – женщину – отвлек, по-видимому, от дел по спасению Галактики. Общалась она с явным неудовольствием и на вопросы, опять же, отвечала, что обо всем можно прочесть в интернете. В конце концов, на мою попытку получить конкретный ответ на вопрос о затратах, связанных с перемещением товара через границу, заявила: «Никто здесь с вами нянчиться не будет» (т.е. не для того она в это кресло села, чтобы каких-то людишек консультировать). Вот оно, реальное отношение к гражданам, вот такие консультации и консультанты в Министерстве доходов и сборов.

Разумеется, меня такой ответ не устроил, и я попросил служащую Министерства представиться. Сначала она отказалась, но потом назвалась Марьей Ивановной (как позже выяснилось, имя вымышленное). Пришлось мне с жалобой на действия сотрудников идти к начальнику отдела. И только тут я встретил адекватное отношение. Меня выслушали, дали ответы на все вопросы, касающиеся компетенции отдела. На все про все потребовалось не более 5 минут, и я получил необходимую мне информацию. Только жаль, что люди, в непосредственные обязанности которых и входит консультирование, почему-то не пожелали этого делать.
Из полученной консультации следовало, что для занятия ВЭД нужно открыть счет в банке, куда я и последовал.

Центральный Республиканский Банк
Войдя в здание банка по проспекту Мира, я обратился к охраннику у входа с вопросом, кто может разъяснить процедуру открытия счета для предпринимателя. Он сообщил номер кабинета, но для входа в помещение потребовал паспорт. Я предъявил удостоверение, выданное Народным Советом ДНР, но охранник заявил, что пропустит только после предъявления паспорта, т.к. удостоверение не содержит сведений о прописке. Это меня крайне удивило, и я решил уточнить, зачем секьюрити банка прописка. И тут он озвучил: «А вдруг вы с оккупированных территорий?». Из его уст это прозвучало как приговор: у меня как раз прописка не донецкая.

Моделируем ситуацию. В ЦБ ДНР пришел член украинского добровольческого батальона «Донбасс» (как мы знаем, там много выходцев из Донецка), у него проверят паспорт, прописку и… пропустят. А теперь второй вариант. По делам житейским заглянет человек из того же Херсона, схваченный СБУ за пророссийскую деятельность и попавший в Донецк в 2014 году по обмену военнопленными (это реальный случай). У него нет паспорта (его забрала СБУ), но есть военный билет офицера ДНР, так как он уже два года воюет за независимость Республики. И вот его бдительный охранник ЦБ ДНР не пропустит: мол, режимный объект, а ты доверия не вызываешь. У нас в ЦРБ так решили.

Услышав весь этот бред, я попросил стражника представиться и сообщить, от кого получены такие «гениальные» инструкции. Представиться сотрудник отказался и внятно объяснить, на каком основании он действует, не смог. Пришлось пригласить начальника охраны, в присутствии которого служивый все же вспомнил, как его зовут, и с третьей попытки смог назвать свою должность. Начальник сообщил, что охранники действуют на основании инструкции, но предоставить ее отказался по причине грифа «Для служебного пользования».
Вот она, работа службы охраны во всей красе. Кого и от кого они остерегают? Похоже, что их основная задача – охранять чиновников не от диверсантов, а от «надоедливых» посетителей. Того и гляди, работать придется, ни сплетни не обсудишь, ни в соцсетях не посидишь.

По поводу упомянутой инструкции даже неважно, существует ли она в природе, хотя хотелось бы взглянуть на нее и ее авторов – этих доморощенных самородков. А важно то, что, только вдумайтесь в сложившуюся ситуацию, на территории ДНР есть место, где паспорт гражданина Украины имеет гораздо больший вес, чем все документы, выданные государственными органами Донецкой Народной Республики. И это место – Центральный Республиканский Банк ДНР! Это финиш, товарищи. Что мы строим? О чем можно дальше говорить?
А говорить все-таки нужно. Говорить и писать о причинах происходящего. О том, почему такие вещи могут происходить в НАРОДНОЙ Республике.

