Руководства, Инструкции, Бланки

образец речи продавца img-1

образец речи продавца

Рейтинг: 4.2/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ИСКУССТВО РЕЧИ ПРОДАВЦА: Поэтому твоя речь должна быть мощной и искусной, ибо сила человека

ИСКУССТВО РЕЧИ ПРОДАВЦА


Поэтому твоя речь должна быть мощной
и искусной, ибо сила человека заключается в его
языке и слова его сильнее целого войска.
(Написано 5000 лет назад фараоном Птахотепом)
Люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной.
Цицерон
Характер голоса оказывает существенное влияние на восприятие речи, воздействует на слушателя и на сознательном, и на подсознательном уровне.
89
Не говорите тихо, не произносите незаконченных фраз, которые повисают в воздухе. Кроме того, старайтесь в конце своего утверждения повышать тон — это придает ему оттенок вопроса. Тихим, монотонным голосом трудно убедить человека, а с другой стороны, произнося слова резко и громко, вы рискуете вызвать настороженность собеседника. Чтобы убедить клиента, надо говорить естественно, чтобы в тоне вашего голоса слышался оптимизм. Когда вы уверены в себе, то и голос ваш должен звучать уверенно. При этом разговаривайте с собеседником с той же громкостью и скоростью, что и он. Если собеседник говорит тихо, то и вам следует вести разговор с той же громкостью. Умение подстроиться под собеседника способствует взаимопониманию и установлению контакта.
В вашем голосе должны звучать бодрость и воодушевление, гордость за предлагаемый товар (услугу). Вы должны излучать энергию. Достигается это определенным возбуждением. (Некоторые достигают его чашкой горячего крепкого кофе.) Умеренное возбуждение торгового агента передается и клиенту, и это делает его более смелым в принятии решения о покупке.
Пусть ваш голос звучит деловито, но не сухо. Подстраивайтесь под тон собеседника. Окрасьте свой голос улыбкой. Люди прекрасно улавливают такие нотки. Не пытайтесь все время шутить, однако не будьте и чопорны.
Грубый, раздраженный тон, громкая речь вызывают в ответ агрессивность, неуверенность, скуку и даже неосознанное пренебрежение. Неудача в переговорах может быть следствием вашего тона. Не разговаривайте с покупателем заупокойным тоном, не трещите как попугай, не мямлите. В больших дозах напряженность или вызов в тоне может утомить и создать впечатление прессинга. Рабочие отношения между людьми складываются именно из таких «мелочей».
Запишите на магнитофон свою речь. Прослушав ее, вы можете внести необходимые поправки — как насчет звучания голоса, так и в выборе слов, о чем мы сейчас поговорим.
90
Как следует начинать
Подбирать слова нужно таким образом, чтобы за 5—10 секунд изложить своему потенциальному клиенту, какую выгоду он получит, если отведет часть своего драгоценного времени на то, чтобы послушать вас. Если вы можете сказать что-то новое и интересное, то вас будут слушать. Чем же можно заинтересовать самого занятого и нетерпеливого потенциального клиента?
Заинтересовывайте рекомендацией. Это самый сильный возбудитель интереса. Вы можете, если это уместно, сказать о том, какую работу выполнили для человека, порекомендовавшего вам обратиться к этому предполагаемому покупателю, или сказать о покупателе, находившемся примерно в такой же ситуации.
Заинтересовывайте выгодой. Например: «Если снижение эксплутационных расходов представляет для вас интерес, то я мог бы оказать в этом помощь».
Заинтересовывайте рассказами об успехах. Помните: покупатели больее заинтересованы в результатах и решениях, нежели в характеристиках продукции, которые помогают их достигать.
Заинтересовывайте показателями успеха. Показатели успеха помогают добиться доверия крайне быстро: «Наши здания получили три национальных приза за превосходный дизайн».
Заинтересовывайте сосредоточением на покупателе. Предложения такого типа особенно сильны для сервисных фирм: «Наш банк специализируется на оказании помощи компаниям среднего бизнеса, наподобие вашей».
Не скатывайтесь к длинному наступательному торговому объявлению. Поддерживайте активное участие покупателя в разговоре, иначе вы потеряете его заинтересованность. Вначале старайтесь, чтобы ваша речь состояла из коротких, одиночных высказываний, и не более того.
Если вы начинаете разговор с потенциальным покупателем, с которым уже ранее беседовали, скажите магическую фразу: «Я вас хорошо помню. »
91
Обращайтесь по имени-отчеству. Предварительно узнайте имя и отчество того, с кем вы собираетесь говорить. Постарайтесь запоминать имена всех тех, кого вам представили, и всегда обращайтесь к людям по имени-отчеству: ведь ничто так не ласкает слух, как собственное имя.
Когда человека называют по имени, это звучит как комплимент; конечно, если при этом соблюдается мера. Не произносите имя собеседника в каждом третьем предложении, это будет звучать неискренне. Убедитесь в том, что вы называете своего собеседника именно так, как ему это нравится.
Слова, создающие настроение
Слова, которые помогают продавать
Безопасно, близкие, бизнес, веселиться, возможность, ваш, выгода, добрый, достигать, единство, жизнь, забавный, здоровье, идеальный, карьера, красота, максимум, милый, музыка, надежда, надежный, очарование, победа, полезный, правда, преимущество, приятный, продуктивный, радость, решительный, согласие, сохранять, трудолюбивый, удовлетворять, улыбка, успех, характер, хороший, ценный.
Слова, которых продавцу следует избегать
Абсурд, бедность, бедный, безнадежный, беспечный, беспокойство, боль, больной, виновный, глупый, должен, если (вместо «если вы сделаете. » надо говорить «когда вы сделаете»), жаловаться, испуганный, кривой, лжец, не буду, не делай, нездоровый, не могу, ненавидеть, необходимость, неправильный, неудача, низший, обижать, ответственность, ошибка, поддельный, препятствие, приговаривать, пытаться, ревность, сомнение, страх, сумасшедший, тратить, трудный, трус, убивать, унижать, усталый.


