Руководства, Инструкции, Бланки

агентский договор на коммунальные услуги при усн образец img-1

агентский договор на коммунальные услуги при усн образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1904 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Применение агентских договоров ТСЖ

ПРИМЕНЕНИЕ АГЕНТСКИХ ДОГОВОРОВ ТСЖ

ТСЖ применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
Учитываются ли в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН:
- членские взносы на содержание и ремонт общего имущества;
- оплата электроэнергии мест общего пользования;
- оплата отопления;
- членские взносы на оплату вывоза мусора?
При отсутствии агентского договора между теплоснабжающей организацией, ТСЖ и потребителями тепла (членами ТСЖ) суммы платежей за услуги ресурсоснабжающих организаций учитываются в целях УСН в составе доходов ТСЖ.
Правомерно ли считать, что в случае заключения указанного договора в составе доходов ТСЖ в целях УСН будет учитываться только агентское вознаграждение за сбор и перечисление денег?


В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

При этом средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (ст. 151 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Исходя из пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из этого суммы платежей собственников жилья за оказанные услуги по содержанию общего имущества и мест общего пользования (в том числе за электроэнергию и вывоз мусора), а также за оказанные жилищно-коммунальные услуги (в том числе за отопление) являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения ТСЖ агентских договоров по теплоснабжению следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

(Письмо Минфина РФ от 20 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/180)

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Видео

Другие статьи

Учет коммунальных платежей при аренде

Учет коммунальных платежей при аренде

Многие организации для ведения своей деятельности арендуют здания, строения, сооружения или их части. Однако использовать данное имущество по назначению без получения коммунальных услуг (водо-, электро- и газоснабжение, отопление, водоотведение), как правило, бывает невозможно. Таким образом, при аренде нежилого помещения арендатор становится потребителем коммунальных услуг и ему приходится эти услуги оплачивать.
При этом одной из проблем, возникающих во взаимоотношениях арендатора и арендодателя, является порядок учета налога на добавленную стоимость с предъявляемых арендатору сумм коммунальных услуг. Дополнительные сложности возникают в том случае, когда арендодателем имущества выступает организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, а арендатором, организация, находящаяся на общей системе налогообложения.
Давайте рассмотрим возможные варианты учета коммунальных платежей и НДС, относящегося к ним в такой ситуации:

1. Договор на оказание коммунальных услуг заключается между арендодателем и поставщиком данных услуг.

1.1. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в составе арендной платы.
Если договор со снабжающей организацией оформлен на арендодателя, то возместить свои расходы на коммунальные услуги он может, увеличив арендную плату на их сумму.
Арендатор и арендодатель вправе заключить договор аренды с условием о включении коммунальных платежей в состав арендной платы. Такая возможность предоставлена гражданским законодательством (ст.614 ГК РФ).
В этом случае в договоре указывается, что арендная плата состоит из двух частей - постоянной (собственно платы за аренду) и переменной (платы за "коммунальные услуги").
У арендодателя сумма арендной платы и коммунальных платежей учитывается в составе доходов от сдачи имущества в аренду (п.1 ст.346.15 НК РФ). Указанный доход признается на дату поступления арендной платы на счет в банке или в кассу.
Для включения коммунальных платежей в расходы арендодатель должен иметь первичные документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг и сумму понесенных им затрат (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ).
Такими документами являются счета поставщиков коммунальных услуг, а также документы об их оплате (платежные поручения, кассовые чеки и др.).
Если сумма коммунальных платежей в составе арендной платы является величиной переменной (ее размер определяется по факту потребления арендатором коммунальных услуг), то арендатору, в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ, необходимо иметь документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно им. Например, акт потребленных арендатором коммунальных услуг с указанием и обоснованием их стоимости, а также с приложением копий оплаченных счетов, выставленных поставщиками услуг. Форма такого акта может быть произвольной, но при этом он обязательно должен содержать реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ. Только при наличии этих реквизитов он признается первичным учетным документом и может подтвердить произведенные расходы по оплате "коммуналки".
Арендатор в этом случае не сможет поставить НДС к вычету, так как арендодатель не является плательщиком НДС.

