Руководства, Инструкции, Бланки

литературный сценарий образец img-1

литературный сценарий образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1860 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Литературный сценарий

Литературный сценарий

Сценарий — основа фильма. Эта истина записана во всех книгах по кинодраматургии и считается бесспорной. Кинематография существует, как известно, на базе литературы, кинодраматургии. Стало быть, высокое качество картин определяется прежде всего наличием творчески полноценных сценариев. Это положение правильно для кинофильмов всех видов и жанров, в том числе и фильмов любительских. Чтобы создать хороший фильм, надо, прежде всего, подготовить его основу — сценарий. Процесс написания сценария на избранную автором тему, материал по которой внимательно изучен, практически ничем не отличается от написания любого литературного произведения. Складывающаяся в сознании автора сюжетная схема формируется в виде либретто, а затем превращается в литературный сценарий — подробное описание картин жизни, которые составят кинопроизведение.

Такая схема рождения сценария принципиально одинакова и для художественного полнометражного фильма и для событийной хроники с той, конечно, разницей, что процесс формирования сценарной основы фильма у хроникера происходит «скоростным» методом, иногда в процессе самой съемки, часто без предварительной записи на бумаге.

Таков же процесс подготовки сценария и для любого видового фильма или фильма-путешествия. Каждый видовой фильм — будь то путевой очерк. киноновелла или большой экспедиционный фильм — строится не как подбор случайных альбомных кадров, не в расчете на последующий технический монтаж, а на основе заранее продуманного и, как правило, написанного сценария. Правда, такой сценарий в силу особенностей жанра иногда принимает характер «гипотетического сценария», то есть сценария, в котором отдельные его элементы предположительны.

Отправляясь в любое путешествие, даже в далекие редко посещаемые страны, автор на основе тщательного изучения материалов, бесед со специалистами, изучением карт и иконографических материалов всегда имеет достаточно возможностей заранее наметить характер своего будущего фильма, разработать свой авторский сценарий. Учитывая неизбежное столкновение в путешествии с рядом новых фактов, неожиданно возникающих событий, появление нового, непредвиденного материала, автор может в ряде эпизодов сценария оставить своего рода «свободные» места для включения этого нового материала.

В практике съемки многих сложных экспедиционных фильмов такой метод разработки авторского сценария позволял авторам создавать целостные произведения, заранее знать, что, где и как надо снимать, используя при этом и неожиданно возникающие материалы, создавая из них новые эпизоды, органически входящие в заранее продуманную сюжетную линию.

По форме своей записи литературный сценарий заметно отличается от формы большинства общеизвестных литературных произведений. Если в последних мы почти всегда встречаем описание ощущений и чувств автора, его рассуждения и представления, мысли и ощущения действующих лиц, то в сценарии все это полностью отсутствует. Литературный киносценарий описывает только то, что зритель увидит на экране, что он может услышать. Если автору почему-либо необходимо передать мысли героя, то он превращает их в текст, слышимый с экрана, как голос самого героя или голос автора, рассказывающего о том, что думает герой. Когда необходимо передать мысли самого автора, то они передаются голосом диктора, скрытого «за экраном». Все то, что не видно и не слышно, в сценарий не записывается и может быть дано лишь отдельно, как авторские ремарки и комментарии.

Другие статьи

Шубина И

Глава из книги Шубина И. Б. – «Основы драматургии и режиссуры рекламного видео»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОНТАЖ - ОСНОВА
КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

Композиция киносценария тоже может строиться по законам художественного монтажа, используя его функции и приемы. Например, если рекламный ролик строится по системе "нарезок" готовых видеофильмов в сочетании с собственным 1 отснятым материалом; или по принципу слайдоскопа: сменяющие друг друга стоп-кадровые картинки в сочетании с анимационными кадрами и т.д.

В любом случае, необходимо помнить, что материал, который объединяется в сценарии, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее произведения.

В кино монтаж пришел из литературы, помните знаменные фразы из классических произведений, к которым применимы следующие виды художественного монтажа:

Контрастный монтаж:
"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень. "
(А. Пушкин)

Параллельный монтаж:
"Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели. "
(Н. Некрасов)

Линейный монтаж:
"Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. "
(Ф. Тютчев)

В результате монтажа данных литературных строк у каждого возникает свой образ - в зависимости от интеллектуального, эмоционального, жизненного запаса, а также от индивидуальной способности к образному восприятию.

Композиция есть организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Как уже говорилось выше, сценарное построение подчиняется всем нормам и законам драматургии. Поэтому все начинается с экспозиции. которая служит вводом в действие, является коротким своеобразным рассказом о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.

Очень важна в драматургии сценария кульминация - это высшая точка развивающегося действия, которая в противоборстве точек зрения, позиций, противоречий и которая призвана разрешить конфликт. И наконец - развязка. - т.е. способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Это очень важная часть композиции, которая несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Итак, идейно-тематическая основа, четко выраженный сценарно-режиссерский ход, композиционное построение будущего сценария - это не только элементы его построения, но и основные этапы работы над ним.