Избегайте избитых фраз; держитесь подальше от слов, которым люди перестали верить много лет назад. Используйте в вашей речи как можно больше кратких, выразительных слов.
Проявляйте смелость в выборе слов. Подготовьте и скажите несколько поразительных фраз, которые захватят внимание ваших слушателей. Когда вы это делае-
92
те, вы можете победить. Когда вас не слушают, победить вы не можете.
Заменяйте слова «продать» и «продажа» вариациями термина «помощь в приобретении». Ведь слово «продажа» выдвигает на первый план вопрос о цене, вызывает отрицательные эмоции. А слово «приобретение» вызывает положительные эмоции.
Вот еще удачные образцы высказываний опытного продавца.
Клиент: «Сколько стоит автомобиль?»
Продавец: «Свой автомобиль вы получите за пятьдесят две и шесть».
Анализ. Слово «стоит» всегда вызывает некоторые страхи. Поэтому продавец автоматически меняет его на «вы его получите». Это у конкурентов автомобиль стоит! А у нас вы его получите! Обратите внимание также на то, что вместо «пятьдесят две тысячи шестьсот» продавец называет сумму в сокращенном виде. Опять же у конкурентов автомобиль стоит именно пятьдесят две тысячи шестьсот.
Клиент: «А какими преимуществами обладает ваш автомобиль?»
Продавец: «Ямогу назвать вам несколько особых качеств».
Все, что имеет преимущества, имеет и недостатки. Поэтому продавец меняет слово «преимущества» на слово «качества». Таким образом ему удается избежать вопроса о недостатках.
Избегайте частицы «не».
Слова продавца должны подталкивать клиента к положительному решению о покупке. Частица «не» в вопросе «Вам не нужен крем ?» провоцирует согласиться, что не нужен. Наоборот, утверждения «Этот крем специально для вас!» или «Этот крем решит ваши проблемы» положительно повлияют на решение покупателя. Опытные продавцы на базарах всегда будут вам предлагать: «Берите цветы!», а не «Нужны ли вам цвещы?».
Не употребляйте клише и языковые штампы
Достаточно справедливо, обратимся к. на данный момент, в настоящее время, откровенно говоря, по моему личному убеждению, знаете ли, никоим образом, исходя из вышесказанного, в конечном итоге.
93
Избегайте маловыразительных слов
Более или менее, так сказать, грубо, и тому подобное, приблизительно, справедливо будет отметить, почти, и так далее, возможно, около, может быть, в районе, вероятно, вроде/наподобие.
Старайтесь не употреблять слова-паразиты типа «ага», «ну вот», «да», «вы знаете», «так сказать» и т.д.
При слишком частом использовании их вы оставите впечатление невоспитанного, необразованного человека.
Однако, употребляемые изредка и в подходящий момент, они могут создать впечатление естественности. Ваш собеседник не догадается, что вы готовили свою речь заранее. С помощью этих слов вы покажете, что не пытаетесь хитрить или приукрашивать положение.
Избегайте междометий «э-э-э» и «м-м-м»
При их употреблении у слушателя сложится мнение, что вы не уверены в себе и в излагаемых фактах.
Избегайте фамильярности
Помните, что вы бизнесмен, и бизнес — ваше дело. Будьте корректны, ведь это так непрофессионально, а порой оскорбительно — употреблять в обращении к малознакомому собеседнику такие слова, как «дорогой» или «милая».
Делайте упор на позитивные утверждения, избегайте негативных
Позитивное утверждение — это утверждение о том, чего вы хотите, а не о том, чего вам не хотелось бы.
Вот пример из обыденной жизни. Ребенок бежит к двери, и вы знаете, что его уход будет скорее всего шумным. Поэтому вы приказываете: «Не хлопай дверью!». И что же дальше?Хлопанье двери, конечно! Это потому, что используется негативное утверждение. «Негативное» не означает «плохое»; оно создает образ, обратный желаемому.
Как можно было бы сформулировать это требование позитивно? Вы могли бы сказать: «Пожалуйста, закрой дверь аккуратно» или «Пожалуйста, выйди потихоньку». Это позитивные фразы, поскольку слова создают желаемый мысленный образ. И они более действенны.
Слова «Не делай. » предвещают негатив. Чтобы в мозгу создался позитивный мысленный образ, мы должны представить, то, чего мы хотим.
94
Крайне важно в торговле использовать позитивные суждения. Очень ценно пользоваться словами, которые создадут у потенциального покупателя мысленные образы, желаемые вами.
Приведем пример. (К сожалению, он как и ряд других, приводимых в книге, заимствован из опыта западных компаний, где техника продаж находится на более высоком уровне, нежели у нас.) -
Рассказывает Стив Селлерс, диктор радио из Сан-' Антонио, штат Техас. «Мы проецируем нашим слушателям позитивные образы, устраняя негативные. Метеорологи других радиостанций обещают, что день будет отчасти облачным, мы же говорим, что день будет отчасти солнечным». За тридцать дней применения такого подхода радиостанция, которая долгие годы была бедным родственником в сети радиовещания, превратилась во влиятельную силу на радиорынке Сан-Антонио.
Понятно, что достичь искусства речи можно, прежде всего, благодаря большой подготовительной работе, домашним заготовкам плюс дальнейшей их шлифовке в процессе практики. Неудачной импровизацией можно вмиг разрушить тщательно выстраиваемое здание позитивных отношений. Поэтому, встретившись с неожиданным поворотом беседы, сделайте паузу, чтобы подобрать нужные слова.
Не бойтесь пауз. Их отсутствие может быть воспри-. нято, как давление или хорошо отрепетированный и наигранный спектакль, где потенциальному клиенту отведена роль жертвы.