1.2. Возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг по договору аренды.
В данном случае арендодатель оплачивает коммунальные услуги их поставщикам, а арендатор возмещает эти услуги по договору аренды.
Условие о возмещении коммунальных платежей может устанавливаться в самом договоре аренды либо в дополнительном соглашении к нему. Также возможно заключить самостоятельный договор (например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей, договор об оплате коммунальных услуг, соглашение об участии в расходах по оплате коммунальных платежей и т.п.).
Президиум ВАС в Постановлении от 12.07.2011 № 9149/10 указал, что компенсация арендатором стоимости данных услуг приводит к образованию экономической выгоды у арендодателя. А поскольку компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества не включена в перечень освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 251 НК РФ), указанные суммы учитываются в доходах арендодателя-"упрощенца".
Таким образом, сумма, полученная арендодателем от арендатора в счет возмещения затрат на оплату коммунальных платежей включается арендодателем в состав доходов, а затраты на коммунальные услуги в состав расходов (пп.5 п.1, п.2 ст.346.16, пп.5 п.1 ст.254, пп.8 п.1 ст.346.16 НК РФ).
Данные расходы арендодателя должны подтверждаться первичными документами (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ). Такими документами являются счета поставщиков коммунальных услуг; документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, кассовые чеки и др.).
Компенсация арендатором коммунальных расходов арендодателю - наиболее распространенный на практике способ оплаты коммунальных услуг.
Для данного способа оплаты "коммуналки" характерно, что арендодатель сам оплачивает стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг их поставщикам, а арендатор компенсирует ему указанные расходы. В данном случае арендодатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость и не предъявляет его к оплате арендатору, соответственно последний к вычету ничего не принимает.

2. Между арендодателем и арендатором заключается агентский договор (договор комиссии).
Агентские договоры (договоры комиссии) оформляются в соответствии со ст.ст. 990, 1005 ГК РФ.
Условие о посредничестве стороны могут включить и в договор аренды, т.е. заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (п.3 ст.421 ГК РФ).
В данном случае арендодатель по договорам с поставщиками коммунальных услуг приобретает у них энергию, воду, газ, услуги по водоотведению для арендатора. А получив от арендатора денежные средства за приобретенные коммунальные услуги, он перечисляет их поставщикам. Таким образом, арендодатель выступает посредником (комиссионером, агентом) в расчетах между коммунальными службами и арендатором.
При перепредъявлении счетов-фактур, полученных от поставщиков по коммунальным услугам, арендодатель в данном случае лишь дублирует (без отражения на регистрах бухгалтерского учета НДС за коммунальные услуги) арендатору счета-фактуры коммунальных организаций с учетом НДС, которые ранее были выставлены в его адрес (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 N А55-14832/06). Перепредъявление счетов-фактур в данном случае не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства – такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08.
Таким образом, у арендодателя, применяющего УСН, при перепредъявлении счетов-фактур, полученных от поставщиков коммунальных услуг, обязанности плательщика НДС не возникает. В данном случае будет иметь место реализация лишь в части арендных услуг, по которым арендодатель уплачивает единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, арендодатель, который за счет денежных средств арендаторов (принципалов), непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п. оплачивал услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, не включает в налоговую базу денежные средства, полученные от арендатора в возмещение фактических расходов по коммунальным платежам.
В данном случае доходом арендодателя будет арендная плата и комиссионное вознаграждение за посреднические услуги.
Следует обратить внимание на то, что если арендодатель заключил посреднический договор позже, чем договоры с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг, то сделка, совершенная до установления посреднических отношений, не может быть признана заключенной во исполнение поручения заказчика (в нашем случае – арендатора).
Такой вывод в отношении, в частности, договора комиссии сделал Президиум ВАС РФ в п.6 Информационного письма от 17.11.2004 № 85.
Таким образом, в ситуации, когда договоры с поставщиками коммунальных услуг были заключены ранее посреднического договора, налоговые органы могут доначислить арендодателю единый налог на суммы коммунальных платежей, полученных от арендатора. При этом некоторые суды поддерживают позицию контролирующих органов (см. например, постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 № А57-9388/06).
Поскольку посреднические договоры являются возмездными (ст.ст. 991, 1006 ГК РФ), то сторонам нужно согласовать размер посреднического вознаграждения. Если размер вознаграждения не установлен и не может быть определен исходя из условий договора, арендатор должен уплатить его арендодателю в размере, соответствующем стоимости аналогичных услуг (п.3 ст.424 ГК РФ).
Арендатор в данном случае вправе принять НДС к вычету, поскольку получит от арендодателя счет-фактуру с выделенной суммой НДС, при условии соблюдения иных условий предусмотренных ст.171 и 172 НК РФ.