Кинематографическая картина, а следовательно, и сценарий бывают разбиты на весьма большое количество отдельных кусков (вернее, строится из этих кусков). Целый сценарий разбит на части; каждая часть разбита на эпизоды; каждый эпизод - на сцены и, наконец, каждая сцена строится из целого ряда кусков, снятых с разных точек зрения. Настоящий сценарий, который может быть пущен в работу, должен непременно предусматривать это главное свойство кинематографической ленты. Сценарист должен уметь писать на бумаге так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого куска и их последовательность. Построение из отдельных кусков сцены, из сцен - эпизода, из эпизода - части и т. д. называется монтажом. Монтаж является одним из значительных орудий впечатления, которым владеет кинематографист, а следовательно, и сценарист. Соединение частей образует сценарий. Картина делится обычно на несколько частей. Так же, как и монтаж частей, монтаж сценария из частей непосредственно связан с сюжетной разработкой. Для того чтобы сохранить зрителя для финального напряжения, весьма важно внимательно следить за тем, чтобы не создать ему в течение картины излишнего утомления. Вот два приема, которыми часто пользуются сценаристы:

1. Умелое распределение надписей (всегда рассеивающих зрителя), заключающееся в том, что большинство надписей сосредоточено в первых частях, в финальных же развивается непрерывное действие.

2. Разная длина частей.

Части не должны быть равновелики, поэтому первые две части делаются длиннее нормы, в расчете на свежего зрителя средние соответственно укорачиваются, чтобы дать отдых, а финальная снова удлиняется, чтобы не расхолаживать зрителя перерывом. Изложение настоящей главы шло в таком порядке: монтаж сцены, эпизода, части и наконец сценария. Такой порядок удобен для ясности изложения, фактическая же работа сценариста происходит обратным порядком.

Прорабатывается сюжет сценария, сюжет разбивается на куски, соответствующие частям, каждая часть разрабатывается по эпизодам, эпизод по сценам, и, наконец, сцена строится монтажно из кусков, соответствующих переносу аппарата.

Итак, идейно-тематическая основа определена, сценарно-режиссерский ход найден.

Следующим шагом является продумывание композиции будущего сценария, т. е. реализации конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция - это способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала.

Понятие "композиция" (от латинского - складывать строить) относится ко всем родам, видам и жанрам искусства, в том числе и к драме. Как уже неоднократно говорилось выше - в основе любого драматургического произведения лежит организация действия и конфликт. Конфликт - это столкновение жизненных противоречий, т.е. противоположных позиций, идей мировоззрений, идеологий.

Для сценариста - это средство организации развертывания основного конфликта через сюжет. А сюжет - последовательность событий, раскрывающих характеры действующих лиц. Существуют определенные закономерности в построении драматического произведения.

Композиционное построение сценарной драматургии имеет свою специфику и требует тщательной проработки.

Большую помощь в освоении этого теоретического материала может оказать система действенного анализа пьесы, разработанная народным артистом СССР Г.Н. Товстоноговым, которая наглядно может быть представлена в следующей схеме:

Если мы возьмем в качестве примера комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", то действенный анализ будет выглядеть так:
1. Исходное событие - фальшивое свидание Софьи с Молчалиным.
2 Основное событие - приезд Чацкого в Москву.
3. Центральное событие - объявление Чацкого сумасшедшим.
4. Финальное событие - изгнание Чацкого.
5. Главное событие - ". пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок".

Или вот "Ревизор" Н.В. Гоголя:
1.Исходное событие -- ". к нам едет ревизор!"
2.Основное событие - приезд ложного ревизора - Хлестакова.
3. Центральное событие - разоблачение Хлестакова
4. Финальное событие - сообщение о приезде настоящего ревизора.
5. Главное событие - ". над кем смеетесь, над собой смеетесь!"

Таким образом, мы должны следить при построении сценарного материала за логичностью развития темы. Каждый эпизод сценария должен быть связан смысловыми мостиками предыдущим и последующим. Но при этом должна быть законченность каждого отдельного эпизода, который должен обладать своей внутренней логикой построения и подчиняться всем законам драматургии, т.е. иметь свою завязку, кульминацию и развязку. Таким образом, он должен повторить в миниатюре весь сценарий.

Экспозиция организуется в самом начале сценарного действия. Таким образом, основное назначение пролога в том, чтобы вывести зрителя на тему сценария, создать необходимую атмосферу для наиболее полного раскрытия этой темы.

Завязка должна быть в 1-м эпизоде сценария, это основное событие, с которого начинается развитие конфликтной ситуации. Кульминация должна находиться в центральном эпизоде основного действия и, как правило, согласно закону "золотого сечения"1 ближе к финалу. Развязка должна находиться в последнем эпизоде, где все заканчивается, конфликт исчерпан, главная идея, ради которой все и происходило, выявлена. Но такая авторская идея должна еще раз прозвучать в финале сценария рекламного клипа.

Типы сценария

Кроме литературного сценария, который мы подробно рассматривали выше, существует еще один тип - режиссерский сценарий. В режиссерском сценарии определяется замысел режиссера. Правда, он записывается очень скупо, очень сухо, при помощи символических букв или цифр. Но символические буквы и цифры напоминают во время работы над кадром режиссеру, что именно он имел в виду.

Хорошо сделанный режиссерский сценарий должен давать/1 ясное представление о будущей картине. Он должен быть раз/ работай так, чтобы при его чтении возникал как бы ряд конкретных кадров. Чем точнее написан режиссерский сценарий, чем глубже анализ произведения, тем легче будет затем осуществлять замысел на съемочной площадке. Уже в литературном сценарии действие должно быть обозначено точно, но в режиссерском оно приобретает ясные кинематографические формы.

Генеральное отличие режиссерского сценария от литературного (авторского) заключается в том, что если режиссерский сценарий написан точно, то не только режиссер, не только актер, но и любой человек в съемочной группе - оператор, ассистент режиссера, звукооператор, костюмер и т. д. по этому документу должны знать, что им в каждом отдельном кадре нужно делать. Значит, это есть одновременно и изложение режиссерской воли и инструкция, и технический проект для съемочной группы. Режиссерский сценарий состоит из ряда отдельных кадров, в каждом из которых указываются крупность, метод съемки, точка зрения и длина кадра.