В наших СМИ часто говорят и пишут о врагах. О вражеских добровольческих батальонах, нацгвардии, ВСУ, спецподразделениях СБУ и т.д. Но это воплощение только видимого врага. Для становления народных республик гораздо более опасен враг скрытый. Вот о нем информации практически нет. Этот враг – олигархи и их прислужники. И если с олигархами все более или менее понятно, то тема олигархических подстилок, по-моему, не раскрыта.

Государственный аппарат всегда создается с целью обеспечения диктата правящего класса. Если правящий класс в государстве – трудовой народ, то и государство всей своей мощью будет защищать интересы трудящихся. Если правящим классом, как на Украине, является криминальная олигархия, то нечего удивляться, что к народу отношение, как к кормовой базе.

Но государственный аппарат – это не абстрактная вещь, это люди, которые работают в министерствах и ведомствах. Это чиновники, которые могут продвигаться по служебной лестнице, только если верно служат правящему классу. Тут мы переходим к главной, на мой взгляд, проблеме нашей Народной Республики. Состоит она в том, что нам в наследство от криминально-олигархической Украины достались ею взращенные ее же кадры. Хочу сразу оговориться, что не все чиновники хапуги и коррупционеры, но изначально на Украине система строилась таким образом, что честные и порядочные просто отторгались ею, у них не было никаких карьерных перспектив.

Все знают, что на Украине уголовные дела в милиции и прокуратуре разваливались за определенную мзду и в судах существовали тарифы на нужные решения. «Мажоры» могли творить и вытворять чего заблагорассудится, будучи в полной уверенности, что неприкасаемы для правосудия. И вот весь этот «кадровый потенциал» под видом «специалистов» сейчас пытается встраиваться в наши госструктуры. Отсюда безразличное и наплевательское отношение к людям. Ведь они себя считают не слугами народа, а его господами.

Этот враг опасней укровояк. Они притворяются патриотами, маскируются, громче всех заявляют о любви к ДНР, но по своей сути являются истинными врагами Народной Республики. Для них сложившаяся сложная ситуация – лишь повод урвать побольше. Они мечтают о тех временах, когда можно было безнаказанно воровать и спокойно распоряжаться наворованным.

Чиновнику сейчас труднее купить яхту, улететь на Мальдивы, поэтому он вынужден затаиться и, стиснув зубы, ждать своего звездного часа. А пока он все силы тратит на укрепление своего положения, расстановку нужных людей. Они по духу единоукраинцы. В той Украине они катались как сыр в масле и в дальнейшем они всегда найдут общий язык с прежними хозяевами. Они – часть той системы, и их заветным желанием является ее скорейшее восстановление. Для них построение действительно Народных Республик смерти подобно. Их интересы распространяются только на себя и близких родственников, им дела нет до простых граждан, до построения правового государства, для них такое государство просто опасно.

И эти чиновники делают все, что могут, для саботажа. Такого тихого, медленного, но верного саботажа. Получив хоть какую-то руководящую должностишку, такое существо подтягивает себе подобных и занимается тем, что под разными предлогами выживает действительных патриотов. Они подлые, хитрые, коварные, умеют плести интриги, благо опыт в этом имеют большой. И так мало-помалу вбивают клин недоверия между гражданами и работниками госорганов.

Уже там и тут от людей слышатся мнения, что в министерствах ничего не добьешься, чиновникам на всех наплевать, что и сейчас все, как в прежние времена. И в результате, отчаянно воюя на линии фронта, мы, граждане ДНР, в мирном Донецке без боя сдаем само государство. Отдаем бразды правления в нечистоплотные руки. Это происходит с нашего молчаливого согласия. Где те смелые люди, что в 2014-м вышли на улицы, провели Референдум и добились независимости нашей Республики? Почему мы замалчиваем эту проблему?

Я считаю, что еще рано расслабляться. Патриоты сейчас должны сплотиться, а не стоять в стороне. Только общими усилиями неравнодушных граждан можно построить справедливое государство.