3. Между арендатором и поставщиками напрямую заключается договор на поставку коммунальных услуг. В этом случае арендатор самостоятельно рассчитывается с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае стоимость коммунальных платежей относится в расходы, а "входной" НДС принимается к вычету у арендатора.
При таком варианте все расчеты по коммунальным платежам осуществляются без участия арендодателя, поэтому у него данные операции в налоговом и бухгалтерском учете не отражаются.
Арендатор вправе принять к вычету сумму НДС, так как напрямую получит счет-фактуру от поставщика услуг.

Как видим, существует несколько вариантов учета коммунальных платежей у арендодателя и арендатора недвижимого имущества. Наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения налоговых рисков, является оформление договора аренды с отражением коммунальных платежей как переменной части арендной платы.
В тоже время, наиболее оптимальным вариантом для арендатора недвижимого имущества является заключение прямого договора с поставщиками коммунальных услуг, так как в этом случае арендатор сможет без особых рисков включать в состав налоговых вычетов сумму "входного НДС". Но необходимо учитывать, что большинство ресурсоснабжающих организаций предпочитают заключать договоры напрямую с собственниками недвижимого имущества.

УСН: коммунальные расходы арендаторов

УСН: коммунальные расходы арендаторов - упрощенцев

В наше время свое помещение для многих организаций - недоступная роскошь. Вот и прибегают они к аренде. Кроме арендной платы, арендатор, как правило, оплачивает еще и коммунальные услуги. В статье речь пойдет о том, что нужно сделать упрощенцу-арендатору (естественно, с объектом "доходы минус расходы "), чтобы учет коммунальных платежей в расходах не обернулся налоговыми проблемами .

Арендатор может оплачивать коммунальные услуги по-разному. Все зависит от того, как оформлены его отношения с арендодателем. Основные варианты, примерные формулировки, которые можно использовать в договорах, а также виды налоговых расходов. которые появятся в каждом случае, приведены в таблице. Отдельный столбец посвящен документам (помимо платежных (Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ)), которыми можно будет подтвердить обоснованность учета коммунальных платежей в расходах (Пункт 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вариант оплаты
коммунальных
услуг

Примерные записи об
оплате коммунальных
услуг в договорах

Вид расходов,
в составе
которых
учитываются
затраты на
коммунальные
услуги

Коммунальные платежи включаются в состав арендной платы

Коммунальные
платежи -
фиксированная
часть арендной
платы

Из договора аренды:
"Арендная плата
устанавливается в
размере ____ руб. в том
числе НДС ____ руб.
за месяц и включает
стоимость потребляемых
Арендатором коммунальных
услуг"

Арендные
платежи (Подпункт 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

- договор аренды;
- счет
арендодателя на
арендную плату
(если его
выставление
предусмотрено
договором
аренды)

Коммунальные
платежи -
переменная
часть арендной
платы

Из договора аренды:
"Арендная плата
устанавливается в виде
фиксированного платежа в
размере ____ руб. в том
числе НДС ____ руб.
за месяц и переменного
платежа в размере
стоимости коммунальных
услуг, потребленных
Арендатором за этот
период. Сумма
переменного платежа
определяется на
основании счетов
коммунальных служб
пропорционально
занимаемой Арендатором
площади и уплачивается
на основании счета,
выставляемого
Арендодателем с
приложением копий счетов
коммунальных служб" <*>

