Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции по работе с инвалидами в библиотеке img-1

инструкции по работе с инвалидами в библиотеке

Рейтинг: 4.0/5.0 (1926 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек - сайт Виртуального методического объединения

Исследования и методические материалы

Исследования и методические материалы Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача библиотекарей создать максимально комфортную обстановку для своих особенных читателей. Сегодня многие библиотеки по мере возможностей приобретают специальную литературу и оборудование, осваивают новые методы и формы работы. Но кроме этого, необходимо подготовить библиотекарей для работы с этой группой населения. Данный материал призван оказать помощь библиотекарям в качественном обслуживании людей с различными видами инвалидности.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова. Как мы их называем

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;

• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;

• «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;

• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;

• Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».

• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.

Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Расскажите им, какое в вашей библиотеке есть специальное оборудование для инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.

При общении с людьми с плохим зрением и незрячими

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

• Если в вашей библиотеке есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям библиотеки с проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы».

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

• Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Говоря о задачах или давая инструкцию, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

• Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.

• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

• Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание.

• При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

• Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

• При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Однако, в каждом случае трудности свои, и почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Материал подготовлен Н.Н. Талызиной,
специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи
Российской государственной библиотеки для молодежи

Другие статьи

Отчет по обслуживанию читателей с ограниченными возможностями здоровья Муниципального автономного учреждения культуры «Чекмагушевская центральная межп

по обслуживанию читателей с ограниченными

Муниципального автономного учреждения культуры «Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека» Республики Башкортостан

Обслуживание людей с ограниченными возможностями является приоритетным направлением деятельности библиотек. На сегодняшний день современные библиотеки являются для многих инвалидов центрами информации, образования, реабилитации и досуга. Именно в библиотечных стенах они могут как просто отдохнуть, найти свой круг общения, интересно и с пользой провести время, так и получить необходимую информацию по различным правовым вопросам. Для многих пользователей, библиотеки - единственное окно в большой мир. Библиотекари в своей практике приравнивают к лицам с ограниченными возможностями здоровья и читателей старшего возраста.

Библиотеки МАУК «Чекмагушевской ЦМБ» при работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья ставят следующие задачи:

  • обеспечить равный доступ к пользованию библиотекой всем возрастным группам данной категории пользователей;

  • расширить доступ к различным видам информации в т.ч. и электронным;

  • удовлетворить читательские потребности по всем отраслям знаний;

  • содействовать образовательному процессу с применением информационных технологий.


Выделяются три основные группы пользователей, с которыми работают библиотеки в плане социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья:

  • непосредственно инвалиды и пожилые люди;

  • родители детей-инвалидов;

  • специалисты, по роду деятельности связанные с людьми с ограниченными
    возможностями здоровья (социальные работники, медики, представители различных общественных организаций и др.)

Для успешной и перспективной работы по обслуживанию инвалидов установлены тесные контакты с органами социальной защиты, Обществом инвалидов, Советом ветеранов, социальным приютом и другими учреждениями социальной сферы, совместная работа с общественными организациями поднята на должный уровень.

На абонементе отдела обслуживания оформлено обращение ко всем пользователям, с просьбой сообщать библиотекарям о лицах желающих читать и пользоваться услугами библиотеки, но не имеющих возможности самостоятельно ее посещать. При необходимости библиотекари обслуживают таких пользователей на дому, или привлекают книгонош и родственников.

Во всех населенных пунктах выявлены люди, нуждающиеся в обслуживании, составлены списки и картотеки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также организовано обслуживание нуждающихся в библиотечной книге и иной информации, не имеющих возможности самостоятельно посещать библиотеку инвалидов, инвалидов-колясочников на дому или через близких и родственников.

С целью формирования позитивно - заинтересованного отношения общества к инвалидам, приобщения их к библиотеке и книге, создания комфортных условий для общения, выявления и развития их творческих способностей в МАУК «Чекмагушевская ЦМБ» реализуется целевая программа «Соучастие в судьбе». По реализации этой программы в библиотеках проходят разнообразные по форме мероприятия.

В целях выявления потенциальных пользователей на информационных уголках библиотек систематически помещаем объявления – призывы к читателям с просьбой доводить до наших работников информацию о нуждающихся в библиотечных услугах жителях района. Вне поля зрения библиотекарей не остается ни одна возрастная группа данной категории. Для своевременного удовлетворения информационных потребностей данной категории пользователей в Центральной библиотеке систематически пополняется тематическая картотека«Мир без границ».

В центральной библиотеке созданы необходимые условия для обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями: сооружен пандус, библиотека оснащена звонком, чтобы каждый нуждающийся мог обратиться к работникам библиотеки. Для оперативного удовлетворения их разносторонних потребностей, кроме традиционных библиотечных ресурсов: книг, периодических изданий, аудио-визуальных материалов, привлекаем книгоноши с участием родных, родителей, знакомых пользователей. Ведется информационное обслуживание с применением электронных ресурсов. ЦПИ для данной категории пользователей прошел День информации «Правовая защита пожилых и инвалидов» включавший: час информации «Права пенсионеров и инвалидов», библиографический обзор «Правовая защита пожилых и инвалидов на


страницах периодической печати», консультацию «Как найти информацию в
библиотеке по интересующему вопросу» и др. Обновляются постоянно-действующие стенды, уголки «Муниципальные новости», «Правовая информация» и др.