ИСКУССТВО РЕЧИ ПРОДАВЦА
  1. § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка Определение состава продавцов и покупателей.
    Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группирование покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара. Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый из покупателей этой группы может
  2. Занятие 7.21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ
    Темпо-ритмические особенности речи при говорении относятся к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностью и эмоциональностью говорящего. Эти предположения
  3. ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТЬ ПРОДАВЦА
    ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТЬ
  4. 9.5.2. Исследованиеграмматического строя речи Исследование синтаксических показателей речи
    Информативными показателями сформированности синтаксических операций являются средняя длина, распространенность фраз и структурная сложность используемых синтаксических конструкций. Среднюю длину фраз можно исследовать посредством анализа свободных высказываний (точнее, их фонограмм). Это достаточно трудоемкий процесс. Более простым, но косвенным методом оценки способности к синтаксированию
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОДАВЦА
    Кто не хочет, чтобы его поглотила пучина, должен хорошо плавать. Г. Сенкевич Когда вам становится очень туго, и все оборачивается против вас, и, кажется, нет сил терпеть ни одной минуты больше, ни за что не отступайте — именно в такие моменты наступает перелом в борьбе. Г. Бичер-Стоу Хорошо известно, что торговля — те же качели. Периоды взлетов чередуются с падениями, за удачным месяцем
  6. Сохранение права собственности за продавцом.
    Когда договором купли-продажи предусматривается, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств, покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара. В
  7. Замедленный темп развития речи. Бедность словаря. Недостаточное овладение значением слов. Особенности грамматического строя речи.
    ', В курсах общей психологии речь рассматривают обычно как Орудие мышления и средство общения. Как в филогенезе, так и )И онтогенезе речь выступает вначале как средство общения, а Л'акже обозначения, а в дальнейшем приобретает свойство ору-тДия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мыс-^ЛИ. «В слове мысль не только выражается, но и совершается» "|Л. С. Выготский). Вопросам
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЧИ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ Начало речи
    Вряд ли есть необходимость говорить о том, какая это дам меня большая честь, что мне предоставили эту высокую трибуну. Я высоко ценю возможность встречи с вами, дамы и господа, и я глубоко благодарен за оказанные мне честь и доверие. Благодарю за честь, которую вы мне оказали, пригласив выступить перед столь высоким собранием. С вашей стороны чрезвычайно любезно выслушать меня. Я, в свою очередь,
  9. Четыре качества продавца
    Какими же качествами нужно обладать для преуспевания в торговом деле? 335 Профессионалы в области торговли и сбыта выделили четыре основных качества преуспевающего торгового работника: 1) преданность своему делу, трудолюбие, настойчивость; 2) уверенность в себе; 3) умение расспрашивать и слушать; 4) чувство юмора и способность трезво оценивать ситуацию. Конечно, одних только этих
  10. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОДАВЦА
    Умение вести разговор— это талант. Стендаль Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце. Честерфидц Установки 1. Стремление решить проблему, стоящую перед покупателем. 2. Выявление проблемы, возможно, лишь вызвав расположение и доверие клиента. Поэтому правила поведения на работе рекомендуют продавцу обслуживать покупателей следующим образом: усталых — терпеливо, стеснительных

Другие статьи

Дидактические игры по развитию речи

Дидактические игры по развитию речи

Дидактические игры по развитию речи.

Игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

Формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих детей определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;

при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

Тема «Фрукты - овощи».

Игры «Огород », «Машин сад». Для игр используются панно с изображением огорода или сада. Педагог обращается к детям: «Кукла Маша посадила огород (сад) и вырастила много чего?» Дети отвечают: «Овощей» («Фруктов»). Затем педагог достает картинку с изображением овоща или фрукта и задает вопрос: «Что вырастила Маша?» Ребенок отвечает: «Капусту» («Яблоко»). Педагог: «Где она (оно) растет?» Ребенок: «Капуста растет в огороде на грядке» («Яблоко растет в саду на дереве»).

Игра «Что я съел? » Дети с завязанными глазами пробуют кусочки овощей или фруктов, угадывая их название. Образец речи: «Я съел морковку. Она сладкая».

Обобщающие понятия легко усваиваются в игре «Четвертый лишний ». (Угадай, какой предмет лишний, и объясни, почему: груша, огурец, яблоко, апельсин. Образец речи: Лишний – огурец. Это овощ, а груша, яблоко и апельсин – фрукты.)