Арендные
платежи (Подпункт 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

- договор аренды;
- счет
арендодателя
на арендную
плату;
- копии счетов
коммунальных
служб

Коммунальные платежи уплачиваются отдельно от арендной платы

Коммунальные
платежи
уплачиваются
арендодателю
по его счету

Из договора аренды:
"Арендная плата
устанавливается в
размере ____ руб. в
том числе НДС ____ руб.,
за месяц.
Арендатор обязан
компенсировать
Арендодателю стоимость
коммунальных услуг,
потребленных Арендатором
за этот период.
Соответствующая сумма
определяется
на основании счетов
коммунальных служб
пропорционально
занимаемой Арендатором
площади и уплачивается
на основании счета,
выставляемого
Арендодателем с
приложением копий счетов
коммунальных служб" <*>

Материальные
расходы (Подпункт 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ)

- договор аренды;
- счет
арендодателя
на коммунальные
платежи;
- копии счетов
коммунальных
служб

Коммунальные
платежи
уплачиваются
арендодателю по
посредническому
договору

Из агентского договора
с арендодателем:
"Агент обязуется:
- заключать договоры
с поставщиками
коммунальных услуг:
______________ в целях
обеспечения
электричеством,
отоплением,
водоснабжением
помещения, арендуемого
Принципалом по договору
аренды N _________
от _________;
- перечислять указанным
организациям принятые у
Принципала денежные
средства в качестве
оплаты оказанных ими
услуг;
- не позднее чем
через _______ дней после
окончания каждого месяца
направлять Принципалу
отчет о выполнении
поручения,
предусмотренного
настоящим Договором.
Принципал обязан
выплачивать Агенту
вознаграждение за
совершенные по
настоящему Договору
действия в размере
_________ руб. в месяц"

Материальные
расходы (Подпункт 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Вознаграждение
посреднику
учитывается в
расходах как
выплаты
комиссионных,
агентских
вознаграждений
и
вознаграждений
по договорам
поручения (Подпункт 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

- договор аренды;
- посреднический
договор с
арендодателем;
- счет
посредника на
коммунальные
платежи;
- отчет
посредника (Статьи 974, 999, 1008 ГК РФ);
- копии счетов
коммунальных
служб

Коммунальные
платежи
уплачиваются
поставщикам
коммунальных
услуг

Арендатор сам заключает
договор с поставщиками
коммунальных услуг (Статьи 539, 548 ГК РФ)

Материальные
расходы (Подпункт 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ)

- договор аренды;
- договоры с
поставщиками
коммунальных
услуг;
- счета
поставщиков

<*> Объем потребленных арендатором услуг может определяться по отдельным счетчикам, пропорционально арендуемой площади, в процентных долях расходов на коммунальные услуги (например, 40% расходов на электроэнергию).

Реферат иностранный капитал в россии

агентский договор на коммунальные услуги образец

Обычно договоры с поставщиками коммунальных услуг. договор договор комиссии или агентский договор, в соответствии с которым.

агентский договор на коммунальные услуги образец

Форма договора о возмещении затрат по уплате коммунальных услуг сторонней организации. С арендатором заключен агентский договор на возмещение коммунальных услуг. Я ИП УСН 6% сдача в аренду нежилый.

Поставщиков коммунальных услуг или тоже необходим агентский договор. договоры с поставщиками коммунальных услуг, как правило, еще до того. услуг само по себе не может рассматриваться как форма.

Включить сумму коммунальных платежей в состав арендной платы;. заключить с арендатором агентский договор, по которому арендодатель. Во-первых, никто не застрахован от изменения тарифов на услуги ЖКХ, а они у нас.

Должностная инструкция работника службы доу Форма договора о возмещении затрат по уплате коммунальных услуг сторонней организации. С арендатором заключен агентский договор на возмещение коммунальных услуг. Я ИП УСН 6% сдача в аренду нежилый.

Поставщиков коммунальных услуг или тоже необходим агентский договор. договоры с поставщиками коммунальных услуг, как правило, еще до того. услуг само по себе не может рассматриваться как форма. Включить сумму коммунальных платежей в состав арендной платы;. заключить с арендатором агентский договор, по которому арендодатель. Во-первых, никто не застрахован от изменения тарифов на услуги ЖКХ, а они у нас.

