Руководства, Инструкции, Бланки

образец культурный img-1

образец культурный

Рейтинг: 4.3/5.0 (1925 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ - это

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ это:

понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин “pattern”, заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим “атрибутам” или “стилям”, лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. “естеств. историю” культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время o.k. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве o.k. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон.. полит, или религ. отношений и т.д. o.k. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики o.k. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом o.k. носит неосознанно-практич. характер. o.k. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос.. религ.. худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных o.k. способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти o.k. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики o.k. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. o.k. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в o.k. новые содержат, моменты, поэтому o.k. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахрон-ном разрезе.

С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм o.k. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм, в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.

Эвристич. потенциал использования понятия o.k. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще, и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур, в сравнении разных культур между собой и т.п.

Лит.: Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М. 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi. 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng. 1944.

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

0 понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин “pattern”, заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим “атрибутам” или “стилям”, лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. “естеств. историю” культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время О.к. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве О.к. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон. полит. или религ. отношений и т.д. О.к. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики О.к. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом О.к. носит неосознанно-практич. характер. О.к. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос. религ. худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных О.к. способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти О.к. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики О.к. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. О.к. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в О.к. новые содержат. моменты, поэтому О.к. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахронном разрезе.

С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм О.к. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм (см. Форма культурная ), в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.

Эвристич. потенциал использования понятия О.к. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур (см. Субкультура ), в сравнении разных культур между собой и т.п.

Лит. . Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М. 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi. 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng. 1944.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Другие статьи

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ - Студопедия

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ

- понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин “pattern”, заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим “атрибутам” или “стилям”, лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. “естеств. историю” культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время o.k. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве o.k. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон. полит, или религ. отношений и т.д. o.k. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики o.k. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом o.k. носит неосознанно-практич. характер. o.k. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается

из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос. религ. худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных o.k. способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти o.k. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики o.k. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. o.k. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в o.k. новые содержат, моменты, поэтому o.k. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахрон-ном разрезе.

С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм o.k. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм, в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.

Эвристич. потенциал использования понятия o.k. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще, и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур, в сравнении разных культур между собой и т.п.

Лит. Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М. 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi. 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng. 1944.

Философский словарь - значение слова Образец Культурный

Философский словарь Образец Культурный

- понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин "pattern", заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим "атрибутам" или "стилям", лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. "естеств. историю" культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время o.k. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве o.k. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон. полит, или религ. отношений и т.д. o.k. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики o.k. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом o.k. носит неосознанно-практич. характер. o.k. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос. религ. худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных o.k. способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти o.k. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики o.k. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. o.k. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в o.k. новые содержат, моменты, поэтому o.k. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахрон-ном разрезе. С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм o.k. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм, в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия. Эвристич. потенциал использования понятия o.k. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще, и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур, в сравнении разных культур между собой и т.п. Лит. Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М. 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi. 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng. 1944. Г.А. Аванесова

Смотреть значение Образец Культурный в других словарях

Культурный — цивилизованный
развитой
Словарь синонимов

Образец 1 — образчик
Словарь синонимов

Образец 2 — образчик
стандарт
эталон
Словарь синонимов

Образец 3 — лад
манер
Словарь синонимов

Образец — образца, м. 1. Предмет, материал, служащий примером при изготовлении, показе или закупке чего-н. Новые образцы материи. 2. Тот (или то), кому (или чему) надо следовать, подражать;.
Толковый словарь Ушакова

Образец М. — 1. Примерный, показательный или пробный экземпляр какого-л. изделия, материала и т.п. 2. Показательный пример чего-л. (каких-л. качеств, поведения, отношения и т.п.). // Живое.
Толковый словарь Ефремовой

Культурный — культурная, культурное; культурен, культурна, культурно. 1. только полн. формы. Прил. к культура. уровень. Культурные навыки. || В области культуры, связанный с областью.
Толковый словарь Ушакова

Культурный — -ая, -ое; -рен, -рна, -рно.
1. только полн. к Культура (2-3, 5 зн.). К. уровень населения. К-ые ценности. К-ое строительство. К. слой земли (археол.; образующийся из органических.
Толковый словарь Кузнецова