Знакомство с цветом и формой удобно проводить, раздав детям карточки с изображением овощей (фруктов) – с одной стороны и геометрических фигур – круг, овал, треугольник – с другой стороны. Дети должны соединить предмет с фигурой соответствующей формы или соответствующего цвета.

Игра «Угадай ». Дети с закрытыми глазами ощупывают овощи или фрукты, угадывая название.

Игра «Повар». Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор картинок с изображением различных продуктов питания (в основном овощей). Команды должны «приготовить» угощение. Образец речи: «У нас есть картофель, лук, морковь, горох и мясо. Мы приготовили гороховый суп». Можно раздавать детям картинки с изображением фруктов. Образец речи: « Я взял яблоко. Из него можно приготовить сок, компот, варенье, джем».

Игра «Писатель ». По опорной схеме дети делают описание предмета (муляжа).

Это овощ или фрукт?

Какой снаружи, какой внутри?

Что можно из него приготовить?

Игра «Забывчивый покупатель ». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Тема «Грибы, ягоды».

Игра «Где растет ягода? » На столе раскладываются картинки с изображением ягод. Один ребенок выходит и выбирает картинку. Остальные дети хором спрашивают: «Где ты был?» Образец ответа: «В саду был, смородину собирал; в лесу был, чернику собирал».

Игра «Съедобное - несъедобное » может проводиться в нескольких вариантах. Дети ловят мяч, когда слышат название съедобного гриба или ягоды, и отталкивают его, когда слышат название ядовитых грибов и ягод. Выборочно можно просить детей озвучить свои действия: Мухомор – несъедобный гриб; малина – съедобная ягода.

Игра «Коробочки ». Ягоды бывают круглой, треугольной и овальной формы. Педагог может предложить детям разложить картинки с изображением ягод в три коробочки, на стенках которых нарисованы круг, треугольник и овал. Образец речи детей: «Это крыжовник. Крыжовник овальной формы. Это клубника. Клубника треугольной формы».

Игра «Повар ». Педагог надевает поварской колпачок на голову ребенка, которому предлагается выбрать муляж ягоды, гриба и рассказать, какие блюда из них можно приготовить.

Игра «Забывчивый покупатель ». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его.

Игра «Писатель ». По опорной схеме и плану ребенок делает описание предмета

Это ягода или гриб?

Съедобный или несъедобный?

Что можно из него приготовить?

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Игра «Магазин ». Цель: научить детей составлению описательного рассказа.

Ребенок описывает вещь, которую хочет купить в магазине одежды, не называя ее. «Продавец» отгадывает, о чем идет речь, и отдает «покупателю» картинку с изображением «покупки».

Игра «Волчок» используется для дифференциации понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Картонный круг разделен на три части (с символами): одежда, обувь, головные уборы. По центру крутится волчок. Как только он останавливается, педагог называет обобщенное понятие. Дети должны быстро назвать видовые понятия. Выигрывает тот, кто больше их назовет.

Игра «Делаем выкройку». Каждому ребенку педагог выдает конверт с заранее заготовленными деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» - достают части одежды, на счет «три» - составляют платье, юбку, сарафан. Образец речи детей: «У платья есть воротник, рукава, манжеты, юбка, пояс».

Игра «Я иду гулять ». Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений.

Педагог предлагает детям представить, что они идут на каток. Ребенок вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображениями одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую для прогулки.

Игра «Собери фотографию ». Цель: закрепить знания детей о различных видах одежды.

Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище, ноги) – «фотографии».

Игра «Остановки ». Цель этой игры – научить детей дифференцировать одежду по сезонам. Педагог перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат, например, название зимней одежды.

Игра «Одень куклу ». Используется картонная кукла, на которую можно «надевать» различную одежду. Педагог на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду так, чтобы получились костюмы, используемые в различных ситуациях.

Игра «Чего не хватает? » Цель: развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, манжет, пуговицы).

Игра «Ателье ». Цель: формирование навыков диалогической речи.

Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто).

Игра «Разложи по полочкам ». Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.

Игра «День рождения Кати ». Педагог сообщает детям, что у куклы Кати был день рождения. На праздник для гостей было приготовлено вкусное угощение. Катя вечером перемыла посуду. Дети должны помочь эту посуду разложить по полочкам (коробочкам), рассортировав в зависимости от того, к какому виду она относится. Образец речи: «Это кастрюля. Кастрюля – это кухонная посуда; Это вилка. Вилка – это столовый прибор».

Игра «Чего не хватает? » Ребенок должен дорисовать недостающую часть предмета (носик у чайника, ручку у кастрюли), либо дополнить изображение до целого. Образец речи детей: «Я дорисовал носик у чайника», «Я дорисовал ручку и донышко у кастрюли».

Игра «Рисуем сами ». Детям раздаются вырезанные по трафарету из белой бумаги силуэты предметов посуды, и предлагается выбрать один или два карандаша. Ребята должны самостоятельно раскрасить свою посуду и прокомментировать получившийся рисунок. Образец речи учащихся: «Это красная чашка. Это голубая кастрюля».

Игра «Из чего сделана посуда? » Проводится с перекатыванием мяча. Дети сидят на ковре вокруг педагога. Педагог катит мяч и называет предмет, ребенок останавливает мяч и называет прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: вилка из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева деревянная ложка.

