Руководства, Инструкции, Бланки

замечательные образцы ювелирных изделий уйсуней были найдены img-1

замечательные образцы ювелирных изделий уйсуней были найдены

Рейтинг: 4.5/5.0 (1828 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Замечательные образцы ювелирных изделий уйсуней были найдены

Найденные при раскопках курганов предметы позволяют судить, что уйсуны умели плавить железо. Они изготовляли из него ножи, кинжалы, мечи, наконечники стрел. Также уйсуны добывали на рудниках медь, свинец, олово и золото. Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Уйсунские мастера из драгоценных металлов и камней изготавливали бусы, перстни, серьги, браслеты, зеркала, застежки для одежд и другие предметы. Для того, чтобы они были еще более красивыми, мастера инкрустировали их полудрагоценными камнями - бирюзой, опалом, гранатом. Золотые изделия дополнялись мелкими блестящими камешками.

Посуду изготовляли женщины из глины на гончарном круге или путем напластования глины на тканевую основу вручную. Мастера выдалбливали из дерева большие плоские блюда, чаши и ковши. Также широко использовалась у уйсунов деревянная посуда для хранения пищи, для переноса воды и молока.

В уйсуиском хозяйстве широкое распространение получили такие виды ремесла, как прядение, вышивание, выделка кожи, изготовление предметов и вещей из камня и кости. Прядение и ткачество развивались путем ежедневного изготовления кошм, вязания одежды из шерсти. Для ткачества использовался простейший ткацкий станок, а для прядения шерсти - обыкновенное веретено.

Из камня делали орудия труда - кетмень, зернотерки, ступы; предметы быта - головка веретена, точила; из различных драгоценных камней - бусы и ожерелья. Из кости выделывали наконечники стрел, пуговицы и другие необходимые для повседневного быта вещи.

Уйсуны разрабатывали месторождения медесодержащих, золотосодержащих руд. Путем плавки железа, меди, бронзы получали топоры, серпы, ножи, иглы, гвозди, котлы, жертвенники, оружие. Перстни с фигурками Широко распространилась традиция инкрусти-

сидящих верблюдов. ровать драгоценными камнями золотые, серебря-

ные изделия. Замечательные образцы этого искусства найдены при раскопках захоронения Актас. Такие ценные камни, как агат, изумруд, яшма использовались при изготовлении бус и ожерелий. Золотые вещи украшались зернью - мелкими шариками, вставками из бирюзы, сердолика.

Бронзовые казаны. Найдены в окрестностях Алматы.

Обычаи, традиции и верования уйсунов. Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Археологи собрали материал об этом путем изучения погребений древних уйсунов. Известно, что самые большие курганы у уйсунов были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м.

Структура уйсунских курганов следующая. Обычно они представляли собой скопление песка, дерна и камня. Иногда основание или верх кургана обкладывали небольшими круглыми камнями размером с казан. Когда археологи открыли верхний слой уйсунского кургана, то обнаружили под ним слой камней, выложенных по кругу. Это был галечный слой. В центре кургана располагалась могильная яма.

Уйсуны хоронили покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. По представлениям древних уйсунов, умерший обязательно оживал. Поэтому в его могилу ложили все необходимые при жизни вещи. Раскопанные учеными могилы отличались по размерам и по набору вещей, положенных в них. Если покойный был при жизни богатым и знатным человеком, в его могилу ложили ценные предметы, самую дорогую одежду. Раскопки могил показали, что часто в могилу ложили посуду: глиняную и деревянную. В ней была пища. В могилу мужчин ложили седла, конскую упряжь и уздечки, оружие — лук и стрелы, кинжал, копье, нож.

Древние уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы. Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках. Археологи нашли ритуальные подсвечники, жертвенную

посуду. На глиняных предметах и посуде нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца.

1. Каким местам отдавали предпочтение уйсуны при строительстве жилищ и поселений? Какие виды скота выращивались уйсунами?

Какие вещи изготовливались уйсунами для повседневного применения? Какие материалы использовались для их изготовления?

Используя рисунки в тексте, составьте рассказ об изделиях уйсун- ских ремесленников.

В каком регионе Казахстана находят больше всего памятников уйсунско- го периода? Покажите на карте. Составьте рассказ об обычаях, традициях и верованиях уйсунов.

[. |Вопросы для самопроверки

Из чего древние уйсуны возводили стены своих жилищ?