Базовый Образец — - лучший из аналогов
образец продукции, принимаемой для сопоставления при оценке технического уровня, качества и эффективности новых разработок, аттестуемой продукции и стандартов.
Экономический словарь

Образец — -зца?; м.
1. Примерный, показательный или пробный экземпляр какого-л. материала, изделия и т.п. по которому можно составить представление о подобных материалах или изделиях.
Толковый словарь Кузнецова

Образец — - 1. показательные или пробные изделия; 2.
способ устройства.
Экономический словарь

Образец Базовый — совокупность параметров объекта, принимаемая за базу для сравнения.
Экономический словарь

Образец Подписей — - нотариально удостоверенные
подписи распорядителей счетами в банках. Используются для банковского контроля за
оформлением документов, на основании которых.
Экономический словарь

Образец Промышленный — вид промышленной собственности, представляющий собой новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и пригодное к производству промышленным способом.
Экономический словарь

Опытный Образец - Prototype — Модель, демонстрирующая состоятельность концепции изобретения (лабораторный
образец);
модель, удовлетворяющая
требованиям производственного
процесса.
Экономический словарь

Промышленный Образец — 1)
описание внешнего вида нового изделия, его формы, рисунка; 2) опытный
образец нового изделия, создание которого свидетельствует о возможности его промышленного производства.
Экономический словарь

Свидетельство На Промышленный Образец — - охранный
документ, удостоверяющий
признание художественно-конструкторского решения изделия промышленным образцом,
приоритет промышленного образца.
Экономический словарь

Образец — - показательный единичный экземпляр товара, используемый для рекламы, на выставках, с целью ознакомления, показа потенциальным покупателям.
Юридический словарь

Отзыв Заявки На Изобретение, Полезную Модель, Промышленный Образец — заявитель вправе отозвать поданную им заявку на изобретение, полезную модель, промышленный образец не позднее даты регистрации изобретения, полезной модели, промышленного.
Юридический словарь

Патент На Изобретение, Полезную Модель, Промышленный Образец — - охранный документ, выдаваемый федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения.
Юридический словарь

Право На Получение Патента На Изобретение, Полезную Модель, Промышленный Образец, Созданные При Выпо — для федеральных государственных нужд или нужд субъекта РФ, принадлежат исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит.
Юридический словарь

Промышленный Образец — - в гражданском праве художественное и художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Может быть объемным (модель). плоскостным (рисунок).
Юридический словарь

Культурный Слой — в археологии - слой земли, содержащий остаткидеятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственныймусор, золу и пр. Мощность культурного слоя от нескольких.
Большой энциклопедический словарь

Образец Промышленный — см. Промышленный образец.
Большой энциклопедический словарь

Промышленный Образец — в праве - художественное ихудожественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия.Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными.
Большой энциклопедический словарь

Арахис Культурный — ара?хис культу?рный
(земляной орех), растение сем. бобовых. Возделываемый однолетник родом из Южной Америки. В диком виде не встречается. Выращивают в основном.
Биологический энциклопедический словарь

Культурный Слой — принятое в археологии назв. слоя земли на местах всех человеч. поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека: древние сооружения, предметы, строит.
Советская историческая энциклопедия

Абсолют, Культурный — См. ценности (2), которые имеются у представителей конкретного общества или культуры и которые они считают универсальными, вечными и применимыми для всех обществ и культур.
Психологическая энциклопедия

Артефакт Культурный — Артефакт, который имеет культурно-обусловленную форму и функции.
Психологическая энциклопедия

Культурный Герой — (англ. Cuiture hero, франц. Heros civilisateurs, нем. Heilbringer), мифический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения.
Энциклопедия мифологии

Посмотреть еще слова :