агентский договор на коммунальные услуги образец

ДОГОВОР ВОЗМЕЩЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ - советы.


Нужен образец договора на возмещение коммунальных услуг между. арендатором заключен агентский договор на возмещение коммунальных услуг.

скачать бесплатно рецептурный справочник по фармакологии

Договор - образцы, бланки, примерные формы. Подготовлено.


Договор, договора, договоров, образцы, бланки, формы, продажи, купли, аренды, услуг, автомобиля. Агентский договор на оплату коммунальных услуг.

каурдак рецепт по казахски

Пример агентского договора на управление квартирой.


Агентский договор на управление квартирой - пример договора с комментариями. Читайте. не указано за чей счет оплачивают коммунальные услуги

бытовая техника презентация

Агентский договор. Порядок взаимоотношений сторон.


Агентский договор на покупку товаров для Принципала. Бухгалтерский учет и. в ходе исполнения агентского договора на приобретение товаров, работ, услуг для Принципала. ссылка на стандарты, ТУ, кондиции и образцы.

грибов вешенка рецепт

Видео

Может ли ИП перевыставлять счета от поставщиков коммунальных услуг (или необходим агентский договор)?

Индивидуальный предприниматель занимается сдачей в аренду собственных нежилых помещений под офисы, применяет УСН с объектом "доходы". Арендаторы оплачивают ИП услуги связи и электроэнергию по агентскому договору. Может ли ИП перевыставлять счета от поставщиков коммунальных услуг (или тоже необходим агентский договор)? Если может, облагаются ли получаемые от арендаторов платежи единым налогом?

I. О вариантах организации оплаты арендаторами коммунальных услуг

При решении данного вопроса следует исходить из того, что услуги связи и поставка электроэнергии - электроснабжение, равно как и тепло-, газо- и водоснабжение арендованных помещений, объединяемые термином "коммунальные услуги", потребляются именно арендаторами помещений либо непосредственно в ходе осуществления ими своей деятельности в арендуемых помещениях, либо в целях поддержания пригодности помещений для осуществления этой деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено договором аренды. Значение понятия "расходы на содержание имущества" не определено, но в свете сказанного выше представляется очевидным, что к ним могут быть отнесены и расходы на коммунальные услуги.

Из вышесказанного следует, что договор аренды может предусматривать, что коммунальные расходы может нести арендодатель. Если такого условия нет, эти расходы должны оплачиваться непосредственно арендатором. Однако зачастую на практике заключение арендаторами отдельных помещений в здании договоров на коммунальные услуги проблематично, поскольку обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п.п. 2. 4 ст. 539. п.п. 1. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому соответствующие договоры также могут заключаться арендодателем от своего имени с условием возмещения арендаторами расходов арендодателя.

На практике возможны различные способы обеспечения арендатора коммунальными услугами:

- арендатор заключает соответствующие договоры напрямую;

- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных ресурсов;

- арендатор оплачивает коммунальные услуги в составе арендной платы;

- арендатор оплачивает коммунальные услуги в порядке возмещения расходов арендодателя по отдельному договору.

В соответствии с запросом в настоящей консультации мы затронем вопросы, связанные с заключением агентского договора и возмещением расходов арендодателя.

II. Агентский договор

Заключая такой договор, арендодатель выступает в роли агента, приобретающего коммунальные ресурсы (услуги) для арендатора, за его счет, но от своего имени (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). В таком случае к агентскому договору применяются нормы о договоре комиссии (ст. 1011 ГК РФ), поэтому о таком агентском договоре говорят как о заключенном по модели комиссии. Во исполнение агентского договора агент может совершать не только юридические действия, то есть заключать сделки, но и иные действия, то есть исполнять заключенные сделки, например, осуществляя оплату по ним.