На практике литературный сценарий трудно отличить от режиссерского. Происходит это либо от собственной литературной беспомощности автора, либо от недоверия к режиссеру. Определение визуального решения фильма - это компетенция режиссера. Задача эта не менее сложная, чем разработка идеи или поиск образа. Поэтому процесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского.

Таким образом, если литературный сценарий - это в первую очередь рекламная идея фильма, то режиссерский - это партитура, на основании которой состоится вся дальнейшая работа съемочной группы.

Вот несколько.примеров литературного сценария с его последующим анализом:

1. Литературный сценарий.

Поздний вечер. На улице темно. Общий план: проезжая часть, автобусная остановка. По улице идут люди. К остановке подъезжает автобус, останавливается и отъезжает. Автобус на одну секунду приближается и снова удаляется. Автобус приближается, у него загораются фары. На этом фоне появляется надпись: "Скажи наркотикам НЕТ".

Следующий план. Молодые люди на вечеринке (в кафе или на дискотеке), в группах по нескольку человек. Они общаются между, собой чем-то обмениваются. Звучит медленная мелодия. Голос молодого человека за кадром: "Достало меня все. Родители грузят каждый день, с девчонкой своей разругался. Они говорят, что все это мелочи, так сказать, нужно хапнуть героина и все будет ОК".

Улица. Ночь. Тротуар и половина проезжей части. Несколько молодых людей спиной к нам удаляются в глубь кадра. Загораются фары автобуса, медленно гаснут. На их фоне появляется надпись: "Скажи наркотикам НЕТ".

Парень в невменяемом состоянии. Чьи-то руки держат его за плечи, сажают на стул. Парень вырывается. Мимо проходит человек в белом халате (этот кадр повторятся 2 раза). Звучит вступление из песни "Полчаса" группы "Тату" (длится до конца ролика).

Улица. Два врача везут каталку в больницу. На каталке лежит человек, накрытый простыней (черно-белая съемка).

Автобус (вид спереди). У него зажигаются фары и медленно гаснут. Появляется надпись: "Скажи наркотикам НЕТ".

2. Литературный анализ сценария.

Тема ролика - проблема наркомании среди молодежи. Губительные, страшные последствия применения наркотиков, непоправимый вред здоровью, искалеченные судьбы, сломанные жизни наркоманов, их близких и родных людей. Наркомания - это болезнь. Болезнь не конкретного человека, а целого общества, ^различие окружающих, одиночество, непонимание, проблемы в семье и личной жизни толкают молодежь на обманчивый J путь, который "обещает" разрешить все проблемы. Но день за днем наркоманы все глубже увязают в этой болезни, а связанные I с ней проблемы усугубляются: следует потеря семьи, работы, j исключение из учебного заведения; нарушение закона, ВИЧ, гепатиты, личностная и социальная деградация. По сути дела, к таким последствиям приводит непонимание человеком опасности приема наркотиков, хотя все знают, что наркотики - это плохо, что они ломают жизнь, что от них можно умереть.

Наркотики - это зло. Молодые люди, сами не желая того, ' становятся наркоманами. Они сами тяжело страдают и причина- I ют страдания бесчисленному множеству других людей. Наркомания наносит вред не только больному, но и обществу в целом. Заболевший исключается из созидательной деятельности, так как становится физическим и психическим инвалидом и его интересы сосредоточены на одном - как достать следующую порцию наркотического вещества. Наступающее снижение психических функций и ситуация социального конфликта, в которой оказывается наркоман (необходимость лжи, противозаконного добывания нар! котика), ведут к глубокой нравственной деградации личности зав болевшего и преступному поведению. С наркоманией необходимо бороться обществу в целом и каждому человеку в отдельности.

Проблема наркомании очень остро стоит среди молодежи. Именно поэтому целевая аудитория моего ролика - молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, учащиеся школ, лицеев, среднетехнических учреждений, вузов и т.д. Именно эта аудитория наиболее подвержена вредному, а подчас и губительному влиянию наркотиков. Молодежь должна знать, что эйфория, появляющаяся после приема наркотика, быстро проходит, и наступают тяжелые п(д

следствия. Широкая распространенность наркотических веществ их доступность толкает молодежь на обманчивый путь, сойти с которого очень нелегко. Именно поэтому государство, учебные заведения, СМИ должны проводить специальные акции, чтобы оградить молодежь от вредного влияния наркотиков.

Тематика ролика сама определяет его жанр - это трагедия. Трагедия конкретного человека и трагедия социума. Из-за наркотиков ломаются человеческие судьбы, гибнут люди. Наркомания среди молодежи часто возникает как результат "экспериментирования", неразумного любопытства. И это страшно. Как страшны последствия приема наркотиков. На физиологическом уровне это расстройства деятельности многих органов и систем организма, на психологическом уровне это глубокая деградация личности, на социальном - преступное поведение. В моем ролике показан парень, чья жизнь разрушена наркотиками. Можно сказать, что его больше нет с нами. Он ушел из жизни, как уходят сотни его сверстников.

2.5. Обоснование выбора темы и ее актуальность.