Из дерева С. Из глины

Из камня D. Не строили жилищ

Что изображали на глиняных сосудах уйсуны?

Другие статьи

Кто такие уйсуны

кто такие уйсуны

Голосование за лучший ответ

Darling *** Мудрец (15286) 1 год назад

Памятники уйсунской культуры в основном со­средоточены в Семиречье, относятся к IIIв. до н. э. -IVв. н. э. В раннем желез­ном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населе­ны племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н. э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.

Их столица Чигучен или Чигу (Красная долина) находилась южнее оз. Ис­сык-Куль и р. Или. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. У знати, правителей и военачальников тамги для таврования лошадей были золотые и серебряные, у рядовых общинников – из глины. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.

Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были об­наружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остат­ки древних городищ. Уйсуны плавили железо, добывали медь, свинец, олово, золото. Глиняную посуду делали на гончарном круге.

Инкрусти­рованные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими ша­риками.

Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем, граничи­ли на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кангюем, насчитывали 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.

Уйсуны в антропологическом отношении являлись ев­ропеоидами.

Научных сведений об уйсунах очень мало, их получают, изучая древние погребения. Объем и размер кургана, возведенного над могилой че­ловека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Хоронили головой на восток, клали в могилу все необходимые при жизни вещи. Рисунки на жертвенниках доказывают поклонение уйсунов сверхъестественным силам. На глиняной посуде нарисованы солярные знаки (изображения солнца).

В Каргалинском ущелье найдена диадема племени усуней.

Историк Никулин Сергей Владимирович

Памятники уйсунской культуры в основном со­средоточены в Семиречье, относятся к IIIв. до н.э.-IVв.н.э. В раннем желез­ном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населе­ны племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со IIвека до н.э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь .

Их столица Чигучен или Чигу (Красная долина) находилась южнее оз. Ис­сык-Куль и р.Или. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек », и родоправители. Пленных обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. У знати, правителей и военачальников тамги для таврования лошадей были золотые и серебряные, у рядовых общинников – из глины. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.

Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были об­наружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остат­ки древних городищ. Уйсуны плавили железо, добывали медь, свинец, олово, золото. Глиняную посуду делали на гончарном круге.

Инкрусти­рованные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими ша­риками.

Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. граничи­ли на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кангюем, насчитывали 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.

Уйсуны в антропологическом отношении являлись ев­ропеоидами.

Научных сведений об уйсунах очень мало, их получают, изучая древние погребения. Объем и размер кургана, возведенного над могилой че­ловека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Хоронили головой на восток, клали в могилу все необходимые при жизни вещи. Рисунки на жертвенниках доказывают поклонение уйсунов сверхъестественным силам. На глиняной посуде нарисованы солярные знаки (изображения солнца).

В Каргалинском ущелье найдена диадема племени усуней.

История Казахстана 6 класс: Хозяйство и быт уйсунов

Хозяйство и быт уйсунов

Китайские источники характеризуют уйсунов как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 20 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные

Зимовали в Мойынкуме и Прибалхашье. Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. А кочевые уйсуни жили в юртах. Часть уйсунов занималась земледелием.

В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов. Следы обработанных полей, орудия земледелия. Были найдены остатки оросительных каналов. Выращивали ячмень, просо.

В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки нескольких древних городищ. В предгорьях имели постоянные жилища. Поселения состояли из 4-5 жилищ. Жилища возводили из камня, также и из саманного кирпича. Внутри жилища стоял каменный очаг.

Древние источники свидетельствуют, что уйсуны сажают деревья, имеют города и предместья.

Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу.

Ярким памятником ювелирного искусства уйсунов являлась — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н. э. — II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.

Самые большие курганы уйсуней были диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м. Они представляли собой скопление песка, дерна, камня. Иногда основание или верх курган обкладывали небольшими круглым камнями размером с казан. В центре кургана находилась могильная яма.

Хоронили покойного в центре кургана, на спину головой на восток. Часто в могилу ложили все необходимые при жизни вещи, часто ложили посуду.