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ - понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к-рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к-рым оцениваются действия человека или его связи с окружающим миром. Термин "pattern", заимствованный из биологии, был впервые применен Р. Бенедикт (1934) к общим "атрибутам" или "стилям", лежащим в основе культур. Амер. антрополог Крёбер, создавая в пер. тр. 20 в. "естеств. историю" культур, воспользовался этим термином для обозначения способов внутр. организации и структуры объектов. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения. В дальнейших исследованиях Крёбер склонялся к тому, чтобы отождествлять понятие модели, образца с понятием системы ценностей. В настоящее время o.k. представляет собой исключительно емкое понятие, к-рое заключает в себе и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. В качестве o.k. способны выступить явления культуры широкого диапазона действия и разл. формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили худож. творчества, формы экон. полит, или религ. отношений и т.д. o.k. выполняет в культуре исключительно важную функциональную и развивающую роль. С одной стороны, на уровне обыденной практики o.k. выступает стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкр. человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом o.k. носит неосознанно-практич. характер. o.k. этого уровня по большей части сравнительно быстро (по истор. масштабам) вычеркивается из памяти об-ва, как полностью исчерпавший свои культурный ресурс. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и стилистич. ценностей филос. религ. худож. характера, имеет место создание особого рода уникальных o.k. способных создавать культурные стили. Созданные одаренными художниками, великими мыслителями, высоконравственными авторитетами, эти o.k. приобретают общезначимый характер для данного об-ва (а иногда и для более широкого круга социокультурных сообществ) и превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, развивать ее в последующие периоды истории. На этом уровне культурной практики o.k. выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости. o.k. этого уровня в большей степени помогают людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в o.k. новые содержат, моменты, поэтому o.k. такого рода выступают в роли связующих звеньев разнообр. видов человеч. активности как в синхронном, так и в диахрон-ном разрезе.

С т.зр. саморазвития и стилистич. обновления форм o.k. неравнозначны. Они представляют собой иерархич. структуру, на высшем уровне к-рой имеет место порождение новых культурных форм, в то время как на уровне практич. повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.

Эвристич. потенциал использования понятия o.k. особенно отчетливо проявляется в анализе динамики культуры вообще, и в изучении изменений этнонац. культур в частности, в понимании соотношения культуры и субкультур, в сравнении разных культур между собой и т.п.

Лит. Ионин Л.Г. Понятийный аппарат социол. анализа культуры // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М. 1988; Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959; Kroeber A. L. Historical Reconstruction of Culture Growths and Organic Evolution //American Anthropologist. Menasha. 1931. V. 33. № 2; Idem. The Nature of Culture. Chi. 1952; Idem. Configurations of Culture Growth. Berk.; LosAng. 1944.

Другие записи

НИХОНДЗИН РОН (япон. - "теории о японцах"), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. - "теории японской культуры") - общее название для исследований о япон. культурном своеобразии, включающее две их разновидности:…

НОРМА КУЛЬТУРНАЯ - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном,…

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках к-рого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций)…

НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ - основаны на понятии "нац. характера", обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.)…

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ - совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. Поскольку культурология…

КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА

/ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА Г.К. ПОНДОПУЛО словарь 98

дополнительная литература 117

таблица: структура и краткое содержание

ведических текстов 120

Античная культура логоса и греческая пайдейя 124

литература 188 фильмы 189

В период классической древности индусы, греки, китайцы одновременно с созданием исторически неповторимых культур со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями сформировали и парадигмы (образцы) культуры вообще, которые, отрешившись от своей первоначальной исторической почвы и языковой формы, оставались значимыми для различных регионов Востока и Запада на протяжении длительного исторического периода вплоть до возникновения современной индустриальной цивилизации. На ту, поистине судьбоносную роль, которую сыграли культурные образцы в историческом становлении различных региональных, а позднее и национальных культур, указывают не только многочисленные тексты, сохранившиеся со времен древних цивилизаций. Примером может служить текст из книги Мо-цзы, одного из авторитетных философов и политических деятелей Древнего Китая (V в.до н.э.). В 4-й главе книги, названной его именем, «Фа-и» («Подражание образцу») Мо-цзы утверждает: «При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Без подражания образцу не было завершено ни одно дело». В качестве образца для всех дел, в том числе и управления государством, должно быть взято Небо (закон неба), т.к. оно является выражением всеобщности, потому что «Действия неба обширны и бескорыстны» 1. Сведения о доминирующей роли в истории культуры ее всеобщих образцов – парадигм содержатся в работах современных исследователей культуры (М. Элиаде, К.Лоренца, С.Аверинцева и др.) 2 .