Проблема наркомании очень актуальна для России. Как показывает статистика, наркоманом потенциально может стать каждый (в то время как, например, к алкоголизму 15% населения предрасположены изначально). На этом фоне наркомания среди молодежи и особенно подростков выглядит ужасающе. Исследователи исходя из распространенности юношеской наркотизации, полагают особую уязвимость подросткового возраста по отношению к наркомании. Достаточными объяснениями наркотизации в этом жизненном периоде считаются обособление от взрослых, агрессивность к обществу, воспринимаемому как враждебное, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта и даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков. И конечно, подростки не представляют себе всех последствий приема наркотиков. Они не собираются становиться наркоманами. Но проблема заключается в том, что наркотизация не ограничивается первым приемом наркотика, а продолжается. А при отсутствии строгого контроля за производством и потреблением наркотических веществ в обществе, и существовании так называемого черного рынка наркотики становятся легкодоступными и привлекательными для многих подростков.

1. Литературный сценарий.

Стоит ясная солнечная погода. На чистом асфальте тормозит блестящая иномарка. Из автомобиля выходит молодой мужчина. Он закрывает дверь машины и некоторое время стоит, глядя на вывеску "КАЗИНО", которая светится над входом в здание на противоположной стороне улицы. Мужчина одет с иголочки: белая рубашка, элегантный костюм-тройка, стильная обувь. Он смотрит вперед, улыбаясь голливудской улыбкой, он чувствует себя "хозяином жизни". Затем мужчина медленной и важной поступью входит в дверь здания с яркой вывеской "КАЗИНО".

В казино - суета: игроки делают ставки, вращается рулетка, прыгает шарик, крупье перемешивает колоду карт, раздает игрокам.

Молодой человек выходит из казино. Его внешний вид резко изменился: волосы взъерошены, мятая рубашка навыпуск застегнута на пару пуговиц; он медленно с опущенной головой бредет по улице и, не зная, куда ему идти, садится на бордюр тротуара. Так он сидит, обхватив голову руками. Затем он поворачивает голову и видит сидящего рядом с собой плохо одетого ребенка с голодными глазами и протянутой к нему ручкой. Мужчина в порыве опускает руку в карман, но вспоминает, что у него нет ни копейки, виновато пожимает плечами. Он с раскаянием смотрит в большие, ясные глаза ребенка, а ребенок с надеждой смотрит на него.

2. Литературный анализ.

а) Тема: бездумная, безответственная, праздная трата денег и, как альтернатива, благотворительность.

б) Идея: убедить состоятельных людей в том, что праздная, безответственная трата денег приносит сомнительные удовольствия; что деньги, потраченные впустую, могли бы послужить на благо того, кто в них очень нуждается, но еще не может заработать, т.е. на благо беспризорных детей или просто сирот и голодающих.

г) Обоснование выбора темы.

Люди, которым относительно легко достаются деньги, которые живут в достатке, часто ведут праздный образ жизни. Испробовав море развлечений, они идут в казино, чтобы потратить деньги и получить свою порцию адреналина. Азарт поднимает их на пик острых ощущений и затягивает в пучину, из которой сложно вырваться. В итоге, не сумев вовремя остановиться, по иронии судьбы эти люди могут потерять все свои богатства. И тогда люди, которые были "хозяевами жизни", встают на одну ступеньку с голодающими и бедствующими и не знают, что им ждать от завтрашнего дня. Они видят рядом с собой бездомных сирот, голодных оборванных детей, которых раньше с высоты своего полета не замечали вовсе. Но теперь уже бывшие "хозяева жизни" не в состоянии помочь обездоленным.

Но если бы в свое время они обратили внимание на окружающий мир, заметили, что творится вокруг, направили бы свои богатства в нужное русло, то помогли бы не только голодным детям, но и себе.

д) Адресность тематики.

Социологический портрет целевой аудитории.

Мужчины и женщины от 20 до 50 лет, имеющие постоянный доход выше среднего уровня: успешные предприниматели, богатые наследники, бизнес-элита. Эти люди - частые посетители увеселительных заведений, ресторанов, клубов, а также казино.

1 Закон "золотого сечения", назван так в XIV веке. Суть сводится к следующему: "Целая линия рассекается на две составляющие так, чтобы линия целого относилась к большей части так же, как большая часть относится к меньшей. Обе части при этом пропорциональны двум числам: 1 и 1,618, при этом коэффициент пропорции - 0,618.

Отказ от ответственности. Публикуется исключительно с ознакомительными целями. Для использования книги необходимо приобрести ее у правообладателя.

Литературный сценарий - это

Литературный сценарий это:

Литературный сцена?рий (ист. и спец. применяется в кинематографе ) — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев. Литературный киносценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей должен отвечать и производственно- экономическим требованиям кинематографа.(типовой сценарный договор, утвержденный приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188)

Литературный сцена?рий  — полноценное художественное произведение, отвечающее специфическим и производственным требованиям фильмопроизводства, где с учётом зрительных и звуковых образов дается описание эпизодов фильма с диалогом актеров (Б. Н. Коноплев «Основы фильмопроизводства» М. «Искусство» 1969 стр.91)

Фактически, то что раньше называлось литературным сценарием — это и есть киносценарий в сегодняшнем понимании («Инструкция о порядке оформления договоров киностудий союзного и республиканского подчинения с авторами на написание киносценариев для художественных кинокартин, а также учёта и контроля за выполнением договоров», утвержденная приказом министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м; «Инструкция о порядке запуска художественных фильмов в производство», утвержденная приказом Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 7 марта 1964 года № 76).

Хотя в некоторых компаниях до сих пор используется понятие Литературный сценарий для определения киносценария.

Некоторые сценарные агентства для «увеличения объема работ» специально разделяют создание литературного сценария и киносценария, что опытными продюсерами пресекается на корню.