Привлекаем общественность к выявлению информационных нужд инвалидов через объявление на стенде «Наш консультант». Работаем в тесной связи со службами, находящимися в непосредственной связи с данной группой населения.

Усилия работников центральной библиотеки направлены и на привлечение и создание условий для интеллектуального роста данной категории пользователей: желающие имеют возможность изучать основы компьютерной грамотности. Программист ЦБ проводит как индивидуальные, так и групповые занятия с инвалидами.

Создан уголок «Инвалид – общество - библиотека» для лиц с ограниченными возможностями, где помещены списки инвалидов по месту жительства, в том числе списки инвалидов-колясочников, планы и программы работы по обслуживанию этих лиц, специальные картотеки, тематические папки. Аналогичные тематические полки также оформлены и в сельских библиотеках.

Уголок для инвалидов «Инвалид – общество - библиотека », знакомил слабовидящих пользователей с литературой на языке Брайля, говорящими книгами на видеокассетах и дисках, предоставленных Республиканской библиотекой для слепых. В районе инвалидов, нуждающихся в такой литературе почти нет, поэтому она не нашла спроса.

Чекмагушевская ЦМБ не получает специализированных периодических изданий для данной категории пользователей. Популярностью пользуются журналы «Тулпар», «Казан утлары», «Майдан», «Соембикэ», «Башкортостан кызы», газеты «Омет». «Гаилэ учагы», «Кызыл тан».



  • Для пожилых людей и инвалидов в библиотеках организованы Дни информации«Мои года, мое богатство» (Имянлекулевская СБ),«Будьте здоровы» (Стробашировская СБ), «Добрые вести для вашего здоровья» (ЦБ), проведены обзоры «Истоки бодрости и оптимизма»(ЦБ), «Азбука долголетия» (Аблаевская СБ), «Новости из газет и журналов» (Резяповская СБ), ведутся картотеки«Все о пенсиях и льготах» (Юмашевская СБ), оформлены тематические папки-досье, папки-накопители:«Льготы для инвалидов» (Урнякская СБ), «Вечно молоды душой» (Имянлекулевская СБ), «В помощь инвалидам» (Юмаш.СБ), «Авылымны? и? ?лк?н кешел?ре ”, “?лк?нн?р д?ньясы” (Новокарьявдинская СБ),«Яраланган язмышлар» - (К. Шафикова, Р.Мохамматдинов), «Сунгэн йолдыз яктысы» - (Р. Назаров), «Кеше булып каласым килэ» - (Ф.Яруллин) (Старобиккинская СБ),«О пенсиях и льготах инвалидах» (Митро-Аюповская СБ),"Законы и льготы инвалидам" (Каразирековская СБ),“Шигырьл?рем- сагышларым”, “?ле я?а ?ырлар бел?н язларга чыгам ?ле”, К.Шафикова, “ Инвалиды и общество” (Рапатовская СБ ), «Пенсия. Льготы», «Полезная информация» (Тайняш.СБ),«Все о пенсиях»(Тузлукушевская СБ),“?кенмим, бар утым, к?чем ??мм?се халыкка бирелде ”(Ф.Яруллин), “Т?земн?р ген? б?хетк? лаек” (К.Шафикова, И.Гиззатуллин), “Герой Паралимпиады Ирек Зарипов”(Сыйрышбашевская СБ),«Шэфкатьлелек» (Новокутовская СБ) и др.

Опыт работы библиотек с инвалидами и пожилыми показывает, что сам факт приобщения к миру книг приобретает для них исключительное значение. Удачно подобранная книга и разговор о ней с библиотекарем - это событие для одинокого человека. Обслуживание инвалидов и пожилых требует от библиотекаря тонкого индивидуального подхода, проникнутого состраданием и терпением. Он должен обращать внимание на их самочувствие, настроение, учитывать жизненную позицию. На него ложится высокая моральная и психологическая ответственность. Ведь важно не только принести нужную книгу, но и поддержать беседу на любую интересующую читателя тему. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальной работе.

В отчетном году в библиотеках проведены индивидуальные беседы, откровенные разговоры, часыобщения. “Поговорим по душам”, “Мир не без добрых людей”(Новокарьявдинская СБ), "Кунел яктысы"(Каразирековская СБ),«Уроки о вечном, добром и прекрасном» (Ахметовская СБ). «Поговорим по душам» (Имянлекулевская СБ), «Узен очен яшэу сезгэ эле генэ, башланган мэле генэ» (Старобашировская СБ)и др.