Однако следует учитывать, что исходя из того же определения агентского договора агент должен совершить отдельную сделки или ряд сделок во исполнение именно этого договора. На практике же арендодатель заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, как правило, еще до того момента, как имущество сдается в аренду и на снабжение коммунальными ресурсами всего здания в целом, то есть в интересах всех будущих арендаторов. В связи с этим следует иметь в виду, что Президиум ВАС РФ в п. 6 информационного письма от 17.11.2004 N 85 указал, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. Поэтому есть риск, что посредническую сделку между арендатором и арендодателем суд признает ничтожной.

При соблюдении же условий о порядке исполнения агентского поручения такой агентский договор будет вполне правомерным (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.2004 N А58-1458/2003-Ф02-4943/03-С1).

Что касается налогового аспекта, то налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения (УСН), с объектом налогообложения "доход" необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Это правило следует из указания п. 1 ст. 996 ГК РФ, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Соответственно, комиссионер (и агент по агентскому договору по модели комиссии) реализует комитенту (принципалу) только свои услуги по заключению и исполнению сделок.

Таким образом, у агента, применяющего УСН, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение. Это касается и агентских договоров на приобретение коммунальных услуг, разумеется, при соблюдении вышеуказанных условий (смотрите также письма Минфина от 14.04.2011 N 03-11-06/2/55. от 11.04.2011 N 03-11-06/2/52. от 22.02.2011 N 03-11-06/2/30. от 20.10.2010 N 03-11-06/2/160. от 10.02.2009 N 03-11-06/2/24 ).

III. Возмещение расходов арендодателя на коммунальные услуги по отдельному договору

Сама возможность заключения такого соглашения (договора) и его условия законодательно не установлены, однако согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ "стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами", поэтому никаких препятствий для заключения указанного соглашения (договора) нет.

Возможно также подписание дополнительного соглашения к договору арены, при этом возложение на арендатора нежилого помещения расходов по оплате коммунальных услуг само по себе не может рассматриваться как форма арендной платы, на что указано в п. 12 информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".

Все прочие суды также рассматривают такие соглашения (договоры) как правомерные (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2010 N А03-5651/2009. ФАС Уральского округа от 10.09.2009 N Ф09-6744/09-С6. ФАС Волго-Вятского округа от 12.08.2009 N А29-10563/2008. ФАС Московского округа от 04.09.2007 N КГ-А40/8796-07 ).

При этом в п. 22 вышеупомянутого информационного письма ВАС РФ указано, что такое соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и другое), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг. Соответственно, следует считать, что в данном случае не происходит и реализации.

Тем не менее следует иметь в виду, что, по мнению налоговых органов и Минфина РФ, возмещение арендатором коммунальных платежей арендодателю, применяющему УСН, является доходом арендодателя (письма Минфина России от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130. от 05.09.2007 N 03-11-05/215. от 15.08.2006 N 03-11-04/2/166. письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 20-14/2/120232@, письмо УМНС по г. Москве от 03.06.2004 N 21-09/37344).

Данная позиция может быть оспорена в суде, поскольку большинство арбитражных судов придерживается мнения, что полученные арендодателем суммы в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг не соответствуют понятию дохода, изложенному в ст. 41 НК РФ (смотрите, например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009. ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2008 N А39-362/2007. ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2006 N А56-24646/2005 и прочие). Мы также придерживаемся мнения, что компенсация расходов не может считаться доходом. Однако при принятии решения арендодателю следует иметь в виду возможность конфликта с налоговыми органами, разрешать который, скорее всего, придется в суде.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Агентский договор

Агентский договор. Прием платежей через агентов. Налогообложение при УСН Доход агента на УСН - только сумма полученного агентского вознаграждения


Обычная ситуация: на р/счет организации-агента (применяет УСН с объектом налогообложения «доходы») поступают денежные средства от организации-принципала для закупки оборудования, необходимого принципалу.

Должен ли агент учитывать эти средства при определении налоговой базы по УСН?