Понятие «Литературный сценарий» было введено исключительно для различия режиссерского сценария и киносценария, который ложился в основу фильма, поскольку и режиссёрский, и литературный сценарий являлись киносценариями.

В советское время создание литературного сценария выделялось в отдельный период создания фильма. Так же поступают до сих пор.

Содержание История

После Октябрьской революции, правда уже в 1919 году, был издан декрет, согласно которому вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность была национализирована путем реквизиции («О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения», Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1919 год, № 44, статья 433), а потому вся дальнейшая регламентация кино была производственной. Кинопроизводство начало входить в сферу интересов государства.

Именно в советский период становления киноискусства сложилась основа технологии кинопроизводства, используемая в отечественной кинопромышленности до сих пор, безусловно с учётом новых экономических и технических реалий.

В советское время, в основном, существовало два вида киносценариев:

Написанием литературного сценария в основном занимались выпускники сценарного факультета Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (ВГИК ), с учётом производственных требований, выставляемых Госкино СССР.

При каждой киностудии существовали сценарные редакционные коллегии (или сценарные отделы). Туда авторы сценариев высылали творческие (сценарные) заявки или либретто фильма. Далее по этим заявкам создавался тематический план редакционной коллегии, который утверждался Комитетом по кинематографии при Совете Министров СССР.

Утвержденной формы заявок не существовало. Однако, в типовом сценарном договоре (утвержденном приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188) в п.2 было указано, что киносценарий должен соответствовать утвержденной Студией и приложенной к договору творческой заявке Автора, «излагающей идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц».

Типовой сценарный договор всегда оформлялся по форме утвержденной Министром кинематографии СССР (Приказ Министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м).

На киностудиях существовали так же производственные требования в которые должен был вписаться автор литературного сценария при его создании. На 1956 год, например действовали следующие нормативы:

  • Длина фильма (для полнометражных художественных фильмов от 2500 до 2700 метров, по фильмам для детского зрителя от 2100 до 2300 метров) Литературный сценарий полнометражного фильма должен был уложиться в на 70-80 страницах машинописного текста, напечатанного через два интервала на одной стороне листа.
  • Количество съемочных объектов: от 30 до 35 (из них от 7 до 12 павильонных декораций и декораций на натуре от 1 до 2-х, остальное натурные съемки)
  • Общая площадь павильонных декораций должна была занимать от 2200 до 5000 кв.м. по фильмам различной сложности
  • Количество участников групповок и массовок до 6000 человеко-дней
  • Количество актеров-исполнителей главных и эпизодических ролей обговаривалась отдельно.

Так же могли обговариваться: времена года для съемки фильма, примерный объем летних и зимних съемок, участие определенных актеров и другие производственные параметры конкретных киностудий.

В среднем литературный сценарий имел до 30 основных эпизодов и содержал от 4 до 5 тыс. слов диалога.

Устанавливалось, что к каждому подготавливаемому студией сценарию прикреплялся редактор, ответственный за идейно-художественное качество принятого студией сценария и оказывающий помощь автору в процессе написания сценария (Из циркулярного письма Министерства кинематографии от 26 мая 1948 г. № 8/13-35).

Представленный Автором киносценарий Студия обязана была рассмотреть и письменно известить Автора либо о принятии (одобрении) киносценария, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений. Требования, направляемые Автору в письменном виде о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений, могли быть предъявлены Автору не более двух раз. Срок представления киносценария после внесения поправок устанавливался по соглашению сторон.

После создания сценария и утверждения их руководством киностудии, к литературным сценариям прилагался лимит на постановку фильма и литературные сценарии художественных фильмов рассматривались Главным управлением художественной кинематографии Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР и представлялись на утверждение руководства Комитета. И только после утверждения могла быть осуществлена постановка фильма.

В 1977 году Инструкцией Госкино СССР была предпринята попытка разделить сценарный период на создание литературного сценария и так называемого «киносценария», представляющего собой творческо-производственную разработку литературного сценария.

В «киносценарии» драматургическая разработка действия велась по сценам и эпизодам, а производственная по объектам съемки.

Перед каждой сценой писался ее номер, потом шел объект и время съемки (Пример: Объект-Сельсовет. Павильон. День (лето)), а далее лист делился на две части. В первой части описывалось действие, а во второй писались диалоги.

Форма, утвержденная данной инструкцией, просуществовала минимум до 1985 года. А в дальнейшем эта форма перекочевала на телевидение, образуя специальный вид сценариев: «Телевизионный сценарий».

В кинопроизводстве же утвердился голливудский формат киносценария, который вобрал в себя все лучшее от Литературного сценария образца до 1977 года и «киносценария». Его по старинке именуют Литературным сценарием, хотя в некоторых компаниях его уже называют «киносценарием».

Откуда берутся Литературные сценарии

Любой из перечисленных ниже источников может стать основой для будущего Литературного сценария:

  • Идеи
  • Изображения
  • Персонажи
  • Концепции
  • Исторические события
  • Народный эпос
  • Места
  • Сны
  • Реальные события
  • Фантазии
  • Воспоминания
  • Общественные проблемы
  • Новости
  • Газетные статьи
  • Переработка или адаптация литературных произведений (сценарий становится производным произведением — экранизацией)

С последним источником необходимо быть осторожнее, поскольку затронуты права других авторов.

Основные элементы Литературного сценария

Литературный киносценарий — это почти всегда компоновка следующих стандартных блоков:

  • БЛОК «Время и место действия»
  • БЛОК «Описание действия»
  • БЛОК «Имя героя»
  • БЛОК «Реплика героя»
  • БЛОК «Ремарка»
  • БЛОК «Титр»

Форма Литературного сценария прежде всего диктуется производственными особенностями конечного продукта-фильма.