Вопросы к конспектам

В каком поселении уйсунов были найдены доказательства существования земледелия:

Качество ювелирных изделий

Качество ювелирных изделий

Контроль качества ювелирных изделий из сплавов драгоценных металлов проводят внешним осмотром. При контроле проверяют правильность оформления этикеток, правильность формы изделия, наличие на каждом изделии соответствующего сопроводительным документам клейма госинспекции пробирного надзора и именника предприятия-изготовителя, массу изделия, качество отделки, исправность замков и шарнирных соединений, наличие, целость и прочность закрепления вставок, соответствие размерам. Изделия осматривают невооруженным глазом на фоне листа белой бумаги при дневном свете или освещении лампы дневного света. Осмотр пробирного клейма, именника и вставок проводят с использованием 6 х или 10 х лупы. Оттиски клейма госинспекции пробирного надзора и именника изготовителя должны быть четкими.

Парные изделия (серьги, запонки) должны соответствовать друг другу по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок. На поверхности изделий не должно быть вмятин, царапин, пятен, потертостей, ухудшающих внешний вид изделий. Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов и трещин. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно. Возможность выпадения вставок должна быть исключена. Концы крапанов и корнеров должны быть плотно прижаты к поверхностям вставок. Контроль качества закрепки вставок производится визуально, встряхиванием и легким покачиванием вставки (со стороны площадки) закругленным деревянным стержнем. Поверхность вставок должна быть блестящей, полированной. Ребра граней вставки должны быть четко выражены. Все элементы огранки верха должны быть визуально симметричны элементам огранки низа. Замки в изделиях должны исключать само

произвольное их открывание и быть удобными в пользовании. Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов. Работу замков и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробованием их в действии. Цепочки не должны иметь деформированных звеньев. Массу изделий из сплавов драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах с точностью до 0,01 г для изделий из сплавов золота, платины и металлов платиновой группы и с точностью до 0,1 г — из сплавов серебра.

Размер колец определяется с помощью конусного кольцемера и должен соответствовать установленным размерам и маркировочным данным.

Требования к качеству ювелирных изделий подразделяют на группы:

— к материалам и к конструкции;

— к размерам;

— к отделке, массе изделий.

Необходимо, чтобы все детали были прочно смонтированы, замок надежно работал, а шарнирное соединение обеспечивало бы плавное открытие створок, без перекосов и люфтов.

Поверхность изделий должна быть чистой, ровной, защитно-декоративные покрытия — без подтеков, царапин, пятен, отсло­ений и посторонних включений.

Качество ювелирных товаров должно соответствовать требо­ваниям ГОСТ. Качество изделий из драгоценных металлов начи­нают проверять с наличия клейма и именника предприятия-изго­товителя. Ювелирные товары подвергают 100 %-й проверке.

Качество внешнего вида изделий, упаковки, маркировки про­веряется визуально невооруженным глазом при свете электриче­ской лампочки в 30—40 Вт, при расположении источника света на расстоянии 25—30 см. Срок обнаружения скрытых дефектов изделий с драгоценными камнями, а также шарнирных соединений у серег и браслетов — 18 месяцев со дня продажи, а у остальных изделий — 12 месяцев.

По ГОСТу (ISO)-8402. качество - это совокупность потребительских свойств продукции, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) и способных удовлетворять текущие или перспективные потребности.

При оценке качества товаров различают такие понятия, как контроль качества и оценка уровня качества.

Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного изделия требованиям, установленным стандартами и другими нормативными или нормативно-техническими документами. В процессе проведения контроля качества контролер регистрирует значение того или иного показателя качества в проверяемом образце, а затем найденное значение сравнивает со значением, приведенным для этого же показателя в нормативных или нормативнотехнических документах. Чаще всего целью контроля качества является установление сорта конкретного образца или отбраковка дефектных изделий.

Контроль качества проводится на разных стадиях производства и обращения товара. Например, производитель осуществляет входной, оперативный и выходной контроль качества, то есть контролирует качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования (качество образца-эталона и технического описания или качество авторского образца для изделий единичного производства), качество изготовления на определенных технологических этапах, а также качество готового изделия.

При передаче товара от одной стороны к другой осуществляется наиболее жесткий приемочный контроль качества, как, например, в процессе приемки товара торговыми организациями. Приемочный контроль может быть сплошным и выборочным. В оптовых организациях торговли изделия из драгоценных металлов проходят сплошной (100%-й) контроль качества. Все остальные ювелирные изделия подвергаются выборочному контролю, выборке подлежат 10% изделий партии, но не менее 10 изделий. На предприятиях розничной торговли проводят сплошной контроль всех ювелирных изделий.