Деятельность сельских библиотек ведется по двум основным направлениям информационное обслуживание и организация досуга. Работу в этих направлениях библиотеки системы стараются построить так, чтобы милосердие, сочувствие стали нормой жизни? Проведены часы нравственности, уроки милосердия:“Алар безне? ярд?мг? мохта?”, “ ?ылы с?з - ?ан азыгы”(Новокарьявдинская СБ),«Мэрхэмэтле кеше – абруйлы кеше» (Стробашировская СБ)и др

С целью популяризации творчества писателей-инвалидов, чьи судьбы достойны уважения и восхищения организовывались вечера-портреты, литературные вечера, часы поэзии: поэтический вечер по творчеству писателя Ф.Яруллина «Яраланган язмышлар» (Калмашбаш.СБ),

Каждое мероприятие сопровождалось книжными выставками и просмотрами.

Традиционными стали ежегодные вечера отдыха к Международному дню инвалида. Эти вечера проходят в теплой атмосфере за чашкой чая, за душевным разговором, а книги и периодические издания, представленные в этот день на выставках и просмотрах, становятся востребованными пожилыми людьми и инвалидами: ? «Тормош кырыслыкларын жинеп» (ЦБ), « В будущее – с надеждой» (Урнякская СБ),“К??елле ?тсен ялы?”(Новокарьвдинская СБ),"Язмышлардан юк узмышлар"(Каразирековская СБ), « Юлыбыз авыр, ?мм? жырлап ?т?без» (Рапатовская СБ),«Булэк итик йорэк жылысын» (Ахметовская СБ)и др.

День пожилого человека отмечается ежегодно во всех библиотеках района Мероприятия, которые проводятся в этот день для особой категории пользователей библиотек, как правило, проникнуты теплотой и уважением к старшему поколению и получают положительный общественный резонанс среди населения сел района. Вечера отдыха, литературно-музыкальные вечера, конкурсные программы, праздничные вечера, библиотечные посиделки – вот далеко не полный перечень мероприятий, проведенных в этот день в библиотеках:. «Гомер уза аккан су кебек»(Калмашбашевская СБ),“Уйлама ?ле картаям дип. ” (Новокарьвдинская СБ),«Гомер юлларын санный мизгеллэр» (Новокалмашевская СБ), «Олыны олы ит» (Кусекеевская СБ),

«Картаерга эле ашыкмыйк» (Тузлукушевская СБ),«Гомер козем ишек шакый» (Уйбулатовская СБ) , “Картаямени сон йорэк, мангайлар сырланса да» (Старокалмашевская СБ)и др.

В преддверии великого праздника – 65-летия Победы в Великой ОтечественнойВойне – библиотеки активно использовали потенциал старшего поколения в воспитании национального самосознания, уважения к российским вековым традициям, гордости за свой народ и Отечество. Познавательно и интересно проходили в библиотеках встречи учащихся и молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, вечера-портреты, книжные выставки, уроки мужества, уроки истории: «Подвигу солдата поклонись» (Аблаевская СБ),«Вас помнят, вас знают, вами гордятся» (Урнякская СБ)и др.

Без участия библиотекарей не обходится и проведение праздников - чествований юбиляров. создавших крепкую и дружную семью, проживших в ней 50 и более лет. В ходе этих вечеров звучат теплые слова поздравительний, любимые ими стихи и песни, устраиваются чаепития. Такие вечера прошли некоторых сельских библиотеках: «Парлы гомер-жырлы гомер» (Кусекеевская СБ), «Син минеке, мин-синеке, яшик эле гел шулай» (Стаоркалмашевская СБ).

Трогательно, с чувством любви и тепла отмечаются такие праздники как, Международный женский день, День матери. В рамках которого библиотеками организуются тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, куда приглашаются представительницы прекрасного пола - ветераны войны и труда, многодетные матери, женщины воспитывающие приемных и патронатных детей, матери, чьи сыновья с честью отдали долг Родине. Были проведены:

«А ну-ка, бабушки!» (Вехнееаташевская СБ);

«Карт?нил?р ??м оныклар» (Старосурметовская СБ);

В рамках реализации районной программы «Здоровье пожилых» проведены дни информации, круглые столы, беседы, часы здоровья, направленные на сохранение и укрепление здоровья: «Добрые вести для вашего здоровья» (Имянлекулевская СБ),«Семейный доктор» (Аблаевская СБ),«Сэламэт узе зур байлык»(Калмашбашевская СБ),“Добрые вести для вашего здоровья”(Новокарьявдинская СБ),«Саулыкнын башы - саклык» (Новокалмашевская СБ),«Уроки о вечном, добром и прекрасном» (Ахметовская СБ),“Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто ”(Сыйрышбашевская СБ) и др.

Старшее поколение интересуется рецептами народной медицины. С целью ознакомления и пропагандой литературы о лекарственных растениях в библиотеках прошли обзоры и беседы, часы информации, часы полезных сообщений: «Что мы знаем о растениях» (Кусекеевская СБ)

В Новокалмашевской сельской библиотеке провели встречу в форме круглого стола «Дару улэннэренен шифасы», где приняли участие сельский фельдшер, инвалиды и пожилые жители села. В ходе мероприятия участники познакомились с требованиями по сбору и изготовлению лекарственных трав, растущих в нашей местности, получили ответы на наболевшие вопросы по поддержанию здоровья, прослушали обзор по новым книгам. Такие встречи важны и популярны тем, что на них можно получить квалифицированные советы специалистов по интересующим всех вопросам.