Игра «Найди пару – большие и маленькие ». Детям раздаются картинки с изображением предметов посуды, схожих по внешнему виду, но разных по размеру. По сигналу педагога дети начинают двигаться по групповой комнате, рассматривая картинки, которые держат в руках другие дети. Затем педагог говорит: «Стоп!» и дети, нашедшие нужные предметы, образуют пары. Образец речи детей: «У меня большая суповая тарелка. А у меня мелкая тарелка».

Игра «Столовая ». На столе расставлена игрушечная посуда. Среди детей выбирается «дежурный», который должен сервировать стол к приходу детей. Педагог задает детям вопросы: «Ребята, что вы будете делать утром в столовой?» («Завтракать»). «Какую посуду дежурный поставит на стол для завтрака?» Дети перечисляют посуду, а «дежурный» ставит на стол названные предметы.

Игра «Разложи продукты по своим местам ». Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице».

Игра «Писатель ». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

Из каких частей состоит?

Из какого материала изготовлено?

В какое время суток используют?

Игра «Покупаем мебель » проводится для уточнения у детей представлений о назначении различных предметов. На столе расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к столу и «покупают» для куклы Маши мебель, комментируя свои действия: «Я куплю для спальни Маши кровать»; «Я куплю для гостиной стол и четыре стула». Затем дети сортируют «купленную» мебель в зависимости от ее назначения. Педагог помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, мебель для гостиной.

Игра «Разрезные картинки » помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Дети «покупают» мебель в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезанные на части изображения мебели). Дети «собирают» мебель, комментируя свои действия: «Я собрал стол. У него есть крышка – столешница и четыре ножки».

Игра «Мастер » способствует расширению словаря прилагательных по теме, закреплению знаний о материалах, из которых производится мебель. Педагог обращается к детям: «Мастер сделал табуретку из дерева. Как она называется?». Дети отвечают: «Деревянная табуретка».

Игра «Какого цвета? ». Знания о цвете предметов можно закреплять, используя сигнальные карточки с изображением квадратиков разного цвета. Педагог показывает предметные картинки, а дети поднимают сигнальную карточку, обозначающую цвет мебели. Образец речи детей: «Шкаф белого цвета».

Игра «Писатель ». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

Что это? (назначение мебели: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Как используется в хозяйстве?

Игра «Ремонт». Детям сообщается, что в ремонтной мастерской ремонтировалось несколько видов транспорта и их детали перепутались. Нужно помочь механику починить транспорт. Предлагается сложить разрезные картинки, части которых перемешаны. Удобнее всего использовать 2 – 4 картинки с изображением сильно различающегося по внешнему виду транспорта. Например: трамвай, грузовик, вертолет, велосипед.

Игра «Кто управляет этим видом транспорта? » позволяет закрепить в речи детей названия людей, управляющих различными видами транспорта. Педагог показывает детям картинки с изображением видов транспорта или игрушки и предлагает назвать профессии людей, управляющих ими: автобусом управляет водитель, самолетом – пилот.

Игра «Для чего используется этот транспорт? » Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.

На столе стоят игрушки: самолет, самосвал, катер, трамвай, скорая помощь. Образец речи детей: «Это машина – скорая помощь. На ней перевозят больных».

Игра «Где стоит машина? ». Дети составляют предложения с предложными конструкциями по своим картинкам (стоит перед домом; подъехала к дому).

Игра «Путешественник». Цель: формирование навыка составления повествовательных предложений на заданную тему.

Дети составляют предложения типа: «Я поеду на поезде к бабушке в гости»; «Я поеду на электричке на дачу».

Игра «Писатель ». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

Из каких частей состоит?

Чем приводится в движение?

Где движется этот транспорт?

Для чего используется? Что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

Игра «Угадай животное » поможет закрепить в речи детей названия частей тела животных. Педагог раздает детям картинки с изображением животных. Один из детей, не называя, описывает животное. Остальные дети угадывают, кто это.

Игра «Кто домашний, а кто дикий » проводится с использованием специального панно с изображением дома человека и леса. Дети размещают картинки с изображением животных около дома человека или леса, в зависимости от того, домашнее или дикое животное. Образец речи детей: «Это лиса. Лиса – дикое животное».

Игра «Где мой домик? » поможет активизировать в речи детей названия жилищ животных. Детям раздаются картинки с изображением животных. Выбирается ведущий. Образец речи учащихся: «Я корова. Я заблудилась. Где мой дом?» Ребенок помещает картинку около дома человека.

Игра «День рождения кошки» способствует активизации словаря по пункту плана «Чем питается?». Детям раздаются картинки с изображением животных. Вводится персонаж – игрушечная кошка спрашивает у животных, какое им приготовить угощение на свой день рождения. Образец речи детей: «Я собака. Я домашнее животное. Я люблю кости».

Игра «Чья мама, чьи детки? ». Детям раздаются картинки с изображением животных. Педагог поднимает картинки с изображением взрослых животных: «Плачет кошка, потеряла своих детенышей. Кто ее детеныши?» Ребенок поднимает соответствующую карточку: «Котята». Игра проводится до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

Игра «Кто кричал? » Один из детей загадывает какое-либо животное. Затем подает голос: «Мяу - Мяу». Педагог: «Кто пришел?» Дети: «Кошка пришла». Педагог: «Что делает кошка?» Дети: «Кошка мяукает».