Контроль качества ограненных вставок

Ограненные ювелирные вставки в настоящее время могут реализовываться конечным потребителям (частным лицам), однако, в основном продукция, выпускаемая ограночным предприятием, закупается производителями готовых ювелирных изделий со вставками.

Наиболее важным для ограночного предприятия является контроль качества готового изделия, в результате которого ограненная вставка относится к той или иной группе качества (или же отбраковывается). В качестве примера проведения такого контроля качества на ограночном предприятии ниже описывается процедура контроля качества бриллианта, как наиболее сложная и ответственная (из-за высокой стоимости каждой вставки). Ограненные вставки из другие минералов могут оцениваться аналогично или же по более упрощенной схеме.

Требования к качеству изготовления бриллиантов изложены в ГОСТ Р 52913-2008 «Бриллианты. Классификация. Технические требования» и ТУ 117-4.2099-2002 «Бриллианты. Технические требования. Классификация». В настоящее время существуют четыре группы качества огранки бриллиантов: А, Б, В, Г. За основу деления на группы качества взяты пропорции ограненного камня. Значения параметров бриллиантов той или иной группы качества огранки представлены в таблице.

Группы качества огранки бриллиантов по ГОСТ Р 52913-2008

Из таблицы видно, что для отнесения ограненного бриллианта к той или иной группе качества используется пять основных показателей: средний диаметр рундиста; диаметр площадки; высота рундиста; углы наклона граней верха и низа к плоскости рундиста. Для бриллиантов простых форм огранки предусмотрены только две группы качества, для бриллиантов более сложных форм огранки дополнительно введены группы В и Г. В двух последних группах качества предусмотрены менее жесткие требования к пропорциям ограненного камня. Кроме того, к группам огранки В и Г относят бриллианты, имеющие открытые дефекты на поверхности (в этом случае отнесение к группе В или Г зависит от размера дефектов). Бриллианты фантазийных форм огранки с нетрадиционным количеством и расположением граней относят к группе огранки Б или ниже.

Кроме этих пяти основных показателей при контроле качества огранки определяют и другие. В общем виде процесс можно условно разделить на два этапа:

1) контроль пропорций и симметрии ограненного камня;

2) контроль качества обработки поверхности.

При контроле пропорций кроме пяти показателей, показанных в таблице, устанавливаются следующие показатели качества: высота короны и павильона; высота рундиста; величина отклонений рундиста от идеальной круглой формы.

Оценка показателей пропорции обычно осуществляется с помощью пропорциоскопа. Этот прибор позволяет определить пропорции бриллианта и степень их совершенства при сравнении проекции исследуемого камня со схематическим изображением бриллианта с идеальными пропорциями. Кроме того, существуют дополнительные методы определения отдельных показателей пропорции. Например, углы наклона короны и павильона могут определяться визуально с помощью эталонных уголков. Глубину павильона можно оценить приблизительно с помощью лупы и пинцета по размеру отражения площадки в гранях низа. При этом бриллиант просматривают через низ перпендикулярно площадке. Отражение площадки будет выглядеть на гранях низа как темный ободок.

Диаметр бриллианта оценивается в мм путем расчета среднего значения между его минимальным и максимальным диаметрами по рундисту.

Диаметр площадки в % от диаметра бриллианта. Площадка, размер которой составляет 55-63% от диаметра бриллианта по рундисту, будет признана отличной. Величину площадки можно определить также некоторыми вспомогательными методами.

Высота короны зависит от показателя угла наклона граней короны к рундисту. Обычно угол наклона граней короны (а) лежит в пределах значений от 30 до 40 град. идеальным большинство экспертов считают угол 34 град.

Глубина павильона взаимосвязана с показателем угла наклона граней павильона к рундисту. Идеальным большинством экспертов будет признан павильон глубиной 41—43%, но на практике павильон может быть и меньше 40%, и больше 50%.

При оценке рундиста учитываются его высота и величина отклонения от идеальной круглой формы. Поскольку у стандартного бриллианта полной бриллиантовой огранки рундист имеет 16 граней, то обычно проводят 16 измерений и вычисляют среднее арифметическое. За среднее арифметическое принимается такая толщина, которая чаще всего встречается на данном камне. Оптимальным считается рундист от тонкого до слегка толстого. Термины, применяемые для описания толщины рундиста, представлены в табл.