Интерес к духовной жизни всегда высок и поэтому большое внимание уделяется ознакомлению читателей с религиозными традициями и обрядами, которое ведет к истокам нашей веры, национального самосознания. Приглашаются пожилые люди на такие мусульманские праздники как «Ураза байрам», «Корбан гаете», «Изге Рамазан».

Активно и планомерно работают с людьми ограниченными возможностями здоровья Новобалтачевская, Новокалмашевская, Резяповская, Новокутовская сельские библиотеки.

Интересен опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья Новобалтаческой сельской библиотеки. Библиотекарь Новобалтачевской сельской библиотеки часто посещает реабилитационный центр, где проходят лечение инвалиды различных возрастных категорий. Она общается с ними, делится своим вниманием и теплом. Скрашивает их досуг, приводя различные мероприятия. В отчетном году прошли: обсуждение книги Сиразетдиновой Д. «Жить осталось день…», час практических советов «Идите смело к цели», час информации по страницам газет «Башкортостан», «Кызыл тан», «Омет» к Дню пожилых. Особое внимание библиотекарь уделяет детям с ограниченными возможностями. Она проводит для них развлекательные игры, викторины, но больше всего детям нравятся театрализованные представления настоящего кукольного театра.

В рамках акции «Дарю тепло сердца детям» работник сообщает по телефону о поступлении в библиотеку новой книги, если книга заинтересовала, тогда библиотекарь приносит ему домой. В библиотеке также организовано индивидуальное обслуживание слабослышащего читателя-ребенка Исламова Р.

Клубы по интересам – форма работы, которая более всего соответствует интересам и индивидуальности каждого пользователя. Они оказывают непосредственное интеллектуальное и эмоциональное влияние на инвалидов. Клуб помогает в самообразовании, предоставляет возможности для творческого самовыражения, дает возможность живого непосредственного общения людям, многие из которых лишены его в повседневной жизни.

Данная группа пользователей активно посещает занятия клубов «Умартачылык серлэре », «Алтын коз » и «Безнен бакча », направленные, как на удовлетворение информационных потребностей данной категории населения, так и на доступное и полезное проведение досуга.

Программы клубов направлены на удовлетворение, как информационных потребностей данной категории населения, так и на доступное и полезное проведение досуга.

Жители района, в том числе инвалиды прекрасно осведомлены о лечебных свойствах продукции пчеловодства, поэтому занятия клуба «Умартачылык серлэре » особенно востребованы данной категорией жителей района. В рамках программы клуба в отчетном году проведены следующие занятия:

И? мохим кинэшлэр » - в ходе встречи обсуждались проблемы перехода на весенне-летнее содержание пчел, состоялся плодотворный обмен опытом по содержанию приусадебных пасек, вниманию участников был предложен и обзор материалов популярной книжной выставки “Умартачыларга ярдэмгэ”. Занятие клуба освещалось в статье А.Низаева “Кинэшле эш таркалмас ”, опубликованной в газете “Игенче” за 12 апреля 2011г. В рамках программы клуба прошли и следующие занятия:

Бал. Бал корты. Умартасылык »

Бакчада бал исе ».

Программа клуба «Алтын коз » строится с учетом интересов пользователей данной категории. Занятия клуба организуются совместно с обществом инвалидов, советом ветеранов:

В отчетном году проведены встречи по темам:

- «Хыял дингезлэре кипмэсен » - тематический вечер, посвященный ансамблю ветеранов «Сомболэ», основанному в 1996 году. Выступление участников ансамбля, которых трудно назвать пожилыми, заражают оптимизмом, активной жизненной позицией. Встреча с ними придала участникам ощущение уверенности в себе, в том что каждый человек и в любом возрасте может быть востребован в обществе;

Я такой же, как все » - круглый стол с участием представителей Администрации, медработников, пенсионного фонда. В ходе встречи обсуждались наболевшие проблемы по обеспечению комфортности проживания инвалидов в райцентре;

Когда судьба других волнует нас » - круглый стол с участием представителей Администрации, совета ветеранов, пенсионного фонда, освещавших вопросы правовой регулирования предоставляемых государством льгот для лиц с ограниченными физическими возможностями;

- «Экология здоровья » - ДИ для группы здоровья, в которой занимаются женщины пенсионного возраста с. Чекмагуш. В этот день обсуждались такие вопросы: как сохранить здоровье на протяжении всей жизни, как оградить себя и своих близких от отрицательного влияния на здоровье вредных химических веществ, содержащихся в бытовых приборов и мн. др.;

- «Нурлы ижат » - творческий вечер Р.Сахаповой.

Тормош кырыслыкларын жинеп » - центральная библиотека принимала участие в прошедшем в здании физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимпиец» Дня инвалида, проведенного совместно с обществом слепых, советом ветеранов, Центром детского творчества, Детской школой искусств. В ходе мероприятия включавшего интеллектуальные игры, выступления педагогов и воспитанников ДШИ И ЦДТ был проведен обзор материалов выставки «Язмыш бораз чиклэсэ дэ», отражавшей творчество деятелей культуры и литературы с ограниченными физическими возможностями.