Инструкция о едином учете преступлений днр

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

§ 1. Единый учет преступлений

§ 1. Единый учет преступлений

Уголовный учет со времени своего возникновения в нашей стра­не (царская Россия, советская Россия, Российская Федерация) очень часто менялся по содержанию своей программы, единицам наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицами измерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В начале советского пе­риода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с ним возник учет в милиции, уголовном розыске, след­ственно-прокурорских и других правоохранительных органах, ко­торый в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.

Среди различных статистических форм учет осужденных бли­же всего стоял к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполня­лись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли только справки о судимости и ведомо­сти о судебной политике. Учет осужденных был неполным. Лист­ки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах.

Наличие в статистическом учете разных интересов правоохра­нительных ведомств, его неполнота и искаженность уже в 30-е гг. подвигали к организации единого учета преступлений. По указа­нию НК РКИ СССР Центральное статистическое управление в начале 30-х гг. предприняло опытное проведение единого карточ­ного учета преступлений в Москве, Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальной инст­рукции. Карточки заполнялись на оконченное расследованием уголовное дело и на уголовное дело, поступившее без предваритель­ного расследования. Наряду с другими вопросами в них отража­лось место, время, характер и другие признаки совершенного пре­ступления. Однако распространить этот опыт на всю систему уго­ловной юстиции не удалось, хотя для этого были и научно-прак­тические, и организационные предпосылки.

В середине 50-х гг. появились первые более или менее систем­ные попытки регистрации не только уголовных дел и осужден­ных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в 1961 г* после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений. После этого она мно­гократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. В 1985 г. Генеральным прокурором СССР было утверждено ее вто­рое, а в 1994 г. -- третье издание, утвержденное Генеральным прокурором РФ. Принятие нового УК РФ и подготовка проекта нового УПК РФ требуют ее значительного изменения. И эта ра­бота ведется. В 1998 г. будет принята новая инструкция. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 35 лет, останется практически неизменной.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации пре­ступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первич­ные документы учета преступлений и лиц не вносятся.

Правила единого учета распространяются на все правоохра­нительные органы, имеющие право на возбуждение и расследо­вание уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, на­логовой полиции, таможенной службы и др. за некоторыми ис­ключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда.

Для преступлений, по которым следствие и дознание произ­водятся органами безопасности и военной прокуратуры, первич­ный учет и регистрация осуществляются на общих принципах единого учета преступлений, но только этими органами (т. е. све­дения о преступности за их пределы не выходят). Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учи­тываются в судах. Таким образом, сведения о преступлениях про­тив основ конституционного строя и безопасности государства (по УК РСФСР — особо опасные государственные преступле­ния) учитываются только ФСБ; сведения о преступлениях, со­вершенных военнослужащими (и приравненными к ним лица­ми) в Вооруженных Силах и других войсках и воинских форми­рованиях, учитываются только Главной военной прокуратурой; сведения о преступлениях по делам частного обвинения учитыва­ются только судами и Министерством юстиции. Упомянутые све­дения, не попадая в единый учет преступлений, делают его не­полным. Предложения об объединения всего учета преступлений в стране вносились неоднократно, но пока не получили необхо­димой поддержки.

Первичный учет преступлений осуществляется путем запол­нения документов первичного учета (статистических карточек):

- на выявленное преступление (Ф.1);

- о результатах расследования преступления (Ф.1.1);

- на преступление, по которому лицо, его совершившее, ус­тановлено (Ф.1.2);

- на лицо, совершившее преступление (Ф.2);

- о движении уголовного дела (Ф.З);

- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (Ф.4);

- о результатах рассмотрения дела в суде (Ф.6).

Перечень показателей этих карточек устанавливается Генераль­ной прокуратурой и МВД РФ, а по карточке (Ф.6) совместно с Минюстом РФ. Показатели о деяниях, расследуемых налоговой полицией и таможенной службой, согласуются с Федеральной службой налоговой полиции и Государственным таможенным комитетом. В связи с введением нового УК РФ совместным указа­нием Генерального прокурора и министра внутренних дел в но­ябре 1996 г. были введены и новые документы первичного учета (статистические карточки), содержание которых обновлено и рас­ширено.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информа­ции на магнитные носители) осуществляется по месту возбужде­ния уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осу­ществляют только органы внутренних дел — районные, городс­кие, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершив­ших преступления. После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журна­лы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится пер­вичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело счита­ются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первич­ного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы в жур­нале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.

1. Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступ­ление (Ф. I). Она заполняется немедленно после возбуждения уго­ловного дела, направления в суд материалов с протоколом, сан­кционированным прокурором, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применени­ем к нему мер общественного воздействия, а также в случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не уч­тенное. Например, при поступлении уголовного дела из органов безопасности или военной прокуратуры, освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности по амнистии, выделении уголовного дела о преступлении из друго­го уголовного дела и т. д.

Учет преступлений имеет много особенностей. Деяние учиты­вается как одно преступление, если совершено несколькими ли­цами в соучастии или организованной группой, если состоит из нескольких преступных действий, если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим, если одним действием (идеальная совокупность) совершены два преступления, напри­мер, изнасилование с заражением венерической болезнью. В этом случае учитывается наиболее тяжкое преступление. Эти и другие особенности отражаются на уровне учтенной преступности. При убийстве нескольких лиц одним действием (взрыв, поджог и т. д.) и по УК РФ, и по правилам учета деяние квалифицируется и ре­гистрируется как одно умышленное убийство (ст. 105, п. «а» или «е»). Видимо, это не совсем правильно. В США, например, учет подобных деяний ведется не по действиям, а по жертвам. Если в результате умышленного поджога дома сгорело шесть человек, будут зарегистрированы один поджог и шесть умышленных убийств. При учете умышленных убийств по жертвам в нашей стране к числу учтенных умышленных убийств ежегодно следовало бы прибавлять до тысячи деяний, когда было убито два и более человека. К сожа­лению, в российской уголовной статистике учет жертв преступле­ний практически отсутствует.

Зарегистрированное преступление подлежит снятию с учета, если уголовное дело о нем прекращено по реабилитирующим ос­нованиям либо по нему вынесен оправдательный приговор. Кор­рекция сведений о выявленных преступлениях осуществляется по данным карточек о результатах расследования (Ф. 1.1), движения уголовного дела (Ф. 3) и рассмотрения дела в суде (Ф. 6).

Статистическая карточка на выявленное преступление (Ф. 1) и углубляющая ее карточка о результатах расследования преступ­ления (Ф. 1.1) содержат более 300 социальных, криминологи­ческих, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, крими­налистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также в кодах для воз­можного использования на ЭВМ. Кроме этого, в карточках при­меняются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков. Скажем, в п. 19 (он же код) фор­мы 1 указывается один признак «место совершения преступле­ния» с добавлением (по справочнику № 2). В этом справочнике приводятся 105 признаков, уточняющих место совершения пре­ступления (акционерное общество, дача, касса, поезд и т. д.). При кодировании места совершения преступления, например, «об­менного пункта валюты» в карточке кроме кода «19», указывает­ся код «115».

В статистических карточках (Ф.1) и (Ф.1.1) используются де­сять справочников из имеющихся тринадцати: (№ 1) — классифи­катор отраслей хозяйства, имеющий 286 признаков; (№ 2) — ме­сто совершения преступления — 105 признаков; (№ 3) — предмет преступного посягательства или преступного оборота — 103 при­знака; (№ 4) — оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы -60 признаков; (№ 5) — национальность — 130 признаков; (№ 6) -страны (государства) — 208 признаков; (№ 7) — валюта — 50 при­знаков; (№ 8) — наркотические и сильнодействующие вещества -96 признаков; (№ 9) -- социальное положение --22 признака"; (№ 10) — должностное положение потерпевших и лиц, совершив­ших преступления — 48 признаков; (№ 11) — организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта — 54 признака; (№ 12) -способ совершения преступления — 29 признаков; (№ 13) — ис­точник информации — 29 признаков.

Статистическая информация может быть расширена также пу­тем наложения кодов. Например, в справочнике № 3 (предмет преступного посягательства) «товары продовольственные» име­ют код 1000, товары «гуманитарного назначения» — 0300, «гру­зы» — 0090. Если надо закодировать продовольственные товары гуманитарного назначения, транспортировавшиеся в виде гру­зов, то кодом их будет цифра 1390. Подобные наложения кодов применимы по любому из справочников. Своеобразным справоч­ником является УК РФ. В форме 1 в п. 13 (он же — код) отмечает­ся квалификация преступления, которая кодируется по статьям Особенной части УК, а их 256 наименований. Аналогичный ме­тод применен и в других статистических карточках.