Термины, применяемые для описания толщины рундиста

Последовательная оценка формы площадки (возможно отклонение от правильного восьмиугольника), граней звезды, граней верха, клиньев верха, клиньев низа, граней низа

Незначительное отклонение симметрии

При некачественной огранке может проявиться дефект симметрии, называемый дополнительной гранью, характеризующийся появлением лишней грани, не предусмотренной данной формой огранки. В этом случае различают:

1. Найф-остаток поверхности исходного кристалла алмазного сырья. Обычно расположен в зоне рундиста, может располагаться на верхней или нижней части бриллианта. Часто имеет неровную поверхность, такую же, как и природный кристалл. Если найф (или найфы) имеет незначительный размер, не виден при просмотре бриллианта через верх, то он не влияет на оценку по чистоте, является характеристикой симметрии и оценивается как незначительное искажение симметрии.

2. Экстрафацет - дополнительная грань, нанесенная огранщиком, имеет полированную поверхность и может располагаться практически в любом месте. Если экстрафацет не влияет на оценку по чистоте, то его также относят к незначительному искажению симметрии.

Оценка калетты представлена в табл. Хорошей считается калетта, не видимая невооруженным глазом. Для калетт, видимых невооруженным глазом, при оценке глубины павильона из высоты нижней части бриллианта вычитают: большая калетта - 1% (от диаметра рундиста), очень большая - 2%, чрезвычайно большая - 3%. Наилучшими для бриллианта являются очень маленькие, маленькие или средние калетты. Если на месте калетты находится шип, то указывается «калетта отсутствует» или «калетта точечная».

Технологические возможности изготавливать у бриллианта шип появились сравнительно недавно. Поэтому почти все бриллианты старинной огранки имеют большие калетты, которые выглядят при просмотре через площадку как темное пятно, т. е. часть света, который входит через верх бриллианта, не претерпевает полного внутреннего отражения и теряется. Шип является самой хрупкой частью бриллианта. При огранке, перевозке или закрепке камня, он может быть сколот или завальцован, что считается дефектом качества обработки.

Термины, применяемые для оценки размера калетты

Высота верхних клиньев должна составлять 40-50% высоты верха, а высота клиньев низа - 75-90% высоты низа, но на каждом отдельном бриллианте она должна быть одинакова. Ребра между гранями и клиньями бриллианта должны быть четкими.

Допускается наличие калетты размером не более 2% от диаметра или ширины бриллианта массой до 0,49 карат и не более 1% от диаметра или ширины бриллианта массой от 0,50 карат. На бриллиантах массой от 1,00 карат допускается калетта в виде точки, слабо видимой при 10-кратном увеличении.

Допустимое смещение калетты (шипа) и центра площадки относительно оси бриллианта массой до 0,29 карат - не более 2% от диаметра или ширины бриллианта; массой от 0,30 до 0,99 карат - 1,5%; массой от 1,00 карат - не более 0,5%.

Грани короны должны располагаться над гранями павильона. Для бриллиантов до 0,99 карат допускается смещение ребер верха относительно граней низа, не более: 10% основания нижнего клина верха, или грани верха для бриллиантов группы А; 20% для бриллиантов группы Б.

Все элементы огранки верха бриллиантов массой от 1,00 карат и выше должны быть визуально симметричны элементам огранки низа.

На бриллиантах не допускаются искривления граней и ребер, а также сколы, видимые при 10-кратном увеличении.

Поверхность граней бриллианта должна быть тщательно отполирована. На поверхности не допускаются следы графитизации, риски, царапины и другие следы обработки, видимые при 10-кратном увеличении, за исключением, бриллиантов массой до 0,29 карат - 8-й группы дефектности, массой от 0,30 карат -10-й группы дефектности, если устранение не изменит группу дефектности в сторону улучшения.

На поверхности бриллианта при наличии в нем природных дефектов (микрошвов, включений, трещин) допускаются следы этих дефектов, уходящие с поверхности вглубь бриллианта, в виде точек и полосок независимо от места их расположения, без скалывания их границ.

Разность углов наклона граней верха или низа к плоскости рундиста на одном бриллианте допускается не более: 1 град. -для группы А; 2 град. - для группы Б; 3 град. - для группы В; более 3 град. - для группы Г.