Сюжетное построение Литературного сценария

Любой Литературный сценарий фильма, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

  • экспозицию — где зритель знакомится с главным героем или героями, миром в котором живут герои, местом и временем;
  • завязку — первое событие, где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению;
  • усложнение — событие, после которого герой или герои уже вынуждены делать какие-либо действия;
  • перипетии — самая большая часть фильма, когда герои сталкиваются с препятствиями, которые преодолевают;
  • кульминацию — самая высокая точка кипения, когда кажется что «дальше уже некуда»;
  • развязка — разрешение драматической ситуации;
  • финал («happy end»; философские рассуждения героев; событие, выводящее на новый круг; и др.)
Жанры Литературных сценариев

Структура жанров киносценариев, которые ложатся в основу фильма, в России широка и разветвлена, поэтому Российская система жанров оставлена для развлечения кинокритиков, а сейчас принято пользоваться Голливудской системой определения жанров. Голливуд выделяет четыре основных составляющих для определения рейтинга или параметров проката:

  • Тема фильма
  • Настроение, которое несет фильм
  • Формат фильма
  • Целевая аудитория

Первые два параметра используются для рекламы, вторые два — обычно выносятся в примечание к фильму.

Тема фильма делится на:

  • Криминал (Crime) — рассказывает о преступниках и борьбе с ними, раскрывает место, его характер и сферу преступной деятельности
  • Исторический (Historical) — рассказывает об исторических личностях и событиях
  • Научная фантастика (Science fiction) — технологии, космос и пр.
  • Спорт (Sports) — рассказывает о спортивных достижениях и борьбе с самим собой.
  • Подростковый (Teen) — вращается вокруг обычного конфликта подростков
  • Военный (War) — поля сражений и места, относящиеся к военному времени
  • Вестерны (Westerns) — истории об освоении дикого запада
  • Катастрофа (Disaster)- рассказывает о катастрофах, приводящих к апокалипсису

Список тем в принципе можно продолжать и продолжать.

Настроение, которое несет фильм, делится на:

  • Действие (Action) — как правило, предполагает моральное воздействие на выбор между «хорошо» и «плохо» разыгрывается с помощью насилия или физической силы.
  • Приключение (Adventure) — привлекаются чувства опасности, риска и / или шанса, часто с высокой степенью фантазии.
  • Комедия (Comedy) — с целью вызвать смех
  • Драма (Drama) — в основном ориентирована на развитие персонажа, часто в ситуациях, которые знакомы широкой аудитории.
  • Фэнтези (Fantasy) — вымысел внешней реальности (то есть миф, легенда).
  • Ужасы (Horror) — с целью вызвать страх.
  • Мистика (Mystery) — переход от неизвестного к известному по выявлению и решению ряда почти неразрешимых проблем.
  • Романтика (Romance) — останавливается на элементах романтической любви
  • Триллер (Thrillers) — целью вызвать возбуждение и / или нервное напряжение в аудитории.
  • Нуар (noir)- характеризуется особой атмосферой пессимизма и безысходности.

Формат фильма в свою очередь делится на:

  • Жизненное действие (Live action) — наиболее распространенный. Живые люди в предлагаемых обстоятельствах
  • Анимация (Animation) — быстрое отображение последовательности 2-D рисунков или 3-D моделей для того, чтобы создать иллюзию
  • Биография (Biography) — также известный как «биографический фильм», формат, который рассказывает о реальной истории исторической личности и событиях в ее жизни происходящих.
  • Документальный (Documentary) — снимается на основе реальных событий, фактов, личностей
  • Мюзикл (Musical) — песни в исполнении персонажей и вплетены в повествование.

По целевой аудитории фильмы делятся на:

  • Детские фильмы (Children’s film) — фильмы для детей младшего возраста; в отличие от семейных фильмов, не прикладывается никаких особых усилий, чтобы сделать фильм привлекательным для другой аудитории.
  • Семейный фильм (Family film) — это должно быть привлекательным для людей всех возрастов и пригодные для просмотра на молодежную аудиторию. Примерами этого являются фильмы компании Дисней
  • Фильмы для взрослых (Adult film) — предназначены для просмотра только взрослой аудитории, содержание может включать в себя насилие, нарушения норм, непристойный язык или явное сексуальное поведение.
Процесс создания Литературного сценария

Гениальные сценарии создаются по наитию, но действует тот же принцип, что и в литературе: «Можешь не писать-не пиши».

Они рождаются в сознании сценариста, а потом выплескиваются на бумагу.

Но что делать, когда есть идея, а ты не знаешь как ее выплеснуть на бумагу? Или когда нет тяги к написанию, а писать надо?

Для этого существуют особые тонкости, которые знакомы только профессиональным сценаристам.

После того, как у вас появилась идея — оформите ее в виде слов. Два-три предложения, которые будут отвечать на вопрос: «О чем фильм?». Такое описание называется «лог-лайн».

Когда ваша идея воплощена в словах, ваша идея должна быть воплощена в сюжет. Вы выбираете жанр ее представления, а потом пишите сюжет. Для этого существует отдельный документ — «синопсис». Синопсис — это изложение сюжета в литературной форме. Некоторые начинающие сценаристы делают ошибку, когда не пишут данного документа. В дальнейшем в их законченном киносценарии сюжет может уйти совсем в другую сторону.