Данная категория жителей не ведет пассивный образ жизни, стремится жить и создавать красоту. Именно таких пользователей библиотеки объединяет клуб «Безнен бакча », в рамках которого в отчетном году прошли следующие встречи:

- «Для тех, кто любит сад» - на котором обсуждались вопросы, касающиеся весенних работ на приусадебном участке. Вел встречу и освещал проблемы садоводов в это время года, агроном Ильгам Тухватуллин. В своем выступлении особый акцент он сделал на секретах выращивания картофеля в неблагоприятных погодных условиях. Опытом разведения цветов поделилась жительница д. Калмашбашево, многие годы проработавшая в сельской библиотеке, мастерица на все руки Ахметова Файруза.

Здесь же можно было приобрести семена овощных культур, обсудить все проблемы по садоводству и овощеводству, получить квалифицированный ответ на все волнующие вопросы.

В декабре месяце в центральной библиотеке в рамках клуба «Алтын коз» прошел вечер «Доньябызны нурга кумеп, турдэн уз, син, Яна ел!», организованный совместно с зональным обществом слепых и районными советами ветеранов и инвалидов, в ходе которого были обсуждены и вопросы совместной деятельности библиотек с данной категорией населения и определены направления работы, требующие особого внимания на 2012г.

В Новокутовской сельской библиотеке действует клуб «Милосердие», в рамках которого проводятся литературно-музыкальные вечера, вечера-встречи, посиделки, часы досуга и общения. В отчетном году прошли занятия клуба «Дару улэннэреннэн мен дэва», «В здоровом теле – здоровый дух», «Кунел кыллары» и др. Работник большое внимание уделяет изучению их интересов и потребностей, индивидуальному обслуживанию, принося на дом книги, журналы и газеты.

При Новокалмашевской сельской библиотеке более 5 лет действуют клубы «Гаилэ дэулэт нигезе». Члены клуба - молодые семейные пары. В рамках программы занятий клуба проводятся семейные праздники, вечера-посиделки, часы семейного чтения, семейные конкурсы, игры. Например, семейный праздник «Энилэр хэм бэбилэр», приуроченный ко Дню матери, в котором принимали участие мамы со своими детьми, из уст которых услышали много добрых и теплых слов. В ходе мероприятия прозвучали загадки, пословицы, стихи, песни, посвященные матерям.

Для пожилых людей, живущих в доме престарелых библиотекарь Резяповской сельской библиотеки, организовала клуб «Берлэштерде безне уртак язмыш», который с тал центром отдушиной для тех, кто волею судьбы оказался здесь. Библиотекарь приносит книги, газеты и журналы, скрашивает их досуг, проводя различные мероприятия: «Душу исцелит добро», «Шэфкэтле бул», «Читайте на досуге» и другие.

Ежегодно Аблаевской сельской библиотке проходит акция «Милосердие» совместно со школой собирают деньги, покупают школьные принадлежности привозят детям в социальный приют.

Методический отдел «Чекмагушевская ЦМБ» оказывает помощь в организации работы библиотек с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями.

Сведения о кадрах, обслуживающих лиц с ограниченными возможностями здоровья


Ведущий библиотекарь Тузлукушевской СБ


Работа детской библиотеки с детьми с ограниченными возможностями, детьми из многодетных и социально неблагополучных семей

С каждым годом в нашей стране заметно увеличивается количество социальных проблем, и среди них рост детско–подростковой инвалидности, которое является одной из наиболее острых и болезненных. Число детей с ограниченными возможностями с каждым годом увеличивается. Этой ситуацией озабочены многие социальные службы. Не стоят в стороне и библиотеки, внося свою лепту в процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями, детей сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Работа ведется по разработанному плану мероприятий детской библиотеки на 2010 г. В этот план вошли мероприятия по формированию коммуникативных способностей, познавательной активности, а также мероприятия способствующие проявлению индивидуальных творческих способностей. Для этих детей в библиотеке созданы комфортные условия пользования: имеются телевизор видеомагнитофон, компьютер. Ребята могут не только выбрать интересные и нужные им книги, но и посмотреть видеофильм, познакомиться с электронными развивающими и обучающими программами. Налажены деловые связи с Управлением социальной защиты населения, комитетом молодежи, медико-психологической консультацией, общественными организациями.

Данная категория детей приглашается на все мероприятия детской библиотеки и многие из них с удовольствием принимают участие, очень часто и вместе с родителями. Ежегодно мы приглашаем их на мероприятия, проводимые в Неделю детской книги. В конкурсе читающих семей «Вместе весело читать», который прошел в день открытия Недели детской книги, приняли участие многодетные семьи, а также дети с ограниченными возможностями и их родители. На праздник книги «Книга и я – лучшие друзья» были приглашены воспитанники социального приюта, дети из неблагополучных семей, дети-инвалиды и др. Детям была представлена театрализованная постановка «Книжное царство - мудрое государство» с участием сказочных героев –Красной Шапочки Незнайки. Бабы-яги (роли исполняли сами библиотекари), проведены литературные конкурсы, викторины. В завершении праздника, лучшие читатели были награждены благодарственными письмами и книгами, также им были вручены «Золотой читательский билет», который им давал право в течение года брать домой самые лучшие книги.