Вся культурная традиция перенимается у образца…Стихийная сила образца действует лишь в том случае, если он одобряется во всех отношениях, и прежде всего в этическом…вся культура перенимается у образца…это несомненно способствует постоянству культуры

Интуиции космогонического мифа

как основа создания идеальных моделей космоса

Создание космогонического мифа, отсутствующего в ранних мифологиях, завершает формирование буквальной мифологии. Доминирующее значение космологический миф приобретает тогда, когда родовые формы жизни достигают зрелости и близки к своему закату. Основной функцией мифа является функция моделирования. Характер моделей, создаваемых в процессе мифотворчества, менялся по мере эволюции родовой жизни. Как известно человеческий род в процессе своего развития прошелтри основных стадии:предметную , когда человек отождествляет себя с миром вещей; духовною, когда он одушевляет весь предметный мир и представляет его в качестве органической системы, подобной человеческому телу; наконец идеальную, на которой осуществляетсясинтез человека и мироздания. и формируется представление о человеке как о «серединном» существе и «совершенном деянии», объединяющем предметную и духовную сферы бытия. На третьей, заключительной, стадии эволюции рода создаются предпосылки для формирования новых, неизвестной родовому человеку, форм жизнедеятельности, которые органически связаны с ценностным восприятием действительности. Позднее, в период классической древности, эта эпоха будет характеризоваться, как время второго «духовного» рождения человека.

Выдающийся современный австрийский биолог и мыслитель Конрад Лоренц писал: «У человека есть ценностные восприятия. находящиеся в несомненном соответствии с великим становлением мира организмов… соответствие состоит в том, что каждый нормальный человек воспринимает как величайшую ценность то, что делает испокон веку органическое становление, превращая неупорядоченное и более вероятное в упорядоченное и менее вероятное. Этот процесс все мы воспринимаем как создание ценностей. Шкала ценностей «ниже-выше» совершенно одинаковым образом применима к видам животных, культурам и созданным человеком произведениям искусства, согласованность нашего восприятия с творческим свершением, охватывающим все живое, может быть основана на том, что определенные процессы, действующие во всем мире организмов, в человеке как мыслящем существе побуждают к сознанию. Если это так, товосприятие, мышление и бытие образуют в этом отношении единое целое » 3 .

Человек не только мыслит, но и действует, причем мысль и действие у него неразрывно связаны. Формирование у человека ценностного отношения к действительности придает действию человека характер осознанной, целенаправленной деятельности, при этом «ставящая себе цели целеполагающая Воля человека делает из объекта природы объект культуры» 4 .

Мифопоэтическое моделирование – первая чисто интуитивная попытка целеполагания. В процессе эволюции рода характер целеполагания приобретает все более осмысленный и универсальный характер. На заключительной стадии родовой жизни создаютсяидеальные модели мироздания, основанные на интуициях, содержащихся в космогонических мифах, которые выявляются в процессе их использования в качестве сценарной основы для новых, связанных с земледельческим культом, ритуалов. Участвуя в подобных ритуалах, которые в условной форме воссоздавали процесс возникновения и организации мироздания, каким он был описан в древней космогонии, человек ощущал себя соучастником космического действа. В результате земледелию придавалось универсальное и сакральное и даже мистическое значение как занятию не только материально и духовно обогащающему, но и «очищающему» человека и тем самым позволяющему ему «возвысится над собой», преодолеть в себе «естественного» человека и стать «настоящим» человеком, который олицетворяет собой «совершенное деяние» 5 -земное и космическое. Моментсопричастности к нему стимулировался как мифологическим характером мышления, характерной особенностью которого было сочетание реального и мыслимого, так и родовой традицией, в которой представления о прошлом ассоциировалось с рассказами очевидцев – «все видавших» мудрецов.