После того, как вы определились с сюжетом, вам необходимо создать описание персонажей, которые участвуют в вашем сюжете. При описании, персонажи делятся на главные и второстепенные, подробно указываются: имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные и иные связи с другими персонажами. Для этого существует «лист описания персонажей» («Поперсонажник»). Частой ошибкой начинающих сценаристов является путаница в характеристиках персонажей. В одной сцене персонажу 30 лет, а в другой уже 35, причем действие происходит на следующий день.

Очень важным для производства является количество съемочных объектов и их описание. Съемочный объект — это место действия. Место действия во многом характеризует героев, а потому требует описания. Начинающие сценаристы с объектами съемок допускают те же ошибки, что и с персонажами. В один день квартира украшена картинами, в другой день «пустая комната». Возникает вопрос: квартиру ограбили? Для описания объектов съемок существует отдельный документ — «Лист объектов съемок».

Лог-лайн, синопсис, лист описания персонажей и лист объектов съемок в дальнейшем служит для самоконтроля сценариста при написании сценария, а также для избегания элементарных логических ошибок. Эти документы могут расширяться, а в дальнейшем они упрощают работу съемочной группы.

Чем меньше съемочных объектов и героев, и чем интереснее сюжет, тем больше вероятность постановки фильма по сценарию.

После того, как вы сформировали все данные документы, вам необходимо определить последовательность сцен и эпизодов. Для этого существует так же отдельный документ, который называется — «сценарный план» («поэпизодник», «посерийник», «поблочник» и т. д.). В нем вы излагаете последовательность событий и действий.

Когда «сценарный план» сформирован, вы приступаете к написанию диалогов (непосредственно киносценарию) на основании всего вышеперечисленного. Особое внимание в диалогах уделяется раскрытию характеров персонажей и «говорящим деталям», поскольку само действие уже детально проработано.

С советских времен технология создания литературных сценариев не изменилась. Все так же подаются заявки. Подбор сценарных идей осуществляется все теми же редакторами киностудий, но теперь уже с учётом мнений основных игроков рынка: кинпрокатчиков и телевизионных компаний. Некоторое время назад на этот рынок начали выходить интернет-компании, которые набирают обороты по заказу фильмопродукции.

А уже потом, после подписания договора, пишется Литературный сценарий.

На основе Литературного сценария режиссером-постановщиком пишется так называемый «Режиссёрский сценарий », представляющий из себя изобразительное решение Литературного сценария.

Особенности создания Литературных сценариев сериалов

При создании сценарных произведений для сериалов, существует особая технология.

При создании сценарных произведений для сериалов в команде сценаристов работают: «главный автор», «сюжетчики» и «диалогисты».

В обязанности «главного автора» обычно входит создание «концепции сериала» (описание проекта), создание команды авторов и утверждение ее у продюсера, правка и редактирование материалов, предоставляемых командой авторов.

В обязанности «сюжетчиков» обычно входит создание сценарных планов: посерийных и поэпизодных, а также развернутых синопсисов.

В обязанности «диалогистов» обычно входит написание диалогов (собственно киносценариев) на основе утвержденных «концепции сериала», сценарных планов и развернутых синопсисов.

Перед работой над проектом главный автор подает заявку. Формы заявки до сих пор не существует, однако чаще всего в заявке указывается:

  • названия проекта;
  • жанр;
  • логлайн, основные герои, краткое изложение (краткий синопсис);
  • целевая аудитория;
  • предполагаемый хронометраж фильма/серии;
  • количество серий (если это сериал).

Иногда указывается полная композиция проекта.

В дальнейшем, усилиями основного сценариста (главного автора) эта заявка расширяется и превращается в «библию проекта» (или концепцию проекта). Концепция сериала (описание проекта, библия проекта), согласно обычаям делового оборота, это отдельный документ, который разрабатывается сценаристами до начала работы над сериалом и в полном виде включает в себя:

  • Название проекта
  • Лог-Лайн проекта — это одно или два предложения, которые рассказывают все про сериал и могут быть использованы как средство двойного контроля во время написания сценария.
  • Формат проекта — Вертикальный, горизонтальный или вертикально-горизонтальный сериал. Количество серий. Количество минут в серии. Необходимые примечания.
  • Жанр и структура проекта — жанр проекта, композиция проекта
  • Краткий синопсис сериала — Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект). Размер краткого синопсиса — не более страницы. Включает весь сериал.
  • Идея и тема сериала — Идея — это мысленный прообраз сериала, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) сериала.
  • Сюжетные линии — вертикальные и горизонтальные сюжетные линии, главная и второстепенные сюжетные линии.
  • Мир и антимир — мир, в котором живут и действуют герои, и мир, в который они попадают. Описание этих миров добавляют красок к проекту и работают на контраст героев и окружающей их обстановки.
  • Описания персонажей — полный список персонажей (главные и второстепенные — имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные связи с другими персонажами)
  • Развернутый посерийный синопсис — описание сюжета серий.
  • Список и описание Объектов — описание объектов, в которых происходит действие.

Когда сформирована концепция, написаны сценарии первых серий сериала и сценарии серий приняты, начинаются съемки сериала.

Необходимо отметить, что в сериалах главным автором фильма является не режиссер-постановщик, а скорее «главный автор сценария».

Стандарты форматирования Литературного сценария

В Советское время объем сценария рассчитывался от метража кинопленки. 2500—2700 метров кинопленки равнялось 70-80 страницам машинописного текста, написанного через два интервала. С появлением видеосъемочного оборудования измерения по метражу пленки стало неактуальным.

Сейчас практически у всех есть чудо техники — компьютер — с программой MS Word, поэтому достаточно установить шаблон разметки и потом использовать его с помощью кнопки «Формат по образцу».