Игра «Театр ». Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка. «Какая лиса?» Дети: «Хитрая, проворная».

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему: Формирования словарного запаса у детей 3-4 лет посредствам игр и упражнений в услов

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему:
Формирования словарного запаса у детей 3-4 лет посредствам игр и упражнений в условиях ДОО

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, так как процесс речевого развития формируется вывшие формы познавательной деятельности, развиваются способность понятийному мышлению. Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка.

Речь является средством обучения людей, и формирования человеческого мышления. Р. Е Левина выдвинула принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающего и ведущего речь в опосредовование психических процессов.

Я. С. Выготский отмечая, что первоначальной функции речи ребенка является установление контакта с окружающим миром.

Развитее словаря у детей является одной из важнейших задач развития, так как достаточный словарный запас способствует полноценному обучению формированию познавательных прессов, позволяет успешно овладеть знаниями. Ф. А. Сахен отмечает, что развития словаря понимает как длительный процесс овладения словарным запасам, накопленным народам в процессе его истории. В. И. Логинова выделяет в процессе качественную и не качественную стороны. С качественной точки зрения можно отметить, что активный словарь увеличивается

Вопросу развития ребенка посвящается большое количество исследований, в которых процесс рассматривается в разных аспектах: психофизическом, психическом, лингвистическом и психо-лингвистическом.

Особенности развития словаря изучались А. М. Мушиной, Ф.А. Сахиным и другими.

Своеобразие развития словарного запаса при различных речевых нарушениях показано в исследованиях Ш. В. Багунов – Березовского (1809); Н. Н. Траугот (1940); Р.Е. Левина (1959, 1968); Н. А. Никаминой (1968); С. Н. Шавской (1971); О.В. Провушкой (1973); Г. А. Каше (1985); Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной (1968, 1991); Б. М. Гришипуна (1988);

Одной из актуальных проблем в настоящие время является организация эффективной коррекционно – воспитательной работы, основными задачами которой являются:

  • рассматривание объектов словаря,
  • уточнение значение слов,
  • активизация словаря.

Исходя из актуальности проблемы темой нашего исследования являются: « Игры и упражнения, направленные на формирование словарного запаса у детей.

Объект. формирования словарного запаса у детей младшего возраста

Предмет. игры и упражнения, направленные на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Цель. теоретическое и практическое изучение возможности использования игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать комплекс игр и упражнений, направленных на обогащение словаря.

3. Описать комплекс игр и упражнений и методику их проведения.

Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, сравнение, анализ, синтез.

Глава 1. Теоретические аспекты, направленные на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО
  1. Понятие словарь и его обогащение в онтогенезе.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволял бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3 – 3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В психологии содержание слова также определяется как общение или понятие.

Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как общение или понятие». И далее: «Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. Одной из них можно считать содержание словаря детей.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поэтому ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обогащающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы для ребенка обозначает только те часы, которые висят на стене в комнате).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщение, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха. Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяют значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарём взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, белья, игрушек), транспортных средств и других. Эта ошибка вызвана неточностью, не дифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знания о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, их назначением, особенностями строения, учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д.); определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначение. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь (вперед, назад: утро, вечер, сначала, потом и другие).

В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличие точно обозначать их словам (у стула – спинка, в отличие от табурета; у чашки – ручка в отличие от стакана и т. п.)

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названии всех предметов (предметов, в ходящих в группы овощей, фруктов; продуктов питание; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина стекло) и т. п. а также слов обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, способы сенсорного обследования.

Под руководством педагога дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку – по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще не доступна.

Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.)

В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.)

Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.)

Итак, содержание словарной работы опирается на постоянное расширение, углубление и обогащение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле-радио передач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Речь детей пятого года жизни характеризуется рядом особенностей. Характерная для младшего дошкольного возраста повышенная восприимчивость к освоению всех сторон, всех элементов родного языка, сохраняется и совершенствуется. Благодаря ей (но при соответствующей педагогической работе), к пяти годам ребенок разговаривает с окружающими, правильно произносит звуки родного языка.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, ее красоту, уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размерах объекта, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т. е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами ранения и объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных, наречий. Это благоприятствует тому, что в речи детей появляются простые, распространенные предложения и сложные.

В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной к школе группах и даже у школьников начальных классов (в средним 24-25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделения частей рассказа и др. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых воспитанников средних групп можно было заметить при рассматривании картины попытки самостоятельно выделить ее «части» и высказаться в двух-трех фразах по каждой.

Еще одной особенностью является и то, что, начиная с пятого года жизни можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использования языковых средств. Так, высказывания о природе, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, используются прилагательными и наречиями. Представленная ребятам возможность высказываться по поводу знакомых, понятных им явлений общественной жизни в 2-2,5 раза активизирует употребление глаголов (в высказываниях о природе их мало).

Также дифференцированно дети используют и грамматические средства языка. Показателем уровня сформированности грамматического строя речи методисты и психологи считают использование ребенком сложных предложений. Наиболее благоприятна для этого ситуация, когда он должен что-то разъяснить, доказать партнеру по игре или взрослому, в чем-то его убедить. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20)

Немаловажное значение имеет и методика обучения. Так, на занятиях по обучению рассказыванию, которые поводятся по методике В. В. Гербовой, в монологах детей отмечается значительно большее количество сложных предложений.