К Международному дню семьи сотрудниками младшего абонемента была подготовлена приключенческо-развлекательная программа «Моя семья путешествует по дорогам сказок». Организуя это мероприятие, библиотекари привлекли к сотрудничеству родителей и детей с ограниченными возможностями и из многодетных семей. Праздник прошел в уютной доброжелательной атмосфере и завершился он чаепитием.

Ежегодно библиотека участвует в организации мероприятия ко дню инвалидов. В отчетном году эти дети были приглашены на праздник « Добрый мир любимых книг» На этом мероприятии дети и их родители имели возможность познакомиться с библиотекой, творчеством детских писателей, с самыми интересными книгами, детскими журналами, найти новых друзей, поделиться мнением о прочитанном.

На семейный праздник «Моя семья – мое шэжэрэ» были приглашены дети из многодетных, малообеспеченных семей и их родители. А также семьи имеющие детей с ограниченными возможностями, которые активно участвовали в конкурсной программе, родители охотно отвечали на вопросы конкурса «Родословная моей семьи», литературной викторины, а юные гости проявляли эрудицию в конкурсе знатоков пословиц и поговорок о матери. На выставке «Книги лучшие друзья» были представлены любимые книги разных поколений семей. Своим выступлением всех присутствующих в зале порадовали учащиеся детской школы искусств. Такие мероприятия способствуют повышению интереса к книге. Многие дети, посещающие с родителями подобные мероприятия, становятся постоянными посетителями и активными читателями библиотеки.

На сегодняшний день в социальном приюте находятся 26 детей. 18 из них являются читателями детской библиотеки. В приюте открыта передвижка. Библиотекарь младшего абонемента является ответственной за работу передвижки. Два раза в месяц она вместе с сотрудниками библиотеки посещает приют, носит ребятам книги и журналы.

Мероприятия, которые мы проводим для ребят, разнообразны и содержательны и ребята охотно в них участвуют.

В отчетном году прошли следующие мероприятия:

- Литературный утренник «Рыцарский турнир вежливости»

- Литературно-познавательный конкурс «В мире мудрости

- Конкурсная программа «В гостях у дедушки Корнея» (по

книгам К. Чуковского)

- Литературный КВН по сказке П.Ершова «Конек-Гобунок»

- Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина «В тридевятом царстве,

- информационный час «Страна Журналия»

- Библиотечный урок «Азбука дорожного движения»

Кроме этого, дети из социального приюта являются частыми гостями библиотеки. Для них проводим праздничные мероприятия с чаепитием, знакомим с новинками книжного фонда.

С приходом в библиотеку психолога стали применяться такие активные формы социализации детей и подростков, как арттерапия и библиотерапия. Занятия проводятся в рамках проекта «Окно в мир» Организуются коррекционные развивающие занятия, помогающие снять эмоциональное напряжение, а также развить творческие способности детей (подробнее в разделе «Правовое воспитание»).

В библиотеке работает Клуб «Школа компьютерной грамотности», занятия которого в основном посещают дети из социального приюта. Здесь ребята получают навыки самостоятельной работы на компьютере, знакомятся новыми электронными дисками, поступившими в библиотеку, к их услугам – познавательные и обучающие игровые программы.

Организуя работу в рамках программы летних чтений – 2010 особое внимание было уделено детям из социального приюта и детям с ограниченными возможностями. Во время летних каникул для них в читальном зале работал видео салон « Волшебный мир сказок », проводились конкурсно-игровые программы « Стань сказочником или помоги Бабе-Яге придумать сказку», «Путешествие по книжной вселенной», «Турнир знатоков природы», организовывались циклы книжных выставок « О сколько нам открытий чудных готовит… книга», «Читай, листай - мир узнавай», циклы комментированных чтений по книгам, представленным на выставках. Во дворе приюта был организован читальный зал под открытым небом, где проводились конкурсы рисунков на асфальте «Я рисую мир», творческие конкурсы «Портрет любимого героя». Здесь ребята имели возможность проявить себя в литературном творчестве - они писали стихи, рассказы, письма любимым героям, попробовали себя в качестве художников иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.
В работе с детьми с ограниченными возможностями и детьми из социального приюта сотрудники библиотеки проводят не только массовую работу, но и уделяют особое внимание индивидуальной работе. В библиотеке ведется специальный учет (имеется список, а также их формуляры собираются отдельно) детей – инвалидов и детей из социального приюта. В их обслуживании применяются индивидуальные планы чтения. Те дети, которые сами не могут посещать библиотеку, обслуживаются на дому ( 4 детей) Как показывает опыт работы, библиотеки могут помочь ребенку адаптироваться в сфере здоровых сверстников, не обособляясь, не замыкаясь на себе и своих недугах, развивать свои способности, чувствуя себя наравне со всеми окружающими детьми.
Таблица контрольных показателей по обслуживанию инвалидов

МАУК «Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека


Количество зарегистрированных читателей-инвалидов


Из них в возрасте


P.S.По вине работника, заполнявшего таблицу в показателе «Количество зарегистрированных читателей- инвалидов» в 2009 году была допущена ошибка. Неверно указано количеств читателей- инвалидов – 2204.