Контроль качества ювелирных изделий

Требования к качеству ювелирных изделий даны в ОСТ 117— 3—003—95. При приемочном контроле необходимо иметь в виду, что качество металла, в том числе драгоценного, используемого при производстве ювелирных изделий, должно соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий (ТУ). Металлы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (нательные украшения, посуда), должны иметь разрешение Министерства здравоохранения.

Контроль качества изделий осуществляется в определенной последовательности:

1. Проверка наличия на каждом изделии клейма инспекции пробирного надзора и именника предприятия-изготовителя, а также наличие сопроводительных документов.

2. Парные изделия (серьги, запонки) должны быть подобраны по размеру, форме, виду, огранке и цвету вставки.

3. На поверхности изделия из металла не должно быть дефектов: трещин, раковин, заусенцев. На лицевой стороне не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, волнистости и других видимых глазом нарушений поверхности изделия. На крупногабаритных ювелирных изделиях (предметы для сервировки стола) допускаются дефекты, рассредоточенные по поверхности изделия:

а) не более трех рассредоточенных пор на подносах, блюдцах, тарелках и др.;

б) не более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пор на объёмных изделиях (вазах, кувшинах, кубках);

в) не более одной поры на украшениях;

г) на нелицевых поверхностях допускаются незначительные пористости, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.

Однако употребляемые термины «незначительные» и «не ухудшающие» носят сугубо субъективную оценку, они позволяют легко перешагнуть грань доступного, так как частое видение незначительных следов инструмента приведет к пониманию невозможности исполнения изделия без этих самых следов. Видение экспертом ювелирного изделия с эстетической, а в данном случае и с профессионально-художественной точки зрения и наполняет содержание терминов «незначительные», «не ухудшающие».

4. Эмалевые покрытия должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, царапин, пузырьков, пор, пропусков, просветов, пятен, наплывов на филигранную перегородку и различных дефектов металла, видимых под прозрачной эмалью. Допускаются:

а) на эмалевых покрытиях украшений незначительная волнистость эмалевого слоя, наличие незаполненной полосы в местах соединения эмали с перегородками и кантом;

б) на эмалевых покрытиях крупногабаритных блюд, тарелок, предметов для сервировки стола незначительная волнистость и разнотонность слоя эмали, не более трех рассредоточенных включений в виде точек или царапин; не более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных включений в виде точек или царапин на объемных изделиях (вазах, кубках); не более одного включения на остальных (более мелких) изделиях.

5. На гальванических покрытиях могут быть следы контактов, не ухудшающие внешний вид изделия.

6. На черных ювелирных изделиях не должно быть более пяти рассредоточенных пор.

7. Сварные и паяные швы не должны иметь пустот, прожогов, поверхность не должна быть ровной, по цвету соответствовать цвету составного металла.

8. Изделия с чеканкой, филигранкой, штамповкой и гравированной поверхностью должны иметь четкое изображение. Не допускаются, особенно в изделиях, изготовленных методом штамповки, режущих кромок.

9. Вставки (камень, перламутр, кость) должны быть закреплены в оправе неподвижно и исключать возможность их выпадения. Корнеры, крапаны должны быть плотно прижаты к вставке. При глухой закрепке ободок металла должен плотно обжимать вставку по рундисту. Рисунок гризанта должен быть однороден по всему периметру ободка. Непрозрачные вставки допускается крепить клеем.

К качеству отдельных видов ювелирных изделий предъявляются следующие требования:

1. Серьги, броши, разъемные браслеты и шейные украшения должны быть снабжены замками, которые удобны в пользовании и исключают возможность самопроизвольного открытия. Резьба винтового замка должна быть ровной, без разрывов, винт двигаться равномерно, без ощутимых усилий. Замки браслетов и брошей должны иметь предохранители. Элементы крепления серег и брошей обеспечивают правильное положение изделий при эксплуатации. Булавки должны быть упругими, острыми концами не выступать за периметр изделия. Изделиям с шарнирным соединением должна быть обеспечена подвижность, без перекосов и заклиниваний.

2. Цепочки должны быть гибкими, без деформированных звеньев, т. е. звенья в своем наборе не должны менять рисунок всей цепочки. Особые требования предъявляются к паяным цепочкам. Они должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 0,25 кгс (2,5 Н) при диаметре проволоки до 0,25 мм, 0,5 кгс (4,9 Н) при диаметре проволоки свыше 0,25 до 0,35 мм и 1 кгс (9,8 Н) при диаметре проволоки свыше 0,35 мм. В цепочках, изготовленных из проволоки диаметром менее 0,35 мм, должно быть не более двух спаев смежных звеньев.