Необходимо подчеркнуть еще одно обстоятельство. Увеличение на пятом году жизни ребёнка активности и самостоятельности облегчает ему усвоение речи как средства общения с взрослыми и сверстниками (умения договариваться об игре, понятно выражать суждения и др.). Поэтому в среднем возрасте речевая активность выше, чем в каком-либо другом. Ребенок произносит в среднем 180- 210 слов в течение 30 минут игровой деятельности. У детей отмечается большая потребность объяснять друг другу то, что они видят и знают (40% от общего числа поводов возникновения высказываний). В этих ситуациях дошкольник произносит так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку (при этом частота использования глаголов, прилагательных, наречий не ниже, чем на занятиях).

До четырех лет у детей нередко наблюдается такая особенность: ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что будет делать или сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью в среднем каждое свое второе действие (бытовое, игровое.) В отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкой речи важно тем, что это один из начальных этапов формирования умственных действий.

Речевую деятельность детей, протекающую вне занятий, можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления. Воспитатель должен хорошо знать все возможности речевого общения детей друг с другом, для того, чтобы как можно эффективнее использовать его в целях совершенствования их речи.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения или в инфинитиве. Но к четырем-пяти годам в их речи почти исчезают предложения типа «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: глагол в повелительном наклонении + неопределенная форма глагола несовершенного вида («Давай играть!») или 1-е лицо глагола будущего времени во множественном числе («Давай вместе постоим гараж»). Описание формы заключает в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются часто, когда ребенок обращается к партнеру по поводу игровой деятельности или характеризует какие-то чувства, состояние. О движениях дети говорят в форме короткого приказа («Беги!», «Сядь!»), и эта краткость разумна, так как нужна быстрота реализации приказа, просьбы.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что у детей младшего дошкольного возраста имеется речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения.

В высказываниях детей много существительных, обозначающих названия военных и гражданских профессий, имен собственных. Это свидетельствует об их большом интересе к миру людей.

Ближе к пяти годам в высказываниях детей увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных появляются те, которыми характеризуют нравственный облик человека.

«Нравственный словарь» детей разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. В основном они характеризуют выполнения правил и оценивают поведение (правильно, неправильно, плохо, хорошо). Это обстоятельство подтверждает тот факт, что правила поведения в деятельности и др. усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 3-4 лет становятся регулятором поведения ребенка.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются в повседневном речевом общении детей. Поэтому нужно наряду с навыками общественного поведения формировать у детей и соответствующий словарь.

Особое внимание воспитатель должен направлять на формирование и обогащение той части словаря детей, которая отражает их знания о труде и быте людей, об искусстве и явлениях природы.

Как уже упоминалось, высказывания дошкольников 3-4 лет свидетельствуют о том, что больше всего их интересует мир людей. Однако бедность словаря, как следствие ограниченности знаний о трудовых действиях, родственных отношениях людей мешает детям развертывать интересные, содержательные игры во «взрослых».

1.2. Характеристика игр и упражнений как средство обогащения словаря у детей младшего дошкольного возраста

Упражнения - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям, дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Многие упражнения носят предметный характер, т. е. их выполнение требует использования предметов, игрушек.

В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражательные упражнения.) К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно – гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др. Упражнения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание. И наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражнений проходит за счет изменений в характере знаний и умений, которые даются, а также за счет увеличения (уменьшения) времени их выполнения.

Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий детей, с особым интересом и легко воспринимают новые занятия и умения и закрепляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника, особенно младшего возраста.

Дидактические правила проведения упражнений таковы:

  • Ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать (будем учиться делать из бумаги одежду для куклы, составлять предложения, решать задачи, пересаживать растения и т. д.);
  • Показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением (постепенно у ребенка формируется образ предстоящей деятельности, в соответствии с которым он выполняет упражнение.) В случае затруднений напоминать, с помощью вопроса заострять внимание детей на трудном, непонятном, иногда подсказывать, советовать, подбадривать. Если способ действий оказывается сложным (помыть и вытереть игрушку), разрешать малышам сразу после показа и объяснения педагога выполнять его поэтапно;
  • Для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования. В повторных упражнениях следует включать условия, задачи, требующие от детей проявления творчества;
  • Выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы, искаженные знания. От прямого контроля переходить (через игровой образ, анализ продуктов деятельности) к косвенному, постепенно развивая у детей элементы самоконтроля.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале ?? в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра.

С одной стороны игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек – самоделок, элементов костюмов. Становится выразительнее речь, мимика, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни!

2. Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных игр и упражнений

2.1. Материалы по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и упражнений

Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения; в занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1) развивать понимание обобщающего смысла слова,

2) развивать понимание отношений «целое и его часть»,

3) развивать понимание отвлеченного смысла слова,

4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем),

5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов,

6) развивать стилистическое чутье,

7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Чаще всего при проведении лексических упражнений используется, прием дидактической игры, в частности игры с «дидактическими» (т. е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек» (дети опускают руки в мешок, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слова просто указанием на реальный предмет, действие, признак.

Ниже дается описание некоторых видов упражнений, способствующих обогащению словаря детей

Существительное Кто скорее перенесет предметы?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительного падежа.

Оборудование. Детская посуда и мебель.

Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напротив ставятся два стула, на них кладут 5 – 6 предметов из двух разных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чайник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды стоят около стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три – бери посуду!» начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т. д.