Именно в образах этих мудрецов (в их роли выступалибоги. исполнявшие роль культурных героев древности; мудрыеправители. давшие людям «закон и правду»; великиепоэты. хранители древних традиций; первыенатурфилософы – творцы древнейших космологических моделей) была представлена «древность», служившая тем идеалом, на базе которой позднее были разработаны культурные образцы-парадигмы в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. При создании древних космологических моделей мироздания основную роль играли не элементы рационального познания – рассудок и разум, а «логика мифа», в которой главной познавательной силой былаинтуиция. опиравшаяся на творческий потенциал чувственного – образного, эстетического – восприятия действительности, сформировавшегося в процессе нескольких тысячелетий мифотворчества. Конкретное выражение это нашло в особой интеллектуальной способности, получившей название «видения ». По многочисленным свидетельствам, сохранившимся со времен создания древнейших письменных памятников, именно «избытком этой способности видения» обладали мудрецы, представлявшие ту «древность», которая воспринималась поколениями людей классической эпохи в качестве идеала и образца для подражания.

По мнению абсолютного большинства выдающихся мыслителей классической эпохи, обычные люди, не обладающие способностью видения, а полагающиеся лишь на собственные чувства (которые лгут) и свой разум (который склонен к заблуждениям), не способны представит мир как единое целое (т.е как «истинную реальность), они его воспринимают как «совокупность множества», лишенную какой бы но ни было организованности и целостности – как хаос.Только совершенномудрый человек способен преодолеет этот хаос и все привести в порядок. Только такой человек достоин быть правителем других людей и указать им верный путь к благой жизни. Знание «единого». полученное посредством способности видения, рассматривалось как высшее знание и как признакмудрости человека, им обладающего.

Обычным же людям это знание может быть дано как откровение. Приобщение к нему осуществлялось посредством связи с мудрецом, выступавшим в роли и учителя и воспитателя, а также в ряде случаев - посредством участия в особых ритуалах. Как правило, ритуалы были связанных с земледельческим культом и предполагали систему магических и мистериальных актов, имевших целью осуществить духовное слияние человека с действием мировых стихий и общение с олицетворявшими их богами, демонами и первопредками. Главной целью при этом было духовное «очищение» человека, открывавшее ему путь к постижению «истинной реальности» и «возвышению над собой», т.е. над своей «естественной» жизнью, к обретению новой духовной формы своего бытия. Не случайно, приобщенные к высшему знанию – знанию общего и прошедших мистериальный цикл «очищения» именовались «дважды рожденными».

Такого рода мистерии широко практиковались в период бронзового века и ранней классики и сохранялись вплоть до конца классической древности. О их традиционной связи с земледельческими культами и их роли в «духовном обогащении» человека и даже целых народов народов сохранились многочисленные свидетельства в текстах Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции. Примером таких мистерий, связанных с земледельческим культом, являются древнейшие обряды (оргии) Орфея, знаменитые Элевсинские мистерии, основу которых составляли таинства в честь богини земледелия Деметры, имеющие своей целью «рождение человека духовного из человека естественного» 6 .

В основе идеальных моделей, созданных в период классической древности в Индии, Греции и Китае, лежал один и тот же триадический принцип. Это свидетельствует о том, что представление о структуре мирового космоса в период окончания эпохи родового строя формировалось в процессе духовного осмысления опыта родовой жизни, связанного с тремя ступенями ее эволюции, которая завершилась в этих регионах примерно в одно и то же время, совпадающее с эпохой т.н. «бронзового века», пришедшего вIVтысячелетии до н.э. на смену эпохе неолита. Каждый из трех основных элементов триады имелв структуре идеальной модели свое обозначение и соотносился с тремя сферами бытия и соответствующими им символами (знаками).

1. Предметный обозначалсясимволом (знаком)вещи и был связан сземлей .

2. Духовный соотносился с– речью и был связан со знакомнеба.

3. Идеальный – счеловеком, занимающим серединное место между землей и небом, и с его «совершенным деянием», в которомедины земное и небесное, телесное и духовное, вещь и ее смысл (слово), речь и разум (мысль). Человек «середины» - это и есть «классический» человек, пришедший на смену «естественному» (родовому) человеку. Именно в таком типе человека, стремящемся «к возвышению над самим собой»,культурная парадигма находит свое наивысшее выражение. Все культурные системы классической древности представляют собой системы, главной задачей которых является формированиеклассического типа человека.

Идеальные модели космоса и парадигмы (образцы) культуры

Единым (да будет) ваш замысел,

Едиными – ваши сердца!

Единой да будет ваша мысль,

Чтобы было у вас доброе согласие!