Таким образом, общее число сведений о выявленном и рас­крытом преступлении, которые отражаются в статистических кар­точках форм 1 и 1.1, составляет около 1500 признаков, тексту­альных и закодированных для работы как вручную, так и на элек­тронно-вычислительных машинах. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и ка­тегорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект (отрасль, сфера) и предмет посягательства, характерис­тику лица (группы), совершившего деяние, мотивы преступле­ния, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано дея­ние, движение дела и т. д. и т. п.

2. Учет лиц, совершивших преступления. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направ­ление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбужде­ния уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уго­ловного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умер­шего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по дру­гим нереабилитирующим основаниям.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступле­ние (Ф. 2), заполняется следователем или дознавателем, произ­водившим расследование (досудебную подготовку) при направ­лении дела (материалов) прокурору или при прекращении дела, либо при санкционировании передачи материалов для примене­ния мер общественного воздействия. Карточка передается в го­родской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел для внесения сведений о лице в журнал учета и последующего направления в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступле­ние (Ф. 2), и статистические карточки на преступление, по кото­рому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2), отражают более 200 признаков личности, текстуальных и закодированных. А с учетом использования кодов справочников (сжатые сведения) и Особенной части УК -- около 1500: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, образование, гражданство, страна прожи­вания, цель приезда, социальное и должностное положение, ме­сто работы (учебы), отрасль хозяйства, квалификация деяния, стадия совершения преступления, место совершения преступле­ния, сумма ущерба, способ совершения преступления, мотивы и цели, состояние субъекта во время совершения преступления, соучастие, характеристика преступной (организованной) груп­пы, судимость и другие сведения о лице.

3. Учет уголовных дел. Движение уголовных дел в процессе рас­следования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (Ф. 1) и движение уголовного дела (Ф. 3). После­дняя заполняется прокурором, следователем или органом дозна­ния немедленно после принятия по делу одного из следующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности, прекращении дела, возобновления производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнитель­ное расследование и других. Путь прохождения этой карточки та­кой же, как и других статкарт. Объем признаков, отражаемых в карточке Ф. 3, составляет около 60.

4. К рассмотренным документам первичного учета близко при­мыкает статистическая карточка о результатах возмещения мате­риального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитываются сумма и характер ущерба, его погаше­ние, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и т. д.). Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

В итоге нашей правоохранительной системой собирается ог­ромное количество первичных сведений о совершенном преступ­лении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объем информации составляет около 3500 единиц. Я не располагаю данными по другим странам, где бы собиралось та­кое количество криминальной информации. В США более или менее полные сведения собираются только о восьми индексных преступлениях, отслеживаемых на федеральном уровне. Сведе­ния о других деяниях, личности преступников, движении уго­ловных дел и причиненном ущербе, судя по Руководству по со­ставлению единой формы отчетности о преступлениях (Uniform Crime Reporting Handbook), являются крайне скудными. Более де­тальная криминальная статистика в Германии, Японии и неко­торых других странах.

Сведения, собираемые на основе первичных документов и дру­гих материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуаль­ное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает при­нятие решений многих научно-практических задач. К великому сожалению, она чаще всего используется практическими органами уголовной юстиции неполно, выборочно и, главным обра­зом, для доказательства вышестоящим властям своей «способно­сти» контролировать преступность. Эта статистическая база в пол­ной мере не используется и научными юридическими учрежде­ниями. Из научных работников, занимающихся проблемами борь­бы с преступностью, более активно статистические материалы используют криминологи, социологи и некоторые другие специ­алисты. Представители уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора и исполнительного права статистические данные используют крайне редко и несистемно. Дорогостоящая статистическая информация криминального ха­рактера пока остается ограниченно востребованной, что в пер­вую очередь связано с недостаточным владением научными ста­тистическими методами.