В отчетном году библиотечным обслуживанием охвачено 89 % инвалидов – читателей.


Работа с детьми из социально неблагополучных семей

и детьми с ограниченными возможностями
Дети с ограниченными возможностями, дети сироты, дети из неблагополучных семей, всегда были в центре внимания коллектива библиотеки. Мы разработали и реализуем проект «Соучастие в судьбе». Совместно с Управлением соцзащиты ежегодно обновляются списки детей-инвалидов, проживающих в нашем селе для выявления детей, нуждающихся в обслуживании книгами на дому, для совместной работы с родителями. Стало традицией приглашать их на открытие «Недели детской книги», на праздник Дня защиты детей и др.

Пропаганда книг, информационные услуги, которые оказывает наша библиотека, помогают детям с ограниченными возможностями приобщиться к духовным ценностям и находиться в центре событий, которые окружают их. Наши сотрудники стремятся к организации интересного досуга этих детей, обеспечивая его интеллектуальное и духовное содержание, создавая атмосферу доброты и внимания. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, театрализованные спектакли, на которые мы приглашаем детей-инвалидов вместе со здоровыми, дают им возможность почувствовать себя равноправными членами общества, раскрыть свои творческие способности и стать непосредственными участниками этих мероприятий. На сегодняшний день читателями детской библиотеки являются 19 детей с ограниченными возможностями. Книговыдача в отчетном году составила 1256 экз. книг и журналов. В библиотеке имеется компьютер, настольные игры, ребята могут не только выбрать для чтения книги, но и посмотреть фильмы, поиграть в компьютерные и настольные игры. Налажены деловые связи с Управлением социальной защиты населения, Молодежным центром и другими общественными организациями, которые являются нашими помощниками при проведении различных мероприятий. В отчетном году дети с ограниченными возможностями были приглашены на следующие мероприятия:

-««Г.Тукай – балаларнын соекле шагыйре» - литературно- театрализованный праздник. посвященный 125-летию татарского поэта Габдуллы Тукая. У выставки по творчеству поэта «Тукай эзлэре буйлап» библиотекарь рассказала ребятам о жизненном пути поэта и познакомила с его стихами и сказками. Чтобы знакомство с творчеством поэта было интересным и увлекательным, сотрудники библиотеки подготовили викторины по стихам и сказкам Тукая. татарские народные игры. Ребята сами выступили в роли артистов – показали инсценировку сказки «Водяная». Кроме того, была организована выставка детских рисунков по сказкам поэта «По страницам любимых сказок Тукая».

-«Алиш бабай экиятлэре» - литературное путешествие по сказкам Абдуллы Алиша,посвященное 100-летию писателя.

Библиотекарь познакомила ребят с жизнью и творчеством писателя. Рассказ дополнили книги, представленные на выставке «Шифалы экият остасы». Ребята с удовольствием приняли участие в инсценировке сказки «Сертотмас урдэк» и викторине по сказкам писателя.

-«Веселый космодром» - познавательно-игровая программа.

Ребята совершили удивительное путешествие в космос. В игровой форме они узнали о первом летчике-космонавте, побывали на разных планетах, разгадывали загадки о космосе и посмотрели различные космические сюжеты. Вот в такой веселой форме прошла эта удивительная встреча-открытие для детей в непостижимый мир космоса! На выставке «Удивительный мир космоса» вниманию зрителей, помимо книжно-иллюстративного материала, были также представлены рисунки детей о космосе.

-«Вместе с героями А.Барто» - литературно-игровая программа. Ребята познакомились с творчеством детской писательницы, читали веселые стихи, отвечали на вопросы викторины, мероприятие сопровождалось презентацией о книгах А.Барто и в завершении ребята посмотрели мультфильм.

-«Планета любимых книг» - познавательная игровая викторина и др.

Наиболее часто дети с ограниченными возможностями посещают занятия Клуба компьютерной грамотности. Здесь они получают консультативную помощь в работе на компьютере, в поиске необходимой информации в сети Интернет, а также интересно проводят свой досуг, играя в познавательные компьютерные игры.

Библиотекарь –психолог Бикташева Гульназ проводит консультации для родителей этих детей. Индивидуальную информацию по вопросам, связанными с развитием и воспитанием детей, получают 10 человек. Сотрудники также подбирают литературу для чтения. выпускают рекомендательные списки для чтения.

Уже не первый год наша библиотека сотрудничает с воспитанниками социального приюта. Именно для работы с ними был разработан проект « Окно в мир», Психолог нашей библиотеки и Молодежного центра проводят тренинги. дают консультации и оказывают психологическую помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В библиотеке составляются и постоянно корректируются списки детей из неблагополучных семей. На сегодняшний день читателями библиотеки являются 48 детей. Из них 26- воспитанники социального приюта. Дети приходят в библиотеку и имеют возможность почитать книги, журналы, порисовать и т.д. Мероприятия для них проводятся по следующим направлениям: историко-патриотическое воспитание, краеведческое, экологическое. правовое и нравственно-эстетическое воспитание. Были организованы различные тематические выставки: «Твой сверстник. Каков он?», «Хочешь узнать о себе? Спроси у книжки», «В гостях у любимых книг» и др. В приюте открыта передвижка, два раза в месяц сотрудники библиотеки посещают приют – проводят различные мероприятия и знакомят с новыми книгами и журналами. В отчетном году провели следующие мероприятия:

- «Знакомьтесь – Гагарин» - час информации

В программе: беседа про космос, планеты, про первого космонавта – Гагарина, викторины, обзор книг.