3. Нити бус должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 1 кгс (9,8 Н).

4. Кольца должны иметь диаметр от 15 до 22,5 мм с интервалом через каждые 0,5 мм.

5. Браслеты со вставками должны быть от 130 до 190 мм с интервалами через каждые 5 мм.

6. Предметы для сервировки стола (рюмки, стопки, графины, вазы) должны быть устойчивыми на горизонтальной плоскости и не опрокидываться при наклоне плоскости на 10-15°. При наклоне чайника или кофейника на угол до 70° крышка должна удерживаться на бортах. Ручки и накладки ручек должны быть соединены клинками ножей, шейками вилок, черенками ложек без качания и зазоров.

7. В парных изделиях в различных гарнитурах с набором одинаковых предметов последние должны быть одинаковыми по форме, размерам, расцветке, рисунку, отделке и виду вставок.

Приемочный контроль качества изделий по внешнему виду осуществляется визуально (невооруженном глазом) в отраженном свете электрической лампы мощностью З0-40 Вт при расположении источника света от изделия на расстоянии 250-300 мм.

Контроль симметричности вставок и парности изделий по цвету вставки в парных изделиях производится на белой бумаге, обязательно в помещении, защищенном от попадания прямого солнечного света. Не допускается контролировать парность изделий по цвету вставки на просвет.

Контроль качества оттисков клейм осуществляется также визуально, но с использованием оптической лупы с десятикратным увеличением.

Качество закрепки вставки контролируют посредством покачивания вставки закругленным деревянным или пластмассовым стержнем.

Контроль работы замков, булавок и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробованием их в действии.

Размеры колец определяют кольцемером, браслетов - металлической линейкой.

При выявлении бракованных изделий в партии (при выборочном контроле) производится повторный контроль удвоенного количества изделий той же партии. Результаты повторного контроля являются окончательными.

Срок возврата ювелирных изделий при обнаружении скрытого дефекта для ювелирных изделий - 6 месяцев со дня продажи.

Оценка уровня качества ювелирных изделий

Иногда под качеством изделия понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов. Такой подход не совсем правомерен, а особенно в отношении ювелирных товаров. Поскольку не включает такие понятия, как художественная и эстетическая ценность, эксклюзивность и т. д. хотя от данных показателей будет зависеть потребительная стоимость изделия.

Оценка уровня качества - наиболее широкое понятие, включающее в себя выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества для оцениваемого изделия, определение численного значения этих показателей и сопоставление их с базовыми показателями. Оценку уровня качества обычно проводят на торговых предприятиях при выборе наиболее перспективных изделий для реализации; на промышленных предприятиях при решении вопроса о целесообразности постановки изделия на производство; при анализе конкурентоспособности изделия и др.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества для исследуемого изделия осуществляется на основе типовой номенклатуры, исходя из функционального назначения данного конкретного товара. Основными функциональными показателями назначения для ювелирных товаров является их эстетическая и художественная ценность. Эстетические свойства изделия характеризуют следующие комплексные показатели качества:

- совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

Показатели информационной выразительности показывают насколько гармонично через форму ювелирного изделия переданы имеющиеся в данном обществе представления о красоте и гармонии, т. е. с одной стороны, стилевое соответствие и соответствие моде, а с другой - оригинальность и выразительность стилевого решения.

Показатели рациональности формы характеризуют, насколько конструкция изделия и его основных элементов отражает эстетическую целесообразность изделия, не нарушая при этом эргономических требований (удобства при эксплуатации).

Показатели целостности композиции характеризуют согласованность отдельных элементов изделия с эстетическим восприятием единства композиционного решения, связь цветовых сочетаний и декоративных свойств используемых материалов, а также гармоничность взаимных переходов объемов, плоскостей и очертаний отдельных деталей.

Показатели совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида включают качество выполнения контуров, округлений и сочленений отдельных элементов; качество нанесения декоративных покрытий и отделки поверхности, а также устойчивость внешнего вида изделия и его отдельных элементов к повреждениям.

Количественная оценка эстетических показателей обычно осуществляется экспертным методом по специально разработанной балльной шкале.