Нет, не должен. В доходах агента будет учитываться только сумма агентского вознаграждения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 16 апреля 2012 г. № 03-11-06/2/56


Вопрос. В ООО, применяющем УСН с объектом налогообложения "доходы", все денежные расчеты производятся через расчетный счет в банке. На расчетный счет ООО поступают денежные средства в виде предоплаты и оплаты за оборудование от клиента, который доверяет подбор и установку данного оборудования посреднику - ООО. ООО полученные денежные суммы в день их поступления либо в последующие дни перечисляет на расчетный счет поставщика оборудования. Учитываются ли указанные денежные суммы, поступившие на расчетный счет ООО, в доходах ООО при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН? Вправе ли ООО уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму НДФЛ, уплачиваемую ООО как налоговым агентом?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета доходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно ст. 249 Кодекса доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) включают в состав доходов при определении объекта налогообложения фактически полученные суммы за реализацию вышеуказанных товаров (работ, услуг).

В том случае если налогоплательщик осуществляет посредническую деятельность, то на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, при определении объекта налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходом организации-агента (комиссионера) является сумма полученного агентского (комиссионного) вознаграждения.

Согласно п. 3 ст. 346.21 Кодекса сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, перешедшими на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, сумма указанного налога может быть уменьшена только на суммы страховых взносов, которые не только исчислены за этот же период времени, но и фактически уплачены.

Пунктом 5 ст. 346.11 Кодекса установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом.

Согласно п. п. 4, 9 ст. 22 6 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и уплата сумм данного налога за счет налоговых агентов не допускается.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН


Согласно статьи 346.15 Налогового кодекса, «упрощенщики» учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы. Причем эти доходы учитываются в том же порядке, что и при определении налоговой базы по налогу на прибыль. То есть в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. При этом не учитываются те доходы, которые перечислены в статье 251 НК РФ.

В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ упомянуты доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. При этом к таким доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, при определении налоговой базы по УСН нужно учесть, что доходом организации-агента является только сумма полученного агентского вознаграждения .

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 17.09.2012 № 03-11-06/2/126

Вопрос. В настоящее время основной вид деятельности ООО - сдача в наем собственного недвижимого имущества и предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. ООО имеет на балансе землю, здания, сооружения, собственную газовую котельную, трансформаторную подстанцию и т.п. ООО имеет прямые договоры на все коммунальные услуги, в том числе на поставку электроэнергии с энергосбытовыми организациями, на поставки газа с Трестом газового хозяйства.

ООО заключило с арендатором следующие договоры:

1. Договор аренды здания, сумма арендной платы не включает затраты на коммунальные услуги, в том числе на поставку электроэнергии и газа.

2. Агентский договор на выполнение посреднических услуг за счет средств принципала (на поставку электроэнергии и газа). В соответствии с условиями этого договора ООО как агент получает вознаграждение за работы по техобслуживанию котельной и трансформаторной подстанции, отдельно принципал перечисляет на счет ООО денежные средства с учетом НДС по счетам за поставку электроэнергии и газа.

ООО планирует с 2013 года перейти на УСН с объектом налогообложения "доходы".

В связи с вышеизложенным просим дать разъяснение:

1. Включаются ли в сумму доходов для налогообложения ООО при УСН суммы, перечисленные принципалом за поставку электроэнергии и газа с учетом НДС?

2. Имеет ли право ООО, будучи на УСН, вести отчетность по НДС по суммам счетов?

Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, консультационные услуги по вопросам налогообложения планируемых операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) Департаментом не оказываются.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Кроме того, на основании пункта 5 статьи 346.11 главы 26.2 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В связи с этим такие организации признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных статьей 161 Кодекса.

Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счетов-фактур с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этих счетах-фактурах, подлежит уплате в бюджет.

В иных случаях организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны.

Что касается порядка определения доходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, то в случае заключения агентского договора с арендатором на покупку для него электроэнергии и газа, следует учитывать следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Кодекса при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Заместитель директора Департамента

Предприятие ЖКХ, УСН-15% (доходы-расходы). Расчеты проходят через ЕРКЦ за вознаграждение. Деньги за коммунальные услуги идут напрямую из ЕРКЦ поставщикам (за отопление, воду, эл.энергию). Нужно ли эти суммы учитывать как доход при расчете налога УСН?