Первыми применили компьютерную разметку в Голливуде Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America). При их разметке страницы 1 лист формата A4 приблизительно равнялся одной минуте экранного времени.

Благодаря доступному программному обеспечению написать сценарий в правильном формате стало проще. Вот некоторые из современных американских программ для этой цели: FinalDraft, Scriptware, Movie Magic и Script Thing. Большая часть из них может форматировать текст прямо по ходу набора.

Однако при применении этих программ в России возникли проблемы связанные с языком и одна страница уже не равнялась приблизительно одной минуте экранного времени.

Поэтому российские сценаристы разработали свой формат написания сценария и даже свою программу «Писарь».

На данный момент разметка российского сценария выглядит следующим образом:

  • Шрифт: Courier New
  • Размер шрифта: 12
  • Выравнивание: по левому краю
  • Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются
  • Поля страницы: Верхнее — 2,5 см, Нижнее — 1,25 см, Левое — 3,75 см, Правое — 2,5 см. Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева — 6,75 см, Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева — 3,75 см, Справа — 3,75 см, Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева — 5,5 см, Справа — 4,5 см, Остальное без изменений.

Новшество было воспринято крупными кинопроизводителями и прежде всего телеканалами. На телеканалах все измеряется в хронометраже. Сценарии написанные в ином формате на каналах могут быть отправлены в корзину не читая. Исключение составляют именитые сценаристы.

Литературный сценарий, как объект авторского права

Литературный сценарий относится к отдельному виду произведений — сценарные произведения, и служит основным произведением для создания производного аудиовизуального произведения — фильма или сценарного произведения-режиссерского сценария (ст.1259 ГК РФ).

Литературный сценарий созданный на основе произведений литературы, является производным произведением от этих произведений литературы — экранизацией (ст.1259-1260 ГК РФ). Создание экранизации может осуществляться только с согласия автора литературного произведения и на основании соответствующего договора (ст.1260 и 1270 ГК РФ).

Литература

«Единое положение о съемочной группе по производству художественных кинофильмов и правах и обязанностях основного ее состава» Москва, Госкиноиздат, 1947 год

«Справочник по производству художественных фильмов» Москва, Искусство, 1958 год

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства — 1-е изд. — М. «Искусство», 1969.

«Кинопроизводство. Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний. ДСП» Москва, Искусство, 1973 год

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М. "Искусство", 1975.

Г. Н. Горюнова «Организация производства кинофильмов» М, Искусство", 1983

Девид К. Ирвинг и Питер В. Ри «Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов» Москва, ГИТР, 2008

О. Смирнова «Формат разметки сценария»

Ссылки Категории:
  • Технологии кино и видео
  • Индустрия кино и видео
Смотреть что такое "Литературный сценарий" в других словарях:

Сценарий — У этого термина существуют и другие значения, см. Сценарий (значения). Для улучшения этой статьи желательно. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторите … Википедия

Режиссёрский сценарий — Режиссёрский (режиссёрско монтажный; постановочный) сценарий (ист. и спец. применяется в кинематографе)  это непосредственный итог углубленного изучения режиссёром литературной основы будущего фильма. Это как бы запись фильма, родившегося в … Википедия

Я пришёл дать вам волю (сценарий) — Я пришёл дать вам волю Жанр Историческая драма Режиссёр Василий Шукшин Автор сценария Василий Шукшин В главных ролях … Википедия

Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий — Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий  престижная награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно. Награду получает автор, чей сценарий базируется на основе какого либо литературного произведения (роман, пьеса,… … Википедия

Премия «Оскар» за лучший литературный первоисточник — Премия «Оскар» за лучший литературный первоисточник  награда Американской академии киноискусства, присуждавшаяся с первой церемонии вплоть до двадцать девятой. Премию получал автор оригинального литературного материала, на основе которого… … Википедия

Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий — Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий  престижная награда Американской академии киноискусства, которая ежегодно присуждается за сценарий, не основанный на опубликованном ранее материале. Ниже перечислены фильмы, удостоенные этой… … Википедия

КИНОПРОИЗВОДСТВО — КИНОПРОИЗВОДСТВО, одна из основных отраслей кинематографии. Включает художественно творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. Кинематограф зарождался в конце 19 века. Поначалу это… … Энциклопедия кино

Кинобизнес — Кинопроизводство одна из основных отраслей кинематографии. Включает художественно творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. Содержание 1 История 2 Создание фильма 3 Современное… … Википедия

Габрилович, Евгений Иосифович — Евгений Габрилович Имя при рождении: Евгений Иосифович Габрилович Дата рождения: 17 (29) сентября 1899(1899 09 29) Место рождения … Википедия

Русский перевод (телесериал) — Русский перевод Russkij Perevod ????? ????? Жанр боевик, политический детектив Режиссё … Википедия

Книги
  • Литература и кино. Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Кинемотограф возник в конце 19. как зрелище, основанное на оптической технике: запечатление на светочувствительной пленке движущихся объектов и… Подробнее Купить за 1125 руб
  • Игра в кино. Эдуард Тополь. В книгу известного писателя, автора международных бестселлеров Эдуарда Тополя вошли новый роман `Игра в кино`, а также киносценарии разных лет… Подробнее Купить за 280 руб
  • Пересвет. Сценарий художественного фильма. Александр Мынто. Перед вами историческая приключенческая драма с песнопениями (сценарий художественного фильма, литературный вариант). Этот сценарий автора Александра Мынто (актера, режиссера, сценариста)… Подробнее Купить за 260 руб
Другие книги по запросу «Литературный сценарий» >>