- «Путешествие в мир журналов» -познавательный час

В программе: знакомство с новыми журналами; громкое чтение; викторины про животных.

-«Ее величество – книга» - библиотечный урок

В программе: беседа о правилах обращения с книгой, знакомство с новыми книгами, энциклопедиями.

- «Салат из сказок» - сказочный калейдоскоп

В программе: конкурсы по сказкам, викторины, громкое чтение сказок Корнея Чуковского.

- «Мир, который нужен мне» - развлекательно-игровая программа ко Дню защиты детей

В программе: конкурс рисунков на асфальте « Я и мои друзья», игры, конкурсы, викторины, встреча со сказочными персонажами и др.

- «Читай, листай, мир узнавай!» - познавательно-игровая программа

Библиотекари вместе с психологом в рамках проекта «Окно в мир» проводят коррекционные развивающие занятия, тренинги, помогающие ребятам развивать творческие способности ( подробнее в разделе «Правовое воспитание») В период летних каникул особое внимание мы уделяем детям из социального приюта и детям с ограниченными возможностями В течение всех каникул в читальном зале работает Мультсалон, проводятся различные конкурсно-игровые мероприятия, которые они с удовольствием посещают. Во дворе приюта летом организуется читальный зал под открытым небом, что позволяет сделать досуг школьников более разнообразным и содержательным, способствует отвлечению детей от влияния улицы


Продолжается работа по проекту «Окно в мир», который был разработан для работы с воспитанниками социального приюта по компьютерной арттерапии. Цель работы - гармонизация психоэмоционального состояния детей посредством применения компьютера. Компьютер расширяет традиционные возможности арт-терапии, так как дает возможность работать с новыми инструментами, создает разнообразие, большой выбор методов работы, что может подтолкнуть детей к поиску разнообразных форм самовыражения. Занятия по компьютерной арт-терапии – это не просто работа с компьютером, это и знакомство с новыми книгами, сказками, сказочными персонажами, интересными фактами.

Для большей эффективности работы мы выбрали следующие направления :

сказкотерапия - лечебное воздействие при помощи сказок

рисуночная терапия - лечебное воздействие посредством изобразительной деятельности

-куклотерапия - коррекция детских проблем средствами кукольного театра

Эти направления будут дополнять занятия по компьютерной арт-терапии.

В отчетном году прошли следующие занятия:

- «Вот такой чудесный я и мои друзья» - тренинговое занятие. направленное на формирование положительного представления о себе и окружающих людях

- «Рисуем зиму» - компьютерная арттерапия. На занятии с детьми рисовали зимние узоры, снежинки с помощью программы Paint.

- «Звездная страна» - занятие по сказкотерапии для детей с нарушенными межличностными отношениями в коллективе;

- «Горошинка» - сказка – притча о взаимоотношениях с окружающими людьми

- «Если добрый ты, это хорошо» - урок доброты с применением сказкотерапии

-«Путешествие Снежного Колобка» занятие по сказкотерапии, направленное на развитие творческого воображения и фантазии детей;

- «Увлекательное рисование» - компьютерная арттерапия

- «Подружись со школой» - сказкотерапия

Анализ уже проведенных занятий свидетельствует о том, что рисование с помощью компьютера, кукольные спектакли, сочинение сказок – все они эффективные способы разрядки напряжения, позволяют работать с мыслями и чувствами детей. Проведенные занятия уже помогли раскрепостить детей.

В библиотеке работает Клуб компьютерной грамотности для младших школьников, на занятиях которого ребята обучаются элементарным навыкам работы на ПК. Занятия проводят сами библиотекари, они направлены на пробуждение у детей интереса к практическому использованию ПК, усвоение малышами элементарных понятий, на основе которых будут формироваться их дальнейшая компьютерная грамотность и культура.

В отчетном году прошли следующие занятия:

«Мое первое знакомство с компьютером» - компьютерное занятие для учащихся начальных классов.

«Рисование с карандашом и кистью. Работа с текстом. Рисованиеоткрыток и визитных карточек».

«Зимние узоры» В программе: обучение компьютерной программе PAINT, рисование, знакомство с компьютерными играми.

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - мультимедийное путешествие в мир знаний. В программе: знакомство с электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия, дети учились сами находить нужную тему.

- «Учимся делать презентации» обучение детей правилам составления электронных презентаций

Отчет по обслуживанию читателей с ограниченными возможностями здоровья Муниципального автономного учреждения культуры «Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека»

Муниципального автономного учреждения культуры «Чекмагушевская центральная межпоселенческая библиотека» Республики Башкортостан

12 10 2014
1 стр.