Археологи находят - искусно сделанные ювелирные украшения

Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Из драгоценных металлов и камней уйсунские мастера изготавливали. Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Из драгоценных металлов и камней уйсунские мастера изготавливали. Уйсуни Ювелирное искусство

Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Из драгоценных металлов и камней уйсунские мастера изготавливали бусы, перстни, серьги, браслеты, зеркала, застежки для одежд и другие предметы. При изготовлении бус и ожерелий использовались такие ценные камни, как агат, изумруд, яшма. Для того чтобы они были еще более красивыми, мастера инкрустировали их по­лудрагоценными камнями – бирюзой, опалом, гра­натом.

Широко распространилась традиция инкрусти­ровать драгоценными камнями золотые, серебряные изделия. Замечательные образцы этого искусства найдены при раскопках захоронения Актас. Вещи украшены зернью, мелкими вставками из бирюзы, сердолика.

Ювелирные изделия, оружие, украшения уйсунов отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Значительный интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от г. Алматы, на высоте 2300 м.

Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шири­ной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Компози­ция на диадеме состоит из трех частей, разделенных изображениями крылатых коней на пьедесталах. В центре расположен дракон. Группы животных, находящиеся слева и справа от него, направ­лены друг к другу. Среди них преобладают изображения фантасти­ческих животных: крылатые тигры и лошади, дракон, человеко-птица.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердо­лика и альмандина. Она выполнена с большим художественным мастерством ювелиром, который, скорее всего, жил в период с I в. до н. э.- II в. н. э.

Главной идеей каргалинской диадемы было изображение моде­лей вселенной, какой она представлялась уйсунам: животные символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – солнце.

В погребении найдено также 400 разных украшений, в том числе два перстня с изображением лежащего двугорбого верблюда, бляшки с изображение горного козла таутеке, бляшки в виде птицы, серьги, шаровидные бубенчики.

Обычаи, традиции и верования уйсунов

Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Материал об этом археологи собирают путем изучения погребений древних уйсунов – курганов. Из­вестно, что самые большие курганы у уйсунов были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м.

Структура уйсунских курганов следующая. Обычно они представляли собой скопление песка, дерна и камня. Иногда основание или верх курга­на обкладывали небольшими круглыми камнями размером с казан. Когда археологи открыли верх­ний слой уйсунского кургана, то обнаружили под ним слой камней, выложенных по кругу. Это был галечный слой. В центре кургана располагалась могильная яма.

Уйсуны хоронили покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. По пред­ставлениям древних уйсунов, умерший обязатель­но оживал. Поэтому в его могилу клали все не­обходимые при жизни вещи.

Могилы, обнаруженные учены­ми, отличались по размерам и по набору вещей, положенных в них. Если покойный был при жизни богатым и знатным человеком, в его моги­лу клали ценные предметы, самую дорогую одежду. Раскопки могил показали, что часто в мо­гилу клали посуду: глиняную и деревянную, в которой была пища. В могилу мужчин клали седла, конскую упряжь и уздечки, оружие – лук и стре­лы, кинжал, копье, нож.

В могилах среднего размера найдены несколько глиняных и дере­вянных сосудов, бронзовые серьги, булавки, браслеты. Оружие представлено железными кинжалами и ножами, трехгранными и плоскими наконечниками стрел.

В могилах маленьких курганов стояли один-два глиняных сосуда, железные ножи, бронзовые серьги, бусы.

Древние уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы. Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках. Архео­логи обнаружили ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах и посуде нарисо­ваны солярные знаки, т.е. изображения солнца.

Дополнительная информация

«…Уйсуни находятся в 2000 м на северо-востоке от Давани. местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ на пастбища. В этом отношении они сходны с хуннами. У уйсуней имеются закаленные в боях десятки тысяч воинов. Сначала уйсуни были в подчинении у хуннов. Затем, усилившись, при поддержке своих вассалов, отказались от повиновения.

Численность населения 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

Земля – равнина и пастбищная, обильно выпадают осадки. Всегда царит прохлада. В горах преобладают хвойные леса. Уйсуни не занимаются постоянно земледелием, садоводством, бахчеводством. С массой скота перекочевывают на место в поисках богатых пастбищ, лугов и водных источников.

У уйсуней уйма лошадей. Богатые люди имеют от 4 тысяч до 5 тыс. голов. Народ грозный, мужественный и самостоятельный. Словом, воинственный. Уйсуни считаются единственно сильными воинами. »

(Сыма Цянь, китайский историк, географ)