Ригведа. Гимн единению

То, что принято определять как культурные образцы илипарадигмы культуры, имеет своей основой идеальные модели космоса. Вместе с тем между моделью и образцом имеется существенное различие.

Идеальная модель мироздания создается на базе знания некоего объективного исходного первоначала, лежащего в основе организации миропорядка (макрокосмоса). В этой роли в космогонии древнеиндийскихвед выступает –рита. в древнегреческой –логос. в древнекитайской –дао. Знание о них считалосьвысшим знанием и не могло быть получено обычным путем, с помощью чувств и разума. Согласно традиции, оно дается людям какоткровение и только тем из них, кто обладает особой способностью-способностью видения7. Соответственно этому культура, а точнее «культурность» 8 - это не столько социальный феномен, а качество, присущее избранным «совершенно- мудрым», «дваждырожденным», «божественным» мудрецам, пророкам, героям. Не случайно, слово «культурность» появляется гораздо раньше термина «культура». Латинский термин «kultura» появился лишь в заключительный период истории античного мира.

Культурные образцы (парадигмы) оформлялись в процессе приведения всех без исключения сфер человеческой жизни и деятельности в соответствие с той или иной идеальной моделью микрокосмоса. Создание подобных образцов было осуществлено в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Китае в классический период их существования. В Индии он нашел наиболее полное воплощение в учении Упанишад (санкхья-йога). В Греции в «пайдейе» - системе воспитания, детально разработанной многими поколениями античных философов, следовавших традиции, рожденной образами, созданными великими эпическими поэтами Эллады Гомером и Гесиодом. В Китае материалы древних канонических текстов, таких как древнейшая «Книга песен» («Шицзин»), «Книга перемен» («Ицзин» с комментариями) и «Книга истории» («Шуцзин»), «Книга ритуала и установлений» («Лицзы») и ряд других, стали той основой, на которой Конфуций создал свое знаменитое учение о «жэнь» («человеколюбии», «культуре»), «жэнь» рассматривалось как главное качество «цюнь- цзы» («благородного», совершенного, культурного человека и правителя).

Создание культурных образцов (парадигм) сопровождалось появлением новых форм человеческой деятельности, в которых решение жизненно важных – практических задач оказывается связано с совершенствованием самого человека, его умений, знаний, воли. Такими формами стали «культура умения», «культура знания» и «культура воспитания». Не являясь в полном смысле слова институтами культуры, эти формы отличались от прежних, «технологических» в своей основе, форм человеческой деятельности большей, если можно так выразится, культуроемкостью.

Свое наиболее полное выражение «культура умения» первоначально нашла в создании агрокультуры, которая играла доминирующую роль по отношению к другим культурным формам на всем протяжении истории классической древности. Не случайно, возникновение имени «культура» своим происхождением обязано земледелию 9 .

Создание культуры земледелия сыграло решающую роль в переходе человечества к цивилизованным формам жизни. В процессе формирования интенсивных форм земледелия возникли первые агрогорода, сформировались новые формы письменности, получили развитие такие формы знания, как математика и астрономия, новые формы гражданской этики, пришедшие на смену ее родовым формам. Жизнь в городах, которые со временем становились городами-государствами и центрами духовной жизни, стимулировала новые идеи, приходившие на смену традиционным мифологическим представлениям о мире и человеке, древним верованиям и культам.

Утрата нормы родовой этики вызвала к жизни появление систем воспитания «совершенного человека» и «образцового гражданина», которые приобретали значение государственного закона. В итоге родовые формы этики были заменены «культурой воспитания », приобщение к которой являлось обязанностью всех граждан города государства. В основе культуры воспитания лежал принцип «выдавливания» из человека «варварского» начала и формирования совершенного человека, в котором следование естественному закону – закону неба сочеталось с верностью общественному долгу гражданина, требованиями полиса – «города-государства». Его главными чертами были физическое здоровье и добродетели – духовные качества, возвышавшее его над обычными людьми. Совершенный человек представлялся в качестве своеобразного микрокосма, в котором гармонически сочетались телесные и духовные качества.

Культура знания была связана с возникновениемфилософии и риторики и их функционированием в качестве важнейших институтов культуры.