Цель. Закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.

Описание игры. Играющие садятся за стол. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как – то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят.) Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Через кочку скок.

Легкие ноги, а хвоста немного. (Заяц).

Продавец отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой магазин и говорят: « Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Образец речи продавца: Вы хотите купить зайца (ведра)? И т. д.

Если продавец неправильно отгадал загадку, матрешки уходят со словами: «Плохо ты знаешь свой товар, пойдем в другой магазин!» При повторении игры роль ведущего можно поручить ребенку, знающему загадки.

Прилагательное Кто первый узнает?

Цель. Закреплять умения понимать значение прилагательных в речи.

Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т. д.).

Педагог описывает какую–нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его и может им поиграть.

Ищи

Цель. Закреплять правильное употребление в речи прилагательных, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Угадай, что это?

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или муляжи по количеству детей.

Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой–нибудь плод. Ребенок должен наощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это – яблоко. Оно круглое (твердое).

Узнай цветы

Цель. Закреплять использование в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Лото «Цветы».

Описание игры. Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Игра идет по принципу лото. Педагог, показывает маленькую картинку, спрашивает: «Кому нужна эта картинка?». Ребенок, у которого на большой карте есть такой же цветок, отвечает: «Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (лиловый колокольчик)» и т. д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

Мы веселые ребята.

Цель. Закреплять умение понимать в тексте и использовать в речи глаголы.

Описания игры. Дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне комнаты также проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя линиями, находится водящий. Дети говорят хором:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!-

И перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего.

Игра повторяется 2 – 3 раза, а потом выбирают нового водящего (играют 6-7 минут).

Руки в стороны

Цель. Закреплять у детей умение понимать глаголы в тексте.

Описание игры. Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочек.

В стороны, накрест,

Тук, тук! Тук – тук – тук!

Сделаем большущий круг!

Зайка серый умывается.

Цель. Закреплять умение понимать и правильно употреблять глаголы.

Оборудования. Маска зайчика.

Описание игры. Дети становятся в круг. Один из них – зайка – занимает место в средине круга. Вместе с педагогом дети говорят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту: моет хвостик, ухо, вытирается. Затем скачет на двух лапках по направлению к кому–нибудь из стоящих в кругу (идет к нему в гости). Тот становится на место зайчика, и игра повторяется, Заканчивается игра после того, как сменится 5 – 6 зайчиков.

Наречие Холодно – жарко

Цель. Обогащать словарь детей наречиями – антонимами со значением образа действий.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречье с противоположным значением, например: «Холодно – жарко», «быстро – медленно», «тихо - громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Когда это бывает?

Цель. Закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т. д. Если ребенок правильно называет время года, он получает картинку.

Цель. Закрепить знание и употребление наречий места «справа - слева», «вперед – сзади»

Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи наречие места.

Описание игры. Педагог прячет игрушки. Ребенок ищет по описанию направления: «Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз». Или «Кукла спрятана между шкафом и окном, ниже окна, но выше стула».

Эту игру можно проводить на улице: «Пойди влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдёшь к дереву, которое стоит справа, сделаешь от дерева пять шагов вперед и там найдешь машину»

Давать задание при повторении игры должны учиться и дети. Дети, допустившие меньшее количество ошибок при выполнении задания получают значки флажки и

Исследование показало, что изучение формирования словарного запаса у детей 3-4 лет по средством игр и упражнений в условиях ДОО является актуальной, цель исследования достигнута в ходе решения поставленных задач.

В ходе решения теоретических и практических задач пришли к выводу: что с помощью игры и упражнения можно обогащать словарный запас у детей младшего дошкольного

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную играм и упражнениям, направленным на обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного.

Проанализировав педагогический процесс по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что работа ведется, но нет практического пособия и рекомендаций к нему. Что и послужило поводом для создания материала по обогащению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Смоделировали педагогическую деятельность по обогащению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость состоит в том, что были проанализированы и систематизированы психолого-педагогические аспекты, касающиеся особенностей игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее могут использовать педагоги образовательных ДОУ. Перспектива данной работы заключается в том, чтобы расширить материалы, включив в них игры и игровые упражнения, направленные на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

1 Бондоренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей детсада – 2-е изд. дораб. – М. Просвещение, 1991. – 160 с. ил.

2 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов Художник В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл. (Серия: «Вмести учимся, играем»)

3 Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Формирования правильной разговорный речи у дошкольников. Ростов н/Д: «Феникс, СПб: «Союз», 2004. – 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

4 Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словам. Пособие для воспитателя дет. Сад. – 2-е изд. исп и доп. М. Просвещение, 1983. – 144 с. ил.

5 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с. илл.

6 Новоторцева Н. А. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997. –240 с. илл.

7 Тихеева Е.И. Развития речи детей (раннего и дошкольного возраста). М. «Просвещение», 1972. 176 с. с илл.

8 Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотореев. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москв, 1998г, 96 листов.

10 Селеверстов. Речевые игры

11 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа) Пособие для воспитателей детского сада М. Просвещения 1982г-96с.

12 Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.-582с: ил

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Предлагаю некоторые игры для активизации активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей.

Формирование экологических представлений у детей 3-4 лет посредством целевых прогулок в природу

Актуальность Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего в.

Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы.

Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.

"Формирование экологической культуры у детей 3 - 4 лет, посредством экологический игр"

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям развивать речь своего ребенка.