Философия рассматривалась как «любовь к мудрости», средство (путь) достижения истинного, «высшего знания», ей отдавалась приоритетная роль важнейшего института культуры на всем протяжении классической древности.

Риторика – искусство слова, средство «научения» мудрости, считалась важной, но служебной, по отношению к философии, дисциплиной.

Главная задача философии состояла в трансформации традиционных (мифологических) моделей мироздания в философские модели, что достигалось путем рационалистической рефлексии буквальной мифологии, разработки культурных парадигм и построении на их основе универсальных систем воспитания жителей городов-государств. Задача риторики заключалась в придании философии и сопутствующим ей дисциплинам статуса определенной системы образования, что делало философское знание достоянием не только мудрецов- философов, но становилось доступным для всех граждан полиса. Таким образом, главной функцией философии было целеполагание, а функцией риторики – просвещение. В завершающий период классической древности роль риторики возрастает. В риторских школах Древнего Рима она становится, наряду с философией, логикой и этикой, одним из основных элементов образования.

Вместе с тем, не во всех цивилизациях классической древности формирование культуры осуществлялось на основе идеальных моделей космоса, и соответственно не были созданы и культурные парадигмы. Как правило, это было связано с отсутствием развитых форм философского мышления. К таким цивилизациям можно отнести цивилизации Месопотамии, Египта, Эгеиды, Мезоамерики, в которых культурные структуры формировались на основе не парадигм, а канонов .

Если культурные парадигмы, имевшие всеобщее значение. сохраняли его при любых изменениях в культурной жизни, то каноны такого значение не имели. Они выступали в роли не «хранителей границ культуры», а «хранителями» незыблемости тех или иных ее форм и тем самым способствовали «омертвению» зарождавшейся культурной традиции, превращению ее в систему незыблемых догм и предписаний, что неизбежно вело к увяданию, а затем и гибели всей культурной системы. Как правило, стремление к канонизации тех или иных культурных форм было связано с влиянием религиозных культов и ритуалистики. Слишком тесная связь зарождавшихся культурных форм с ними локализовала весь культурный процесс в достаточно узких региональных и этнических границах. Напротив, для великих культур древности их связь с традиционными верованиями и культами хотя и была постоянно действующим фактором, никогда не имела характераподчинения. В центре внимания великих культур древности всегда оставался интерес к проблеме «возвышения» человека до уровня его единства с мировым космосом, при этом в человеке интересовало не «частное»-индивидуальное, а общее, что позволяло говорить о его «тождестве» с мировым космосом.

Формирование культуры воспитания было связано с процессом замены норм родовой этики, правовыми нормами, определяемыми законами, регулирующими отношения между людьми как гражданами города-государства. Главным результатом создания культурных парадигм было формирование нового – классического – типа человека.

СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО, РАЗНООБРАЗИЕ И СТРУКТУРА

КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Основу всех культурных парадигм древности, которые сложились примерно в одно и то же время (первая половина 1 тысячелетия до н.э.) составляли философские модели космоса, что определяет их смысловое единство . Оно состоит в приоритетном интересе кединому. Проблема единого доминировала в равной степени в сознании идейных вдохновителей классических культур Востока и Запада. Именно поэтому разработанные ими культурные образцы определили расцвет культуры в эпоху нового древнего мира и ее общечеловеческое значение.

Смысловое единство древних парадигм культуры не исключало их разнообразия. Идеальные модели космоса, на которые они опирались, создавались на материале отличных друг от друга мифологических систем. Интуиции космологического мифа, выражавшие представление о единстве мироздания, воплощались в различных системах образов восприятия . традиционных для менталитета тех или иных этнических групп.

Так, для древних ведийцев основой подобной системы был звуковой образ. Его приоритетная роль в восприятии действительности определялась характером ведического ритуала, в котором изначально приоритетная роль в духовном акте отводиласьгимну-песнопению. носившему ритмический характер (гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями).

Для древних греков духовный акт был связан не с ритуалом, а с созерцанием, приоритетную роль в системе образов восприятия играл пластический образ10.

Древние китайцы, согласно их мифологической традиции, воспринимали единство мира сквозь призму перемен.Дао – единое, продукт этих перемен, которые они символически обозначали в виде двух линий – непрерывной (ян) и прерывистой (инь). Шесть триграмм, каждая из которых состоит из трех различных сочетаний этих линий, образовывали «Ба-гуа» - план-чертеж мироздания в формеграфического образа, представлявший структуру китайского космоса. Приоритетная роль графической символики в китайской космогонии была связана с особенностями китайской иероглифической письменности, в которой каждый иероглиф обозначал особое понятие.

Культура образца представляла собойединство действия, знания и воспитания. Создание культурных парадигм главной своей задачей имело приобщение кмудрости. символом которой былоединство Мирового Ума и Мировой Души. С этой целью разрабатывались идеальные модели космоса, государственного устройства и воспитания идеального человека 11. Своюзначимость парадигмы культуры, созданные классической древностью, сохраняли в течении многих веков, пока в ходе индустриальных революций не начинается процесс формирования нового типа человека, главным устремлением которого становится не «возвышение над самим собой», а «погружение в самого себя».

В процессе формирования культурных образцов сложились древнейшие формы культурной деятельности, которыми стали

культура разума, предполагавшая знание астрономии, геометрии и диалектики,

культура умения. предполагавшая владение навыками, необходимыми для ведения хозяйственных дел, и законами, необходимыми для ведения дел политических,

культура знания, предполагавшая владение письмом, числом и словом,

культура воспитания. предполагавшая знание древних преданий и ритуалов и владение искусством очищения от дурных страстей, способными помочь человеку «возвысится над самим собой» («выдавить» из себя звериное начало).

В период высокой классики на их основе сформировались традиционные институты культуры: философия и риторика, право и этика, наука и искусство, - получившие определенную автономию от технологических процессов, непосредственная связь с которыми еще сохранялась в раннеклассический период.

Важнейшую роль в этой трансформации древнейших форм культурной деятельности в традиционные институты культуры сыграло повсеместное распространение в Древнем мире новых знаковых форм письменности, принципиально отличавшихся от ее древнейших форм, которые были связаны не со словом, а с материальными объектами (предметами, узелками, рисунками). Это определяло становление культуры как особой – духовной формы человеческого бытия, связанной не только с «опытом» практической деятельности, но прежде всего с творческой работой духа, с мыслью, разумом, познанием, с миром не вещей, а смыслов. Первыми литературными памятниками, в которых история культуры предстает перед нами не в образах, а в письменном слове, были тексты, представлявшие собой не «написанную», а «записанную» литературу, т.к. создавались она на основе уже существовавшей ранее в течение длительного времени устной традиции, уходившей своими корнями в глубь веков и освященной памятью многих поколений. Создание ее приписывалось, как правило, мифологическим персонажам (богам, героям – первопредкам, мудрецам), наделенным особой способностью –«видением», даром божественным. Соответственно, содержание священных книг изначально воспринималось как откровение12.

Процесс формирования таких текстов осуществлялся в течение длительного времени и проходил ряд этапов. На первом, самом раннем этапе, в корпус «священных книг» входили две основные группы текстов. Первая была непосредственно связана с ритуалом, в котором они использовались в качестве сценарной основы. Вторая объединяла «предания», первоначально существовавшие в устной форме, а позднее были письменно оформлены в качестве песен и эпических поэм, таких как китайская «Книга песен» («Шицзин»), индийская «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», положившие начало древнейшему институту культуры – литературе.

Характеризуя культурное значение появления феномена письменного слова, академик Н.И. Конрад писал: «Старый Древний мир своими разными сторонами и в каждой зоне по-своему как бы врос в «новый» и многое в нем предопределил. Однако для литературы самым важным из всего, что дал старый Древний мир новому, было письмо… Важность письма для литературы не требует объяснений. Достаточно одного только, что европейское слово «литература» идет от слова «литера» - «письменный знак»: в древнем же китайском языке понятие «литература» просто отождествлялось с понятием ее письменного выражения, что и проявилось в обозначении того и другого одним и тем же словом «вень». Так что появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература как особое явление жизни и культуры…Уже одно это может оправдать отношение к старому Древнему миру какпрологу нового: прологу в смысле создания «начал», от которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе… Старый Древний мир дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка» произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вылившаяся в конечном счете в создание известных литературных памятников, - творческая разработка этой первоначальной завязки» 13 .